Как сделать перегруз вокала

Обновлено: 05.07.2024

Уверен тема подымалась не раз, возможно и на этом форуме, но поиск не выдал ничего.
Есть набросок трека,несколько каналов в микшере, т.е. кик,лид,бас, и т.д.
Так вот на всех этих дорожках звук не привышает отметки 0дб, но на мастере перегруз 6дб:D как так? чего я не знаю?

stereo100, Пересмотрите эквализацию,панорамирование и баланс.Просто идентичные друг другу частоты на разных инструментах накладываются и суммарная громкость увеличивается.Воспользуйтесь спектроанализатором для контроля.

мне постоянно звук кажется не прокаченным, не то что тихим а просто слабым,
возможно это сказывается на звуке? я пользуюсь асио в asus xonar dx, и так как компом звук асио не регулируется, я делаю громкость в фл на 50% ибо очень громко на 100.
Вообщем потерялся я в звуке)) -3рмс звучит для меня тихо:D
Начинаю рендерить, и эти -3рмс звучит в 2 раза тише чем мой эталонный трек

При рендеринге ползунок громкости установлен на 50%?
Setup:Adam F5,Native Instruments Komplete Audio 6,Sennheiser HD25,M-Audio oxigen 49.

нет ставлю в 100 естественно)) просто хочу понять в чем разница моего -3 рмс тихого по звучанию, и эталона -3 рмс реальо громкого, что я делаю не так?

stereo100, RMS - это не громкость звука. Для измерения громкости, должны учитываться особенности человеческого восприятия. Можешь измерять громкость с помощью wave candy в режиме измерителя громкости Leg(A) или ITU-R BS.1770. Либо использовать сторонние измерители, которые измеряют громкость, а не rms.

Если интересно, почему так, то можно использовать гугль или яньдекс, или еще какое-нибудь йаху, чтобы найти вещи про громкость звука и прочитать. (image)


-3,на мой взгляд,это кошмар.Трек абсолютно плоский,никакой динамики.
Скажите,а на мастер-шине какие эффекты,обработки?

-
Если я правильно понял,то сначала эквализация,затем компрессия.
Setup:Adam F5,Native Instruments Komplete Audio 6,Sennheiser HD25,M-Audio oxigen 49.

ну в класической музыке да)) но эелктро очень громкие сейчас, бигрумы разные там
вот в этом треке на дропе показывает 1.5 rms! или я не тем меряю?

p.s. на мастере только лимитер
вообщем я полностью запутался с этими звуками
говорят что лучше всего сводить что бы на каждой дорожке -3 -6дб было, делаю так потом на мастере с обработкой громкость повышается, но нет четкости.

причем это максимальная обработка, на мастере не могу ничего делать звук портится.
хотя заметно не хватает частот по всем диапазонам, начинаю добавлять корректировать и каша получается
p.s. без мастеринга

ИМХО.Подрежьте немного (совсем)))басы и побольше высокие-поможет выжать больше РМС при компресии.Клиппированный сигнал я заметил только на вокальных вставках.Проверьте партию синта,который играет одновременно с вокалом,отэквализируйте/отрегулируйте громкость вокала.
Кстати,очень неплохо по аранжировке,мне понравилось. (image)
Setup:Adam F5,Native Instruments Komplete Audio 6,Sennheiser HD25,M-Audio oxigen 49.

вообщем проблема моя в громком звуке, он либо громкий но не насыщенный, либо прокачен но тихий:) а хотелось бы достичь и того и другого вместе.

(image) (image) Весело,да уж.. (image) (image)
Очень огорчает,по правде говоря то,что сейчас молодежь берет вот такие треки за референс..Хотя может я и ошибаюсь.
Уж лучше тогда на треки того же Андрея Вахненко равняться.Совсем другой уровень,нмв.
Setup:Adam F5,Native Instruments Komplete Audio 6,Sennheiser HD25,M-Audio oxigen 49.

Андрей молодец, у него все четко звучит, массивно чисто.
Я не говорю что этот трек для меня идеал, я просто привел его как пример рмс, там вообще до 2-х не доходит.

Всех приветствую! Не давно на мероприятии (на юбилее) была возможность петь впереди колонок (почти постоянно сидишь либо на уровне, а чаще сзади акустики) и заметил, что фанера играет как бы сама по себе, а голос звучит сам по себе, нет единого звучания. Поиск по форумам и интернету выдает только запись вокала и сведение его с минусом уже на компе. А какими методами можно "утопить" голос в минус в живой работе? Надо отстраивать микрофон по тембру, подходящему к фонограмме или приборы какие-нибудь в помощь? Спасибо!

Как минимум - оставлять в аранжировке нишу для вокала и объединять элементы аранжировки и вокал одной реверберацией.

Cubase 9 Pro
Audiotechnika AT4040, AT2050, Steinberg UR28M, Arturia KeyLab 61, MXM RSA-30, Presonus Faderport, Behringer TRUTH B2030A, Beyerdynamic DT770Pro
красавица-жена, 2 сына, 22 дерева, 1 дом, чёрный чай с лимоном.

Как минимум - оставлять в аранжировке нишу для вокала и объединять элементы аранжировки и вокал одной реверберацией.

Я так понимаю, что этим должен заниматься аранжировщик при создании минуса? Но минуса все разные и по качеству и по тембру.

Не ломай себе голову вырезкой места под вокал в каждой фонограмме. не считая того что все фанеры разные и то,что это не студийная запись,а работа в живую.
Если нормально откомпрессируешь вокал и правильно отстроишь микрофон(при условии боль-мень ровно отстроенного портала),то микрофон не придётся выдвигать на передний план по громкости,да и звучать он будет собранно и без таких динамических перепадов. а дальше холом усадишь его в фонограмму по глубине звучания,чтоб не торчал как гвоздь на переднем плане.
Если без заявки на серьёзные концертные выступления,то будет вполне нормально.

При записи плюса. Сводим полностью плюс, потом мьютим вокал и снимаем улучшайзеры на мастере.

дальше холом усадишь его в фонограмму по глубине звучания,чтоб не торчал как гвоздь на переднем плане

Cubase 9 Pro
Audiotechnika AT4040, AT2050, Steinberg UR28M, Arturia KeyLab 61, MXM RSA-30, Presonus Faderport, Behringer TRUTH B2030A, Beyerdynamic DT770Pro
красавица-жена, 2 сына, 22 дерева, 1 дом, чёрный чай с лимоном.

Всех приветствую! Не давно на мероприятии (на юбилее) была возможность петь впереди колонок (почти постоянно сидишь либо на уровне, а чаще сзади акустики) и заметил, что фанера играет как бы сама по себе, а голос звучит сам по себе, нет единого звучания. Поиск по форумам и интернету выдает только запись вокала и сведение его с минусом уже на компе. А какими методами можно "утопить" голос в минус в живой работе? Надо отстраивать микрофон по тембру, подходящему к фонограмме или приборы какие-нибудь в помощь? Спасибо!

Монитор надо или систему ушного мониторинга ) Как утопить уже слух подскажет. Если петь перед ас то как минимум в 2 метрах иначе дудка на вч не раскрывается и быстро можно оглохнуть.

Владимир,я потому и сказал,что всё зависит от конкретной фонограммы. просто это пожалуй единственный параметр,который придётся корректировать относительно фонограмм(конечно это всё спорно,но таким образом можно хоть как-то увязать готовую фонограмму и живой вокал. )

была возможность петь впереди колонок (почти постоянно сидишь либо на уровне, а чаще сзади акустики) и заметил, что фанера играет как бы сама по себе, а голос звучит сам по себе, нет единого звучания.
А какими методами можно "утопить" голос в минус в живой работе? Надо отстраивать микрофон по тембру, подходящему к фонограмме или приборы какие-нибудь в помощь?

Ну, вживлять голос в фанеру, с опытом умение приходит
С другой стороны, - например: в Dynacord D-Lite 1000 тоже на маленькой громкости, удивительно отдельно голос от фанеры звучит, замечал, - не сшивается ревер конечно в помощь, но ТЕМБРАЛЬНО ещё срастаться должно!

Когда играли на Yamaha DX11, Roland 505 и бас гитара, вдвоём. хорошо запомнил, как от клавишной подкладки с сипом, появлялось ощущение, что микрофон по верхам раскрываться начинает сразу, такой вот обман слуховой. тут и важно не только в балансе быть, но и тембрально слиться. в общем - наука целая
один раз забыл ревер включить, да на песне "Я люблю тебя без . только в конце заметил за то в очередной раз понял, что НЕ ревер вживляет голос

__________________
Midas Venice 160 , Lexicon MPX 1, Dynacord H5000 RCM26, Dynacord VL 152, Lab Gruppen FP 7000, XTA DP446, Fohhn AS-31, Shure ULXP 24 SM87, SKB, Monster, Mogami, Analysis Plus, cable. ADJ Dotz TPAR System, CHAUVET INTIMIDATOR BARREL 300. A&H WZ 16 2DX

Не ломай себе голову вырезкой места под вокал в каждой фонограмме. не считая того что все фанеры разные и то,что это не студийная запись,а работа в живую.

Это не работа вживую (кстати, пишем вместе), а под фонограмму. Вживую - там другие способы утапливания. А утапливание под фонограмму как раз более сходно со студийной работой, чем с игрой вживую.

Cubase 9 Pro
Audiotechnika AT4040, AT2050, Steinberg UR28M, Arturia KeyLab 61, MXM RSA-30, Presonus Faderport, Behringer TRUTH B2030A, Beyerdynamic DT770Pro
красавица-жена, 2 сына, 22 дерева, 1 дом, чёрный чай с лимоном.

Чтобы голос лёг в минус, надо учитывать кучу факторов: обработка голоса в соответствии с минусом, окраска самого минуса (ну тупо вырезать середину у минуса, если совсем просто), манера держать микрофон, от этого многое зависит. С каждой песней надо работать индивидуально.

__________________
Филипп Ньюэл велел делиться знаниями

Основной аппарат: PS Solo+NAG QM-400, Wharfedale Pro EVP-X 12 + Synq 1k0, Yamaha MG 12/4 FX, ProAudio WS 810 HT. Сабвуферы EuroSound XF-12 + EuroSound XZ-800, LMS EuroSound EX 2040
Дублёр EVM BS 123 + Park Audio II VX-700-4, Yamaha MG 124 CX.

PS Luina F8 HD + 15 Sub, TDA Calex 4 + 12" Sub (эксплуатирую)

Для ценителей Vermona L 9064 + Vermona Regent 1010, Vermona M-310, Электроника ПМ-01

Это не работа вживую (кстати, пишем вместе), а под фонограмму. Вживую - там другие способы утапливания. А утапливание под фонограмму как раз более сходно со студийной работой, чем с игрой вживую.

Володь,когда человек заказывает фнограммы для себя,то всё именно так как ты и говоришь. но когда он пользуется обычными готовыми минусами с интернета,

то все эти способы(профессионально смикшировать эти составляющие,будут слишком геморны и трудоёмки. потому для него и лучше(в данной ситуации) поработать с динамической и частотной обработкой вокала. ну и плюс холл(без которого тоже не обойтись).
Просто я понимаю что SerGa сам себе режиссёр и работает в одни руки.

Совершенно верно. Работаю в основном по свадьбам и юбилеям и как говорится, сам себе режиссер. Помещения такие, что себя услышать в "прямой видимости" не получается, всегда сидишь сзади колонок. Тут вот подвернулось так, что можно было все услышать с переднего плана и картина нарисовалась.

Пробовал по-всякому и дальше и ближе и тише и громче, но эффект не тот.
Спасибо, ребята, за советы, кое что понятно. Поставлю дома аппарат, возьму у знакомого компрессор и побалуюсь, возможно чего-нибудь и добьюсь!
Еще раз спасибо всем!

Вот. А лучше, когда отдельный звукорежиссер занимается динамикой по ходу песни, например, в проигрыше выделить минусовку, но делать это мягко и корректно. Тоже самое с ревером, он не одинаков во всей песне.

__________________
Поющий композитор, аранжирующий певец

Вот. А лучше, когда отдельный звукорежиссер занимается динамикой по ходу песни, например, в проигрыше выделить минусовку, но делать это мягко и корректно. Тоже самое с ревером, он не одинаков во всей песне.

А ещё лучше будет,когда хозяева ресторанов и кафе будут оплачивать ставку отдельного звуко-режиссёра и заказчики банкетов соответственно тоже. но так как это на данный момент из области фантастики,то и обсуждать нет смысла.

Правда не совсем понял о регулировке какой динамики по ходу пьесы Вы написали. Использование компрессии уже решает вопрос динамической обработки. или Вы собираетесь в процессе песни регулярно перестраивать компрессор?

Володь,когда человек заказывает фнограммы для себя,то всё именно так как ты и говоришь. но когда он пользуется обычными готовыми минусами с интернета,
то все эти способы(профессионально смикшировать эти составляющие,будут слишком геморны и трудоёмки.

Я рассказываю, как надо; а Вы уже применяйте это по мере возможности (и надобности) в своей работе

Возьмём, к примеру, динамику среднестатистического минуса; который выложен в интернете. Автор поджал его лимитером/максимайзером для громкости. На выходе получаем в пиках 0 дб, в провалах -3 Дб. Колбасу, грубо говоря. Пусть даже это сделано без перегрузов и прочих артефактов. Разница в 3 Дб.

А теперь живой вокал - в пиках 0 Дб, в провалах -18! Как бы мы не искали уровень вокала - он будет или тонуть, или выпирать. Ставим в инсерт вокала компрессор. Чтобы не было артефактов, ratio ставим не более 3:1. Разница в динамике теперь примерно 4,5 дб. Всё равно до минуса не дотягивает. ОК, плюём на артефакты и увеличиваем ratio. Микрофон начинает насасывать шумы и фонить на всех частотах. ОК, ставим до компрессора гейт, пытаемся обрубить уровень ниже самого тихого вокала; ловим щёлчки :) Теперь учимся с этим всем петь и фиксируем в помещении одну точку, где можно находиться; чтобы всё это не сорвалось в фидбэк.

Cubase 9 Pro
Audiotechnika AT4040, AT2050, Steinberg UR28M, Arturia KeyLab 61, MXM RSA-30, Presonus Faderport, Behringer TRUTH B2030A, Beyerdynamic DT770Pro
красавица-жена, 2 сына, 22 дерева, 1 дом, чёрный чай с лимоном.


Любая попытка полностью описать процесс продюсирования вокала, да ещё с учётом всех жанров, стилей и субъективных мнений, скорее всего, обречена на неудачу, поскольку невозможно втиснуть всё, что можно сказать по этой теме в одну журнальную статью. Но поскольку вокал это один из важнейших элементов в большинстве современных музыкальных стилей, мы всё-таки решили внести свою посильную лепту и дать здесь некоторые советы, которые могут быть полезными на всех этапах музыкального производства.

Поппинг и борьба с ним

НЧ-фильтр на вокале

Обрезной НЧ-фильтр, включённый в микрофоне и/или предусилителе (обычно 80 Гц, 18dB на октаву), способствует решению этой проблемы, хотя, в некоторых случаях этого тоже недостаточно. Поэтому, желательно использовать его и на стадиях редактирования или сведения. В большинстве случаев, Вы можете увеличивать частоту среза до тех пор, пока не появятся слышимые изменения тембра голоса, и только после этого немного открутить его обратно. Благодаря этому, Вы сможете максимально оградиться от нежелательного грохота и при этом не затронуть низкие частоты вокального звука.

Низкие частоты могут проникать через поп-фильтр и НЧ-фильтр в микрофоне или предусилителе, поэтому, постарайтесь очистить сигнал до того, как начнёте дальнейшую обработку. На этой иллюстрации показан обрезной НЧ-фильтр, включённый в эквалайзере плагина SSL Vocalstrip.

Компрессия

Эквализация или многополосная компрессия?

В принципе, кроме срезания низких частот, больше нет никаких золотых правил эквализации вокала. Всё зависит от характера голоса, от микрофона и, в меньшей степени, от предусилителя.

Пространство

Самый простой способ воссоздать звучание какого-нибудь маленького клуба – это воспользоваться конволюционным ревербератором и загрузить в него импульс, записанный в соответствующем акустическом окружении. Но вот задумайтесь, почему, когда дело доходит до более общих и менее специфических задач, так популярна листовая реверберация? А всё дело в том, что она позволяет добавить объём и блеск, не запуская в мозгу цепочку ассоциаций с конкретным окружением. Иными словами, когда Вы слышите её, то не представляете себе собор, концертный зал или автостоянку. Настоящие листовые ревербераторы сейчас довольно редки, но зато практически в каждом цифровом ревербераторе есть эмуляция этого эффекта. На мой взгляд, плагин Universal Audio EMT Plate 140 для платформы UAD наиболее точно воссоздаёт звучание этих раритетных аппаратов.

Задержка для вокала

Один из самых известных и старинных способов, позволяющих сохранить вокал на передних позициях – это отделить сухой звук от сопровождающей его реверберации при помощи задержки. Это называется предзадержкой, и подобный параметр имеется в большинстве цифровых процессоров. Время предзадержки может варьироваться от 30 до 100 мс и более. У неё есть реальное физическое воплощение: например, когда Вы находитесь в большом помещении и стоите близко к говорящему человеку, то сначала слышите его сухой и яркий голос, и лишь через некоторое время, когда звук достигнет стен и отразится обратно, услышите реверберацию.

На этих иллюстрациях показан простой дилэй, синхронизированный по четвёртым нотам (плагин Pro Tools Mod Delay II), использованный продюсером Young Guru при обработке вокала певицы Rihanna для альбома The Blueprint 3 от Jay-Z.

Если реверберация имеет яркий характер, то она может быть очень заметной в миксе, хотя, некоторые стили с успехом эксплуатируют это свойство (вспомните о Джордже Майкле). Но если Вам не требуется столь навязчивое присутствие, понизьте в ней высокие частоты – скажем, всё, что выше 3 – 4 кГц. В комбинации с предзадержкой, это поможет удержать вокал на переднем фронте. По сути дела, явно слышать реверберацию Вы практически не будете, но на подсознательном уровне мозг определит её наличие.

Я также предпочитаю понижать частоты ниже 150 Гц или около того, чтобы реверберация не замутняла низкую середину. Старые алгоритмические процессоры хорошо работают в этом отношении. В некоторых случаях, убрав на минимум такие параметры, как плотность (density) и диффузия (diffusion), Вы получаете, скажем так, довольно примитивную и дешёвую реверберацию, которая, тем не менее, звучит более гладко и музыкально, нежели современные плотные эффекты.

Подобный тип реверберации можно услышать у таких групп, как Kings of Leon, The Killers и Red Hot Chili Peppers. В результате, вокал звучит практически сухо и на переднем плане, но при этом имеет ощущение пространства, не отрывающее его от остальных инструментов. Хотя, в некоторых песнях Kings of Leon также используется небольшая задержка. Многие треки Coldplay тоже имеют сухой вокал, правда, иногда они всё-таки используют довольно много реверберации – прям как в старые добрые времена. Стоит сказать, что во многих альбомах, выпущенных к концу прошлого столетия, часто использовалась щедрая доза одного и того же эффекта во всех треках. Нынешние же продюсеры, в основном, изменяют эффекты от трека к треку. Например, послушайте недавний альбом Strokes и Вы заметите, как изменяется диапазон обработок. Здесь и короткая сухая реверберация с предзадержкой, и slapback-эхо в стиле Джона Леннона, а также питч-шифтинг и прочие трюки.

Стоит сказать, что есть некоторые очень успешные исполнители, не стесняющиеся сдабривать вокал щедрой дозой реверберации. Fleet Foxes – показательный пример. В большинстве их треков, как мне кажется, использована алгоритмическая реверберация с предзадержкой и довольно длительным распадом (возможно, от Lexicon). В ней также несколько убраны высокие частоты, но не настолько, чтобы затушить в эффекте все искры. Они проявили реальный олдскульный подход, но если он работает, зачем его отвергать? Такие группы, как JLS и Arctic Monkeys тоже не чураются этого, часто комбинируя реверберацию с задержкой, чтобы создать большой звук, живо напоминающий нам давние треки Duran Duran. С другой стороны, Adele и Amy Winehouse часто использовали различные типы реверберации практически для каждого трека – от довольно живой и заметной листовой (в комбинации с задержкой), до очень интимного и едва ощутимого окружения комнаты.

Полезная тактика, благодаря которой можно получить вокальное окружение, помогающее ему оставаться на фронте микса – это воспользоваться процессором, имеющим регулятор баланса между ранними отражениями и хвостом реверберации. Если повернуть баланс в сторону ранних отражений, то можно создать ощущение окружающего пространства без какого-либо заметного эха. Опять же, убрав такие параметры, как плотность и диффузия, а также добавив предзадержку, можно создать в вокале ощущение пространства и близости, не замыливая его реверберацией. Если процессор позволяет регулировать такой параметр, как размер (size), то Вы можете настроить интервал между ранними отражениями и получить больший контроль над характером звука. Тем не менее, очень аккуратно пользуйтесь этими советами: Вы удивитесь, насколько мало эффекта нужно добавить к вокалу, чтобы убрать в нём сухость и усадить в микс.

В некоторых случаях, можно вообще забыть о реверберации и вместо неё использовать задержку. Я получал неплохие результаты, пользуясь стереофоническим дилэем, в котором один канал настроен примерно на 100 мс без обратной связи (чтобы получить что-то типа предилэя/дабл-трека), а в другом выставлено несколько сот миллисекунд с обратной связью, достаточной для того, чтобы возникало три или четыре слышимых повтора. Уровень эффекта настройте таким, чтобы его хорошо было слышно в соло, но в общем миксе он был практически незаметен. Кроме того, неплохо работает комбинация из небольшого количества стереофонической задержки и умеренно широкой реверберации.

Тюнинг и прочие трюки

Мы много рассказывали об автоматических питч-корректорах, включая и использование их в качестве средства для создания искусственных дабл-треков. Смысл этого метода состоит в том, что Вы берёте задержанную копию вокального трека, загружаете питч-корректор и устанавливаете в нём относительно медленное срабатывание. Кроме того, при помощи такого процессора Вы можете получить и другие, очень тонкие и интересные вокальные эффекты. Попробуйте пропустить реверберацию или задержку через питч-корректор, установив в нём соответствующую тональность и быстрое срабатывание. В результате, оригинал сохраняет свои высотные характеристики, а на ревербератор/дилэй идёт жёстко оттюненый сигнал. Сбалансируйте оба сигнала, и получите свежее и неожиданное звучание знакомого эффекта.

Подобные креативные дела часто востребованы в танцевальной музыке. Весьма популярна такая вещь, как подача на дилэй сигнала, который прошёл через такие эффекты, как bit crusher, granuliser или stutter. Большие, или даже избыточные уровни задержки/реверберации часто используются в танцевальных треках для подчёркивания ключевых моментов или создания определённых структурных элементов аранжировки (к примеру, брейкдаун нередко состоит только лишь из хвоста такого гигантского эффекта). Впрочем, ничто не мешает делать эти вещи и в любых других стилях – главное, чтоб голова и руки росли из правильного места.

Динамика и вариации эффектов

Как я уже намекал, далеко не всегда можно быстро и легко найти правильный баланс эффектов, поскольку, чтобы быть услышанными в загруженном миксе, им требуется довольно высокий собственный уровень. Однако, когда в аранжировке встречается тихое или разрежённое место, они могут стать слишком довлеющими. Самое простое решение – это автоматизировать уровни посыла на ревербератор или дилэй, понижая их во время тихих секций. На практике, я предпочитаю просто перемещать такие тихие партии на отдельные треки, где и применять к ним соответствующую обработку.

Бэк-вокал

Выравнивание вокала по ритму

Тайминг многослойных бэк-вокальных партий невероятно важен в современной музыке. Очевидно, что лучший способ получить чёткие, плотные и ритмически верные бэки – это тщательные репетиции и исполнение, хотя, и в этом случае часто требуется определённое редактирование. В качестве ориентира можно использовать сигналограмму (форму звуковой волны) ведущего вокала: Вы смотрите на неё и соответствующе редактируете бэк, чтобы получить полную синхронность. Конечно, это следует делать тогда, когда бэки дублируют основную партию. Если же они играют свою собственную роль, то можно просто взять, так сказать, самый лучший голос, и под него подстроить остальную пачку. Поскольку у современных DAW имеется очень мощный арсенал для манипуляций с аудио, Вы можете не только перемещать звуковые фрагменты по дорожке, но и растягивать, сжимать и изменять их высоту, чтобы добиться максимально точного сочетания. Тем не менее, мне не очень нравится подобная обработка, поскольку она часто вносит слышимые артефакты. Поэтому, редактируйте ушами, а не глазами: если что-то звучит хорошо, но на экране выглядит плохо, то лучше отдать предпочтение слуху. И если в результате Ваших передвижек фрагменты накладываются друг на друга, не забывайте ставить между ними кроссфейды, чтобы избежать щелчков в местах стыков.

На этой иллюстрации показаны синхронизированные партии бэк-вокалов. Выравнивание таймингов делалось вручную, опираясь на сигналограмму ведущего вокала.

Тем не менее, всё равно старайтесь работать в щадящем режиме, поскольку, чем выше скорость коррекции, тем меньше высотных различий будет между слоями. В результате, Вы можете получить не особо натуральный хорусоподобный эффект. В случаях с реал-таймовыми питч-корректорами, Вы легко сможете избежать этой проблемы, если установите не очень быстрое срабатывание – где-то на половину или ниже. Чтобы ещё улучшить результаты, пробуйте настраивать разное время срабатывания в каждом слое. Те же самые правила применяются, если Вы пользуетесь офлайновыми процессорами, такими, как Melodyne или Cubase VariAudio. Так что, не слишком увлекайтесь.

В принципе, если Вы хотите добавить бэк-вокалам больше плотности и фактурности, то можете воспользоваться любыми методиками создания искусственных дабл-треков. Кроме того, можно обратиться и к специализированным процессорам, таким, как Antares Duo или Choir. Если Вы считаете, что бэки звучат слишком тяжело, попробуйте облегчить их, обработав HP-фильтром с частотой 150 – 200 Гц. Компрессия всей пачки и небольшое количество реверберации часто помогают склеить все голоса вместе. С компрессором надо быть поосторожней, поскольку пережатые бэки могут вылезти вперёд и столкнуться с ведущими партиями.

Я предпочитаю отправлять бэки и основной вокал на отдельные шины, поскольку обычно им требуется разная общая обработка. Хотя, посылы зачастую делаю на один и тот же ревербератор или параллельный компрессор.

Совершенство приходит с практикой

Некоторые дополнительные советы

Пару слов о редактировании
Держите ритм. Многие люди сейчас тратят массу времени на высотную коррекцию вокальных треков, но часто не уделяют должного внимания их ритмической составляющей. Учитывая то положение, которое ведущий вокал занимает в современных миксах, я думаю, что ошибочно недооценивать их влияние на общий ритмический пульс (грув) музыки. В большинстве проектов для Студии спасения миксов, я трачу на это времени зачастую не меньше, чем на тюнинг.

Скрывайте следы редактирования. Если в Вашем треке достаточно тяжёлые барабаны, то они могут помочь замаскировать следы жёсткого или неуклюжего редактирования. Надо только делать такие вещи рядом с сильными ударами барабанов. В большинстве случаев, они эффективно маскируют неоднородность правки и расширяют доступные варианты обработки. Майк Сеньор.

Последовательная и параллельная компрессия
Двойная компрессия. Как уже говорил Пол Уайт, автоматизируя вход основного вокального компрессора, Вы помогаете удержать уровень вокального сигнала в зоне оптимальной обработки этого прибора. Однако, есть и другой подход, когда используется два последовательно включённых компрессора. Первый имеет медленные настройки и низкое отношение (порядка 2:1), и нацелен на работу с долговременными изменениями уровня. Во втором же выставлены быстрая атака и восстановление, а также более высокий коэффициент, чтобы управлять кратковременными изменениями уровня и увеличить плотность звучания.

Тяжёлая компрессия и сибилянты. Компрессор часто усиливает сибилянты в вокальных партиях, и хотя никто не мешает поставить после него де-эссер, я считаю, что можно значительно облегчить себе жизнь, если пользоваться вокальным компрессором, у которого есть возможность внешнего управления по боковой цепи. Вы подаёте в неё управляющий сигнал, вставляете туда эквалайзер или фильтр, и делаете пиковое повышение где-то в области 7 кГц. Это заставляет компрессор быть более чутким к свистящим частотам, что уменьшает проблему сибилянтов и облегчает работу де-эссеру. Чтобы добиться этого, нужно, по крайней мере, 6 dB повышения в фильтре боковой цепи. В большинстве случаев, достаточно полосы шириной в октаву (Q=1). Майк Сеньор.

Пространство: реверберация и задержка
Не загромождайте центр микса. Если Вы добавляете дилэй к панорамированной многодорожечной пачке бэк-вокалов, то сразу проверяйте, чтобы возврат эффекта не сужал общую картину. Если задержанный сигнал возвращается прямо в центр, то это реально может создать мешанину в этой области и ухудшить читаемость более важных вокальных партий. Даже пользуясь стереофоническими дилэями, их зачастую полезно дополнительно обрабатывать M/S-расширялками, чтобы, так сказать, отогнать эффект подальше от центральной области микса и сохранить там более чистое пространство.

Автоматизация вокального уровня

Автоматизация
Если Вы стремитесь к профессионально сбалансированному вокальному звучанию, не забывайте о таком существенном аспекте, как автоматизация уровня. Однако, если певец перемещается относительно микрофона, на записи может возникнуть этакое спорадическое изменение тембра голоса. И в тех треках, где голос должен находиться на переднем фронте, это часто препятствует нахождению субъективно устойчивого вокального уровня. Причём, не помогает даже массивная автоматизация. Поэтому, в таких ситуациях не бойтесь автоматизировать эквалайзер, изменяя его настройки в зависимости от вариаций вокального тона. [А вообще, конечно, лучше просто переписать его.] Майк Сеньор.

Детальная автоматизация вокальных уровней (и даже параметров эквализации) стала нормой в наши дни.

Бэк-вокалы и импровизации
Один из путей прийти к неудаче – это отнестись к записи бэк-вокалов как к чему-то второстепенному и не настолько важному, как ведущие вокалы. Это особенно актуально, если бэки являются частью основного лирического хука песни – они реально должны вести музыку, а не пытаться создать впечатление своей большой массой. Фактически, каждый из слоёв желательно записывать с максимальной выразительностью, ибо сама природа таких многослойных пачек уменьшает непосредственность каждого исполнения, что способствует возникновению вялости, вползающей в комбинированный результат. Майк Сеньор.

Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами

Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.

Общие советы

Идеально, если речь записана в акустически обработанной комнате. Если таковой нет, можно обойтись акустическим экраном для микрофона. Расстояние до микрофона индивидуально и зависит от громкости голоса, экспрессии и динамики. Главное, чтобы не было перегрузов или откровенно тихого сигнала. Оптимальное значение — от -18 до -12 дБ.


На микрофоне обязательно должна быть либо ветрозащита, либо поп-фильтр. Взрывные согласные сложно поддаются компьютерной обработке, так что лучше приобрести недорогой аксессуар, который избавит от большинства проблем с ними.

Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.

Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.

Обрабатываем звук для оффлайн-видео

Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.



Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.

Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.


Поиск и подрезание резонанса

Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.

Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:

● Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.

● 100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.

● Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.


Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот

Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:

● 180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.

● 1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.

● 9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.


При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.

Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:

● Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)

● Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.

● Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.

● Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.

● Threshold: здесь нужно смотреть по уровню громкости исходного трека. Начать можно с -8 дБ.


Лимитеринг. Это операция позволяет ограничить максимальный уровень громкости. Сигнал на мастер-шине не должен зашкаливать, и лимитер выступает в роли очень жесткого компрессора, который не позволяет сигналу выбраться за пределы установленного значения. Как правило, среднее арифметическое уровня сигнала (RMS) должно быть около -16 дБ. При рендере на мастер-шине нужно выставить уровень -0.5 дБ, потому что финальная конвертация аудио может сделать звук громче и добавить искажений. При отсутствии лимитера его роль может сыграть компрессор: достаточно выставить ratio на максимум, threshold на -0.5 дБ, и атаку на минимум.


Лимитер и компрессор в роли лимитера

Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.

Обрабатываем звук в онлайне

У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.

Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.


Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio

Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:

1. Шумоподавление. В отличие от оффлайн-видео, звук к которым нередко записывается отдельно на качественный микрофон, в стримах часто используется не самое лучшее оборудование. Недорогой микрофон вкупе со встроенной звуковой картой и включенной функцией Microphone Boost в настройках звука Windows будут сильно шуметь. Для того, чтобы избавиться от этого шума, можно использовать встроенный в OBS фильтр Noise Suppression. У него всего одна настройка — уровень шумоподавления, начать стоит со значения около -20 дБ.


2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.

● Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.

● Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.

● Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.



4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.


При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).


Дайте послушать результаты!

Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.

Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.

При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.

Читайте также: