Как сделать паспорт здоровья дошкольника

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

1. Чем этот новый документ отличается от медицинской карты, которую оформляют в детской поликлинике на ребенка?

Медицинскую документацию педиатры ведут для себя и для своих коллег - узких специалистов, которые наблюдают за тем, как растет и развивается ваш ребенок, а в случае его заболевания оказывают профессиональную медицинскую помощь.

Наше законодательство не запрещает родителям знакомиться с медицинской картой, заведенной на ребенка. По первому требованию в лечебном учреждении вам предоставят копии медицинских документов. Однако используемая специалистами терминология не рассчитана на людей без медицинского образования и поэтому не всегда понятна родителям. Разумеется, доктор на приеме, в рамках имеющегося у него времени, ответит маме на возникшие вопросы, но она из-за спешки и волнений многое может забыть, выйдя за порог кабинета. Кроме того, родители не всегда могут присутствовать при осмотре врачом их ребенка, например при проведении профилактических осмотров в образовательных учреждениях.

Поэтому Паспорт здоровья ребенка вводится для того, чтобы, во-первых, медицинская информация была понятна родителям, а во-вторых, с целью повышения активности членов семьи в формирования личности их ребенка.

2. Где должен храниться Паспорт здоровья ребенка?

Документ должен находиться в семье ребенка. Паспорт здоровья предоставляется родителями врачу при посещении ими лечебного учреждения, по требованию медико-психолого-педагогической комиссии, а также воспитателя детского сада или классного руководителя при проведении диспансеризации и профилактической вакцинации.

3. Означает ли, что в документе не будет ни одного специального термина?

Нет, не означает. Хотя все записи специалистов должны быть понятны родителям, тем не менее одной из задач Паспорта здоровья ребенка является знакомство родителей с некоторыми общепринятыми медицинскими терминами, которые характеризуют, например, физиологические показатели развития ребенка. Тогда родители смогут достаточно хорошо понимать врача, когда он во время осмотра ребенка характеризует его здоровье. Кстати, это позволит родителям более объективно оценивать физиологическое и психологическое состояние ребенка.

4. Какая еще информация содержится в Паспорте здоровья ребенка?

Соответственно возрасту даются общие рекомендации по физическому воспитанию, предотвращению детского травматизма и др.

5. Зачем к заполнению Паспорта здоровья ребенка привлекают педагогов?

Семья, врач и педагог - каждый по-своему помогают маленькому человечку вырасти физически и психически здоровым. Педагоги и детские психологи имеют возможность наблюдать ребенка в неформальной обстановке, сравнивать его физические параметры и особенности психического развития с возрастной нормой и, между прочим, судить о том, насколько эффективно заботятся о здоровье ребенка родители.

Разумеется, никто и ничто не заменит ребенку семьи, но у родительской опеки есть оборотная сторона - опасность преобладания субъективных взглядов, давление внутрисемейных, национальных или каких-либо иных традиций, которые не всегда согласуются с научными представлениями о физическом и психическом развитии ребенка.

6. Не будут ли врачи воспринимать Паспорт здоровья ребенка как лишнюю нагрузку или ненужную писанину?

Педиатрам новый документ будет необычайно полезен. Дело в том, что важнейшая задача педиатрии - научить родителей предупреждать болезни детей. Однако врач больше взаимодействует с теми родителями, у которых чаще болеют дети. Здоровые дети, а также дети, страдающие пограничными между здоровьем и болезнью расстройствами, оказываются вне зоны его внимания. Поэтому единичных формализованных медицинских осмотров недостаточно, чтобы своевременно обнаружить признаки начала заболеваний у таких детей и врач не может своевременно выработать эффективную стратегию профилактических мероприятий.

Вот почему специалистам окажут неоценимую помощь записи наблюдений за ребенком тех, кто видит его в повседневной жизни, - родителей и педагогов (воспитателей): насколько активен ребенок, как быстро утомляется, какой у него характер, с какими социальными трудностями он сталкивается, ладит ли он со сверстниками. Ответы на эти вопросы дополняют картину представлений врача о ребенке и позволяют педиатру эффективно разработать для своего пациента индивидуальную программу профилактических мероприятий.

7. Что делать, если родители не желают огласки об имеющемся у ребенка заболевании?

8. Обязательно ли Паспорт здоровья ребенка следует вести с рождения до 17 лет?

Паспорт состоит из четырех книжечек: первая заполняется на ребенка в возрасте от 0 до 6 лет, вторая - от 7 до 10 лет, третья - от 11 до 14 лет, четвертая - от 15 до17 лет.

Все книжечки желательно аккуратно хранить в домашнем архиве, они пригодятся вашему ребенку в будущем!

9. Где можно приобрести Паспорт здоровья ребенка?

Всем юным москвичам Паспорт здоровья ребенка выдается бесплатно, и мама получит его при первом патронаже новорожденного на дому или этот документ ей выдаст участковый педиатр. Возможно также, что и классный руководитель в школе выдаст Паспорт здоровья ребенка родителям.

В любом случае документ отдают родителям под расписку. Постарайтесь отнестись к нему бережно!

ПО ВОПРОСАМ ПРОБЛЕМ СО ЗДОРОВЬЕМ, САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Департамент здравоохранения города Москвы

Управления здравоохранения административных округов

Центральный административный округ

ул. Б. Татарская, 30/32

Северный административный округ

ул. Поликарпова, 4

дежурный 946-11-09, факс 946-11-27

Северо-Восточный административный округ

ул. Яблочкова, 27

дежурный 610-31-04, факс 610-96-20

Восточный административный округ

Зеленый просп., 6, корп. 1

Юго-Восточный административный округ

Волгоградский просп., 113, корп. 5

дежурный 177-22-00, факс 175-83-46

Южный административный округ

Варшавское ш., 116

Юго-Западный административный округ

ул. Профсоюзная, 16/10

дежурный 124-45-47, факс 125-53-00

Западный административный округ

ул. Богданова, 50

дежурный тел./факс 435-03-97

Северо-Западный административный округ

дежурный тел./факс 491-87-74

Зеленоградский административный округ

Зеленоград, Медицинский комплекс

дежурный 535-54-49, 534-11-91

Источник: справочник "Вместе с Москвой - дружной семьёй", правительство Москвы, Московская городская дума, АНО редакция журнала "Круг жизни". Подписано в печать 14.07.2007

Кто, кроме родителей может забирать ребёнка, их телефоны, паспортные данные_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мобильный номер телефона папы………………………………………………………………………………………………………….
Группа крови _____________________________________________________________________________
Резус-фактор ______________________________________________________________________________
Обслуживающая поликлиника ______________________________________________________________
Телефон семейного доктора ________________________________________________________________
День рождения мамы……………………………………..
День рождения папы……………………………………..
Состояние здоровья малыша _________________________________________________________ ……………….………………………………………………………………………………………………………………
Cколько раз в году болеет простудными заболеваниями? ___________________________________
По поводу каких заболеваний Вы чаще всего обращаетесь к врачу c ребёнком (распиратурно-вирусные инфекции, ЛОР-заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта, почек, сердечно-сосудистой системы)? …………………………………………………………………………………………………………………………..…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Перенесённые заболевания (корь, краснуха, ветряная оспа, коклюш, скарлатина, дифтерия, инфекционный паротит, брюшной тиф, инфекционный гепатит, туберкулез, ревматизм и др.), в каком возрасте?…………………………………………………………………………………………………………………………
Как протекает простудное заболевание (с высокой температурой, без температуры, с затяжным, частым насморком) ________________________________________________________________________- ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Есть ли у ребенка дисбактериоз? ___________________________________________________________
Используете ли вы в лечении антибиотики?…………………………………………………………..
Тепловой режим (как тепло Вы одеваете ребенка) ____________________________________________
Хронические заболевания (у каких специалистов наблюдается ребенок, сколько раз в год бывают обострения заболеваний, с чем это связано?) _____________________________________________________________
………………………………………………………………………………………………………………………………………
Особый диагноз………………………………………………………………………………………………………………….
Если у ребёнка особенности в развитии, на которые Вы хотели бы обратить наше внимание?……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Аллергия ( пищевая, вакцинальная, лекарственная, аллергические заболевания)____________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
а) аллергены (какие продукты, вакцины, медикаменты и др. – например, пыльца растений, тополиный пух, вызывают аллергию; перечислить все подробно) ___________________________________
____________________________________________________________________________________-
______________________________________________________________________________________
б) возраст начала аллергии, если есть аллергические заболевания, то год установления диагноза
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
в) тип реакции на аллергены (покраснение, высыпания на коже, отек, кашель, удушье и др.), особенности протекания аллергического процесса _________________________________-
____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Здоровье мамы во время беременности, течение беременности (были ли токсикозы и заболевания, в какой половине беременности) ___________________________________________________
______________________________________________________________________________
Как протекали роды? Естественные ли были роды? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………,……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Группа здоровья ребенка при рождении ________________________________________________________
Наличие диагноза при выписке из родильного дома _____________________________________
_________________________________________________________________________________
До скольких месяцев малыш был на грудном вскармливании?……………………………………………….
Кто ухаживал за ребёнком в первые шесть месяцев?………………………………………………………………………..
В каком возрасте ребенок стал удерживать голову, садиться, ползать, ходить? _________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как учился ползать, ходить? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Когда появился первый зуб и в каком возрасте он выпал? ______________________________
___________________________________________________________________________________.
Пеленали ли вы ребёнка? ______________________________________________________
Делаете ли вы прививки ребёнку? Если да, то напишите календарь прививок по полиомиелиту и краснухе _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________.
Ходит ли ребёнок в бассейн?……………………………………………………………………………………………………….
Меняли ли вы климатическую зону проживания? Если да, то сколько раз в год и в какие сезоны были переезды? На какой промежуток времени? Как ребёнок реагировал?_______________________ _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Есть ли у ребенка вечерняя физическая и эмоциональная нагрузка (секции, кружки и др., в какие дни недели?)__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Соблюдается ли здоровый ритм у ребенка в выходные, праздники, во время отдыха? _________
________________________________________________________________________________
Приверженцем какой медицины Вы являетесь (традиционной, гомеопатической, восточной и др.)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Были ли тяжёлые переживания, несчастные случаи, шоки?____________________________________
______________________________________________________________________________________
Была ли госпитализация (включая травмы, операции)? Если да, то когда и по какому поводу? _
___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Находился ли ребенок на санаторно-курортном (или приравненном к нему) лечении? Если да, то когда, в учреждении какого профиля и в какой климатической зоне? ______________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Семейный анамнез – заболевания у родственников 1-2 поколения (мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестер) ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Даете ли Вы согласие на применение лекарственных препаратов ребенку в экстремальных ситуациях? ___________________________________________________________________
Ваш ребёнок просыпается по утрам с улыбкой?…………………………………………………………………………….
Какое время года ему нравится?………………………………………………………………………………………………………
Как вы думаете, кем он будет, когда вырастет?……………………………………………………………………………………
Как зовут лучшего друга вашего ребёнка?…………………………………………………………………………………………..

Есть ли братья или сёстры?
• ДА (имя, возраст)
• НЕТ
Особенности взаимоотношений с ними ………………………………………………………………………………………..
Как активно бабушки и дедушки принимают участие в воспитании ребёнка? Приветствуете ли вы это?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..Отношения со сверстниками
• Боится
• Лидирует
• Дружит
• Стесняется
• ……………………………………………………
Как относиться к незнакомым детям?……………………………………………………………………………………………….
.Преобладающий эмоциональный фон
• активный
• средний
• спокойный
• тревожный
• …………………………………………………………………

Говорит ли ребёнок неправду? В каких случаях?………………………………………………………………………
_____________________________________________________________________—
Говорит ли ребёнок плохие слова? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Что вы не разрешаете ребёнку делать дома, на улице?……………………………………………………………………
________________________________________________________________________________________
Какие черты характера вас настораживают в ребёнке?_______________________________________________________________________________________________
Какие склонности, задатки вы заметили в ребёнке?_________________________________________
______________________________________________________________________________________

Какая фраза, привычная ребёнку, может успокоить малыша, если мамы нет рядом?_____________________________________________________________________________________________

Играет ли в компьютерные игры (какие, сколько минут в день)?……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Работает ли телевизор или компьютер в комнате, в которой ребенок проводит время?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Включаете ли Вы магнитофон или радио в момент игры ребёнка?………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Ваши любимые телевизионные передачи?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Сколько, когда и где вы гуляете с ребёнком?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Каков характер прогулок? Любит ли ребёнок прогулки?……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Умения и навыки Вашего ребенка (например, умеет читать по слогам, знает несколько английских слов, умеет вырезать, часто поет, аккуратно и самостоятельно кушает, играет в шахматы, знаком с нотной грамотой и т.д.): _______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое радио вы слушаете в машине, когда с Вами едет ребёнок?………………………………………………………………………………
Кто проводит основное время с ребёнком?…………………………………………………………………………………….

Почему вы выбрали Детское Посольство для своего малыша, а не отдали предпочтение государственному или другому частному садику?………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Ваши ожидания от посещения ребенком Детского Посольства………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Какой вид деятельности в Детском Посольстве для Вас наиболее значим? (режим, рукоделие, учебная деятельность, игровая деятельность, общение, оздоровительные мероприятия, праздники и др. В ПОРЯДКЕ ПРИОРЕТЕТОВ)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Каких специалистов вы хотели бы видеть в Детском Посольстве помимо заявленных в программе?……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Есть ли у Вас время и возможность участвовать в жизни Детского Посольства? ……………………………………………………………………………………………………………………………………..
Какие дополнительные посольские мероприятия для вас были бы актуальны в контексте заботы о воспитании и развитии малыша? Выши особые замечания, пожелания, просьбы._____________________________________________________
_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Даете ли Вы согласие на обработку персональных данных? ________________________________________________________________________________

ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

1. Чем этот новый документ отличается от медицинской карты, которую оформляют в детской поликлинике на ребенка?

Медицинскую документацию педиатры ведут для себя и для своих коллег - узких специалистов, которые наблюдают за тем, как растет и развивается ваш ребенок, а в случае его заболевания оказывают профессиональную медицинскую помощь.

Наше законодательство не запрещает родителям знакомиться с медицинской картой, заведенной на ребенка. По первому требованию в лечебном учреждении вам предоставят копии медицинских документов. Однако используемая специалистами терминология не рассчитана на людей без медицинского образования и поэтому не всегда понятна родителям. Разумеется, доктор на приеме, в рамках имеющегося у него времени, ответит маме на возникшие вопросы, но она из-за спешки и волнений многое может забыть, выйдя за порог кабинета. Кроме того, родители не всегда могут присутствовать при осмотре врачом их ребенка, например при проведении профилактических осмотров в образовательных учреждениях.

Поэтому Паспорт здоровья ребенка вводится для того, чтобы, во-первых, медицинская информация была понятна родителям, а во-вторых, с целью повышения активности членов семьи в формирования личности их ребенка.

2. Где должен храниться Паспорт здоровья ребенка?

Документ должен находиться в семье ребенка. Паспорт здоровья предоставляется родителями врачу при посещении ими лечебного учреждения, по требованию медико-психолого-педагогической комиссии, а также воспитателя детского сада или классного руководителя при проведении диспансеризации и профилактической вакцинации.

3. Означает ли, что в документе не будет ни одного специального термина?

Нет, не означает. Хотя все записи специалистов должны быть понятны родителям, тем не менее одной из задач Паспорта здоровья ребенка является знакомство родителей с некоторыми общепринятыми медицинскими терминами, которые характеризуют, например, физиологические показатели развития ребенка. Тогда родители смогут достаточно хорошо понимать врача, когда он во время осмотра ребенка характеризует его здоровье. Кстати, это позволит родителям более объективно оценивать физиологическое и психологическое состояние ребенка.

4. Какая еще информация содержится в Паспорте здоровья ребенка?

Соответственно возрасту даются общие рекомендации по физическому воспитанию, предотвращению детского травматизма и др.

5. Зачем к заполнению Паспорта здоровья ребенка привлекают педагогов?

Семья, врач и педагог - каждый по-своему помогают маленькому человечку вырасти физически и психически здоровым. Педагоги и детские психологи имеют возможность наблюдать ребенка в неформальной обстановке, сравнивать его физические параметры и особенности психического развития с возрастной нормой и, между прочим, судить о том, насколько эффективно заботятся о здоровье ребенка родители.

Разумеется, никто и ничто не заменит ребенку семьи, но у родительской опеки есть оборотная сторона - опасность преобладания субъективных взглядов, давление внутрисемейных, национальных или каких-либо иных традиций, которые не всегда согласуются с научными представлениями о физическом и психическом развитии ребенка.

6. Не будут ли врачи воспринимать Паспорт здоровья ребенка как лишнюю нагрузку или ненужную писанину?

Педиатрам новый документ будет необычайно полезен. Дело в том, что важнейшая задача педиатрии - научить родителей предупреждать болезни детей. Однако врач больше взаимодействует с теми родителями, у которых чаще болеют дети. Здоровые дети, а также дети, страдающие пограничными между здоровьем и болезнью расстройствами, оказываются вне зоны его внимания. Поэтому единичных формализованных медицинских осмотров недостаточно, чтобы своевременно обнаружить признаки начала заболеваний у таких детей и врач не может своевременно выработать эффективную стратегию профилактических мероприятий.

Вот почему специалистам окажут неоценимую помощь записи наблюдений за ребенком тех, кто видит его в повседневной жизни, - родителей и педагогов (воспитателей): насколько активен ребенок, как быстро утомляется, какой у него характер, с какими социальными трудностями он сталкивается, ладит ли он со сверстниками. Ответы на эти вопросы дополняют картину представлений врача о ребенке и позволяют педиатру эффективно разработать для своего пациента индивидуальную программу профилактических мероприятий.

7. Что делать, если родители не желают огласки об имеющемся у ребенка заболевании?

8. Обязательно ли Паспорт здоровья ребенка следует вести с рождения до 17 лет?

Паспорт состоит из четырех книжечек: первая заполняется на ребенка в возрасте от 0 до 6 лет, вторая - от 7 до 10 лет, третья - от 11 до 14 лет, четвертая - от 15 до17 лет.

Все книжечки желательно аккуратно хранить в домашнем архиве, они пригодятся вашему ребенку в будущем!

9. Где можно приобрести Паспорт здоровья ребенка?

Всем юным москвичам Паспорт здоровья ребенка выдается бесплатно, и мама получит его при первом патронаже новорожденного на дому или этот документ ей выдаст участковый педиатр. Возможно также, что и классный руководитель в школе выдаст Паспорт здоровья ребенка родителям.

В любом случае документ отдают родителям под расписку. Постарайтесь отнестись к нему бережно!

ПО ВОПРОСАМ ПРОБЛЕМ СО ЗДОРОВЬЕМ, САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Департамент здравоохранения города Москвы

Управления здравоохранения административных округов

Центральный административный округ

ул. Б. Татарская, 30/32

Северный административный округ

ул. Поликарпова, 4

дежурный 946-11-09, факс 946-11-27

Северо-Восточный административный округ

ул. Яблочкова, 27

дежурный 610-31-04, факс 610-96-20

Восточный административный округ

Зеленый просп., 6, корп. 1

Юго-Восточный административный округ

Волгоградский просп., 113, корп. 5

дежурный 177-22-00, факс 175-83-46

Южный административный округ

Варшавское ш., 116

Юго-Западный административный округ

ул. Профсоюзная, 16/10

дежурный 124-45-47, факс 125-53-00

Западный административный округ

ул. Богданова, 50

дежурный тел./факс 435-03-97

Северо-Западный административный округ

дежурный тел./факс 491-87-74

Зеленоградский административный округ

Зеленоград, Медицинский комплекс

дежурный 535-54-49, 534-11-91

Источник: справочник "Вместе с Москвой - дружной семьёй", правительство Москвы, Московская городская дума, АНО редакция журнала "Круг жизни". Подписано в печать 14.07.2007

Темпы роста показателей физического развития детей определяются по формуле В. И. Усова: T= 100 (n2 – n1) / 0,5 (n2 + n1) = % ,

где Т – прирост показателей темпов в %; n1 – исходный показатель; n2 – конечный показатель.

Шкала прироста. Если прирост составил:

. 8% – плохо (за счет естественного роста);

. 8–10% – удовлетворительно (за счет естественного роста и естественной двигательной активности);

. 10–15% – хорошо (за счет естественного роста, естественной двигательной активности и целенаправленного физического воспитания);

-. 15% и более – отлично (за счет эффективного использования экологических факторов и физических упражнений).

В предлагаемых таблицах имеются пустые графы. Они могут заполняться теми показателями, которые в зависимости от особенностей дошкольного учреждения, воспитанников и по усмотрению работников необходимы.


Однако до сих пор приемлемого варианта паспорта здоровья не разработано по ряду причин.

(Почти что детективная история)

Общеизвестно об ухудшающемся здоровье детей. Делается много разных попыток остановить этот процесс. Понимая значение здоровья детей для нашего государства Президент РФ, постоянно постулирует необходимость улучшения его качества и предлагает ряд конкретных мероприятий. В послании Президента Федеральному собранию демографическая проблема обозначена как одна из самых приоритетных.

По инициативе Правительства и Думы г. Москвы в 2005 г. специалисты Департамента здравоохранения подготовили первый проект паспорта здоровья ребёнка, который в начале был выпущен небольшим тиражом для обсуждения. Однако широкого и доступного для родителей обсуждения не получилось.

Тем не менее, в приказе Департамента здравоохранения от 24 июля 2006 г за № 283 написано, что с целью улучшения взаимодействия медицинских работников с родителями, педагогическими работниками по профилактике заболеваний, проведения своевременной диспансеризации, оздоровления и реабилитации при выявлении заболеваний данный проект паспорта был рекомендован в практику работы детских городских поликлиник с 01.09.2006 г. Контроль же за заполнением паспорта возлагался на медицинских работников лечебно-профилактических учреждений.

По тексту приказа непонятно кому изначально предназначался этот документ родителям, педагогическим или мед.работникам детских поликлиник. И почему мед.работники должны контролировать его заполнение.

В 2006 г этот паспорт был издан тиражом 400 000 экз.

Обращает на себя внимание тот факт, что информация об издательстве, также как и все необходимые сведения, при издании печатного продукта, в Паспорте отсутствовали. Как будто он издавался Самиздатом.

Поэтому заполнять этот документ родителям, без достаточного медицинского образования, было сложно и, кроме того, он не давал возможности активного наблюдения за развитием ребёнка, так как констатировал только факты уже произошедшие.

Оказалось, что при добровольно-принудительном заполнении, паспорта, он не нужен ни родителям, ни врачам, так как не несёт действительно нужной информации. Поэтому он стал пылиться дома и о нём быстро забыли. Поэтому сейчас нет никакой необходимости оценивать его профессиональное наполнение.

В 2007 году Департамент здравоохранения вновь сделал попытку выпустить второй вариант паспорта здоровья. К её разработке был привлечён Валентин Носкин, профессор, заместитель директора Московского центра качества образования, имеющий специальность инженер по электрофизике.

Этот вариант паспорта, также как и первый, не проходил апробации и только с помощью волевого решения Департамента здравоохранения был принят и рекомендован для печати и внедрения в образовательные учреждения.

Он так же, как и первый вариант паспорта, не содержит никаких выходных данных издательства. Известно только, что общий тираж его на тот период превысил 1 млн. экз.

Создаётся впечатление, что эти паспорта упали с неба, так как они не содержат информации об их функциональном назначении и кто, и как их должен заполнять.

Особенностью любого документа, а паспорта особенно, является то, что он должен содержать одни и те же разделы. Этого нет в разработанных паспортах. Отсутствие однотипности затрудняет не только ведение такого документа, но и его обработку.

В разделе Оценка социального статуса в паспорте ребёнка 11-14 лет, автор с завидным упорством просит указать фамилии других детей (если они есть) и их возраст. Как это соотносится с паспортом конкретного ребёнка и как это влияет на его здоровье?

Имеются и претензии к таблицам.

Многие таблицы вообще не имеют никакого отношения к паспорту данной возрастной группы, а в таблице 5 (паспорт ребёнка 7-10 лет) автор вдруг даёт рекомендации дошкольникам. В этом же паспорте, непонятно из каких соображений автор отдаёт предпочтение физической подготовленности только детей 7 летнего возраста. А где другие возрастные группы?

В паспортах отсутствуют результаты плановых диспансеризаций, с помощью которых можно было бы оценивать качество здоровья.

Если автор считает, что содержание заключений (читай эпикризов) и заключений участкового педиатра и психолога как раз и является результатом проведённой диспансеризации, то он ошибается.

После проведённой диспансеризации обычно пишется диагноз каждого специалиста и обобщённый диагноз. Чего нет в паспортах.

Если нет результатов проведённой диспансеризации, то нет и возможности говорить о качестве здоровья.

Замечаний к имеющему в паспортах материалу много, да их не могло и не быть, так как разработчик не врач, а инженер электрофизик!

Удивительно, как специалисты Департамента здравоохранения, принявшие этот документ, как Паспорт, для внедрения в дошкольно-школьные учреждения не увидели подобные ляпы. А может, и не хотели видеть. Всё это указывает на нетребовательность заказчиков.

По всей вероятности, паспорт создавался в спешке.

Но, несмотря на это, Департамент здравоохранения с удивительной скоростью, без обсуждения и экспертной оценки, всё же начал внедрять в дошкольно-школьные учреждения г. Москвы эти паспорта, с помощью которых невозможно осуществлять контроль за своевременностью и полноценностью проведения диспансеризации и вакцинации (см. приказ Департамента здравоохранения № 283 от 24 июля 2006 г), также как и получать объективную оценку качества состояния здоровья детей.

Так как паспорт здоровья предназначается и школьникам, то и Министерство образования и науки не могло остаться в стороне. И оно в 2009 г приступило к разработке своей версии и своего видения паспорта здоровья школьника.

С помощью этого паспорта Минобрнауки решило провести глобальный мониторинг здоровья и ответить на этот вопрос.

А что разве медицинская статистика, базирующаяся на результатах диспансеризации, уже не даёт достоверных сведений о состоянии здоровья детей?

Если с помощью мониторинга будет показано, что в ухудшающемся здоровье учащихся виновата школа, то надо будет уменьшать учебную нагрузку и интенсификацию учебного процесса и подстраивать его к функциональным возможностям организма среднестатистического ребёнка.

Если окажется, что виновата семья, то это совсем другое дело и школьная революция не предвидится. Весь упор в этой ситуации надо делать на поликлинику, для улучшения качества профилактической и диагностической работы, а также на семью и обучать её здоровье-сберегающему воспитанию и организации здоровье-сберегающего образа жизни.

Но может вообще причина в некачественно проведённой диспансеризации.

Несмотря на то, что название этого документа за прошедшие 5-6 лет не менялось, а менялись только цели и задачи, и на это раз Минобрнауки для решения своих целей поставило перед разработчиками новые задачи, отличные от разработанных ранее паспортов.

Проект паспорта разработан.

Руководителем проекта был профессор, доктор медицинских наук, начальник медицинского центра Континентальной хоккейной лиги, бывший руководитель отдела антидопингового обеспечения Росспорта и бывший руководитель антидопинговой службы ОКР Н. Дурманов.

Но даже в переработанном виде он имеет много принципиальных и профессиональных замечаний, на которых я, как врач-педиатр, и остановлюсь.

Директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Алина Левитская считает, что: «Паспорт здоровья школьника – это комплексный документ, который позволит собирать всю информацию о здоровье ребёнка, о его физическом развитии, психо-эмоциональном состоянии, данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах.

Тогда, как быть с формой № 112у (История развития ребёнка – поликлиническая медицинская карта) и с формой № 026у (Медицинская карта ребёнка – медицинский документ для школы, школы-интерната, детского дома, детского сада, яслей сада). Что их кто-то отменял? Ведь они отвечают на все поставленные Алиной Левитской задачи.

Странно всё это.

Ведь проф.Г.Б. – Гецов, замечательный организатор здравоохранения, стоявший у истоков формирования системы охраны материнства и детства, – считал, что основной деятельности детской поликлиники является профилактика. Для этого и существуют диспансерные дни, вакцинации и т.д.

Договорились! Всё поставили с ног на голову!

Высокие и красивые слова, которые ничем в паспорте не подкреплены.

Только через постоянное воспитание родителей, можно добиться поставленной задачи. Но для этого в паспорте должны быть заложены такие вопросы и сведения, которые бы носили обучающий и информационный характер, чтобы у родителей появилось желание создавать здоровье-сберегающий образ жизни и осуществлять здоровье-сберегающее воспитание, а у ребёнка вести здоровый образ жизни.

Но, к сожалению, это не просматривается ни в одном из паспортов.

В таблице хронические заболевания, наряду с перечислением действительно хронических заболеваний по МКБ-10 имеются такие заболевания как головные боли, невнимательность/гиперактивность, ограничение физической активности, отставание в росте, припадки, проблемы с кишечником и другие проблемы, которые не являются заболеваниями, а являются симптомами.

Если работники министерства задумали с помощью этого документа провести большую научно-исследовательскую работу (мониторинг здоровья), то о какой достоверности может идти речь. Изначально работа провалена, даже не начавшись.

Хотелось бы спросить у чиновников, каким образом они хотят проводить мониторинг здоровья, если отсутствует такой важный раздел как плановая диспансеризация, с помощью которой, даётся обобщённый диагноз, группа здоровья и физкультурная группа, что позволяет проследить в динамике изменения качества здоровья за время обучения в школе в том или ином классе.

Возникает законный вопрос?

Как могло случиться, что в одном случае разработчиком паспорта здоровья стал электрофизик, а в другом – врач по образованию, но не педиатр по специальности, а спортивный функционер.

Непонятно, почему такая спешка?

Могу предположить, что оба этих варианта паспортов, создавались ради освоения бюджетных денег, так как они не отвечают высоким задачам сохранения, и укрепления здоровья детей, о чём говорил Президент в своём Послании Федеральному собранию в 2010.

Документ, который ещё не прошёл апробацию и не известно, укрепит ли он на самом деле здоровье, и повысит ли он качество жизни, получает столь престижную премию. Может, организационный комитет эту премию дал лично руководителю проекта профессору, доктору медицинских наук, начальнику медицинского центра Континентальной хоккейной лиги, бывшему руководителю отдела антидопингового обеспечения Росспорта и бывшему руководителю антидопинговой службы ОКР Николай Дмитриевич Дурманов, как выдающемуся спортивному функционеру. Тогда другое дело. Но об этом надо сказать, чтобы народ знал, что не паспорт получил эту премию, а лично Дурманов Н.Д. Тогда всё будет по закону.

Кто-то контролирует этот процесс?

Это элементарное разбазаривание денежных средств. Ведь только на разработку и внедрение этих документов потребуются огромные деньги.

Читайте также: