Как сделать памятку по русскому языку 3 класс

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Меняется время, меняются программы, меняются дети – меняются проблемы… В чём проблемы почти у всех современных третьеклассников? Попробую Вам объяснить. Ещё меньше 10 лет назад во всех школах России в большинстве начальных школ была программа 1-3, а сейчас везде (за крайне редким исключением) программа 1-4.

Небольшое отступление. Меня на просторах великого Интернета почему-то периодически обвиняют в том, что программу 1-4 ввела я! J! Во-первых, не я. Во-вторых – лично мне больше по душе программа 1-3.

Что означают эти цифры? Раньше ребёнок проходил всю программу начальной школы за 3 года, а теперь за 4 года. Много времени добавили на первый класс. Чтобы Вы смогли понять причины проблемы, я опишу то, что происходит по программе 1-4 до начала третьего класса.

1 КЛАСС – в наше информационное время первоклассники, в своём подавляющем большинстве, уже умеют читать, писать (печатными буквами), считать. Отметки первоклассникам учителям ставить не разрешают. Лично я - ЗА отметки или оценки хотя бы наклейками со всякими, цветным печатями, звездочками и солнышками. Домашних заданий официально давать нельзя. Лично я – ЗА домашние задания с первого класса. Многие опытные и сильные учителя дают рекомендации по закреплению той или иной темы дома. Выполнение этих заданий официально не обязательно, но лично я Вам настоятельно советую их выполнять, чтобы избежать больших проблем в будущем.

Итак, первоклассник видит, что в школе проходят долго-долго то, что он проходил и изучал уже лет с трёх-четырех и, слава Богу, уже давно выучил. Конечно, сам материал даётся в школе и глубже, и шире. Но этого ребёнку не понять. Ходит малыш в школу с полной уверенностью, что школа – это очень легко и просто. Он всё знает, домашних заданий нет, отметок нет. Из устных оцениваний учительницы, типа молодец или постарайся – ребёнок искренно помнит исключительно то, что он молодец. Родители счастливы – ребёнок с удовольствием учится в школе.

2 КЛАСС – во втором классе начинаются первые тревожные звоночки. Появляется всё больше и больше новых тем по русскому и математике, увеличивается объём письма на уроках, больше приходится читать (а учебники для второклассников пишутся для детей, читающих словами, а не по слогам, как многие второклассники, особенно сразу после лета). Со второй половины года появляется не только домашняя работа, но и первые официальные отметки в дневниках… И вот, почти сразу после январских праздников родители видят, что их второклассник – почему-то как-то не блещет знаниями. Для многих наступает суровая правда жизни – в дневнике и электронном журнале стоят преимущественно тройки и четверки.

занятия с третьеклассником 2

Если выразиться образно, то в школу ваш ребёнок идёт по-настоящему именно в третьем классе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПЕРЕД 1 СЕНТЯБРЯ
РОДИТЕЛЯМ ТРЕТЬЕКЛАССНИКА

1) Летом повторяйте с ребёнком школьную программу по русскому хотя бы по
15 минут в день – все пройденные правила и орфограммы.

Орфограммы 1-ого и 2-ого класса

  1. Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
  2. Имена собственные: город М осква, пёс Ш арик.
  3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща , чу до, щу ка, ши ло, жи ть
  4. Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: но чк а, пте нч ик.
  5. Мягкий знак показатель мягкости согласного: де нь , де нь ки.
  6. Правописание слов с удвоенными согласными: шо сс е, а лл ея
  7. Разделительный мягкий знак: дерев ь я
  8. Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: гла з , гла з ки – глаза.
  9. Проверяемые безударные гласные в корне слова: л е са - лес, п я тно – пятна
  10. Написание предлогов со словами: у м оря, к г ороду.
  11. Словарные слова: к о рова.

Можете ознакомиться со списком новых орфограмм,

которые ученики проходят в 3-ем классе

(Ещё надо грамотно писать слова с орфограммами, пройденными в 1-2 классах, но на которых не выделяются уроки для повторения в 3-ем классе. Это орфограммы: точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения, написание предлогов со словами, имена собственные; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; сочетания чк, нч, чн, щн)

Орфограммы конца года 3-его класса

  1. Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова похо д ка, хо д - ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  2. Правописание слов с удвоенными согласными: те рр аса, ко лл екция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  3. Проверяемые безударные гласные в корне слова: пот я желел. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  4. Словарные слова: п а льто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  5. Разделительный Ь: в ь юга, в ь ёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  6. Разделительный твёрдый знак: (ъ) под ъ ехал
  7. Правописание слов с непроизносимыми согласными: прелес т ный - прелесть
  8. Сочетания СН – ЗН: чуде сн о - чудеса, алма зн ый - алмаз
  9. Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: пол ем , жаворонк ом , степ ью , (вижу) жеребёнк а .
  10. Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.: по морков и , по морковк е.
  11. Сложные слова: верт о лёт, земл е трясение.
  12. Неизменяемые приставки на А и О: з а шёл, п о дход.
  13. Написание суффиксов: мал е нький, бел и зна, выс о та, баб ушк а.
  14. Написание имен существительных с шипящей на конце: но чь , луч.
  15. Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч в И.п.: син яя , син ее , син ий , син ие.
  16. Родовые окончания глаголов: солнце встал о , девочка встал а , ученик встал, ребята встал и.
  17. Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): по ехал.
  18. НЕ с глаголами: не в идел, нег одовал.

3) Перед 3-им классом летом по математике повторите все правила за 2-ой класс, обязательно таблицу умножения, разные типы и виды задач.

4)Чтение книг летом обязательно каждый день. Скорость чтения для комфортной учебы Вашего ребёнка должна быть не менее 50-60 слов в минуту. Более подробно о скорости чтения вы можете прочитать здесь.

занятия с третьеклассником 3

5)Родители, надеюсь, я смогла Вас убедить, что за 3-ий класс Ваш ребёнок должен на школьных уроках узнать, усвоить и уметь применять много нового. Не обижайтесь на свою учительницу из-за того, что она, по Вашему мнению, много задаёт на дом. Просто у Вас и у Вашего ребёнка началась серьёзная школьная жизнь. Сохраняйте мир в семье. Не ругайте своего малыша. Помогайте ему преодолевать все трудности школьной жизни.
В третьем классе очень насыщенная программа. Соблюдайте режим дня. Учитесь ценить время. Начиная с этого учебного года, оно будет у Вас на вес золота.

Цените время

А можно мы придём в школу не 1 сентября,

а 12 (любого, не первого) сентября?

Подобные вопросы родителей потихоньку начинаются со 1-2 класса, растут с 3 класса и, как водится, пик сезона J! (для учителей начальной школы) – это 4 класс.

Дорогие родители, сами понимаете, что это вопрос риторический по содержанию, но обязательный по форме. Ну ЧТО Вам ответит учительница? Конечно, отпустит. Вздохнёт грустно. В крайнем случае, расскажет Вам языком человеческим про Вашу безответственность. И про то, что догонять материал придётся. Давайте я Вам, людям, которые уже 2 года школьных с ребёнком прошли, перешли в 3-ий класс, уже понимающим такой термин, как КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ, переведу Ваши периодические задержки с каникул с человеческого языка на простой язык математики. Разбираю минимально. Только основные предметы. Допустим:

Это 28 пропущенных часов, в течение которых, одноклассники Вашего ребёнка получили ЗНАНИЯ, нужные и Вашему ребёнку. Теперь уже лично Вам надо найти ВРЕМЯ – а это (если забыли J! ) ЦЕЛЫХ 28 ЧАСОВ, чтобы узнать и выучить с ребёнком то, что пропустил. Третьеклассник на такой подвиг ещё не способен. Только вместе со взрослым.
А ДВЕ НЕДЕЛИ – ЭТО 56 ЧАСОВ……. И так далее…

  • ПЕРВАЯ очень распространенная ошибка родителей:
    - сам (сама) дома объясню за час то, что они в классе жуют 4 часа.

Не получится

2) Учитель потом спросит теми же словами, какими всё объяснялось всему классу.

3) Если на тему дано 4 часа – за 1 час можно с ней познакомиться, но не отработать.

  • ВТОРАЯ очень распространенная ошибка родителей:
    - фигню они какую-то проходят, учебники дурацкие, все равно эти знания в жизни не пригодятся.

Всё пригодится

занятия с третьеклассником 4

1) Весь учебный план строится на преемственности от 1 класса до 4 класса, от 4-5 классов до 9 класса (грядёт ГИА), от 9 класса до 11 класса (грядёт ЕГЭ). Вы не знаете всей этой цепочки – так не судите сплеча, что ЭТО НЕ НАДО. Если учитель подаёт этот материал на уроке – значит НАДО. Смиритесь.

2) Про жизнь . Ваш ребёнок много лет будет погружен в школьную жизнь . В которой эти знания ему необходимы для комфортной жизни .

3) Если не догонять пропущенный материал, тогда целая цепочка последующих знаний по каждому предмету не сможет быть усвоена Вашим ребёнком на 100%. Образуется снежный ком, который становится все больше и больше. Ребёнок в средней школе отказывается учиться, не хочет ходить в школу, грубит, на уроках ему не интересно – потому что не понятно. А впереди ГИА. Родители бросаются к психологам. Но психолог тут не поможет. Поможет только репетитор.

4) Помните про 14 БЕСПЛАТНЫХ пропущенных ЧАСОВ в третьем классе? Беда не только в том, что 14 часов уже не помогут, так как накопилось много пробелов. Теперь эти часы еще и ПЛАТНЫЕ. В среднем, оплата 14 часов репетитора это примерно половина средней зарплаты одного из родителей.

ПОЭТОМУ ЛУЧШЕ НЕ ПРОПУСКАТЬ ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ

И В ШКОЛУ ПОСЛЕ ВСЕХ КАНИКУЛ ВСЕГДА ПРИХОДИТЬ

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НАЧАЛА УЧЁБЫ

Список книг, которые помогут Вам и Вашему третьекласснику

с пользой провести лето

Математика+русский

Комплект "Все для 2 класса" (комплект книг). Издательство Клевер. (комплект многоразовых тетрадей по русскому и математике и Учебника для отличника для первого класса полностью повторяют и закрепляют всё пройденное за год. Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. . ).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Правила - памятки по русскому языку 2-3 классы

Не путай звуки и буквы.

Гласных звуков 6 :

Гласных букв 10 :

а, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е.

В транскрипции мягкость согласного звука обозначается значком ’ .

Например: [ сол ’ ] – соль .

В слове может быть только одно ударение . Знак ударения не ставится, если слово состоит из одного слога или в нём есть буква ё.

Например: кот, ковёр.

В каждом слове один гласный звук произносится дольше других. Это ударный гласный . Остальные гласные звуки в слове – безударные .

Согласных букв 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Согласных звуков больше – 36 , потому что есть парные твёрдые и мягкие согласные, которые на письме обозначаются одной и той же буквой.

Например: р – [ р] (руль), р – [р ’ ] (река).

Буквы е, ё, ю, я в начале слова (яма [й ’ ама] ), в середине и в конце слова после гласных звуков (маяк [май ’ ак]; лилия [л ’ ил ’ ий ’ а]) и после ь , ъ (полью [пал ’ й ’ у]; съем [сй ’ эм]) обозначают два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

Буква и после ь тоже обозначает два звука: [й’и].

Например: соловьи [ салав’й’и ].

Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называют звонкими . Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называют глухими .

Правильно обозначай согласный звук в конце слова. Для этого измени слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

Например: ма[к] – ма[к ’ ]и – пишу мак.

В сочетаниях жи – ши пишется буква и.

В сочетаниях ча – ща пишется буква а.

В сочетаниях чу – щу пишется буква у.

Сочетания чк – чн пишутся без ь.

Разделительный ь указывает, что следующие за ним буквы е, ё, и, ю, я обозначают два звука: [й ’ ] + гласный.

Например: воробьи – [ вараб’й’и ]

Слово делится на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Слова переносят по слогам . При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке , а также переносить на другую строку .

Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят.

Слова, отвечающие на вопросы кто? (мальчик, девочка, котёнок, окунь) и что? (тетрадь, метель, небо), называют предметы.

Эти слова называются имена существительные.

Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? – это имена прилагательные.

Например: (какой?)синий, (какое?)высокое, (какая?) гладкая, (какие?) громкие .

Слова, называющие действие предмета и отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что делает? Что будет делать? Что сделает? – это глаголы.

Например: (что делать?) петь, (что будет делать?) будет читать, (что сделали?) прокатились.

- Состоит из слов;

-В предложении выражается законченная мысль.

Предложения по интонации делят на восклицательные (в конце ставят !) и невосклицательные.

Интонация – чувство, настроение, передаваемое голосом.

Предложения по цели высказывания:

2. Вопросительное. (содержит вопрос) Ты пойдёшь играть?

3. Побудительное. (содержит приказ, просьбу, восхищение, удивление) Немедленно убери игрушки! Какой красивый рисунок!

Окончание слова – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание обозначают так: . Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.

Например: зима – зимой – зимы.

Нулевое окончание обозначают пустым квадратиком: . (стол)

В русском языке есть неизменяемые имена существительные , они не имеют окончания. У них одна форма слова.

Например: пальто, кино, кафе, кенгуру, метро, пианино, эскимо, какао, пони, шоссе, меню, такси, радио, желе, кофе, лото.

Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия ( имена собственные ) пишутся с прописной (заглавной ) буквы:

сестра Надя, пёс Бим, город Пермь, гора Эверест, река Волга, Чёрное море, Красная площадь, село Иваново, озеро Байкал.

Корень – общая часть родственных слов. Корень – главная часть слова . В корне содержится основное значение слова. Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные (родственные слова).Корень обозначают так:

Например: лес – лесной – лесок - лесничий.

Чтобы проверить безударный гласный в корне , необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением. (безударный стал ударным)

Например: [сады] – с а д – с а ды; [паля] – п о ле – п о ля.

Чтобы проверить глухой согласный звук на конце слова или в середине слова , надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л], [м], [н], [р] , [й’].

Например: са[т] – са д ы – са д, тру[т] – тру дн ый – тру д .

Один : ро[к] – Много : ро г а.

Есть : зу[п] – Нет : зу б а.

Суффикс – часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. Суффикс находится между окончанием и корнем. Суффикс обозначают так: .

Например: лиса – лисёнок, дом – домик, тигр – тигрица, вода – водяной.

Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать родственные слова и посмотреть, есть ли там этот звук. Опасные места: [ сн ] (c тн ), [ зн ] (здн).

Например: изве[ c н]ый – вес т ь – извес т ный, по[зн]ий – опоз д ать – поз д ний, чуде[сн]ый – чуде са – чуде сн ый.

Суффикс –ость- в ударном и безударном положении пишется одинаково. (щедрость – злость - мудрость)

Под ударением пишется суффикс –ив-, без ударения –ев-. ( игривый - волевой)

В суффиксах –лив-, -чив - всегда пишется буква и . ( пугливый, доверчивый)

Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.

Например: мех + ов = меховой, шуба + к = шубка.

Если слово образовано при помощи приставки, то такой способ словообразования называют приставочным.

Например: бежать + при = прибежать.

Если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, такой способ словообразования называют приставочно – суффиксальным.

Например: при + море + ск = приморский

Если слово имеет два корня, то оно образовано способом сложения . Между корнями сложного слова стоит соединительная буква о или е.

Например: земля + е + мерить = земл е мер, снег + о + падать = снег о пад.

Приставка – часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка имеет значение. Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова, выделить корень и найти часть слова перед корнем, которой слова различаются. Приставку обозначают так:  .

Например: бежать – убежать, петь – спеть, выход – уход – заход – переход.

Основа слова – часть слова без окончания. Основа обозначается так: .Чтобы найти основу, надо найти окончание.

Например: книги, морозный, степь..

Фонетический разбор слова

Умею, у-ме-ю [у м’ э й’ у]

[у] – гласн., безударный, б.(у);

[м’] – согл., мягк.([м]), непарн., звонк., б.(м);

[э] – гласн., ударн., б.(е);

[й’] – согл., мягк., непарн., звонк.

[у] – гласн., безуд., б.(у)

умею – 5 звуков, 4 буквы.

Грамматическая основа предложения (главные члены предложения)– это слова в предложении, без которых оно не может существовать! (подлежащее и сказуемое)

Все остальные слова в предложении – второстепенные члены предложения .

Подлежащее – это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы Кто? Что? Подчеркивается одной чертой. ____________

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет, его состояние, характеризует предмет. Сказуемое отвечает на вопросы Что делает? Что делал? Что будет делать? Каков? Подчеркивается двумя чертами.

Как находить подлежащее и сказуемое?

1. Найди слово в предложении, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

2. Проверь, отвечает ли это слово на вопрос Кто? или Что?

3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.

4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы Что делает? Что делал? Что будет делать? Каков?

Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и по форме.

Например: Приехал а сестр а . Ученик и слуша ют учителя.

Обращение – слово, которое называет того, к кому ты обращаешься. Обращение всегда выделяется запятыми.

Например: Мама , здравствуй! Дорогие друзья , поздравляем вас.

Второстепенные члены предложения – поясняют, уточняют, дополняют предложение.( определение, дополнение, обстоятельство )

Предложение с второстепенными членами называется распространённым . Предложение без второстепенных членов называется нераспространённым .

Например: На столе лежит новая книга.

Как найти второстепенные члены предложения?

1.Найди грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).

2.Найди слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего.

3.Найди слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого.

4.Найди второстепенные члены предложения, к которым можно задать вопрос от других второстепенных членов.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием. Это уже предложение.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает, как совершается действие (Ребята играли дружно .), когда совершается действие (Он гулял вечером .), где совершается действие (Мы гуляли в саду .), по какой причине совершается действие (Я купил мяч для игры .). Подчеркивается так: скоро

Считалочка-вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

Фразеологизм является одним членом предложения.

Он бежал (как?) со всех ног .

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Подчеркивается так: красивый

Например: Сегодня дождливый день.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Обычно связано со сказуемым, на которое направлено действие. Подчеркивается так: думать о собаке.

После шипящих в корнях слов под ударением звук [ о ] обозначается буквой ё , если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [ о ] не слышится. (пч ё лы – пч е ла, ж ё лтый - ж е лтеть) В остальных случаях звук [ о ] обозначается буквой о . (ш о рох, ш о рты)

Однородные члены предложения – члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения. Однородные члены предложения не зависят друг от друга. Могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Являются одним и тем же членом предложения.

Например: Мама и папа сидят на лавке. Ветер был свежий , лёгкий , летний .

Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления. Эта интонация связывает их. А разделяет их запятая.

Схемы однородных членов предложения.

Начальная школа

В сборник входят правила по русскому языку, которые изучаются в начальных классах. Все правила компактно изложены и подойдут для печати на бумаге и для использования как памяток.

В сборнике представлены следующие правила по русскому языку

  • Гласные и согласные звуки и буквы;
  • Падежные окончания имён существительных;
  • Состав слова;
  • Падежи;
  • Мягкий и твёрдые знаки;
  • Части речи;
  • Безударные гласные в корне слова;
  • Парные согласные в корне слова;
  • Правописание суффиксов -ек-, -ик-;
  • Непроизносимые согласные;
  • Склонение имён прилагательных;
  • Главные и второстепенные члены предложения;
  • Виды предложений;
  • Однородные члены предложения;
  • Прямая речь в предложении;
  • Личные местоимения;
  • Склонение местоимений единственного числа;
  • Спряжение глаголов.


В каждой карточке по четырёх до восьми разнообразных заданий по русскому языку для первоклассников. Хорошая помощь учителю начальных классов.


В файле даны девять текстов для подготовки к ВПР по русскому языку для учащихся 4-го класса начальной школы.


Карточки на отработку правописания сочетаний ча-ща, чу-щу, чк-чн, жи-ши. Каждая карточка состоит из 5 заданий. В каждом задании более десятка слов с пропущенными буквами.


Проверочная работа на проверку знаний по русскому языку во втором классе на правописание слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.


Проверочная работы для учеников 2-3 классов начальной школы по русскому языку. 4 варианта.

Читайте также: