Как сделать оселедец

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024



Зачем казаку длинный чуб-оселедец?
Чуб-оселедец, он же чупрына, он же хохол - в сочетании с длинными вислыми усами самый однозначный, пожалуй, маркер-определитель запорожского казака. Серьга в ухе, шаровары, люлька с табаком и гоноровая сабля идут уже вторым порядком. ))

"Запорожцы пишут письмо турецкому султану", Репин
А вот почему - оселедец? Откуда вообще "есть пошла" такая довольно оригинальная стрижка, и зачем она нужна?

Однозначного ответа на сей вопрос нет. В том смысле, что ни в одном документе времен существования Запорожской Сечи не прописано четко: чуб - для того-то и потому-то. Но есть ряд версий и небезынтересных слухов. )

Она гласит, что подобная прическа издавна была знаком власти, принятым в роду как минимум киевских князей. Считается, что Святослав, знаменитый князь-воин, обликом был чрезвычайно подобен запорожскому казаку, с которым его разделяло пол-тысячелетия. Эта версия базируется на описании Святослава, которое сделал Лев Диакон, присутствовавший на встрече князя с императором Цимисхием:

. Он (Святослав) приплыл на скифской ладье. был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной её стороне висел локон волос, означающий знатность рода. в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами.
(с) История Льва Диакона
Здесь мы имеем вообще типичного казака-запорожца - и вислые усы, и оселедец, и даже серьга в ухе. Поэтому данная теория гласит, что в регионе сохранилась некая преемственность традиций, сохранившая такую прическу.

Но есть и другая версия. Поляки, например, упорно считали оселедец "сарматской" прической. ))

Альбрехт Радзивилл, литовский магнат. Портрет 1635 года
Альбрехт Радзивилл, литовский магнат. Портрет 1635 года
В Речи Посполитой XVI-XVII веков чубы-оселедцы на выбритой голове считались наследством. Древних сарматов, с которыми любили отождествлять себя шляхтичи. Сарматов, если что, в ту пору полагали народом германского происхождения. Польско-литовская шляхта предпочитала возводить свой род именно к ним, отмежевываясь таким образом от простолюдинов славянских кровей. Тогда в Польше и Литве возникла целая "сарматская мода", которая, кроме оселедцев, выразилась в особом стиле в одежде, в изобразительном искусстве, в доспехах "сарматского стиля", и т.п. О сарматах в то время знали очень мало, гораздо меньше, чем мы сейчас, поэтому польский "сарматизм" - он очень такой. Условный. Фэнтезийный ))

В этом отношении польский "сарматский" оселедец не имеет никакого отношения к прическе князя Святослава. А поскольку хронологически между периодом жизни князя-воина и периодом распространения "сарматской" моды в Речи Посполитой манеры носить оселедец у жителей Украины как-то не отмечается, можно сформулировать так:

казачий оселедец - зеркальное отражение польской шляхетской прически, существовавшей в это время и в этом месте. Польский же чубчик символизирует происхождение его хозяина от легендарных властителей степей - сарматов. Такие дела. )

Казацкая старшина, к слову говоря, на Запорожье больше всего мечтала как раз о том, чтоб ее уравняли в правах со шляхтой и позволили иметь крепостных.

Мнение казаков
Сами же казаки (точнее, их современные идеологические наследники, традиционно иного мнения. В Интернете, во многих статьях, часто встречается утверждение, что оселедец имел право носить только опытный казак, побывавший хоть раз в реальном бою. Исторический подтверждений этому лично я не нашел, так что хотите - верьте, хотите - нет. )

Теоретически в качестве знака отличия бывалого воина от салаги чуб вполне подходит. Мне встречались и утверждения, что по длине чуба определялся статус казака: чем длиннее, тем круче. А "некомбатанты", например писари, вообще не имели права на такое украшение. В принципе, знаменитая картина Репина дает этому подтверждение: там у писаря типичная для данной эпохи прическа "под горшок".

Еще одна версия (тоже ничем не подтвержденная) гласит: казаки якобы верили, что за чуб Бог вытащит их после смерти из адского котла, куда каждый казак всенепременно попадет за все хорошее, что он в жизни сотворил. А он много чего творил, одни походы за зипунами чего стоят. )) В связи с этой версией, кстати, часто рассказывают, что-де оселедец должен свисать непременно на левую сторону - "смахивать" оттуда беса. Не знам, не знам. )) У банкомета на картине Репина чубчик именно на правую сторону свисает. Банкомет - это казак без рубашки, он потому и полуголый, что ответственен за раздачу карт. Вон они, рядом с ним лежат.

Такому человеку не стоит давать возможность спрятать что-либо в рукав - доверяй, но проверяй. )

Третья "народная" гипотеза гласит, что казак брил голову в целях борьбы со вшами, а оселедец оставлял просто как опознавательный знак для своих. В принципе, она коррелирует с предположением о том, что "чупрына" была знаком отличия полноправных, бывавших в бою казаков.

*Задумчиво* Вы знаете, воля ваша - но лично мне как-то в моду, пришедшую от польских магнатов, верится как-то больше, чем во все остальное.

Можно сказать, что чуб, который ещё назывался оселедец, имел для казаков сакральное значение. Носить его разрешалось далеко не всем, а потеря чуба и вовсе означала потерю статуса.

Фактрум предлагает читателю узнать, что означал чуб у казаков и по каким причинам его носили бравые вояки.

Для чего казаки носили чуб на голове

Казак Мамай

Чуб запорожского казака был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере и чтит её. Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души. Но вместе с тем они считали, что казачий чуб поможет им выбраться из ада. Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь и спасти от адских мук.

Чуб казаку нужен был и для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Вояки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистых. Считалось, что они садятся именно на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки.

Потеря чуба была позором для казака. Зачастую атаман мог лишить казака оселедца за какую-то провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют и свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.

Донские казаки

Зачем казаки носили серьгу в ухе

Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец. Чаще всего казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьгу в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.

В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь юнцы, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили неженатые, сироты или младшие сыновья, — словом, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Этих казаков посылали на самые опасные задания.

Было и другое значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга может уберечь от разных болезней, в том числе и от венерических. Кроме того, если казачий отряд останавливался возле незнакомого водоёма, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Делали они это для того, чтобы серебро обеззаразило воду.

Козацкий чуб вернулся в моду, но знаем ли мы его символизм ?

Чуб, оселедец, хохол – отличительный знак украинского козачества. Его с гордостью носили воины со времён Святослава. Сегодня чуб стал символом патриотизма.

Ещё два года назад встретить мужчину с оселедцем — чубом на улицах Киева и в любом другом городе Украины было скорее экзотикой, чем массовым явлением. Однако после 21 ноября 2013 года всё изменилось. В Украине грянули события, которые впоследствии назовут Революцией Достоинства. Вот тогда-то чубы вернулись.

То есть, чуб символизировал знатность рода?
Но значит ли это, что лишь люди высокого происхождения имели право носить оселедец? А как же тогда запорожские казаки?

Оселедец не просто прическа: его символизм гораздо глубже

Самая большая загадка чуба в том, что после Святослава никто на Руси его не носил почти 600 лет! По крайней мере, свидетельств тому нет. Только с появлением запорожского казачества чуб–чупрына стал массовым явлением среди защитников родной земли.

Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля. Устрашал? А не в этом ли кроется истинный смысл чуба, о котором наверняка знал князь Святослав, и о котором точно были в курсе наши воинственные предки!

На заре тысячелетия Русь постоянно подвергалась набегам кочевников. И у кочевых племен была объединяющая всех традиция: они снимали скальпы! Делалось это, во-первых для устрашения оставшихся в живых противников, дабы подорвать у них волю к сопротивлению, а во-вторых для подсчёта своих воинских побед. Если не удавалось срезать скальп, то и поверженный враг не засчитывался.

Известно, что особо храбрые воины брили головы налысо, чтобы в случае своего поражения не дать врагу насладиться победой в полной мере. Эта традиция существовала давно, но лишь Святославу удалось её сакрализировать. Помните его знаменитое: Иду на Вы! Он предупреждал противника о своём наступлении, а его лысая чубатая голова самим своим видом говорила, что князь никого не боится и плевать он хотел на любого врага.

Есть теория, и она вполне может быть правдой, что развевающийся на ветру чуб, в переводе на язык жестов, обозначал то же самое, что поднятый вверх средний палец руки сегодня. Да просто древнерусские воины, а потом и их потомки – казаки, всем своим внешним видом посылали врагов к такой-то матери! И что ты с таким воином сделаешь, который скорее умрёт, но не сдастся. Ничего. Он будет непобедим. А оселедец его скажет врагам лучше тысячи слов: тут моя земля, а ви йдіть до біса! Вот потому-то чубы вновь вернулись на головы защитников украинской земли.

Чуб, чупрына, оселедец – это не просто прическа. Это вызов.

Прическа с оселедцем встречалась довольно часто у кочевников - от Монголии до Венгрии. Такую же носил и Святослав (видимо, по степной моде). В 16 веке такую прическу носили и турки и запорожцы.

На венецианских галерах было 3 типа гребцов - каторжники, рабы (мавры, турки и т.д.) и вольнонаемные.
Каторжники были бриты наголо (вон аж откуда обычай идет). Рабы должны были носить пучок волос на голове. Вольнонаемные носили усы при бритой голове. Этот обычай мог придти к венецианцам от сицилийских норманнов. У германцев и викингов длинные волосы были знаком свободного человека, а бритая голова - знаком раба. Брить бороду у них тоже было не принято и считалось позором, так же как и в допетровской России. Иногда для имитации пленных германцев на трумфах использовали рабов-галлов, которым приказывали отращивать шевелюры. Во франкском своде законов VI века "Салическая Правда" за острижение свободного ребенка без согласия родителей назначался такой же выкуп, как и за оторванный нос - 45 римских солидов. За 3 солида можно было купить корову; "здоровую, зрячую и рогатую".

У многих народов стрижка означала лишение свободы. Библейский Самсон и японский Сусаноо имели длинные патлы и отличались дикой силищей, которая заключалась именно в этих патлах. Буддийские монахи и индийские брамины бреют голову, так же как и древнеегипетские жрецы (кроме жрецов Сета, которые носили бороду и патлы). Левиты стриглись коротко. Интересно, что лысина почти у всех считалась позором и чтобы ее спрятать, делали парики. Цезарь чтобы спрятать лысину носил венок.

Слово "Ислам" означает, как ни странно, "покорность". У мусульман было принято носить бороду, но брить голову. Может быть, в знак того, что перед Аллахом все - рабы.
Турецкие янычары носили висячие усы и брили голову - этим они выделялись из общей массы бородатых мусульман. Видимо, причина была в том, что они набирались исключительно из христианского населения. Янычары считались рабами султана.

османский рисунок с изображением циркового представления на ипподроме

Некоторые рабы достигали при дворе султана больших чинов. Иудеи и мусульмане были освобождены от набора в янычары. Потом мусульмане сами стали проситься в янычары, т.к. это давало серьезные преимущества. Главными качествами, которые в них воспитывали были храбрость и жестокость для устрашения врага. Толкин наверняка списал своих орков с именно с них. Янычарам запрещалось жениться и среди них была широко распространена педерастия. Неудивительно, что многие их враги предпочитали лучше сдохнуть, чем попасть к ним в плен.

Читайте также: