Как сделать осаживание на лошади

Обновлено: 06.07.2024

В сравнении с такими элементами выездки как пассаж или пиаффе, скромная остановка может показаться незначительной частью схемы. Но это только на первый взгляд. Остановка есть во всех схемах, начиная от детской езды и заканчивая Большим призом. Первая и последняя оценки судей ставятся за приветствие, то есть за остановку. Во многих схемах остановка есть в середине езды. И именно на остановке становится понятно, находится ли лошадь в сборе, насколько она сбалансирована.

Л.Б.: Первое, что оценивается в остановке – это прямолинейность. Затем оценивается, насколько лошадь остановилась в равновесии, то есть сохранила рамку: высшая точка – затылок, голова неподвижна и строго вертикальна, закрытый спокойный рот, зад подведен.

Кстати, можно сказать, что остановка состоит из нескольких частей, так как оценивается въезд-остановка-неподвижность-продолжение движения. Поэтому всаднику необходимо тщательно готовиться к остановке, правильно подъехать к ней, лошадь должна спокойно стоять, сколько попросит всадник, и четко подняться из остановки в требуемый аллюр.

Л.Б.: В процессе обучения молодой лошади самым главным и первостепенным является движение вперед. Поэтому сначала лошадь учат двигаться вперед, затем осваивают переходы из рыси в шаг – это и есть подготовка к остановке. Когда молодая лошадь научится правильно переходить из рыси в шаг, не будет падать на перед, растягиваться, сможет на переходе сохранять сбор, тогда можно приступать к остановкам. Желательно первое время делать остановки по стенке, так молодой лошади будет легче.

З.М.: Как помочь всадникам, которые делают правильную остановку, но не могут точно попасть на букву, из-за чего оценка снижается?

З.М.: Как из остановки сделать правильный хороший подъем в рысь, чтобы лошадь не поднялась в галоп и не зажалась?

Л.Б.: В первую очередь, лошадь должна очень легко реагировать на шенкель. Если она остановилась и не потеряла равновесие, у нее подведен зад и голова находится в правильном положении, при этом лошадь хорошо реагирует на шенкель, то она должна с первого темпа подняться в рысь. В этом вопросе очень важна прямолинейность. Она достигается равномерной работой двух поводьев и двух шенкелей. В противном случае лошадь может быть согнута в одну сторону, из-за чего остановится криво. Если на остановке один повод натянут больше другого и один шенкель немного сзади, то лошадь может подняться в галоп.

Л.Б.: Вообще на осаживании и на остановке всадник применяет разные воздействия на лошадь, чтобы она могла различать эти две команды. Поэтому, прежде всего, всадник должен строго следить за своими действиями. Но если такое случилось, то постарайтесь на какое-то время забыть про осаживание и дайте лошади успокоиться: чаще делайте просто остановки.

Некоторые всадники считают, что на осаживании надо подавать корпус назад, но это ошибочно. Когда вы трогаетесь вперед, лошадь должна пойти из-под всадника; получается, что всадник чуть-чуть отклоняет плечи назад. А теперь представьте себе, что вам сначала нужно осадить, а потом двинуть лошадь вперед. Получится, что всаднику надо будет дважды отклониться назад? В таком случае он практически ляжет на круп лошади. Это неправильно. На остановке всадник немного вытягивает корпус вверх, чтобы правильно остановиться, на осаживании он подает плечи чуть-чуть вперед, и после осаживания, чтобы двинуться вперед он подает плечи назад. Таким образом, лошадь разделяет для себя все эти команды и не путается.

Л.Б.: При переходе из галопа в рысь всадник делает полуодержку внешним поводом и поддерживает лошадь шенкелем, чтобы показать, что движение вперед продолжается. А на остановке надо немного сработать равномерно обоими поводьями, сжать колени и чуть-чуть показать шенкелем лошади, что она должна подвести зад. Важно помнить, чем больше всадник тянет лошадь поводом, тем больше она упирается в него, а это приводит к сопротивлению.

Л.Б.: Все зависит от того, как работает лошадь, но стараюсь каждую тренировку. Особенно если у лошади есть проблемы с остановкой. Если же я чувствую, что лошадь не настроена делать остановки – путается, нервничает, не активна или не очень хорошо реагирует на повод – я стараюсь отвлечь лошадь на что-то другое, можно попробовать подготовительные элементы, переход рысь-шаг. Я считаю, если в какой-то день лошадь сильно нервничает и у нее не получается остановка, не стоит биться с ней, иначе у нее останутся негативные эмоции и в дальнейшем будет сложно научить ее спокойно останавливаться. Лучше всего, когда животное хорошо настроено, сделать пару остановок, похвалить и на этом отстать от него. Тогда у лошади будут положительные эмоции, и в следующий раз она будет охотнее работать. На этом и основана выездка.

Основа для выездки лошади с Ута Граф. Работа с земли, в том числе стратегия безопасности.

11-27-d1719-uta-graef-damon-jerome-rhld_large

Ута Граф - одна из ведущих мировых спортсменок в выездке. Ее лошади всегда очень позитивно, охотно и даже весело выступают на турнирах, как будто это очень легко и просто для них. Ута тоже очень позитивный и веселый человек, который использует партнерские методы в работе с лошадьми. Эти методы все чаще используются спортсменами во всем мире.

Они представляют из себя комбинацию новейших исследований в области строения и поведения лошадей, натуральные отношения, заложенные лошадью в природе, и новейшие методы тренинга, направленные на сохранение психики и здоровья лошади на многие годы в совокупности с открытием максимального потенциала в спортивной карьере и сотрудничестве с человеком.

Эта статья интересна тем, что открывает нам завесу подготовки молодых лошадей ведущими мировыми спортсменами современными методами. Работа с молодой лошадью на недоуздке в руках под воздействием давления на храп позволяет сохранить чувствительность воздействия на рот, как тонкий инструмент управления, в будущем.

Иногда всадники в выездке думают, что достаточно научить лошадь движениям, но они не принимают во внимание, что в выездке молодая лошадь нуждается больше, чем просто в движениях, чтобы преуспевать в соревнованиях и продвигаться дальше по учебной лестнице.

Уважение и самоуверенность являются незаменимыми союзниками в построении гармоничного партнерстава.

Нет сомнений, что лошадь значительно сильнее нас. Они пугливые, стадные и резвые животные, неприятности могут случиться в повседневной работе или на шоу-выводке, соревнованиях. Слишком часто мы наблюдаем плохое поведение: лошадь таскает, либо кружит вокруг выводящего, не стоит на месте в стойке и использует всадника, чтобы почесать морду или голову.

Это все утомительно и неприятно, но более важно, что лошадь не научилась уважать всадника в качестве лидера.

6ee82567a3c9eadabb47eeb7b84e3cd3_600_0_c

А это положение, в котором всадник должен быть, и это нужно закреплять на ранней стадии отношений. Также это справедливо в отношениях и является ключом к удовлетворению и счастью лошади.

Гармоничное партнерство закладывается с начальным фундаментом, еще до того, как мы садимся в седло на молодую лошадь.

Работа с земли отлично корректирует поведение и послушание лошади, позволяет нам работать с лошадью, как с партнером в расслабленном состоянии. И когда дело доходит до верховой езды, лошадь уже научилась доверять и следовать за вами, как, если бы она в природе следовала в табуне за кобылой.

В этой статье мы покажем, как установить уважение при помощи работы с земли и как это влияет на уверенность лошади в себе, которая очень необходима в подготовке к ее первым выставкам и стартам.

Шаг 1: Создание уважения

В этом нет никакого волшебства. Это скорее систематическое обучение с завоеванием уважения лошади.

И его нужно строить таким образом, чтобы избежать принуждения, насилия и несправедливости.

Ваша высшая цель - это стать лидером табуна. Увеличивая веру в вас, вы даете вашей лошади чувство безопасности в окружающей среде, в которой вы работаете. Лошадь будет знать, что именно вы определяете скорость и направление, в котором она движется.

Вы можете это сделать при помощи конкретного языка тела и повторения коротких голосовых команд. Этому лошади, как правило, быстро учатся. После показа чего-то нового для них нужно обязательно похвалить за хорошее поведение. Вам нужно только около трех повторений, чтобы закрепить желаемое поведение лашади.

Одно общее замечание для использования голоса: в природе лошади общаются в основном бесшумно. Голосовые команды полезны, но на них нельзя полагаться полностью, потому что в стрессовой ситуации лошадь меньше обращает на них внимания, чем на язык тела. Поэтому последний имеет большее значение.

Основные требования.

Работа с земли начинается с обучения лошади: остановки, движению вперед и осаживания.

С молодой резвой лошадью мы чаще всего используем в обучение недоузок Холтера, он работает методом давления на нос, усиливая и ослабляя воздействие по мере необходимости.

download_presse_all_uta_graef_img_8928_250_167_c

Нужно заметить, что недоуздок Холтера - изобретение Монти Холперса, сильно подавляет сопротивление лошади, его действие до конца не изучено. Поэтому использовать его нужно грамотно, не проявляя агрессии и подавления силой, т. к. это может повредить психику лошади.

Несмотря на это, он произвел настоящий фурор среди конников, т. к. значительно облегчает тренинг и корректирует поведение лошади. Он как бы уравновешивает силу между человеком и лошадью. Особенно хорошо он зарекомендовал себя в работе со сложными и молодыми лошадьми, при погрузке в коневоз и при любых других ситуациях, где лошадь проявляет сильное сопротивление. Но опять же, им нельзя злоупотреблять, проявляя насилие, запугивание или неоправданное принуждение, т. к. в этом случае лошади испытывают излишнее волнение и нервозность, а его действие ставит их в "положение безвыходности".

P6050008a
P6050011a

К недоуздку прикрепляется тяжелая веревка для вождения, которая удобно лежит в руке. Перчатки всегда нужно одевать, чтобы не повредить руки, если лошадь прыгает.

Мы предпочитаем 3 м. - на такой длине наиболее удобно удерживать вырывающуюся лошадь.

Для некоторых лошадей полезно дополнительно использовать хлыст для подачи сигналов, но вы должны сначало научить лошадь не боятся его прикосновений к телу.

Если лошадь не очень хорошо ведет себя в руках в начале занятий: тянет вас, прыгает или бросается в стороны, осаживается, хлыст вам поможет в коррекции поведения.

IMG_8662

Начнем с первых упражнений на безопасность и зону расслабления в ограниченном пространстве. Очень важно создать "расслабляющую зону" в центре, чтобы лошадь могла расслабится и отдохнуть после тренировки. Здесь она получает похвалу, поглаживание, лакомство и понимает, что это место, где она может расслабиться.

Движение вперед: Слегка потяните за веревку и дайте голосовую команду. Я обычно делаю "поцелуй". Обычно лошади быстро понимают эту команду и дальше достаточно только голоса, чтобы сделать шаг вперед.

Есть несколько позиций лидера. Мы предпочитаем, особенно это касается жеребцов, чтобы голова лошади находилась на уровне высоты плеч. Нужно идти расслабленно в этом положении, при этом сохраняя личное пространство между всадником и лошадью. Лошади не разрешается трогать вас, не говоря уже о толчках.

Если лошадь имеет тенденцию тащить (тянуть), вы должны отступить. Чтобы остановить такое поведение используйте цепочку, идущую от правой щеки лошади через нос к вам в руки, либо закрепите через нос повод. Речь идет не о применении силы, а о выработке сигнала.

ep-36-three

Каждый раз, когда лошадь пытается вас тащить, дайте короткий и твердый сигнал рукой с веревкой и положите конец хлыста перед носом лошади.

Если лошадь быстро среагировала, похвалите ее.

Если лошадь едва тащится за вами, возьмите хлыст в левую руку и указывайте им на заднюю часть лошади. Хлыст для работы удобнее взять длиной 120-140 см. Обычно этого достаточно, чтобы лошадь начала доганять вас. Если нет, тогда вы слегка нажмите хлыстом на область задних конечностей, в местах лучшего реагирования данной лошади. Повторяйте, пока лошадь не научится идти в нужной позиции, избегая дискомфорта отставания.

Остановка.

тотор

Остановка - это крайне важная команда для молодой лошади. Используйте веревку с давлением на нос лошади. Лошадь должна научиться уступать давлению.

Если мы хотим остановить лошадь, мы даем краткий импульс рукой с веревкой и объединяем его с голосовой командой, я использую команду "Стоп".

Как только лошадь реагирует на эту комбинированную команду, давление повода нужно убрать и похвалить лошадь.

У лошадей может быть разная реакция при обучении остановки. Наиболее чувствительные начнут быстро реагировать на ваши требования, некоторые, особенно очень импульсивные, скорее будут реагировать больше на голос, флегматичные типы не сразу реагируют на импульс веревки на носу, тогда вы должны дать несколько небольших, но твердых импульсов подряд. Если они продолжают игнорировать вас, то можно увеличить силу импульса и поставить хлыст перед носом.

Осаживание.

Horse-backup

После того, как лошадь научится останавливаться, и будет делать это четко в полном послушании, начните ее учить осаживаться назад.

Для этого нужно использовать дополнительный чумбур, чтобы лошадь не могла уклониться от вас. Встаньте перед лошадью и возьмит веревку с левой стороны, где она просто прикреплена к недоуздку. Чем короче натяжение веревки, тем больше импульс передаваемый к носу лошади.

С правой стороны вы держите веревку перекинутую через нос лошади. Лошадь уже знает, что давление на нос означает уступить. Важно, что бы вы передавали через веревку короткие повторяющиеся импульсы. Если лошадь не реагирует, используйте конец хлыста в области плеча. В конце концов, это должно заставить лошадь отходить назад в спокойном ритме.

Сразу после последнего шага назад вы должны установить прямой импульс и попросить лошадь сделать шаг вперед. Некоторым лошадям потребуется небольшая пауза в конце работы, после осаживания, но лошадь всегда должна быть готова сделать шаг вперед после осаживания.

Специальный недоуздок Монти Робертс а, который использует Ута Граф для обучения и коррекции поведения лошадей.

Выездка (по международной терминологии - дрессура) - высшая школа верховой езды, вид спорта, в котором всадник должен продемонстрировать: способность лошади к правильным и производительным движениям на всех аллюрах в различном темпе - от сокращённых до прибавленных, плавные и ритмичные переходы из одного аллюра в другой, правильную стойку, осаживание (движение назад), движения с боковыми сгибаниями, вырабатываемые специальной тренировкой сложные движения (пируэты, менка ноги на галопе в 4-1 темп, пассаж, пиаффе).

Основные элементы выездки:

1. Упражнения по выездке

Поворот

При повороте лошадь смотрит в ту сторону, в которую она идет, а ее голова и тело согнуты. Примером может послужить движение по кругу или вольт. Лошадь должна в достаточной степени согнуться, чтобы сделать вольт. Задняя часть корпуса должна повторить движение передней части. Всадник также смотрит в направлении поворота и смещает вес тела на внутреннее (по отношению к повороту) бедро. Внутренняя икра помогает поддерживать темп и не дает лошади зайти внутрь круга. Задняя часть корпуса не должна раскачиваться, иначе всаднику придется переместить внешнюю икру назад, чтобы удержать нужный изгиб лошади по всей длине круга. Всадник слегка выставляет руки вперед, но они не должны касаться гривы. Не делайте один и тот же вольт два-три раза подряд. Чередуйте это упражнение, например, с ездой по одной линии и вольтом в обратную сторону.

Езда по прямой линии

У лошадей есть врожденная наклонность идти с уклоном либо вправо, либо влево, так как они, подобно людям, делятся на правшей и левшей. Чтобы проехать по прямой линии необходимо ровное натяжение повода. Также важно повторять импульсные посылы. Большинство лошадей требуют большего давления на удила с одной стороны для прохождения по прямой. Любой всадник, занимающийся выездкой, ненавидит упражнение по отработке езды по прямой в центр манежа. Лошадь должна идти прямо, не ориентируясь на стену или изгородь.

Остановка на месте

Когда лошадь правильно стоит неподвижно, то делает это спокойно, равномерно распределив вес на все четыре ноги. Чтобы остановить лошадь, всадник использует ноги и тело, перемещая свой вес на заднюю часть корпуса лошади и осуществляя осторожное давление на удила. Лошадь должна среагировать немедленно, но останавливаться резко не должна. Стоя неподвижно, лошадь отжевывает железо, будучи готова идти вперед или назад.

Осаживание

Чтоб лошадь двигалась назад, всадник вначале посылает ее вперед, но как только она поднимает заднюю ногу, чтобы сделать шаг, всадник натягивает повод так же, как и для остановки. При движении назад ноги двигаются диагонально противоположными парами: левая передняя и правая задняя ноги вместе с правой передней и левой задней. Копыта должны отрываться от земли, а задние ноги должны находиться на одной линии с передними.

Поворот на заду

При повороте на заду налево лошадь проходит четверть круга за два шага. Размер круга зависит от размера лошади. Правая задняя нога заступает за левую заднюю, чтобы закончить движение. Вариантом поворота на заду является разворот. Из стойки на месте лошадь поворачивается на полоборота влево или вправо, используя в качестве оси левую заднюю ногу, которая должна оставаться более-менее в одном положении до завершения поворота.

Поворот на переду

Поворот на переду - это четверть оборота в два шага. Размер лошади определяет размер круга. Правая передняя нога заступает вокруг левой передней для завершения поворота. Посылы, подаваемые ногой с одной стороны, обеспечивают движение задней части корпуса вместе с передней. Вариантом поворота на переду является разворот, используемый при открывании ворот. Из стойки на месте лошадь поворачивается наполовину вокруг передней части, используя левую переднюю ногу в качестве оси. Она должна, в идеале, стоять на одном месте. Левая задняя нога заступает за правую заднюю ногу столько раз, сколько необходимо для полуоборота.

Уступка шенкелю

Уступка шенкелю - это боковое упражнение, при котором лошадь движется вперед боком за счет пружинистых движений ног, при этом голова слегка повернута в сторону, противоположную направлению движения. Пружинистое движение лежит в основе всех боковых упражнений. В идеале, лошадь должна двигаться параллельно сторонам манежа. Корпус слегка изгибается, шея изгибается как можно меньше, голова не наклонена. Движение должно быть ровным и последовательным. Ноги заступают одна за другую спереди и сбоку. Всадник использует свое тело для команды двигаться вперед, а шенкели - для движения боком. Повод удерживает голову в правильном положении. Внешняя нога используется для того, чтобы лошадь не пошла в неверном направлении.

Движение полубоком

Движение полубоком - это первое боковое движение, которому учатся лошади и всадники. Передняя часть корпуса слегка направлена внутрь для того, чтобы левая и правая задняя ноги стали на одну линию. Это упражнение, в отличие от движения плечом внутрь, требует меньшей собранности и изгиба тела.

Движение плечом внутрь

При боковом движении плечом внутрь лошадь идет по трем линиям, повернув голову в противоположную направлению движения сторону. Задняя часть корпуса движется по своей линии, а передняя слегка поворачивается внутрь, поэтому тело изгибается вокруг внутренней ноги всадника. Внешняя задняя и внутренняя передняя ноги идут по одной и той же линии. Внутренняя передняя нога заступает за внешнюю.

Фигуры

Восьмерка: состоит из двух связанных равных кругов. Они соприкасаются друг с другом в центре площадки (на букве Х). Когда всадник достигает буквы Х на первом полукруге, он изменяет направление движения и делает полный круг в противоположную сторону до пересечения, на котором направление было изменено для завершения первого круга.

Полукруг влево - полукруг вправо: всадник начинает движение с середины короткой стороны манежа и делает большой полукруг. В центре манежа делается несколько шагов вперед, а затем делается полукруг с уклоном в противоположную сторону. Фигура напоминает букву S.

Изменение направления при движении буквой S: это упражнение начинается прохождением полукруга на половину манежа. Затем, после нескольких шагов вперед по прямой, направление меняется, и проходится второй полукруг.

Конечно, существует гораздо больше фигур и их комбинаций, которые можно выполнять шагом, рысью или галопом.

2. Упражнения повышенной сложности на выездке

Траверс

Траверс - это боковое движение, во время которого голова лошади повернута в сторону, а глаза смотрят в направлении движения. Лошадь оставляет четыре отдельные группы следов. Передняя часть корпуса остается на исходной линии, а задняя часть повернута внутрь. Корпус лошади изгибается вокруг внутренней ноги всадника. Внешние ноги лошади ступают перед внутренними. Угол не должен превышать 30 градусов, но быть больше, чем при движении плечом внутрь.

Ранверс

Ранверс - это боковое движение, при котором лошадь поворачивает хвост к стене под углом более 30 градусов. Ее корпус изгибается вокруг внешней ноги всадника. Как и при траверсе, при выполнении этого упражнения остаются четыре группы следов, когда лошадь движется по основной дорожке манежа, но на этот раз голова повернута внутрь манежа.

Принимание

Принимание - это сложное боковое упражнение, при котором лошадь движется диагонально (обычно с основной дорожки к центральной линии), слегка изогнув корпус и голову в сторону движения. Внешние ноги ступают перед внутренними, передняя часть корпуса направлена вперед на повод, а задняя часть движется за счет давления на одну ногу. Хотя это упражнение можно выполнять шагом, рысью или галопом, на показательных выступлениях оно выполняется собранной рысью или собранным галопом. При правильном исполнении создается впечатление, что лошадь без усилий скользит по манежу. Она держится более-менее параллельно стороне манежа и высоко поднимает ноги. Упражнение усложняется с увеличением угла диагонали.

Осаживание

Осаживание - это движение назад, которое под силу только опытным всадникам. Лошадь делает несколько шагов вперед, затем то же количество шагов назад и снова вперед. Переход от движения вперед к движению назад и обратно должен быть гладким и без спотыканий.

Пируэт

Пируэт - это поворот на 360 градусов. Передняя часть корпуса движется по кругу, а задняя остается, по возможности, на одном месте. Это упражнение требует точной координации движений лошади и всадника. Лошадь обычно поворачивается через среднюю часть корпуса, поэтому она должна собраться, чтобы повернуться вокруг задней части. После перенесения веса на заднюю часть, передняя должна завершить пируэт одним легким движением. За выполнение этого упражнения очки часто удваиваются. Полупируэт выполняется на соревнованиях на "Малый Приз", но начиная с соревнований промежуточного класса и выше выполняется полный пируэт. Количество разрешенных шагов для полупируэта равно трем-четырем, для полного пируэта - шести-восьми.

Круговое галопирование

Выполняя это упражнение, лошадь легко галопирует вокруг манежа или по кругу с ведущей правой передней ногой. Это упражнение требует от лошади большого проворства.

Менка в воздухе

Когда лошадь реагирует на посылы всадника сменить ногу в момент зависания в галопе, то, согласно французской терминологии, происходит шанжман, или менка. Во время менки на галопе в воздухе лошадь должна оставаться легкой и импульсивной. Менка ноги в воздухе всегда происходит с одновременным движением передней и задней ноги одной стороны, иначе упражнение будет выполнено неверно. К этому упражнению можно подготовиться с помощью перехода с легкого галопа на шаг с последующим подъемом в галоп с другой ноги. Лошадь не должна идти рысью во время перехода,, движение ее должно быть ровным.

Зигзагообразное движение по диагонали

Зигзагообразное движение по диагонали - это серия приниманий по обе стороны от центральной линии манежа, при этом количество левых и правых шагов одинаково. Это упражнение часто выполняется на центральной линии. Например, лошадь делает четыре шага влево, затем меняет направление и делает восемь шагов вправо, меняет направление и делает четыре шага влево, чтобы вернуться на центральную линию. Шаги должны быть ровными и одинаковой длины. На соревнованиях "Большой Приз" требуется делать три и шесть шагов.

Серия переходов

На соревнованиях по выездке высшего класса выполняется большое количество переходов от одного упражнения к другому и от одного темпа к другому. Возможно, это будет происходить на каждом четвертом, или третьем, или втором, или каждом шаге. Чтобы хорошо выступить, лошадь должна делать мощные пружинящие шаги. Менка ног происходит через большее количество шагов. В программе "Малый Приз" это происходит на каждом третьем шаге. В программе "Большой Приз" необходимо выполнять серию из пятнадцати переходов на каждом втором шаге.

Пассаж

Пассаж - это медленная рысь с высоко поднятыми передними ногами и предельно собранной задней частью корпуса. Во время выполнения пассажа наступает момент явного "подвисания", когда создается впечатление, что лошадь движется в замедленном темпе. Упражнение завораживает огромной импульсивностью, исходящей от задней части корпуса, и мускульной силы, проявляемой лошадью.

Пиаффе

Пиаффе - это зрелищная рысь на одном месте с высоко поднятыми ногами. Ноги поднимаются диагонально и опускаются пружинящей рысью, при этом лошадь не сходит с места. Пиаффе является одним из самых сложных упражнений высшей школы. Лошадь должна поднимать все ноги на одинаковую высоту, практически прыгая с одной на другую. Задняя часть настолько собрана, что кажется, будто лошадь почти сидит. На соревнованиях среднего класса во время выступления лошади разрешено сделать семь или восемь шагов вперед, но на высшем уровне правила намного жестче.

На данный момент различают несколько десятков видов конного спорта, но только три вида относятся к разряду Олимпийских – выездка, троеборье, конкур. Среди них выездка считается наиболее художественным видом спорта. Обучение лошади выездке занимает порядка трех лет, в течение которых оттачиваются все движения и аллюры.

Немного истории

Считается, что выездка лошадей возникла в 16 веке в Италии, где было открыто множество школ верховой езды, а каждый из преподавателей обладал индивидуальной программой обучения. Изначально выездка была подспорьем в турнирах, каждый из участников должен был не просто победить противника, но и поразить зрителей техникой исполнения аллюров лошадью. К началу 20 века выездка стала официальным видом конного спорта и в 1912 одной из дисциплин Олимпийских игр.

Наиболее известным среди олимпийских чемпионов выездки считается Райнер Климке, выигравший 6 золотых и 2 бронзовые медали за 12 лет участия в конных соревнованиях. Одной из первых женщин принявших участие в олимпийской выездке была Лис Хартель. Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем она была выбрана для того чтобы представлять свою страну на Олимпийских играх. Хартель заняла второе место, обеспечив Дании серебряную медаль.

Особенности и задачи

С каждым годом популярность выездки растет, привлекая все большее количество и участников, и зрителей. Связанно это с тем, что выездка, несомненно, наиболее эстетичная из дисциплин, объединяющая в себе спорт и искусство.

Стоит отметить что, выездка является единственным видом конного спорта, включенным в Паралимпийские игры.

Элементы выездки

Иногда выездку коня сравнивают с танцем – плавные переходы из одного аллюра в другой, ритмичная смена темпа, изящность и точность каждого движения, безусловное взаимопонимание лошади и наездника. И также как в танце, в выездке есть ряд элементов различной сложности исполнения.

Осаживание

Осаживание является одним из наиболее неоднозначных элементов выездки за счет споров о его необходимости. В некоторых дисциплинах конного спорта данный элемент было решено исключить из программы, но в выездке он по-прежнему остался.

Осаживание представляет собой движение лошади назад, где левая передняя и левая задняя ноги движутся вместе, находясь на одной линии. Этот элемент требует хорошо развитого чувства равновесия у лошади.

Элементы выездки

Обучение осаживанию

Плечо вовнутрь

В то время как задние конечности движутся прямо, передние, немного берут в сторону. Голова направлена в противоположную сторону.

Принимание

Лошадь движется боком по диагонали, шея и корпус немного изогнуты. Сложность выполнения данного элемента выездки состоит в том, что движения задней части осуществляется за счет давления на одну ногу. При правильном выполнении принимания, кажется, что лошадь не шагает, а скользит по площадке.

Круговое галопирование

Во время выполнения данного упражнения лошадь движется галопом с ведущей правой передней конечностью (ногой).

Элементы выездки

Ведущая правая конечность

Менка ног на галопе

Название этого элемента отражает его суть – смена правой ведущей ноги на левую ногу.

Пассаж

Это один из наиболее важных элементов выездки лошади, во время выполнения которого может показаться, что лошадь пританцовывает. Шаги укорочены, движения выполняются ритмично.

Пиаффе

Данное упражнение (пиаффе лошади) напоминает пассаж без движения вперед.

Элементы выездки

Движения пиаффе

Этапы индивидуальной программы

После достижения лошадью трех лет можно задуматься над обучением лошади выездке, которое, как правило, состоит из трех этапов:

  1. На первом году обучения лошадь должна овладеть спокойными и ритмичными движениями на поводу. Для этого используется вспомогательное средство – корда. Также на первом году лошадь должна научиться подниматься в галоп.
  2. На втором году обучение лошади выездке включает строевую езду, что помогает развить гибкость движения при выполнении аллюров, а также плавность переходов от одного аллюра к другому.
  3. Третий год обучения предназначен для закрепления и оттачивания навыков лошади.

Соревнования по выездке

После того, как обучение лошади выездке было успешно пройдено, можно задуматься над участием в соревнованиях.

Программы соревнований по выездке различаются по степени сложности в зависимости от квалификации всадников и подготовки лошадей. В соревнованиях нет возрастных или гендерных ограничений, за исключением программы FEI, к которой не допускаются всадники до 16 лет. К происхождению лошадей также не предъявляется ограничений при условии соответствия к спортивной группе.

Внешний вид всадника (амуниция и экипировка), в свою очередь, должен отвечать требованиям соревнований и включать фрак, цилиндр, перчатки, обязательно белые брюки и галстук, черные сапоги. Во время соревнований запрещено использовать хлыст и голосовые команды. Управление лошадью должно осуществляться за счет незаметных движений повода и ног.

Читайте также: