Как сделать форму из глины

Обновлено: 06.07.2024

Глина, которую используют для набивки гипсовых форм, должна содержать 20–25 % отощающих добавок (шамота, песка). Это необходимо для того, чтобы уменьшить деформацию и усушку массы. Кроме того, можно использовать глины, разные по виду и составу. Например, для формовки пойдет в дело глина, не пригодная для лепки. Поэтому нужно отформовать несколько образцов изделия, высушить их и определить, есть ли в них трещинки или особые искривления.

Существует два вида формовки глиняных изделий. Пользуясь первым способом, руку засовывают в форму и делают набивку тонкими слоями глиняной массы. При этом их нужно уплотнять очень тщательно, сильно придавливая глину к стенкам формы.

После набивки кувшин или вазу изнутри заглаживают маленьким стеком и другим инструментом. Верх вазы, а также ее горловину, выступающую за границы формы, срезают струной.

Разнимать форму можно через несколько часов, а если она свежая и сухая, то даже через 40 минут. Гипс вберет часть влаги из глины, и образуется миллиметровая щель между стенками формы и глиняного изделия, что позволит легко освободить его.

Для сушки поставьте изделие на ровную твердую основу-подставку, предварительно застелив ее бумагой или тряпкой, и прикройте сверху. Если на горловине образуются трещины, то ее следует накрыть слегка влажной тряпкой или попробовать сначала поставить вверх дном. После подвяливания вазу можно зачистить влажной губкой, но слишком большое увлажнение не рекомендуется.

Второй способ советуют применять в случае, если нельзя вставить руку и даже палец в форму из-за слишком узкой горловины изделия. Тогда каждый из двух кусков формы набивают отдельно. Предварительно приготовьте раствор консистенции сметаны из той же глины (шликер). С помощью кисточки и стека аккуратно нанесите его на торцы по всей длине стенок вазы. При этом стенки должны выступать на 2–3 мм над краями. Набитые глиной две или три (если форма состоит из трех кусков) части формы точно приложите одну к другой, свяжите, слегка прижмите. Тонкой длинной кисточкой и палочкой можно загладить шов, получившийся внутри. В таком виде оставьте форму на некоторое время, а потом разнимите ее. Стеком и влажной губкой уберите излишки шликера и возможные дефекты. Форму и изделие высушите.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Декорирование изделий

Декорирование изделий Береста, бархатистая, покрытая редкими штрихами контрастного цвета, красива и без всякого декора, тем более что различные оттенки золотисто-медовых и красновато-коричневых тонов гармонично сочетаются между собой. Несмотря на это, за многие века

Варианты изделий

Введение Большинство цветочных горшков, которые можно приобрести в садовых центрах или специализированных магазинах, обычно бывают невыразительного коричневого цвета. Многих цветоводов-любителей это не смущает, поскольку они считают, что так и должно быть – это

Соотношение форм по величине

Соотношение форм по величине При выборе деревьев и кустарников для сада мы, как правило, основываемся на контрастах: большой – маленький, высокий – низкий, конусовидный – шарообразный и т. д. Например, прямые дорожки в саду, соединяющие разные точки, прекрасно смотрятся

Ручное формование изделий в гипсовых формах

Ручное формование изделий в гипсовых формах Если вы хотите сделать несколько идентичных глиняных изделий, можно использовать гипсовые формы. Почему именно гипсовые? Во-первых, гипс достаточно распространенный и дешевый материал, во-вторых, из него можно отлить сложную

Виды гипсовых форм

Виды гипсовых форм Однокусковые формы. Гипсовые формы бывают одно– и многокусковые. Вначале рассмотрим самые простые формы в виде одного монолитного куска. Их можно изготовить несколькими способами.Первый способ. У нас есть модель рельефного панно размером 20 х 20 см,

Сушка глиняных изделий

Сушка глиняных изделий Очень важным процессом в керамике является сушка изделий. Остаточная влажность, при которой можно обжигать высушенные изделия, составляет 4–5 %. При этом черепок становится светлым, а легкое надавливание ногтем практически не оставляет на его

Обжиг неглазурованных изделий

Глава 3 Электронные устройства-помощники из готовых конструкций

Глава 3 Электронные устройства-помощники из готовых конструкций В главе приведены практические рекомендации простого ремонта и усовершенствования, некоторые готовых

Паттерны базовых форм

Паттерны базовых форм 1. Треугольник. 2. Воздушный змей. 3. Кристалл. 4. Рыба. 5. Дверь. 6. Дом. 7. Блинчик. 8. Катамаран. 9. Двойной треугольник. 10. Двойной

Отделка готовых изделий

Отделка готовых изделий Важным завершающим этапом работы является отделка, которая придает изделиям законченный вид, способствует выявлению резного узора или текстуры дерева. Поэтому от качества отделки зависит и качество изделия.Существует два вида отделочного

Опытные гончары создают такую красоту за каких-то десять минут, что диву даешься. Но можно ли изготавливать красивую керамику самостоятельно?

Какая нужна глина

поделки из керамики

Для изготовления керамики понадобится натуральная глина – это основной ингредиент. Глазури, лаки, пигменты и эмали потребуются для покрытия готовой керамики и окраски ее в желаемый цвет.

Натуральная глина бывает:

  • Белой – после обжига изделие приобретает цвет слоновой кости, в исходном состоянии глины имеет сероватый оттенок;
  • Красной – цвет обусловлен оксидом железа. Глина хорошо лепится, с ней удобно и просто работать, после обжига становится красной.
  • Голубая – используется в медицине и косметологии.

Есть также фарфоровая и темно-коричневая глина, но мы остановимся на первых двух видах.

Основные методы изготовления керамики

Есть разные технологии изготовления изделий из глины:

улитка из гончарной глины

  1. Лепка – самый простой способ, напомнит детство, когда вы лепили поделки из пластилина;
  2. Гончарное дело – используется вращающийся круг, работа с кругом требует сноровки и навыков гончара;
  3. Шликерное литье – суть в том, что глина разводится до консистенции густых сливок. Такая смесь заливается в формы, потом высушивается, окрашивается, покрывается защитным слоем.

Лепка из глины

Раздел будет интересен для родителей, которые хотят занять детей полезным и развивающим занятием. А лепка глины развивает моторику, воображение, сможет занять самого неусидчивого ребенка.

рыбка из глины своими руками

Для взрослых лепка из глины станет интересным и освежающим хобби.

  • Накройте рабочее место полиэтиленовой пленкой.
  • Рядом должна быть емкость с водой, сухое полотенце и мокрая губка.
  • Главное условие успешной работы – пластичная глина. Если вы видите, что на вашем изделии появились трещины, замажьте их жидкой глины. Если глина крошится, промазывайте ее мокрой кисточкой, пока материал не станет пластичным.

Популярностью пользуется полимерная глина – состоит из ПВХ и пластификаторов.

Есть два типа полимерного материала для лепки:
• для первого требуется обжиг при температуре 110С;
• второй – самозатвердевающий, изделия не нуждаются в термической обработке.

Гончарное дело по всем правилам

Для изготовления керамики круглой формы потребуется гончарный круг. Есть круги с ножным и электрическим управлением. Различная модификация проявляется в размерах планшайбы, скорости вращения, мощности и типа двигателя.

Для работы на гончарном кругу требуются базовые навыки и сноровка. Для начинающих гончаров подойдет лепка и заливка шликерной массы. О чем мы расскажем дальше.

Шликерное литье

заливные разъемные формы для кружек

Используется глина жидкой консистенции, она заливается в гипсовые формы. На словах все просто, но на практике керамические изделия трескаются, получаются неравномерной толщины. Рассмотрим технологический процесс подробнее на примере заливки простой кружки.

Почему гипсовые формы?

Гипс впитывает влагу, он потянет лишнюю влагу из жидкого раствора из глины. С гипсом удобно работать, можно сделать самодельную форму, придав ей необходимый узор и размеры.

Цельные или разборные формы?

разборная гипсовая форма

Конфигурация и типа формы не влияет на качество керамики, лишь на простоту и удобство вынимания изделия из формы. Из разборной формы вынуть готовое изделие проще.

Требования к глиняному шликеру:

  • Используется жидкий раствор без примесей, крупных частиц и мусора. Перед приготовлением просейте сухую глину, удалите мусор, прочее.
  • Процедите готовый шликер через старый капроновый чулок.
  • Чем гуще раствор – тем толще получатся стенки кружки.

Заливаем раствор в форму

Внимание! Проблема! Пузырьки воздуха в глиняном растворе влияют на прочность изделия. Наливать шликер нужно по стенке формы, как пиво.

Теперь ждем. Вы будете видеть как по контуру гипсовой формы появляются стенки будущей кружки. Оптимальная толщина стенок – 5-6 мм. Если вы видите, что шликер стало меньше, долейте еще. Когда стенки получились требуемой толщины, нужно слить оставшийся раствор.

Как это сделать правильно?

Аккуратно выливаете остатки шликера из формы. Срезаете ножиком стенки кружки заподлицо с формой. Нельзя просто перевернуть форму и поставить ее вверх дном: на дне образуется капелька. Нужно оставить кружку под углом.

Когда глина схватилась и стала твердой, вынимаете изделие из формы. О том, что кружка готова свидетельствует то, что она стала отслаиваться от гипсовой формы. Если это разборная форма, то снимаете донышко и разделяете части формы.

формочки для шликерного литья

Методом шлинкерного литья изготавливаются не только кружки, чашки, но и сувениры, подарочная керамика.

В строительных магазинах или по интернету можно купить готовые формы для заливки.

Керамическая посуда

Есть веские причины заняться самостоятельным изготовлением керамической посуды:

  • Уникальность – оригинальную посуду, которая нравилась бы и подходила вам по всем параметрам, можно купить под заказ или сделать самому. Вот только самодельные варианты будут стоять в разы дешевле.
  • Качество и экологичность. Не вся покупная керамика радует качеством и долговечностью: появляются трещины, сколы, а рисунок уже через месяц становится не такой яркий и четкий. Некоторые изготовители используют вредные вещества – свинец и кадмий. Свинцовая глазурь смотрится красиво, но экологически безопасной ее не назовешь.
  • Экономия и даже возможность дополнительного заработка. Красивый сервис стоит денег, вы же сможете сделать его своими руками.

горшочек вылеплен из глиняного жгута

Есть разные технологии, простой способ – лепка тарелки или пиалы жгутами. Как показано на фото ниже, жгутами можно вылепить много интересного.

  • Для начала раскатайте шарик глины. Положите его на ровное и гладкое основание, например, на глазурованную плитку.
  • Для лепки вам потребуется шликер – жидкий глиняный раствор. Консистенция – как у жидкой сметаны.
  • Катается из глины жгут одинаковой толщины. Получается колбаска из глины.
  • На основание будущей пиалы укладываете колбаску, промазываете стык жидким раствором.
  • Повторяете процедуру, укладываете поверх еще один жгут.

Главное – глина должна быть пластичной, любые трещины замазываются шликером. Надежно приклеивайте фрагменты будущей тарелки друг к другу.

  • После этого пальцами или стекой убираете лишнее, придаете пиале нужную геометрию.
  • Все щели и неровности замазываются шликером.

Финишное декорирование

Декорирование выполняется в зависимости от вашей фантазии. Узор можно вырезать зубочисткой или иголкой. Можно с помощью подручных средств сделать на еще не схватившейся глине интересный оттиск.

Основные требования к такой лепке

Дно не должно быть слишком толстым, иначе оно треснет при обжиге. Края пиалы не должны быть тонкими: неизбежны сколы и повреждения.
Все трещинки и щели замазываются жидким раствором.

Ювелирная керамика

Слышали ли вы о керамических украшениях? Можно ли их сделать самостоятельно? Ювелирная керамика – материал, состоящих из измельченных и уплотненных частиц неметаллических материалов из неорганической химии.

В печах материал обжигается при температуре 1600 градусов, после чего материал становится прочным, устойчивым к царапинам, механическим повреждениям. Легкий вес и прочность — достоинства ювелирной керамики.

Как бы ни хотелось, изготовить долговечное украшение из керамики по технологии не получится.

Итог
Изготовление керамики своими руками в домашних условиях – посильная задача. Главное – желание и немного терпения.

Как сделать посуду из керамики своими руками смотрите видео урок- курсы по керамике

2. Материалы и инструменты.

3. Подготовка материала к работе:

а) лепка игрушки из пластилина;
б) изготовление гипсовой формы для отливки;
в) приготовление шликера;
г) отливка фигурок;
д) сушка, обжиг;
е) роспись готовой работы.

4. Практическая часть длиться несколько занятий. Педагог осуществляет контроль за работой детей, следит за правильностью приемов литья, помогает тем, кто испытывает затруднения в работе, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми.

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду.

Керамические изделия - самые распространенные находки археологов. Ведь в отличие от дерева, глина не гниет и не горит, не окисляется подобно металлу. Многие глиняные предметы дошли до нас в первозданном виде. Это, прежде всего посуда, светильники, детские игрушки, культовые статуэтки, литейные формы, грузила для рыболовных сетей, пряслица для веретен, катушка для ниток, бусы, пуговицы и многое другое.

В руках талантливых мастеров самые обычные вещи превращались в истинные произведения декоративно-прикладного искусства. (Рисунок 1).

Словом, глина не только древний, но и современный материал, без которого невозможно обойтись ни в настоящем, ни в будущем.

Среди способов формовки керамических изделий, литье занимает особое место. Оно дает возможность с большей точностью изготовить множество сувениров, совершенно одинаковых тонкостенных сосудов, имеющих сложную форму небольших скульптурок с тонкой проработкой деталей.

Глиняное, или шликерное литье, основано на свойстве гипса впитывать в себя влагу и на свойстве глины отдавать влагу. Шликер - это глина, разведенная водой до состояния текучести, напоминающая по консистенции густые сливки. Гипсовая форма, в которую наливают шликер, интенсивно вбирает в себя воду. При этом слой глинистой массы одинаковой толщины равномерно распределяется по внутренним поверхностям формы, образуя стенки будущего изделия, или, как говорят керамисты, черепок.


2. Материалы и инструменты

Для выполнения работы в данной технике понадобиться: глина, вода, гипс, канцелярский клей, пластилин, нож, стеки, лезвие, вазелин. (Рисунок 2).

3. ТЕХНОЛОГИЯ ШЛИКЕРНОГО ЛИТЬЯ ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ

3.1. Приготовление шликера.

Для приготовления шликера необходимо:

а) из расчета 1/1 (часть воды, часть глины);

б) растирается каждый комочек до жидкой сметаны;

в) канцелярский клей разводиться 1/1 водой и добавляется в раствор глины от 5 до 8 капель (для разжижения шликера);

г) шликер процеживается и переливается в чистую посуду.

Пример: вода в работе используется только теплая, шликер готовиться в теплом помещении, желательно на теплом столе.

3.2 ЛЕПКА ФИГУРКИ ПОД ГИПСОВУЮ ФОРМУ

1) Выбирается тема будущей фигурки и рисуется эскиз (вид спереди, сбоку, сзади). Если бок не повторяет другой, рисуется два. Образно рисунок должен представляется объемным. Завершением является лепка выбранной фигурки.

2) Фигурка должна лепиться из одного куска пластилина. Во избежание замков при отливке она должна быть компактной (обтекаемой), в ней не должно быть острых углов (например: изгиб шеи, приподнятая рука, ухо и другие изгибы частей фигурки). Завершающим этапом работы является заглаживание фигурки при помощи воды и пальцев.

3) Простая форма фигурки всегда двухполовинчатая. На такие фигурки гипсовая форма отливается в два этапа. Острым предметом наноситься на фигурку разделительная линия по всей фигурке. Затем в разделительную линию вставляются разделительные пластины (тонкая металлическая фольга, плотная прозрачная пленка, старое лезвие и т.д.) (Рисунок 3.). После этого берется вазелин и мягкой кистью одна половинка фигурки смазывается вместе с пластинками (рельеф на фигурки можно нанести до смазывания вазелином или после отливки фигурки из глины).


3.3 ГИПСОВАЯ ФОРМА


а) Берется вода, наливается в емкость, затем постепенно засыпается так, чтобы получалась горка. (Рисунок 4).


Гипс быстро размешивается и как только начинает загустевать выкладывается в форму (форма делается из полиэтиленовой банки). Затем в готовую гипсовую массу вдавливается половинка обработанной фигурки. (Рисунок 5).


Можно рабочий гипс накладывать на обработанную половинку фигурки, держа ее в руках, т.е. без формы (это способ используется реже).

б) Вторую половинку фигурки необходимо обработать вазелином (убрать предварительно пластинки из гипса). Замок для второй половинки гипса делается в виде небольших выемок в гипсовой форме.

в) Вновь приготовленный гипс выкладывается на вторую половинку фигурки, выдерживается 20-30 мин., а затем гипсовая отливка вынимается и при помощи ножа делиться на две равные части (хорошо смазанные формы сами отделяются).

1) Выбрав, где будет основание фигурки (допустим ноги), вырезается ножом литник, который будет служить отверстием для заливки и сливки шликера.

2) Готовые формы соединяются так, чтобы отверстия литника совпадали, а затем вошли вдруг в друга. (Рисунок 6). Форму можно закрепить резинкой и оставить сушиться (помня, сушка гипса не менее суток).


Примечание: после каждой отливки фигурки, форма должна просушиваться. Гипс разводиться малыми порциями, т.к. быстро застывает.

а) Для литья берется готовая сухая гипсовая форма и заранее приготовленный шликер (форму можно подогреть в печи). Процеженный шликер заливается в форму до верха литника, при заливке глина должна спускаться ниже литника, т.е. ее уровень должен быть ниже верха литника. Далее заливается шликер опять до верхнего уровня и так не менее 3-5 раз. Процесс заливки длиться от 3 до 5 мин., это необходимо для набора толщины фигурки.

б) Затем аккуратно через литник сливаются остатки шликера в посуду, и форма переворачивается вниз литником на стол с подогревом. Через 3-5 мин., форму необходимо перевернуть литником вверх. Как только форма начнет отходить от фигурки (это происходит примерно через 20-30 мин.) осторожно снимаются резинки, которые закрепляли форму и аккуратно снимается гипсовая форма с фигурки. Вынутая фигурка подготавливается к обработке.

3.6. ОБРАБОТКА ФИГУРКИ

а) Аккуратно срезается литник и облой (края соединяющие половинки).

б) Смоченной лопаткой осторожно заглаживаются швы и неровности.

в) Различными вспомогательными инструментами на изделия наносятся рельефы и украшения.

г) Вся фигурка должна быть со всех сторон обработана и только после этого ставится для естественной сушки (примерно на 1 сутки). Дырки, щели, трещины замазываются тем же шликером.

д) Если есть желание сделать дополнительные детали к изделию, то для этого используются обрезки литника и обмой, которые приклеиваются к фигурке шликером (принцип лепнины). Через сутки, перед тем как поставить изделие в печь, для обжига, фигурка еще раз проверяется во избежание трещин, если они имеются их надо замазать шликером и просушить. В печь закладываются безупречно выполненные без дефектов фигурки. (Рисунок 7).


ПОДГОТОВКА ГИПСОВОЙ ФОРМЫ К ОЧЕРЕДНОЙ ОТЛИВКЕ

а) После отливки форма осторожно освобождается от излишков глины (можно собрать их комочком глины, но ни в коем случае нельзя обрабатывать внутреннюю сторону формы, стекла и т.д.)

б) Гипсовая форма становится легкой (но желательно форму сушить в собранном виде). Если подогрев идет с одной стороны, то форму нужно перевернуть и сушить одинаковое количество времени с обеих сторон. (Рисунок 8)


а) Обработанная и высушенная фигурка укладывается в печь (можно печь загрузить полностью) в любом положении, но аккуратно, более легкие фигурки должны быть сверху.

б) Начальная температура в печи должна быть 150 градусов, через каждые пол часа повышается до 900 градусов. В общей сложности, фигурка обжигается 3-4 часа.

в) Остывшие фигурки вынимаются и внимательно осматриваются. Заметив темные пятна (типа плесени), фигурки стоит положить обратно в печь и включить максимум 900 градусов, примерно на 1 час.

г) Готовые остывшие фигурки обрабатываются мелкой шкуркой (нулевой). Допускается процарапывание рисунка, рельеф, но без сплошных нажимов (фигурки после обжига имеют ровный красновато-оранжевый цвет).

В завершении фигурку нужно протереть от глиняной пыли, загрунтовать процеженной водоэмульсионной краской и приступать к следующему этапу.

Фигурка расписывается гуашью плюс клей ПВА и покрывается лаком.

а) Сначала на бумаге делается эскиз, а затем уже ведется роспись на фигурке. В росписи используются тычки (вата закручивается на заостренный конец спички). Их используют при росписи глаз, рта, украшений на одежде.

б) Фигурки расписываются поэтапно. Если расписывается фигурка человека, то сначала лицо, руки, ноги, затем основной цвет одежды, волосы. Далее отводятся основные элементы, например черты лица, детали одежды, только после этого идет разживка и украшение фигурки (нарядные детали в кофточках, фартучках, ресничках, усики), т.е. прорисовываются все мелкие детали. Когда фигурка готова после просушки (2 часа), ее покрываются лаком (ПФ-283).

Муфельные печи "Дело Мастеров"

Муфельные печи "Дело Мастеров"

Муфельные печи "Дело Мастеров" запись закреплена

МАСТЕР-КЛАСС по созданию литейной формы для шликерного литья.

Глиняное (шликерное) литое это один из способов формовки керамических изделий. Данный способ позволяет отливать из глины очень точные тонкостенные изделия и фигурки.
Гипсовая форма, в которую наливают шликер (глина разведенная до консистенции густых сливок), интенсивно вбирает в себя воду и слой глинистой массы равномерно распределяется по внутренним поверхностям формы, образуя стенки одинаковой толщины. Перед самим литьем необходимо изготовить модель будущего изделия, а затем отлить из гипса по модели литейную форму.

Читайте также: