Как сделать орфографический практикум

Обновлено: 03.07.2024

Оценить 2716 0

Учитель:Яппарова Зульфия Расимовна

Продолжить развивать знания обучающихся по орфоэпии, орфографии, лексике.

Развивающие:

Активизировать самостоятельную деятельность;

Развивать познавательную активность, умения логично и грамотно излагать свои мысли.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативность, прививать культуру речи.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, проектор, слайдовая презентация, оценочные листы.

Тип урока: урок-практикум

Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:

Индивидуальный и фронтальный опрос

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Учитель: Ребята, как вы считаете, всегда ли мы правильно говорим по-русски?

Ученики:Нет, мы допускаем большое количество ошибок в нашей речи.

(Приводят примеры ошибок, допускаемых во время рекламы по телевизору, в разговоре и другие)

Учитель: Скажите, а каких ошибок бывает больше всего? На какое правило?

Ученики: В правильном произношении слов, т.е. в ударении.

Учитель: Правильно, а как называется раздел русского языка, в котором изучается правило постановки ударения?

Ученики: Орфоэпия.

Учитель:И первое задание будет на проверку умения правильной постановки ударения.

1) Произнеси правильно и расставь ударение в словах.

Агрономия, апокалипсис, апокриф, апостроф, аристократия, афера (не афёра),

Банты (мн.ч), бармен, бензопровод, благовест, броня (на билет), (защитная) броня, бухгалтеров (род.п. мн.ч), бытие (не ё), бюрократия, вафель (не вафлей), вероисповедание, ветеринария, воздухопровод, ворожея, газопровод, генезис, гербы (мн.ч), договор(?)(мн.ч.), досуг.

АгронОмия, апокАлипсис, апОкриф, апострОф, аристокрАтия, афЕра, бАнты (мн.ч), бАрмен, бензопровОд, блАговест, брОня (на билет), (защитная) бронЯ, бухгАлтеров (род.п. мн.ч), бытиЕ, бюрокрАтия, вАфель (не вафлей), вероисповЕдание, ветеринАрия, воздухопровОд, ворожеЯ, газопровОд, гЕнезис, гербЫ (мн.ч), договОры ( мн.ч.), досУг.

Слово учителя: Проверим, как вы выполнили это задание. Ребята, а какое задание по тестовой части ЕГЭ связано с правильной постановкой ударения? (4). Для чего нужно знать орфоэпию?

Слово учителя: Ребята, вы сейчас уже должны хорошо ориентироваться в терминах и понятиях, которыми вам предстоит пользоваться, когда будете студентами учебных заведений. Таких слов множество. Значение их знать необходимо, так же, как и правописание, ведь они встречаются и в заданиях ЕГЭ и на уроках. Выполните лексическую разминку:

2) Соедините слова с толкованием их значений.

1. Иммигрант 2. Эмигрант 3. Инцидент 4. Прецедент

А. Случай, происшествие обычно неприятного характера.

Б. Случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода.

В. Иностранец, прибывший в страну на постоянное место жительства.

Г. Лицо, выселившееся из своей страны по тем или иным причинам.

Составьте с данными словами словосочетания. Запишите в тетрадях.

Иммигрант - иностранец, прибывший в страну на постоянное место жительства.

Эмигрант - лицо, выселившееся из своей страны по тем или иным причинам.

Инцидент - случай, происшествие обычно неприятного характера.

Прецедент - случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода.

Учитель: Как звучит задание в тестовой части ЕГЭ, напоминающее это? (3). Для чего нужно знать значения слов?

3)Тестовое задание.

Учитель. Работаем дальше. Вспомним, что такое паронимы?

Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении.

• Чем отличаются данные пары слов?

• Устно объясните лексические значения паронимов.

Выполните тестовое задание.

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важной темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

Осуждение - неодобрение, порицание.

Надеть что-либо - Одеть кого-либо.

Освоить – овладеть, довести до состояния годности.

Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать

Учитель:Итак, мы с вами повторили паронимы. Ребята, есть ли подобное задание в тестовой части ЕГЭ? Какое задание тестовой части связано с паронимами? (5)

В каком разделе русского языка они изучаются? (Лексика). Для чего нужно знать паронимы?

А сейчас, ребята, мы с вами немного отдохнём и выполним физминутку для ваших глаз.

Физминутка для глаз.

Учитель:Продолжаем нашу подготовку. И следующее задание будет такое.

4) Отредактируйте предложения.

Задание: Представьте себя учителями русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика.

2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).

3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

(употребление слова в несвойственном ему значении).

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

(неправильное употребление Д.О.)Когда он меня провожал, лицо его выражало сожаление.

5. Родители хотели устроить праздник более пышнее.

(неправильное образование форм прилагательных).

Учитель: Каким вы представили себе нового ученика?

Учитель:У нас должна быть грамотной не только устная речь, но и письменная. Выполнив следующее задание, вы мне скажете, с каким разделом языка тесно связана лексика?

5)Вставьте пропущенные буквы.

Пол..скать бельё, ум..лять о прощении, бр..ня себя за ошибку, первая стр..ка письма, золотое к..льцо, не знать др..бей, резко зат..рмозить, нок..утировать противника, штр..фной удар, п..здновато спохватился, с..доводческое хозяйство, не сп..ши уходить, сп..ши домашнее задание.

Поласкать бельё, умолять о прощении, броня себя за ошибку, первая строка письма, золотое кольцо, не знать дробей, резко затормозить нокаутировать противника, штрафной удар, поздновато спохватился, садоводческое хозяйство, не спеши уходить, спиши домашнее задание.

Учитель: Поработаем над средствами выразительности языка.При решении каких учебных и жизненных задач вам необходимо знать средства выразительности? (знания об ИВС позволят более красиво и образно говорить в жизни и на уроках, писать сочинения, в ЕГЭ это задание 26). Нас будут интересовать тропы.

- Что такое тропы?

Тропы (rpeч. tropos - повоpот) – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в пepeнocнoм значении в целях достижения большей художественной выразительности. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет, оксюморон, ирония и др.

1) сравнение; 2) эпифора; 3) антонимы; 4) оксюморон; 5) анафора; 6) лексический повтор; 7) синонимы.

Подведение итогов урока.

Учитель. Какие трудности возникли у вас при работе над заданиями? Что для вас на уроке было самым интересным? Что для вас было самым полезным на уроке?

Домашнее задание.

Выполните задания 4, 5, 6, 9 (варианты 15-17) по пособию под редакцией Н.А. Сениной.

Русский язык, Орфографический практикум, Космарская И.В., 2007.

Учебное пособие ставит своей задачей повышение орфографической грамотности студентов.
Включает: диагностические тесты, тесты учебных достижений, комплексные тесты, диктанты (современные и классические тексты), специальные диктанты, творческие задания, орфографический словарь новейших заимствований, ключи к комплексным тестам.
Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений.

Примеры.
Раскройте скобки. Слитно (1) или раздельно (2)?
1) (не)распустившиеся цветы
2) такого лентяя (не) жаль
3) почти (не)изученное явление
4) далеко (не)единственный случай
5) никому (не)выгодно

Раскройте скобки. Слитно (1) или раздельно (2)?
1) учиться (не)хуже других
2) я (не)намерен отвечать
3) было очень (не)приятно
4) (не)достижимые, казалось, высоты
5) еще (не)созревшая рожь

Раскройте скобки. Слитно (1) или раздельно (2)?
1) (не)возместимые потери
2) никому (не)интересный
3) (не)меньше остальных
4) (не)исследуя космос
5) (не)добежать до финиша.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Диагностические тесты
Тесты учебных достижений
Комплексные тесты
Тест №1
Тест №2
Тест №3
Тест №4
Тест №5
Тест №6
Тест №7
Тест №8
Тест №9
Тест №10
Тест №11
Диктанты
Специальные диктанты
Творческие задания
Орфографический словарик новейших заимствований
Ключи к комплексным тестам.

Читайте также: