Как сделать орфоэпический разбор

Обновлено: 07.07.2024

Орфоэпия - наука о нормах произношения. Орфоэпический разбор следует производить в дополнение к фонетическому, когда в слове возможна или допущена ошибка в произношении или ударении. Например, краси'вее - ударение всегда на втором слоге; конечно - произносится [к а н е ш н а].
Как сделать орфоэпический разбор слова?
1) Записываешь слово, считаешь количество слогов, указываешь ударный.
2) Каждой букве пишешь звуковую транскрипцию. Для согласных звуков указываешь: твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, для гласных - ударный или безударный.
3) Считаешь количество букв.
4) Считаешь количество звуков (иногда их больше, чем букв).

Пример орфоэпического разбора слова:

cкучный [с к у ш н ы й']

скуч-ный, 2 слога, 1-ый ударный.
с - [с] согл., глух., тверд.;
к - [к] согл., глух., тверд.;
у - [y] гласн., ударный;
ч - [ш] согл., глух., тверд.;
н - [н] согл., звонкий, тверд.;
ы - [ы] гласн., безударный;
й - [й'] согл., звонк., мягкий;
7 букв, 7 звуков.

Когда ребенок идет в школу, некоторые родители оказываются просто не в силах помочь ему с домашним зданием, потому что сами очень давно учились в школе и уже многого не помнят. В этой статье речь пойдет о том, как помочь своему ребенку сделать орфоэпический разбор какого-либо слова. Для начала вспомним, что же такое орфоэпия?

Орфоэпический разбор

Орфоэпия – это наука о произношении. Орфоэпический разбор - это разбор особенностей произношения слов.

В русском языке установилось определенное произношение некоторых звуков, не соответствующее их написанию в силу определенных правил. Давайте рассмотрим их.

Орфоэпический разбор слова

1. Слова чтобы, что произносят как (штобы), (што), слова дожди и дождь произносят как (дожж), (дощ).

2. При совмещении ряда согласных - стл, рдц, стн - один из звуков не произносят. Например, (щаСЛивая), (леСНица), (сеРЦе).

3. Сочетание чн произносят в некоторых словах как шн (канеШНо), (сквореШНик), (яиШНица), а пишут — конечно, скворечник, яичница. Но в большинстве слов сочетание чн произносят в соответствии с написанием: дачный, сочный, речной.

4. В конце слов вместо звука г слышат к: (друК), (плуК),([луК), а пишут — друг, плуг, луг.

5. Парные звонкие согласные, стоящие в середине слова перед глухими согласными, произносят как парные глухие согласные: (куП), (гриП), а пишут — куб, гриб.

6. Окончания -тся,-ться произносят как -цца (стараЦЦА), [(абавляЦЦА), (мчаЦЦА), окончания -его, -ого произносят как -иво, -ава (светлАВА), (чИВО), (кАВО).

7. Глухие согласные озвончаются, если стоят перед звонкими согласными: (эГзамены), (коЗьба), (фуДболист).

8. После шипящих звуков ж, ш и согласного звука ц вместо гласной е произносят звук средний между (э) и (ы) - (жЫ э лаю).

9. Перед шипящими ж, ч, ш согласные с, з произносят как долгие шипящие (Жжег), (Жжарил), (беЖЖизненный). В начале слова сч звучит как шипящий щ: (Щастливый), (Щет), (Щитанные), а пишут — счастливый, счет, считанные.

10. Буквы е, э пишут так же, как и произносят, если они стоят в начале слова (это, едет, эксперимент).

11. Если гласные е, я стоят не под ударением, то их произносят как звук, близкий к гласной и: (дИсна), (дИловая), (вИсеть).

12. Гласную букву о произносят как звук, близкий к а, если она стоит в безударном положении: (мАлАко), (вАда), (гАсили).

13. Гласные буквы о, а, стоящие не под ударением, произносят как ослабленный звук (а): (кАмар), (сАмАвар). Гласные буквы, стоящие под ударением произносят, как и пишут: сЕрый, сходИли, кОсим.

14. В русских и иноязычных словах удвоенные согласные произносят без удвоения: русский, белорусский, аккуратный, за исключением: манна, ванна.

15. После шипящих ш, ц, ж, произносят а, э, но пишут е: железный, шерстяной, цельный.

16. В иноязычных словах после мягких согласных пишут и произносят букву е: Колизей, деканат, манера, а после согласной буквы или гласной и пишут е, но произносят э: кофе, диета, ателье. Исключение: пэр, мэр, сэр. В остальных случаях после гласных пишут и произносят букву э: маэстро, поэтический, силуэт. Исключение: проект.

Фонетический разбор слова русский

1. Прочитайте его. Подумайте, может ли оно звучать по-иному.

2. В орфоэпическом словаре посмотрите, как правильно произносится это слово.

3. Произнесите его правильно. (В том случае, если вам необходимо провести письменный разбор, запишите слово с пометками (пояснениями) ударения и произношения.)

Орфоэпический разбор - примеры:

- Заба'внее - ударение падает только на 2-ой слог;
- яи'чница (шн);
- кашне' (нэ') - нескл, сущ.

Фонетический разбор - это определение количества букв и звуков в слове, а также характеристика всех звуков.

Если при произношении слова или постановке ударения можно допустить ошибку, то делают орфоэпический разбор, а если нужно дать характеристику всех звуков и букв, то фонетический разбор слова. Русский язык невозможно хорошо знать без изучения таких важных его разделов, как орфоэпия и фонетика.

1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: нормы произношения звуков в разных позициях, нормы ударения и интонации;
2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила).

Различия между этими определениями следующее: во втором понимании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция), позиционное оглушение/озвончение согласных и др. К сфере орфоэпии при таком понимании относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке, например возможность произношения после шипящих как [а], так и [ы] ([жара], но [жысм'ин]).

Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, необходимо отметить следующие нормы, актуализированные в школьном курсе русского языка:
1) произношение твердого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах,
2) произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн],
3) произношение звуков [ж] и [ж'] на месте сочетаний жж, жд, зж,
4) вариативность позиционного смягчения согласных в отдельных группах,
5) вариативность ударения в отдельных словах и словоформах.

Именно такие, связанные с произношением отдельных слов и форм слов нормы произношения являются объектом описания в орфоэпических словарях.
Школьные учебники определяют орфоэпию как науку о произношении, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвончение согласных в определенных позициях, мягкость согласного перед согласным и др.

Основные правила русского литературного произношения

В русском литературном языке в силу определенных звуковых законов (ассимиляции, диссимиляции, редукции) в словах установилось произношение отдельных звуков, их сочетаний, не соответствующее написанию. Пишем что, кого, ходил, учиться, а произносить надо [што], [каво], [хадил], [учицца] и т. д. Это и принято считать произносительной нормой литературного языка, которая устанавливалась задолго до появления правил орфоэпии. С течением времени выработались правила произношения, которые стали обязательными для литературной речи.

Важнейшими из этих правил являются следующие

1. Гласные звуки произносятся отчетливо (в соответствии с их написанием) только под ударением (поговорИли, хОдим, смЕлый, бЕлый, нОсим). В безударном же положении гласные звуки произносятся по-разному.

2. Гласный о в безударном положении произносить следует как звук, близкий к а [вАда], [хАрАшо], [кАсили], [горАТ], а писать — вода, хорошо, косили, город.

3. Безударные е, я надо произносить как звук, близкий к и [вИсна], [пасИвная], [плИсать], [пИрИсматрели], а писать — весна, посевная, плясать, пересмотрели.

4. Звонкие согласные (парные) на конце слов и перед глухими согласными в середине слова должны произноситься как соответствующие им парные глухие [дуП], [гораТ], [хлеП], [мароС], [дароШка], [гриПки], [проЗьба], [малаДьба], [реСкий], а пишется — дуб, город, хлеб, мороз, дорожка, грибки, просьба.

5. Звук г должен произноситься как взрывной, кроме слова Бог, которое произносится с придыханием. На конце слов вместо г звучит парный ему глухой к [друК], [книК], [сапоК], [моК], а пишется — друг, книг, сапог, мог и т. д.

6. Согласные с, з перед шипящими ж, ш, ч должны произноситься как шипящие долгие [Жжечь], [Ж жаром], [беЖЖизненный], а пишется сжечь, с-жаром, безжизненный. В начале некоторых слов сч звучит как щ [Щастье], [Щет], [Щитать], а пишется — счастье, счет, считать.

7. В некоторых словах сочетание чн произносится как [канеШНа], [скуШНа], [яиШНица], [сквореШНик], [НикитиШНа], [СаввиШна], [прачеШНая], а пишется конечно, скучно, яичница, скворечник, Никитична, Саввична, прачечная. В некоторых словах допускается двоякое произношение — булочная—[булоШНая], молочный — [молоШНый], но пишется только булочная, молочный. В большинстве же слов сочетание чн произносится в соответствии с написанием (вечный, дачный, прочный, ночной, печной).

8. Слова что, чтобы произносить следует как [што], [штобы].

9. При стечении ряда согласных - рдц, стн, стл и др. обычно один из этих звуков не произносится. Пишем: сердце, честный, лестница, счастливый, а произносим [сеРЦе], [чеСНый], [леСНица], [щаСЛивый].

10. Окончания -ого, -его надо произносить как ава, ива [краснАВА],[синИВА], [кАВО], [чИВО], а писать красного, синего, кого, чего.

11. Окончания -ться, -тся (учиться, учится) произносятся как -цца [учиЦЦА], [смеяЦЦА], [встричаЦЦА].

12. В словах иноязычного происхождения, прочно вошедших в русский язык, согласные перед [э] (е) смягчаются: бассейн, бактерия, бюллетень, брюнет, берет, винегрет, девиз, декорация, инцидент, картотека, категория, катер, кофе, музей, Одесса, президент, ремарка, режиссер, резус, тема, теория, термин, тенор, термометр, фанера, шинель, эффект и т. п.

13. Однако в ряде случаев перед [э] (е) все же отмечается произношение твердых согласных. Эта норма относится прежде всего к зубным согласным [д], [т], [н], [с], [з]: ан[тэ]нна, а[тэ]лъе, биз[нэ]с, бифш[тэ]кс, [,дэ]колъ[тэ], [дэ][тэ]ктив, ин[тэ]рвъю, ин[тэ]ръер, каш[нэ], ко[тэ]дж, о[тэ]лъ, пас[тэ]льные краски, поло[нэ]з, син[тэ]тика, со[нэ]т, [тэ]мбр, [тэ]мп, [тэ]ннис, [тэ]рмос, [тэ]ст, тос[тэ]р, компъю[тэ]р, фо[нэ]тика, цита[дэ]лъ, ше[дэ]вр.

14. Двойные согласные как в исконно русских словах, так и словах иноязычного происхождения в большинстве случаев произносятся как одинарные (т. е. без протяженности их). Пишем: Россия, русский, одиннадцать, общественный, сделанный, аккорд, аннулировать, аккомпанемент, ассистент, аккуратно, баллон, суббота, грамм, грипп, класс, корреспондент, теннис и т. д., а произносим эти слова без удвоения этих согласных, за исключением немногих слов, в которых и пишутся и произносятся удвоенные согласные (ванна, манна, гамм и др.).

В ряде иноязычных слов после согласных и и пишется е, хотя произносится э (диета, гигиена, атеист, ателье, кашне, кофе, пенсне, партер), исключения: сэр, мэр, пэр. После остальных гласных чаще пишется и произносится э (поэзия, поэт, силуэт, маэстро, но: проект, реестр).

В ряде иноязычных слов после согласных, которые произносятся мягко, пишется и произносится е (музей. техникум, академия, декан, декада, одеколон, фанера, темпы).

В русских словах после ж, ш, ц произносится э, а пишется всегда е (железо, даже, шесть, тише, целый, на конце).

13. Двойные согласные как в исконно русских словах, так и словах иноязычного происхождения в большинстве случаев произносятся как одинарные (т. е. без протяженности их).

Пишем: Россия, русский, одиннадцать, общественный, сделанный, аккорд, аннулировать, аккомпанемент, ассистент, аккуратно, баллон, суббота, грамм, грипп, класс, корреспондент, теннис и т. д., а произносим эти слова без удвоения этих согласных, за исключением немногих слов, в которых и пишутся и произносятся удвоенные согласные (ванна, манна, гамм и др.).

Орфоэпический разбор слова

Орфоэпический разбор слова осуществляется по следующему плану:
1. Прочитать слово про себя. Подумать и решить, может ли слово звучать по-другому.
2. Посмотреть в орфоэпическом словаре, как правильно произносится слово.
3. Произнести слово правильно. ( Если проводится письменный разбор, то записать слово с пояснениями (пометами) произношения и ударения.)

Образец орфоэпического разбора.

Краси'вее - ударение только на втором слоге.
Коне'чно [шн].
купе' [ пэ'] нескл., существительное.

Орфоэпический разбор слова осуществляется по следующему плану:

1. Прочитать слово про себя. Подумать и решить, может ли слово звучать по-другому.

2. Посмотреть в орфоэпическом словаре, как правильно произносится слово.

3. Произнести слово правильно. ( Если проводится письменный разбор, то записать слово с пояснениями (пометами) произношения и ударения.)

Образец орфоэпического разбора.

Краси'вее - ударение только на втором слоге.

купе' [ пэ'] нескл., существительное.

Орфоэпический разбор дополнительно к фонетическому необходим тогда, когда в языке возможна вариативность в произношении данной звуковой последовательности или когда произношение слова связано с частыми ошибками (например, в ударении).

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова осуществляется по следующей схеме:

Затранскрибировать слово, поставив ударение.

На транскрипции дефисами (или вертикальными линиями) обозначить слогораздел.

Определить количество слогов, указать ударный.

Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.

В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.

Указать количество букв и звуков.

Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:

гласный: ударный / безударный;

согласный: глухой / звонкий с указанием парности, твердый / мягкий с указанием парности.

Образец фонетического разбора:

его [й'и-вo] 2 слога, второй ударный

[й'] согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

е — [и] гласный, безударный

г — [в] согласный, звонкий парный, твердый парный

о — [о́] гласный, ударный

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости / мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию (в этом случае рядом с ним в транскрипционных скобках ставится прочерк), например:

Обратите внимание на то, что у согласных звуков парность указывается отдельно по признаку глухости / звонкости и по признаку твердости / мягкости, поскольку в русском языке представлены не только абсолютно непарные согласные ([й'], [ц], [ч'], [щ']), но и согласные, непарные только по одному из этих признаков, например: [л] – звонкий непарный, твердый парный, [ж] – звонкий парный, твердый непарный.

Читайте также: