Как сделать опрос в исследовательской работе

Обновлено: 07.07.2024

Представляю вниманию читателей анкеты, составленные учащимися 10-11 классов школы 38 Приморского района Санкт-Петербурга, создававшими проекты с использованием методов социологии под моим руководством. Возможно, эти анкеты помогут вам в организации исследовательской работы ваших учащихся над проектами. Использование методов социологии исключает плагиат в ученических работах

ВложениеРазмер
Примеры социологических анкет 83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представляю вниманию читателей анкеты, составленные учащимися 10-11 классов школы 38 Приморского района Санкт-Петербурга, создававшими проекты с использованием методов социологии под моим руководством. Возможно, эти анкеты помогут вам в организации исследовательской работы ваших учащихся над проектами. Использование методов социологии исключает плагиат в ученических работах и , по моему опыту, нравятся ученикам.

1. Являетесь ли Вы пользователем социальных сетей?

Facebook, BK, Одноклассники, Twitter, Ask, Instagram, Вконтакте, другое__________________________________

4. Сколько часов в день Вы проводите в социальных сетях? __от ______до_________

5. Какова для Вас цель использования социальных сетей?

Общение просмотр фильмов игры музыка

получение информации другое_____________________________________________

6. Как Вы считаете, использование социальных сетей помогает в учёбе?

Да нет не знаю другое_________________________________________

7. Как Вы относитесь к ненормативной лексике при общении в соцсетях?

Положительно негативно компромиссно

8. Считаете ли Вы себя зависимым от соцсетей:

да нет не знаю другое______________________________________________

9.Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях? Оцените в баллах: 0 – никогда , 1 – редко, 2- часто, 3 – постоянно

Радость_____ агрессия_____ нервозность______ усталость ______ прилив сил______ чувство собственной власти _______ зависть_______ ощущение вседозволенности________ ненависть к успешным людям__________ другое__________________________________________________

10. Совпадает ли Ваш круг общения в соцсетях и в реальной жизни?

Да нет частично

11. Не имея возможности выйти в соцсеть, Вы испытываете: скуку, раздражение, желание найти способ выхода, спокойно занимаетесь другим делом, другое____________________________________________

12. Заходите ли Вы в соцсети во время уроков? Да нет постоянно иногда

13.Какие плюсы соцсетей Вы можете отметить:__________________________________

14. Какие минусы соцсетей Вы можете отметить: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Какого мнения вы придерживаетесь:

16. Сколько раз в день Вы выходите в социальные сети?___________________

Ваш пол: Жен. Муж.

Спасибо за сотрудничество

Приглашаем Вас принять участие в социологическом исследовании. Просим ответить на вопросы анкеты. Подписывать её не надо. Все ответы будут анализироваться социологами только в обобщенной форме. Мы гарантируем отсутствие любой возможности использовать Вашу искренность не в ваших интересах.

1. Как, на Ваш взгляд, можно определить любовь?

А. Любовь – высшая ценность жизни, бескомпромиссная страсть

Б. Любовь – средство получения наслаждения, инстинкт.

Г. Любовь – игра воображения

Д. Ваше определение___________________________________________

2. Оцените степень значимости высказывания для Вас :

1 – не значимо, 2- менее значимо, 3 – значимо

- основа духовного роста______

- физиологический процесс, секс____

- великая космическая сила______

- условие для создания семьи_____

- способ обретения благополучия в жизни_____

- высшая любовь проявляется к Богу, к идеалам____

3. Насколько значимо для Вас лично чувство любви?

А. очень значимо

Б. скорее значимо, чем нет

В. затрудняюсь ответить

Укажите Ваш возраст _________

Благодарим за сотрудничество

Анкета составлена Социологической службой школы № 38

Анонимность гарантируется. Заранее благодарим.

1. Как, на Ваш взгляд, можно определить термин прекрасное:

А. отличающееся необыкновенной красотой, привлекающее внимание

Б. полное высокого значения, возвышенное

В. прекрасное это гармония, присущая миру в целом

Г. в мире всё прекрасно, когда хорошее настроение

2. Испытываете ли Вы потребность в общении с прекрасным:

да, постоянно иногда не знаю мне это не нужно

3. Назовите то, что является для Вас самым прекрасным в мире:

4. В чём вы ищите красоту:

в общении в искусстве в знаниях в природе в религии

5. Был ли у Вас опыт творения прекрасного?

6. Занимаетесь ли Вы искусствами:

музыкой рисованием прикладным искусством танцами

7. Посещение каких учреждений Вы бы предпочли в первую очередь:

Кино театр музей клуб кафе выставка парк филармония

8. Часто ли Вы посещаете учреждения культуры:

Чаще раза в месяц раз в полгода редко не посещаю

9. Какие исторические формы культуры Вас интересуют более всего:

Греческая римская русская индийская китайская западноевропейская современная не интересуюсь другое:

10. Какие книги Вы предпочитаете:

русская классика зарубежная классика фантастика детективы любовные романы поэзия не люблю читать

11. Назовите гениев мирового уровня в разных областях искусства:

Укажите Ваш возраст:___________

Анкета составлена Социологической службой школы № 38.

2. С кем Ваш ребенок любит проводить время?

3. Сколько времени в день Вы общаетесь с ребенком?

4.Общаясь с ребенком, о чем Вы беседуете?

Другое. Что именно?

5. Счастлив ли Ваш ребенок, общаясь с Вами? Да Нет Не знаю Другое

6. Кто в Вашей семье является безусловным авторитетом для ребенка?

7. Как Вы считаете, готовите ли Вы ребенка к встрече с первой любовью, отцовством,
материнством, умению строить счастливую семью, быть за неё в ответе?
Да Частично

8. Какую семью Вы считаете счастливой? Полную, где есть отец и мать. Семью, где царит доверие.

Другое (что именно)________________

9. Основные формы наказания в Вашей семье?

Чтение морали Отказ родителей от общения с ребенком

Физическое наказание Домашний арест

Отказ в деньгах или покупке вещей

Окрики Работа по дому

Другое лишение доступа к компьютеру

10. Что, на Ваш взгляд, является ценностью в жизни Вашего ребенка:
семья хобби

престижные вещи отдых

Оцените Ваш ответ в баллах: 0 - не важны; 1- важны; 2- очень важны

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

Ваш пол Возраст Количество детей в семье


ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат экономических наук

Можно выбрать любую интересующую вас тему об образовании, городской инфраструктуре, о литературе, искусстве, спорте в Москве. Единственное требование: об этой теме существует общественное мнение, люди должны об этом думать, а если это учреждения культуры и искусства, посещать их. У экспертов (специалистов в данной области) берут экспертные интервью, среди посетителей проводят опросы.

Вам нужно определиться с целевой аудиторией опроса. Если вы хотите изучать отношение посетителей театров, музеев, спортивно-зрелищных учреждений и пр. к деятельности этих учреждений, можно провести интернет-опрос, а можно распространить маленькую анкету в самих этих учреждениях, опросить их посетителей. В первом случае анкета может быть более подробная, во втором очень краткая. В ходе интернет-опроса можно выяснить собственную активность людей (насколько регулярно бывают в музеях, в каких, что нравится и не нравится). Если вы опрашиваете людей в самом учреждении культуры, искусства и пр., то тема исследования должна быть более узкая, чтобы анкета была достаточно короткой. Например, можно выяснить, как часто ваши респонденты (участники опроса) бывают в музеях, когда были в музее в последний раз, а остальные вопросы должны касаться конкретного музея: почему выбрали для посещения именно его, что там понравилось, а что не понравилось, что бы хотелось изменить и пр. Это относится и ко всем остальным учреждениям культуры, искусства и пр.

Если вы проводите онлайн-опрос, сложно будет получить информацию от людей среднего и старшего возраста, поэтому в качестве целевой аудитории лучше выбрать молодежь. Если вы задаете вопросы сами, тут возраст значения не имеет. Желательно, чтобы в исследовании приняли участие люди разных возрастов.

Предварительный этап

Вам нужно написать техническое задание (ТЗ) на проведение опроса. Без такого короткого документа вы не сможете составить анкету, потому что это инструмент для реализации вашей цели и решения задач. Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Если нет проблемы, нет и исследования, оно просто не требуется. Проблема – это противоречие, которое формулируется коротко и четко. Если есть проблема, тогда тема требует изучения. Прежде чем писать техническое задание, полезно ознакомиться с похожими исследованиями, проведенными до вас: вы не первые, кто об этом задумался. Почитайте литературу, ознакомьтесь с проведенными профессионалами опросами общественного мнения. Результаты этих опросов можно будет сравнить с полученными вами данными, а некоторые формулировки можно использовать при составлении вашей анкеты.

Структура технического задания

Я попытаюсь раскрыть для вас суть некоторых специальных терминов, касающихся различных форм проведения опросов, рассказать о методах и формах анкетирования. Мы поговорим о правилах составления анкет и попробуем избежать ошибок при формулировании вопросов.

Анкетирование – что это такое

Что такое анкетирование

Наверняка вы уже участвовали в анкетировании хоть пару раз в жизни. Вот скажите, вы отвечали на вопросы относительно организации лечения или образования, заполняли мини-анкетки на каких-то сайтах, участвовали в опросах в соцсетях? Если да, то вы уже представляете себе анкетирование как явление.

Обратимся к определению. Анкетирование – это исследование, включающее перечень вопросов, касающихся событий, фактов или мнений, чувств и предпочтений опрашиваемого относительно чего-либо. Собственно говоря, это форма опроса, существующая в виде готового перечня вопросов, на которые отвечает информант или респондент (эти понятия тождественны) в письменном виде. В классическом варианте опросник оформляется в виде бланка, распечатывается и раздается респондентам.

Анкетирование часто отождествляется с тестированием, но это не совсем верно. Тестирование служит для определения уровня каких-либо компетенций (знаний, уровня интеллекта и так далее), в то время как анкетирование служит всего лишь для сбора информации и использования ее в обобщенном виде. Изучается мнение, определяется наличие/отсутствие чего-либо, выясняются перспективы и так далее.

  • Есть ли у вас приусадебный участок?
  • Какие культуры вы на нем выращиваете?
  • Получаете ли вы доход с сада и огорода?
  • Хотели бы вы заняться фермерством?
  • Какие виды плодовых культур вы знаете?
  • К какому семейству относится томат?
  • Что представляет собой плод томата с точки зрения ботаники?

Сферы применения

Анкетирование как метод исследования актуально для многих сфер нашей жизни. Наиболее часто оно применяется при социологических опросах, при определении картины общества в целом либо неких социальных групп.

Анкетирование используется и в маркетинговых исследованиях, когда производителю или продавцу продукта нужно изучить мнение потребительской аудитории. В данном случае анкетирование способно решить массу маркетинговых задач: изучить спрос на продукт, определить портрет целевой аудитории, узнать мнение представителей ЦА о названии, свойствах или упаковке продукта, определить перспективы продаж и так далее.

Нельзя сбрасывать со счетов и прочие сферы нашей жизни: науку, культуру, образование, здравоохранение и так далее. С помощью подобных исследований можно определить векторы развития социальных сфер и улучшить качество обслуживания населения государственными, общественными и коммерческими организациями. Незаменимо анкетирование и в кадровой политике.

Подытожим: анкетирование особенно прочно прижилось в социологии, психологии, педагогике, маркетинге.

Плюсы и минусы

Среди очевидных достоинств подобных методов исследования стоит упомянуть:

  • Практичность и доступность. Это один из самых недорогих методов социологических и маркетинговых исследований.
  • Большой объем информации. Анкетирование может охватывать десятки тысяч человек, причем дистанцированных друг от друга.
  • Широкая сфера применения. Темы могут быть самыми разными, а, результаты в обобщенном виде пригодны для решения необозримого спектра задач.
  • Анонимность. Участники могут быть уверены в конфиденциальности личных данных. Результаты используются в обобщенном виде, без привязки к личности респондента.
  • Простая стандартизация. Анкетеры (организаторы опроса) уверены, что участники отвечают на идентичные вопросы, что значительно упрощает анализ результатов.

Наиболее весомым недостатком этого метода является большой процент невозврата анкет при некоторых способах их распространения. Ну и непонимание ряда вопросов, их произвольную трактовку или пропуск, а также заведомую ложь также нельзя сбрасывать со счетов.

Разновидности анкетирования

Существует множество подходов к классификации подобных исследований. Например, опрос может проходить в индивидуальном или групповом порядке. Существует даже вариант с обменом заполненными опросниками, когда участники анкетирования анализируют результаты других членов группы. Этот вариант порой используется в фокус-группах.

Одним из наиболее важных моментов является способ донесения информации до респондентов. Сразу оговорюсь: очные опросы при участии явной персоны интервьюера – это несколько другой вид исследования, близкий, но не тождественный анкетированию. При интервьюировании можно задавать уточняющие вопросы, что при анкетировании исключено.

Зачастую несведущие люди задаются вопросом, чем анкетирование отличается от тестирования и даже путают эти понятия. При анкетировании люди высказывают свое мнение либо отвечают на вопросы касательно общеизвестных фактов. Тестирование же используется преимущественно для проверки знаний (например, ЕГЭ).

Раздаточное анкетирование

Перед вами классический тип исследования, когда опросные листы печатаются на бумаге и раздаются участникам. Это наиболее чистый в плане корректности данных вариант, особенно если речь идет о группе участников, собранных в одном месте в конкретное время (например, по месту работы или проведения какого-либо мероприятия).

В данном случае процент невозврата анкет крайне мал, отказы от заполнения и пропуски вопросов редки. Однако это трудоемкий вариант, по сложности уступающий лишь индивидуальной раздаче, когда собрать анкеты у участников, находящихся на приличном расстоянии друг от друга (например, по домам) весьма затруднительно.

Онлайн-опросы

Интересным вариантом являются всевозможные интернет-опросы. Их иногда размещают на тематических сайтах (коммерческих и информационных), в соцсетях, на форумах, в мессенджерах и так далее. Темы для опросов задаются заказчиком. Время заполнения опросников если и ограничивается, то в достаточно широких рамках.

Однако в таких формах кроется существенный недостаток – люди крайне неохотно тратят время на опросы, если они не связаны непосредственно с их интересами. Исключение составляют, разве что, весьма социально активные персоны, но таких в современном обществе не много, а среди некоторых слоев населения – и вовсе исчезающе мало. Если человек действительно занят, привлечь к участию в анкетировании его можно только финансовым поощрением.

Сейчас я хочу вам рассказать о специальных онлайн-опросниках, где аккумулируются предложения по анкетированию. Заказчиками исследований выступают всевозможные организации: коммерческие, общественные, социальные, политические и так далее.

Основная аудитория заказчиков – это сотрудники маркетинговых отделов компаний, рекламные агентства, организации, специализирующиеся на проведении социологических исследований. Им достаточно создать опрос по шаблону в соответствии со своими целями и разместить его на соответствующей площадке.

Онлайн-анкетирование за денежку – это верный способ достучаться до труднодоступной целевой аудитории и провести отсев нецелевых пользователей. Правила проведения подобных опросов крайне просты: по профилям отбираются потенциальные участники, им предлагаются перечни вопросов, на которые нужно отвечать.

А теперь информация для потенциальных респондентов. Площадки-опросники типа Survey Harbor , YouThink , Анкетка , Iberia System и иже с ними являются общедоступными и открытыми для регистрации. Так что стать респондентом на постоянной основе может любой желающий, располагающий компьютером или смартфоном, доступом в сеть и желанием поработать в интернете за деньги.

Перечисляю по порядку этапы подготовки к регистрации и участию в проектах-опросниках:

  • Заведите электронный почтовый ящик и кошелек в любой из платежных систем (например, Вебмани, Юмани, Пейпал).
  • Изучите популярные онлайн-опросники. Их десятки, но правила примерно одинаковы на всех.
  • Зарегистрируйтесь на избранных ресурсах. Рекомендую сразу пройти регистрацию на 3-5 площадках. Это сделает заработок более-менее весомым, ведь один сайт приносит в месяц не более 5-10 доступных анкет.
  • Заполните профиль. Это позволит системе составить ваш портрет и приглашать к участию только в подходящих к вашим данным опросам.
  • Ожидайте приглашений. Информация о доступных опросах будет отображаться в ваших личных кабинетах и приходить на указанный емейл.
  • Заполняйте анкеты. Лучше начинать отвечать на вопросы сразу же после поступления предложения: анкетирование ограничивается по времени, можно и не успеть.
  • Отправляйте результаты. Заполненные анкеты (только полностью, без пропущенных пунктов) поступают в систему для обработки.
  • Копите деньги. За участие в анкетировании можно заработать от 30 до 150 рублей, потратив на все-про все 15-50 минут времени (в зависимости от количества вопросов). Как только накопится минимальная сумма, можете ее вывести на электронный кошелек, счет мобильного телефона, карту и так далее (в зависимости от возможностей, предоставляемых ресурсом).

Иные виды анкетирования

Как вы сами понимаете, процент возврата заполненных анкет в этих случаях крайне мал. Поэтому распространение анкет по почте и через СМИ используется сейчас крайне редко: при очевидно высокой стоимости они крайне малоэффективны.

Правила составления анкет

Составление опросных анкет

При составлении анкеты следует учесть несколько основополагающих моментов:

Типовая структура анкеты

Классическая печатная анкета состоит из трех структурных частей:

Классификация вопросов

Переходим к классификации вопросов по функциям:

И, наконец, еще одна типология – по структуре. Согласно этой классификации, вопросы принято дифференцировать на:

Кроме того, можно дифференцировать вопросы на прямые и косвенные. Прямые обращены непосредственно к респонденту и требуют высказывания личного мнения. Это щекотливый момент, особенно если суждение информанта отличается от общественного мнения или каких-то моральных догм.

Поэтому особо щекотливые вопросы лучше задавать в косвенной, то есть условной или обезличенной форме, причем максимально деликатно. А вообще чрезвычайно полярных (резко положительных или отрицательных), смущающих и откровенно гипотетических (не предполагающих четкого ответа) вопросов лучше по возможности избегать.

Подведение итогов

Обработка анкет – очень важная часть исследования. Причем исследовательская работа серьезно осложняется тем, что часть опросников оказывается испорченной или заполненной лишь частично. Кстати, онлайн-анкетирование на специализированных площадках практически исключает подобные нюансы – система попросту не принимает неполные данные.

Естественно, обрабатывать анкеты с закрытыми вопросами значительно проще, можно даже автоматизировать процесс. С открытыми вопросами приходится повозиться: только вручную и только профессионально и вдумчиво. Для систематизации данных используют некие ключевые слова и соответствующие категории. Потом производятся математические подсчеты, позволяющие выявить процентные соотношения к общему числу опрошенных.

Обработанные данные обычно визуализируются и представляются в виде графиков, диаграмм, гистограмм, демографических карт и прочих подобных средств наглядности.

Сфера применения анкетирований поистине необозрима. Чтобы познакомить со всеми тонкостями этого классического метода исследований потребуется с десяток статей, но надеюсь, что общее понятие вы уже получили. Спасибо за интерес к моим публикациям!

Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии общее понятие, цели и задачи

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование, респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное проводится с одним участником,
  • групповое анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

Как составить анкету для социологического опроса

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Преимущества:

В статье обозначены современные требования к системе высшего образования. Обоснована необходимость научно-методической разработки структуры проектно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся в техническом университете, на основе использования методов математической статистики. На основе анализа литературы приведено определение проектно-исследовательской деятельности студентов. Выделены составляющие структуры проектной технологии и описано их содержание. Показано, как включение методов математической статистики в структуру проектно-исследовательской деятельности позволяет эффективно обучать студентов и способствует их творческой активности. Рассмотрена эффективность анкетирования в решении социальных и организационных вопросов. Проанализированы результаты опроса студентов второго курса технического университета и сделаны краткие выводы. Анкетирование и анализ его результатов проведены одним из авторов статьи – студентом второго курса.


1. Кузнецова Т.В. Содержание и этапы обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук Томский гос. пед. ун-т. – Томск, 2011. – 18 с.

2. Меркулова Л.З. Психолого-педагогические условия управления учебным проектированием в начальной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук, Московский городской педагогический ун-т. – М., 2006. – 22 с.

4. UsmanovaF.K. Project Activity as a Mean of Creating Students General Cultural Competencies // Auris, Eastern European Scientific Journal.–2014– DOL10.12851/EESJ 201406. – P. 175–179.

6. Юрловская И.А. Проектные технологии как средство развития индивидуальности учащихся // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 94–97.

В современном отечественном образовании динамические изменения в обществе, расширение информационного пространства, жесткая конкуренция на рынке труда качественно трансформировали требования к студентам вузов всех категорий и видов. Современный студент в нашем представлении должен обладать не только полученными в стенах вуза знаниями, умениями и навыками, но и уметь планировать собственную учебно-познавательную деятельность, иметь навыки оптимального использования информационных технологий, владеть способами постановки проблемы и творческого поиска их решений в условиях неопределенности. В связи с вышесказанным в соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО возникает необходимость в научно-методической разработке структуры проектно-исследовательской деятельности студентов с применением математических методов.

С точки зрения И.А. Юрловской, метод проектов позволяет решить ряд задач, связанных:

  • с реализацией принципов личностно ориентированного обучения (школьники сами выбирают задания в соответствии со своими способностями и потребностями);
  • c мотивацией (используются открытые творческие задания);
  • c приобретением учащимися опыта разрешения реальных жизненных проблем;
  • c использованием современных компьютерных технологий [6].

Итак, можно считать, что метод проектов сегодня – это востребованная педагогическая технология, включающая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, способствующих раскрытию творческого потенциала обучающихся, развитию их активной жизненной позиции, самостоятельности в приобретении необходимых знаний, гибкой адаптации в окружающем мире [3].

По требованиям ФГОС-3 не менее 60 % учебной нагрузки по любой дисциплине должно быть отведено на самостоятельную работу студентов, что должно способствовать формированию у обучающихся поисковых умений, навыков применения теоретических знаний в практической области, грамотного и корректного представления полученных результатов. Для этого в арсенале средств любого преподавателя должны быть различные методы и способы предоставления учебного материала студентам. Среди таковых, на наш взгляд, универсальным средством могут стать проектные технологии. Как правило, проектная деятельность включает в себя несколько этапов: начинается с постановки цели, определения проблемного поля, описания плана и выбора необходимого учебного материала и заканчивается проведением исследования и презентацией полученных результатов. Грамотное включение метода проектов в учебно-познавательную деятельность студентов по любой дисциплине будет способствовать развитию базовых ключевых компетенций будущих инженеров. К базовым ключевым компетенциям мы относим информационную, коммуникативную, исследовательскую, работу в команде.

Социальные исследования сегодня являются одним из наиболее приоритетных направлений науки по причине быстрого развития и изменений в современном обществе. Одним из наиболее точных инструментов в исследованиях общества являются социологические опросы. Этот метод возник на стыке трех наук: психологии, социологии и математической статистики, и в этом кроется одна из причин его эффективности и универсальности. Социология выступает в качестве инициатора использования инструмента, указывая социальную группу, в которой требуется провести исследования. Психология позволяет подобрать конкретные виды взаимодействия с группой (интервью, анкетный опрос, тест и т.д.) исходя из ее особенностей, а математическая статистика позволяет более точно подсчитать результаты, дать им правильную научную трактовку и даже спрогнозировать изменения в обществе. В итоге этот симбиоз выступает уникальным механизмом, позволяющим решать сложные задачи взаимодействия в обществе.

В данной статье пойдет речь об одном из видов социальных опросов – анкетировании, который был проведен при выполнении проектно-исследовательской деятельности студентами второго курса филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Октябрьском РБ.

Анкетирование – это исследование определенной социальной группы посредством задания каждому из членов выбранной группы определенного набора вопросов. Такой подход позволяет определить существование тех или иных тенденций в обществе, спрогнозировать его изменения и разработать набор мер по инициации или, напротив, предотвращению этих изменений.

В нашем случае анкетирование проводилось среди трех групп студентов (92 чел.) филиала, будущих бакалавров-нефтяников. Темой опроса было отношение респондентов к филиалу, нынешней системе образования, оценка качества работы филиала. Анкетирование проводилось анонимно.

Далее будут приведены краткие результаты анкетирования.

Итак, опрос показал, что большая часть студентов удовлетворена работой филиала, однако практически все респонденты указали на один-два недостатка по сравнению с другими вузами. В основном эти недочеты связаны с дорогим питанием в университетской столовой, нехваткой специальностей, отсутствием магистратуры. Из преимуществ были указаны доступность и качество образования, благоприятные условия для обучения. В целом студенты удовлетворены качеством образования.

Как показал опрос, подавляющее большинство опрошенных студентов планируют продолжить обучение в магистратуре.

Балльная рейтинговая система (БРС) была введена несколько лет назад и отношение к ней как среди студентов различных вузов, так и среди преподавателей до последнего времени было неоднозначным. Однако большая часть студентов оценили БРС положительно. На вопрос необходимости включения расчетно-графических работ в рейтинговую систему подавляющее большинство опрошенных ответили положительно.

В связи с введением единого государственного экзамена оценка знаний по стобалльной шкале стала обычной практикой, поэтому БРС стала достаточно удобным инструментом, как для преподавателей, так и для студентов [5]. Она дает возможность объективно оценить уровень знаний студентов, в то же время оставляя простор для индивидуального подхода преподавателя к каждому из студентов.

На вопрос об отношении к презентациям, подготавливаемым студентами, большинство студентов ответили положительными отзывами, аргументируя тем, что этот вид учебной деятельности очень эффективен как по отношению к студенту, подготавливающему презентацию, так и к слушателям.

Желание участвовать в научной работе по результатам опроса изъявили около 55 % опрошенных студентов.

Также в процессе анкетирования опрашиваемых попросили оценить сложность и значимость различных дисциплин, преподаваемых в филиале, по шкале от 1 (сложно, незначимо) до 5 (легко, значимо). В результате подсчета средних значений оценок самыми сложными оказались следующие дисциплины: физика (1,68), теоретическая и прикладная механика (2,08), математика (2,12), электротехника (2,2), реология (2,24). Самыми простыми для второкурсников оказались физкультура (4,28), культурология (3,88), философия (3,64), информатика (3,52), речевая коммуникация (3,28). Наиболее значимыми назвали следующие дисциплины: математика (4,2), геология (3,8), физика (3,7), основы нефтегазового дела (3,7).

Данные показатели достаточно точно отражают действительность – наиболее сложными и значимыми по данным опроса стали технические дисциплины, а наименее интересующими студентов – гуманитарные.

Итак, какие выводы можно сделать из результатов анкетирования?

В первую очередь этот опрос полезен для администрации университета. Он позволяет взглянуть на организацию учебного процесса с другой стороны, со стороны студентов, и сделать обучение комфортным и удобным для них.

Во-вторых, анкетирование позволяет проанализировать качество работы персонала университета, эффективность образовательной программы, необходимость ее модернизации.

В-третьих, позволяет изучить перспективность открытия тех или иных направлений обучения, например магистратуры.

Таким образом, анкетирование является важным инструментом, полезным не только в решении общественных проблем, но и позволяющим решать организационные вопросы учреждения или предприятия.

Опросы являются простым и удобным методом исследования общественных групп, не требуют затрат и способны решить многие вопросы как в обществе, так и в составе коллектива. Резюмируя, следует отметить, что организованная в соответствии с рабочей учебной программой конкретной дисциплины и грамотно включенная в учебный процесс проектно-исследовательская деятельность студентов служит средством развития и постепенного формирования не только общекультурных, но и профессиональных компетенций будущих специалистов.

Рецензенты:

Читайте также: