Как сделать опорный конспект по биологии

Обновлено: 07.07.2024

Идея использования в преподавании биологии опорных конспектов не нова, но у нее есть свои плюсы:

  • - большой объем материала можно компактно сжать и перевести в рисунок или схему;
  • - позволяет задействовать все три виды памяти, особенно зрительную и двигательную (моторную);
  • - развивает логическое мышление и умение выделять главное;
  • - предоставляет возможность использовать опорный конспект при устном ответе и повторении пройденных тем.

На уроке можно работать с готовыми опорными конспектами, а или с составленными совместно с учащимися. В пятом классе мы с детьми учимся составлять простейшие схемы с примерами, т.е. развиваем умение выделять главную мысль в тексте, структурировать тему. В шестом классе переходим к составлению графических конспектов. Источником может быть рассказ учителя, учебник, электронный учебник.

Рассмотреть этапы составления и использования графических опорных конспектов можно на строении покрытосеменных (цветковых) растений.

1. Рассказ учителя о строении цветка с использованием модели и натуральных объектов.

  • 2. Составление графической схемы строения цветка с указанием названий частей цветка (Приложение 1).
  • 3. Оформление опорного сигнала по строению цветка (Приложение 1).
  • 4. Обобщение в конце урока с использованием опорного сигнала.

В седьмом классе к полученному конспекту добавиться опорный сигнал о типах цветка, т.е. дети оформляют опорный конспект по всей теме.

Опыт работы по данной методике позволяет сказать, что использование опорных конспектов позволяет развивать коммуникативные универсальные учебные действия учащихся: умение грамотно поставить вопрос, делать обобщения, выводы, составлять рассказ.

B) завязь с семязачатками

  • 6. Тычинка ($):
    • А) пыльник
    • Б) тычиночная нить

    Околоцветник:

    1. Лепестки => венчик

    • - привлечение насекомых
    • - защита пестика и тычинок
    • 2. Чашелистики => чашечка

    - защита пестика и тычинок

    Главные части цветка:

    • - участвует в оплодотворении
    • - из завязи => плод,
    • - из семязачатков в завязи => семена
    • 2. Тычинка (с? )

    - участвует в оплодотворении

    • 1. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии / сост. Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова. - М.: Просвещение, 1997. - 159 с.
    • 2. Теремов А.В. Рисуночное письмо как средство обучения // Биология в школе. - 2001. - №6. - С. 27-32.
    • 3. Макаревич Е. В. Дифференциация обучения и опорные конспекты. Биология в школе. - 1996 - №4.
    • 4. Муртазин Г. М, Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя. М. Просвещение. 1989.

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

    В статье описывается опыт применения опорно-логических схем и конспектов на уроках биологии и оцениваются достоинства использования структурно-логических схем для освоения программного материала. В тексте статьи пример опорно-логической схемы "Кровеносная система человека". В приложении приведены примеры опорно-логических конспектов по темам: "Корень", "Лист", "Лишайники", "Мхи", "Транспирация".

    Оценить 1343 0

    Использование опорно-логических схем и опорно-логических конспектов на уроках биологии

    Фалина Ирина Валериевна

    C технологией применения опорных конспектов уникального педагога Виктора Федоровича Шаталова познакомилась еще в начале своей педагогической деятельности. До сих пор использую на своих уроках элементы методики Шаталова:

    первый этап – мое подробное объяснение;

    второй этап – кратко излагаю учебный материал по своим опорным плакатам;

    третий этап – самостоятельная работа учеников с готовыми опорными конспектами, включение их в свои альбомы;

    четвертый этап – работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;

    пятый – фронтальная письменная работа на следующем уроке, в ходе которой ученики по памяти воспроизводят опорные сигналы;

    При изучении курса биологии ученики сталкиваются с большим объемом сложной информации, с большим количеством новых научных понятий. И чтобы помочь ученикам на первых этапах изучения науки я использую листы опорных сигналов. Прежде всего знакомлю с этапами работы по созданию опорного сигнала (по Шаталову В.Ф.):
    1. Внимательно прочитайте изучаемый параграф, найдите взаимосвязь между смысловыми частями текста.
    2. Кратко изложите главные мысли в виде простого плана, соблюдая последовательность изложения.
    3. Сделайте краткий конспект изучаемого текста на листе бумаги.
    4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
    5. Объедините сигналы в блоки.
    6. Обведите блоки контурами, отобразите смысловую связь между ними с помощью стрелок.
    7. Выделите значимые элементы цветом.

    Подрастающему поколению приходится овладевать все возрастающим объемом информации за ограниченный период времени. Это возможно сделать успешно только в том случае, если ученик не просто механически запоминает информацию, а выделяет в ней самое основное и устанавливает логические связи между отдельными информационными блоками.

    Опорно-логические схемы – другие авторы называют их структурно-логическими схемами – облегчают восприятие материала, заставляют логически мыслить, оперативно перерабатывать информацию.

    При составлении схем надо учитывать следующие моменты:

    единиц информации не должно быть слишком много;

    информация должна излагаться простым языком;

    информационные единицы должны располагаться в определенной логической последовательности.

    Обоснование применения опорно-логических схем и конспектов.

    Мой многолетний опыт работы показывает, что обучение с применением опорных схем и конспектов развивает логическое мышление, способность к анализу, облегчает запоминание материала, способствует развитию монологической речи, создает условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.
    Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала, однако приемам графического конспектирования учащихся нужно сначала обучить. И только потом, получив необходимый алгоритм работы, ученики начинают самостоятельно выполнять опорные конспекты.
    На мой взгляд самое ценное в самостоятельном составлении опорных схем и конспектов заключается в следующем:

    ученик осмысливает изучаемый материал,

    получает представление о его структуре,

    выделяет главные моменты,

    устанавливает логическую связь между понятиями, строением, функциями, процессами и т.д.

    А все это позволяет ученику составить свою опорную схему или графический конспект, который он воспроизводит при письменной или устной проверке знаний гораздо легче, нежели чем готовый образец ответа.

    Достоинства структурно-логических схем:

    построение схем позволяет логически структурировать изучаемую информацию,

    построение схем способствует формированию рациональных приемов самостоятельной работы с учебным материалом,

    опорно-логические схемы можно использовать на разных этапах урока.

    Можно сказать, что применение структурно-логических схем при изучении биологии способствует более быстрому формированию у учащихся целостной картины изучаемого предмета.

    Опорно-логические схемы составляются с помощью опорных сигналов. Хочу обратить внимание на то, что опорный сигнал и опорно-логическая схема – разные понятия. Опорный сигнал – это особый знак, который помогает запомнить определенную информационную единицу, а опорно-логическая схема - это особое структурирование нового материала. Ученику нужно оценить материал, выделить главное и второстепенное, установить взаимосвязь между определенными фактами.

    Опорными сигналами являются ключевые слова, фразы, формулы, аббревиатура; можно использовать в качестве "сигналов" схематичные рисунки, чертежи, графики, диаграммы. Очень важно, чтобы каждый используемый знак нес свою смысловую или ассоциативную нагрузку. Опорные схемы и опорные конспекты должны быть оригинально оформлены, а используемые сигналы-символы должны быть понятны не только тому, кто их составлял. Применение опорных конспектов позволяет преподносить информацию крупными блоками. Опорно-логические схемы, составленные по биологической информации, должны быть компактными. Материал опорно-логической схемы может быть представлен в разных формах:

    C технологией применения опорных конспектов уникального педагога Виктора Федоровича Шаталова познакомилась еще в начале своей педагогической деятельности. До сих пор использую на своих уроках элементы методики Шаталова:

    первый этап – мое подробное объяснение;

    второй этап – кратко излагаю учебный материал по своим опорным плакатам;

    третий этап – самостоятельная работа учеников с готовыми опорными конспектами, включение их в свои альбомы;

    четвертый этап – работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;

    пятый – фронтальная письменная работа на следующем уроке, в ходе которой ученики по памяти воспроизводят опорные сигналы;

    При изучении курса биологии ученики сталкиваются с большим объемом сложной информации, с большим количеством новых научных понятий. И чтобы помочь ученикам на первых этапах изучения науки я использую листы опорных сигналов. Прежде всего знакомлю с этапами работы по созданию опорного сигнала (по Шаталову В.Ф.):
    1. Внимательно прочитайте изучаемый параграф, найдите взаимосвязь между смысловыми частями текста.
    2. Кратко изложите главные мысли в виде простого плана, соблюдая последовательность изложения.
    3. Сделайте краткий конспект изучаемого текста на листе бумаги.
    4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
    5. Объедините сигналы в блоки.
    6. Обведите блоки контурами, отобразите смысловую связь между ними с помощью стрелок.
    7. Выделите значимые элементы цветом.

    Подрастающему поколению приходится овладевать все возрастающим объемом информации за ограниченный период времени. Это возможно сделать успешно только в том случае, если ученик не просто механически запоминает информацию, а выделяет в ней самое основное и устанавливает логические связи между отдельными информационными блоками.

    Опорно-логические схемы – другие авторы называют их структурно-логическими схемами – облегчают восприятие материала, заставляют логически мыслить, оперативно перерабатывать информацию.

    При составлении схем надо учитывать следующие моменты:

    • единиц информации не должно быть слишком много;
    • информация должна излагаться простым языком;
    • информационные единицы должны располагаться в определенной логической последовательности.

    Обоснование применения опорно-логических схем и конспектов.

    Мой многолетний опыт работы показывает, что обучение с применением опорных схем и конспектов развивает логическое мышление, способность к анализу, облегчает запоминание материала, способствует развитию монологической речи, создает условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.
    Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала, однако приемам графического конспектирования учащихся нужно сначала обучить. И только потом, получив необходимый алгоритм работы, ученики начинают самостоятельно выполнять опорные конспекты.
    На мой взгляд самое ценное в самостоятельном составлении опорных схем и конспектов заключается в следующем:

    • ученик осмысливает изучаемый материал,
    • получает представление о его структуре,
    • выделяет главные моменты,
    • устанавливает логическую связь между понятиями, строением, функциями, процессами и т.д.

    А все это позволяет ученику составить свою опорную схему или графический конспект, который он воспроизводит при письменной или устной проверке знаний гораздо легче, нежели чем готовый образец ответа.

    Достоинства структурно-логических схем:

    1. построение схем позволяет логически структурировать изучаемую информацию,

    4. построение схем способствует формированию рациональных приемов самостоятельной работы с учебным материалом,

    5. опорно-логические схемы можно использовать на разных этапах урока.

    Можно сказать, что применение структурно-логических схем при изучении биологии способствует более быстрому формированию у учащихся целостной картины изучаемого предмета.

    Опорно-логические схемы составляются с помощью опорных сигналов. Хочу обратить внимание на то, что опорный сигнал и опорно-логическая схема – разные понятия. Опорный сигнал – это особый знак, который помогает запомнить определенную информационную единицу, а опорно-логическая схема - это особое структурирование нового материала. Ученику нужно оценить материал, выделить главное и второстепенное, установить взаимосвязь между определенными фактами.

    Опорными сигналами являются ключевые слова, фразы, формулы, аббревиатура; можно использовать в качестве "сигналов" схематичные рисунки, чертежи, графики, диаграммы. Очень важно, чтобы каждый используемый знак нес свою смысловую или ассоциативную нагрузку. Опорные схемы и опорные конспекты должны быть оригинально оформлены, а используемые сигналы-символы должны быть понятны не только тому, кто их составлял. Применение опорных конспектов позволяет преподносить информацию крупными блоками. Опорно-логические схемы, составленные по биологической информации, должны быть компактными. Материал опорно-логической схемы может быть представлен в разных формах:

    • "причина - следствие - результат",
    • "элемент - строение - функция",
    • "группа - признаки - свойства - примеры" и т.д.




    Селеменев С.В. в журнале "Педагогические технологии” перечислил основные требования к содержанию опорного конспекта: лаконичность, структурированность, динамичность, образность, многоуровневость, доходчивость, воспроизводимость.

    С чем пришлось столкнуться при составлении структурно-логических схем при изучении нового материала? Самая главная проблема – ученики просто не умеют читать! Неправильно произносят слова, путают ударение, не укладываются в отведенное время. Если же со скоростью чтения все в порядке, то часто всплывает вторая проблема: многие не могут найти в изучаемой теме главную и второстепенные идеи. Приходится сначала обучать навыкам смыслового чтения. Только после этого обучающиеся могут приступать к составлению опорно-логических схем.

    Мой собственный практический опыт показал, что современные ученики характеризуются следующими чертами:

    3. Многие учащиеся испытывают затруднения в формулировке биологических понятий и не могут четко сформулировать суть биологических процессов.

    4. Современные дети рано начинают знакомство с компьютерной техникой, к 5-6 классу имеют неплохие навыки работы с ПК.

    За 25 лет работы я, опираясь на методику Шаталова, внесла коррективы в свое преподнесение информации на уроках биологии:

    1. Использую при составлении опорно-логического конспекта больше текстовой информации: определения терминов, характеристику строения, особенностей процессов и т.д.;

    2. Красным цветом или жирным шрифтом выделяю самое главное. Состав, элементы строения, функции, классификацию и т.д., то есть каждый признак выделяю своей цветовой гаммой;

    4. Для составления опорных конспектов использую ИКТ-технологии, так как использование компьютерных программ способствует развитию интереса к предмету.

    В меню сайта "Опорно-логические конспекты по биологии" можно посмотреть примеры моих конспектов.

    Автор: Фалина Ирина Валериевна, 02.03.2019г.

    1. Апакетова Е.В. Использование структурно-логических схем в учебном процессе.

    2. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

    3. Жарикова О.С. Преимущества представления математической информации в структурно-логической форме / О.С. Жарикова, Н.Н. Мироненкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 2. – С. 57-59.

    4. Селеменев С.В. Новая Наглядность. Ж. "Педагогические технологии”, №4, М. 2002.

    5. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика,1979.

    6. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М., 1980. с. 19.

    7. Манифест педагогики сотрудничества. Из отчета педагогов –экспериментаторов. Лысенкова С.Н., Шаталов В.Ф., Волков И.П., Караковский В.А., Щетинин М.П., Ильин Е.Н., Амонашвили Ш.А., 1986.



    Телефон:
    (XXX) XXX-XX-XX

    Адрес:
    Московская область, Голицыно,
    Пролетарский проспект, д. 50-а
    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    Голицынская Школа №1


    КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

    Читайте также: