Как сделать описание растения

Обновлено: 02.07.2024

Прежде, чем приступать к определению растения, его следует тщательно изучить. Анализ внешнего строения растения и его органов сопровождается проведением некоторых измерений и препарированием цветков, семян и плодов, для чего надо пользоваться линейкой, препаровальными иглами, скальпелем или бритвенными лезвиями, лупой с увеличением 3,6,10. В ряде случаев нужна бинокулярная лупа с бóльшим увеличением.

Анализ морфологических признаков растений требует определенного навыка. Для его приобретения необходимо сделать детальное описание 10 – 15 растений из разных семейств отдела Покрытосеменных (Angiospermae).Для выполнения описаний следует брать травянистые растения. Это связано с тем, что анализ признаков растений и описания растений выполняютсядоих определения по собранным на экскурсиях образцам. Описание же древесных растений следует проводить в основном на экскурсии: для древесных растений важны такие признаки, как архитектура кроны и характер нарастания побегов в разных ее частях, особенности корки и перидермы на разновозрастных ветвях и др. Кроме того, полное описание многих древесных растений умеренной зоны требует наблюдения за ними в течение всего вегетационного сезона, поскольку им свойственно раннее цветение до распускания листьев.

Морфологическое описание выполняется по следующему плану:

название растения (латинское и русское), систематическая принадлежность (название семейства – латинское и русское);

продолжительность жизненного цикла (однолетник, двулетник, многолетник), жизненная форма (растение стержнекорневое, кистекорневое, корнеотпрысковое, корневищное, дерновинное, луковичное и т.д.), общая высота или длина для наземно-ползучих форм и лиан;

строение корневой системы: стержневая, мочковатая, бахромчатая и пр., ее размещение в почве (поверхностная, глубинная, ярусная), морфология корней в корневой системе (диаметр, цвет, длина, степень ветвления и другие признаки), наличие специализированных (например, втягивающих) и видоизмененных корней, другие особенности корневых систем;

строение подземных органов побегового происхождения у многолетних трав: каудексов, корневищ, клубней, луковиц, реповидных органов (“корнеплодов”), клубнелуковиц, подземных столонов: их размеры, цвет и характер поверхности, форма, глубина расположения в почве, наличие, число и расположение придаточных корней и другие особенности;

строение надземных побегов: количество, положение относительно уровня почвы, направление роста, тип ветвления побегов, расположение боковых побегов на материнском и их число, тип побегов по длине междоузлий (удлиненные, укороченные, полурозеточные, розеточные), листорасположение и другие особенности;

строение стеблей: наличие граней, крыльев, форма на поперечном сечении, диаметр, характер опушения, цвет и другие особенности;

строение листьев: сложные или простые, пальчатые или перистые, черешковые или сидячие; части листа и их строение, форма листовых пластинок и их основания, края, верхушки, типы листовых пластинок по степени рассечения, наличие и характер опушения, другие особенности;

строение соцветий: цветки одиночные или в соцветиях (простых, сложных), тип соцветий по способу ветвления (рацемозные, цимозные, тирсоидные) и характеру облиственности (фрондозные, фрондулезные, брактеозные, голые), типы частных соцветий (кисть, зонтик, колос, корзинка и т.д.), число цветков, длина цветоножек, другие особенности строения соцветий;

строение цветков, их формула и диаграмма: последовательно анализируются и описываются все части цветка – цветоложе, околоцветник, андроцей и гинецей, нектарники (их форма, размеры, число, цвет, запах, наличие или отсутствие срастания одноименных и разных частей цветка частей цветка), тип их симметрии и другие морфологические особенности;

строение семян и плодов: форма, размеры, цвет плодов; типы плодов – генетические (в зависимости от строения гинецея: апокарпные, синкарпные, лизикарпные, паракарпные) и по строению и консистенции околоплодника, числу семян; способы вскрытия плодов; наличие соплодий, их строение, другие особенности строения семян и плодов;

сведения о биологических особенностях растения: время цветения, способ опыления, способы распространения диаспор и др.;

сведения об экологической приуроченности растений к определенным местообитаниям (условиям освещения, увлажнения, почвам и пр.), растительным сообществам, частоте встречаемости на территории, где проводится практика.

Для описания выбираются виды тех растений, которые в данный момент вегетационного сезона обладают всеми необходимыми для составления полного описания органами. Сведения о биологических и экологических особенностях должны основываться на результатах собственных наблюденийво время экскурсий. Морфологический анализ и описание растений сопровождаетсязарисовкамивнешнего облика растений и более детальными рисунками их важных частей – цветков и их частей, плодов и пр.

При анализе признаков растений для составления их описаний надо пользоваться учебной и справочной литературой по морфологии растений, словарями ботанических терминов, атласами по морфологии растений. Часто краткие морфологические справочники имеются в определителях растений.

В качестве образца морфологического описания приводится характеристика широко распространенного сорно-лесного растения чистотела большого, часто встречающегося в лесах, садах, лесополосах, городских парках, близ жилья, в огородах, и в иных более или менее тенистых сорных местах.

Chelidonium majus L. – Чистотел большой.

Семейство Papaveraceae Juss. – Маковые.

Многолетнее травянистое короткокорневищное растение высотой от 25 до 80 см. Все растение покрыто редкими волосками или голое, его надземные части содержат остро пахнущий оранжевый млечный сок.

Корневая система стержневая, с многочисленными боковыми корешками на стержневом корне. Корневище короткое, вертикальное, несущее вегетирующие побеги и почки возобновления.

Надземные побеги прямостоячие, полурозеточные, разветвленные выше середины удлиненной части побега. Стебли зеленые, округлые. Листорасположение спиральное (очередное).

Листья сверху зеленые, снизу сизоватые, от 7 до 20 см длины и от 2.5 до 9 см ширины. Нижние листья побегов собраны в розетку и имеют черешки от 2 до 10 см длины, стеблевые листья на удлиненной средней части побега сидячие. Все листья непарноперисторассеченные с почти супротивными расставленными парами боковых сегментов, размеры которых увеличиваются по направлению к наиболее крупному непарному конечному сегменту. Сегменты листьев от 1,5 до 6 см длины и от 1 до 3 см ширины, округлые или округло-яйцевидные, в основании с добавочной лопастью в виде ушка, низбегающие на ось листа, цельные или иногда с нижней стороны глубоко надрезанные. Конечный сегмент листа более или менее глубоко надрезан на 3 доли, реже цельный. По краю сегменты листьев неравномерно городчато-зубчатые.

Соцветие – зонтики из 3 –7 цветков на концах главного побега и его боковых ветвей – паракладиев. Цветки на цветоножках от 0,5 до 2 см длины.

Цветки правильные (актиноморфные), с двойным раздельнолепестным околоцветником. Цветоложе точечное. Чашечка состоит из двух выпуклых округлых, опадающих при распускании цветков зеленоватых чашелистиков. Венчик желтый, из 4 округлых лепестков 10 – 15 мм в диаметре. Тычинки многочисленные, по длине вдвое короче лепестков. Пестик примерно равен по длине тычинкам, с линейной верхней завязью и сидячим выемчатым или лопастным рыльцем. Гинецей паракарпный из двух плодолистиков.

Плод – длинная стручковидная коробочка с одним гнездом внутри. Коробочка вскрывается двумя створками снизу вверх. Ее длина от 3 до 6 см, ширина – от 2 до 3 мм. Семена около 1,5 мм длины и 1 мм ширины, многочисленные, яйцевидные, черно-коричневые, блестящие, с белым гребневидным придатком, расположены на стенках завязи в 2 ряда. Цветоножки при плодах удлиняются до 5 см.

Цветки опыляются насекомыми. Цветет в V–VII, плоды созревают вVI–VIII. Семена распространяются муравьями (мирмекохор).

Обитает по сорным местам в пойменных лесах в долине р. Калитвы между пос. Кирсановка и хутором Маршинским, в лесополосах, садах и огородах в пос. Кирсановка. Предпочитает затененные и увлажненные участки с богатыми черноземными почвами. Растет группами, иногда образует крупные по площади куртины, заросли. Млечный сок сильно ядовит.

Выбор растенийдля составления описаний не должен быть случайным. Поскольку одна из целей учебной практики – закрепление знаний по систематике растений, для детального анализа надо отобрать растения из ведущих семейств местной флоры. Для юга европейской части России это следующие: бобовые (Fabaceae), бурачниковые (Boraginaceae), гвоздичные (Caryophyllaceae), гречишные (Polygonaceae), губоцветные (Lamiaceae), злаковые (Poaceae), зонтичные (Apiaceae), крестоцветные (Brassicaceae), маревые (Chenopodiaceae), норичниковые (Scrophulariaceae), осоковые (Cyperaceae), розовые (Rosaceae), сложноцветные (Asteraceae).

Приступая к практике, следует повторить характеристики ведущих семейств по учебной литературе, уточнить и усвоить все важнейшие признаки строения вегетативных и репродуктивных органов относящихся к ним растений. Тщательно проанализировав основные признаки семейств у конкретных их представителей, в конечном итоге можно безошибочно устанавливать принадлежность растений к ним на ботанических экскурсиях, не прибегая к помощи определителей.

В последующей работе по определению растений после приобретения известного навыка в анализе их морфологических признаков можно отказаться от подробных описаний. Однако предварительный морфологический анализ и установление главных отличительных черт всех органов растения является непременным условием успешного определения.

Растения (от латинского plantae) — биологическое царство, которое является одной из ключевых групп многоклеточных организмов.

Изучению растений и их разновидностей посвящена наука ботаника.

Впервые изучать растения начал древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он поместил данный класс в промежуточное положение между неодушевленными предметами и животными. Исследователь представил определение растений в виде живых организмов, обделенных способностью к самостоятельному передвижению. В этом заключается одно из их главных отличий от животных.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В более позднее время наука открыла бактерии и археи, которые невозможно отнести к общепринятому понятию растительности. Во второй половине ХХ столетия происходит выделение грибов и некоторых типов водорослей в отдельные категории на основании отсутствия у данных организмов сосудистой и нервной системы, характерных для других представителей растительных видов.

Основные признаки

Растения отличают по ряду характеристик. Основными признаками растительности являются:

  1. Наличие плотных целлюлозных оболочек, покрывающих каждую клетку, которые составляют листья, стебли и другие части.
  2. Присутствие в клетках хлоропластов с содержанием хлорофилла, служащего компонентом процесса фотосинтеза.
  3. Элементы растений обладают зеленым цветом за счет наличия хлорофилла.
  4. Для растений характерен прикрепленный образ жизни.
  5. Стебли и листья накапливают запас питательных веществ и энергии в виде крахмального вещества.
  6. Рост продолжается на протяжении всей жизни.
  7. Фитогормоны в составе растений, которые несколько напоминают человеческие, регулируют такие процессы, как жизнедеятельность и другие важные процессы.
  8. Плотная оболочка из целлюлозы не пропускает свет.
  9. Свойства продуцентов, то есть способность производить органические вещества при воздействии углекислого газа и ультрафиолета.

Клетки растения обладают рядом особенностей, среди которых можно отметить следующие характерные черты:

  1. Целлюлозные стенки клеток. Благодаря такой защите в клетку не проникают пищевые частицы и крупные молекулы, что позволяет им поглощать исключительно низкомолекулярные вещества, то есть придерживаться осмотрофного типа питания. Поглощая из окружающей среды воду и углекислый газ через проницаемую клеточную мембрану, а также минеральные соли с помощью специальных мембранных клапанов и переносчиков, растения обеспечивают себя питанием.
  2. Пластиды, к которым относятся хлоропласты, хромопласты и лейкопласты.
  3. Крупная центральная вакуоль в виде пузыря с клеточным соком, окруженным мембраной в форме тонопласта. Этот материал обладает системой регулируемых переносчиков для транспортировки различных веществ, поддержания нужной концентрации солей и кислотности в цитоплазме. Также вакуоль необходима для обеспечения нужного осмотического давления в клетке, которое приводит к образованию тургора, то есть напряжения на клеточной стенке для поддержания формы растения. В вакуоле запасаются питательные вещества и накапливаются отходы метаболизма.
  4. Центриоли отсутствуют в клеточных центрах растений.

Клетка

Классификация растений

Основные ранги таксонов растительности классифицируют, исходя из принципов иерархичности, то есть соподчинения. Таким образом, более крупные таксоны объединяют в себе более мелкие.

Царство растений

Примером такой классификации может служить известное растение ромашка. Формулировка данного таксона будет иметь следующий вид:

  1. Царство Растения.
  2. Отдел Покрытосеменные.
  3. Класс Двудольные.
  4. Семейство Сложноцветные.
  5. Род Ромашка.
  6. Вид Ромашка аптечная.

Царство растения

Жизненная форма организма — внешний облик, отражающий его приспособленность к определенным условиям среды.

В ботанике принята стандартная классификация растительности, исходя из их жизненной формы. Основными группами являются:

  1. Деревья, представляющие собой многолетние растения, для которых характерны крупные одревесневшие стволы.
  2. Кустарники, к которым относятся многолетние виды растений, обладающие многочисленными некрупными одревесневшими стволами, способными жить не более 10 лет.
  3. Кустарнички в виде низкорослых многолетних растений, одревесневшие стволы которых достигают в высоту не более 40 сантиметров.
  4. Травы — это травянистые побеги зеленого окраса, которые каждый год отмирают. Двулетние и многолетние травянистые растения в весенний сезон выпускают почки, из которых затем появляются новые побеги.

Принцип иерархичности

Отдел

Среди большого многообразия растений выделяют основные категории:

  1. Споровые растения, распространяющиеся с помощью спор, для размножения которых необходимы водные ресурсы.
  2. Семенные растения распространяются посредством семян, при этом не требуется наличие воды.

Споровые растения подразделяются на несколько отделов:

  • моховидные;
  • плауновидные;
  • хвощевидные;
  • папоротниковидные.

Среди семенных растений выделяют следующие отделы:

Класс

Мохообразные растения группируют по следующим классам:

  • андреевые;
  • листостебельные мхи;
  • эдиподиевые;
  • политриховые мхи;
  • сфагновые мхи;
  • тетрафисовые мхи.

К хвощевидным растениям относятся виды хвощового класса. К отделу плауновидных причисляют полушниковые и плауновые классы. Отдел цветковых растений представлен следующими классами:

Среди голосеменных видов растительности выделяют следующие классы:

  • саговниковые;
  • гинкговые;
  • гнетовые;
  • хвойные.

Папоротниковидные вилы растений также подразделяют на отдельные классы. К ним относятся папоротниковидные, мараттиевые, псилотовидные растения.

Порядок

В каждом классе выделяют определенные порядки растений. К примеру, к классу андреевых относится порядок андреевых видов растительности.

Порядки листостебельных мхов следующие:

  • бриевые;
  • бриоксифиевые;
  • буксбаумиевые;
  • гедвигиевые;
  • гипновые;
  • гриммиевые;
  • гукериевые;
  • дикрановые;
  • дифисциевые;
  • катоскопиевые;
  • ортотриховые;
  • скоулериевые;
  • сплахновые;
  • тиммиевые;
  • фунариевые;
  • энкалиптовые.

К классу хвощовых относится порядок хвощовые. К гинкговым растениям относятся виды из гинкгового порядка, к гнетовым — хвойникова порядка, к полушниковым — порядка селагинелловых.

Класс однодольных растений представлен следующими порядками:

  • аироцветные;
  • альстёмериецветные;
  • амариллисоцветные;
  • аронникоцветные;
  • бромелиецветные;
  • взморникоцветные;
  • водокрасоцветные;
  • гемодороцветные;
  • диоскореецветные;
  • имбирецветные;
  • касатикоцветные;
  • коммелиноцветные;
  • лилиецветные ;
  • мелантиецветные;
  • мятликоцветные;
  • наядоцветные ;
  • осокоцветные;
  • пальмоцветные;
  • панданоцветные;
  • понтедериецветные;
  • посидониецветные;
  • рдестоцветные;
  • рогозоцветные;
  • ситниковидноцветные;
  • ситникоцветные;
  • смилаксоцветные;
  • спаржецветные;
  • стемоноцветные;
  • сусакоцветные;
  • таккоцветные;
  • триллиецветные;
  • цимодоцеецветные;
  • частухоцветные;
  • шейхцериецветные;
  • шерстестебельникоцветные;
  • ятрышникоцветные.

Плауновому классу соответствует порядок плауновых растений. В классе двудольных представлено более ста порядков. Некоторые из них:

  • актинидиецветные;
  • анноноцветные;
  • барбарисоцветные;
  • батоцветные;
  • бобовоцветные;
  • болотникоцветные;
  • букоцветные;
  • волчникоцветные;
  • ворсянкоцветные;
  • глауцидиецветные;
  • горечавкоцветные;
  • диллениецветные;
  • зверобоецветные;
  • ивоцветные;
  • икациноцветные;
  • истодоцветные;
  • кисличноцветные;
  • колокольчикоцветные;
  • кориариевые;
  • лавроцветные;
  • ладанникоцветные;
  • мирсиноцветные;
  • орехоцветные;
  • охноцветные;
  • парнолистникоцветные;
  • питтоспороцветные;
  • раффлезиецветные;
  • ризофороцветные;
  • роголистникоцветные;
  • розоцветные;
  • санталоцветные;
  • сапиндоцветные;
  • троходендроцветные;
  • тыквоцветные ;
  • фиалкоцветные;
  • циномориецветные;
  • чаецветные;
  • ясноткоцветные.

К хвойному классу относятся следующие порядки:

  • араукариевые ;
  • кипарисовые;
  • подокарповые;
  • сосновые;
  • тисовые.

Порядки растений из папоротниковидного класса следующие:

  • гименофилловые;
  • глейхениевые ;
  • дербянковые;
  • диксониевые;
  • мараттиевые;
  • марсилиевые;
  • многоножковые;
  • птерисовые;
  • сальвиниевые;
  • схизейные;
  • ужовниковые;
  • циатейные;
  • чистоустовые.

К классу политриховых мхов относится политриховый порядок растений. Класс тетрофисовых мхов представлен видами из тетрофисового порядка растительных организмов.

Семейство

Данная таксономическая единица растительных организмов определяется рядом их систематических признаков. Растительный мир отличается богатым разнообразием. В семейства включены виды растений, обладающие оригинальными признаками.

Для однодольных растений характерны параллельное или дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, травянистая жизненная форма.

К однодольным относят следующие семейства:

  1. Лилейные с обилием луковичных многолетних растений, которым присуще видоизмененные побеги в форме луковиц или корневищ. Данные растения способны выжить в регионах с достаточно сложными климатическими условиями. Строение включает цельную листовую пластинку и параллельное жилкование, шесть тычинок в цветке и венчик правильной формы. Примерами лилейных растений являются тюльпаны, рябчики, лилии.
  2. Злаковые растения характеризуются полым стеблем. Влагалищные листья обладают параллельным жилкованием. Цветки отличаются миниатюрными размерами и объединяются в соцветия или колоски. В цветках есть три тычинки. Плодами являются зерновки, образованные оболочками семян и плода. К представителям злаковых относят пшеницу, кукурузу, рис. Сельскохозяйственные культуры отличаются большим количеством микроэлементов.

Двудольные растения характеризуются стержневой формой корневой системы, сетчатым жилкованием листьев, кратными частями цветка. В составе двудольных растений присутствует камбий. Это ткань, которая обеспечивает рост стебля в толщину. Среди двудольных растений нередко встречают разнообразные виды деревьев, кустарников и трав.

К данному классу относят следующие семейства:

  1. Бобовые с оригинальной формой цветков, похожих на мотыльков с развернутыми крыльями. Для соцветий характерна двусторонняя симметрия, 5 лепестков, 10 тычинок и 1 пестик. Лепестки могут обладать разными формами и размером. Плод вырастает в виде боба с семенами, прикрепленными к створкам. К бобовым относят горох, сою, люцерну, акацию.
  2. Крестоцветные растения относятся к травянистым и многолетним типам. Для них характерно очередное расположение листьев и отсутствие прилистников. Небольшие цветки обладают 4 чашелистиками, тычинки в которых размещены попарно. Крестоцветными растениями являются капуста, редька, левка.
  3. Семейство пасленовых включает разнообразие экологических форм таких, как деревья и кустарники. Листья у них могут быть цельными, лопастными, надрезанными, зубчатыми. Для цветков характерно наличие пяти чашелистиков, тычинок и лепестков, которые по мере срастания преобразуются в венчик. Типичными представителями семейства пасленовых являются картофель, перец, дурман.
  4. Семейство розоцветных представлено видами растений с пальчато и перситосложными листьями. Для них характерны прилистники и соцветия правильной формы. Можно отметить отсутствие сросшихся чашелистиков и лепестков. Цветоложе соцветий отличаются по форме. Они могут быть блюдчатыми, кувшинчатыми, узкотрубчатыми.
  5. Сложноцветные включают однолетники и многолетники. Редко в данном семействе встречаются кустарники и никогда — деревья. Ключевым признаком сложноцветных является сложное цветение. Соцветия могут обладать трубчатой, язычковой, двугубной формой. Нередко в одном соцветии совмещены оба вида. Листья двудольных растений отличаются перистым жилкованием, иногда можно наблюдать параллельное и дуговое жилкование. Представителями данного семейства являются малина, шиповник, груша, яблоня.
  6. К семейству зонтичных относятся в основном травянистые растения. Данные виды обладают соцветиями в виде простых и сложных зонтиков, которые дополнены мелкими цветками, как правило, с белым окрасом. Встречаются желтые и голубые цветки. Чаще всего листья зонтичных растений обладают перисто-рассеченной формой. К данному семейству относятся бутень, снять, скандикс.

Насчитывается множество семейств растений. В качестве примера можно перечислить следующие:

  • аироцветные;
  • актинидиецветные;
  • частухоцветные;
  • альстёмериецветные;
  • амариллисоцветные;
  • пальмоцветные;
  • кирказоноцветные;
  • спаржецветные;
  • бальзаминоцветные;
  • дербянковые;
  • барбарисоцветные;
  • колокольчикоцветные;
  • каперсоцветные;
  • гвоздикоцветные;
  • циатейные;
  • кипарисовые и другие.

В каждом семействе по узкопрофильным признакам выделяют конкретные таксономические единицы. Растения, относящиеся к определенному роду, обладают рядом отличительных характеристик.

К примеру, в семействе акантовых растений представлены следующие роды:

  • азистазия;
  • акант;
  • барлерия;
  • блефарис;
  • гигрофила;
  • гипоэстес;
  • диклиптера;
  • мегаскепасма;
  • пахистахис;
  • псевдэрантемум;
  • ринакантус;
  • руттия;
  • руэллия;
  • трихокаликс;
  • тунбергия;
  • шауэрия;
  • эрантемум;
  • юстиция.

К семейству адиантовых относятся растения следующего рода:

  • адиантум;
  • алевритоптерис;
  • анограмма;
  • бококучник;
  • кониограмма;
  • краекучник;
  • криптограмма;
  • ложнопокровница.

Существует еще несколько сотен родов растений. Каждому из них присуще индивидуальные характеристики. В рамках конкретного рода выделяют виды растительных организмов.

В мире насчитывается около 350 тысяч видов растений. Точная цифра постоянно меняется, так как ежегодно какие-то из них гибнут, а ученые регулярно открывают новые виды. Растения распределяются по трем подцарствам, которые включают разнообразные виды высших зародышевых растительных организмов, настоящих водорослей и красных водорослей багрянок.

Представители каждого вида отличаются по ряду основных признаков:

  1. Размер растительного организма.
  2. Жизненная форма в виде травы, кустарника, овощной и кормовой культуры, дерева.
  3. Периоды жизнедеятельности, по которым различают однолетние, двулетние и многолетние растения.
  4. Методы размножения.
  5. Необходимые условия произрастания.

Подцарства

Многообразие растений классифицируется по определенным признакам. В зависимости от строения выделяют основные подцарства растительных организмов: высшие и низшие.

Низшие растения (водоросли)

Представители данного подцарства не обладают органами и тканями. Для низших растений характерно наличие слоевища или талла. К данной категории причисляют водоросли. В большинстве своем такая растительность обитает в водной среде. Питание у водорослей происходит за счет поглощения питательных веществ с помощью всей поверхности тела. Преобладающая часть или вся структура растительности водоемов соприкасается с солнечным светом, что объясняет ее способность к фотосинтезу. Такой образ жизни не предполагает быстрого перемещения веществ по организму. Для большинства видов водорослей характерно однотипное строение клеток.

Высшие растения (споровые, семенные)

Виды, которые относятся к данному подцарству, обладают функционально различными органами, которые образуют специализированные клетки. Как правило, представители высших растений обитают на суше. Вода и минеральное питание добываются ими из грунта. Фотосинтез у таких растений осуществляется путем подъема над поверхностью почвы. Виды, относящиеся к высшему подцарству, нуждаются в транспортировке веществ между частями организма, которая выполняется с помощь проводящих тканей.

Механическая и покровная ткани создают поддержку и опору для растения в наземно-воздушной среде. Благодаря специализированным клеткам, тканям и органам, растительные организмы высшего подцарства могут достигать больших размеров и осваивать широкий спектр сред обитания. Для многих представителей высших растений характерен вторичный возврат в водную среду. К примеру, в условиях пресного водоема такие организмы формируют основную массу водной растительности.


Что такое гербарий?


Гербарий – это не совсем простая коллекция засушенных растений, заготовленных методом высушивания между листами бумаги (сплющенных) и закрепленных на плотной основе.

Классические гербарии создают на гербарных листах – плотной бумаге. Но сегодня ее меняют на самые разнообразные предметы, которые выступают в качестве основы для украшения сушенными цветами. Зародившись в 16 веке в Италии, гербарии на долгие столетия стали основным средством исследования и хранения данных о растениях, который использовали ученые-ботаники. В качестве частного увлечения и одного из видов рукоделия гербарии распространились значительно позже.

Гербарии бывают очень разными. На них могут быть представлены:

  • растения со всеми частями — от подземных но надземных, включая не только цветки, но и плоды;
  • целые группы различных растений;
  • отдельные части растений (к примеру, листья или цветки, лепестки и плоды).


Зачем нужны гербарии?

Какие бывают гербарии?

  • Специальный. Например, гербарий для начальной школы.
  • Систематический. За основу берется любая система. К примеру, по роду или семейству, одинаковые цвета высушенного растения, или собрание по порядку букв в алфавите.
  • Периодический. Составленный по периодам, когда были собраны материалы.
  • Тематический. Лекарственные, злаковые, сорные или из комнатных цветов и т.д.
  • Морфологический. Когда засушивают материал одного вида с измененными органами.
  • Флористический. Все растения определенного края.

Как используют гербарии?

  • в специальных альбомах и гербарных картотеках;
  • для украшения фотоальбомов, дневников и книг для записей;
  • в декоративных панно в сочетании с кружевами, живописью, декупажированной основой;
  • в украшении декоративных тарелок, подносов и шкатулок (и других техниках декупажа в качестве объемных украшений);
  • в закладках для книг;
  • для создания объемных картин и панно в смешанных техниках, в том числе в коллажах;
  • в открытках и скрапбукинге и пр.

Правила сбора растений для гербария

1. Нельзя собирать растения для гербария ранним утром, когда не высохла роса или сразу после дождя.
2. Не вырывать растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить все растение.
3. Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.
4. Не рвать больше, чем нужно.
5. Собирать листья и цветы разного размера, чтобы в дальнейшем, при составлении цветочных композиций, был выбор (маленькие, большие, раскрытый цветок, бутон).


В ходе работы над ученическим проектом по биологии на тему "Растения" ученики 5 и 6 класса школы изучили богатство степного наследия, обогатились знаниями и опытом общения с природой, расширили кругозор, познакомились с растительным миром на территории села Орловка, изучили лекарственные свойства комнатных растений.

Подробнее о проекте:


В результате участия в учебном исследовательском проекте о лекарственных полевых и комнатных растениях дети овладели навыком безопасного поведения на лугу, у водоема. Усвоили виды деятельности человека, которые не приносят вреда природе, внесли посильный вклад в сохранение природы, научились видеть красоту окружающего природного мира.

Во время работы над исследовательским проектом по биологии на тему "Растения" дети самостоятельно находили справочные сведения об изучаемых растениях в учебниках, энциклопедиях и справочниках, старались найти и выделить такую информацию о лекарственных растениях, которую никто не слышал. Школьники учатся понимать, как важно охранять природу и использовать в лечении многих болезней растения.

Оглавление

Введение
1. Лекарственные растения и их применение.
2. Лекарственные растения нашего края.
3. Комнатные растения.
Заключение
Список используемой литературы

Введение


На уроках познания мира весной и осенью мы ходим на экскурсии с целью знакомства с окружающим миром. Однажды мы пошли в поход, по дороге Батырбек натер ногу и дальше не мог идти, сильно болела нога. Увидев это, Светлана Васильевна показала нам траву и сказала, что нужно к больному месту приложить лист этого растения и целебные свойства этой травы облегчат боль.

Это растение называется – подорожник. Закрепив повязку на ноге с листом подорожника, Батырбек продолжил путь. Через некоторое время Батырбек сказал, что не жалуется на боль.

Мы отправились в библиотеку, чтобы найти книги, журналы, медицинские справочники, статьи о полезности этих трав. Мы удивились большому количеству информации, которую нашли в библиотеке, в интернете о целебных свойствах лекарственных растений. Оказывается лекарственными растениями действительно можно вылечить множество болезней.

Целебные свойства комнатных растений дополняет и их способность поглощать вредные для человека электрические и магнитные поля от бытовых приборов. К тому же благодаря им воздух в квартирах и в офисах наполняется тончайшими ароматами, которые мы подчас не ощущаем, но которые оказывают благотворное влияние на сердечную деятельность человека, помогают бороться с бессонницей, а также обеззараживают воздух от бактерий и вирусов.

Многие из нас, выращивая растения на подоконниках своих квартир, даже не догадываются, что их питомцы не только красивы, но, зачастую, еще и полезны. Так же, как и растения в природе, домашние растения могут быть лекарственными и приносить весьма ощутимую пользу человеку. Такие растения можно использовать как для изготовления различных отваров и настоек, так и для наружного применения, например для косметических процедур.

Цель проекта: Изучить лекарственные растения, которые растут на территории нашего села и на подоконниках дома.

Гипотеза: Если школьники узнают, как могут обычные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

  • Наблюдения;
  • Поиск информации (загадки, кроссворды, стихотворения);
  • Сбор полученных данных от родителей, учителя, бабушек;
  • Походы, экскурсии.

Лекарственные растения и их применение


Издавна лекарственные растения используют для профилактики и лечения многих заболеваний. В некоторых странах по сей день фитотерапия является основным способом лечения. С каждым годом расширяются объёмы производства и заготовок лекарственного растительного сырья. Богатая флора Казахстана насчитывает много видов высших растений, является важным природным источником получения новых и весьма эффективных лекарственных средств.

Лекарственные растения нашего края

Например: одуванчик лекарственный, подорожник большой, крапива двудомная. Обратите внимание на то, что каждый вид имеет название из двух слов. Такие названия им дают ученые, а мы эти растения называем просто: одуванчик, подорожник, крапива. Растения разных видов не похожи друг на друга.

Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Несмотря на успехи химии в производстве лекарств и на достижения в лечение антибиотиками, около 70 % препаратов изготавливаются из растений. В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: натер ногу в пути, приложи лист подорожника, при простудных заболеваниях завари чай из чабреца, плоды укропа снижают артериальное давление.

Сейчас в наших аптеках имеется большой выбор различных лекарственных растений. Но, если вы решили собирать их самостоятельно, помните, что для этого необходимо обладать знаниями и опытом. Сборщик должен знать время сбора, и само растение, когда оно обладает наибольшей лечебной силой. Вот листья ландыша собранные за 2-3 недели до начала цветения, в 2 раза богаче гликозидами, чем собранные во время цветения.

Согласно народным приметам, именно с 29 июня по 7 июля травы набирают наибольшую целебную силу. Самое время съездить на природу, побродить, погулять по лугам, подышать свежим, здоровым воздухом – и заодно собрать свои любимые лекарственные травы. К этому времени набирает полную силу и практически заканчивает рост зелёная масса всех растений, включая листья на деревьях и лечебные травы, и в скором времени, неизменно последует постепенное увядание и самой зелени, и её полезных качеств.

Поэтому сбор зелёных частей лекарственных растений рекомендуется именно в это время – в самый пик развития и расцвета. А иногда лекарство, приготовленное из сырья, собранного в неподходящие сроки, может нанести вред здоровью человека.

Лучшее время сбора трав – перед периодом цветения или в начале его;

Сбор корней – осенью, реже весной;

Сбор коры – ранней весной, до распускания почек;

А листья – перед периодом цветения или во время цветения;

Почки деревьев – до их распускания;

Цветки – в начале распускания;

Семена и плоды – после полного созревания.

Собранные растения долго нельзя хранить в таре (3-4 часа), так как оно слеживается самосогревается и портится.

  • В специальных сушильных шкафах при температуре – 40-60ºС;
  • В хорошо закрытых проветриваемых помещениях и только некоторые виды растений на солнце.

Высушенные растения хранят в сухом месте, не более двух лет, в бумажных пакетах, деревянных коробках и самое лучшее хранение в стеклянных банках.

Нельзя хранить растения в пластмассовых упаковках, так как эфирные масла вступают с ними в опасные для здоровья соединения.

Лекарственные растения применяют внутрь и наружно в виде настоев, отваров, настоек, экстрактов, порошков, примочек, мазей и ванн. Чаще всего из растительного лекарственного сырья получают настои, отвары и настойки. Настои обычно готовят из листьев, почек, цветков, стеблей, а отвары – из корней, корневищ, коры и клубней, они требуют длительной термической обработки. Отвары и настои на 1-2 дня, хранят в прохладном месте.

Настойки – жидкие лекарственные формы, в которых применяют 40-70% спирт. Хранят настойки плотно закупоренными, они могут храниться несколько лет.

Мази – наружные средства, получаемые путем смешивания порошков растений с мазевыми основами в соотношении 1:4, то есть одна часть растения и четыре части основы. В качестве мазевых основ используют нутряной жир, свежее сливочное масло, вазелин, растительные масла.

Сборы (чай) – сборами называют смесь из нескольких видов лекарственных трав. Обычно в сбор входят 10 и более компонентов.

Лечебные ванны – заливают 40-60 граммов травы 2-5 литрами кипятка, настаивать 20 минут или кипятят 10 минут на малом огне, процеживают и выливают в ванну, наполненную водой (36-40ºС).

Порошки – для приготовления порошка хорошо высушенное сырье измельчают в ступке или кофемолке. Порошок чаще всего используют для приема внутрь, для присыпки ран, язв и приготовления мазей.

Комнатные растения


Настоящий чемпион среди комнатных растений по своей пользе – хлорофитум. Он может ослаблять действие кислот азота даже в тех помещениях, где в течение нескольких часов работал газосварочный аппарат, а также поглощает выделяемый синтетическими теплоизоляционными материалами формальдегид и очищает воздух от вредных патогенных частиц.

Причем такие способности хлорофитума оказываются сильнее, если в цветочный горшок добавлен активированный уголь. К тому же целебные свойства хлорофитума связаны и с бактерицидным эффектом. Ученые установили, что в течение 24 часов это растение способно практически полностью очистить воздух от вредных микроорганизмов в комнате средних размеров.

Пеларгонию, или комнатную герань, можно назвать живой аптекой. Ее листики могут стать первой доврачебной помощью. Так, если человек простудил ухо, листики этих комнатных растений можно вернуть трубочкой и вложить в слуховой проход. Это даст ощущение тепла и облегчение.

Пеларгония выделяет в окружающую среду биологически активные вещества, которые уничтожают стафилококки и стрептококки. По мнению итальянских ученых, герань к тому же умеет обезвреживать энергетически патогенные зоны. А доктора с ее помощью определяют больных людей следующим способом: если запах растения человеку неприятен, то он здоров, если нравится – то перевозбужденная нервная система пациента нуждается в лечении.

Целебные свойства герани заключаются в том, что соединения ее листьев помогают людям, которые их вдыхают, успокаиваться. Это особенно важно при неврозах, стрессах, бессоннице. Именно поэтому специалисты советуют выращивать пеларгонию в спальне.

Каланхоэ приносит пользу, если при воспалениях в ротовой полости или в горле его жевать. А если снять с мягких листьев растения прозрачную кожицу и приложить влажной стороной к коже, они помогут вылечить ожоги, порезы и нарывы, обеззаразят раны и укорят их заживление.

Фикус, плющ, драцена, также имеют фитонцидные качества, то есть очищают воздух. Среди других зеленых антисептиков самой полезной и неприхотливой является драцена душистая. Чтобы это растение лучше развивалось и дарило вам свои целебные свойства, его хорошо время от времени купать под душем, удаляя с листьев пыль.

Лавр благородный. Этот вечнозеленый кустарник сейчас выращивают в домашних условиях редко, и совершенно напрасно. Он выделяет вещества, которые убивают бактерии и вирусы, в частности, туберкулезную палочку. Немногие знают, что в Европе лавр изначально выращивали исключительно как лекарственное растение, а затем его начали использовать и кулинары в качестве пряности.

Еще Авиценна писал о том, что листья лавра облегчают боль в суставах, снижают одышку и напряжение, а кора и ягодки сине-черного цвета способны выводить из почек и печени камни. Особенно полезен лавр для людей с сердечнососудистыми заболеваниями и спазмами желчных путей и кишечника. И хотя это растение считается капризным, на самом деле оно хорошо растет в деревянных кадушках, в почве из равных частей торфа, земли и песка.


Кактусы. Специалисты считают, что эти растения могут не только убивать микробы, но и снижать уровень ионизации воздуха, а также защищать человека от вредного электромагнитного излучения. Так что лучшее место для кактусов – возле монитора компьютера или телевизора.

Комнатные растения могут и повышать влажность воздуха. Особенно это необходимо зимой и полезно для слизистых, кожи и для сопротивляемости нашего организма к инфекциям. Влаголюбивые цветы, как правило, возвращают влагу через мясистые сочные листья. Примерами таких растений служат цикламены, фиалки, папоротники. Повышать влажность способны также гибискус, папирус, азалия, нефролепсис.

Чтобы в домашнем микроклимате снизить содержание химических веществ, на подоконнике можно выращивать алоэ, хлорофитум, драцену, хризантему, плющ, фикус, филодендрон, нефролепсис, диффенбахию.

Полезными обеззараживающими свойствами обладают лавр и пеларгония. А для снижения вредной ионизации подходят кактусы и суккуленты.

И наконец, на подоконнике можно круглый год выращивать лук и чеснок. Даже если вы не планируете употреблять эти полезные растения в пищу, можно вдыхать выделяемые ими фитонциды. Для этого можно отдать предпочтение пышным декоративным сортам, они не только принесут пользу, но и станут эффектным и оригинальным украшением кухни.

Многие, самые, казалось бы, банальные домашние растения, обладают волшебным свойством — подавлять болезнетворные бактерии. От фитонцидов, выделяемых аспарагусом, фикусом, пеларгонией, хвойными растениями, монстерой, гибнут практически все микробы и бактерии, находящиеся в непосредственной близости.

Прочитать об этом явлении подробнее можно здесь. Комнатные растения также способны очищать воздух в помещении от фенола и формальдегида. Эти вредные вещества могут выделяться из новой мебели. И даже бензол, аммиак и угарный газ в небольших количествах могут быть нейтрализованы растениями.

Домашние растения улучшат настроение. Научно доказано, что когда человек смотрит на растение, он становится более спокойным и умиротворенным. В ходе научных экспериментов выяснилось, что в компании домашних или диких растений повышается эмоциональный фон человека, улучшаются различные жизненные показатели. Домашние растения на страже нашего здоровья. Комнатные растения значительно улучшают микроклимат в помещении.

Они повышают влажность и уменьшают количество пыли. Многие врачи отмечают такой интересный факт: больные, размещенные в помещениях с растениями, выздоравливают быстрее и в целом чувствуют себя лучше. Домашние растения повысят работоспособность. Доказано, что растения улучшают настроение и эмоциональный фон в классе, а следовательно и производительность каждого ученика.

Алоэ — безусловный лидер хит-парада домашних лекарственных растений.

Самые полезные виды алоэ — это Алоэ вера (Aloe vera) и Алоэ древовидное (Aloe arborescens), иначе называемое столетник. Какими же свойствами обладает алоэ и почему растение так популярно?

Прежде всего алоэ обладает сильными антибактериальными и противовоспалительными свойствами. Кроме этого алоэ используют как ранозажевляющее и противоожоговое средство. Алоэ прекрасно справляется с мозолями и натоптышами. Также сок алоэ можно применять при ринитах, ларингитах и других ЛОР заболеваниях. Ну и наконец, алоэ можно и нужно использовать при приготовлении различных косметических средств, например масок для кожи лица.

Укрепление иммунитета, лечение анемии — сок алоэ смешать с медом в равных пропорциях, применять по 1/3 чайной ложки за 30 мин. до еды. Продолжительность курса лечения — около трех недель. Если нет меда, сок алоэ можно смешивать с сахаром.

Лечение ран, ожогов, фурункулов, нарывов — взять лист алоэ, разломить и выдавить желеобразное содержимое на ладонь. Втереть эту кашицу в пораженный участок кожи.

Гайморит, ринит — смешать сок алоэ и мед в равных пропорциях. Закапывать по одной — две капли в каждую ноздрю 2 раза в день.

Также, для изготовления раствора для закапывания в нос можно использовать сок алоэ , чистотел и мед в равных пропорциях или алоэ, каланхоэ и мед также в равных пропорциях.

Заключение


В процессе работы над проектом мы пришли к выводу, что растения не только украшают нашу жизнь, кормят нас, но и являются лекарством от многих недугов. Мы узнали какие лекарственные растения растут и в нашей местности и о их применении при различных заболеваниях.

Сложно представить современный дом, любое учреждение без комнатных растений. Они идеально вписываются в интерьер, даря хорошее настроение его обитателям. Комнатные растения - это частица природы, которая дарит нам свою энергию. С древнейших времен люди комнатными растениями украшали свое жилище, одежду, дарили их в качестве подарков.

Эти традиции сохранились и в наши дни. Миллионы людей увлекаются разведением комнатных растений в домашних условиях. Комнатные растения в нашей жизни занимают исключительно важное место. Нередко знакомство с ним превращается в любимое увлечение на всю жизнь. В ходе данного исследования было установлено, что часть комнатных растений, причем самых оригинальных и экзотических, прекрасно заменяют лекарства, и способствуют оздоровлению людей не только физическому, но и эмоциональному.

На основании результатов данного исследования я выяснил, что от лекарственного комнатного растения можно получить помощь. После проведенной работы я смогу дать советы соседям, знакомым, родным, как обращаться, как ухаживать и как получать помощь от полезных, лекарственных комнатных растений

Читайте также: