Как сделать опись уголовного дела

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Протоколы –это самый распространенный процессуальный документ, разновидность процессуальных документов информационно-удостоверительного характера. В отличие от постановлений и других документов властно-распорядительного характера протоколы не содержат каких-либо властных предписаний. Исключением является протокол задержания, в котором отражаются и действия и решения. Он специфичен, так как в нем содержатся элементы постановления и протокола. Протокол – процессуальный документ, в котором лишь фиксируется факт производства, содержание и результаты конкретного уголовно-процессуального действия[13].

В действующем УПК РФ имеются нормы, посвященные только содержанию протоколов следственного действия (ст. 166), устного заявления (ст. 141) и явки с повинной (ст. 142). Структура некоторых протоколов была разработана Следственным комитетом при МВД России.

Значение письменной формы протоколов состоит в том, что следователь передает доказательственную информацию другим адресатам доказывания, при этом сам познает такую информацию и удостоверяет ее истинность.

Протоколы как письменные документы предварительного следствия, на наш взгляд, можно разделить на следующие виды:

1. Фиксирующие доказательства-показания, т.е. сведения, полученные от других лиц (протоколы допросов свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта и специалиста (ст.ст. 190, 191, 425 УПК РФ), протокол очной ставки (ст. 192 УПК РФ).

2. Удостоверяющие обстоятельства и факты, установленные при производстве всех следственных действий, кроме допросов, содержащие данные, непосредственно воспринятые следователем, т.е. являющиеся доказательством в соответствии со ст. 87 УПК РФ (протоколы осмотра места происшествия, трупа, предметов, документов (ст.ст. 177, 178, 180 УПК РФ), освидетельствования (ст. 180 УПК РФ), обыска или выемки (ст.ст. 182, 183 УПК РФ), предъявления для опознания (ст. 193 УПК РФ), осмотра и выемки задержанных почтово-телеграфных отправлений (ст. 185 УПК РФ), следственного эксперимента (ст. 181 УПК РФ), проверки показаний на месте (ст. 194 УПК РФ), получения образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ).

3. Отражающие действия следователя по обеспечению законных прав и интересов участников процесса или требований закона (например, протоколы ознакомления подозреваемого, обвиняемого, его защитника с постановлением о назначении экспертизы (ст. 195 УПК РФ), ознакомления с заключением эксперта (ст. 206 УПК РФ), предъявления для ознакомления защитнику материалов уголовного дела в ходе предварительного расследования (п. 6 ч. 1 ст. 53 УПК РФ), уведомления об окончании следственных действий (ст.ст. 217, 225 УПК РФ), ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, обвиняемого и (или) его защитника с материалами уголовного дела (ст.ст. 216, 217, 218, ч. 2 ст. 225 УПК РФ).

4. Являющиеся юридической формой фиксации поводов к возбуждению уголовного дела: протоколы принятия устного заявления о преступлении (ст. 141 УПК РФ), явки с повинной (ст. 142 УПК РФ).

5. Указывающие на применение мер процессуального принуждения (протоколы задержания (ст. 92 УПК РФ), наложения ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ).


2. Организационные документы

Напомним, что организационными документами предварительного следствия мы считаем те, которые имеют косвенное значение по отношению к установлению обстоятельств дела или обеспечению прав личности.

К числу организационных документов, по нашему мнению, относятся статистические карточки о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции (форма № 6); опись документов, находящихся в деле; приказы о создании следственно-оперативной группы; планы совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; требования о вызове следственно-заключенного из СИЗО; рапорт о выдаче задержанного из ИВС для производства следственных действий; служебная переписка (например, сопроводительные письма о направлении материалов при объявлении подозреваемого, обвиняемого в розыск, о направлении характеристики или копии приговора, ксерокопии формы № 1 в ответ на запрос следователя и др.); справка о личности разыскиваемого; статистические карточки.

Указанные документы достаточно широко распространены при расследовании уголовных дел: одни из них оформляются в процессе расследования по делу и в нем содержатся, другие при принятии по делу окончательного решения в дело не подшиваются.

Охарактеризуем назначение этих документов.

Опись документов, находящихся в уголовном деле.

Закон (ч. 1 ст. 217 УПК РФ) обязывает следователя по окончании предварительного следствия предъявить обвиняемому и его защитнику все материалы дела в подшитом и пронумерованном виде.

Опись – это перечень всех письменных документов, содержащихся в деле, составленный в порядке нумерации его листов.

Уголовно-процессуальный закон не предусматривает составления описи имеющихся в деле документов, а лишь обязывает выполнить следующее требование: предъявить материалы дела в пронумерованном виде. Не секрет, что многие следователи в силу загруженности и ряда других причин пользуются этим пробелом закона, представляя материалы дела для ознакомления пронумерованными, но без описи.

Опись документов, находящихся в деле, подшивается после статистической карточки (форма № 6), предшествует всем материалам и не включается в нумерацию листов. В ней содержатся порядковые номера документов, их краткие наименования, а также ссылки на листы дела, на которых эти документы находятся[14].

Опись как организационный документ предварительного расследования составляется не только в случае принятия окончательного решения по делу, но и при направлении дела на судебно-психиатрическую экспертизу, по подследственности и др. Опись облегчает поиск того или иного документа любому участнику уголовного судопроизводства.

Положением об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, утвержденным приказом МВД России от 2 марта 2008 г. № 280, предусмотрена основная организационная форма взаимодействия: следственно-оперативная группа (СОГ). Согласно п. 11 данного положения решение о создании специализированной СОГ оформляется приказомначальника соответствующего ОВД.

По общему правилу, в материалах уголовного дела содержатся приказы о создании всех СОГ, кроме дежурной.

Указанное выше положение предусматривает, что следователь и сотрудник оперативного подразделения разрабатывают версии и составляют планследственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который утверждается их непосредственными начальниками (п. 37).

Планы расследования в зависимости от объема охватываемой ими деятельности следователя и других членов СОГ можно подразделить на следующие группы:

а) планы на стадии реализации оперативных материалов;

б) планы производства отдельных следственных действий;

в) планы проведения конкретных этапов расследования;

г) планы расследования по отдельным делам (или эпизодам);

д) планы работы следователя по нескольким делам, находящимся в его производстве.

На наш взгляд, во всех случаях, когда у следователя появляется возможность составить письменный план расследования, следует отдавать предпочтение именно этой форме. По сравнению с мысленным планом она имеет следующие преимущества:

– письменная форма плана конкретизирует мысли следователя;

– изложенный в такой форме план зрительно отражает процесс расследования, способствуя тем самым конкретному воспроизведению отдельных его сторон;

– письменный план облегчает следователю запоминание большого количества фактических данных, связей между ними и причин, вызвавших их появление;

– эта форма плана позволяет следователю осуществлять самоконтроль, а руководителю следственного органа и других подразделений – контролировать как процесс планирования, так и выполнение предусмотренных планом конкретных мероприятий[15].

Таким образом, составленный письменно согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий используется как одно из средств улучшения качества расследования уголовных дел.

Письменные планы расследования подшиваются только в уголовные дела, не оконченные производством, следовательно, в прекращенных или направленных в суд делах не содержатся.

На практике следователями нередко применяются неофициальные (в виде черновых набросков, кратких конспектов) планы. В них перечисляются следственные действия и другие мероприятия, которые необходимо провести по отдельному уголовному делу (или эпизоду), составные части характеризующего материала на обвиняемых и потерпевших. Такие упрощенные планы позволяют не упустить производство того или иного следственного действия, запросить все характеристики, копии приговоров и т.п., что способствует ритмичности следственной работы, не вызывает у следователя необходимости постоянно возвращаться к материалам дела.

При расследовании по сложному делу к плану согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий может прилагаться различная вспомогательная документация, способствующая систематизации, обобщению доказательств, обладающая наглядностью и помогающая уяснить важные обстоятельства расследования[16]. Например, на прилагаемых к планам схемах могут быть показаны:

– структура того или иного предприятия (учреждения или организации);

– движение материальных ценностей в процессе производства соответствующей продукции и ее реализация;

– движение документов в конкретном учреждении;

– взаимосвязь между различными организациями;

– связи проходящих по делу обвиняемых и др.

В уголовных делах встречаются и такие организационные документы, которые можно назвать служебной перепиской (сопроводительными письмами). К их числу, например, относятся письма о направлении материалов на объявление подозреваемого, обвиняемого в розыск, о направлении ксерокопии формы № 1 в ответ на запрос, о направлении исполненного поручения в порядке ст. 152 УПК РФ; письмо на имя руководителя банка о направлении для исполнения постановления о наложении ареста на денежные вклады обвиняемого; письмо в отделение связи о направлении для исполнения постановления о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления.

Оформление, содержание и форма сопроводительных писем не регламентированы процессуальным законом. Однако составление этих организационных документов в практике расследования крайне необходимо. В частности, по исходящему номеру и дате можно установить, своевременно ли следователь объявил подозреваемого, обвиняемого в розыск; сопроводительное письмо объясняет появление в деле фотографии с формы № 1, которая была использована при предъявлении для опознания.

Содержание и назначение статистических карточек будут раскрыты в рамках самостоятельной лекции.

Статистическая карточка (форма № 6) о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции приобщается к уголовному делу на каждого обвиняемого, подшивается перед описью документов, находящихся в деле, и нумерации не подлежит.

Своевременное оформление и направление по принадлежности статистической карточки формы № 6 позволяет накапливать информацию о результатах рассмотрения дела, систематизировать ее и представлять заинтересованным лицам.

Объявляя подозреваемого, обвиняемого в розыск, следователь составляет справку о личности разыскиваемого. Обязательность оформления данной справки предусмотрена п. 6.1.8. Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 5 мая 1993 г. № 213. Справка о личности разыскиваемого является неотъемлемой частью любого материала, который готовит следователь на объявленного в розыск.

В процессе расследования уголовных дел следователи оформляют требованияв следственный изолятор и подразделение охранно-конвойной службы о вызове арестованных из СИЗО в ИВС для производства следственных действий. Вызов арестованного, облеченный в форму именно такого организационного документа, сложился в многолетней практике.

Целый ряд документов, которые мы относим к организационным, составляется в случаях принятия мер к возмещению материального ущерба, причиненного потерпевшему или юридическому лицу.

Например, при возмещении стоимости причиненного ущерба предприятию, учреждению или организации работник бухгалтерии выдает лицу, возместившему ущерб, два экземпляра квитанции к приходному ордеру. Один экземпляр квитанции подшивается в уголовное дело. Если стоимость возмещена путем перевода денег, к делу приобщается копия почтового перевода. В случае возмещения стоимости ущерба, возврата похищенной или аналогичной вещи и т.п. лицо, которому был причинен вред, собственноручно оформляет расписку.

Во всех перечисленных документах указывается, кто, кому, когда и в какой сумме возмещает деньги (или другое имущество) в счет погашения ущерба. Эти организационные документы в обязательном порядке содержатся в уголовном деле.

Нами обозначены лишь наиболее распространенные в практике предварительного расследования организационные документы.

Протоколы –это самый распространенный процессуальный документ, разновидность процессуальных документов информационно-удостоверительного характера. В отличие от постановлений и других документов властно-распорядительного характера протоколы не содержат каких-либо властных предписаний. Исключением является протокол задержания, в котором отражаются и действия и решения. Он специфичен, так как в нем содержатся элементы постановления и протокола. Протокол – процессуальный документ, в котором лишь фиксируется факт производства, содержание и результаты конкретного уголовно-процессуального действия[13].

В действующем УПК РФ имеются нормы, посвященные только содержанию протоколов следственного действия (ст. 166), устного заявления (ст. 141) и явки с повинной (ст. 142). Структура некоторых протоколов была разработана Следственным комитетом при МВД России.

Значение письменной формы протоколов состоит в том, что следователь передает доказательственную информацию другим адресатам доказывания, при этом сам познает такую информацию и удостоверяет ее истинность.

Протоколы как письменные документы предварительного следствия, на наш взгляд, можно разделить на следующие виды:

1. Фиксирующие доказательства-показания, т.е. сведения, полученные от других лиц (протоколы допросов свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта и специалиста (ст.ст. 190, 191, 425 УПК РФ), протокол очной ставки (ст. 192 УПК РФ).

2. Удостоверяющие обстоятельства и факты, установленные при производстве всех следственных действий, кроме допросов, содержащие данные, непосредственно воспринятые следователем, т.е. являющиеся доказательством в соответствии со ст. 87 УПК РФ (протоколы осмотра места происшествия, трупа, предметов, документов (ст.ст. 177, 178, 180 УПК РФ), освидетельствования (ст. 180 УПК РФ), обыска или выемки (ст.ст. 182, 183 УПК РФ), предъявления для опознания (ст. 193 УПК РФ), осмотра и выемки задержанных почтово-телеграфных отправлений (ст. 185 УПК РФ), следственного эксперимента (ст. 181 УПК РФ), проверки показаний на месте (ст. 194 УПК РФ), получения образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ).

3. Отражающие действия следователя по обеспечению законных прав и интересов участников процесса или требований закона (например, протоколы ознакомления подозреваемого, обвиняемого, его защитника с постановлением о назначении экспертизы (ст. 195 УПК РФ), ознакомления с заключением эксперта (ст. 206 УПК РФ), предъявления для ознакомления защитнику материалов уголовного дела в ходе предварительного расследования (п. 6 ч. 1 ст. 53 УПК РФ), уведомления об окончании следственных действий (ст.ст. 217, 225 УПК РФ), ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, обвиняемого и (или) его защитника с материалами уголовного дела (ст.ст. 216, 217, 218, ч. 2 ст. 225 УПК РФ).

4. Являющиеся юридической формой фиксации поводов к возбуждению уголовного дела: протоколы принятия устного заявления о преступлении (ст. 141 УПК РФ), явки с повинной (ст. 142 УПК РФ).

5. Указывающие на применение мер процессуального принуждения (протоколы задержания (ст. 92 УПК РФ), наложения ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ).


2. Организационные документы

Напомним, что организационными документами предварительного следствия мы считаем те, которые имеют косвенное значение по отношению к установлению обстоятельств дела или обеспечению прав личности.

К числу организационных документов, по нашему мнению, относятся статистические карточки о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции (форма № 6); опись документов, находящихся в деле; приказы о создании следственно-оперативной группы; планы совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; требования о вызове следственно-заключенного из СИЗО; рапорт о выдаче задержанного из ИВС для производства следственных действий; служебная переписка (например, сопроводительные письма о направлении материалов при объявлении подозреваемого, обвиняемого в розыск, о направлении характеристики или копии приговора, ксерокопии формы № 1 в ответ на запрос следователя и др.); справка о личности разыскиваемого; статистические карточки.

Указанные документы достаточно широко распространены при расследовании уголовных дел: одни из них оформляются в процессе расследования по делу и в нем содержатся, другие при принятии по делу окончательного решения в дело не подшиваются.

Охарактеризуем назначение этих документов.

Опись документов, находящихся в уголовном деле.

Закон (ч. 1 ст. 217 УПК РФ) обязывает следователя по окончании предварительного следствия предъявить обвиняемому и его защитнику все материалы дела в подшитом и пронумерованном виде.

Опись – это перечень всех письменных документов, содержащихся в деле, составленный в порядке нумерации его листов.

Уголовно-процессуальный закон не предусматривает составления описи имеющихся в деле документов, а лишь обязывает выполнить следующее требование: предъявить материалы дела в пронумерованном виде. Не секрет, что многие следователи в силу загруженности и ряда других причин пользуются этим пробелом закона, представляя материалы дела для ознакомления пронумерованными, но без описи.

Опись документов, находящихся в деле, подшивается после статистической карточки (форма № 6), предшествует всем материалам и не включается в нумерацию листов. В ней содержатся порядковые номера документов, их краткие наименования, а также ссылки на листы дела, на которых эти документы находятся[14].

Опись как организационный документ предварительного расследования составляется не только в случае принятия окончательного решения по делу, но и при направлении дела на судебно-психиатрическую экспертизу, по подследственности и др. Опись облегчает поиск того или иного документа любому участнику уголовного судопроизводства.

Положением об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, утвержденным приказом МВД России от 2 марта 2008 г. № 280, предусмотрена основная организационная форма взаимодействия: следственно-оперативная группа (СОГ). Согласно п. 11 данного положения решение о создании специализированной СОГ оформляется приказомначальника соответствующего ОВД.

По общему правилу, в материалах уголовного дела содержатся приказы о создании всех СОГ, кроме дежурной.

Указанное выше положение предусматривает, что следователь и сотрудник оперативного подразделения разрабатывают версии и составляют планследственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который утверждается их непосредственными начальниками (п. 37).

Планы расследования в зависимости от объема охватываемой ими деятельности следователя и других членов СОГ можно подразделить на следующие группы:

а) планы на стадии реализации оперативных материалов;

б) планы производства отдельных следственных действий;

в) планы проведения конкретных этапов расследования;

г) планы расследования по отдельным делам (или эпизодам);

д) планы работы следователя по нескольким делам, находящимся в его производстве.

На наш взгляд, во всех случаях, когда у следователя появляется возможность составить письменный план расследования, следует отдавать предпочтение именно этой форме. По сравнению с мысленным планом она имеет следующие преимущества:

– письменная форма плана конкретизирует мысли следователя;

– изложенный в такой форме план зрительно отражает процесс расследования, способствуя тем самым конкретному воспроизведению отдельных его сторон;

– письменный план облегчает следователю запоминание большого количества фактических данных, связей между ними и причин, вызвавших их появление;

– эта форма плана позволяет следователю осуществлять самоконтроль, а руководителю следственного органа и других подразделений – контролировать как процесс планирования, так и выполнение предусмотренных планом конкретных мероприятий[15].

Таким образом, составленный письменно согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий используется как одно из средств улучшения качества расследования уголовных дел.

Письменные планы расследования подшиваются только в уголовные дела, не оконченные производством, следовательно, в прекращенных или направленных в суд делах не содержатся.

На практике следователями нередко применяются неофициальные (в виде черновых набросков, кратких конспектов) планы. В них перечисляются следственные действия и другие мероприятия, которые необходимо провести по отдельному уголовному делу (или эпизоду), составные части характеризующего материала на обвиняемых и потерпевших. Такие упрощенные планы позволяют не упустить производство того или иного следственного действия, запросить все характеристики, копии приговоров и т.п., что способствует ритмичности следственной работы, не вызывает у следователя необходимости постоянно возвращаться к материалам дела.

При расследовании по сложному делу к плану согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий может прилагаться различная вспомогательная документация, способствующая систематизации, обобщению доказательств, обладающая наглядностью и помогающая уяснить важные обстоятельства расследования[16]. Например, на прилагаемых к планам схемах могут быть показаны:

– структура того или иного предприятия (учреждения или организации);

– движение материальных ценностей в процессе производства соответствующей продукции и ее реализация;

– движение документов в конкретном учреждении;

– взаимосвязь между различными организациями;

– связи проходящих по делу обвиняемых и др.

В уголовных делах встречаются и такие организационные документы, которые можно назвать служебной перепиской (сопроводительными письмами). К их числу, например, относятся письма о направлении материалов на объявление подозреваемого, обвиняемого в розыск, о направлении ксерокопии формы № 1 в ответ на запрос, о направлении исполненного поручения в порядке ст. 152 УПК РФ; письмо на имя руководителя банка о направлении для исполнения постановления о наложении ареста на денежные вклады обвиняемого; письмо в отделение связи о направлении для исполнения постановления о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления.

Оформление, содержание и форма сопроводительных писем не регламентированы процессуальным законом. Однако составление этих организационных документов в практике расследования крайне необходимо. В частности, по исходящему номеру и дате можно установить, своевременно ли следователь объявил подозреваемого, обвиняемого в розыск; сопроводительное письмо объясняет появление в деле фотографии с формы № 1, которая была использована при предъявлении для опознания.

Содержание и назначение статистических карточек будут раскрыты в рамках самостоятельной лекции.

Статистическая карточка (форма № 6) о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции приобщается к уголовному делу на каждого обвиняемого, подшивается перед описью документов, находящихся в деле, и нумерации не подлежит.

Своевременное оформление и направление по принадлежности статистической карточки формы № 6 позволяет накапливать информацию о результатах рассмотрения дела, систематизировать ее и представлять заинтересованным лицам.

Объявляя подозреваемого, обвиняемого в розыск, следователь составляет справку о личности разыскиваемого. Обязательность оформления данной справки предусмотрена п. 6.1.8. Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 5 мая 1993 г. № 213. Справка о личности разыскиваемого является неотъемлемой частью любого материала, который готовит следователь на объявленного в розыск.

В процессе расследования уголовных дел следователи оформляют требованияв следственный изолятор и подразделение охранно-конвойной службы о вызове арестованных из СИЗО в ИВС для производства следственных действий. Вызов арестованного, облеченный в форму именно такого организационного документа, сложился в многолетней практике.

Целый ряд документов, которые мы относим к организационным, составляется в случаях принятия мер к возмещению материального ущерба, причиненного потерпевшему или юридическому лицу.

Например, при возмещении стоимости причиненного ущерба предприятию, учреждению или организации работник бухгалтерии выдает лицу, возместившему ущерб, два экземпляра квитанции к приходному ордеру. Один экземпляр квитанции подшивается в уголовное дело. Если стоимость возмещена путем перевода денег, к делу приобщается копия почтового перевода. В случае возмещения стоимости ущерба, возврата похищенной или аналогичной вещи и т.п. лицо, которому был причинен вред, собственноручно оформляет расписку.

Во всех перечисленных документах указывается, кто, кому, когда и в какой сумме возмещает деньги (или другое имущество) в счет погашения ущерба. Эти организационные документы в обязательном порядке содержатся в уголовном деле.

Нами обозначены лишь наиболее распространенные в практике предварительного расследования организационные документы.

Формирование уголовных дел в Следственном комитете возлагается на следователей, осуществляющих производство по этим делам.

Документы в уголовные дела подшиваются по мере их составления или поступления, а также допускается подшивка материалов дела по эпизодам, фигурантам и другим критериям, обеспечивающим логику расследования уголовного дела.

Все документы в уголовных делах должны быть подшиты или сброшюрованы не менее чем в четыре прокола. В случае необходимости допускается вложение документов, а также негативов, снимков, кинолент, диапозитивов, фонограмм допроса, кассет видеозаписи, носителей компьютерной информации, чертежей, планов, схем и других объектов в конверты, которые опечатываются и приобщаются к уголовному делу.

На каждое уголовное дело, материал проверки или обращение в Следственном комитете заводится контрольное производство (КП), включающее в себя копии перечисленных документов. В контрольное производство подшиваются только исполненные, правильно оформленные копии документов, относящиеся к разрешению уголовного дела, материала проверки или обращения, при наличии визы списания В КП.

В контрольное производство не должны подшиваться документы, подлежащие возврату, лишние экземпляры и черновики.

Запрещается подшивать в контрольное производство подлинники, которые должны находиться в уголовных делах.

В каждый том контрольного производства подшивается в количестве не более 250 листов. Если документов больше, формируется следующий том.

Приложения большого объема группируются в отдельные тома.

Все листы нумеруются простым карандашом, цифры проставляются в правом верхнем углу листа.

Внутренняя опись тома составляется на отдельном листе по установленной форме, которая содержит сведения о заголовках, номерах, датах документов и номерах листов дела.

Обложка, внутренняя опись документов дела и лист-заверитель не нумеруются.

Листы контрольного производства, состоящего из нескольких томов, нумеруются по каждому тому отдельно.

Контрольные производства подшиваются или брошюруются не менее чем в четыре прокола с учетом возможного свободного чтения текста всех документов. При подготовке к подшивке металлические скрепления (скрепки, скобы, булавки) из документов удаляются.

Все контрольные производства постоянного срока хранения заключаются в твердую обложку.

В контрольное производство подшиваются следующие копии процессуальных документов:

На практике, очень часто, сторона защиты в качестве довода указывают на то, что материалы дела следователь пронумеровал карандашом и в нумерации есть исправления. Суды отвергают этот довод, но с разными и не бесспорными обоснованиями либо без них.

Чем регламентируется оформление уголовного дела и как правильно опровергнуть претензии к его оформлению?

Аналогичный применяемому в СК России порядок формирования и нумерации дел действует и в других ведомствах, где производится предварительное расследование и рассматриваются уголовные дела.

Из сказанного можно сделать вывод, что следователь оформляет материалы уголовного дела на основе и по требованиям, установленным общими Правилами делопроизводства.

Каких-либо нормативных документов относительно последовательности подшивания документов в уголовное дело нет. В то же время в процессе досудебного производства следователю постоянно приходится перешивать материалы уголовного дела, заново нумеруя листы. При этом старая нумерация, проставленная простым карандашом, стирается ластиком.

Чисто технической процедура подшивания материалов дела — это не одноразовый процесс. Листы перешивают, перенумеровывают и формируют в тома для того, чтобы было удобно ориентироваться в материалах уголовного дела, можно было быстро найти нужный документ, оперативно уяснить суть исследуемого события. Это важно не только для следователя, но и для прокурора, адвоката, судьи и других участников уголовного судопроизводства, имеющих право на ознакомление с материалами дела.

Материалы уголовного дела в ходе досудебного производства перешивают и перенумеровывают также в связи с необходимостью представления части документов экспертам для производства судебной экспертизы. Общее правило — материалы подшиваются в уголовном деле по мере их поступления или составления в хронологическом порядке. Однако в зависимости от объема уголовного дела, количества расследуемых эпизодов, обвиняемых и потерпевших, проведенных судебных экспертиз материалы в деле группируют в логической взаимосвязи . К примеру, если расследуется совершение нескольких преступлений, то процессуальные документы, как правило, подшивают поэпизодно. Отдельно формируется весь блок, посвященный судебным экспертизам (постановление о назначении, заключение эксперта, протокол допроса эксперта, протоколы ознакомления с этими документами всех участников, их ходатайства и т. д.), отдельно — материалы, характеризующие личность обвиняемого.

Формируя документы в деле в логической взаимосвязи, следователю приходится перешивать материалы в уголовном деле и перенумеровывать листы. Соответственно, проставленный карандашом номер листа стирается и пишется новый номер с учетом его хронологического расположения в томе дела.

При перешивании и перенумерации листов уголовного дела есть одно неписаное правило. Следователь (дознаватель) может производить эти действия до выполнения требований, предусмотренных ст. 217 УПК, то есть до ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела. Если уголовное дело с обвинительным заключением или постановлением возвратил прокурор или суд, то следователь (дознаватель) не должен вносить никаких изменений в оформление дела: перешивать дело, перенумеровывать листы, вкладывать документы, которые хотя и были исполнены в ходе предварительного расследования, но поступили в период, когда дело находилось у прокурора или в суде. Такими документами могут быть, например, ответы на поручения и запросы следователя. Все эти вновь исполненные или полученные документы после возвращения дела прокурором или судом в случае их процессуальной доброкачественности, то есть соответствия требованиям ст. 88 УПК, подшиваются после постановления о принятии следователем дела к производству.

После возвращения уголовного дела прокурором или судом материалы дела нельзя перешивать и перенумеровать еще и по той причине, что в постановлениях прокурор и суд, обосновывая допущенные нарушения закона, ссылаются на конкретные листы дела. Поэтому недопустимо менять местами листы дела, на основании которых прокурор и суд приняли свое решение, или дополнять материалы новыми листами.

Во время нумерации листов материала уголовного дела порой допускаются технические ошибки. Например, один и тот же номер проставляется подряд на двух-трех листах или допускается пропуск в номерах листов дела. Происходит это, как правило, из-за невнимательности. Техническая это ошибка или нет, можно определить, например, путем сличения записей в описи документов в томе. Если не пронумеровано несколько листов многостраничного единого документа, техническую ошибку можно определить, изучив его содержание, сличив хронологию нумерации листов самого документа.

Если же в протоколе ознакомления с делом указано одно количество листов, а фактически их значительно больше или меньше, если в описи наименование документа указано одно, а фактически подшит другой, то это вызывает обоснованные сомнения о возможном подлоге, особенно у стороны защиты. А все сомнения, согласно ч. 3 ст. 14 УПК РФ, трактуются в пользу обвиняемого.

В заключение отметим, что для единообразного понимания и применения закона, связанного с оформлением уголовных дел, целесообразно внести соответствующие изменения в ч. 1 ст. 217 УПК РФ, чтобы исключить судебные споры по этому вопросу.

Читайте также: