Как сделать онлайн обучение эффективным

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Топ-10 лайфхаков для дистанционного обучения

Традиционное образование существовало с давних пор. И все те приемы, которые студенты знают сегодня, появлялись, совершенствовались и трансформировались в течение многих столетий.

Дистанционная форма обучения пришла к нам совсем недавно, а учащиеся уже столкнулись с горой проблем и сложностей. Почитать об этом вы можете на нашем телеграм-канале, а в группе получить еще и полезные и выгодные предложения.

Если не хотите учиться на своих ошибках, а стремитесь облегчить дистанционную учебу, читайте наши советы и лайфхаки, собранные с просторов всемирной сети от студентов всего мира.

Секреты и хитрости для комфортного дистанционного обучения

В удаленной учебе есть свои преимущества: никакого общественного транспорта и необходимости рано вставать, удобное время занятий и отдыха, привычное время приема пищи.

Далее мы даем полезные советы о том, как не потерять внимание на вебинарах и выполнять все домашние работы в срок.

Лайфхак 1: избавляемся от информационного мусора

Информационный мусор или шум – это огромный поток информации, где пользы все меньше с каждым новым гигабайтом данных.

К информационному мусору относится все, что может отвлекать от учебы:

  • социальные сети,
  • мессенджеры,
  • телевизор,
  • электронная почта,
  • игры и пр.

Не стоит полагаться на свои способности к многозадачности. Ученые выяснили, что одновременное выполнение нескольких задач снижает IQ на 10 пунктов на момент выполнения задач.


Мимолетное отвлечение на телефон мешает усвоению материала

Если не можете сами себя контролировать, воспользуйтесь помощью блокировщика сайтов. Запускайте его, когда смотрите видеолекции или выполняете домашнюю работу.

Не забудьте предварительно настроить блокировщик и внести в исключения все нужные для учебы сайты и программы. Иначе он не даст вам доступа к ним.

Лайфхак 2: учимся себя заставлять

Если утром не можете заставить себя подняться и найти мотивацию приступить к учебе, не корите себя за это. Так происходит с теми, кто все никак не может взяться за дело, а вечером мучается угрызениями совести из-за невыполненного плана. Именно это и называется прокрастинация.


Главный враг прокрастинации – инициатива

Практика показывает, что нужно только начать – и учеба начнет выполняться сама собой. Ученые сходятся во мнении, что феномен прокрастинации возникает из-за подсознательного страха (получить плохую отметку) или конфликта (будет ругать преподаватель или родители).

Эффективный метод борьбы: пообещайте себе заниматься нелюбимым заданием только 5 минут, после чего сможете по желанию вернуться к ничегонеделанию. Вы удивитесь, как спустя 5 минут учеба поглотит вас, и вы будете стараться доделать всё до конца.

Лайфхак 3: делаем домашнюю работу как можно быстрее

Знакомая ситуация: если занятие один раз в неделю, то ты будешь откладывать домашнее задание до последнего, ведь времени еще много (как тебе кажется). А это значит, что ты точно насобираешь кучу домашних заданий по всем предметам сразу, ведь каждое будешь откладывать до последнего.

Установите себе лимит выполнения домашней работы, даже если его вам не устанавливает преподаватель. 48 часов – самый оптимальный срок. И это связано со свойствами памяти: чем больше повторяешь, тем лучше это откладывается в памяти.

Вот действенная схема запоминания информации:

  • первый раз повторить через 20 минут после занятия;
  • второй раз повторить через 2 часа после занятия;
  • третий раз повторить перед сном в день занятия;
  • четвертый раз повторить на утро следующего дня после занятия;
  • пятый раз повторить днем или вечером следующего дня после занятия.

Лайфхак 4: работаем с друзьями

Вы можете звать единомышленников к себе домой или учиться по скайпу. Так вы и и другие студенты сможете контролировать учебу и одергивать друг друга, если кто-то будет заниматься не тем, чем следует.


Обсуждайте задачи, обменивайтесь мнениями и знаниями, пересказывайте материалы

Лайфхак 5: покупаем диктофон

. или используем соответствующую функцию в телефоне. Диктофон окажется бесценным, когда нужно:

  1. Выучить наизусть. Когда читаешь материал, а в голове так ничего и не откладывается, стоит записать его на телефон. Прослушивайте его в любое удобное время: во время прогулки, похода в магазин или поездки в метро. Это как с песней: чем чаще слушаете, тем быстрее запоминаете слова, которые не хотят откладываться, когда пытаешься выучить их целенаправленно.
  2. Подготовиться к контрольной. Экспромт в голове звучит совсем не так, как в жизни. Попробуйте сымитировать ситуацию ответа на контрольной и начитать устный ответ на диктофон. Когда будете переслушивать, найдите места, где сбиваетесь или говорите лишнее.
  3. Подготовиться к выступлению на публике. Запись речи на диктофон поможет выявить слабые места, расставить правильные паузы, выбрать оптимальный темп говорения и даже подобрать лучшее место для шутки. Да, поначалу собственный голос будет звучать очень непривычно. Но со временем вы научитесь воспринимать себя позитивно.

Лайфхак 6: визуализируем

Ученые выяснили, что визуальная информация (или проще – картинки) воспринимаются мозгом быстрее и лучше, чем любые другие способы подачи данных.

Но не все могут и любят рисовать. Лекции, конспекты и ответы на домашку можно визуализировать с помощью следующих средств:

  • цветные стикеры и маркеры: помогут быстрее запомнить новую иностранную лексику, формулы, термины (особенно если расклеить их по дому);
  • скетчноутинг: иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, эффектами (например, комиксы); .

Лайфхак 7: правильно ищем нужную информацию

Сейчас никто не ищет информацию в учебниках и методических материалах. У нас ведь есть интернет. Но чтобы найти действительно важную и нужную, придется разобраться в основах работы поисковиков.

Вот несколько хитростей поиска полезного материала в считанные минуты, чтобы процесс не отнимал все свободное время:

Лайфхак 8: используем горячие клавиши

Те, кто освоил горячие клавиши, отмечают, насколько быстрее стали делать некоторые работы.

Это особенно актуально для тех, кто часто выполняет повторяющиеся действия: делает скрины, использует копи-паст и т.д.

  • Win + пробел – переключает язык на клавиатуре;
  • Win + PrtScr – делает быстрый скриншот с последующим сохранением в папку;
  • Win + Home – быстро сворачивает окна, оставляя активное (восстановить все назад можно при повторном нажатии);
  • Ctrl + Shift + T – восстановит случайно закрытую последнюю вкладку в браузере.

Если у вас macOS, вот быстрые клавиши для эффективной работы:

  • Command + Shift + 3 – сделать скрин экрана;
  • Command + F – быстрый поиск слова по тексту;
  • Command + Z – восстановление последней закрытой вкладки в браузере;
  • Command + Options + H – сворачивание всех окон, кроме основного.

Лайфхак 9: следим за своим питанием

Даже если вы учитесь дома, не стоит жевать что-то во время лекций и вебинаров. Для этого есть несколько причин:

  1. Ложка/вилка и тарелка в руках мешают конспектировать.
  2. Жевательный и пищеварительный процесс значительно снижают мозговую активность.
  3. Меняя пищевые привычки сейчас, можно получить стресс для организма потом, когда придется вернуться в университет или выйти на работу.

Оставьте для полноценного обеда самое подходящее время – обеденное. Если хочется есть в другое время, отдайте предпочтение полезному перекусу. Это может быть:

  • орехи/сухофрукты;
  • овощные/ягодные соки и смузи;
  • вареное яйцо;
  • сыр;
  • сельдерей;
  • манго.

В этом случае организм будет тратить минимум сил на переваривание пищи и максимум на учебу.

Лайфхак 10: пишем конспекты

Даже если учитель сжалился и выложил в открытом доступе все лекционные и методические материалы, пишите конспекты.

Это поможет отложить информацию в памяти, ведь тут задействована еще и работа мышц. А мышечная (механическая) память сильна.

Если во время написания конспекта устали, встаньте, разомнитесь, сделайте растяжку или пятиминутную зарядку. Ведь этим и хороша дистанционная учеба: можно в любой момент снять напряжение в мышцах и поспособствовать притоку крови к мозгу.


Прогулки на свежем воздухе тоже способствуют эффективной учебе

Лайфхаки по ведению конспекта на дистанционке

Дистанционока дистанционкой, а рукописные конспекты никто не отменял. Часто преподаватели продолжают требовать от студентов на экзамене доказательства самостоятельной работы в виде рукописного конспекта.

Совет 1

Если писать конспект нужно, но совсем не хочется, зайдите на сайт, вставьте в поле текст конспекта и распечатайте обработанную информацию.

Создать рукописный конспект можно и другим способом в ворде.

Совет 2

Если с конспектом проблем нет, но вам нужно вставить в него рисунок/чертеж, с которым нет желания возиться, вот небольшая хитрость:

  1. Найдите нужный рисунок в сети.
  2. Вставьте его в приложение на предварительно снятый чистый тетрадный лист, сделайте прозрачный фон.
  3. Поиграйте с настройками яркости и контраста, доведя изображение до реального.

Лайфхаки по связи с преподавателем

Совет 1

Если у вас дома некрасивые обои или часто ходят родственники на заднем плане, в приложении ZOOM можно сделать красивый фон и не бояться опозориться.

Выбирайте знойную пустыню, знаменитый мост в Сан-Франциско или животных в зоопарке и не беспокойтесь о беспорядке.

Совет 2

Если нужно по видео-связи рассказать наизусть то, что выучить не удалось, не отчаивайтесь.

Можно открыть одновременно 2 вкладки (одна с ZOOM, вторая с текстом, который нужно было выучить наизусть) и читать материал, параллельно общаясь с преподом.

Если препод использует специальные программы отслеживания, которые зафиксируют использование дополнительных вкладок, берите на вооружение телефон. Откройте текст на нем и поместите устройство на уровень лица препода, чтобы казалось, что вы смотрите на него и не переводите глаз.

Можете пойти еще дальше и имитировать технические неполадки, к которым все в сети готовы: эффект зависания, растягивание фраз, дерганье и долгие паузы. Рано или поздно препод потеряет терпение и отпустит вас с миром.

Совет 3

Если вас заставляют сдавать дистанционно физические нормативы, и тут можно схитрить. Зачем делать 30 отжиманий, если можно предварительно записать на видео одно и зациклить его в видео-редакторе?

Совет 4

Если у вас онлайн-урок, а вам срочно нужно быть в другом месте с другими людьми, предварительно запишите 10-секундное видео с собой.

Во время подключения к уроку, поставьте вместо фона не свое фото, а отснятое видео.

Тут главное – чтобы препод не начал вызывать и спрашивать отдельно каждого. Попросите одногруппника подстраховать и держать вас в курсе происходящего или отвлечь препода дополнительным вопросом, если он направил свое внимание на вас.

В целом дистанционное обучение – это дополнительная нагрузка на студента. Если раньше было много домашней работы и много общения с преподом, то теперь домашней работы стало еще больше, а времени на вопросы и личные объяснения материалов еще меньше.

Поэтому не стоит слишком сурово к себе относиться. Нужно время от времени давать себе отдохнуть и поручать задания сервису студенческой помощи.

Сразу хотел традиционно добавить дисклеймер. Я ни в коей мере не претендую на истину в последней и даже первой инстанции. Просто высказываю свои соображения, основанные на личном опыте.

В последнее время я много общаюсь с владельцами и руководителями других образовательных проектов. И самый частый от них вопрос: как вообще можно работать в онлайне? Люди ни фига не учатся в онлайне. Что не вкладывай — результат у онлайн-групп минимум процентов на 30 ниже, чем у офлайн-групп. И когда я начинаю им рассказывать, что у нас все это прекрасно работает — я получаю множество вопросов о том, как мы это сделали. Честно говоря, рассказывать все это приходилось десятки раз. В результате я решил просто записать мои ответы в виде статьи.

Надеюсь, настоящий опыт онлайн-обучения пригодится не только моим друзьям.


Традиционное обучение

Есть традиционная модель обучения. Она состоит в основном из следующих активностей:

  • лекции (голая теория);
  • семинары (разбор прикладных задач с решениями);
  • задания;
  • проверка заданий с фидбэком.

У этой системы есть большие преимущества. Во-первых, она привычна. Какой бы моделью обучения не занималась ваша компания, вам все равно будут звонить. Да-да, именно звонить! Все люди с этим вопросом звонят исключительно по телефону, другие каналы связи игнорируются, в крайнем случае звонят в скайп. И будут спрашивать, когда у вас стартует новая группа и сколько длится обучение. Так что если вы следуете традиционной модели обучения, то вам не надо практически ничего объяснять, просто ответить на типовые вопросы (часть я перечислил).

Второе преимущество традиционной модели обучения — мотивация. Раз уж ты заставил себя припереться в офис учебной компании, то придется сидеть и учиться. Иначе как-то совсем плохо получается. Ну и группа соучеников — тоже неслабый фактор мотивации. Ты не один, вас таких много, вместе прорвемся.

Недостатков тоже достаточно. Перечислю некоторые.

Необходимость собрать всех вместе в одном помещении. Да, в последнее время распространены попытки сделать традиционную модель, но в онлайне. Когда преподаватель и студенты связываются через какие-то каналы связи (веб-конференцию) и обучаются так. Но скажем так, это очень убивает основное преимущество этой модели — мотивацию. Исходя из моего опыта, удаленные слушатели получают минимум на треть меньше заряда и знаний от лекции или семинара.

Необходимость в групповом обучении. Если заниматься индивидуально по традиционной учебной программе с каждым студентом, то это раздует ценник до огромных размеров. И называться будет уже репетиторством.

Но у группового обучения есть один врожденный недостаток (и одно преимущество, о котором я говорил выше) — группа не может состоять из одинаковых студентов. Всегда в группе будут свои отличники и свои двоечники. И если первым будет скучновато, так как они все успевают быстрее, чем остальные. Вторым будет скучно, так как они ничего не успевают и чувствуют себя вторым сортом. Преподаватель же вынужден ориентироваться в скорости изложения на середнячков. Так как если ориентироваться на двоечников — отличники разбегутся (им будет уж чересчур медленно), а если ориентироваться на отличников, двоечники разбегутся, а вслед за ними и половина группы, так как с такой скоростью они тоже будут не успевать.

Как бы мы ни двигались в группе, как бы ни была продумана программа, реальная жизнь все поломает. Все равно студентам иногда надо отсутствовать — иногда по работе, иногда по болезни, а иногда и по семейным делам. И если этих пропусков накопится несколько подряд, то нагонять надо будет с огромным трудом. А если нагрузка и так была близка к предельной, то все — студента группа потеряла. Нагонять и одновременно усваивать новый материал откровенно сложно. Не все к этому готовы. Именно поэтому учебные программы в школах так растянуты по времени — чтобы все гарантированно успевали.

Есть еще один недостаток — большое количество накладных расходов. Для традиционной модели обучения точно нужна учебная база, удобное, светлое помещение с хорошей мебелью, водой, удобствами и дополнительным учебным инвентарем — от проектора до ручек. Это все не бесплатно и естественно входит в ценник учебы.

Эта модель обучения тяжела и для студентов и преподавателей: все они одновременно не могут жить и работать возле учебного центра. Кому-то точно понадобится добираться с условной Троещины до условного Голосеева через весь город. А кому-то вообще из области. У меня был один студент, который катался каждый день из Житомира (на секундочку 140 км). И знаете, это тяжело чисто физически. Я как провел одну группу (4 месяца по два раза в неделю с 19:00 до 22:00), так не захотелось брать следующую. Это я еще на машине и жил относительно недалеко от учебного офиса, но очень устал.


Итак, что сделали мы онлайн

Итак, первым подвергся остракизму основной элемент учебного процесса — лекции.

Именно этот элемент требует зала, синхронизации расписаний, группы и всего остального. И самое главное — большого отличия от видеолекции не несет. А ведь видеолекцию можно смотреть в удобной обстановке и в удобное для тебя время. Поставить на паузу и прослушать несколько раз, если что-то не понял с первого раза. Да, остаются вопросы, но вопросы можно задавать и асинхронно. То есть в режиме: лектор выложил видео, студенты посмотрели его тогда, когда у них было время, лектор ответил тогда, когда было время уже у него. Всем удобно, все успевают. Если требуется что-то детальнее объяснить — можно записать отдельное видео с пояснениями или объяснить отдельному студенту в приватной переписке, или созвонившись. Опять же — когда им обоим удобно. Это всяко удобнее, чем синхронизировать целую группу и преподавателя.

Ну, в общем, заменяем лекцию на видео и рекомендуемую литературу.

Полезный лайфхак: крайне рекомендую записывать видео со своим лучшим тренером, чтобы именно с его именем ассоциировались ваши курсы. Более того, лекции — не самое ценное, что есть у вашей фирмы, поэтому именно лекциями можно поделиться бесплатно. Хотя бы основными. Это, во-первых, создаст о вас мнение, как об экспертной организации, а во-вторых — не придется переживать за ваши авторские права. Например, мои учебные видео (бесплатные), одна широко известная школа онлайн-обучения джава размещала как рекомендуемые, чтобы свои не записывать. В результате их же слушатели приходили ко мне доучиваться. Их уже приучили, что у меня экспертность.

Поедем дальше — семинары.

По большому счету, тут все то же самое — требует помещения и синхронизации. Легко заменяется на видео с разбором типичной ситуации и ответы на вопросы. Заменяем.

Оставшиеся элементы — домашнее задание и обратная связь — легко переносятся в онлайн. Задание получили, задание сдали, задание проверили, получили комментарии, исправили, сдали на повторную проверку. Самое главное, что если у нас нет группового обучения, то мы можем каждое задание у каждого студента делать до полного выполнения с точки зрения проверяющего (ментора). Соответственно получаем стопроцентное овладение материалом всеми учащимися. Просто кто-то делает это быстрее, кто-то медленнее, а кто-то тормозит на одном задании несколько месяцев. Но он ТОЧНО это выучит, иначе дальше не пойдет.

Более того, знания, полученные в процессе выполнения задания (то есть как поддержка задания, только то, что реально требуется для его выполнения), сохраняются гораздо лучше, чем чистая теория из лекции. Всем известно, что хорошо помнится только личный опыт. Ну и таким образом мы получаем парадокс: онлайн-обучение (по этой методике) обеспечивает лучшее запоминание, чем офлайн.

Еще одно немаловажное дополнение. Скажем честно — не все преподаватели одинаково хорошо умеют преподавать. Все-таки это искусство. Так вот, при такой системе обучения нам не требуется много талантливых преподавателей. Достаточно одного, кто запишет видео. Остальные просто проверяют работы студентов, мы называем их менторами. Работа ментора, конечно, не так уж и проста. Но все равно, найти программиста, который сумеет прочитать чужой код и дать рекомендации к его улучшению проще, чем преподавателя, который еще и увлекательно расскажет теорию. Опять же — быть одновременно хорошим преподавателем и хорошим программистом — вообще редкость. У меня, например, не получается. А вот хороший программист всегда может оценить качество кода — это часть его работы.

На этом мы не остановились.

Но чтобы не превращать статью в рекламную, скажу кратко. Английский, о необходимости изучения которого я говорил еще в прошлой статье, мы отдали партнерам. А вот получение первоначального опыта, что самое болезненное для новичков, сделали в рамках нашего обучения на проекте. Ну и далее — работа у нас в штате. Все это есть у нас на сайте, не буду мусорить в статье.

Выводы

Выводов у меня, на самом деле немного. Но все-таки что-то есть.

  1. Онлайн-обучение — это не убогая копия офлайн, только с камерами и веб-конференциями. Это другая полноценная среда. Со своими недостатками, но и со своими преимуществами.
  2. Я уверен, что в будущем преимущества онлайн-обучения позволят ему занять достойное место основного формата обучения. Просто надо работать над ним, а не пытаться делать все, как в офлайне.
  3. Эта методика подходит для многих направлений учебы. Мы ее уже применяем для учебы в Java Enterprise, Android development и Front-end. На подходе Automation QA. В разработке UI/UX design. Но мне кажется, что ее можно применить и для нетехнических профессий. Мы пробовали рекрутинг и HR, но по разным причинам курсы не стартовали. Но я уверен, что и это возможно. Я уже рассказывал про эту методику многим учебным компаниям (как я и говорил). Уверен, скоро будет много таких курсов.

Ну и напоследок. Я просто поделился своим опытом и наблюдениями. А еще — ответил на кучу вопросов, которые возникли у моих друзей-конкурентов, которые в основном сосредоточены на учебе в традиционном формате.

Друзья, на дворе век. Пора меняться.

Маєте важливу новину про українське ІТ? Розкажіть спільноті. Це анонімно. І підписуйтеся на Telegram-канал редакції DOU

Специалисты учебного центра MAXIMUM рассказывают, как провести онлайн-урок бодро и разумно.

Учителя в школах и университетах по всему миру уже десяток лет используют онлайн-уроки как альтернативу обычным занятиям. Насколько полноценна эта альтернатива — вопрос для совсем другой истории. Сегодня посвятим наше время тому, как сделать онлайн-занятие максимально насыщенным.

Начнём с того, что в MAXIMUM мы активно используем онлайн-уроки для того, чтобы помогать ученикам из отдалённых регионов. Россия — большая страна, и далеко не у каждого есть возможность посещать занятия в Москве или Санкт-Петербурге. Онлайн придёт на помощь ученикам Владивостока, но для преподавателя работа в таком режиме — это ряд вызовов. Начнём по порядку.

Из чего состоит онлайн-занятие?


Какие трудности ждут нас в онлайн-формате?

Самая главная трудность — это вовлечение учеников. Как сделать так, чтобы они посещали и конспектировал все занятия? Нам удалось довести процент посещаемости и решения домашнего задания в онлайн -формате до уровня обычных уроков.

Контролируйте их посещаемость так же, как вы делаете это в живом классе. Если ученик пропустил занятие,обязательно свяжитесь с ним и узнайте, по какой причине это произошлои как ему можно восполнить этот пропуск (кстати, все онлайн-занятия автоматически записываются, поэтому ученику будет достаточно просто посмотреть урок в записи).

Не забывайте просто напомнить ученикам об уроке. Все привыкли, что нужно встать в 7:00, чтобы в 8:30 быть в школе на первом уроке. От такого ритма сложно отвыкнуть. Онлайн-занятие перед компьютером пока не вошло в привычку, и школьники могут просто забыть о намеченном уроке по тригонометрии. Поэтому просто предупредите об уроке (и напомните, что он обязательный для всех!).

Как сделать занятие эффективным?

Отвечая на этот вопрос, важно помнить, что онлайн-занятие — это такое же занятие, которое вы привыкли вести в классе. А это значит, что вы можете и должны использовать все свои привычные и излюбленные приёмы.

Но онлайн-формат вместе с трудностями даёт и дополнительные инструменты. Например, в перерывах между занятиями (или на самом занятии) вы легко можете показать небольшой видеоролик по вашей теме (например, отрывок из фильма ВВС), и вам не придётся долго настраивать проектор, как это пришлось бы сделать в живом классе.

Как проводить контрольные или проверочные работы?

Хотим сразу отметить, что провести контрольную работу так же строго и эффективно, как вы бы могли это сделать в классе, не получится. Но это не значит, что урок в онлайне автоматически превращается в примитивное начитывание материала. Вы можете включать режим тестирования — перед каждым учеником будет всплывать окно с заранее заготовленными вопросами. Важно, что вы сразу сможете видеть, какой ученик ответил верно, а какой совершил ошибку. Этот способ проверки удобен ещё и тем, что вам не придётся тратить время на проверку. Ответы сверяются с ключом автоматически, и вы можете потратить драгоценное время урока на разбор неверных заданий.

Как повысить эффективность выполнения домашней работы?

Каждый учитель знает, что результат занятий становится значительно выше, если ученик повторяет материал и делает домашнее задание. Как мы уже писали выше, одна и трудностей онлайн-образования — вовлечь учеников в процесс обучения (например, на многих бесплатных курсах в интернете на последнее занятие приходит только 4% от записавшихся учеников. Остальные просто забрасывают это дело).

Можно ли избежать этого? Мы на своём опыте увидели, что это возможно. Для этого преподаватель может использовать социальные сети. Многие преподаватели создают для своих учеников тематические группы Вконтакте, где выкладывают интересные задачи и дополнительные домашние задания. Эту же группу вы можете использовать для поддержки ваших занятий. Там вы можете не только напоминать ученикам, что скоро начнётся урок (мы советуем напоминать за день до занятия и за 30 минут до его начала), но и выкладывать самые интересные моменты вебинара. К счастью, выложить часть презентации — совершенно несложное дело.

8 сентября 2016, 12:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Технологии в онлайн-обучении развиваются семимильными шагами, однако далеко не всегда изменение дизайна или появление нового тренда в обучении означают качественные перемены в системе образования.

Каким должно быть качественное онлайн-обучение и чего от него ждут слушатели? Как оптимизировать время обучения и сделать его максимально эффективным?

Вот 10 принципов, которые помогут вам стать ближе к хорошему онлайн-обучению.

Онлайн-обучение — не всегда решение проблем

Не все задачи, которые стоят перед бизнесом, можно решить с помощью образования. Более того, не всегда онлайн-образование — наилучшее решение. Не стоит полностью отказываться от очных тренингов в угоду дистанционному обучению. Лучшие результаты дает смешанное обучение, которое включает преимущества обоих форматов.

Задачи хорошего обучения связаны с целями учащихся


Навыки, которые развивает онлайн-обучение, должны быть связаны с целями организации и бизнес-задачами. Но кроме того, они должны быть связаны с личными целями сотрудников. Без этого довольно сложно мотивировать специалистов учиться.

Если слушатели курсов видят ценность обучения в том, что с его помощью они смогут достигать лучших результатов в работе, повысить уверенность в себе, больше успевать и меньше уставать — это лучшая мотивация.

Лучше работает практикоориентированное обучение

Проектное обучение, моделирование реальных ситуаций, в которых слушателю нужно принять решение, практические занятия, построенные на разборе кейсов — все это дает лучшие результаты и вызывает интерес слушателей.

Обучаясь онлайн, как и в случае очных занятий, слушатели хотят получить опыт в принятии решений в реальных условиях.

Предоставьте слушателям курсов сопровождение и качественную обратную связь

Менторство и обратная связь на домашние задания слушателей курсов помогают развить эффективные навыки работы и повысить мотивацию пройти курс до конца. Качественное сопровождение оказывается особенно важным в онлайн-образовании, где слушателю курсов нужно обладать самодисциплиной и высокой мотивацией, чтобы не бросить обучение на полпути.

Адаптивное обучение и индивидуальные образовательные траектории

Пять правил, которые влияют на то, как мы учимся и работаем EdMarket

Используйте возможности онлайн-образования для создания гибкой среды обучения. Предоставляйте учащимся опыт, который соответствует их целям.

Кроме того, хорошо работают интерактивные решения, которые поддерживают рефлексию слушателей, заставляют их включаться в урок, спорить, предлагать собственные решения и умозаключения, участвовать в собственном обучении на правах равного, а не ведомого.

Организуйте поддержку выпускников после окончания курсов

Измеряйте эффективность обучения

При этом результаты обучения — это не количество человек, прошедших курсы, а конкретные экономические показатели, которые вы смогли улучшить благодаря обучению.

Проводите анализ и собирайте дополнительные данные, чтобы узнать, применяет ли обучившийся полученные знания в работе, изменилось ли его поведение на рабочем месте, способен ли он эффективно принимать решения.

Предоставляйте учащимся концептуальные модели, которые они смогут применять на практике

Часто слушатели курсов хотят получить шаблоны или конкретный перечень шагов, которые приведут их к запланированному результату. Разрабатывайте для своих слушателей концептуальные модели поведения (а также чеклисты, шаблоны, алгоритмы и другие вспомогательные материалы), отрабатывайте их на практике и используйте для качественной обратной связи.

Позвольте слушателям учиться на своих ошибках

Уважайте учеников

Читайте также: