Как сделать оклад для иконы своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Нужно ли говорить и еще раз доказывать, что ни одно художественное явление не имело в России такого всеохватывающего значения, как икона. И ни один другой вид искусства не внес такой выдающийся вклад в общественную и культурную жизнь. Икона дала мощный толчок для развития многих видов прикладного искусства с особенностями конструкции и орнамента, которые "обслуживали" икону. Современные исследователи все чаще подчеркивают важнейшую роль оклада иконы, ее ризы в почитании святынь. Икона дала толчок для развития и совершенствования технических приемов ремесленного искусства как: чеканка, басма, скань (филигрань), зернь, золочение, серебрение, финифть (эмаль), гравировка по серебру или меди.

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

разряд.doc

Департамент образования администрации

Ярославской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ярославской области

Ярославский техникум бытового сервиса.

Технологическая карта

Технология изготовления ювелирных изделий

Дисциплина: Технология обработки металла

Преподаватель: Михайлова М.А.

1.3.Оклады икон в истории культуры

1.4.Продолжение традиций: искусство эмали

1.5.Цветные металлы. Медь

1.6.Полудрагоценные камни. Бирюза

Нужно ли говорить и еще раз доказывать, что ни одно художественное явление не имело в России такого всеохватывающего значения, как икона. И ни один другой вид искусства не внес такой выдающийся вклад в общественную и культурную жизнь. Икона дала мощный толчок для развития многих видов прикладного искусства с особенностями конструкции и орнамента, которые "обслуживали" икону. Современные исследователи все чаще подчеркивают важнейшую роль оклада иконы, ее ризы в почитании святынь. Икона дала толчок для развития и совершенствования технических приемов ремесленного искусства как: чеканка, басма, скань (филигрань), зернь, золочение, серебрение, финифть (эмаль), гравировка по серебру или меди. Оклады икон, как уже говорилось, часто украшали драгоценными камнями, а это связано с ювелирным искусством Широкое распространение медных икон (и в качестве нагрудных, и в качестве дорожных образов) дало толчок для совершенствования медного литья и искусства цветной финифти, которой украшали литые медные иконы. Внимательное рассматривание памятников расширяет наше представление о связи декора со временем, с историческими личностями, с политическими и социальными событиями. Расположение узора на конкретных частях оклада, их вариативность, густота, пластическое воплощение определялось стилевыми особенностями. В иконных уборах были свои видовые пристрастия и собственная орнаментальная логика. В богатых домах окладные иконы составляли основу комнатного убранства. Являлись ценнейшей частью домашнего обихода. Они передавались по наследству, занимали лучшие места в доме, являлись гордостью любого собрании. Евангелии от Матфея Господь говорит: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:20). Когда гость входил в комнату, то прежде всего искал взглядом красный угол, крестился на иконы (вместе с ним молились и хозяева) и лишь затем пришедший здоровался с присутствующими. Гостя встречали присловьем: "Честь да место – Господь над нами – садись под святые", т.е. в красный угол под иконы. Таким образом, икона становилась видимым посредником между гостем и хозяином. Предложив гостю присесть в другом месте, а не в красном углу, хозяин косвенно, но совершенно ясно выражал свое отношение к пришедшему. О нежданном, нежелательном или невоспитанном госте сложилась приводимая Далем поговорка: "Посади мужика у порога, а уж он под образа лезет".

Материальный мир, окружающий нас, мир предметов - ежедневных свидетелей нашей жизни - не безгласен. Жилище человека расскажет о хозяине, пожалуй, больше самого хозяина. И если православный человек на улице, в автобусе, в магазине ничем внешне не выделяется, то дом его все же имеет свои особенности. Радостно бывает встретить красиво оформленный, поддерживаемый в чистоте, живой святой угол с иконами, зажженную перед ними лампадку, чистую пелену под образами. Сколько любви в такой заботе! Да это и естественно. Самое дорогое для нас - Бог. Потому и дороги нам изображения Спасителя, Пречистой Его Матери, угодников Божиих -святые иконы.

Икона сопровождала русского человека всю его жизнь, начиная с его появления на свет. Свою молитвенную функцию икона выполняет и в храме, и в доме, и в пути

Также она помогает в правильном выборе супруга или супруги. Чистая и пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. Цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: "Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты".

Особую нежность этому образу придает распустившаяся ветвь, которую Богоматерь держит в левой руке.

Всем нам (а женщинам - особенно) просить о сохранении или обретении целомудрия, которое прежде всего есть качество не телесное, а духовное, мировоззренческое. Целомудрие - это цельность не оскверненного суетой внутреннего мира; это особое состояние тишины, чистоты, мира и кротости, которое стоит пронести по жизни как неоскверненный, благоуханный цветок. Потому-то пестовать в себе этот образ Богородицы подобает в наше полное соблазнов время всем - а особенно вступающим в жизнь девам, отроковицам, дабы потом этот образ сохранить, возрастить, возлелеять в своих детях.

1.Историческая справка

1.1.История иконописи

Ико́на в христианстве (главным образом, в православии , католицизме и древневосточных церквях ) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года .

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом , то есть алебастром , развёденном с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с религиоведческой (да и богословской ) точки зрения иконами являются также скульптурные изображения, принятые в католицизме, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Данный догмат, устанавливая для всех христиан обязательность почитания икон, полагает, что при таком почитании честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (то есть тому, кто изображен на иконе).

Иконоборцы , отвергая иконы, тем не менее допускали религиозную живопись. Они, таким образом, отрицали мистический и литургический аспекты священных изображений.

Освящение икон— церковный обряд благословения и освящения иконы. В современной практике Русской Православной Церкви используется особый чин освящения икон с чтением специальных молитв и окроплением иконы святой водой . Молитвы на освящение икон известны также в католической и современной греческой церкви.

По сюжетам иконы можно разделить на:

Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.

Издревле на Руси к писаным иконам мастерицы – умелицы вышивали богатые оклады. Кто заморским бисером, а чаще жемчугом и пиленым перламутром, сдабривая это рукотворное чудо драгоценными камнями да самоцветами.

Но пришла беда - лихолетье, и монастыри наши – оплот православия – позакрывали, братию и сестер поразгоняли, церкви порушили. Пытались и веру православную изничтожить, да только куда им. Вера она в людях живет – никто ее не видит и не слышит, а она человека изнутри согревает и поддерживает.

Так и с окладами шитыми: кто умел – поумирал, а молодые не научились, да и опасное в те годы это умение было. Так постепенно и забылось старинное мастерство. Но душе-то живой неймется, хочется ей отразить свою любовь к Богу в видимой красоте. Потому-то и стали, как редкие звездочки, появляться по всей России –матушке самородки- мастера, да возрождать потерянное умение.


Все собрали и купили? Тогда: с Богом!
Если Вас не испугали списки инструментов и материалов, которые мы перечислили, то можно приступать к работе.
Еще мы хотим сказать несколько слов по организации работ в домашних условиях. На несколько часов, а может быть, и дней, одна из комнат в Вашей квартире или доме превратится в мастерскую, лучше, если это будет просторная и нежилая комната, где можно спокойно развернуться с длинномерными материалами, стучать, пилить, сверлить и вонять. Идеально, если у Вас есть специальный верстак для проведения работ, если нет, можно воспользоваться и обычным столом, лишь бы Вас не выгнали из дома, если Вы случайно пропилите его ножовкой, или просверлите пару дырок! Работайте не спеша, выверяйте движения с тем, чтобы не разбить древнюю китайскую вазу династии Янь, или не проткнуть сверлом новый кожаный диван.
Работайте в удовольствие и конечно, особенно осторожно и бережно обращайтесь с иконами – ведь все затевается для того, чтобы их спасти, а не покалечить!

Изготовление киотного ящика.
Чертеж есть, приступаем к работе! Напиливаем по размерам бруски и шкуркой обрабатываем кромки. При разметке брусков используйте уголок – рез будет точным и ровным!
Готовые бруски скрепляются саморезами. Для этого обязательно засверлите их и точно соединив (лучше это делать на столе, можно бруски при скреплении зафиксировать струбцинами), скрепите саморезами, а в месте контакта брусков предварительно нанесите столярный клей.
Стыки брусков могут выглядеть не очень эстетично и тут Вам на помощь придет шпатлевка по дереву. Когда она высохнет (а сохнет она быстро), ее также зашкуривают, обрабатывается она прекрасно.



На фото: основа киотного ящика готова!



На фото: стык боковин киотного ящика – виден и саморез и уже зашкуренный стык, предварительно заполненный шпатлевкой по дереву.



На фото: размечаем контур задника при помощи металлического уголка-линейки, затем прорезаем по линии ножом и ломаем оргалит.



На фото: прибиваем задник к киотному ящикуобычными мебельными железными гвоздями. Обратите внимание, что размер задника меньше чем внешний размер киота – теперь торцы задника не будут видны при рассматривании иконы в киоте.

ВАЖНО!
При соединении деталей рамки необходимо сразу выровнять их при помощи уголка-линейки, Вам обязательно нужно соблюсти как точные линейные размеры рамки, так и ее прямоугольную геометрию!



На фото: хорошо видно и стык распиленных под углом 45 градусов, деталей рамки и то, насколько рамка выступает за пределы киотного ящика.

ВАЖНО! Прежде чем разметить отверстия крепления, обязательно проложите под дверцу шнур – тот самый, который будет выполнять роль уплотнителя! Его можно приклеить при помощи клей Момент, но только на этот раз клея резинового.

Все прикрепили и приклеили? Отлично! Теперь переворачиваем киот и крепим на оборотную сторону подвес, если Вы решили повесить икону при помощи него, а если нет – то надо просверлить в заднике отверстие.



На фото: крепление петель к киоту и к рамке, а также проложенный и приклеенный шнур (мы его проложили двойным контуром.



На фото: прикрепленный к заднику киота подвес.

Стекло.
Когда у Вас будет готова рамка, Вы уже можете вырезать стекло. Если сомневаетесь в правильности своих измерений, можете заявиться в стекольную мастерскую вместе с рамкой.
Готовое стекло перед тем, как вставить в рамку-дверку, нужно тщательно вымыть. Чистое сухое стекло вкладываем в рамку и крепим его по краю при помощи герметика. Излишки герметика нужно удалять сразу, лучше всего это получается сделать пальцем.
После того, как стекло промазано, оставляем все в покое до полного высыхания герметика.



На фото: вариант готового киота, сделанного в домашних условиях (широкий багет светло-золотистого цвета).



На фото: вариант готового киота, сделанного в домашних условиях (узкий багет коричневого цвета с естественной текстурой и отделкой под золото).

Экономия весьма ощутимая, не правда ли?
И если Вы поняли, как изготовить киот для иконы своими руками, то смело беритесь за дело, оно того стоит!

Нужно ли говорить и еще раз доказывать, что ни одно художественное явление не имело в России такого всеохватывающего значения, как икона. И ни один другой вид искусства не внес такой выдающийся вклад в общественную и культурную жизнь. Икона дала мощный толчок для развития многих видов прикладного искусства с особенностями конструкции и орнамента, которые "обслуживали" икону. Современные исследователи все чаще подчеркивают важнейшую роль оклада иконы, ее ризы в почитании святынь. Икона дала толчок для развития и совершенствования технических приемов ремесленного искусства как: чеканка, басма, скань (филигрань), зернь, золочение, серебрение, финифть (эмаль), гравировка по серебру или меди.

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

разряд.doc

Департамент образования администрации

Ярославской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ярославской области

Ярославский техникум бытового сервиса.

Технологическая карта

Технология изготовления ювелирных изделий

Дисциплина: Технология обработки металла

Преподаватель: Михайлова М.А.

1.3.Оклады икон в истории культуры

1.4.Продолжение традиций: искусство эмали

1.5.Цветные металлы. Медь

1.6.Полудрагоценные камни. Бирюза

Нужно ли говорить и еще раз доказывать, что ни одно художественное явление не имело в России такого всеохватывающего значения, как икона. И ни один другой вид искусства не внес такой выдающийся вклад в общественную и культурную жизнь. Икона дала мощный толчок для развития многих видов прикладного искусства с особенностями конструкции и орнамента, которые "обслуживали" икону. Современные исследователи все чаще подчеркивают важнейшую роль оклада иконы, ее ризы в почитании святынь. Икона дала толчок для развития и совершенствования технических приемов ремесленного искусства как: чеканка, басма, скань (филигрань), зернь, золочение, серебрение, финифть (эмаль), гравировка по серебру или меди. Оклады икон, как уже говорилось, часто украшали драгоценными камнями, а это связано с ювелирным искусством Широкое распространение медных икон (и в качестве нагрудных, и в качестве дорожных образов) дало толчок для совершенствования медного литья и искусства цветной финифти, которой украшали литые медные иконы. Внимательное рассматривание памятников расширяет наше представление о связи декора со временем, с историческими личностями, с политическими и социальными событиями. Расположение узора на конкретных частях оклада, их вариативность, густота, пластическое воплощение определялось стилевыми особенностями. В иконных уборах были свои видовые пристрастия и собственная орнаментальная логика. В богатых домах окладные иконы составляли основу комнатного убранства. Являлись ценнейшей частью домашнего обихода. Они передавались по наследству, занимали лучшие места в доме, являлись гордостью любого собрании. Евангелии от Матфея Господь говорит: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:20). Когда гость входил в комнату, то прежде всего искал взглядом красный угол, крестился на иконы (вместе с ним молились и хозяева) и лишь затем пришедший здоровался с присутствующими. Гостя встречали присловьем: "Честь да место – Господь над нами – садись под святые", т.е. в красный угол под иконы. Таким образом, икона становилась видимым посредником между гостем и хозяином. Предложив гостю присесть в другом месте, а не в красном углу, хозяин косвенно, но совершенно ясно выражал свое отношение к пришедшему. О нежданном, нежелательном или невоспитанном госте сложилась приводимая Далем поговорка: "Посади мужика у порога, а уж он под образа лезет".

Материальный мир, окружающий нас, мир предметов - ежедневных свидетелей нашей жизни - не безгласен. Жилище человека расскажет о хозяине, пожалуй, больше самого хозяина. И если православный человек на улице, в автобусе, в магазине ничем внешне не выделяется, то дом его все же имеет свои особенности. Радостно бывает встретить красиво оформленный, поддерживаемый в чистоте, живой святой угол с иконами, зажженную перед ними лампадку, чистую пелену под образами. Сколько любви в такой заботе! Да это и естественно. Самое дорогое для нас - Бог. Потому и дороги нам изображения Спасителя, Пречистой Его Матери, угодников Божиих -святые иконы.

Икона сопровождала русского человека всю его жизнь, начиная с его появления на свет. Свою молитвенную функцию икона выполняет и в храме, и в доме, и в пути

Также она помогает в правильном выборе супруга или супруги. Чистая и пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. Цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: "Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты".

Особую нежность этому образу придает распустившаяся ветвь, которую Богоматерь держит в левой руке.

Всем нам (а женщинам - особенно) просить о сохранении или обретении целомудрия, которое прежде всего есть качество не телесное, а духовное, мировоззренческое. Целомудрие - это цельность не оскверненного суетой внутреннего мира; это особое состояние тишины, чистоты, мира и кротости, которое стоит пронести по жизни как неоскверненный, благоуханный цветок. Потому-то пестовать в себе этот образ Богородицы подобает в наше полное соблазнов время всем - а особенно вступающим в жизнь девам, отроковицам, дабы потом этот образ сохранить, возрастить, возлелеять в своих детях.

1.Историческая справка

1.1.История иконописи

Ико́на в христианстве (главным образом, в православии , католицизме и древневосточных церквях ) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года .

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом , то есть алебастром , развёденном с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с религиоведческой (да и богословской ) точки зрения иконами являются также скульптурные изображения, принятые в католицизме, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Данный догмат, устанавливая для всех христиан обязательность почитания икон, полагает, что при таком почитании честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (то есть тому, кто изображен на иконе).

Иконоборцы , отвергая иконы, тем не менее допускали религиозную живопись. Они, таким образом, отрицали мистический и литургический аспекты священных изображений.

Освящение икон— церковный обряд благословения и освящения иконы. В современной практике Русской Православной Церкви используется особый чин освящения икон с чтением специальных молитв и окроплением иконы святой водой . Молитвы на освящение икон известны также в католической и современной греческой церкви.

По сюжетам иконы можно разделить на:

Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.

Читайте также: