Как сделать огэ по обществознанию на 5

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителя средней общеобразовательной школы по подготовке учащихся к итоговой аттестации по обществознанию в 9 классах. Выделены основные проблемы и трудные задания, вызывающие, согласно собственному опыту, затруднения при подготовке и сдаче ОГЭ за курс основной общей школы по обществознанию.

Ключевые слова: итоговая аттестация, ОГЭ, КИМ.

Общегосударственный экзамен (ОГЭ) – это форма проведения обязательных выпускных экзаменов в 9-м классе школы.

Целями ОГЭ являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по обществознанию и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования [6, с. 250].

Начиная подготовку к экзамену, учащиеся замечают, что при прочтении столкнулись с главной проблемой: понимание терминологии.

- верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

- какой из примеров иллюстрирует межличностное общение?

- какой из перечисленных признаков характерен для демократических выборов?

Знание терминологии и умение ею оперировать – это главный способ избежать массы сложностей на экзамене. Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать.

Задание – форма территориального устройства страны Y – унитарное государство. Это значит, что…

1) в государстве Y реализуется принцип демократических выборов;

2) в регионах государства Y могут существовать собственные правительства;

3) в государстве Y функционирует двух палатный парламент;

4) регионы государства Y не имеют самостоятельности.

Данная цепочка мыслительных действий должна соблюдаться при выполнении всех заданий КИМА ОГЭ по обществознанию.

Проблема сдачи ОГЭ по обществознанию усугубляется еще и тем, что регулярность учебных занятий по обществознанию в средней школе с базовым уровнем преподавания предмета равняется 1 часу в неделю, это 35 часов в учебном году. Для учащихся, целью которых является положительная отметка на экзамене и реальные знания, этих часов будет недостаточно. Но в любой школе без исключения есть возможность посещать факультативные занятия, кружки по обществознанию, которые станут хорошим подспорьем в подготовке к ОГЭ. Не нужно забывать и о конкурсах, олимпиадах разного уровня по обществознанию, которые позволят пополнить багаж знаний по предмету – это 3 правило.

Озвучив основные проблемы ОГЭ по обществознанию, обратим внимание на трудные вопросы первой части КИМА.

Ежегодно после проведения ОГЭ по обществознанию и получения результатов экзамена на разных уровнях (школа, район, область) проводят анализ полученных результатов, выявляют самые сложные вопросы, которые массово вызвали затруднения учащихся.

Одним из таких проблемных заданий на протяжении нескольких лет остаются задания, требующие определить верность двух предложенных суждений. При этом данное задание усложняется еще и тем, что в первых 20 заданиях, подобных пять. К ним относятся задание № 4, № 6, № 10, № 13, № 16. Если учащийся не научился решать задания данного типа, то на экзамене он может потерять сразу 5 баллов, что достаточно много, если учитывать то, что минимальный балл при сдаче экзамена равняется 15 баллам. Стоит только ученику понять технологию выполнения данных заданий, и проблемы с их решением исчезает.

Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется в общественно полезной деятельности.

В. Личность характеризуется совокупностью социально значимых качеств.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

Выполняем задание по алгоритму описанному ранее.

- Определяем сферу обществознания, к которой относится вопрос.

- Вспоминаем все, что мы знаем о понятии личность. В первую очередь вспоминаем определение термина личность.

Только после этого, определив, что суждение А – правильное и суждение Б – правильное, выбираем ответ. Оба суждения верны, правильный ответ – 3.

При выполнении данных заданий правильно будет несколько раз себя проверить.

При анализе результатов экзамена часто замечают, что очень простые задания оказываются, выполнены неправильно. В чем проблема? При выяснении причин неправильного выбора, чаще всего выясняется, что ученик не дочитывает вопрос до точки. Видя правильность утверждения в первой половине предложения, часто даже дальше не дочитывает его и дает ответ.

Верны ли суждения о принципах избирательного права в РФ:

А. Голосование в РФ тайное, что обозначает, что участник голосует анонимно и имеет право только на один голос.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

При анализе задания мы видим, что первая часть утверждения А соответствует действительности. И если учащийся не дочитывает задание до точки, то ошибочно соглашается с утверждением. Дочитав задание до конца, ученик понимает, что возможность иметь только один голос, это не принцип тайны голосования, а принцип – равенства голосования. Соответственно, и утверждение является неверным. Записываем на черновике суждение А – неверно. Суждение Б также может быть принято учащимся как правильное, если не дочитать задание до конца. В данном задании суждение Б неверно, так как для участия в голосовании не требуется справка об отсутствии судимости. Записываем на черновике, суждение Б – неверно. Оба суждения неверны. Правильный ответ на это задание – 4.

Абсолютным условием правильности выполнение задания является полное прочтение текста задания.

При подготовке к экзамену учащемуся нужно обратить внимание на то, задания по каким темам вызывают у него затруднение и, конечно, уделить больше внимания именно на эти темы курса обществознания. При этом, согласно анализу работ разного уровня и, конечно, результату анализа экзамена к таким проблемным темам, относятся следующие темы:

- экономика (налоги, формы организаций предпринимательской деятельности, инфляция, безработица, бюджет);

- духовная сфера (уровни школьного и профессионального образования);

- право (характеристики отраслей права);

- государство (гражданское общество, формы государственно – территориального устройства: федерация, унитарное, типы режимов).

Таким образом, учащиеся должны понимать, что подготовка к ОГЭ – это тяжелый труд, который даст положительный результат только в том случае, если вы занялись подготовкой к экзамену не за месяц до дня экзамена, а уже в начале учебного года начали активную подготовку к испытанию.

Личная заинтересованность учителя и учащихся в успешной сдаче экзамена будут способствовать высокому качеству результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов. [2, c. 21].

Приходим к выводу, что успех будет гарантирован, если при подготовке к ОГЭ вы учтете рекомендации:

- Учить терминологию и тренироваться мыслить логически – это первая ступенька к успеху на экзамене.

- Посещать факультативные занятия, кружки по обществознанию, которые станут хорошим подспорьем в подготовке к ОГЭ. Не нужно забывать и о конкурсах, олимпиадах разного уровня по обществознанию, которые позволят пополнить багаж знаний по предмету.

Работая с заданиями КИМов ОГЭ, вы будите помнить, что:

- Одним из условий правильного выполнения задания является понимание технологии выполнения заданий и применение этих технологий на практике.

- Не забудете, что одним из условий успеха является полное прочтение текста задания.

- Не тратьте времени зря. Займитесь решением практических заданий разного уровня.

3. Киба О.В, Чернышенко Е.Г. Алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию // Электронный журнал Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2013. – № 3. – С. 16-21.

4. Крицкая Н.Ф. Задания по обществознанию в системе подготовки к ГИА // Преподавание истории в школе. 2010. – № 10. – С. 16-20.

5. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. Государственная итоговая аттестация по обществознанию: первые результаты // ОКО. Оценка качества образования. – 2008. – № 2. – С. 30.

ОГЭ по обществознанию — экзамен по выбору. Работа включает в себя 31 задание базового, повышенного и высокого уровня сложности. О том, как подготовиться к экзамену, мы побеседовали с преподавателем Института дополнительного образования РГГУ Романом Валерьевичем Зарапиным.

По вашему мнению, насколько сложен для девятиклассников ОГЭ по обществознанию?

Многие считают, что обществознание — несложный предмет. Действительно, подавляющее большинство учащихся с этим экзаменом справляется, но вот сдать его хорошо весьма непросто. Здесь требуется не только знание теории, но и умение рассуждать, применять эти знания на практике. А социальным опытом дети не обладают, и даже самые простые задания зачастую ставят их в тупик.

Хватит ли школьных знаний для хорошей сдачи ОГЭ или нет, в первую очередь зависит от самого ученика. Главное правило подготовки — регулярность занятий. Если ребенок в состоянии хотя бы один раз в неделю заставить себя сесть за учебники и тесты, к экзамену он может подготовиться сам. Курсы помогут в первую очередь тем, кто недоволен уровнем преподавания обществознания в своей школе. А если вы знаете, что самостоятельно ваш ребенок заниматься не станет, проще обратиться к репетитору. Впрочем, если ученик твердо решил, что сам ничего делать не будет, даже самый продвинутый репетитор не сможет ему помочь.

Но не забывайте о том, что 9 класс — это только начало пути. Дальше идут вузовские олимпиады и ЕГЭ. Если даже при подготовке к ОГЭ возникают серьезные проблемы, это повод задуматься и обратиться за помощью.

По вашему опыту преподавания, какие разделы обществознания самые сложные для школьников и вызывают наибольшее затруднение? Какие темы самые простые?

Самый сложный раздел для школьников — это право. По нему на экзамене они допускают самое большое количество ошибок. Причины ясны — здесь зачастую нужно не просто понимать, о чем идет речь, но и твердо знать нормы права. Обязательно есть задания на знание Конституции РФ, а это значит, что ее надо не просто бегло прочитать один раз, а как следует проработать. Непросто идут политика и экономика, а на вопросы о семье или социальном конфликте дети, как правило, отвечают верно, потому что с подобными ситуациями сталкиваются почти каждый день.

Всего на экзамене предлагается 31 задание. Какие темы охватывают задания?

И ученик, и родитель должны внимательно изучить нормативные документы, регламентирующие проведение ОГЭ. Найти их можно на сайте ФИПИ. Там приведены три документа — демоверсия, спецификация и классификатор. Демоверсия представляет собой образец варианта ОГЭ, который будет использоваться в текущем учебном году. В ней можно посмотреть, как выглядит экзаменационный тест, какие типы заданий в нем представлены. В конце демоверсии приводятся ключи, по которым можно себя проверить. Спецификация описывает назначение отдельных заданий и содержит информацию о правилах их оценивания (иными словами, сколько баллов за какое задание дается). Кодификатор — это перечень тем, знание которых выносится на ОГЭ. В этом году в списке 59 тем, которые охватывают все разделы курса. Сложность в том, что многие темы дети проходили в 8, а то и в 7 классе, и теперь этот материал необходимо вспомнить.

Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов. За какие задания на ОГЭ по обществознанию ставится наибольшее количество баллов?

Максимум за работу можно получить 39 первичных баллов. За все задания первой части экзамена (№№ 1-25), кроме задания № 22, в случае правильного ответа ставится один балл. Задание № 22 оценивается двумя баллами: максимальный балл получает ученик, не допустивший ни одной ошибки. Тот, кто допустит одну ошибку, зарабатывает один балл, а ошибившийся более одного раза баллов не получает.

Вторая часть экзаменационного варианта (№№ 26-31) — это работа с текстом, выделение информации из текста и работа с ней (приведение пояснений, примеров, аргументов). Задания №№ 26-28 и №№ 30-31 оцениваются двумя баллами, задание № 29 — тремя баллами.

Что нужно делать школьнику, чтобы получить максимальный результат. Реально ли его получить?

ОГЭ — это не ЕГЭ, здесь от одной ошибки не зависит, поступите ли вы в выбранное высшее учебное заведение. Результаты этого экзамена важны прежде всего для самого ученика: ему нужно понять, правильно ли он учится, верно ли готовится к экзаменам, готов ли к повышенному уровню сложности в старших классах. Высокий результат получить вполне реально, но он всегда пропорционален затраченным усилиям.

Какие источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?

На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенной сложности?

Можно привести и другой пример. То, что на улице температура −2, — это факт (вывешиваем за окно термометр и проверяем). А вот то, тепло там или холодно, — это уже оценка. Человеку в двух шубах будет жарко, а вот в одной рубашке — очень холодно. Если −2, к примеру, 1 января, то мы говорим, что зима теплая, но что если та же температура наблюдается 1 августа?

У девятиклассников впереди еще cемь месяцев до ОГЭ по обществознанию. Как вы посоветуете им распределить свое время, чтобы подготовиться наилучшим образом?

Лучше всего спокойно проработать весь экзаменационный материал по кодификатору — тема за темой. В случае затруднений можно подойти к школьному учителю — думаю, ни один из них не откажет ребенку в консультации. В конце концов, результаты экзамена — это показатель и его работы тоже. Апрель-май лучше оставить для повторения материала. И обязательно нужно читать российскую Конституцию. Задания по этой теме есть везде — в ОГЭ, ЕГЭ, на любом уровне любой вузовской олимпиады.

Слово обществознание на фоне других слов

Особенность подготовки к ОГЭ по обществознанию в том, что для сдачи экзамена недостаточно просто проштудировать школьные учебники. Необходимо еще и обладать определенными жизненными навыками, социальным опытом и способностью к самостоятельным рассуждениям. К сожалению, многие ученики в возрасте 14-15 лет не интересуются общественной жизнью, политикой, правовыми вопросами и нередко видят внешний мир через экран своего смартфона. Это создает дополнительные трудности на испытании.

Немалое значение имеет систематичность занятий и добросовестность ученика. Несмотря на то, что обязательные предметы ОГЭ забирают больше времени, нужно выкраивать хотя бы по паре часов 1-2 раза в неделю, чтобы подтянуть обществознание. Если школьный учитель не дает необходимой подготовки, можно записаться на курсы или пригласить репетитора, который поможет определиться с приоритетами и выстроить траекторию занятий.

Самостоятельно готовиться к ОГЭ по обществознанию помогут советы педагогов:

Практика показывает, что из-за небольшого жизненного опыта тяжелее всего девятиклассникам даются вопросы, касающиеся права, политики и экономики. В то же время, задания касающиеся взаимоотношений человека и общества, социальных конфликтов, а также семьи не вызывают особых затруднений.

Демоверсия

Демоверсия ОГЭ по обществознанию доступна на сайте ФИПИ с конца осени. Этот документ содержит в себе описание того, как будет проходить экзамен, какого типа вопросы включены в контрольно-измерительные материалы, и как на них отвечать. Ученик получает возможность поработать с экзаменационным бланком, что придает уверенности на реальном испытании.

Также при помощи демонстрационного варианта можно выявить пробелы в знаниях. Для этого школьнику нужно попытаться выполнить все предложенные задания за лимитированное время, после чего сверить полученные результаты с ответами, содержащимися в демоверсии. На темы, которые вызвали затруднения, стоит обратить особое внимание при подготовке.

Кодификатор

Кроме демоверсии, на сайте ФИПИ обязательно нужно скачать кодификатор. Без него подготовка к экзамену будет напоминать русскую рулетку: можно проштудировать тему, которой на ОГЭ не будет, но при этом не обратить должного внимания на важный раздел. Чтобы знать наверняка, какие требования предъявляются к учащимся, необходимо брать информацию только из кодификатора, который состоит из двух разделов.

Первая часть описывает основные проверяемые на экзамене знания и умения девятиклассника, которыми он должен обладать после освоения школьной программы. Назовем некоторые из них:

  • знание сущности и основных сфер жизни общества, социальных свойств человека и социальных норм, регулирующих отношения в обществе;
  • умение выделять существенные признаки социальных объектов, сравнивать их, выявлять различия и общие черты, объяснять взаимосвязи между ними;
  • способность оценивать поведение человека, приводить примеры социальных отношений, а также ситуаций из разных сфер жизни, регулируемых социальными нормами;
  • навык поиска необходимой информации в разных источниках и решения практических задач на основе изученного материала.

Вторая часть более конкретна и содержит перечень тем, которые будут проверяться на ОГЭ. Все они разбиты на шесть разделов:

  • Человек и общество (природа и деятельность человека, сферы общественной жизни, общение, межличностные отношения, конфликты).
  • Сфера духовной культуры (наука, образование, религия, свобода совести, гуманизм, мораль).
  • Экономика (экономические системы, ресурсы, собственность, рыночные механизмы, предпринимательство, деньги).
  • Социальная сфера (семья, социальные нормы и ценности, здоровый образ жизни, межнациональные отношения).
  • Политика и социальное управление (формы государства, политический режим, разделение властей, выборы, гражданское общество).
  • Право (правоотношения и правонарушения, конституция и устройство РФ, органы власти, права и свободы граждан, виды ответственности).

Как видим, экзамен по обществознанию носит комплексный характер и объединяет самые разные компоненты. Поэтому мало будет просто прочитать учебники, необходимо также развивать свой кругозор и формировать собственную систему взглядов на мир.

Ресурсы для подготовки

Что касается учебников, то лучше всего брать пособия, выпущенные непосредственно в год проведения экзамена. Однако для отработки заданий по темам можно использовать и тесты прошлых лет. Педагоги рекомендуют опираться на следующие издания:

Кроме учебников, необходимо внимательно изучить Конституцию РФ. На экзамене обязательно будут вопросы, связанные с закрепленными в ней нормами. Кроме того, именно из этого источника можно получить самую полную информацию о полномочиях различных государственных органов страны.

Как сдать

На сдачу ОГЭ по обществознанию выделяют 180 минут (3 часа). Контрольно-измерительные материалы включают 24 задания, из которых 17 – с кратким ответом, а еще 7 – с развернутым. В процессе испытания учащийся может пользоваться только ручкой и черновиком.

Краткие ответы заносятся в бланк №1. Это может быть цифра, указывающая на номер правильного варианта (№2–5, 7–11, 13, 14, 16–18), последовательность цифр (№15, 19), слова или словосочетания (№20). Каждый символ записывается яркими черными чернилами в отдельную клеточку, запятые или иные дополнительные знаки не допускаются. Эти требования введены для облегчения проверки при помощи автоматизированной системы.

Ответы на задания второй части школьники должны сформулировать самостоятельно и записать в бланк №2. Их оценивание проводится экспертами по утвержденным критериям.

Задания КИМ охватывают все разделы пройденного учащимися курса, по каждому из них предусмотрено по 2-3 вопроса. Более сложные требуют понимания сущности и характерных признаков общества, умения искать нужную информацию в графиках и таблицах, сравнивать различные процессы и явления. Вопросы №21-24 представляют собой комплексное задание по предложенному тексту. Оно состоит в поиске нужных сведений, составлении на их основе плана, анализе полученных данных и соотнесении их с собственными знаниями.

С 2020 года была изменена логика построения экзамена по обществознанию за 9 класс. За основу теперь взят деятельностный подход, требующий от ученика не только знания школьной программы, но и сформированности разных социальных умений. Количество заданий с выбором варианта ответа было уменьшено. Вопросы, требующие расширенного ответа, дополнены проверкой способности школьника раскрывать сущность общественных отношений и анализировать статистическую информацию.

Оценивание работ

Максимальный результат, которого можно достичь на экзамене по обществознанию, – 35 баллов. В структуре ОГЭ предусмотрены задачи разного уровня сложности.

Уровень сложности Число заданий Максимальный первичный балл Процент от максимально возможного результата
Базовый 13 16 45,7
Повышенный 9 14 40
Высокий 2 5 14,3
Итого 24 35 100

Оценивание работ производится по такой схеме:

Пересчет первичных баллов в стандартные оценки производится по принципу, отраженному в таблице.

Количество набранных первичных баллов Итоговая отметка
0–13 2
14–22 3
23–29 4
30–35 5

Таким образом, для получения тройки вполне достаточно выполнить задания с кратким ответом. Претендентам на более высокую отметку придется приложить больше усилий и проработать весь комплекс вопросов. Для зачисления в профильный класс необходимо набрать минимум 28 первичных баллов.

Конечно, ОГЭ по обществознанию не так сложен, как ЕГЭ, поэтому на нем часто останавливают свой выбор не самые сильные ученики. Однако эта дисциплина помогает школьникам разобраться в юридических и экономических отношениях, законодательных нормах, способах решения конфликтов, что всегда пригодится в жизни. Дополнительно ребята получают навык подготовки и сдачи этого экзамена и могут выбрать его на ЕГЭ. Перечень специальностей и вузов, где при поступлении требуется результат по обществознанию, очень широк.

Обществознание ОГЭ 2021

Пора рассказать, как это было.
Как вы готовились? Какие материалы использовали? Что было самым полезным? Что посоветуете тем, кто окажется на вашем месте через год?

Никита Миронов

Я сдавал Историю и Английский. Мои одноклассники и друзья отговаривали меня сдавать историю, говорили будет ОЧЕНЬ сложно. Но я все таки решился и пошел сдавать историю.
Я начал упорно готовиться с января. Готовился я с своим учителем в школе, ходил на консультации(раз в неделю). Выучил половину дат, династии, правителей и их правления, половину войн, основные битвы и сражения, реформаторов, смотрел карты.
Советую для начало взять учебник 6,7,8 класса и читать его. Смотрите на YouTube StarMedia. Покупайте справочные материалы, все читайте и учите, тогда вы точно сдадите историю на 4 или 5.

Анна Пушкина

Я сдавала историю и обществознание. Многие тоже говорили, что будет сложно, что можно выбрать предметы и полегче. ( в том числе и мой учитель, но она это не конкретно мне говорила) Но тем не менее мне нужна была история для поступления в 11 классе, а в 9 я решила потренироваться. В итоге, мне показалось, что сдавать историю даже легче, чем общество, и я набрала 43 балла из 44 возможных. Конечно, придётся потрудиться, чтобы выучить основные даты и события, но если обладать хорошей памятью, то это несложно. В ОГЭ очень много тем из 20 века, поэтому тут стоит внимательнее читать учебник 9 класса или смотреть лекции в ютубе. Особо не напрягаясь, но делая парочку вариантов в неделю в течение года можно легко сдать на 4-5.
Общество тоже сдавать несложно. Ответы на большинство заданий первой части можно найти, даже особо не уча предмет, потому что это непосредственно связано с нашей жизнью. А во второй части во многих заданиях нужно тупо выписать из текста.

Читайте также: