Как сделать развальцовку для медных трубок своими руками под грибок

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Скрепленные с разными деталями или между собой трубы не должны протекать. С этой целью соприкасающиеся края деформируют. Технология называется вальцеванием – увеличение края трубы под углом. Это деформирование участка детали. Расскажем, как самостоятельно развальцевать медную трубку.


Трубки с раструбом

Особенности вальцевания в зависимости от технологических процессов скрепления труб

Какой вариант развальцовки выбрать зависит от способа скрепления медных трубок друг с другом или с деталями конструкции:

  1. Если планируется сварка, отверстие увеличивают до необходимого размера. Внутренний диаметр трубы должен превысить внешний диаметр соединяемого элемента на 0,1 – 0,2 мм. Зазор между ними заполняют оловом или другим припоем. Это обеспечит надежную изоляцию.
  2. Если элементы сцепляются муфтой, отверстие не только увеличивают, но и делают раструб под наклоном 45º. Увеличившаяся площадь контакта повысит надежность соединения.

Этапы вальцевания одинаковые, независимо от технологии скрепления элементов.

Алгоритм действий

Как сделать вальцовку медных трубок своими руками? Осуществлять действия необходимо в следующей последовательности:


Прибор, разрезающий трубки

Трубу надо перпендикулярно отрезать, кромка должна быть ровной.

  1. Наружную зону среза и его края важно тщательно зачистить. Если при резке произошла деформация, необходимо восстановить форму трубы.
  2. Следующий шаг – крепление элемента в матрице специального инструмента для увеличения диаметра или тисках. 5 мм конца детали необходимо оставить свободными. Если предполагается фитинговое крепление, перед фиксацией на элемент устанавливают обжимную гайку.
  3. В отверстии необходимо разместить подходящего размера расширительный конус и вкрутить его. После такого действия медный материал растянется, а торец детали постепенно станет принимать форму конуса.
  4. Следующий шаг – удаление расширителя и снятие обрабатываемого элемента с держателя.

Далее следует провести осмотр полученного раструба. Если остались неровности, царапины, микросколы, их необходимо зачистить. После развальцовки трубки надо подождать, пока она не остынет до комнатной температуры и только тогда начинать скрепление.

Важно! Иногда после развальцовки на обработанной зоне трубки появляются трещины, кромки скошены по отношению к оси. Тогда обработанный край придется обрезать и начать все сначала.

Устройства и приборы

Чтобы сделать развальцовку в домашних условиях надо подготовить инструменты. увеличить край медной трубки доступно человеку без опыта вручную, натянув его на коническую болванку. Минус такого способа обработки: получить раструб с заданными размерами будет сложно, потому что мастер прикладывает неравномерное усилие. Такая развальцовка искривляет деталь. Изъяна можно избежать, используя специальные инструменты.

Строительный рынок предлагает расширяющие диаметр изделий из меди приспособления с ручным или электрическим приводом. Электроинструменты используют для развальцовывания трубопровода и для других целей. Например, изгиба под нужным углом. Все приборы действуют по принципу пластической деформации, что обеспечивает сохранение внутренним поверхностям трубы гладкости в процессе расширения диаметра изделия.


Комплект инструментов для развальцовки

Шаблон

Это простейший аппарат – болванка в форме конуса. Изготавливается из любого металлического сплава, который тверже меди. Главное преимущество шаблона – небольшая цена. Кроме того, он легок в применении. Но такой способ увеличения диаметра изделия нередко сопровождается разрывами стенок.

Эспандер

Это ручной прибор, в котором увеличение диаметра медных труб происходит в результате применения силы. Устройство состоит из 2 рычагов и раздвижного конуса, на который насаживается обрабатываемый элемент. При надавливании на ручки эспандера, элементы расширителя расходятся в разные стороны, медное изделие растягивается. Это недорогое устройство не гарантирует качественного результата. При его использовании невозможно контролировать толщину трубы, на более тонких зонах могут возникнуть порывы.

Развальцовку изделия эспандером целесообразно выполнять в два приема. Вначале слегка расширить край, затем повернуть инструмент и растягивать трубу до требуемого диаметра.


Эспандер

Конусный развальцовщик

Представляет собой простейший набор: матрица и развальцовщик. Первый из 2-х элементов представляет собой пластину с округлыми прорезями размерами стандартных сечений труб. Развальцовщик состоит из нижеперечисленных элементов:

  • корпуса;
  • расширителя;
  • ходового винта.

Когда ходовой винт начинает вращаться, расширитель ввинчивается в отверстие изделия и создает раструб.

Механический и электрический инструмент

Механическое устройство аналогично конусному, только его рабочим элементом является набор вальцов. Они действуют не растягивая, а равномерно раскатывая стенки труб. Указанная технология обеспечивает одинаковую толщину материала на всем обработанном участке. Благодаря этому внутренние поверхности трубы в процессе раскатывания остаются гладкими, а раструб получается аккуратный и симметричный.

Электрический аппарат отличается от механического наличием электропривода. Он значительно сокращает время выполнения процесса и не требует прикладывать усилие.


Развальцовщик, работающий от электросети

Важно! Мастеру, стоящему перед выбором инструмента для вальцевания, необходимо определить его необходимость. Для ремонта достаточно простого прибора с простейшим комплектом насадок. Специалисту, прокладывающему и ремонтирующему трубопроводы, целесообразно купить профессиональный набор.

Полезные советы по выполнению процесса

От того, насколько качественно проведена работа, зависит герметичность, надежность крепления. Чтобы сделать развальцовку самостоятельно и получить хороший результат, нужен опыт. При отсутствии навыков, прежде чем осуществлять монтаж медного трубопровода, целесообразно предварительно поупражняться на трубах разного диаметра.

Чтобы развальцовка была качественной, выполнять ее следует в соответствии с рекомендациями:

  • Перед началом технологического процесса необходимо визуальным способом выявить наличие заусенец, неровностей на изделии. Следует удалить грязь с внутренней и внешней поверхности трубки. Развальцовку делают только на изделиях с круглым сечением.
  • Внешнюю поверхность медной детали перед началом технологического процесса следует тщательно обработать щеткой, удалить пыль, мусор.
  • Важно жестко закрепить изделие в держателе. Если к этому отнестись халатно, трубка будет скользить в матрице, что не позволит сделать качественную обработку.
  • Если края медного элемента расширяются вручную, конус недопустимо вдавливать. Болванку следует аккуратно вкручивать в отверстие. Тогда усилие будет равномерно распределено и удастся избежать разрывов стенки изделия.
  • В процессе работы важно следить, чтобы раструб не перекосило относительно осевой. Если это случится, соединение не обеспечит полную изоляцию, высокую износостойкость.
  • При установке элемента в матрицу вальцовочного прибора важно подбирать размер отверстия, соответствующий диаметру медной трубки.

При правильной развальцовке получится качественный раструб для прочного герметичного соединения.


Видел в этом сообществе весьма достойную концепцию сие инструмента.

Но у многих одна и таже проблемма, отсутствие токарки рядом.
Собсно на сие изливание букв меня сподвигла сегодняшняя ситуация в мастерской. Время 22-00 Осталось поменять задний тормозной цилиндр, и все! зчастье! Но штуцер прикипел к трубке… жованый крот! кто украл наш укроп!)))) А клиент жаждет забрать авто быстрей.

В круглосуточном магазине именно этих трубок как на зло нет… Ну и хрен с ним, подумал я, есть в запасе медная длинная…
И набор для вальцовки, но без пуансона под "грибок", Повелителя станков Василия я уже точно в это время не напрягу… думал, думал, и придумал!

Берем старый тормозной шланг, отрезаем от него железную часть, дорабатываем болгаркой, в серединку впрессовываем направляйку, чтоб трубку не погнуло, собсно, захват с трубкой в тиски, и фигачим по нашему пуансону молотком! В итоге получаем идеально подходящий, к шлангу "грибок". Проводил эксперименты со стальными трубками, все проходило гладко.

Развальцовка — это процесс по частичному изменению конфигурации края трубы для придания полому изделию требуемой формы по расширению или сужению диаметра путем заданной деформации металла.

Сферы применения


Применение на практике развальцовки труб имеет несколько специфичное положение. Это связано с тем, что сам метод соединения труб с помощью развальцовки довольно старый технологический прием, который с развитием промышленности был в основном заменен другими типами соединений. А вот ряд конкретных сфер применения развальцовки так и не нашли должной технологической замены и используются в своем неизменном виде до сих пор. Для примера приведем наиболее характерные и часто встречающиеся сферы применения развальцовки, а именно:

  • В энергетической промышленности при изготовлении решеток водотрубных теплообменников с целью создания прочного герметичного соединения между медными или латунными трубами и цилиндрическими отверстиями стальной трубной решетки. А также на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства для уже соответственно ремонта этих водотрубных теплообменников. Развальцовку все реже используют для закрепления труб в различном котельном оборудовании как конденсаторы, парогенераторы, экономайзеры и маслоохладители.
  • В сфере бытового хозяйства для создания разъемных соединений из медных трубок, при монтаже систем кондиционирования. С помощью медных трубок и соединяют внешние и внутренние блоки сплит-системы, по которым и циркулирует хладагент.
  • В пищевой отрасли при изготовлении промышленных холодильных камер для создания надежных разъемных соединений медных и латунных трубок непосредственно на месте монтажа оборудования, позволяя со стандартным оборудованием вписываться в любую конфигурацию помещений.
  • В альтернативной энергетики при монтаже тепловых насосов, для соединения медных трубок по полной аналогии со сплит-системами.
  • На предприятиях автопрома при изготовлении быстроразъемных соединений стальных трубок для гидравлической тормозной системы или медных трубок для гидравлической системы сцепления автомобиля. А также развальцовку методом штамповки применяют при изготовлении различных радиаторов охлаждения для двигателей внутреннего сгорания.

Особенности технологии

В современном автомобилестроении существует восемь видов развальцовки медных, латунных, алюминиевых и стальных трубок. Их применяют для создания разъемных соединений различных гидравлических и топливных систем в современных автомобилях. Большинство видов этих развальцовок производится промышленным способом на специальных станках в заводских условиях.


Но основные три типа развальцовки являются наиболее распространенными и применяются как в автомобилестроения, так и при монтаже различного энергетического оборудования. К ним относится:

Развальцовка труб является достаточно непростой в технологическом плане операцией и требует тщательной подготовки. Поэтому для получения качественного соединения с помощью развальцовки необходимо выполнять и соблюдать следующие условия:

  • срез трубы должен быть идеально ровным,
  • стенки трубы, предназначенной под развальцовку, должны иметь одинаковую толщину по всему диаметру;
  • место развальцовки должно быть идеально ровным и гладким, при этом не должно иметь следов остаточной деформации и трещин.

Технология развальцовки трубок


Технологию развальцовки трубок можно привести на примере работы ручного инструмента для развальцовки, состоящего из основания с раззенкованными отверстиями на основные типоразмеры труб и соответствующего им набора насадок.

Перед началом работ трубку необходимо ровно обрезать, так, чтобы срез был строго перпендикулярным центральной оси. Рекомендуется использовать специально приспособленные для этого труборезы. После этого отрезанный край трубы обрабатываем напильником или срезаем фаску с помощью риммера и тем самым удаляем все заусенцы с внутренней и внешней части торца.

Далее, в отверстие основания строго по диаметру вставляется трубка и зажимается прочной металлической рамкой так, чтобы край трубки немного выступал над плоскостью уровня основания.

Берем соответствующую отверстию насадку, представляющую с одной стороны стальной цилиндрический предмет с поверхностью конусообразной формы и приспособлением для прижимного винта на другой стороне. В зависимости от вида будущего соединения насадка для развальцовки может иметь различную форму, поэтому подбираем поверхность необходимой конфигурации.

Установив нужную нам насадку, начинаем постепенно закручивать винт центрирующего стержня, давя поверхностью насадки на трубку, постепенно прижимая ее к краям отверстия в основании. По завершении операции винт стержня раскручивается, основание разбираем и развальцованная трубка свободно достается из приспособления.

Самое главное, не забывать одевать гайку штуцера на трубку заранее, в противном случае вам придется повторить все операции в той же последовательности еще один раз.

Совет: как и при любой обработке металлических изделий, рекомендуется место развальцовки заранее смазать небольшим количеством машинного масла.

Применяемое оборудование


Экспандер — это самое простое и незамысловатое приспособление для развальцовки трубок небольшого диаметра, которое представляет собой устройство со сменными насадками, позволяющее развальцовывать трубки за одну простую операцию. Правда, особого качества от экспандера ожидать не надо, да и для работы с ним необходима определенная сноровка.

Следующей категорией ручного инструмента для развальцовки служат различные наборы, в комплект которых, как правило, входят:

  • две планки основания со специальной формы отверстиями, соответствующих основным типоразмерам стальных и медных трубок, в количестве от 5 до 11 штук в зависимости от комплектации и цены,
  • приспособление развальцовки с резьбой для крепления пяти сменных штампов.
  • набор сменных штампов.

Нередко такие наборы комплектуют ручными роликовыми, предназначенными для резки алюминиевых, латунных, медных, стальных и металлопластиковых труб с диаметром от 3 до 29 мм включительно.

Стоит отметить, что по многочисленным отзывам на форумах в интернете пользователи обращают внимание на прямую зависимость качества и надежности в работе таких инструментов от стоимости наборов. Как правило, дешевый станок для развальцовки трубок быстро ломается и не рекомендуется для использования при больших объемах работ.

Следующей категорией приспособлений являются различные виды станков для развальцовки трубок. Они отличаются более надежными и качественными узлами, высокой стоимостью и предназначаются для профессионального применения.

На станках развальцовку труб производят с помощью электрического, гидравлического или пневматического привода с применением контроллеров крутящего момента для полной автоматизации рабочих процессов.

Специфика развальцовки стали и алюминия.

При развальцовке стальных или алюминиевых трубок, в отличие от медных и латунных труб, операцию раскатки необходимо проводить медленно, производя постоянный контроль за состоянием поверхности, так как при приложении чрезмерного давления можно получить разрывы при растяжении металла. Это связано с тем, что стальные и алюминиевые трубки обладают меньшей пластичностью, поэтому при формировании грибка или конуса могут образоваться многочисленные микротрещины.

При неуверенности в достаточной пластичности материала стальных или алюминиевых трубок их рекомендуется предварительно перед развальцовкой нагревать соответственно для стали до 500-600⁰ C, а для алюминия до 200-300⁰ C.

Как выполнить развальцовку трубок

Вам необходимо поменять стальную или медную трубку в вашем автомобиле, а специализированный инструмент для развальцовки отсутствует, причем идея найти его или купить связана с определенными трудностями. Вот тут и пригодиться совет, как развальцевать трубку своими руками.

  1. Для начала берем два небольших деревянных бруска, подобрав размеры и толщину так, чтобы можно было зажать их в обычных тисках.
  2. Зажимаем выбранные бруски в тисках и по центру шва их соединения сверлим сквозное отверстие диаметром той самой стальной или медной трубки, которую вам надо развальцевать.
  3. Далее, с одной стороны отверстия сверлом большего диаметра высверливаем небольшое конусообразное углубление. Все основание готово.
  4. Закрепляем трубку в изготовленном основании из двух деревянных брусков и прочно зажимаем всю конструкцию в тисках. Трубка должна возвышаться на один-два миллиметра над поверхностью брусков.
  5. Берем стальной шарик от подшипника диаметром примерно в полтора-два раза большим, чем у трубки и не очень сильными ударами молотка начинаем процесс развальцовки. Если трубка начнет проскальзывать в деревянном основании, то, по необходимости, обматываем ее тонкой наждачной бумагой.

Если вы знаете свой способ развальцовки или у вас есть особый опыт в этом деле, поделитесь им в блоке комментариев.

Ремонт системы тормозов зачастую не только сводится к замене тормозных колодок или замене-прокачке тормозной жидкости в обоих контурах. Более сложным, требующим аккуратности и определенной квалификации при монтаже, является ремонт тормозных трубок. Зачастую такое случается при сквозной коррозии или разрушении трубы вследствие аварии или ремонта тормозного суппорта.


Различают несколько основных вариантов воронки.

  1. Евростандартный грибок (по центру). По форме напоминает шину колеса, широко применяется в большинстве авто, выпускаемых на заводах Евразийского континента. Получается самый прочный вариант соединения из приведенных, но считается одноразовым. При умелой постановке можно использовать до трех раз.
  2. Обычная простая воронка, полученная отгибом стенок торцевой части трубки специальным инструментом для развальцовки тормозных трубок.
  3. Воронка, полученная двойным сложением закраины трубки или простой воронки. Считается стандартом в американских авто. Получают такой тип развальцовки тормозной трубки из грибка, осаживая верхнюю его часть с помощью конусной оправки.

Время использования простой воронки давно ушло, в первую очередь, изменился металл, из которого изготавливались трубы на старых авто. Вместо мягкой и пластичной катаной меди чаще применяется прочная и твердая стальная труба. Если раньше водитель мог развальцевать торец с помощью плоскогубцев, воротка и пары ударов молотком, то сейчас выполнить развальцовку стальных тормозных трубок без приспособления невозможно.


Как выполнить развальцовку тормозных трубок своими руками

Главным условием успешной развальцовки торца трубы всегда было и будет применение качественного, а лучше профессионального, инструмента. Для наших авто, Европа-Азия, покупайте наборы для развальцовки в метрическом исполнении. Американцы выглядят более чем достойно, сверкают хромовым покрытием, но могут подсунуть дюймовую систему. Старый советский стандарт на медную тормозную трубу – 8 мм, более свежие советские и российские варианты использовали стальную в 6 мм.

В плане выбора наиболее доступным можно назвать набор для развальцовки тормозных трубок Force 656B, 906T2, можно использовать более изящные наборы JonnesWay, или распространенные Biltema или Licota.


В набор инструментов для развальцовки входит:

  • винтовой вальцовочный пресс и струбцина, с помощью которой выполняется стяжка планок тисков и деформация металла тормозной трубки;
  • двух разъемных планок-тисков, имеющих шесть – семь отверстий с конусами, в которые зажимаются трубки для развальцовки;
  • отрезное приспособление, позволяющее отрезать торец в строго перпендикулярном направлении;
  • набор оправок и конусов различного диаметра для формирования грибков.

При выборе набора для развальцовки обратите внимание на следующие моменты. Первое, винтовые пары винт-гайка пресса и струбцины должны быть черного матового цвета. Это говорит о термообработке и закалке винтовой поверхности. В более дешевом варианте используют покрытие хромом.


Второе, точность выполнения калиброванных отверстий в планках тисков. Обычно внутренняя поверхность конусов покрывается защитной оксидной пленкой на основе фосфатов. Такое покрытие облегчает скольжение деформируемого металла по внутренней поверхности матрицы.

Третье, все калиброванные отверстия имеют числовую маркировку размеров, с указанием единиц измерения – миллиметров или дюймов, пробитых чеканом на глубину до 0,1 мм, без дополнительных хромирования или окраски. Как вариант, вся конструкция может иметь оксидированное покрытие. Нерабочие части могут окрашиваться однотонной светлой краской.


Порядок действий при развальцовке тормозных трубок грибком своими руками:


Если по условиям развальцовки необходимо получить американский вариант фиттинга, в струбцину вставляется конус, и края верхней части грибка продавливаются под конус матрицы. Иногда в конструкции струбцины встраивают трещотку, позволяющую ограничить усилие, прилагаемое к поверхности фитинга.

Если развальцовку необходимо выполнять быстро и в большом количестве точек, в случае медных труб используют более простой инструмент – клещи и поворотный ролик.


Пластичность и податливость меди не требует больших усилий для деформации металла, поэтому быстрее и проще развальцевать торец усилием кисти руки. Благодаря компактности приспособления щипцы могут использоваться для развальцовки тормозных труб непосредственно на автомобиле, в условиях, когда проведение работ стандартным набором затруднено.

Особенности развальцовки тормозных трубок

Стальные тормозные трубки, в отличие от медных, практически не имеют запаса пластичности, поэтому грибок и воронка могут получиться с образованием большого числа микротрещин. В этом смысле завальцованная кромка грибка остается менее чувствительной к наличию микротрещин, если, конечно, они находятся только в районе отверстия. Если трещины образовались на периферии, в самом широком месте фиттинга, такой вариант однозначно подлежит отбраковке.

Для американской двойной воронки зачастую возможно использование только медной тормозной трубки. В крайних случаях, если есть острая необходимость развальцовки стальной трубки по американскому стандарту, процедуру выполняют в два или три этапа. На первом этапе после обрезки и опиловки торца трубки его развальцовывают под грибок. Далее полученный вариант подвергают кратковременному отжигу нагревом горелкой, что позволяет снять значительную часть напряжений в металле. Третьим этапом будет развальцовка под промежуточный угол в 25-30 о , вместо положенных 45 о , и повторный отжиг. Последним выполняется окончательная развальцовка под искомый размер воронки.

Если есть возможность, перед выполнением развальцовки трубки стоит потренироваться в получении стальной американской воронки на ненужном обрезке трубы из аналогичного материала.

Каждый автолюбитель должен немного разбираться в конструкции своей машины, чтобы уметь в случае ремонта устранить неисправность своими руками, если есть такая возможность. Особенно это касается тормозной системы. Часто, при её поломках требуется развальцовка тормозных трубок, по которым жидкость передаётся, при нажатии на педаль, от цилиндра к колодкам.

Признаки замены

Определить неисправность трубок самостоятельно можно при следующих признаках:

  • Вытекание тормозной жидкости из системы;
  • Перегрев тормозных барабанов;
  • Скрип при нажатии на педаль;
  • Увеличение хода тормозной педали;
  • Тормозной путь становится длиннее;
  • Износ колодок происходит неравномерно.

Причины замены

Неисправность тормозных трубок

  1. Возникновения коррозии;
  2. Образований трещин;
  3. Закисленность резьбы;
  4. Воздействия внешней среды;
  5. Плохое крепление.

Станок для развальцовки

Инструмент для развальцовки

Конечно, при неисправности трубок, можно отогнать машину на СТО и доверить ремонт специалистам. Но зачем тратить деньги на то, что можно сделать самому? Для этого необходимо приобрести инструмент для развальцовывания в специализированных магазинах или заказать по интернету. Он бывает для дюймовой или метрической резьбы. В набор входит труборез, приспособление, клещи, зажим, штампы под разные диаметры трубок для развальцовки грибком.

При покупке инструмента следует обращать внимание на производителя и стоимость. Самые дешёвые наборы лучше не покупать, так как их качество не способствует долгой эксплуатации. Этот способ ремонта является менее затратным чем в автомастерской, и сравнительно лёгким.

Самодельное приспособление для ремонта тормозных трубок

Ещё более дешёвым методом является изготовление самодельного устройства. При желании и минимальных навыках работать руками, ничего сложного в этом нет. Для начала необходимо изготовить основание (станину) для крепления трубок. Можно собрать её из двух стальных уголков. Уголки нарезать нужной длины шлифовальной машинкой, просверлить в них два отверстия для крепления болтами. Это делается за 15 минут.

Прибор для развальцовки

Собрав станину нужно сделать отверстия под трубку, и снять фаски на сверлильном станке или дрелью. Самым сложным является изготовление пуансонов (оправок). Можно заказать их знакомому токарю.

Процесс развальцовки тормозных трубок своими руками

Сначала необходимо определить степень поломки трубки и возможность ремонта. Для этого откручиваем её от суппорта или тормозного цилиндра. Если можно удалить повреждённый участок, сохранив при этом нужную длину, обрезаем этот кусок труборезом. После этого обрабатываем бензином оставшуюся часть, зажимаем клещами и снимаем внутреннюю фаску дрелью. При невозможности провести ремонт, покупаем трубку в магазине.

Инструкция по ремонту трубки своими руками:

  • Устанавливаем трубку в приспособлении (основании). Необходимо, чтобы конец выступал на 5 мм за край;
  • Меняем конус на штамп, необходимый под диаметр трубки;
  • Закручиваем штамп;
  • Вкручиваем штамп и расплющиваем слегка торец медной трубки;
  • Одеваем штуцеры. Обязательно не забыть, а то придётся все переделывать;
  • Снимаем штамп и меняем на инструмент в форме конуса;
  • Аккуратно не торопясь, закручиваем;
  • Вытаскиваем трубку и если необходимо зачищаем.

Плюсы и минусы самостоятельной развальцовки

К плюсам развальцовки своими руками можно отнести то, что вы отнесётесь к работе ответственно и серьёзно и будете уверены в качестве выполненной работы. Нет необходимости платить кому-то за работу, часто необоснованную цену.

Из минусов стоит отметить, что тормозные трубки не очень часто выходят из строя и ваш инструмент может понадобиться всего один раз. Исключение если вы покупаете подержанные автомобили с большим пробегом, которые содержались в плохих, неблагоприятных условиях или были в авариях и довольно часто их меняете.

Делать ремонт своими руками по инструкции или доверить специалистам приходится решать каждому человеку индивидуально, но следить за состоянием тормозной системы и трубок, в том числе необходимо всегда!
" alt="">

Читайте также: