Как сделать общество справедливым

Обновлено: 06.07.2024

Мы определяем правильное общество как такое, в котором господствуют правила нашей совместной жизни, и эти правила дают нам драгоценную возможность сосуществовать, не теряя нашей индивидуальности и самовыражения. Но какие сами по себе эти правила?

Есть общие права, которыми наделены от рождения все люди: это право на жизнь – и не просто право на хоть какую-нибудь жизнь, а право на жизнь, достойную человеческого существования; право на свободу – свободу жить так, как ты сам считаешь правильным, и свободу выбирать правильное место для жизни; право на труд – не просто право на какую-нибудь работу, а право на работу, достойную человека; право на собственность – личную и частную, защищенную от проникновения других. Каждый имеет право на жизнь, и ничья жизнь не перевешивает другую; все люди пользуются равной свободой, но при этом свобода одного не должна ограничивать свободу другого; каждый человек должен иметь возможность реализовать себя в трудовой деятельности и найти способ самовыражения своей личности; независимо от того, являетесь ли вы собственником или нет, все люди одинаково обладают правом иметь собственность, которая защищена законом от посягательств других. Основной принцип распределения таких общечеловеческих прав – безусловное равенство. Но когда мы говорим о распределении других прав или благ, то здесь принципы гораздо более сложные, чем такое равенство. Для того чтобы, например, заполнить вакансии в офисе, принцип равенства или принцип случайности (по жребию) не подойдет – каждой должности соответствует работник особой квалификации. Мы ведь не настаиваем, чтобы правом на бесплатное лечение пользовались все в равном количестве, а считаем правильным, что его получают только те, кому это действительно нужно, то есть только те, кто заболел. Для всех сложных процедур и правил распределения и обмена в обществе выработано понятие справедливости. В правильном обществе не просто господствуют правила, в правильном обществе эти правила справедливы и воспринимаются большинством граждан и государством как справедливые.

Поступать справедливо по отношению к другому – вот наша цель и задача правильного общества. Но что значит – поступать справедливо? Справедливо ли поступать согласно закону? Так считали не всегда, ведь само понятие закона пришло в нашу жизнь не так уж давно. Законное стало пониматься как справедливое только в эпоху римского права, до этого господствовал принцип талиона как принцип справедливости. Все архаические общества строили свое понимание справедливости именно так: око за око, зуб за зуб, палец за палец и т. д. Соответственно, в качестве способа выяснения отношений применяли кровную или родовую месть, а не закон. Но архаические, и особенно примитивные общества не знали, что основной принцип общественного бытия – различие действий; все поступали одинаково, согласно общим правилам, имеющим божественное предназначение.

В классических обществах древности – Греции и Риме – все общественные отношения существенно умножились и усложнились. Поэтому эти общества заложили новую основу социального взаимодействия: люди вырабатывают общий принцип урегулирования отношений, и каждый конкретный, частный случай рассматривается только с точки зрения общих правил. Вот это и есть драгоценное моральное правило юстиции римского общества – люди согласились считать законное, установленное людьми, а не богами, справедливым и правильным. Однако не все люди были равны перед законом, только свободные выступали перед судом, для лишенных прав (для рабов) в суде необходим был свободный представитель – так появился в нашей жизни адвокат и институт адвокатуры.

Утверждение о моральной значимости человеческой личности, которая не может быть средством для другого, следует исторически из христианской религии. Именно там впервые было определено общее равенство – все равны перед единым Богом, все души одинаково принадлежат одному Господу Богу. Это положение существенно отличалось от многообразия божеств в древнем обществе – там были и общие государственные боги, и региональные, а еще местные и домашние. Разные боги относились к людям по-разному. Все они регулировали справедливость в многообразии отношений неравных социальных групп – боги были не равны, как и люди были не равны. Боги вели себя как люди – обманывали, воевали друг с другом, принимая различные обличья, смешивались с людьми, и их потомки превращались в героев. Христианство как монотеистическая религия ввело принцип всеобщего равенства, в том числе и равенства жизни людей, было решено, что все жизни людей, и знатных, и незнатных, одинаково даны Богом. Но этот Бог – единый и справедливый – теперь навсегда покинул земной мир людей, переселившись в недоступный им при жизни божественный мир. Две стороны принципа равенства – равенство всех перед законом и равенство жизни людей, когда ничья жизнь не имеет большей ценности перед Богом, – были сформированы Античностью и Средними веками и стали определяющими для понимания справедливости традиционного общества.

Античное общество также сформировало и второй базовый принцип справедливости – принцип свободы. Именно свободным гражданам принадлежала вся полнота гражданских прав, они осознавали и ценили свободу только в противовес ее противоположности – рабству. Но не только свобода имела общественное признание, социальное значение рабства было также очень велико. Впервые в истории люди другого общества получили хоть какую-то возможность сохранить свою жизнь и получить право жить в чуждом и враждебном им обществе, ведь в архаических обществах пленных, как правило, убивали. Рабство как институт означало способность интегрировать чужого в общество и сохранить ему жизнь. Рабы не были полностью лишены прав, например у них было довольно забавное, но законное право доносить властям на своих хозяев, а также владеть собственностью, рабы имели право выкупить свою волю и т. д. Христианство тем и победило античное моральное устройство, что расширило понятие свободы на всех. Всем, и свободным, и рабам, была предоставлена свобода веры. Женщины, которые всегда ограничивались в правах веры, рабы и чужестранцы – все стали равны по отношению к единому Богу и стали свободны в стремлении своей души верить в него. Вот так свобода – прежде духовная, чем гражданская – стала определяющим направлением справедливости.

Итак, мы видим, что равенство, законность и свобода стали в ходе исторического развития основными характеристиками справедливого общества. Современные общества еще больше выдвигают требование свободы как основную ценность справедливости, ведь рыночные отношения требуют свободы выбора, и эта свобода выбора переходит все недоступные ей ранее границы. Все, что делает свободным индивида, – справедливо. Свобода воспринимается как независимость от других, зависимость же признается только от законов, но свобода подразумевает еще и свободу выбора.

Потому что в капиталистическую эпоху люди стали воспринимать общество и государство как институт общественного договора – свободные люди договариваются о правилах совместной жизни. Так вот, никогда одна сторона в договоре не могла признать рабство справедливым институтом, даже если бы оно приносило пользу или общий баланс счастья был бы положителен. Кстати, заметим, что невозможность правильно решить вопрос о рабстве с моральной и юридической точки зрения привел в итоге к тому, что его отмена вылилась в полномасштабную гражданскую войну в США, в то время как в России вопрос об отмене крепостного права был решен так, что не вызвал никаких социальных потрясений. К сожалению, гражданской войны стране не удалось избежать позже, хоть и по другой причине – в эпоху революций, в 1917 г., российскому обществу, так же как ранее американскому, не удалось прийти к соглашению о правильных путях развития страны. Как видите, цена того, что не удалось договориться, была в обоих случаях слишком высокой.

Суммируя различные точки зрения, можно сказать, что принципы равенства, свободы, законности, честности являются определяющими для понимания справедливости как основы общественного устройства. Свободен тот, кто не зависит от другого человека, а зависит от всеобщего закона, тот, кто понимает свой долг и обязанности перед другими людьми и перед собой. Принуждение никогда не может быть справедливым. Но если античное общество требовало справедливости прежде всего от богов, а средневековое – от единого Бога, то современное общество требует справедливости правил. Мы требуем справедливости даже не от конкретного человека – правителя или политического лидера, а от системы. Поэтому правильное общество – это системно организованное общество свободных индивидов, которые равны перед законом и обладают равными человеческими правами.

Но насколько простираются требования социального равенства как принципа справедливости? Мы уже отметили, что все способы насильственного обеспечения свободы и равенства обречены на неудачу. Но если учитывать мирный характер преобразований, какой должна быть политика рыночных государств в отношении перераспределения, направленного на создание справедливого общества?

Первый принцип справедливости: все люди имеют равные права на основные свободы. Это главный принцип – справедливость основана на равенстве прав, но заметим – не на равенстве доходов. Роулз, как и многие другие, понимает, что полное равенство доходов в обществе обеспечить невозможно. Можно взять и поделить все деньги поровну среди всех членов общества, но завтра опять наступит неравенство, так как каждый по-своему распорядится этими средствами. Один проиграет свои деньги в карты, другой их потеряет, третий подарит кому-нибудь и т. д. Поэтому простое равенство касается только основных прав и свобод, заметим опять – только основных.

Второй принцип справедливости: неравенство оправдано только тогда, когда оно всем выгодно, в первую очередь выгоды должны получать те, кто находится в худшей ситуации. Неравенство всегда будет существовать, но оно должно быть оправданным и эффективным, то есть всем приносить выгоду. Например, общество допускает неравенство в доходах или собственности, но такое неравенство должно быть морально оправдано – богатый человек должен платить повышенные налоги, из которых безработный или бедный человек получит социальное пособие.

Суть теории справедливости Роулза, как видите, сводится к оправданию социальной политики государства благосостояния – все должны иметь минимальный набор благ, но люди могут быть и богатыми, и бедными, благодаря неравенству между ними происходит перераспределение ресурсов. Зависимость простая: когда богатые становятся еще богаче, бедные от этого получают больше выгод. Для этого существует налоговая система – прогрессивное налогообложение доходов, повышенные налоги на предпринимательскую деятельность и т. п.

Мысленный эксперимент – жанр интеллектуальной головоломки, известный еще с античности. Это опыт, который проводится в воображаемых условиях, например, чтобы решить сложную дилемму. Все, что вам нужно, – точно представить ситуацию и понять, как в ней разовьется сюжет.

Эти два принципа позволяют заботиться о собственном благе и при этом накладывают ответственность за состояние других членов общества.
Как с помощью двух принципов справедливости спроектировать общество. подробности: ни диктатура, ни авторитаризм, ни социализм, ни либертарианство не прдходит.
Очевидно, что для соблюдения принципов Ролза потребуются институты с ярко выраженной социальной политикой и функциями распределения благ. Например, институты здравоохранения должны обеспечивать каждого правом на здоровье, ведь справедливость достигается, когда каждый человек имеет доступ к услугам, в которых он нуждается. Вспомним людей из мысленного эксперимента: непредсказуемость собственного положения вынуждает их заключать общественный договор. Здоровье в реальности – даже еще большая лотерея, ведь его можно неожиданно потерять, и от болезней не застрахованы ни богатые, ни бедные. Причем, по всей видимости, доступ к качественным медицинским услугам не должен ограничиваться узкой клиентурой богатых и успешных.

Разумеется, такой рецепт справедливого мира не без изъяна, и он терпит разного рода критику. Может вызвать скепсис стратегия максимина, поскольку она не единственно возможная для ничего не знающей о себе группы людей. В версии Ролза все участники как на подбор мечтают свести риски к минимуму, хотя вполне резонно прибегнуть и к чуть большему риску в выборе правил – как в казино или ставках. Если участники решат рискнуть, то идея распределения благ окажется несбыточной.

\u0422\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c,\u0434\u0430\u0432\u0430\u0439\u0442\u0435 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0435\u043c \u0438\u0437\u044a\u044f\u043d\u044b, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043d\u0435 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0442 \u0432\u044b\u0448\u0435\u0443\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043d\u0430\u043c\u0438 \u043f\u0443\u043d\u043a\u0442\u0430\u043c. \u0427\u0435\u043c \u043e\u043d\u0438 \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f? \u0412 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u0435 \u0441\u0432\u043e\u0451\u043c \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0430\u043b\u0447\u043d\u044b\u0435 \u0438 \u0436\u0435\u0441\u0442\u043e\u043a\u0438\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430,\u0442\u0430\u043a \u0447\u0442\u043e \u043d\u0443\u0436\u043d\u043e \u0438\u0441\u043a\u0430\u0442\u044c \u043f\u0443\u0442\u044c,\u0434\u043b\u044f \u0438\u0437\u0431\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u044d\u0442\u0438\u0445 \u0441\u0442\u0435\u0440\u0435\u043e\u0442\u0438\u043f\u043e\u0432. \u041a\u0430\u043a\u043e\u0439 \u0436\u0435 \u0438\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u043f\u0443\u0442\u044c \u0432\u044b\u0431\u0440\u0430\u0442\u044c? \u0412\u0435\u0434\u044c \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0430\u044e\u0449\u0438\u043c\u0438, \u0434\u0430 \u0438 \"\u0432\u0436\u0438\u0432\u0443\u044e\" \u044d\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u043e. \u0414\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u043f\u043e\u0434\u043a\u0440\u0435\u043f\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0432\u043b\u0438\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0438\u043b\u044b,\u0434\u043b\u044f \u0441\u0438\u043b\u044c\u043d\u0435\u0439\u0448\u0435\u0433\u043e \u043d\u0430\u0442\u0438\u0441\u043a\u0430 \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u043c\u043e\u0440\u0430\u043b\u044c. \u041a\u0430\u043a \u0436\u0435 \u0438\u0445 \u0437\u0430\u0432\u043b\u0435\u0447\u044c? \u0412\u043e\u0442 \u0442\u0443\u0442 \u0442\u043e \u043d\u0430\u043c \u0438 \u043f\u043e\u043d\u0430\u0434\u043e\u0431\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \"\u0432\u0436\u0438\u0432\u0443\u044e\".
\u0414\u0430\u043b\u044c\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u0435 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f,\u044d\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0438. \u041d\u043e \u043e\u0442 \u0442\u0430\u043a\u043e\u0433\u043e \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044f \u0441\u043e\u0431\u044b\u0442\u0438\u0439,\u043d\u0435 \u0441\u0442\u043e\u0438\u0442 \u043e\u0436\u0438\u0434\u0430\u0442\u044c \u0447\u0435\u0433\u043e-\u0442\u043e \u0441\u0435\u0440\u044c\u0435\u0437\u043d\u043e\u0433\u043e,\u0432\u0435\u0434\u044c \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u043d\u0435\u0441\u0435\u0442 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u0438\u0434\u0435\u044e,\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0430 \u043e\u043d\u043e \u0441\u0430\u043c\u043e \u0435\u0435 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u043c\u0435\u043d\u044f\u0435\u0442,\u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u043d\u0435 \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0438\u0442\u0441\u044f.

AHichkok

Для начала давайте рассмотрим,что для большинства представляет справедливое общество.Справедливостью является понятие о должном,значит общество,содержащее в себе требование соответствия деяния и воздания мы и хотим видеть.
Теперь,давайте найдем изъяны, которые не соответствуют вышеуказанными нами пунктам. Чем они отличаются? В большинстве своём люди алчные и жестокие существа,так что нужно искать путь,для избавления этих стереотипов. Какой же именно путь выбрать? Ведь распространение собственного мнения может не подержаться окружающими, да и "вживую" это делать достаточно сложно. Должны подкрепиться более влиятельные силы,для сильнейшего натиска на общественную мораль. Как же их завлечь? Вот тут то нам и понадобиться действие "вживую".
Дальнейшие последствия,это дело времени. Но от такого развития событий,не стоит ожидать чего-то серьезного,ведь общество несет собой идею,и пока оно само ее не поменяет,ничего не изменится.

Новые вопросы в Литература

Написать сочинение сказки Муму И.С.Тургенева План: 1.Вступление Место героя в системе образов Какова историческая основа данного произведения? Чем хар … актеризуется это время в России Реальная история И.С.Тургенева изменил финал 2.Основная часть Характеристика Герасима ''Из всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим'' Новые обязаности Герасима Какие сравнение использует автор при описании Герасима Почему Тургенев изменил конец с глухонемым

Что в главе "Кукла" Владимира Короленко "В дурном обществе" эта глава самая важная? Как герои проявляют себя в этой главе?

По мере постепенного продвижения от ступени к ступени занавес неведения постепенно приподнимается и участники гипотетической конвенции приобретают все более обширные знания в отношении общества и самих себя до тех пор, пока по прошествии четвертой ступени этот занавес не спадает вовсе. После того, как основные принципы справедливости выбраны, о чем шла речь выше, наступает черед второй ступени - справедливой политической конституции, закрепляющей основные права и свободы. На этой ступени участники конвенции уже знают принятые ранее принципы справедливости. Они также получают информацию о наиболее общих фактах своего собственного общества. Справедливая конституция предполагает обширную свободу, которая не будет

В определенных случаях правительство может ограничить свободу. Но только в интересах самой свободы и исходя из необходимости поддержания безопасности. Это означает, что свобода совести не может быть ограничена ни при каких обстоятельствах. В частности, принципы толерантности обязаны действовать даже в отношении нетолерантных.

Принцип равного гражданства предполагает, что граждане получают возможность свободного участия в политическом процессе. С этой целью понадобится разделение властей, а также сдержки и противовесы, направленные против возможных злоупотреблений властей, понадобится и билль о правах как гарантия их сохранения. Справедливая политическая конституция это та, которая ограничивает власть правительства, но оставляет ему достаточно полномочий поддерживать закон.

Затем следует третья, законодательная ступень, где рассматриваются справедливые законы и закладываются механизмы экономической и социальной политики. На этой ступени индивиды выбирают основные экономические и социальные устройства государства благосостояния. Справедливый экономический порядок в основном следует второму принципу справедливости. Ролз полагает, что социализм и капитализм могут в равной степени соответствовать второму принципу справедливости . Речь идет о том, как можно максимально воплотить в жизнь принципы различия и честного равенства возможностей. Стремление правительства обеспечить равный доступ к образованию и культуре путем субсидий общественному образованию предполагает честное, а не формальное равенство возможностей. Оно обеспечивает равные условия соревнования. Оно предотвращает образование монополий и гарантирует всем социальный минимум.

Ролз уделяет внимание также поддержанию институциональной справедливости. Он понимает, что в реальной жизни институциональная справедливость не может быть реализована со всей полнотой, и отвечает на наши сомнения следующим образом:

Участники гипотетического соглашения не только выбирают принципы, они также дают обязательства следовать юридическим обязательствам, из них вытекающим. Все они понимают, что не может быть абсолютно справедливого общества. Любой закон может быть совершенен лишь до определенных пределов. Речь идет о справедливой, но несовершенной процедуре. В связи с тем, что несправедливость все же будет иметь место и источником ее будут как сами законы, так и граждане, эти законы нарушающие, полная теория справедливости должна решать вопросы теории наказаний, компенсаторной справедливости, гражданского неповиновения, но все это выходит за рамки общей теории самого Ролза и ждет своих исследователей.

На четвертой ступени, когда занавес неведения уже совершенно отсутствует, рассматриваются проблемы формальной справедливости - беспристрастного применения справедливых правил и законов судьями и чиновниками.

Институты Ролза - это институты конституционной демократии с ярко выраженной социальной политикой и акцентированными функциями распределения благ. Справедливость основных институтов рождает политические обязанности граждан, требуя подчинения справедливым законам и допуская лишь ограниченные формы протеста вроде демонстраций и кампаний гражданского неповиновения.

Читайте также: