Как сделать общественный транспорт бесплатным

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Минтранс предлагает через 15 лет сделать проезд в общественном транспорте России бесплатным при условии, что за проезд по дорогам будут платить автомобилисты. Эти меры предусмотрены в обновлённом проекте транспортной стратегии, оказавшемся в распоряжении РБК.

"Бесплатный проезд в общественном транспорте Минтранс предлагает ввести при условии внедрения механизма "пользователь платит" для всех категорий автомобилистов. Эта схема предусматривает, что с 2025 года будет взиматься плата за проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году — со "всех категорий пользователей дорог", включая дорожную сеть городских агломераций. Но в стратегии не уточняется, станет ли платным проезд на личном автомобиле по всем видам дорог".

На самом деле это не одна новость, а две – хорошая и плохая.

Во-первых, то, что Минтранс придумал финансировать общественный транспорт за счёт взимания платы с автомобилистов – это хорошо.

Потому что хоть автомобилисты и платят сейчас дорожный налог, его не хватает даже на ямочный ремонт. Все дорожные проекты в России финансируются из общего котла, и в итоге у нас не остаётся денег на общественный транспорт. Поэтому пассажирам достаются ПАЗики и маршрутки, а электротранспорт мэры убивают. С общественным транспортом у нас всё очень плохо, за исключением нескольких городов.

Финансирование общественного транспорта за счёт автомобилистов – это общемировая тенденция. Это массово происходит в Европе за счёт платных парковок, за счёт налогов и других решений.

К тому же, плату за проезд по дорогам и улицам можно использовать как инструмент борьбы с пробками. Если тебе надо поехать куда-то в час пик, ты не платишь своим временем, ты платишь рублём. Схема простая и рабочая, так что первая новость – это скорее плюс.

Что касается введения бесплатного общественного транспорта на данном этапе, то это утопия, которая, скорее всего, ни к чему не приведёт.

Общественный транспорт в России в ужасном состоянии, и когда ты предлагаешь какие-то решения по его оптимизации, по введению выделенных полос, один из аргументов – что это поможет экономически вытянуть городское предприятие. То есть мы делаем хороший сервис, он привлекает людей, пассажиры оставляют больше денег, состояние муниципального перевозчика улучшается, у него появляются деньги на закупку нового подвижного состава и т.д.

И через этот понятный инструмент многие руководители осознают, что общественный транспорт – это сервис, и он должен быть качественным. Потому что, как правило, этого понимания нет от слова "совсем". Самый распространённый миф – что общественный транспорт должен окупаться за счёт продажи билетов. Конечно же, нет, такого не бывает никогда, и из-за этого возникает много проблем.

Если же мы убираем этот параметр, то совершенно непонятно, как это всё организовывать. У нас очень мало городов перешло на брутто-контракты, и получается, что деятельность перевозчиков финансируется напрямую из бюджета, а не за счёт выручки от продажи билетов. Это основной момент, потому что бизнес не будет работать бесплатно. Если пассажиры не платят за общественный транспорт, то платит кто-то другой, и неизвестно, где эти деньги брать.

Второй момент – у городов не будет мотивации улучшать общественный транспорт. А зачем? Он и так бесплатный – ездите на том, что дают и не вякайте! Поэтому я считаю, что мы ещё просто не готовы к введению бесплатного общественного транспорта. Как будет в 2035 году, не знаю, но вряд ли что-то радикально изменится.

Ну и в целом в мире есть лишь единичные примеры бесплатного проезда, и они демонстрируют неоднозначные результаты.

В Таллине, который часто вспоминают, введение бесплатного общественного транспорта вообще не было инструментом привлечения пассажиров. Это было нужно, чтобы люди прописались в городе и платили налоги в бюджет муниципалитета, а не в пригородах – и это сработало.

Говорить, что мы по всей России введём бесплатный общественный транспорт – это немного странно. В конце концов, это дело каждого отдельно взятого города, такие вопросы никогда не решаются на уровне федерации. То есть если такой эксперимент и возможен, то где-то на местах, а не по всей стране.

Кому положен бесплатный проезд в транспорте: разбираем льготы на федеральном и региональном уровне

Некоторые категории россиян имеют право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте. Такие категории граждан утверждаются по всей стране на уровне региона. В данной статье будет рассмотрено, кому же предоставляется льготный проезд на городском муниципальном транспорте или в междугородних поездах.

Бесплатный проезд отдельным категориям граждан по всей России

В России предусмотрено право некоторых социально уязвимых категорий на бесплатный или льготный проезд в муниципальном и в междугороднем железнодорожном транспорте. Такие нормы прописаны в федеральных законах, подзаконных нормативных актах и правилах железнодорожного транспорта.

К льготным категориям относятся дети, инвалиды, пенсионеры и работники отдельных организаций. Но для каждого льготника установлены свои категории транспорта для бесплатного проезда. Итак, давайте посмотрим, кому предоставляются льготы на проезд в соответствии с федеральным законодательством и в какой виде: льгота, частичная льгота или компенсация.

В соответствии с Уставом автомобильного транспорта (Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ) за детей в возрасте до 7 лет родители (или опекуны/попечители) имеют право не платить за проезд при условии, что на ребенка не выделяется отдельное место. Такие условия применяются не только в городском муниципальном транспорте, но и на коммерческом (то есть, в маршрутках). Хотя некоторые родители предпочитают заплатить за проезд ребенка и посадить его на отдельное место – но это уже желание конкретного пассажира.

Однако, если необходимо провезти детей в возрасте до 12 лет (минимальный возраст не указан) с выделением отдельного места, то достаточно будет заплатить по детскому тарифу – 50% от стоимости проезда. Такое условие прописано в статьях 1 и 21 Устава автомобильного транспорте.

Но в городском муниципальном транспорте, по факту, оно не применяется – оплата 50% от стоимости проезда взымается на междугороднем или железнодорожном транспорте, например в поезде или на междугороднем автобусе (то есть, там, где пассажиров рассаживают по местам).

Правила взимания платы за проезд на железнодорожном транспорте регулируются Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111. В пункте 15 Порядка оказания услуг по перевозке пассажиров и ручной клади указано, что дети в возрасте до 5 лет имеют право на бесплатный проезд в ж/д-транспорте без предоставления отдельного места, а в возрасте от 5 до 10 лет – по детскому тарифу.

Дети-сироты

Бесплатный проезд в муниципальном городском, пригородном и междугороднем железнодорожном транспортах для детей-сирот предусмотрен статьями 6 и 7 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Согласно статье 6 этого закона, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей дети имеют право на бесплатный проезд в городском муниципальном и пригородном железнодорожном транспорте, а для сельской местности – на внутрирайонном транспорте, при условии, что они очно учатся на бесплатной основе и по основным профессиональным образовательным программам.

Дополнительно таким детям предоставляется бесплатный проезд к месту учебы и обратно один раз в год.

Если такому ребенку полагается санаторно-курортное лечение, у него также есть право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Пенсионеры отдельных регионов

Пенсионер, получающий страховую пенсию по старости или по инвалидности, и проживающий в районах Крайнего Севера или на приравненных к ним территориях, имеет право на бесплатный проезд к месту отдыха и обратно. Но есть некоторые условия.

Изначально проезд не льготный, билет нужно покупать за полную цену, которую впоследствии компенсирует государство. Пенсионеру нужно будет написать соответствующее заявление в ПФР и ему перечислят сумму, потраченную на приобретение билетов. Второе условие – получить компенсацию можно только один раз в два года. Такие условия прописаны в статье 34 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1. Конкретные размеры и порядок выплаты регулируются Постановлением Правительства от 01.04.2005 № 176.

Инвалиды

Служебные поездки

Некоторые пассажиры имеют право на бесплатный или льготный проезд на муниципальном городском или железнодорожном транспорте по работе. Например, почтальонам бесплатно выдаются проездные билеты на городской транспорт (кроме маршруток и такси). Если работники Почты работают в сельской местности, то их обязаны обеспечить бесплатным проездом на местных пригородных и междугородних автобусах.

Аналогичные льготы предоставляются и другим сотрудникам с разъездным характером работы, например, мерчендайзерам или курьерам.

Кроме того, бесплатным проездом обеспечиваются военнослужащие при служебных командировках или в связи с переводом на новое место службы. Причем неважно – каким видом транспорта они будут добираться до заданного места (воздушным, водным или железнодорожным).

Категории льготников в Москве

Как уже отмечалось ранее, регионы имеют право устанавливать свои категории льготников для предоставления бесплатного проезда. Для примера мы расскажем о категориях льготников в отношении проезда в общественном транспорте в Москве.

Родители детей-инвалидов

  • родители детей-инвалидов;
  • опекуны и попечители детей-инвалидов;
  • пассажиры, сопровождающие детей-инвалидов;
  • один из родителей ребенка инвалида в возрасте до 23 лет, который учится в образовательном учреждении.

Многодетные семьи

Согласно статье 29 Закона г. Москвы от 23.11.2005 № 60 также право на бесплатный проезд в городском муниципальном транспорте имеют дети из многодетных семей в возрасте до 16 лет. Кроме городского транспорта, не платить за проезд они могут на пригородном железнодорожном транспорте.

Аналогичное право предоставляется одному из родителей многодетной семьи. Но для членов многодетных семей есть исключение – проезд в маршрутках и такси для них остается платным.

Обучающиеся в профессиональных учреждениях

Студенты и школьники имеют право на льготный, но не бесплатный, проезд в городском муниципальном транспорте, а также на пригородном железнодорожном транспорте. Льгота предоставляется только в период с 1 сентября по 15 июня ежегодно. Такие учащиеся платят за проезд только 50% от стоимости взрослого билета. Это правило прописано в статье 27 Закона г. Москвы от 23.11.2005 № 60.

Но для льготного проезда студент или школьник должен учиться по очной форме в образовательном учреждение, которое имеет государственную аккредитацию. В противном случае, например, для заочников, льгота на оплату проезда не действует.

Но есть одна категория студентов, которым предоставляется бесплатный проезд – это работающие студенты, которые учатся на заочном отделении в ВУЗе. Таким сотрудникам работодатель один раз в год оплачивает проезд к месту учебы и обратно.

А вот работающим студентам, которые обучаются в ССУЗе, работодатель оплачивает только 50% от стоимости проезда к месту обучения и обратно. Это все прописано в статьях 173 и 174 Трудового кодекса РФ.

Пенсионеры и предпенсионеры

Дополнительно пенсионерам, которым положено санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям, органы соцзащиты по заявлению компенсируют расходы, потраченные на покупку железнодорожных билетов к месту лечения и обратно. Такая льгота прописана в части 13 статьи 8 Закона г. Москвы от 03.11.2004 № 70.


В Минтрансе рассчитывают, что через 15 лет проезд в общественном транспорте можно будет сделать бесплатным. Однако взамен с автомобилистов будут взимать плату за проезд по большинству дорог на личных авто, в том числе и в крупных городах.

Минтранс допустил возможность сделать проезд на общественном транспорте в российских городах бесплатным с 2035 года. Об этом сообщает РБК со ссылкой на обновленный проект транспортной стратегии, который подготовило ведомство.

В документе указано, что внедрение такого механизма поможет финансировать транспортную инфраструктуру и регулировать ее использование как перевозчиками, так и населением.

Минтранс предлагает в районах массовой застройки активно развивать внеулочный транспорт (метро и легкий рельсовый транспорт), а на территориях населенных — стимулировать население ездить на немоторизированных видах транспорта, таких как велосипеды, самокаты.

Новая транспортная стратегия Минтранса находится в процессе доработки, и проект с бесплатной системой общественного транспорта пока что на стадии обсуждения. Финальная версия стратегии будет внесена в правительство в феврале 2021 года, рассказал РБК источник, близкий к правительству.

— указал он в беседе с РБК, добавив, что при бесплатном общественном транспорте основная нагрузка ляжет на бюджеты и будет распределена поровну среди всех налогоплательщиков.

В обновленном проекте транспортной стратегии Минтранс говорится, что к 2035 году проезд в общественном транспорте в России станет бесплатным.

Минтранс планирует бороться с переизбытком авто в городах

Как пишет РБК, информацию подтвердили в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Бесплатное автобусы, троллейбусы, метро возможны только при внедрении механизма "пользователь платит" для всех категорий автомобилистов.

За проезд по дорогам регионального значения будет взиматься плата с 2025 года, а с 2035 года хотят ввести оплату за "все категории пользователей дорог". В документе не указано, будет ли в платным проезд на личном авто по всем видам дорог.

В документе сказано, что изменения призваны стимулировать "использование транспорта общего пользования и сокращения пользования личным транспортом в крупных городах". В провинции же хотят стимулировать проезд на немоторизованных видах транспорта, а в районах массовой застройки - развивать внеулочный транспорт.

В Минтрансе сослались на исследования, где говорится, что общественный транспорт пользуется меньшей популярностью, чем личный.

Что еще почитать

30-летний российский актер и певец, Никита Пресняков, внук Аллы Пугачевой, сын певца Владимира Преснякова-младшего и певицы и актрисы Кристины Орбакайте популярно объяснил подписчикам своей страницы Instagram, почему в США ему комфортнее, чем в России

Никита Пресняков матом объяснил кардинальное отличие русских от американцев

Редактор оборонного издания Daily Telegraph Кон Кафлин опубликовал материал, в котором предрекает, что президент России Владимир Путин в связи с Украиной может сделать ошибку

Британский аналитик предрек ошибку Путина "катастрофических масштабов"

Последний месяц зимы богат на законодательные и административные новинки, касающиеся пожилых россиян, находящихся на заслуженном отдыхе

Что ждет пенсионеров с 1 февраля: индексация, налоги, долги

ГСУ СК России по Московской области сообщило на своем сайте о задержании 36-летнего жителя Волоколамска по подозрению в похищении, изнасиловании и убийстве супруги

Похитителем, насильником и убийцей женщины в Волоколамске оказался ее муж

Советского и российского актера театра и кино, кинорежиссера и балетмейстера Валерия Николаева охрана не пропустила в зал павильона Мосфильма №1 накануне вечером, где проходила церемония вручения кинопремии

Актера Валерия Николаева выставили с "Золотого орла": "Хулиган и бандит"

В регионах

Истории "понаехавших" в Крым: "Какие тележки? Вы откуда прилетели?"

Евгения Шульга переехала с мужем, двумя детьми, тремя собаками в Севастополь в августе 2017 года из Москвы

Воспитанник детдома объяснил, почему зарезал водителя в Магнитогорске

Полиция задержала подозреваемого в убийстве на проспекте Пушкина

Фото Видео 18074

Фото Видео 10030

Кравцов оценил необходимость перевода школ на дистанционное обучение

Судья, прокурор и конвой в Петербурге не попали на работу из-за снега

Лавров предупредил Запад о подрыве отношений с Россией

Гинцбург сомневается, что "Омикрон" станет завершением пандемии

Медведев взял второй сет у Надаля в финале Australian Open

Самое читаемое

Для пенсионеров ввели новый налог с 1 февраля

Российские пенсионеры с 1 февраля 2022 года начнут платить новый налог

Профессор предложил 9-летней студентке МГУ Алисе Тепляковой вернуться в школу

Судьба 9-летней студентки факультета психологии МГУ Алисы Тепляковой по-прежнему остается в центре внимания

Женщина засунула в прямую кишку супруга морковь, чтобы улучшить потенцию

Накладные ногти помешали жительнице столицы удержать морковку в сексуальных играх

Автовзгляд



Под стук коленвала: Hyundai Solaris будет использовать комплектующие от УАЗ


Womanhit




Охотники.ру

В Обской губе браконьеры наловили на полтора миллиона


Нарушителя лишили права охоты за подствольный фонарь


Воронежские охотники просят разрешить до конца года охоту на ворону и грача


Московский Комсомолец

Читателям

Рекламодателям

Читайте также: