Как сделать оброть на коня

Обновлено: 06.07.2024

1. Приручить, оседлать, обхватить (коня, бревно и т.п.), перен. завладеть. – Обратаешь ее, твое счастье (1. 192); Ногами обратают бревно на срубе, а сами глазами в глухомань пялят (2. 312).

Смотреть что такое "обратать" в других словарях:

обратать — сов. перех. Заставить измениться кого либо или изменить что либо в желательном направлении. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ОБРАТАТЬ — накинуть на голову коня оброть недоуздок, приучить дикого коня к привязи … Казачий словарь-справочник

ОБРОТЬ — ОБРОТЬ, обротка жен. недоуздок, конская узда без удил и с одним поводом, для привязи, обычно воровенная или лычная. Была бы оброть, а коня добудем (с обротью ходят коней красть). Взяли лошадь, так возьмите и оброть! Живи во плоти, что свинья в… … Толковый словарь Даля

Как правильно подобрать хомут для лошади

В этой статье мы узнаем, как самостоятельно правильно провести измерения лошади и подобрать правильный номер хомута.

Хомуты выпускаются 12 размеров от №0 и до №11.

Размеры хомутов
Номер хомута Длина, мм Ширина, мм
0 440 210
1 460 230
2 485 240
3 510 250
4 535 260
5 555 270
6 585 280
7 610 310
8 640 340
9 670 360
10 710 380
11 740 400

Как это сделать:

Переходим к определения номера хомута, необходимого для данной лошади, для этого нам требуется снять с нее мерки.

Необходим циркуль Вилькенса (зоотехнический циркуль), но так как у меня его нет я в моем случае воспользовался обычным деревянным бруском, который был на конюшне и двумя угольниками или любыми подобными приспособлениями.

Требуется сделать два измерения — это измерение длины и ширины шеи.

Что бы правильно найти линию измерения длины шеи нам нужно провести невидимую линию, от гребня у начала холки до точки перехода шеи в грудь (плечелопаточного сочленения) линия должна быть параллельна положению лопатки лошади.

В этом месте производим измерение, как показано на фотографии ниже.

измерение длины шеи.

Второе измерение-это ширина шеи.

Ширину шеи измеряют у основания в наиболее широкой ее части (в месте перехода шеи в плечи). Фотография ниже.

02.jpg

Далее нам остается лишь подобрать хомут согласно таблице.

Безымянный.jpg

Измерение хомута производят.

длина от верхней внутренней стороны хомутной подушки до внутреннего полотна нижних рожек клещей

ширина на уровне отверстий для гужей между внутренними полотнами клещей

хочется добавить, что новый хомут может показаться несколько меньше тех размеров, которые приведены в таблице. Потому что при производстве хомутов учитывается толщина войлочной части хомутной подушки и кожи, которая обязательно обомнется , а так же удлинение(вытягивание) хомутины.

Необходимо знать:

Маленький хомут будет давить на шею лошади, затрудняя ее дыхание и кровообращение, не доходя до места своего нормального положения. Большой хомут будет низко спускаться у плечелопаточного сочленения и далеко заходить на холку. Такой хомут неизбежно будет болтаться и производить побои их мускулатуры и собьет плечи лошади.

В процессе эксплуатации хомуты приобретают особенности индивидуального строения шеи каждой лошади.

Нельзя использовать один и тот же хомут для разных лошадей! Форма шеи у них разная, и по мере эксплуатации хомут приобретает индивидуальные особенности строения шеи конкретного животного.

Как сделать уздечку для лошади своими руками

Уздечка фабричного производства изготавливается из кожаных ремней, также при создании уздечки используют пряжки для регулирования длины ремней и металлические кольца для скрепления ремешков между собой. Чтобы лучше разобраться, прежде чем делать уздечку самим, надо знать части уздечки для лошади.

Стандартная уздечка состоит из следующих частей:

из повода - та часть, которую всадник держит в руках и управляет лошадью,
из нащечных ремней,
из нахрапника, но его может и не быть,
из затылочого ремня,
из лобного и подбородочного ремней.
Для того, чтобы сшить уздечку для лошади своими руками, вам потребуются следующие инструменты и материалы:

ремни - лучше использовать кожу, хотя подойдут и брезентовые или из другой плотной ткани. Ремни должны быть довольно узкими, 1-1,5 см.
Металлические кольца, диаметр - около 3-ех см.
Швейная машинка - для более аккуратной и быстрой работы, хотя можно использовать и иголку с ниткой.
Ножницы - обрезать ремни и нитки.
Трензель - взять от старой уздечки или купить новую в конном магазине.
Итак, начнём.

1. Возьмите один ремень, предварительно заметив необходимую длину на морде лошади - от одного уголка рта проведите сантиметровую ленту вдоль щек к ушам, проведите по затылку и дотяните до другого уголка. Эту длину отложите на ремне и добавьте около 10 сантиметров на петли. Это будут нащечные и затылочный ремни - три в одном!

2. Далее изготавливаем лобный ремень. Он не очень длинный. Для его замера приложите сантиметровую ленту к месту около левого уха и протягиваем к тому же месту, только справа. Для лучшего понимания посмотрите на картинку. К полученному результату прибавим также 10см.


3. Подбородочный ремень изготавливают по подобной технологии. Берём ремень и отмеряем нужную длину от точки до точки, также, как и в предыдущем пункте, плюс сантиметра три, т.к. подбородочный ремень должен висеть, свободно должны проходить минимум два пальца.

4. Потом лобный ремень продеваем сквозь петли, сшитые заранее и надеваем на нащечный ремень. Тут сшивать ничего не надо, лобный ремень должен свободно двигаться по нащечным ремням.

5. Пришиваем подбородочный ремень к нащечным чуть впереди от лобного.

6. Далее берём трензель и нащечные ремни с обоих сторон продеваем в трензельные кольца и зашиваем концы.

7. Теперь повод. Длина повода отмеряется так, как вам удобно, в среднем длина повода составляет 1-1,5 метра. Оба конца также, как и нащечные ремни пришиваем к трензельным кольца.

В итоге должно получиться примерно так:


Все, ваша уздечка для лошади готова, можете идти и померить её на лошади. А вообще, для регулирования, вместо просто петель надо сделать на всех ремнях пряжки.

Недоуздок изготавливается по подобной технологии, отличия лишь в том, что он делается без трензеля, а вместо него нужен нахрапник, который просто пришивается к нащечным ремням. Недоуздок изготавливается ещё и без повода. А для управления лошадью при вождении на недоуздке, к нахрапнику прикрепляется кольцо, естественно, металлическое и изготавливается чомбур - он вместо повода. Его можно сделать из простой веревки, к концу которой прикрепить прочный карабин.


Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.

В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Конская упряжь несет на себе нагрузку экипажа, поэтому её правильный выбор и подгонка очень важны для сохранения здоровья и работоспособности лошади. Упряжь состоит из кожаных ремней, спроектированных так, чтобы обеспечивать равномерное распределение нагрузки. Упряжью называют крепёжно-тяговую систему для экипажа, а экипировку для верховых лошадей обычно называют сбруёй. Ремни сбруи гужевой лошади должны быть прочными и мягкими.

Раньше на сбрую коня не жалели денег. Как правило, изготовление сбруи велось по индивидуальным заказам, поэтому проводилась идеальная подгонка ремней под конкретное животное. Сейчас можно купить уже готовую упряжь, но чаще всего получается так, что не все детали подходят лошади. Люди, работающие с лошадьми, предпочитают покупать все детали в разных местах. Комплект состоит из списка стандартных элементов, которые указаны ниже. К телу лошади должны прилегать только кожаные части.

Комплект упряжи

Основной комплект упряжи для экипажа и верховой езды

Функции каждого элемента сбруи

Лошадь в упряжи

Упряжь может быть очень красивой

Виды лошадиной сбруи

Упряжь для лошадей классифицируют по двум признакам: предназначение и количество коней, на которых рассчитан комплект. По назначению сбрую делят на выездную, транспортную, сельскохозяйственную и для конной армии. Естественно, последний вариант сейчас не используется, а остался в музейных архивах. Выездные и транспортные экипажи, как правило, многолошадные. Сельхозупряжки бывают на одну и две лошади. По количеству коней упряжки делят на одиночные, двуконные и многолошадные.

Одноконная — самый распространённый тип конской упряжи — создана для 1 животного. Бывает с дугой и без. В бездуговом варианте упряжки всю тяжесть повозки несёт на себе шлея. Обязательно имеются оглобли, горты из кожаных ремней, хомута и удила с прикрепленными вожжами. Зачастую применяют короткие оглобли, которые крепятся к лошадям не к хомуту, как обычно, а к седелке.

Варианты конфигурации упряжки

  • Постромочно-дышловая упряжь используется для одного и двух коней. Основная её задача обеспечивать подконтрольное движение повозки на поворотах и спусках. Удерживающую функцию выполняет дышло. Очень часто при тяге сельхозмашин животные получают специфические повреждения сбруей по причине нажатия дышла на хомут. Для предотвращения этого надо надеть на коня седелку, подтянув постромки с помощью чресседельника. Тогда работоспособность коней внушительно увеличится;
  • Постромочная упряжь — самый простой по конструкции вариант, но неудобный, так как при спусках повозка не тормозится и налетает на лошадь. Не имеет дышла, оглобель и других удерживающих механизмов. Использовать такую упряжку можно только для тех повозок и агрегатов, которые снабжены тормозами, иначе можно навредить лошади;
  • Тачанки активно эксплуатировали до 20 века. Они запрягались четвёркой коней. Упряжь состояла из дышла, скомбинированного с постромками. При этом, две лошади в центре запрягались в дышло, а две пристяжные — за постромки, которые крепились к вагам;
  • Комбинированная упряжка рассчитана на большое количество лошадей. По этому принципу запрягается тройка. Коренник запрягается в элементы, сдерживающие экипаж, а пристяжные — только в постромки для обеспечения тяговой силы. Задача пристяжных — обеспечивать повороты повозки. Таким способом можно запрягать и 6 – 8 лошадей.

Упряжь для тройки

Классическая многоконная упряжь для тройки

Элементы сбруи верховой лошади

Конная армия раньше сильно повлияла на формирование сбруи, поэтому здесь будут рассмотрены не только элементы современной экипировки лошадей, но и предметы исторической упряжи для военных коней:

  • Узда с удилами — главный элемент управления лошадью. В составе конструкции несколько ремней: суголовный, налобный, щёчный, подбородный, намордный. К ним крепятся удила с двумя кольцами, грызла и поводья с темляком. Распространённые виды удил: трензель, мундштук, пелям;
  • Трензель — состоит из грызла и двух колец. За кольца трензель крепится к щечным ремешкам уздечки;
  • Мундштук — удила со специфическими боковыми “щечками”, которые оказывают усиленное действие на рот животного. Мундштуки усилены цепочкой, пристёгивающейся за крючочки так, чтобы охватывать нижнюю челюсть коня. Используется при манежной езде для тонкого управления конём;
  • Пелям — это тот же мундштук, но снабжённый подвижным грызлом. Действует на рот коня слабее, чем мундштук, но сильнее, чем трензель;
  • Для крестьян, путешественников и конного полка было очень важно здоровье и работоспособность коней, поэтому на ночь их прикрывали попоной. Зимние попоны изготовляются из флиса, шерсти с синтепоновой подкладкой. Летние попоны делают из хлопка, сетки (против мух);
  • Вальтрап (покрывало под седло) — исторический элемент конных полков. Назначение — защита спины коней от повреждения седлом. Кроме того, в России он был украшением конского убора. Офицеры щеголяли упряжью друг перед другом, кроме того, цвет вальтрапа отличался в зависимости от цвета обмундирования;
  • Подпруга — широкий ремень из мягкой, но прочной кожи, предназначенный для удержания седла. Охватывает туловище лошади снизу и с боков, затем пристегивается к седлу. Самые лучшие подпруги — из натуральной кожи;
  • Ногавки — это защитное снаряжение, предназначенное для оберегания ног лошади от растяжений и ударов;
  • Недоуздок — это уздечка без удил для содержания коня на привязи;
  • Стремя — петли для ног всадника, прикрепленные к седлу.

Основные детали седла

Основные детали седла и их названия

Какой материал лучше всего?

Изготовление сбруи испокон веков велось из натуральной кожи, на сегодня этот материал также не знает себе равных. Замена текстильными элементами из натурального или синтетического волокна иногда производится, но не рекомендуется. Кожа позволяет дышать, со временем приобретает форму корпуса животного и обладает необходимой мягкостью. Кожаная сбруя — лучший вариант для коня!

Читайте также: