Как сделать образ ребенка

Обновлено: 04.07.2024

Вдохновившись нашей подборкой, вы легко сможете превратить любимую мордашку ребенка в забавного зверька или мультяшного героя. Даже если последний раз кисточку в руках вы держали на уроке рисования!

Почему бы вам самим не попробовать освоить эту живописную процедуру? Так вам удастся не только сэкономить, но и получить удовольствие от творчества. Потратившись разок на краски, вы можете сколько угодно радовать ребенка новыми образами. Кроме того, такие рисунки отлично дополнят соответствующий карнавальный костюм. Сделать аквагрим для детей своими руками не так уж и сложно. Взгляните на эти идеи рисунков на лице для начинающих и попробуйте себя в новой роли художника!

/module/item/name

Как мы уже говорили в первом параграфе диплома, изучение образа ребенка не ограничивается рамками какой-либо одной дисциплины, он проходит своеобразной нитью через многие науки и обнаруживается в искусстве, религии и других сферах общественного сознания. Чтобы более полно в нем разобраться, рассмотрим литературу как отдельную область, в которой этот образ нашел свое отражение.

В России образ детства наделяется глубокой значимостью у М.Ю.Лермонтова. Он высказывает мысль о том, что детство представляется зыбким цветущим островом посреди пустынного моря жизни. Пушкин же в свою очередь относится к детству, так же как и к старости, как просто к моменту в круговороте времен.

Уже в XIX веке концепция романтизма начинает уходить на второй план, отдавая предпочтение другому образу, глубже всего он проявляется у Ф.М. Достоевского. Образ невинного, безгрешного ребенка все более уходит в прошлое. Образ ребенка у Ф.М. Достоевского построен на двойной природе ребенка. С одной стороны – это неповторимая детская чистота, с другой – жестокость во всех своих проявлениях. Это традиционный христианский образ и существо демоническое, готовое разрушить все заповеди. У М.Ф. Достоевского есть высший идеал, который представляет собой уже взрослого с невинностью и непосредственностью ребенка и опытом нравственного сознания.

Противопоставляя образу английскому, в русской литературе сложился свой образ ребенка, для которого специфичным можно считать интерес к миру природы и вещей. Если у Л.Н. Толстого мы увидели направленность на людей, то у Аксакова на первом плане выступает природа и отношение с ней ребенка. Аксаков считает, что ребенок – это человек до грехопадения, тот человек, который нарекал имена всем вещам и животным, пришедшим к нему. Образ ребенка включает в себя увлеченность и вовлеченность в процесс общения с природой, интерес ко всему окружающему. Преимущественный интерес к вещам, а не людям возникает, по мнению Аксакова, только в период младенчества.

М. Твен показывает ребенка, который любит романтику странствий и приключений, радость бездомности. И если у Диккенса, ребенок не любит, даже ненавидит свой дом, потому что он утратил теплоту родства, то Гекльберри Финн ненавидит родной дом, потому что это ограниченное пространство, а ему нужно широта и простор. Если Оливер без слез не может вспоминать о матери, то Финн люто ненавидит своего отца. Детство Финна и Тома Сойера счастливо так же, как и у Николеньки Л.Н. Толстого и Сережи Аксакова, только по-разному они счастливы. Первые полной свободы действия и фантазии, вторые – в единстве себя и земли, глубоком чувстве земли.

У Хемингуэя, Фолкера, Т. Вулфа, Сэлинджера образ ребенка строится на естественности ребенка, нетерпимой к фальши, отвергающей конформизм.

Только в XX веке в русской литературе появляется образ ребенка твеновского типа. Это мальчики сорванцы, дерзкие, отважные, раскованные – это Тимур А. Гайдара. Это ребята готовые к боевым поступкам, они жаждут неизведанности, готовы к любым испытаниям.

В 40 – 50-е гг. XX века у Пришвина, Паустовского выступает сентиментальный образ ребенка, где ребенок окружен реальностью природы и атмосферой сказки, в нем отмечены черты наивности, высокой простоты, детскости.

Но каждый новый образ ребенка — не просто этап углубления художественного познания детства, но и специфический вид социальной проекции, отражение чаяний и разочарований взрослых.

Многомерность и разнообразие детских образов в литературе или портретной живописи отражают не только прогресс художественного познания и различия индивидуальностей авторов, но и изменения в реальном содержании детства и его символизации в культуре.

Система представлений, отраженная в книге, реально активно формирует как образ мира, так и образ ребенка. Образ в книге сам становится второй реальностью, подчас более реальной, чем сама реальность. И поскольку книга - это непредельное расширение связей субъекта социального действия с миром, то чем более открывается книга для личности, тем богаче становится ее личностный образ мира.

Ломов Б.Ф. выделял в построении образа роль слова и определял его формирующую роль через художественную литературу. При помощи слова писатель рисует живую картину, которая потом воссоздается читателем. Так, например, при чтении описаний степи в произведениях М.А. Шолохова возникают не только яркие зрительные образы, но и воссоздаются звуки и запахи.

Строя свой образ мира, человек не может хотя бы в минимальной степени не быть включенным в процесс обучения тому образу мира, который характерен для его социума, потому что книга есть опредмеченная потребность в адекватной включенности в нормативные общественные и личные нравственные отношения. Книга является значимым фактором не только в структурировании, но и в характере созидания образа мира и образа ребенка и их особенностей.

Бородкина Светлана Александровна

Мир детства - неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа. Однако художественный интерес к этому вопросу, возникает лишь на определённом этапе культурного развития общества. Большой вклад в понимание этого мира внесли литература и искусство.

Особый мир сокровенных чувств открывается в творчестве художников. Дети служили им вечным источником красоты и вдохновения.

Живописцы, изображая детские образы, следовали культурным и нравственным канонам своего общества. Западно-европейские художники в течение нескольких веков осваивали духовную сферу детского портрета. Русским мастерам удалось ускоренными темпами искать и разрабатывать изобразительные средства и способы отражения мира детства. Детские образы в русской живописи наделены непередаваемой самобытностью, чувственностью, присущей отечественным мастерам.

Целью проекта является исследование художественных средств передачи образа ребенка в русском изобразительном искусстве для лучшего понимания уклада жизни, нравов, исторических событий разных эпох.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать развитие образа ребенка в произведениях живописи;

2. исследовать изображение детей на картинах К.П. Брюллова;

3. изучить полотна В.А. Серова, посвященные теме детства;

4. выявить особенности передачи чувств детей в творчестве В.Г. Перова;

5. провести анализ детских образов на картинах Ф.П. Решетникова.

Объектом исследования являются произведения изобразительного искусства XII – XX веков.

Предметом проекта являются художественные средства, с помощью которых художники разных эпох передают образ ребенка.

Методами исследования стали наблюдение, анализ, синтез, индукция и дедукция.

1. Образ ребенка в изобразительном искусстве

Дети ― наше будущее; все лучшее ― детям… Эти слова привычны для нас, представление, что дети ― самые ценные члены общества ― давно вошло в плоть и кровь нашей культуры. Но так было не всегда. Большую часть своей истории человечество не замечало своих детей. Сейчас мы осознаем детство как золотую пору жизни, желаем удлинить этот период, ценим многие детские черты и стремимся сохранить их на протяжении своей жизни. Но 200–300 лет назад все было наоборот! Искусство отражает повседневность. Посмотрим, как живописцы прошлого видели ребенка, как они рассматривали детство. Средневековое искусство было по преимуществу религиозным. Рассмотрим иконы с изображениями младенцев, наиболее известные на Руси: это Владимирская Богоматерь, Богоматерь Великая Панагия (см. Приложение 1).

Иконописец не ставил задачи показать детство, ему не было это интересно. Главное для него было создать образ, созвучный христианскому пониманию. Оттого у персонажей иконы как будто бы нет возраста, дети условны, они не обладают чертами детскости. Они целомудренно закутаны с ног до головы. Черты лица детей плохо выражены и символизируют лишь смирение.

Условный образ младенца используется иконописцами и при изображении души: художник писал спеленатого младенца. Ему было необходимо напомнить зрителю о детской чистоте, безгрешности, невинности. Примером является икона Успение Богоматери (см. Приложение 1).

Образ младенца использован с целью выражения трепетного отношения матери к ребенку. Тело ребенка не пропорционально, но этому и не уделялось внимание. Важное значение отдано лишь глазам - они обращены на мать и одновременно - на молящихся.

В конце века наступает эпоха сентиментализма, когда человек открывает для себя мир чувств в культуре и живописи. Возникает культ семьи, дружбы, романтической любви, природы. Художника привлекает камерная жизнь, слитая с природой.

2. Дети на картинах К.П. Брюллова

Карл Павлович Брюллов создает идеальные образы, его меньше всего интересует конкретный человек. Не случайно Брюллов так любил изображать мать с ребенком - самый возвышенный образ, известный художникам всех времен и народов (см. Приложение 5).

3. Мир детства в творчестве В.А. Серова

Выдающийся мастер портретной живописи В.А. Серов в отличие от К.П. Брюллова предлагает совершенно другое решение темы детства. Живопись В.А. Серова отличалась глубоко реалистической манерой изображения.

Его полотна, воплощающие детскую тему, отмечены не только глубиной постижения мира детства, но и проникнуты высоким и светлым чувством. Несомненной заслугой В.А. Серова как живописца являлось, что он сумел проникновенно увидеть в детях восторженность и радостность восприятия жизни, очарованность ею, которые уже никогда не повторятся в их взрослой жизни, обременённой тревогами и заботами (см. приложение 6).

Яркий образ детства мы видим в портрете четырехлетнего мальчика Микки Морозова. Кажется, портрет исполнен в одно мгновение. Серов создал, умный, серьезный и правдивый образ. Ребенок сидит в глубоком кресле, отчего его фигурка кажется еще более хрупкой. Холодный белый тон костюмчика подчеркивает теплоту смуглого лица, румяна щек, ярких губ, переливающихся бронзой пушистых волос. Рот слегка приоткрыт. Какая-то мысль рождается в детской голове. Во всем облике Мики чувствуется движение, взволнованность, нетерпение и любопытство. Особенно это состояние подчеркивается широко раскрытыми глазами, распахнутыми миру. Поза мальчика также выражает эту внутреннюю энергию: кажется, вот-вот соскочит он с кресла, побежит, и мы услышим его звонкий, как колокольчик, смех. Краски, которые использует художник, выражают настроение картины и ее душу, от белого тона костюмчика мальчика, его золотисто-коричневой фигурки до темно-коричневого фона.

Свободная композиция картины дала возможность Серову показать четырехлетнего ребенка в движении, захваченного изменчивостью впечатлений.

Таким образом, мы видим, что каждая картина В.А. Серова, обращённая к вечной теме – мира детства, – своеобразное творческое открытие художника, открытие того, что когда-то происходило с ними, того, что уникально и неповторимо. Но не только уникальность и мимолётность сказочного мира детства блестяще воплотил на своих картинах выдающийся русский живописец. Он сумел в своих произведениях передать тончайшие нюансы внутреннего мира и душевного состояния детского мирозерцания.

4. Дети в творчестве В.Г. Перова

Во второй половине XIX века наступает эпоха критического реализма.

Образы прекрасного детства сменяются трагическими образами, демонстрацией страданий ребенка в жестоком мире. Невыносимые тяготы, тяжелые судьбы, беспросветные страдания пронизывают картины В.Г. Перова (см. Приложение 7).

Глядя на эту картину, сжимается сердце и хочется плакать. А кругом белая, холодная равнина, мрачное, мглистое небо. И ни души. Только собачка-дворняжка вместе с осиротевшей семьей провожает покойного.

Картина написана довольно просто, без лишних изысков. Исходя из стиля написания, её относят к реализму, столь любимому Перовым. С первого же взгляда картина переносит зрителя в типичную для того времени сельскую жизнь. Сюжет очень незатейлив и прост, что придаёт картине особый шарм.

Г лавными действующими лицами являются обыкновенные босоногие ребятишки, которые спят на соломе в каком-то старом сарае.

Если внимательно посмотреть, с какой тщательностью и бережливостью прорисованы все детали, становится понятным, насколько автор любит то, что рисует, и даже человек, не слишком сведущий в живописи, невольно начинает симпатизировать несчастным героям картины.

Мягкий косой свет, который падает сверху из окна, по большей части освещает девочку. Мальчик же практически весь остаётся в тени. Перов прекрасно воспроизводит очень сложные ракурсы очертаний детей. Можно заметить, как автор любуется запрокинутой головкой девочки. В умелом построении композиции и грамотном использовании светотеней проявляется весь талант художника.

Каждая из этих картин – законченная новелла о человеческом горе, о непростой судьбе детей.

5. Детские образы на картинах Ф.П. Решетникова

XX век положил начало новому течению в живописи, которое получило название социалистический реализм. Одним из ярких представителей этого времени был Ф.П. Решетников, посвятивший немало полотен раскрытию детских образов.

Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Светлая голова с хохолком на макушке, пухлые губы, живые, немного грустные глаза. Ребенок хорошо виден на фоне голубовато-белой стены комнаты, на него падает свет из бокового окна. Все присутствующие смотрят на него и обращают тем самым внимание зрителя тоже на него. Лицо круглое, румяное, раскрасневшееся от мороза. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку.

Образ сестры в глубине комнаты – полная противоположность: аккуратная, подтянутая, в пионерском галстуке. В згляд и поза выражают осуждение, неодобрение. Она возмущена поведением брата; стоит чуть склонив голову, внимательно, требовательно смотрит на брата.

Даже вещи и цвета как будто упрекают двоечника. Ярких цветов нет, может, они все поблекли при виде мальчишки, который, наверное, не первый раз заработал двойку. Автор запечатлел момент, когда в комнате наступила полная тишина, только ветерок из окна на кухне дует, напоминая нам, что время остановилось. Минуту назад мама могла разговаривать с дочкой, а младший братишка петь веселую песенку, но сейчас все замолчали и смотрят на мальчишку-хулигана. А он ни на кого не смотрит, он смотрит себе в душу, в сердце.

У суворовца, начищенные до блеска ботинки, пуговицы и пряжка отливают золотом, чёрная форменная шинель с красными погонами, серая шапка-ушанка на голове, отутюженные брюки с красными лампасами, в левой руке он держит чемодан. У мальчика белоснежная улыбка, розовые щёки, широко распахнутые глаза. Дедушка и сестра, очень рады его приезду . Скорее всего, он рапортует деду об успешном завершении четверти, дед же с удовольствием принимает рапорт внука. Осанка деда и его военная выправка свидетельствуют о том, что в прошлом он был военным человеком.

Эта картина пронизана радостью близких, увидевших друг друга после долгой разлуки.

Эти полотна привлекают тем, что делают зрителей участниками семейных печалей и радостей. На картинах художник не просто воссоздает реальные житейские сцены, но и очень хорошо передает характеры детей, их желания, стремления, печали, горести, надежды, отношение к жизни.

В замысле картины большое значение имеет приглушенный колорит: темная одежда на мальчиках, серая мостовая: белая надпись особо выделяется на грязной стене. Красный цвет (флаги, транспаранты) вызывает чувство тревоги и, в то же время, придает больше уверенности в победе за мир.

За судьбами мальчишек - судьбы поколений, страницы жизни того времени, волнующие и многозначительные!

Так в отдельной, будто невзначай выхваченной из жизни сценке художник умеет показать глубокий и серьезный смысл, умеет стать летописцем дней и событий, активным участником которых является он сам.

Ф.П. Решетников - художник тонкой наблюдательности, умеющий обобщить и выбрать главное, взять в жизни не частное и случайное, а общее, наиболее типическое и закономерное. Поэтому он и может вложить в жанровую сценку так много жизненных наблюдений, выводов и обобщений, поэтому каждая такая сценка - повод для размышлений, пища уму, сердцу и воображению зрителя.

Каждую из этих картин можно сравнить с коротким рассказом - та же конкретность сюжета, выпукло очерченные характеры, точность композиции. Художник захватывает зрителя, как писатель делает это с читателем. Картина дает лишь один конкретный момент из жизни детей. Воображение дорисует остальное, то, что художник в силу специфики своего искусства не мог показать на полотне.

Мир детства сложен и содержит в себе другие миры. Это мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Детство – не просто период человеческого развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание.

В данном проекте была предпринята попытка определения художественных средств передачи образа ребенка в в произведениях русских живописцев XII - XX веков:

1. П роанализировано развитие образа ребенка в произведениях живописи. Анализ показал, что на протяжении XII – XX веков в искусстве осуществлялся поиск наиболее выразительных средств изображения образа ребенка, в результате чего произошло усложнение художественных средств передачи эмоциональных состояний и чувств детей;

2. Исследование полотен К.П. Брюллова показало, что художник стремился идеализировать образ ребенка, передать богатство нарядов, условности русского общества того времени, но не интересовался действительными чувствами и эмоциями детей;

3. Изучение живописи В.А. Серова показало, что его манера изображения детских образов отличалась глубокой реалистичностью, глубиной постижения мира детства. Живописец сумел проникновенно увидеть в детях восторженность и радостность восприятия мира, очарованность им, которые уже никогда не повторятся в их взрослой жизни, обременённой тревогами и заботами;

4. Выявление особенностей передачи чувств детей в творчестве В.Г. Перова показало, что основным сюжетом его произведений являются страдания ребенка в жестоком мире невыносимых тягот, тяжелых судеб и беспросветных страданий. Используя данные изобразительные средства, художник стремился раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие;

5. На к артинах Ф.П. Решетникова в образах детей - судьбы поколений, страницы жизни того времени, волнующие и многозначительные. Каждую из картин этого художника, посвященных образам детей, можно сравнить с коротким рассказом - конкретность сюжета, четко очерченные характеры, точность композиции. Он не просто изображает детей, а вкладывает в образы жизненные наблюдения, выводы и обобщения, поэтому каждая картина - повод для размышлений, пища уму, сердцу и воображению зрителя.

    Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2-ух томах. М.: Искусство, 1967.

для тех, кто ищет курсы:

Войти в аккаунт

Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:

Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.

Уроки детского стиля, которые помогут модно одевать ребенка

Психологи утверждают: одежда способна влиять на характер и поведение человека. Грамотно подобранный образ для ребенка способен сформировать хороший вкус и эстетическое чувство на всю жизнь. С одной стороны, выбирая манеру одеваться, родители выбирают вектор поведения ребёнка. С другой, наряжая чадо, желательно учитывать данный природой характер маленького человека.


ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН подобрали лучшие видео уроки о детской моде и стиле, которые помогут эффектно и уместно одевать подрастающих модников.

Стилевое разнообразие

Многие родители ошибочно считают раскрашенные в диснеевском стиле вещи единственно приемлемыми для детей. Стили современной одежды для детишек повторяют тенденции взрослого модного мира. Дизайнеры предлагают гардеробу малышей массу решений – классика, романтика, кэжуал, спорт и гламур. Дополнительно выделяют джинсовую и морскую темы, этно, преппи, дерби, сафари и милитари. Каждое направление имеет особый характер и соответствует определенному случаю. Застрять в одной теме (один кэжуал или только спорт) означает наградить любимое чадо ограничивающими убеждениями и сузить зону комфорта. Важно дать маленькому человеку попробовать вариации, поэкспериментировать, побыть разным.

Classic

Romantic

Направление одинаково подходит для девочек и мальчиков. Основные черты романтической одежды для юных леди: банты, рюши и кружева, струящиеся ткани с драпировками, юбки воланы и рукава фонарики, женственные рисунки и силуэты, шляпки и панамы. Маленьким джентльменам подойдут жилеты в цветочек, бутоньерка в кармане пиджака, кремовые и розовые цвета (вопреки общепринятому пониманию), шарфики и шейные платки, береты. Милыми деталями можно разбавить классический и джинсовый лук, сделав образ более сентиментальным. Девочкам романтические луки можно использовать постоянно. Романтика на мальчиках уместна в особых случаях – поздравление мам-бабушек с праздниками, фотосессии с родными.

Casual

Sport

Некоторые сразу представят спортивный костюм с кедами и будут не правы. Варианты для занятий физкультурой относится к видам униформы. Спортивный лук сегодня абсолютный fashion-фаворит. Имеет много вариантов.
Милитари – стилизация под военную форму (бушлаты, парки, брюки карго), камуфляж, цвета оливы и хаки, грубая обувь.
Сафари – тема африканской охоты, анималистичные принты, натуральные ткани природных оттенков, множество карманов и ремешков, очки от солнца.
Жокейский (дерби) – брючки галифе или бриджи, заправленные в высокие сапоги, плащи-накидки, приталенный жакетики.
Деним – любые наряды из джинсовой кани или имитация джинсы (комбезы, сарафаны, шорты и бриджи, ветровки), заклепки и отстрочки в качестве декора.
Морской – идеальный вариант для лета и отдыха у воды: полосатые принты, отделка в виде якорей, штурвалов, парусников, дельфинов. Секрет гармоничного образа – сочетание однотонных аксессуаров с нарядом в полоску и наоборот. Особенно эффектно смотрится сочетание белого, синего и красного.

Стоит разделять этностиль и традиционные одеяния народов мира. В этно используют лишь элементы, намеки на индийские, греческие, африканские, японские, скандинавские национальные уборы. Этнические мотивы могут проскальзывать в узорах и вышивках, бахроме и шнуровках, вязаных вставках, лоскутных техниках, многосложности, натуральных тканях. Характерные фасоны – сарафаны, пончо, кимоно, туники. Настроение задают украшения и аксессуары: вязаные, лоскутные, вышитые сумки, украшения из дерева и кожи, фенечки. Особенно часто используют эстетики бохо, кантри, хиппи и рустик.

А как в Европе?

Как одевать мальчиков

Казалось бы, одеть подрастающего мужчину гораздо проще, чем будущую леди: трико с байкой синего цвета – и готово. На самом деле в комплекте для мальчика очень важно улавливать тонкую грань между дисциплиной и творчеством. Слишком скучные вещи без декора мрачных тонов ограничивают развитие фантазии, провоцируют зажатость. В то же время ношение слишком цветастого после трёх лет может сформировать дурной вкус. Правильным балансом будет сочетание базовых единиц (однотонные, понятного кроя) с веселыми компонентами (рисунки, яркие расцветки, интересный дизайн) в условном соотношении 70% к 30%.

Как наряжать девочек

Маленьких леди лучше с детства приучать к женственности, почаще выбирая принцессочьи платьица, барби стайл и эстетику бэби-долл. Девочка в красивом платьице вряд ли полезет на дерево и захочет стрелять из рогатки. Примерка платья принцессы мгновенно сказывается на манерах и поведении. В плане палитры и декора лучше позволить попробовать как можно больше в раннем возрасте, чтобы в солидном будущем не возникало потребности в глупых экспериментах с внешностью. Пусть девчонки наиграются вдоволь, когда нелепица к лицу и выглядит мило.

На что еще обратить внимание

Кроме стилистической принадлежности есть несколько других важных нюансов при выборе текстиля для ребятишек.
1. Свобода движения. Речь идёт об удобстве и комфорте во время подвижных игр и спокойного отдыха. Нужно выбирать просторный крой или свободное облегание.
2. Состав ткани. Натуральный состав не всегда хорош в контакте с нежной кожей. Необработанные природные материалы (лен, шерсть) могут колоться и натирать, а иногда вызывать аллергию. Современная высокотехнологичная синтетика и акрил часто бывают лучшей альтернативой.
3. Размер. Дети быстро растут, и покупать вещи впритык вряд ли разумная идея. Другая крайность – мешковатые прикиды как с чужого плеча. Нужно найти золотую середину, когда убранство сидит свободно, но по фигуре. Идеально, если есть возможность регулировать длину и ширину с помощью кулисок, шнуровок, кнопок или дополнительных молний. В крайнем случае следует хотя бы научиться красиво подкатывать брюки и рукава.

Знакомство с направлениями моды прививает умение выбирать, которое в будущем станет залогом яркой индивидуальности. Ношение разнохарактерных вещей формирует у ребенка собственный вкус и чувство стиля.

Читайте также: