Как сделать обработку трека в стиле

Обновлено: 06.07.2024

Редактировать музыку теперь может каждый – для этого не обязательно долго учиться и осваивать сложные программы. Вы сможете нарезать и склеивать треки, работать над их качеством и добавляют впечатляющие звуковые эффекты несколькими кликами компьютерной мыши. Достаточно лишь понять, как изменить музыку при помощи программ с интуитивно понятным интерфейсом – ознакомиться с их функционалом можно всего за несколько минут. Собственно, этим мы сейчас и займемся. Поговорим о том, как редактировать музыку при помощи онлайн-сервисов, мобильных приложений и компьютерных программ.

Как изменить музыку при помощи компьютерных программ

Movavi Video Editor Plus

Редактор обладает удобным пользовательским интерфейсом на русском языке и широким функционалом для редактирования аудиодорожек. С его помощью можно нарезать и склеить фрагменты трека, использовать возможности эквалайзера, поработать с качеством записи, наложить звуковые эффекты и использовать красивые переходы. Программа подходит для компьютеров и ноутбуков на базе Windows или MacOS.

Как провести редактирование музыки в Movavi Video Editor Plus:

Обратите внимание: вы можете монтировать музыку или обрабатывать звук из видео, отделять аудиодорожки от видеозаписей и сохранять их во всех популярных форматах. Если вам нужно еще больше классных эффектов и переходов, то их можно найти в библиотеке Movavi Video Editor Plus.

Adobe ® Audition ®

Программа позволяет одновременно редактировать несколько звуковых дорожек, отображает формы волны на таймлайне и помогает микшировать, редактировать и восстанавливать частично поврежденные аудиозаписи.

  • Как изменить песню в Adobe ® Audition ® :
  • Скачайте программу с официального сайта и установите ее.
  • Запустите рабочую панель и дождитесь завершения ее загрузки. После этого создайте новый проект и добавьте аудиозаписи – одну или несколько.
  • Нажмите на кнопку Правка, выберите в выпадающем меню пункт Редактировать, а далее Клип или Эпизод в зависимости от того, что именно хотите изменить.
  • Нарежьте аудио или склейте фрагменты, примените звуковые эффекты, измените настройки и параметры качества.
  • Как только вы завершите монтаж музыки, нажмите на кнопку Сохранить, выберите подходящий формат аудио из числа предложенных и кликните на ОК.

Не забудьте указать путь для сохранения трека. По умолчанию он сохраняется в папке Adobe ® Audition ® , которая создается после установки программы.

Как изменить песню онлайн без установки программ и приложений

Sodaphonic

Онлайн-сервис с англоязычным интерфейсом, который позволяет провести базовое редактирование музыки или записанного аудио, а также добавить несложные звуковые эффекты.

Как редактировать музыку с помощью Sodaphonic:

  • Перейдите на официальный сайт сервиса и нажмите на кнопку Start new project в центральной части экрана.
  • Если вы хотите отредактировать готовый трек – нажмите на кнопку Open, если звук необходимо предварительно записать – кликните на кнопку Record.
  • Выберите нужный фрагмент или всю запись целиком, после чего нажмите на кнопку Edit, чтобы провести редактирование музыки, либо на кнопку Effects, чтобы добавить аудиоэффекты.
  • Как только вы завершите редактирование музыки, жмите на кнопку File и выбирайте в выпадающем меню Export, чтобы скачать трек, либо нажимайте на Share, чтобы получить ссылку на аудио и поделиться ей.

Обратите внимание: для скачивания трека и получения ссылки необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте.

TwistedWave

Онлайн-сервис помогает редактировать музыку в браузере и накладывать несложные звуковые эффекты без загрузки и установки программного обеспечения.

Как изменить аудиозапись при помощи TwistedWave:

  • Перейдите на официальный сайт сервиса и откройте страницу с онлайн-редактором.
  • Перетащите аудиозапись в поле Drop a file или нажмите на кнопку Upload a file, после чего укажите путь к треку. Вы также можете загрузить аудио из поддерживаемых облачных сервисов – для этого нажмите на соответствующие кнопки.
  • Во всплывающем окне проведите редактирование музыки, используя инструменты из вкладки Edit.
  • При необходимости добавьте звуковые эффекты и переходы – они доступны на вкладке Effects.
  • После завершения редактирования нажмите на кнопку File и выберите пункт Download, чтобы сохранить аудиозапись.

Перед сохранением трека зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте сервиса. Войти также необходимо перед тем, как загрузить аудиозапись, чтобы поделиться ссылкой на нее.

Как редактировать музыку на телефоне

Movavi Clips

Бесплатное приложение, которое помогает редактировать видео, музыку и фото на телефоне. Обладает интуитивно понятным интерфейсом на русском языке, позволяет быстро обрезать и склеивать фрагменты аудио, работать над качеством записи, добавлять десятки звуковых эффектов и переходов всего за несколько минут. Это мощный инструмент для творчества, который помогает создавать собственную музыку или работать с уже готовыми произведениями, экспортируя и сохраняя их в максимальном качестве или с предварительным сжатием.

Как редактировать музыку в Movavi Clips:

  • Скачайте и установите приложение, согласившись со стандартными условиями.
  • Перейдите на вкладку Аудио, а затем нажмите на знак +, чтобы загрузить музыку из памяти телефона или из облака.
  • Отредактируйте аудиозапись. Чтобы обрезать ее, выберите нужный момент на таймлайне и нажмите на значок ножниц, после этого перетащите маркер на завершение фрагмента и сделайте то же самое.
  • При необходимости задайте настройки, примените эквалайзер и наложите звуковые эффекты. Последние можно выбрать в библиотеке или загрузить дополнительно.
  • Сохраните результат в памяти телефона, отправьте трек в облачное хранилище или поделитесь им с друзьями.

Приложение доступно для телефонов на базе iOS и Android. Оно предельно простое и не требует специального обучения: для того, чтобы разобраться в основных опциях и качественного отредактировать музыку понадобится всего несколько минут.

Монтаж музыки

Приложение для устройств на базе операционной системы iOS, с помощью которого можно отредактировать музыку, провести микширование аудио, добавить эффекты и поработать с качеством. По мнению экспертов, программа имеет сложный функционал. Тем не менее, в нем можно разобраться, если уделить этому некоторое время. По отзывам пользователей, сложность заключается только в переводе программы на русский язык, который выполнен не совсем корректно – понимание некоторых терминов из-за этого может быть затруднено.

Как отредактировать аудиозапись в приложении:

  • Скачайте и установите его, прочитайте условия разработчиков и согласитесь с ними.
  • Нажмите на кнопку Добавить, чтобы загрузить треки из облака или собственной памяти телефона.
  • Проведите необходимое редактирование – например, обрежьте трек. Для этого начните его проигрывание и остановите воспроизведение в нужном моменте. После этого установите маркер и продолжите воспроизведение до завершения фрагмента и установите второй маркер. Нажмите на кнопку Обрезать. Вы также можете использовать другие инструменты для микширования, изменения качества звука и настроек его воспроизведения.
  • Добавьте звуковые эффекты из соответствующего раздела – например, эхо или затухание.
  • Как только вы завершите редактирование, нажмите на кнопку Сохранить. Аудиозапись будет помещена в папку, которую вы предварительно указали в настройках, либо в разделе, который был установлен для сохранения файлов по умолчанию.

Обратите внимание: некоторый функционал приложения может быть доступен только после оформления подписки. Это же касается эффектов, которые сильно ограничены в бесплатной библиотеке приложения.

MP3 Cutter

Приложение для устройств на базе операционной системы Android, которое преимущественно используется для нарезки аудиозаписей. С его помощью можно обрабатывать файлы практически во всех популярных форматах, в частности в MP3, WAV, ACC, WMA и FLAC. Основной недостаток софта – ограниченный выбор инструментов и отсутствие профессиональных звуковых эффектов. Помимо этого, разработчики не представили приложение с интерфейсом на русском языке.

Как отредактировать аудио при помощи MP3 Cutter:

  • Скачайте и установите приложение, предоставьте ему доступ к файлам на телефоне и согласитесь с правилами использования софта.
  • Запустите приложение и нажмите на значок плюса, чтобы добавить файлы для редактирования. Выбрать аудиозаписи для обработки можно как из памяти телефона, так и с дополнительно установленной карты памяти.
  • Отредактируйте трек. Основным инструментом является обрезка. Чтобы нарезать аудио, установите маркер на начало и завершение нужного фрагмента – это можно сделать как по ходу проигрывания песни, так без воспроизведения. Как только маркеры будут установлены, нажмите на символ Cut.
  • Сохраните результат нажатием на символ загрузки. При необходимости измените путь к папке, в которую приложение сохранит запись после завершения редактирования.

Обратите внимание: приложение имеет ограниченный функционал и преимущественно используется для нарезки и склеивания фрагментов аудио. Если вам нужно больше инструментов и звуковых эффектов – используйте альтернативные решения. Сложности также может вызвать отсутствие русскоязычной версии, однако после обработки нескольких треков можно запомнить расположение и назначение кнопок на рабочей панели.


Мастеринг – финальный этап обработки звука, направленный на конечное доведение отдельного аудио трека, либо нескольких составляющих единый альбом до определенного уровня звучания. В более узком техническом смысле подразумевается обработка, всего звукового сведенного микса на мастер канале. Следует за стадией сведения. К тому же, под данным названием может иметься ввиду приведение разных музыкальных треков на альбоме к общему звучанию, заданному определенным музыкальным стилем либо общей идеей в программе для создания музыки.

Начнем с того, что качественный мастеринг невозможно выполнить без верно сведенного аудио трека. В обратной же ситуации мастеринг поможет довести композицию до должного уровня за счет финальных и важных элементов. В основном данную стадию обработки выполняют с помощью многополосных эквалайзера и компрессора, но это далеко не единственные эффекты обработки, которые могут применяться на данной стадии обработки звука.

Вовремя мастеринг сессии, полезным будет слушать профессиональную музыку тех исполнителей, которые исполняют композиции в том же жанре, в котором делаете вы. Подмечать, что общего в них есть, и стремиться к тому же качественному профессиональному результату. Прослушивать ваши аудио треки на различных уровнях громкости из разных точек пространства, и на разной аудио аппаратуре.

Эквализация – советы по данному этапу мастеринга схожи с теми, которые даны для стадии сведения, но в данном случае обработке подвергается весь аудио трек, а не отдельные инструменты/вокал/звуки. Следует убавлять громкость частотной полосы, а не повышать ее. Уменьшение, либо в некоторых случаях увеличение громкости частот на 5 Дб и выше, скорее всего, означает, что вы допустили ошибку при сведении, стоит вернуться к той стадии обработки. Частоты ниже 20 Гц стоит убрать, человеческий слух не слышит частоты ниже указанной, а вот лишнего шума и грохота в трек они добавят. Стоит использовать плавные кривые частотных полос с большой шириной. Регулярно совершайте перерывы, дабы ваш слух не успевал привыкать к изменению частотного диапазона, что приведет к неверной калибровке этого параметра звука.

Динамическая обработка – применение многополосного компрессора сглаживает пики и провалы громкости в аудио треке и делает звук более плотным, резким или только просто равномерно громким. К тому же позволит поднять общую громкость трека. Инструкции по нему на данном этапе опять же, схожи со стадией сведения, но здесь, вы изменяете динамику не отдельных инструментов, а целого трека, помните об этом.

В многополосном компрессоре установите несколько рабочих зон, например, для низких, средних, высоких частот, и отдельно работайте с каждой полосой независимо. Значения прочих параметров, как правило, стоит устанавливать, скажем, так, в более щадящем режиме, чем при сведении, дабы не перекомпрессировать трек. Регулировать порог компрессии необходимо, до тех пор, пока он не станет выше среднего уровня трека. Обычно после компрессии, громкость звука снижается, поэтому можно немного поднять его на некоторый уровень, но не до 0 Дб, а с некоторым запасом.

Методы применения экспандера и лимитера, те же самые что и для стадии сведения. Экспандер пригодится для удаления лишних шумов, если таковые присутствуют в треке, имейте ввиду, что слишком высокий порог данного эффекта может быть причиной удаления тихих частей трека. Поэтому стоит найти нужный баланс, чтобы точно отбалансировать шум и музыку. Лимитер же поможет вам убрать пики сигнала, настройки эффекта стоит применять с достаточно высоким порогом от 0 до примерно – 5 Дб.

Прочие эффекты – как и упоминалось выше, так же могут быть задействованы на стадии мастеринга.

Реверберация – если вам удалось сделать хорошо этот эффект на отдельных треках во время сведения, то в результате вы имеете связную общую картину. Здесь нет смысла добавлять ревербератор. Однако в некоторых случаях, небольшая реверберация в мастеринге может украсить общую звуковую картину. Порой кажется, что инструменты (и голос) хоть и имеют этот эффект, но звучат как будто в изолированных друг от друга комнатах, а мастеринговый ревербератор поможет им обрести общее звуковое пространство.

Сатурация – или по-другому эффекты возбуждения гармоник, как правило добавляет яркости и звонкости в трек, но стоит аккуратно работать с низкими частотами, дабы не получить в этом диапазоне мутный и нечеткий звук. Стоит держать баланс между высокими частотами при эквализации и сатурацией, дабы не перенасытить указанный диапазон. Добавлять эффект в целом стоит постепенно, с небольшим шагом, иначе звук может стать слишком резким.

В конце цепочки эффектов мастеринга, разумным будет поместить такой эффект как максимайзер. Он позволит окончательно повысить громкость вашего аудио трека, нормализировать ее под значение около 0 Дб (но не выше), и получить более полный, плотный, и объемный звук. Не забудьте сохранять настройки проектов ваших аудио треков при их обработке.

Если вы уверены, что все сделано верно, получен качественный звук мечты, а сама концепция музыки сохранена как было задумано изначально, поздравляю, вы достигли цели! © … и если в этом вам помогла информация, взятая отсюда, то я рад что смог помочь.

Svedenie treka

В этой статье я расскажу что такое сведение музыки/трека, зачем оно нужно и самое главное — СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?

Кроме этого, я поделюсь названиями программ и плагинов, которыми пользуюсь при работе со звуком; приведу примеры и дам практические советы тем, кто хочет научиться сводить треки самостоятельно.

Так сколкько стоит сведение трека?

Опытный звукорежиссер берет за свою работу приличные деньги и сумма может достигать 10-15 тысяч рублей.

Менее известные звукари берут за свои услуги 1-3 тысячи рублей.

На самом деле цена сведения оговаривается индивидуально. Ведь все зависит от качества исходников, количества дорожек и жанра.

4 принципа сведения трека

Итак, весь процесс сведения можно разделить на 4 равнозначных составляющих:

Динамическая обработка и эквализация

Динамика

Динамику часто путают с громкостью. Но стоит запомнить, что громкость — это уровень звукового давления на ваши барабанные перепонки. Громкость может быть статичной, а измеряется она в децибелах. Взгляните на изображение звука с постоянной громкостью, но отсутствующей динамикой.

Динамика — это изменение громкости музыки в течение времени.

В песнях, как правило, куплет более тихий, а припев яркий, громкий. Эти перепады и образуют динамику композиции. Смотрите:

s(m)exoscope

Когда звукозапись инструментов или голоса происходит в бюджетных или домашних студиях, то разница между тихими и громкими участками трека получается довольно большой. В таком случае тихие звуки будут тонуть в миксе, а громкие вылезать. И тут на помощь звукоинженеру приходит компрессор.

Итак запомним: динамику дорожки выравниваем компрессором.

Если только начинаете свой путь на этом поприще, я рекомендую использовать компрессор fabfilter — pro c2

fabfilter pro c2

Этот плагин графически изображает то, как выглядит звук до и после обработки. На первых этапах это очень удобно.

Эквализация

Эквализация — это усиление или ослабление частот музыкального сигнала.

Так и в музыке — в общей картине микса, каждый инструмент должен занимать ту область частот, где он звучит наиболее выигрышно.

Но многие инструменты имеют широкий спектр частот, и их звучание наслаивается на звучание других инструментов. Так получаются частотные конфликты, которые портят общее впечатление от музыки и не позволяют инструментам звучать во всей красе.

С помощью эквалайзера, мы можем ослабить или полностью убрать те частоты, которые конфликтуют между собой. Таким образом, микс зазвучит более ясно, а инструменты в нем станут читаться лучше.

Кроме частотных конфликтов, эквалайзер помогает избавиться от:

На таблице приведенной ниже, вы можете увидеть ПРИМЕРНЫЕ области частот, ослабляя или усиливая которые, вы добьетесь необходимой краски, эффекта.

equalization

Одним словом эквалайзер — штука необходимая. И если вы спросите меня, какой эквалайзер стоит использовать при сведении трека, я порекомендую FabFilter Pro-Q3

Fabfilter Q3

Баланс громкости инструментов

Как и в приготовлении пищи, в музыке всего должно быть в меру. Главные инструменты должны быть слышны громче, второстепенные тише, фоновые инструменты может быть еще тише, вокал должен хорошо читаться и быть достаточно громким. Само собой, все инструменты в общей картине должны иметь разную громкость.

Сергей Изотов

Панорамирование

Звуки в миксе могут быть расположены по центру, слева или справа. Причем звук может быть направлен как на 10-15% в сторону относительно центра, так и на все 100%.

Панорамировать звук обязательно. Если все инструменты сосредоточатся по центру, то более энергичные (бас, барабаны, электрогитара) заглушат менее энергичные.

Низкозвучащие инструменты не панорамируют, а чем выше звук, тем шире его можно удалять от центра.

Когда инструменты спанорамированы грамотно, возникает ощущение фантомного центра. Это такое явление, когда несмотря на расположение одного источника звука слева, а другого справа, вы слышите музыку по центру, прямо перед собой.

Вы можете попробовать проделать это прямо сейчас. Сядьте перед двумя колонками так, чтобы ваша голова и колонки образовали равносторонний треугольник (как проиллюстрировано на этой картинке). Включите коммерческий трек и наслаждайтесь фантомным центром.

panoramirovanie

Громкость, реверберация и дилей (delay)

Громкость

Не нужно объяснять, что чем больше мы будем удаляться от источника звука, тем тише он будет становиться. Но стоит обратить внимание на частотную составляющую этого процесса. Когда источник звука находится близко, мы хорошо слышим весь спектр его частот. Но чем больше мы удаляемся, тем меньше низких частот мы слышим. Вы можете убедиться в этом сами: попросите кого-нибудь поговорить рядом с вашим ухом, а затем постепенно удаляйтесь от источника. Вы увидите, что уже через несколько шагов голос потеряет низкочастотную составляющую.

Учитывая это, мы можем создавать пространственную картину микса. Какие-то инструменты достаточно сделать тише, а в других громкость можно не трогать, а эквалайзером срезать низкие частоты, создавая иллюзию того, что этот звук находится на заднем плане.

Реверберация

Когда мы слушаем музыку находясь в концертном зале, у себя в комнате и даже в машине, звук долетает до нас напрямую из колонок, а также отразившись от стен, пола, предметов. Какие-то предметы отражают звук хорошо, а какие-то в большей степени поглощают его. Суть в том, что мы слышим основной сигнал с множеством его отражений. Эти отражения подкрашивают звук и нами он воспринимается как более полетный, льющийся. С реверберацией музыка начинает звучать более глубоко.

Если вы бывали на железнодорожном вокзале, то наверняка слышали, как из громкоговорителя доносится женский голос, но слов не разобрать. Всему виной реверберация.

В дорогих студиях звукозаписи, помещение оборудовано специальными звукопоглощающими материалами. Это нужно, чтобы исключить возникновение реверберации, которую может уловить микрофон при записи. Эффект реверберации добавляют на этапе постобработки с помощью специальных плагинов. На данный момент, среди звукоинженеров пользуются популярностью ревербераторы компании Valhalla

Valhalla VintageVerb

В комнате с хорошей звукоизоляцией тишина давит на уши, а собственный голос кажется тихим и сдавленным, ведь он не отражается от стен и не возвращается в уши.

Дилей

Дилей — это эффект, который имитирует затихающие повторы аудиосигнала. Можно сказать, что дилей — это эхо, с одной лишь оговоркой: эхо — это многократное отражение сигнала, а под дилеем чаще всего подразумевают однократное отражение.

На первый взгляд может показаться, что реверберация и дилей — одно и то же. Но разница есть: реверберация звучит одновременно с основным сигналом, а дилей звучит после основного сигнала, полностью повторяя его. Графически это можно изобразить так:

А вот как звучит это же аудио вместе с дилеем:

Что касается программного обеспечения, то я рекомендую использовать дилей компании soundtoys

Помните, что уши нуждаются в отдыхе! Каждые 45-60 минут делайте небольшой перерыв, чтобы привести слух в порядок.

С чего начать сведение?

Для того чтобы не отвлекаться в процессе работы, нужно подготовить проект. Дорожки необходимо сгруппировать по типу, например: гитары — 1 группа, ударные — 2 группа, эффекты 3я, вокальные партии — 4я.

Групповые дорожки для удобства стоит раскрасить в разный цвет. После этого проект может выглядеть так:

Studio One

Следующий важный этап — поиск референсов. Прежде чем начать сведение нужно представить, на что будем равняться. Необходимо найти пару-тройку треков, которые по стилю и звучанию больше всего похожи на то, во что вы планируете превратить ваш проект. В ходе работы необходимо сравнивать звук своего трека и отдельных его элементов с тем, как звучат референсы. И для этих целей существует удобный плагин REFERENCE

Как установить правильную громкость?

Когда вы нашли референсы, можно начинать сведение. Одним из первых пунктов является установка громкости бочки и баса. Эти инструменты выбраны неспроста — они звучат в самом низком диапазоне частот и несут основную энергию микса. Выставляя правильную громкость этих инструментов, мы закладываем надежный фундамент микса.

Чтобы установить громкость бочки, достаточно взять рефернс и срезать эквалайзером (или плагином Reference) все частоты так, чтобы остались звучать только бочка и бас. Теперь с помощью плагина S(m)exoscope мы сможем посмотреть силу громкости бочки, баса. Подгоняем громкость нашей бочки под уровень громкости бочки референса.

s(m)exsoscope

Не пытайтесь найти точные цифры. Референсы нужны как направляющие, чтобы вы не допустили грубых ошибок. Руководствуйтесь найденными цифрами как точками отсчета.

Какая аппаратура нужна?

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Принято считать, что для качественного сведения жизненно необходимы студийные мониторы и помещение оборудованное звукопглощающими материалами. И это минимум. Но современные технологии позволяют выполнять сведение достойного качества даже в наушниках. И помочь в этом может такой плагин как abbey road studio 3

Конечно, если у вас есть возможность приобрести мониторы, то лишним это точно не будет. Однако это никак не поможет вам улучшить качество сведения — ведь дело не только в аппаратуре, но и в слуховом опыте, количестве часов, которое вы потратили сводя треки. В то же время, профессионал сможет выполнить хорошее сведение в наушниках не используя мониторы.

Статья полезна 9

Зря потратил время

Вывод

Сведение — процесс творческий и здесь нет аксиом. Инструменты должны быть в балансе по громкости и частоте, вокал (если он есть) должен быть читаем.

Теперь вы знаете из чего состоит сведение трека и какие составляющие образуют этот увлекательный процесс. Теперь вы можете начинать делать первые шаги в этом направлении.

Если вам понравилась статья или вы хотите узнать больше о сведении, оставьте комментарий, мне будет приятно.

Мастеринг настройки для студии Logic

В этой статье пойдет речь о том, как использовать программные процессоры для мастеринга вашего микса. Не смотря на то, что на изображении сверху показаны настройки мастеринга для студии Logic, вы легко можете повторить все те же действия в Cubase, Sonar, Performer или любой другой DAW.

Каждый хочет иметь самое лучшее качество звука

Вероятно, это единственное абсолютно точное заявление, которое относится к любому сегменту аудио индустрии. Только задумайтесь обо всех проблемах, которые возникают перед нами: 16 или 24 битное кодирование, аналоговая или цифровая обработка звука, какие выбрать мониторы? Какие микрофоны, какой секвенсор? И все это формирует ваш звук. Для большинства из нас это сродни поиску Святого Грааля. Как же добиться того самого звука на миллион долларов? Прежде всего, хорошим должен быть ваш материал. Иначе получится, что вы полируете кусок аудио мусора. Вы можете подсластить его, упаковать в блестящую обложку, но я никогда в жизни не куплю его! Чтобы на стадии накопления материала добиться хорошего звука, у вас должны быть приличные микрофоны, микрофонные предусилители и никаких шумов и помех в цепи. После накопления материал должен быть сведен в проект, который уже сам по себе будет звучать приятно. И только после этого мы подходим к финальной ступени, где вам нужно обратить внимание на мастеринг процессоры, такие как UAD-1 от universal audio, Waves bundles и Ozone от Izotope.

Да, и сразу хочу заметить, что я не мастеринг инженер. Я пишу музыку и создаю новые звуки, и, в конечном счете, я пробую любой инструмент, попадающийся мне под руку, для поиска новых звуков. Но поскольку я имел дело с аппаратными и программными процессорами, финализируя абсолютно все, от коротеньких семплов, которые длились десятою долю секунды, до полноценных эпичных композиций, я усвоил несколько аспектов мастеринга.

Мастеринг, или другими словами финализирование, это последняя стадия процесса создания аудио. Это последняя версия вашего звука в высоком качестве, после которой начинается тиражирование CD и mp3 в пониженном качестве. Если у вас есть не просто хорошая, а великолепная песня, то я посоветую все же отдать ее на местеринг профессионалам. Правда, сделайте это. У профессиональных мастеринг студий есть оборудование, специальная комната для мастеринга, и превосходные мониторы, которые большинству из нас даже и не снились. Плюс это всегда хорошо, когда есть еще одна пара ушей, готовая оценить материал объективно.

Но большинство из тех, кто все же читает эту статью, хотят попробовать мастеринг самостоятельно, чтобы заставить лучше звучать CD, которые раздаются друзьям, или добиться превосходно звучащей демо записи. Или возможно вы сами работаете над тем, чтобы стать звукоинженером, или делаете материал для радио шоу, или пишете музыку для малобюджетного короткометражного фильма, в котором и речи не может быть о такой статье затрат, как мастеринг звука. Спасибо разработчикам программных плагинов за то, что за последние несколько лет они дали нам возможность превратить домашний компьютер в настоящую мастеринг лабораторию. Ваш результат все равно не будет столь же хорош, как у опытного мастеринг инженера с оборудованием, стоимостью десятки тысяч долларов, но достаточно практикуясь и обладая хорошим слухом, вы сможете значительно улучшить качество вашего аудио материала.

Пора начинать

Наверное, вы уже пытались самостоятельно делать мастеринг в своей домашней студии. Уже пробовали компрессировать, лимитировать ваш микс, обрабатывать эквалайзером? Тогда так и есть.

Определите для себя 2 среды для прослушивания материала. Очевидно, первая среда – это ваша комната, в которой находится компьютер. Второй средой для прослушивания вполне может быть гостиная, в которой колонки акустической системы расставлены на значительном расстоянии друг от друга. Это позволит вам воспринимать музыку вне вашей студийной комнаты. Колонки, находящиеся в нескольких метрах от вас, в условиях гостиной комнаты, будут давать совершенно иной звук, чем мониторы, стоящие в полуметре от вас в вашей контрольной комнате. Цель состоит в том, чтобы добиться одинакового хорошего звучания материала в обоих условиях.

Формат аудио файлов

Индикаторы громкости Logic при мастеринге

После сведения ваш микс должен представлять собой нескомпрессированный стерео файл, в идеале в хорошем разрешении, без каких либо щелчков. Используйте 24 битное кодирование, и если у вас есть такая возможность, то рендеринг микса производите на частоте 88.2 или 96 кГц (или еще выше, если ваше оборудование и программное обеспечение позволяет это). Это позволит вам начать мастеринг с исходным файлом высокого качества. При мастеринге стоит продолжать использовать ту же DAW, что и при сведении. Если вы работали в Cubase, то там и продолжайте работать. То же самое касается Logic и Sonar. Если же вы собираетесь выполнять мастеринг в другой программе, например Sound Forge для ПК, или Sound Track Pro, или Peak для Mac, то удостоверьтесь, что формат аудио файла совместим с этими программами. Совершенно точно могу сказать, что ни одна из современных программ не будет конфликтовать с 24 битными .wav или .aif файлами при частоте дискретизации 96 кГц.

Работа в большинстве программ будет очень похожа. По существу у вас будет микшер с фейдером вашего аудио файла и фейдером выходного мастер канала. На мастер канал вы и будете назначать все мастериг процессоры, подключенные в цепь в определенной последовательности.

Обратите внимание на индикаторы громкости Logic на рисунке слева, иллюстрирующие основные мастеринг настройки. Я сделал этот скриншот просто для иллюстрации фундаментальных понятий. Файл проигрывается через канал микшера без какой либо обработки. Вы можете добавить обработку процессорами, но есть риск перегрузить канал, а вам это не нужно. Поэтому все процессоры подключаются на мастер канал, а в конце всегда идет лимитер, жестко ограничивающий уровень громкости. Жесткое лимитирование не позволит индикаторам громкости оказаться в красной зоне. Таким образом, вы сможете добиться громкости звука, соответствующей коммерческим аудио записям.

Громкость

Обычно ваш микс достаточно тихий. Не смотря на то, что отдельные пики могут достигать уровня .09, средний уровень громкости значительно ниже этого значения. Обратите внимание, что после обработки тремя плагинами громкость звука достигает отметки 0.1, и если бы я захотел, я бы мог настроить лимитер на значение -0.05. Это и есть ваша громкость. Если я поставлю такой аудио файл на прослушивание в своем плеере, он будет звучать на той же громкости, что и коммерческие треки.

Но не все так просто. Приведенный пример на самом деле звучит как мусор, потому что я уничтожил всю динамику звука. На рисунке ниже мы видим аудио файл до лимитирования.

Аудио файл до лимитирования

А теперь мы видим на рисунке файл после лимитирования (рисунок ниже). Посмотрите, каким квадратным он стал. Но ни один пик не достигает 0 дБ, так что технически, с точки зрения громкости, здесь нет никаких ошибок.

Аудио файл после лимитирования

Это пример того, как делать не надо. Конечно, вы меня не послушаете и как только доберетесь до лимитера, сразу же сделаете нечто подобное. Так что вперед, пробуйте, пока сами не убедитесь, что подобный звук просто ужасен. С лимитером вам всегда придется искать золотую середину между двух крайностей, и в этом и заключается вся суть. Вы должны сделать выбор, насколько сильно лимитировать микс, основываясь на ваших собственных понятиях о хорошем звуке.

На рисунке ниже вы видите UAD Precision Limiter, на мой взгляд, лучший программный лимитер, который доступен для владельца домашней студии. Это очень консервативные настройки одного из моих мастер проектов в определенный момент времени. Заметьте, я увеличил gain на 3 дБ, что делает весь микс на 3 дБ громче. Выходную громкость я установил на -0.10, так что пики никогда не будут клиповать. При таких настройках конечный аудио файл практически не отличается от исходного микса, он просто громче и буквально чуть-чуть утрачена динамика. Это и есть вторая крайность. Для большинства песен в стиле поп вам придется выбирать между максимальной громкостью и динамикой песни, и выбирать вам придется своими ушами, а не глядя на форму звуковой волны на экране. Для классической музыки вам стоит максимально сохранить динамику. А при мастеринге дез-метала ваш конечный аудио файл будет выглядеть практически квадратным. Чем больше вы лимитируете микс, тем громче звучат тихие части песни, а при максимальном лимитировании вся песня целиком будет звучать громко. Новички часто спрашивают, а существует ли идеальная настройка лимитера? Да, она существует, где-то между двумя крайностями, описанными мною выше.

UAD Precision Limiter

Тональный баланс

Любой ли эквалайзер справится с поставленной задачей? В некоторой степени да, но вообще, чтобы добиться хороших результатов, вам понадобится превосходный плагин эквалайзера. Некоторые программные эквалайзеры хороши на стадии сведения. Но на стадии мастеринга они сделают звук хуже. Эквалайзеры для мастеринга обычно фазо-скомпенсированы. Некоторые эквалайзеры могут повышать частоту дискретизации звука, обрабатывать звук, а после понижать частоту дискретизации до исходной, чтобы избежать искажений и различных цифровых артефактов.

Эквалайзер Cambridge EQ

На рисунке выше изображен Cambridge EQ из коллекции UAD-1. На нем вы видите кривую, которую я применял для одного из своих миксов. Заметьте, что низкие частоты понижаются от 50 Гц и ниже, чтобы избежать ультранизких басов. Потом басы немного усиливаются на 60 – 80 Гц, а на 400 Гц немного ослабляются. Высокие частоты в самом верху диапазона плавно ослабляются, чтобы сделать звук более приятным для ушей. Cambridge EQ отлично подойдет для начинающих, не только благодаря своему хорошему звуку, но и благодаря наглядной кривой частот. Чтобы начать мастериг вашего материала, вы должны четко представлять кривую частот у себя в голове, и знать, что каждую частоту можно как усилить, так и ослабить. Вы также должны знать, что на определенных частотах могут возникать звуки, портящие микс, и должны уметь их устранять. Любая полоса частот, чрезмерно усиленная, будет портить микс своим ужасным звучанием.

Эквалайзер UAD Precision Equalizer

А вот другой пример, в котором используется UAD Precision Equalizer. В этом примере я хочу сделать звучание всего микса более ярким. Обратите внимание на усиление довольно узкой полосы на 68 Гц для поднятия баса, и сильное ослабление на 4 дБ на частоте 315 Гц. Высокие частоты в районе 4 кГц почти усилены совсем чуть-чуть, а на 17 кГц вообще ослаблены на 1 дБ. В основном яркости миксу добавляет ослабление на 4 дБ бубнящей частоты 315 Гц. С помощью регулировки одной только этой частоты я могу сделать микс легче или тяжелее. А как поступили бы вы? Возможно, это самая трудная часть мастеринга, выбрать, какой звук вам нравиться больше всего.

Эквалайзер Pultec EQP1A

Вероятно мой любимый эквалайзер – это Pultec EQP1A. Он обладает приятным звуком, который вы оцените после первых 10 секунд кручения его ручек. Этот эквалайзер можно использовать и на стадии сведения, он прекрасно подходит для любого инструмента, в том числе и для вокала. У него есть удивительная возможность и усиливать, и ослаблять одну и ту же частоту одновременно, что на первый взгляд может показаться глупостью, но на самом деле открывает перед нами интересные возможности. Слева расположены регуляторы низких частот, справа – высоких частот. С помощь аттенюатора вы выбираете, какие частоты обрезать. На рисунке вы видите, что басы усилены на 60 Гц, а все что ниже этой частоты – срезано. Высокие частоты усилены на 8 кГц, что сделало бы звук резким при использовании другого эквалайзера, но не Pultec! Этот эквалайзер просто обязан быть в вашем наборе плагинов!

Компрессия

Компрессия – это еще один инструмент, который используется мастеринг инженерами для придания звуку сочности. Компрессор усиливает громкость тихих звуков и ослабляет громкие пики, делаю микс более однородным. Правильно настроив компрессор, вы можете изменить микс таким образом, что все инструменты будут звучать очень динамично, даже если изначально при накоплении они так не звучали. Более подробно о работе компрессора вы можете почитать здесь. Мастеринг инженеры склонны любить компрессоры, поскольку в каждом миксе есть моменты, где стоит применить динамическую обработку.

Еще одним типом компрессоров, которые используются на стадии мастеринга, являются многополосные компрессоры. По сути, они являются процессорами, разделяющими аудио дорожку на 3 и более частотных диапазона и компрессируя отдельно каждый из диапазонов.

Компрессор Waves Linear Phase Multiband

Компрессор Waves Linear Phase Multiband, изображенный на рисунке сверху, имеет 5 полос, частоты которых пользователь может устанавливать самостоятельно. Это опасно мощный инструмент! Очень легко с его помощью разрушить микс, который вы выстраивали в течение месяцев. Однако многополосный компрессор может сыграть важную роль в формировании окончательного звука, если использовать его осторожно. Вы можете сжимать или, наоборот, растягивать динамику каждой полосы частот, пока не получите желаемый результат. На рисунке изображены мои настройки для трека в стиле trance, с помощью которых я придал низким частотам больше плотности, а высокие частоты заставил звучать более воздушно, так как в оригинальном миксе они фактически были похоронены. Теперь, когда эти частоты вытянуты, трек можно обрабатывать другим процессором, чтобы сгладить общую динамику. Многополосный компрессор обычно идет в начале цепи обработки, а после него следует эквалайзер для сглаживания частот и уже обычный компрессор. Я должен был бы использовать полосу низких частот, чтобы ослабить басы, но в этом примере я хотел акцентировать низкочастотный толчок, удар сабвуфера, так что для среза ульранизких басов после этой обработки мне придется использовать еще один прибор.

Последовательность процессоров в цепи плагинов

Есть всего лишь одно правило. Лимитер должен стоять в конце цепи, чтобы предотвратить попадание любых пиков в красную зону. Во всем остальном порядок подключение плагинов в цепи зависит только от тех целей, которых вы преследуете при мастеринге. Мастеринг инженеры получают свои деньги не просто за то, что знают, как и в какой последовательности подключить процессоры, а в первую очередь за то, что знают и умеют находить в миксе как достоинства, так и недостатки, и с помощью обработки процессорами они могут свести недостатки на нет, при этом лишь подчеркнув достоинства. Процессор обработки следует добавлять с цепь только в том случае, если это действительно необходимо. Вполне возможно, вам и не нужно добавлять в цепь эквалайзер, если у звукоинженера на стадии сведения все частоты были под контролем. Вместо того чтобы задавать вопросы, на которые нет абсолютно точного ответа, просто экспериментируйте, пробуйте менять последовательность плагинов в вашей цепи. Как это будет звучать, если эквалайзер поставить перед компрессором? А если наоборот? Таким образом и приобретается опыт.

Послесловие

Используя свои уши и знания о том, что каждый из процессоров может сделать с миксом, вы можете начинать разрабатывать свои собственные стратегии по мастерингу звука. Работа будет окончена тогда, когда вы решите, что добились того звука, которого хотели. Часто это решение очень трудно принять! Весь мастеринг сводится к прослушиванию звука и принятию решений. Все дело в том, чтобы внимательно слушать, знать, какой инструмент применить в каком случае, и иметь четкое внутреннее понимание о том, что такое хороший звук. Взаимодействие ушей и мозгов. Мы все хотим иметь хороший звук. Если вы профессионал своего дела, ваша работа должна устраивать не только ваших клиентов, но и в первую очередь вас самих.

Читайте также: