Как сделать новые нейронные связи в головном мозге

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Андрианов В. В.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Андрианов В. В.

Neurons, Brain and Behaviour

НЕЙРОНЫ, МОЗГ И ПОВЕДЕНИЕ

Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова

Neurons, Brain and Behaviour

V. V. Andrianov I. M. Sechenov Moscow Medical Academy

Исследованием поведения занимаются представители различных, хотя и смежных наук о мозге: этологии, зоопсихологии, физиологии, психологии. Для этологии характерно описательное изучение особенностей формирования и протекания поведенческой деятельности живых организмов в естественной среде обитания, а основным научным методом является тщательное и всестороннее наблюдение (школы К. Лоренца и Н. Тинбергена) [1, 2]. Иной подход к анализу и оценке поведения используется в теории и практике бихевиоризма, адепты которого рассматривают поведение как «непрерыв-

Наконец предметом физиологии поведения животных является разработка и применение методов исследования, позволяющих познать те мозговые механизмы, которые непосредственно обеспечивают деятельность живых организмов. Согласно канонам ре-

флекторной теории, поведение человека и животных определяется внешними стимулами. Рефлекторная теория проделала большой путь, но ее главные положения претерпели незначительные изменения. Пожалуй, своего высшего развития рефлекторная теория достигла в учении И. П. Павлова 6 об условном рефлексе. Вместе с тем, было замечено, что в экспериментах с условнорефлекторной методикой в отдельных случаях животные, несмотря на отсутствие внешних условных раздражителей, обычно вызывающих соответствующие действия, тем не менее совершают их. В таких ситуациях деятельность животных не подчиняется логике условного рефлекса и воспринимается как спонтанная.

развертыванием информационных системных процессов в масштабах целого мозга.

Изучение нейрональных механизмов частных функций различных мозговых структур в формировании поведения занимает значительный объем в общей массе физиологических работ [3, 6, 7] . Получены многочисленные и разнообразные данные об участии нейронов головного мозга в механизмах восприятия, памяти, мотивации, выполнения движений [8—11].

на в центральную интеграцию поведенческого систе-мокванта. Очевидно, что последовательному развертыванию отдельных этапов системокванта поведения соответствует смена состояний нейронов мозга, каждое из которых характеризуется своим метаболизмом. В ином функциональном состоянии нейрон настроен на восприятие иных параметров результата данной функциональной системы и будет по другому реагировать на те же химические посылки, поступающие к нему на этапах системокванта поведения. Следовательно, избирательное вовлечение отдельного нейрона на отрезке времени, соответствующем развертыванию конкретных системных процессов данного системокванта, происходит на основе изменения его химизма.

Отмечено, что различия в импульсной активности нейронов на этапах поведенческого акта на фоне подведения к ним нейромедиаторов менее выражены, чем на фоне подведения их блокаторов. Очевидно, аппликация антагонистов медиаторов приводит к существенному информационному дефициту в работе нейронов. Следовательно, не только поступающий к нейрону синаптический приток, но и селективное пространственно-временное функционирование собственных мембранных рецепторов определяют форму его вовлечения в центральную интеграцию, причем последний фактор имеет ведущее значение в создании активной творческой роли нервной клетки. Это позволяет сделать заключение, что в обученном мозге способ включения нервной клетки в единый системный процесс определяется её внутренним интегративным состоянием, проявляющимся, в частности, в функционировании ее синаптических рецепторов.

В контексте непрерывного поведения химические степени свободы выступают, таким образом, не

Встает вопрос об интимной физико-химической природе процессов вовлечения нейронов мозга в системную организацию поведенческой деятельности. Для решения этой задачи проводились исследования динамики обучения, импульсной активности и химической чувствительности клеток на этапах инструментального поведения в условиях предварительного введения в желудочки мозга животного блокатора белкового синтеза циклогексимида. Опыты показали, что время обучения таких животных, по сравнению с контрольной группой, значительно увеличивалось, а динамика самого поведенческого акта замедлялась. При этом наблюдалось меньшее число нейронов, реагирующих на отдельных этапах системокванта поведения, а сами нейроны обладали низкой химической чувствительностью к нейромедиаторам. Таким образом, именно белоксинтезиру-ющие процессы, путем изменения хеморецептивных свойств синаптических мембран, влияют на широту и характер вовлечения нейронов в системную интеграцию целенаправленного поведенческого акта.

Согласно концепции интегративной деятельности нейрона, основные события, определяющие форму участия нервной клетки в деятельности ЦНС, протекают в ее цитоплазме и представляют собой сложный комплекс энзиматических реакций, связанных с синтезом специфических белков [14]. Можно предположить, что при обучении в нервных клетках наблюдается определенная последовательность молекулярно-генетических процессов. Вначале новизна и рассогласование текущей ситуации с имеющимся опытом животных или акцепторами результатов действий доминирующих мотиваций запускают в нейронах (через каскад рецепторных и цитоплазматических процессов) активацию ранних генов, некоторые из которых кодируют транскрипционные факторы. Эти белки, транспортируясь в ядро клетки, в свою очередь, инициируют вторую волну синтеза белка, которая начинается через несколько ча-

сов после первоначального воздействия. В число активирующихся при этом поздних эффекторных генов входят, в частности, гены молекул олигопептидов. В результате реактивации морфо-регуляторных молекул, нервные клетки приобретают при обучении способность к перестройке своих синаптических связей в составе модифицирующихся или вновь образующихся функциональных систем [15].

Именно этот последний этап представляет значительный интерес, поскольку отражает эффективность сложившейся интеграции, в которую вовлечены клеточные элементы многих отделов центральной нервной системы.

Активный поиск молекулярных основ памяти показал, что именно белки и пептиды являются веществами, осуществляющими связь между генетическим аппаратом клетки и ее функциями. Известно, что процессы формирования следа памяти, его сохранение и воспроизведение зависит от деятельности белоксинте-зирующего аппарата нейрона и, в частности, от образования различных нейропептидов [20—23]. Очевидно,

именно поэтому выключение отдельного нейрона из процесса воспроизведения в рамках сформированной общемозговой интеграции поведенческого акта, вследствие подведения к нему блокатора белкового синтеза, можно восстановить путем подведения к нему нейропептида лизилвазопрессина. Наряду с этим, лизилвазо-прессин, апплицируемый к нейронам до подведения циклогексимида, часто приводил к невосприимчивости клетки к антибиотику. Защитный эффект лизилвазо-прессина в действии белковых блокаторов может быть заключен в его многостороннем влиянии на клеточный метаболизм и, в особенности, на механизм экспрессии генов [ 24].

5. Анохин П. К Системный анализ интегративной деятельности нейрона. // Успехи физиологических наук. 1974; 5; 2 5—92.

7. Фадеев Ю. А. Нейроны коры большого мозга в системной организации поведения. М.: 1988; 215.

8. Hubener M., Shokam D, Grinvald A., Bonhoeffer T. Spatial relationships among three columnar system in cat area 17. // J. Neurosci. 1997; 17; 23: 9270—9292.

9. Gawne T. J, Martin J. M. Responses of Primate Visual Cortical V4 Neurons to Simultaneously Presented Stimuli. // JNeurophysiol. 2002; 88: 1128—1135.

10. Sceniak M. P, Hawken M. J., Shapley R Visual Spatial characterization of Macaque V1 Neurons. // J. Neurophisiol. 2001; 85: 1873—1887.

11. Camarda R M, Petethans E., Bisho P. O. Simple cells in cat striate cortex: responses to stationary flaching and moving light bars. / / Exp. Brain Res.

1985; 60; 1: 151—158.

12. Орлов И. В., Шерстнев В. В., Осиповский С. А. Химическая чувствительность и конвергентные функции центральных нейронов. // Журн. высш. нервной деятельности. 1976; 26: 778—784.

13. Андрианов В. В. Нейрохимические механизмы участия нейронов коры мозга в целенаправленном поведении. // Вестник РАМН. 1992; 7: 25—30.

14. Шерстнев В. В. Гетерохрония нейрохимической организации процессов обучения и памяти. В сб. Системные механизмы обучения и памяти. // Труды совета по экспер. И приклад. Физиологии. М: 1998; 194—205.

16. Milner B., Squire L R, Kandel E. R Cognitive neuroscience and the study of memory. // Neuron. 1998; 20; 3: 445—468.

17. Азарашвили А. А. Исследование механизмов памяти с помощью диссоциированного обучения. Пущино. 1998; 104.

18. Соллертинская Т. Н, Коринкина Н. И. Влияние вазопрессина на процессы памяти у яванских обезьян. // Журн. высш. нервной деятельности. 1999; 49; 2: 234—244.

19. Vanderwolf C. H. Gain D. P. The behavioral neurobiology of learning and memory. // Brain Res. Rev. 1993; 19; 3; 264—293.

20. Ашмарин И. П. Сигнальные молекулы и социальное поведение. XIII Сеченовские чтения. М. 2001; 78 с.

21. De Wied D., J. Croiset. Behavioral effects ofneuropeptides related to the stress hormones. Мозг: теоретические и практические аспекты. М., Медицина, 2003. 366—382.

23. Andrianov V. V., SudaJcov K. V. Chemical plasticity of visual cortex neurons in integrative organization of feeding behavior in cats. // Integrat. Physiol. and Behavioral Science. 1996; 31; 3: 231—236.

24. Ашмарин И. П., Орухова М. Ф. Современное состояние вопроса о функциональном континууме регуляторных пептидов. // Вестник РАМН. 1994; 10: 28—34.

Что такое нейропластичность?

Коротко: нейропластичность — свойство мозга, благодаря которому свойства нейронов и нейронные сети могут изменяться под воздействием нового опыта, в том числе — восстанавливать или формировать новые связи, утраченные в результате повреждения.

Статья проверена кандидатом медицинских наук, неврологом Euromed Clinic — Павлом Сергеевичем Дыниным.

Синаптическая пластичность

Пластичность целых областей мозга

Области, отвечающие за определенные функции, могут увеличиваться и уменьшаться в результате тренировки. Например, в коре мозга людей, упражняющихся в игре на фортепиано, очень быстро увеличиваются области, которые отвечают за движения пальцев. Более того, области увеличивались, даже когда участники исследования лишь думали о том, как они будут играть. Также доказано, что у опытных водителей такси гиппокамп, отвечающий в том числе за пространственное мышление, становится больше по мере увеличения водительского стажа.

На этом основан принцип реабилитации мозга после травмы или инсульта. Предположим, у пациента плохо работает левая рука. Ему предлагают ограничить движения здоровой руки и попробовать действовать поврежденной. Мозг начинает увеличивать размеры зоны, отвечающей за поврежденную руку, вовлекая в процесс управления рукой здоровую часть двигательного отдела, включая соответствующие зоны в противоположном полушарии. Таким образом, мозг реорганизует свою деятельность, адаптируется, и рука начинает шевелиться лучше.

От чего зависит нейропластичность

  • От состояния сосудов. Чем активнее кровоснабжение мозга, тем лучше работают нейроны.
  • От возраста. Все-таки нейропластичность выше у молодых, чем у пожилых людей.
  • От тренировки. Чем чаще мы повторяем определенное действие, чем интенсивнее и методичнее мы стремимся обучиться, тем выше вероятность, что нейроны будут кооперироваться для выполнения этого действия.
  • От времени начала тренировок. После травмы или инсульта лучше начинать тренироваться как можно раньше, так как иначе мозг успевает адаптироваться к происходящему (перестает учитывать поврежденные функции), и активизировать их со временем становится труднее.
  • От разнообразия практики. Чем чаще мы применяем нейропластичность, тем она выше. При обучении конкретному навыку растет обучаемость нашего мозга вообще.

Упражнения, направленные на повышение нейропластичности

Для начала можно попробовать чистить зубы или есть другой рукой. По мере того как вам будет проще делать это, перейдите обратно на ведущую руку.

Попробуйте есть, принимать душ, делать другие привычные вещи с закрытыми глазами (только осторожно).

Найдите десять новых способов добраться до работы. Пообедайте не в том месте квартиры, где вы это делаете обычно.

По некоторым исследованиям, регулярная медитация и физические нагрузки также позволяют повысить нейропластичность.


В большинстве ситуаций врач-невролог при заболевании головного мозга вынужден бороться с последствиями уже свершившейся катастрофы, в результате которой часть нервных клеток (нейронов) в определенной зоне мозга погибла. Другими словами, речь может идти о восстановительном лечении и компенсации утраченных функций – реабилитации, возможности которой в неврологии, к сожалению, достаточно ограничены. Между тем наиболее благоприятные результаты лечения возможны только в случае непосредственного воздействия на процессы, приводящие к гибели нервных клеток. Это направление в неврологии обозначается специальным термином – нейропротекция.

Развитие современных представлений о нейропротекции стало возможным в последнее десятилетие благодаря поистине революционным открытиям ряда фундаментальных наук. Были детально изучены основные цепи биохимических реакций (так называемые “биохимические каскады”), приводящие к гибели нейронов в результате острых или хронических стрессов. Установлены закономерности функционирования клеточных и митохондриальных мембран нейронов в норме и при патологии. Раскрыты основные типы рецепторов мозга и их взаимосвязь с процессами передачи клеточных сигналов. Изучены особенности образования и потребления энергии в нейронах. Наконец, большой вклад в изучение жизнедеятельности нейронов внесли успехи молекулярной биологии и генетики, а также моделирование разных заболеваний нервной системы у лабораторных животных.

Результатом проведенных исследований стало установление универсальных механизмов гибели нейронов при разных видах патологии. К ним относятся: 1) повышение уровня свободных радикалов и окислительное повреждение мембран нервных клеток; 2) нарушение деятельности митохондрий – своеобразных "энергетических станций” клетки, что приводит к запуску генетически запрограммированной гибели нейронов (апоптозу); 3) неблагоприятное действие избытка возбуждающих нейропередатчиков аминокислот (в первую очередь, глутамата), приводящее к перевозбуждению глутаматных рецепторов, входу кальция внутрь нейрона и его гибели. Этот механизм носит специальное название – эксайтотоксичность (от англ. “excite” – возбуждать).

В различных странах неоднократно предпринимались попытки лечения заболеваний нервной системы с помощью препаратов, связывающих свободные радикалы и предотвращающих окислительный стресс. Эти препараты получили название “антиоксиданты”, а наиболее известными из них являются витамины Е (токоферол) и С (аскорбиновая кислота). Однако результаты остаются далекими от идеала, и главная проблема – плохое проникновение этих соединений к внутриклеточным мембранам, особенно в центральной нервной системе.

Другая группа нейропротекторов имеет целью нормализацию функций митохондрий, улучшение усвоения кислорода и обеспечение клетки энергией. Нередко эти препараты называют “корректорами тканевого дыхания”. К ним относятся: коэнзим Q10, янтарная кислота, рибофлавин и др. На практике при необходимости улучшения функции митохондрий применяют комбинацию нескольких препаратов из данной группы.

Недавно в практику сталивнедряться принципиально новые нейропротекторы. Их действие основано на предотвращении эксайтотоксичности глутамата, выделяемого в межклеточное пространство. Такой эффект достигается за счет фармакологической блокады рецепторов глутамата, то есть специальных образований на поверхности клетки, воспринимающих глутаматные сигналы.

Новым этапом в данной области неврологии стало внедрение впрактику антагониста глутаматных рецепторов мемантина. Мемантин обладает определенными преимуществами перед другимиизвестными “антиглутаматными” препаратами, поскольку блокирует не абсолютную, а лишь избыточную активацию рецептора глутамата и поэтому обычно хорошо переносится. Действие мемантина на рецептор в физиологических условиях сходно с действием магния (данный препарат иногда образно называют “улучшенным магнием”).

С учетом универсального значения эксайтотоксичности в механизмах гибели нейронов сегодня обсуждается возможность использования мемантина (как и других аналогичных антагонистов глутаматных рецепторов) в симптоматической и превентивной терапии ряда других неврологических заболеваний – таких как болезнь Паркинсона, сосудистые заболевания мозга и др. Разумеется, решение о назначении препарата, длительности его приема и оптимальной дозировке должно приниматься лечащим врачом с учетом характера болезни, особенностей конкретного пациента и принципов доказательной медицины применительно к данной группе лекарственных средств.

По всем прогнозам, нейропротекция как важнейшее и самостоятельное направление в клинической неврологии будет в ближайшие годы одной из наиболее актуальных и интенсивно развивающихся областей медицинской науки.


1. Гончарова О.В., Никонова Л.С., Монахов М.В., Хан М.А., Ачкасов Е.Е., Николенко Н.Ю. Состояние здоровья и принципы реабилитации детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Вестник восстановительной медицины. – 2012. – № 2. – С. 45–49.

2. Грибанов А.В., Панков Н.Н., Подоплекин А.Н. Уровень постоянных потенциалов головного мозга у детей при синдроме дефицита внимания и гиперактивности //

3. Кудрявцева Г.Ю. Комплекс упражнений для улучшения внимания, пямяти и равновесия при хронической ишемии головного мозга: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Новокузнецк, 2005. – 24с.

5. Сафоничева М.А. Новые восстановительные технологии в комплексной реабилитации детей с задержкой интеллектуального развития: автореф. дис. . канд. мед. наук // Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники Министерства здравоохранения РФ. – М., 2011.

6. Сафоничева О.Г. Способ лечения миофасциальной боли / Патент на изобретение RUS 2139030 22.05.1998. 7. Сафоничева О. Г. Синдром верхней апертуры грудной клетки // Врач. – 2006. – № 13. – С. 68–70.

7. Сязина Н.Ю., Сафоничева О.Г. Роль новых восстановительных технологий в формировании индивидуального стиля деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник восстановительной медицины. – 2014. – № 4 (62). – С. 42–46.

8. Шанина Г.Е. Межполушарные взаимодействия и способы их двигательной коррекции в детско-юношеском возрасте. – М., 2001. – 122 с.

Современное состояние медико-демографических процессов в Российской Федерации характеризуется нестабильным состоянием здоровья детей и подростков, снижением функциональных резервов и адаптационных возможностей подрастающего поколения. Множество детей демонстрируют задержку психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость, истощаемость), соматическую и психосоматическую уязвимость, проявляющуюся в виде сосудистых, костно-мышечных нарушений, снижения иммунитета и десинхроноза различных систем организма. В совокупности это приводит к снижению адекватной адаптации к социуму, эмоционально-личностной когнитивной неготовности к обучению в школе и требует пересмотра подходов к реабилитационным процессам. Особая нагрузка ложится на Центры, обеспечивающие комплексную медико-психологическую и социально-бытовую реабилитацию детей со сложной структурой дефекта и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1, 5].

Системный подход к организации восстановительного процесса предполагает совокупность многих компонентов и этапов реализации: разработка диагностической программы и оценка потенциала ребенка; создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ и качественный характер их проведения; анализ и оценка эффективности реабилитации. Важным компонентом системного подхода является преемственность и мультидисциплинарность – вовлечение в программы реабилитации необходимых специалистов из учреждений здравоохранения, социальной сферы, образования, культуры и спорта, а также участие семьи в восстановительных мероприятиях [8].

Цель исследования – разработка персонализированных подходов и технологий коррекции и социальной адаптации детей с ОВЗ.

Задачи исследования:

1. Изучить этиологические и патогенетические особенностей развития интеллектуальных нарушений у детей с ОВЗ.

Материалы и методы исследования

Методы исследования:

1. Нейропсихологическое тестирование, клиническое неврологическое и мануально-терапевтическое исследование проводилось с целью изучения влияния биомеханических изменений со стороны шейно-грудного отдела позвоночника на когнитивные способности детей и состояние метаболических процессов мозга [5, 6].

Изменение рH оказывает влияние на многие метаболические процессы – даже мягкий ацидоз нарушает работу дыхательной цепи митохондрий, в результате чего усиливается образование свободных радикалов кислорода, повреждающих клетку; более выраженный ацидоз (pH 6,5) вызывает гибель нейронов путем апоптоза. Ацидоз способствует образованию малорастворимого амилоидного протеина, нарушая нормальный метаболизм белка – предшественника амилоида, что играет роль в патогенезе болезни Альцгеймера [2, 10]. Поэтому своевременное выявление нарушения КЩР головного мозга и назначение адекватной терапии является залогом здоровья и сохранения его пластичности.

Исследователи ряда клиник (Н.П. Миронов, Л.П. Соколова, Ю.В. Борисова, 2010) указывают, что при повышенном церебральном метаболизме (перевозбуждении мозговой активности и регистрации ацидоза) необходимо снижать функциональную активность мозга с помощью антиоксидантов, психотерапии, исходя из степени выраженности гипоксии [4]. В этой ситуации необходимо избегать стимуляции функциональной активности мозга, на какую бы усталость, утомляемость, снижение памяти и рассеянность пациент не жаловался. Нельзя при повышении энергообмена по данным НЭК назначать ноотропы. Если же по данным НЭК регистрируется пониженный метаболизм – алкалоз, то при отсутствии противопоказаний (например, судорожная готовность по ЭЭГ) возможна и необходима стимуляция функциональной активности мозга и его метаболизма. В этом случае целесообразно назначение ноотропов. Универсальными препаратами в случае, как повышения метаболизма, так и в случае его понижения, являются антиоксиданты и вегетотропные лекарственные средства.

Для анализа данных использовались математико-статистические методы, включающие вычисление описательных статистик, критериев Колмогорова – Смирнова для одной выборки, Шапиро – Уилкса, Стьюдента для зависимых выборок, а также Вилкоксона. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

Результаты исследования и их обсуждение

При нейропсихологическом исследовании у детей с ОВЗ выявлены трудности звукового анализа, ограничение навыков интеллектуальной деятельности и самоконтроля, замедленность процессов восприятия, нестойкость и дефицит внимания, ослабление памяти, нарушение функции равновесия.

При проведении НЭК-исследования нарушение церебрального метаболизма было выявлено у 100 % детей: явления ацидоза головного мозга (78 %) и реже – алкалоза (12 %).

Обоснование программы реабилитации

Равновесие тела в пространстве, механизмы и причины движений, связь с психическими процессами изучались учеными различных специальностей в течение длительного времени. Еще в 1947 году Н.А. Бернштейн представил движение как психическое действие. Около 30 лет назад появилась постурология, наука изучающая способность сохранять равновесие тела в вертикальном положении вопреки возмущающим внешним воздействиям (гравитационным силам) – одно из важнейших условий при взаимодействии с внешней средой. Регулируют равновесие импульсы, поступающие в ЦНС от глазодвигательных мышц, сетчатки, вестибулярного аппарата и рецепторов подошвенной поверхности стопы (эндогенных датчиков), а также от рецепторов позвоночника, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. Высший контроль за тонусом мышц осуществляет кора больших полушарий, ее моторные, премоторные и лобные области. Кора обеспечивает целесообразность позы, соответствие позы двигательным задачам и уже в 7-летнем возрасте спинальный механизм управления движениями является сформированным. Совершенствование управления движениями в возрасте 7–11 лет связано с процессом становления супраспинальных регуляторных механизмов. Морфологическое созревание коркового отдела двигательного анализатора, фронтальных областей коры и мозжечка обеспечивает возрастающие год от года возможности для формирования все более совершенных моторных программ.

Отклонения в развитии моторной сферы детей с задержкой психического и умственного развития создают, по мнению ряда авторов, определенные трудности в учебной деятельности [1, 2, 9].

Мозг человека состоит из множества нейронов, которые отличаются друг от друга генетической программой развития: речь, мышление, постановка целей и их реализация – все это нейропсихологические функции. Известно, что из 15 миллиардов нервных клеток, имеющихся в коре больших полушарий, человек использует не более 15 %. Это обусловливает наличие больших резервных возможностей нервной системы, которые необходимо учитывать при разработке программ развития и реабилитации детей с врожденными и приобретенными нарушениями нейропсихологической сферы и ограниченными возможностями развития.

В условиях патологии недеферренцированность клеток головного мозга является основой компенсации нарушенных функций. Развивая с помощью новых восстановительных технологий сохранные звенья корковых структур и приспосабливая их к выполнению качественно новых задач (В.М. Астапов 1994), можно добиться убедительных успехов в формировании ослабленных или утраченных возможностей здоровья и психики.

Поврежденные или неправильно функционирующие клетки и цепи на самом деле могут быть регенерированными и перепрограммированными; местоположение определенной функции, как это ни удивительно, может быть перенесено из одного участка коры в другой. Признание того факта, что мозг пластичен и может менять себя с помощью тренировок и познания представляет собой грандиозный прорыв в истории развития науки XXI века.

На основании полученных результатов была разработана комплексная нейрореабилитационная методика, включающая техники мягкотканевой мануальной терапии с целью восстановления тонусно-силового баланса мышц плечевого пояса, краниовертебрального перехода, а также улучшения церебрального метаболизма за счет нормализации процессов ликвородинамики, кровоснабжения, кислородного обеспечения стволовых и корковых структур мозга. Длительность и характер воздействия подбирались с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в среднем – 8–10 процедур [5, 6]. Стабилизационные и дыхательные упражнения способствовали закреплению достигнутого результата. Применялись методы развивающей терапии: сказко-терапия, ритмика, элементы образовательной кинезиологии.

Комплекс упражнений включал гомолатеральные (односторонние) шаги для активизации нижних отделов ствола головного мозга и отдельных полушарий. Гетеролатеральные движения без пересечения средней линии тела для восстановления межполушарных связей.

Упражнения выполнялись в разных вариантах и напоминали движения ползущей ящерицы или бегущей лошади. Гетеролатеральные форсированные движения с пересечением средней линии, вращением плечевого пояса в одну сторону, а тазового – в другую выполнялись с целью вовлечения большего числа нервных центров и лобных отделов головного мозга в организацию движений, так как требовали осознанности и сосредоточенности при их выполнении [3, 5, 9].

Ориентируясь на результаты НЭК-диагностики, дети получали фоновую терапию одним из лекарственных препаратов (пантокальцин, танакан, кортексин). При выявленном ацидозе детям назначали лекарственные препараты: танакан – 0,5 таб. утром, в течение 1 месяца (либо кортексин – 10 мг внутримышечно 1 раз утром 10 дней подряд). При выявленном алкалозе детям назначали пантокальцин в дозировке – 250 мг 2 раза в день в течение 1 месяца. Особенностью ноотропного препарата пантокальцина является нейропротекторная и нейротрофическая направленность, повышение устойчивости мозга к гипоксии и стимуляция анаболических процессов в нейронах. С детьми занимались психологи и логопеды. Программы восстановительного лечения были утверждены Комитетом по этике, родители подписали информированное согласие о необходимости проведения курса лечения и выполнении определенных рекомендации в домашних условиях.

Заключение

Читайте также: