Как сделать ноту до

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Термин Нота происходит с латинского языка и дословно переводится как Знак или другой вариант перевода — Метка. Понятие музыкальных нот тесно сопряжено с музыкальной нотацией. Если говорят Нота, в большинстве случаев имеют в виду её графической отображение на нотном стане, нотация простыми словами. В большинстве случаев ноты записываются на пяти линейной тактовой сетке. Что интересно […]

Термин Нота происходит с латинского языка и дословно переводится как Знак или другой вариант перевода — Метка. Понятие музыкальных нот тесно сопряжено с музыкальной нотацией. Если говорят Нота, в большинстве случаев имеют в виду её графической отображение на нотном стане, нотация простыми словами. В большинстве случаев ноты записываются на пяти линейной тактовой сетке. Что интересно данная система обозначения нот в музыке, а именно на 5 линейках, берет своё зарождение с 17 века.

Нотная грамота для начинающих — советы новичкам по обучению музыкальной теории

Итак, нотами музыканты пытаются обозначить звук, представить его в виде понятных символов, которые живут по своему закону – закону чувств и ощущений. За любой нотой можно проследить её характеристики, а именно:

  • высоту;
  • длительность;
  • порядок воспроизведения и законы взаимодействия с другими нотами.

Наверное, самая известная нота – это До. Или Ля. Принято считать, что звучание ноты Ля имеет эталонную частоту в 440 Гц.

Ноты в музыке — всего 7 нот, но сколько песен

Действительно, казалось бы нотных вариаций должно не так много, однако на самом деле мелодий, что можно сочинить — бесконечность. Можете попробовать просчитать количество вариантов математически, их будет не меньше, чем в шахматах. Поэтому для игры музыки на музыкальных инструментах необходимо чувствовать, чтобы ориентироваться во всём этом многообразии звуков и их оттенков. Если вам трудно самостоятельно осваивать музыкальную теорию, обратитесь к репетитору, вы можете найти лучших гитаристов учителей на нашем официальном сайте Гитары.

C (нота До)

Нота До

До первой, второй и малой октавы

Частота: 261,6 Гц

Ступень звукоряда: 1

Английское обозначение: C

Пример звучания ноты До на гитаре:

Как найти ноту До на гитаре:


Как пишется нота До на нотном стане:

нота до на нотном стане

Где находится нота До на фортепиано:

нота до на фортепиано

Примечание: Далее все ноты идут последовательно белые клавиши: после До – Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

D (нота Ре)

нота ре

нота ре второй, первой и малой октавы

Частота: 293,7 Гц

Ступень звукоряда: 2

Английское обозначение: D

Пример звучания ноты Ре на гитаре:

Как найти ноту Ре на гитаре:

как найти ноту ре на гитаре

Как пишется нота Ре на нотном стане:

нота ре на нотном стане

E (нота Ми)

Нота Ми

Частота: 329,6 Гц

Ступень звукоряда: 3

Английское обозначение: E

Пример звучания ноты Ми на гитаре:

Как найти ноту Ми на гитаре:

как найти ноту ми на гитаре

Как пишется нота Ми на нотном стане:

F (нота Фа)

нота Фа

фа первой, второй, малой, большой октавы

Частота: 349,2 Гц

Ступень звукоряда: 4

Английское обозначение: F

Пример звучания ноты Фа на гитаре:

Как найти ноту Фа на гитаре:

как найти ноту фа на гитаре

Как пишется нота Фа на нотном стане:

фа на нотном стане

А также послушайте инструментальный вариант исполнения гимна:

G (нота Соль)

Нота Соль

соль второй, первой, малой, большой октавы

Частота: 392 ГцЦвет: Голубой

Ступень звукоряда: 5

Английское обозначение: G

Пример звучания ноты Соль на гитаре:

Как найти ноту Соль на гитаре:

как найти ноту соль на гитаре

Как пишется нота Соль на нотном стане:

соль на нотном стане

Ut queant laxis

Resonare fibris,

Mira gestorum

Famuli tuorum,

Solve polluti

Labii reatum,

A (нота Ля)

Нота Ля

ля первой, малой, большой октавы

Частота: 440 ГцЦвет: Синий

Ступень звукоряда: 6

Английское обозначение: A

Пример звучания ноты Ля на гитаре:

Как найти ноту Ля на гитаре:

как найти ноту ля на гитаре

Как пишется нота Ля на нотном стане:

ля на нотном стане

Перевод гимна Иоанна Крестителя на русский язык:

Версия 1 — Р. Л. Поспелова

Чтобы открытыми устами

Смогли воспеть рабы

Твоих деяний чудеса,

Вину с порочных губ ты отпусти,

Святой наш Иоанн.

Версия 2 — С. Н. Лебедева

Чтобы рабы [твои] в полный голос

Могли воспеть чудеса твоих деяний,

Отпусти им, святой Иоанне, грех изустный.

Версия 3 — Н. П. Дилецкий

Да возможем хвалити чудеса,

святых Твоих раби Твои,

развяжи устен скверных

Версия 4 — М. И. Катунян (мнемонический вариант перевода)

Утробою отверстой чтобы

Ревнители твои сумели

Миру возгласить деяний чудеса

Фальшь совлеки с их губ,

Солгать дабы не смели,

Лаская слух напевом,

Святый Иоанне. (Си)

H (нота Си)

Нота Си

Ступень звукоряда: 7

Английское обозначение: H

Пример звучания ноты Си на гитаре:

Как найти ноту Си на гитаре:

как найти ноту си на гитаре

Как пишется нота Си на нотном стане:

квадратная нотация гимна святому Иоанну

современная нотация гимна святому Иоанну

Ноты на гитаре для начинающих — популярные песни и музыка

Ноты для гитары для начинающих гитаристов порой запомнить не просто. Однако не невозможно, чтобы запомнить ноты, их названия и в каком месте они находятся на гитарном грифе, необходимо базовое знание теории и немного практики игры. Ноты для начинающих с нуля гитаристов всё же, считаю, будут нести не первостепенное значение для понимания гитары. Гораздо важнее на первом этапе обучения игры на гитаре обратить внимание на Аккорды и Ритм. А также, возможно, вам пора познакомиться с табулатурами.

В любом случае в музыке, как говорится, всего 7 нот, и знать их нужно; наверное, все их и так знают, но не понятно, как с ними работать, чтобы извлекать из них нужный звук. Для того существуют системы и принципы обращения с нотами. А именно как читать ноты, как их записывать, как образуются ноты разной длины, сколько нотных обозначений формируют полный такт в музыкальном произведении и так далее.

Чтобы эффективно играть на гитаре не обязательно знать ноты, но важно понимать основные принципы игры на инструменте, именно гитаре, тогда всё будет в порядке. Что нужно знать о нотах и нотной грамоте, будет полезно ознакомиться:

1. Размер. Три четверти, четыре четверти – это пример размерностей.

размеры и размерные знаки

2. Такт. От одной вертикальной черты до другой.

такт что это

3. Длительности. Восьмые, шестнадцатые, целые, половинные, и тд.

4. Доли. Сильная доля, слабая доля.

доли в такте сильная слабая

5. Громкость. Тише, громче.

форте пиано громче тише

6. Тембр. В зависимости от инструмента или особенностей голоса, если речь идет о вокале.

7. Звукоряд. Ноты До, ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

звукоряд до

8. Бемоль, Диез, Бекар. Знаки альтерации повышают и понижают звучание нот.

знаки альтерации

бемоль бекар диез

Виды диезных и бемольных тональностей:

Диезные тональности

Тональность (Мажор и минор) Ключевые знаки
До мажор и ля минор
Соль мажор и ми минор
Ре мажор и си минор
Ля мажор и фа-диез минор
Ми мажор и до-диез минор
Си мажор и соль-диез минор
Фа-диез мажор и ре-диез минор
До-диез мажор и ля-диез минор

Бемольные тональности

Тональность (Мажор и минор) Ключевые знаки
До мажор и ля минор
Фа мажор и ре минор
Си-бемоль мажор и соль минор
Ми-бемоль мажор и до минор
Ля-бемоль мажор и фа минор
Ре-бемоль мажор и си-бемоль минор
Соль-бемоль мажор и ми-бемоль минор
До-бемоль мажор и ля-бемоль минор

9. Паузы. Как говориться давайте делать паузы в нотах.

нотные паузы

Читайте подробнее что такое тональность и для чего она нужна.

Важны ли так ноты и нотная грамота на самом деле?

Разобрали поверхностно, что такое нотная грамота и как пишутся ноты на нотном стане. С помощью знания нот на гитаре или любом другом инструменте можно играть с умом, что по сути является музыкально грамотно. Учитесь музыке, записывайтесь на уроки игры на гитаре с нуля.

ноты на грифе

Существует довольно много способов сделать это, однако самый простой – просто зазубрить и запомнить их, используя некоторые упрощающие меры. Иначе процесс может сильно затянуться, что значительно приостановит ваше музыкальное развитие. Эта статья как раз и посвящена систематизации обучения нотам на гитаре, а также содержит в себе несколько простых шагов, которые помогут в этом.

Для чего мне учить расположение нот на грифе?

Ответ на это такой же, как и на вопрос – зачем вообще учить ноты? Вся музыка состоит из них, как язык состоит из букв, поэтому без знания нот вы просто не сможете придумывать действительно интересные и сложные композиции. Конечно, вы будете способны учить любые композиции по аккордам, однако импровизировать, сочинять красивые соло, придумывать интересные последовательности аккордов – совершенно точно нет. Вы не будете знать, когда надо играть ту или иную ноту, или вообще где находится нужный звук. Знание того, где на грифе находится нота – а еще лучше то, как она звучит – позволит свободно играть на гитаре произведения любого уровня сложности.

Необходимые базовые знания

Обозначение нот

На письме они помечаются буквами латинского алфавита от A до G. Соответственно их значения выглядят так:

  • A — ля;
  • B — си (иногда может обозначаться как H);
  • C -до;
  • D — ре;
  • E — ми;
  • F — фа;
  • G — соль.

В последующем руководстве мы будем использовать именно такие пометки для вашего удобства.

Ноты на открытых струнах

Что означает Диез и Бемоль

Где не используются Бемоли и Диезы

Ровно в двух тональностях – Ля-миноре и До-мажоре. В остальных ситуациях они активно используются всеми без исключения музыкантами.

Кроме того, бемоли и диезы отсутствуют между нотами E и F, а также B и C. Они находятся на расстоянии полутона друг от друга. Обязательно запомните это – данный аспект довольно важен при импровизации.

Что такое натуральный ряд

Натуральным рядом по факту называется обычная гамма без повышения и понижения ступеней. В ней все ноты идут последовательно друг за другом в классическом мажорном или минорном порядке. Этот порядок очень важно знать для импровизации на гитаре, поскольку именно на нем она и строится.

Таблица нот для гитары

Перед тем, как приступать непосредственно к запоминанию нот, взгляните на эту таблицу, на которой они обозначены вплоть до 12го лада. Почему до 12го? Потому что это целая октава, и после него ноты повторяются в том же самом порядке, как будто начинаются с нулевого. В данном случае нулевым ладом служит двенадцатый.

ноты на грифе гитары 1

Пошаговое изучение расположения нот на гитаре

День первый. Учим ноты на шестой струне

Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:

ноты на грифе гитары 2

День второй. Учим ноты на пятой струне

Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.

ноты на грифе гитары 3

День третий. Учим ноты на четвертой струне

Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие

ноты на грифе гитары 4

День четвертый. Учим ноты на третьей струне

В стандарте это выглядит так

ноты на грифе гитары 5

День пятый. Учим ноты на второй струне

В стандартном строе это выглядит так

ноты на грифе гитары 6

День шестой. Учим ноты на первой струне

Для стандартного строя разметка следующая

ноты на грифе гитары 7

Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.

День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот

Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:

  1. Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
  2. Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.

Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе. Это очень важно в таком вопросе, как играть соло, поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место.

День восьмой. Все ноты на пятом ладу

В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.

День девятый. Все ноты на десятом ладу

То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.

ноты на грифе гитары 9

День десятый. Запоминаем все ноты A

В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах

ноты на грифе гитары 10

День одиннадцатый. Запоминаем все ноты B

Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах

ноты на грифе гитары 11

День двенадцатый. Запоминаем все ноты С

В стандарте нота C находится на этих ладах

ноты на грифе гитары 12

День тринадцатый. Запоминаем все ноты D

Эту ноту прозвучивают эти лады

ноты на грифе гитары 13

День четырнадцатый. Запоминаем всем ноты E

Данную ноту обозначают эти лады

ноты на грифе гитары 14

День пятнадцатый. Запоминаем все ноты F

Эта нота находится на следующих ладах

ноты на грифе гитары 15

День шестнадцатый. Запоминаем все ноты G

Она находится на этих ладах

ноты на грифе гитары 16

Ноты на грифе гитары. Таблицы для скачивания. Шпаргалки.

Для того, чтобы вам было легче учиться, ниже представлен небольшой сборник файлов-шпаргалок с указанными на грифе нотами. Это сделает процесс обучения еще проще.

Изображения откроются в новом окне, после вы сможете сохранить их себе на компьютер.

Стоит ли использовать наклейки с нотами на грифе гитары?

Однозначно – да, но только поначалу. Таким образом, вам действительно будет проще запомнить, где находится какая нота. Однако не стоит цепляться за них – постепенно убирайте их с грифа и старайтесь запоминать ноты без них.

наклейки с нотами на грифе гитары

Несколько полезных советов

  1. Как уже было сказано выше – используйте стикеры на гриф, чтобы запомнить нужные ноты;
  2. Тренируйте слух – учитесь не только запоминать расположение нот на грифе, но и то, как они звучат, чтобы быстро находить нужную интонацию по звуку;
  3. Находите все интервалы по всему грифу – это очень поможет в игре в дальнейшем;
  4. Запоминайте, из каких нот, и каким образом строятся аккорды, чтобы потом без труда ставить их в любом месте грифа;
  5. Узнайте, по какому принципу строятся мажорные и минорные гаммы, и пытайтесь строить их от уже запомнившихся нот в любом месте грифа.

Похожие записи:

Альберт Гастинов

Автор сайта Перебором.ру и Бесплатного курса игры на гитаре, доступного на сайте в разделе Видео курс. С гитарой уже больше 10 лет. Играю на акустике, электрогитаре и бас-укулеле. Активно осваиваю Live Looping. View all posts by Альберт Гастинов

27 Replies to “ Ноты на грифе гитары. 16 шагов по изучению расположения нот на грифе. ”

Прекрасный сайт! Кладезь ценной информации, все предельно понятно и локанично. Какое счастье, что Вы есть! Огромное Спасибо Вам! Куда можно отблагодарить? 🙂

Спасибо за информацию.
Очень всё просто и доступно для понимания.

Спасибо ОГРОМНОЕ, я именно вас искала. Вот так просто на табличке с пояснениями наглядно. Альберт, вы просто чудо. Я уже отчаялась найти человека, который бы мне ПРОСТО пояснил где какая нота на грифе. Без заумных исторических,физических и математических теорий. Простите за эмоциональность Еще раз СПАСИБО!

Очень приятно! Рад, что вам помогла статья.

Здравствуйте.По нотам более менее понятно,надо учить,а вот по аккордам хочу задать вопрос.Совершенно не понятно почему аккорд называется,к примеру,С,а нот там три и не С,да ещё играть его надо с определённой тоники.Как в этом разобраться,помогите пожалуйста.

Здравствуйте. В этом вопросе вам поможет разобраться статья на нашем сайте Построение аккордов на гитаре.

Потому что аккорд называется по первой ноте (тонике), от которой он строится Аккорд = трезвучие, включающее в себя три ноты: тонику, терцию, квинту (мажорный аккорд). То есть первую, третью и пятую ступень соответствующей гаммы. Соответственно, аккорд C, он же До-мажор состоит нот До, Ми и Соль.

Спасибо будем учить)

Здравствуйте. Текст исправили, все верно на восьмом зажимается 2-ая струна, образуя октаву от 3 открытой струны.

Какие брать наклейки на гриф? Разноцветные, однотонные? На Алике много всего. Или пёстрые большие кругляшки, или мелкие однотонные. И с пестрыми рябит, и однотонные почти не видно.

Здравствуйте, Екатерина. Здесь только дело вкуса и предпочтений. Лично мне больше нравится вариант с однотонными наклейками.

Отличный сайт. Спасибо.

Теперь мы имеем контекст нашей статьи, где описывается, то где находятся ноты на грифе гитары с пошаговым изучением.

Очень рад, что информация для вас полезна!

Сайт суперский, спасибо

Спасибо за отзыв!

Здравствуйте!
Большое спасибо за ваш труд и уроки!
Но есть один вопрос… Как правильно учить ноты… когда учишь что нибудь, как правило проговариваешь это (в уме или вслух), так вот как быть… я вижу английское написание но должен произносить слог по русски Е — Ми, А — Ля… и так далее так как быть учить англо-русский музыкальный или же не париться и вместо До-Ре-Ми произносить Сэ-Дэ-Е… так кстати для мозга легче … и правильно ли это…
Спасибо!
P.S.
Нигде не мог найти данную информацию, а вот англо-русскую муз. версии самоучителей просто пруд пруди.

Здравствуйте, Юрий. Ноты конечно лучше учить в том виде как их придумали в произношении, т.е. До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си. А на письме, если вы не пользуйтесь нотными записями и партитурами, то использовать общепринятые буквенные обозначения C-D-E-F-G-A-B.

Вывод можно сделать, что стоит учить и запоминать ноты визуально как они выглядят на письме в буквенном виде, но произносить их как Соль-Ля-До-диез и т.д.

Не знаю как кто, а лично я не парюсь по поводу звучания или произношения с акцентом или без.
Просто надо научиться читать с листа.
Как школьник, сначала учит буквы, потом слоги, затем читает слова, предложения, рассказы и т. Д
В конце концов мы читаем не замечая буквы. Мы видим в своей голове образы созданные с помощью букв.
Надо научиться слышать музыку глядя на ноты.
Это обязательно придет…

Notnaya gramota dlya fortepiano - 9 osnovnyh polozhenij

Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.

С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.

Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.

Ноты

Длительности нот

Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.

А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.

dlitelnosti not

А вот как выглядит деление нот.

Delenie not

Целая – самая протяженная длительность.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.

Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.

Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.

Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.

Gruppirovka vosmyh not

Пока все ясно 395

Не все понятно 104

Что означает музыкальный размер и что такое такт

Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.

Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.

Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.

Silnye i slabye doli

Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.

Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется Т АКТОМ . На письме такты разделены тактовыми чёрточками.

5 Doli i takty

Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.

Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:

Muzykalnye razmery

Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.

Нижнее число обозначает длительность каждой доли.

Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).

Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).

Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.


Все понятно 395

Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар

Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.

Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:

Диез –повышает звучание ноты на полтона.

Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.

Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.

poltona na klaviature

На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.

Diezy na klaviature

Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.

А на этой картинке указано расположение бемолей:

Bemoli na klaviature

Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.

Как правильно писать диезы и бемоли

Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:

 Sol diez i Do diez
Sol bemol i Do bemol

Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.

Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:

Также существует дубль-диез :

Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.

Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.

Скрипичный и басовый ключи

С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!

А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.

Skripichnyi i basovyi kluchi

Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.

Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:

zvukoryad

Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множе­ство дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.

zvukoryad

Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.

Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.

bukvennye oboznacheniyz not

Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.

evolyuziya skripichnogo klyucha

Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.

Raspolojenie not na stane v skripichnom klyuche

Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:

Raspolojenie not na stane v Basovom klyuche

Все понятно 395

Совсем запутался 104

Паузы в музыке

Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Dlitelnosti pauz

Нотный стан — что на нем располагается

Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?

Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.

Notnyi Stan

Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.

Звукоряд Октава Диапазон

Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.

И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.

Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.

Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.

Oktavy na klavishah pianino

Динамика

oboznacheniya muzykalnyh shtrihov

Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.

Музыкальные штрихи

Oboznachenie Legato

Oboznachenie stakkato

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Дополнительные музыкальные знаки

В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:

Melismy

Заключение

Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.

Надеюсь статья была полезной и теперь вы гораздо больше знаете о том, что такое нотная грамота и какую роль она играет для фортепиано. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, разберемся во всем вместе. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Нотная грамота

Теория музыки невозможна без нотной грамоты. В этом вы уже успели убедиться, когда изучали на первом уроке ступени звукоряда. Вы уже знаете, что основным ступеням звукоряда присвоены те же названия, что и нотам, и понимаете что такое понижение ступени, т.е. ноты.

Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.

Содержание:

Заметим, что большинство современных музыкальных сайтов чаще предлагают для гитары именно аккорды либо табулатуру (табы) к песне, нежели традиционную запись на нотном стане. Для начинающих музыкантов нужно уточнить, что аккорды и табы – это те же самые ноты, только записанные в другом виде, т.е. в другом виде музыкальной нотации, поэтому выучить ноты нужно обязательно. В общем, приступаем!

Кто придумал ноты

Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, был флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Названия нот на нотном стане общий вид

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Названия нот на нотном стане подробно

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

Ноты субконтроктавы на нотном стане

Клавиатура фортепиано и нотный стан

Как изобразить ноту до руками

Нота до руки и нотный стан

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Знаки альтерации

Чтобы обозначить повышение или понижение ноты на нотном стане, значок диеза или бемоля располагается либо непосредственно перед нотой, либо, если ту или иную ноту нужно снизить или повысить во всем произведении, в начале нотного стана с нотами к произведению. Для случаев, когда изменение ноты предусмотрено на протяжении всего произведения, за символами диезов и бемолей закреплены определенные места на нотном стане:

Знаки альтерации

Диезы

Бемоли

Диезы басовый ключ

Бемоли басовый ключ

Как вы уже заметили, для расположения диезов и бемолей в начале произведения возле ключа – скрипичного или басового – задействуются только основные линейки нотоносца. Такие знаки альтерации называются ключевыми.

Знаки альтерации, относящиеся только к одной ноте, называются случайными или встречными, действуют в пределах одного такта и располагаются непосредственно перед этой нотой.

Для справки: такт на нотном стане – это ноты и сопутствующие им обозначения между двумя вертикальными линиями, перпендикулярными линиям нотного стана. Эти вертикальные линии называются тактовыми чертами.

А сейчас давайте разберемся, что же делать, если нужно отменить диез или бемоль, установленный в начале нотного стана. Такая необходимость может возникнуть при модуляции, т.е. при переходе в другую тональность. Это модный прием, часто применяемый в эстрадной музыке, когда последний припев или куплет и припев исполняется на 1-2 полутона выше, чем предыдущие куплеты и припевы.

Для этого существует еще один знак альтерации: бекар. Его функция – отмена действия диезов и бемолей. Бекары тоже подразделяются на случайные и ключевые.

Функции бекара:

  • Случайный бекар отменяет действие случайных знаков альтерации, ставится в том месте и перед той нотой, для которой нужно отменить действие диеза или бемоля, и действует в пределах такта.
  • Ключевой бекар отменяет действие диезов и бемолей, указанных в начале произведения, т.е. ключевых. Он действует до следующей смены ключевого знака либо, если такового не будет, до конца произведения.

Чтобы было нагляднее, посмотрите, где располагается случайный бекар на нотном стане:

Случайный бекар

А теперь посмотрите, где располагается ключевой бекар, и вы сразу поймете разницу:

Ключевой бекар

Уточним, что запись на нотном стане применяется для гитары и фортепиано, и любых других музыкальных инструментов, а вот табы, которые вы видите на предыдущей картинке под нотным станом, используются для гитары.

В гитарных табах 6 линий по количеству струн гитары. Верхняя линия обозначает самую тонкую струну, которая будет нижней, если вы возьмете гитару в руки. Нижняя линия означает самую толстую гитарную струну, которая является верхней, когда вы держите гитару в руках. Цифры указывают, на каком ладу зажимать ту струну, на которой написана цифра.

Подведем итог и сведем воедино всю информацию по знакам альтерации на следующей картинке:

Знаки альтерации

Ключи на нотном стане

Ключ выписывается так, чтобы линия, откуда стартует отсчет, пересекла его в главной точке. Таким способом ключ закрепляет за нотой, написанной на данной линии, точную высоту, относительно которой отсчитывается высотность и наименования прочих звуков. Различают несколько разновидностей ключей.

Ключи – перечень:

Давайте проиллюстрируем:

Ключи

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать.

Как считать длительности:

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

Длительности (обозначения):

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Обозначения длительности нот

Объединение нот в группу:

Вот как это выглядит:

Объединение нот

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Объединение нот внутри такта

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки [В. Вахромеев, 1961].

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Паузы

Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:

Длительности пауз

Тест на усвоение материала урока

Читайте также: