Как сделать неприемлемое приемлемым

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 05.10.2024

Окно Овертона — это концепция Russell N. J. An Introduction to the Overton Window of Political Possibilities. Mackinac Center for Public Policy , подразумевающая, что есть определённый круг мнений, которые общество одобряет или порицает, а их выразителями выступают политики, СМИ, активисты и медийные личности.

Во взглядах Джозефа Овертона

Американский юрист и общественный деятель Джозеф Овертон был Joseph P. Overton. Mackinac Center for Public Policy старшим вице‑президентом крупнейшей в США независимой аналитической организации — Макинского центра публичной политики. В 1990‑х годах он предложил модель, которая позволяла оценить, насколько те или иные идеи приемлемы для открытого обсуждения.

Согласно этой модели, публичные личности не станут предлагать идеи, находящиеся вне определённых рамок.

Согласно Овертону, политики скованы Russell N. J. An Introduction to the Overton Window of Political Possibilities. Mackinac Center for Public Policy рамками окна дискурса, то есть взглядами избирателей. Они вынуждены прислушиваться к народному мнению, знать свою аудиторию и принимать соответствующие решения.

В качестве примера он приводил вопрос о праве выбора формата образования в Мичигане в 80‑х годах XX века. Постепенно идея о свободной альтернативе между домашним обучением, частной или государственной школой там стала нормой, а мысль об ограничениях в этой сфере, наоборот, превратилась в неприемлемую.

Собственно, концепция рамок высказываний, основанная на взглядах Овертона, появилась Joseph P. Overton. Mackinac Center for Public Policy уже после его смерти: Джозеф погиб в авиакатастрофе в 2003 году. Первая публикация Russell N. J. An Introduction to the Overton Window of Political Possibilities. Mackinac Center for Public Policy , описывавшая предложенную им модель, вышла три года спустя. Так специалисты Макинского центра увековечили имя коллеги.

В последующих интерпретациях

Выйдя за рамки Макинского центра, концепция Овертона постепенно стала предметом активного обсуждения. Уже в 2006 году публицист и политик Джошуа Тревиньо предложил Marsh L. The Flaws of the Overton Window Theory. The New Republic шесть ступеней для шкалы, описывающей окно дискурса. Также он выдвинул идею, что данную концепцию можно использовать для сознательного манипулирования людьми и общественными процессами.

Графическое представление окна Овертона. Изображение: Nikolay Kazak / Wikimedia Commons

C этого момента концепция Овертона воспринимается не как стратегия продвижения политических принципов, а как теория заговора.

Именно из‑за этого окно Овертона — одна Joseph P. Overton. Mackinac Center for Public Policy из популярнейших концепций в социальных диспутах, в том числе и в России.

Как окно Овертона должно работать в теории

Как считают Lehman J. G. An Introduction to the Overton Window of Political Possibility. Mackinac Center for Public Policy сами сотрудники Макинского центра, политики, вопреки распространённому мнению, редко могут двигать окно Овертона по собственному желанию — для этого они должны быть очень сильными лидерами. Чаще всего инициаторами серьёзных изменений становятся общественные институты: семьи, рабочие коллективы, СМИ, религиозные организации и так далее.

Концепция окна Овертона описывает лишь тот факт, что политики почти не рискуют проводить в жизнь начинания, непопулярные у большинства. То есть это представление просто призвано объяснить, почему одни идеи становятся популярными, а другие приходят в забвение. Притом, согласно теории, рамки дозволенного и порицаемого могут The Overton Window. Mackinac Center for Public Policy двигаться, становиться шире или уже.

Как эту концепцию используют сторонники теорий заговоров

Окно Овертона популярно у сторонников конспирологических теорий, которые стремятся интерпретировать с его помощью изменения в обществе. Сексуальная свобода, либерализация абортов, размытие гендерных ролей, легализация однополых браков — эти и другие чуждые им идеи они пытаются объяснить не естественными социальными процессами, а вмешательством извне.

Так якобы невозможное становится допустимым, допустимое — желаемым, а желаемое — непреложной истиной. При этом автор статьи заявляет Carter J. How to Destroy a Culture in 5 Easy Steps. First Things , что этот процесс возможен только благодаря бездействию тех, кто против таких изменений.

За что критикуют концепцию окна Овертона

Интерпретации теории сотрудников Макинского центра в духе Тревиньо, Бека или Картера критикуют за то, что они превратили политологическую идею в конспирологическую теорию, не имеющую никакой доказательной базы. Так, политолог Екатерина Шульман считает Статус. 03.12.2019. Эхо Москвы , что обсуждение чего бы то ни было ещё не делает его предмет приемлемым для большинства. По её мнению, изменения в обществе рождают обсуждение, а не наоборот.

Но не только интерпретации размышлений Джозефа Овертона подвергаются критике. Самих сотрудников Макинского центра упрекают в упрощении Верещагин О. А., Белова Н. Е. Фрейм‑аналитика: опыт эпистемологического исследования. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки теории фреймов (устойчивых понятий), а то и вовсе в плагиате идей фрейм‑анализа. Также критики обращают Joseph P. Overton. Mackinac Center for Public Policy внимание, что современное общество сильно поляризованно: в нём сосуществует огромное количество разных социальных страт и классов. И для каждого из них представления о приемлемом и неприемлемом будут разниться. Поэтому выделить какое‑то всеобщее окно дискурса просто невозможно.

Стоит сказать, что критика концепции окна Овертона не слишком далеко ушла от аргументации её сторонников. Подлинно научных исследований о ней нет — возможно, потому, что сама теория никогда не выходила за рамки политической публицистики.

Но очевидно, что большинство говорящих об окне Овертона людей не особо представляют, что оно изначально собой представляло. Овертон вовсе не был первооткрывателем технологии уничтожения традиционных ценностей и управления массами, он просто пытался объяснить, как принимаются политические решения. А нагнетание и паранойя, появившиеся вокруг этих идей, по большому счёту лишь реакция на меняющийся мир и неспособность найти иные причины событий, кроме заговоров и интриг.

Магистр, но не джедай — историк по образованию. Пишу об истории, психологии и других областях знаний, а также о социальных явлениях. Изучаю статьи и исследования учёных, перевожу с научного на человеческий. Калёным железом выжигаю популярные заблуждения и псевдонауку.

Общественная мораль сегодня и 100 лет назад — две совершенно разные вещи. И это естественно для общества. Но могут ли политики и общественные деятели менять спектр возможных мнений в обществе? А если могут, то как? В материале мы разберем суть идеи окна Овертона.

Что такое окно Овертона и почему оно стало частью конспирологической теории

Попадая в окно Овертона, ранее немыслимые идеи становятся действующей нормой. Верна ли эта концепция и как она влияет на нашу жизнь?

Что такое окно Овертона

Окно Овертона — это модель оценки идей относительно их приемлемости для общественного политического обсуждения. Такая концепция была предложена юристом и вице-президентом Макинского центра публичной политики Джозефом Овертоном в середине 1990-х годов. После гибели создателя развивать модель стал Натан Дж. Рассел. Именно он предложил представить идею в виде вертикальной шкалы.

Технология окна Овертона такова: оно двигается в сторону

Технология окна Овертона такова: оно двигается в сторону "большей свободы" или "меньшей свободы". В замвисимости от этого меняется публичная позиция политиков.

Шесть ступеней шкалы Овертона

На изображении окно Овертона в интерпретации Джошуа Тревиньо. Так, суждения, нахдящиеся за пределами

На изображении окно Овертона в интерпретации Джошуа Тревиньо. Так, суждения, нахдящиеся за пределами "нормы" политики будут публично осуждать. Окно Овертона в представлении Тревиньо включает в себя стадии.

Окно Овертона как конспирологическая теория

Следует отметить, что концепция окна Овертона в научном сообществе социологов воспринимается не так тепло, как в политическом. Ученые говорят о несостоятельности этой концепции из-за того, что она, фактически, сводится к конспирологическим теориям — мировому правительству и управлению общественным мнением в угоду различных групп. Также социологи утверждают, что окно Овертона неприменимо к сегодняшнему обществу из-за многообразия социальных групп, составляющих наше общество.

Неверная трактовка идеи окна Овертона исходит из популярной книги Гленна Бека, вышедшей в 2010 году. Тогда об искаженной идее узнали многие люди. Так, в обществе закрепилась идея, что теория окна Овертона заключается в подстраивании идей под себя политиками. Так, удобные им суждения, которые ранее казались радикальными, спустя время могут стать приемлемыми, а затем и действующей нормой.

Неверная трактовка окна Овертона в России

Принцип действия окно Овертона на примере каннибализма предложил один из российских блогеров Живого журнала. Так, он взял тезисы из той самой книги Гленна Бека и представил путь упомянутого выше явления от отвергаемого до принятого в обществе.

Многие СМИ растиражировали новость, после чего у российской общественности сформировалось предвзятое и неверное мнение принципов окна Овертона.


К чему может привести преднамеренное перемещение окна Овертона, зависит от цели, для которой оно применяется. Если цель политика – успешная карьера и пребывание у власти, то достаточно просто быть в окне. Публика будет терпеть и поддерживать политика, атмосфера будет теплой и никуда не денется.

Overton Window, что это такое своими словами Но это совсем не так, как убедительно доказал нам Джозеф Овертон в 1990 году. Во время прямого эфира на голландском телеканале BNN двое ведущих, Деннис Стоер и Валерио Зено, попробовали мясо друг друга в рамках развлекательной программы (!). Куски мяса были приготовлены накануне и обжарены в прямом эфире, а затем съедены ведущими. Все это происходило за столом при свечах, в атмосфере смеха и шуток. Ошибочно полагать, что подобное происходит случайно. Очевидно, кто-то продвигает “окно Овертона” по каннибализму. А юмор – самый эффективный прием для выведения любого явления из категории “немыслимых” и “радикальных”. Потому что вы не можете объявить что-то радикальное с логическими аргументами и доводами нормальным. Но юмор может эффективно подготовить публику к тому, что нечто абсурдное на самом деле не является абсурдным, потому что над этим хотя бы можно посмеяться.

Барнаульский учитель разлетелся на нотки

Вы узнаете, что на самом деле стоит за этим, казалось бы, обыденным фактом. Правильно, у нас каждый день увольняют учителей. И по гораздо более идиотским причинам. Но, согласно правилу “окна Овертона”, этот конкретный случай был выбран из тысяч. СМИ должны кричать в унисон и как можно громче! Мы можем привести пример неправильного питания. Если бы нам предложили пищу современного человека сто лет назад, мы бы наверняка подумали, что ей место в мусорном баке, а не на столе. Если мы посмотрим на наши различные культурные, религиозные, этнические и социальные ценности, то увидим, что понятия нормального и ненормального очень относительны. То, что является нормальным в одной стране, может быть почти преступлением в другой. Например, употребление алкоголя считается приемлемым в нашей стране, в то время как в странах, где образ жизни регулируется законами шариата, такое поведение считается безумием. Вы можете найти десятки, сотни таких примеров. Почему это так? Почему понятие нормы не стандартизировано для всех живущих на Земле? Это и описывает так называемое окно Овертона, которое позволяет понять, как развивается та или иная тенденция в обществе.
Если проанализировать общество хотя бы за 100-200 лет, то можно увидеть, что отношение к определенным вещам кардинально изменилось. И произошло это не как-то само собой, а просто потому, что кто-то сознательно продвигал необходимую концепцию окна Овертона.

Новое и лучшее

Принадлежность к стаду – это набор потребностей – безопасность, принадлежность к обществу, потребность в уважении. Любой человек, выступающий перед аудиторией, проводящий презентацию, произносящий тост в большой компании, знает, как трудно порой выдержать те несколько минут, когда все взгляды устремлены на него. Многие российские СМИ интерпретировали “окно Овертона” как атаку на общественную мораль. “Объявлена война морали, социальным нормам, традиционной семье”. – пишет Елизавета Кваснюк, автор книги “Что такое хорошо. Никита Михалков, прочитавший полный текст поста Горзалтана в программе “Бесогон”, посчитал “Окно Овертона” антигуманным вторжением в общество. В той же программе он призвал приложить все усилия для защиты от “технологий, легализующих грех”. Упомянутый выше коллега Михалкова в США, христианский фундаменталист Джо Картер, опубликовал две статьи, описывающие “окно Овертона” как “постепенное внедрение антисоциальных явлений в любое общество”. Первая называлась “Как уничтожить культуру за 5 простых шагов”, а вторая – “Как легализовать педофилию за 5 простых шагов”. Стоит помнить, что в оригинальном “Окне Овертона” не говорилось о педофилии или разрушении культуры. Человечество уже приняло, например, субкультуру геев, их право усыновлять детей, вступать в брак и пропагандировать свою сексуальную ориентацию. В то же время утверждается, что все это – естественный ход вещей. Но это совсем не так, как убедительно доказал нам Джозеф Овертон в 1990 г. Этой идеей пользуются даже российские политики. Например, с ее помощью в 2015 году бывший председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов объяснил, почему декриминализация проституции немыслима. “У нас есть определенный конфликт интересов, взглядов и представлений. Поэтому постановка этого вопроса неправомерна. Она будет воспринята неоднозначно большим количеством наших граждан. Но учитывая, что организация представлена в России, и она уже публично заявила о себе, я не исключаю, что была запущена так называемая технология “окна Овертона”, когда происходит переход от радикального в начале к приемлемому, а потом вообще регулируется на законодательном уровне”, – отметил депутат от ЛДПР. Например, окно Овертона обсуждалось во время парламентских слушаний “О профилактике преступлений в сфере семейно-бытовых отношений”, которые были организованы Комитетом Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей в октябре прошлого года. Там эта идея была использована для привлечения внимания к неприемлемости гей-пропаганды.

Психология окна Овертона

Изобилие информации можно наблюдать и сегодня. Каждый день мы получаем все больше и больше информации. Современный человек должен научиться отделять полезное от бесполезного или даже вредного. Современным человеком легко управлять, поскольку уровень внимания падает в информационном шуме. Нам необходимо развивать критическое мышление, самообразование и внимательность, чтобы распознать попытки манипулирования. На этом пока все.
Окно Овертона. Что это такое, своими словами? А что дает нам понимание этой концепции? Окно Овертона – это степень, с которой общество воспринимает определенные явления. Например, если мы скажем, что каннибализм является нормой в нашей стране, окружающие закроют на это глаза или промолчат и сделают соответствующие выводы. Это, в свою очередь, означает, что степень восприятия этого явления согласно “Окну Овертона” находится на уровне “немыслимого”. Однако, как мы знаем, в Африке до сих пор существуют племена, которые успешно практикуют этот, с позволения сказать, тип питания. И если там появляется идея о людоедстве, она приветствуется радостными возгласами. Так что в этом обществе такая еда находится на уровне “текущей нормы”. Это основной принцип оценки любого явления с помощью “окна Овертона”.

Как применить “окно Овертона” к продажам

Например, в какой-нибудь “бедной” стране появляется иностранный благотворитель и своими миллиардами долларов продвигает якобы важнейшие реформы. Но в результате страна объявляет дефолт, и все ее богатства оказываются в руках “благодетеля”. Как вы думаете, это совпадение? “Биография Ивана Бунина” – Какова основная тема всех произведений И.А. Бунина. Каковы чувства автора. Юлий и Иван Бунины. Первая мировая война. В 1890 году его отец разорился, продал имение в Озерках без имущества. Какие чувства вызывает стихотворение. Докажите связь поэмы с рассказом “Кости”. Осенью 1889 года он начал работать в газете.

Что такое окно Овертона: понятие, объяснение простыми словами

Как столкнуться с “окном Овертона”

Проблема имеет множество направлений, типов и подтипов. Солидные представители общества разбивают тему на неприемлемые, приемлемые и вполне разумные элементы. Обсуждается процесс легитимации антропофагии. Теория “окна Овертона” была использована в качестве примера для объяснения “смерти Европы”, революции в Украине и внутрисемейных конфликтов, основанных на идеологических убеждениях. Популярность этой концепции начала снижаться после первых мирных соглашений, принятых на Донбассе. В 2016 году эта теория идет в паре с осуждением неправильной трактовки событий Великой Отечественной войны, а в 2017 году используется для оправдания конфликта Михаила Саакашвили с правящими кругами Украины, борьбы на выборах канцлера Германии и решения Конституционного суда Германии, разрешающего указывать в официальных документах третий, неопределенный пол.

Как противостоять технологии окна Овертона

Иллюзия авторитета – это снова возможность примерить на свою шкуру взгляды, уже частично навязанные извне. Если во мне возникает холодок несогласия, “авторитет” с радостью бросает мне спасательный круг, принимая ответственность за себя. Вторая стадия Как дальше развивается “окно Овертона”? Эта теория рассматривает следующий этап действий как переход от “Радикального” к “Приемлемому”. Одной из главных целей этого этапа является замена ранее табуированных понятий, когда ранее социально отвергаемые термины переводятся в эмоционально нейтральные эвфемизмы.

Окно Овертона. “Окно Овертона”. Как нами манипулируют

Что такое окно Овертона простыми словами

Эту теорию, опутывающую сознание людей ложью, популярно рассказал Никита Михалков в своей творческой программе “Безогонь”. “В работах студентов различных экономических вузов (в качестве примера приводится работа студента Уральского государственного экономического университета А.Б. Горячева) “окно Овертона” описывается как теория “зомбирования”. “Отрицание [этого явления, популяризируемого политическими деятелями] провозглашается как прямое отрицание прав человека”. – пишет Горячева, которая называет общество, прошедшее “пять стадий” Овертона, “потерей культурной ориентации”. Навязывание обществу определенных идей в эпоху информационной войны кажется вполне посильным занятием

Теория “окна Овертона”

Можно ли сказать, что “окно Овертона” – это оружие заговора? А почему бы и нет! У каждого своя правда. Но даже если предположить, что кто-то действительно вставляет палки в колеса и намеренно манипулирует людьми, чтобы причинить им вред, кто виноват, если мы сами попадаемся на удочку манипуляций? Ну, например, если учителя увольняют из школы в провинциальном городе. И вот однажды по телевизору мы узнаем, что каннибализма не существует. А был ли каннибализм – это спорный исторический момент. Но существовало и существует вполне приемлемое явление – антропофагия. Конечно, это приемлемо в прошлом, но не исключено и в будущем. Тогда продвинутые политики уже звонят в колокол и предлагают законодательно закрепить этот термин. Поэтому детали “каннибализма” определяют в специальном законе.

Кто такой Овертон?

Четвертый этап концепции “окна Овертона” приводит к тому, что общественность убеждается в рациональности идеи антропофагии. На самом деле, если им не злоупотреблять, он вполне приемлем в реальной жизни. Развлекательные телешоу придумывают забавные истории, связанные с каннибализмом. Люди смеются над этим, как над чем-то обычным, хотя и немного странным.


При жизни Овертона его концепция была предназначена для описания того, что политики в демократической системе поддерживают только те инициативы, которые популярны и приемлемы в обществе — в противном случае политик просто потеряет всю поддержку и прекратит на что-то влиять. При этом конкретные границы допустимого могут сдвигаться в зависимости от социологических процессов. Окон было представлено диаграммой, на которой в центре находилась нынешняя норма, и можно было сдвигать эту позицию в сторону большей или меньшей свободы только на определенное расстояние.

Согласно теории, невозможно моментально легализовать что-то, что в обществе считается немыслимым, однако возможно постепенно сдвигать представление о немыслимом и допустимом. В частности, часто приводится пример об отношении к лицам нетрадиционной ориентации на Западе — Библия осуждала подобный грех, а также осуждение производила и наука, признавая подобное психическим отклонением. Однако постепенно представление общества стало сдвигаться (кто заказчик?) и в настоящее время в странах Запада нетрадиционная ориентация считается лучше нормы.

Описанное Овертоном Окно возможностей легче всего движется в толерантном обществе. В том обществе, у которого нет идеалов, и, как следствие, нет чёткого разделения добра и зла.

Вы хотите поговорить о том, что ваша мать — шлюха? Хотите напечатать об этом доклад в журнале? Спеть песню. Доказать в конце концов, что быть шлюхой — это нормально и даже необходимо? Это и есть описанная выше технология. Она опирается на вседозволенность.

Нет табу.

Нет ничего святого.

Нет сакральных понятий, само обсуждение которых запрещено, а их грязное обмусоливание — пресекается немедленно. Всего этого нет. А что есть?

Есть так называемая свобода слова, превращённая в свободу расчеловечивания. На наших глазах, одну за другой, снимают рамки, ограждавшие обществу бездны самоуничтожения. Теперь дорога туда открыта.

Семь шагов по изменению трудного поведения от Людмилы Петрановской

Шаг 1. Определяем цель. Нам многое может не нравиться в поведении ребенка. Но детей, полностью соответствующих ожиданиям и пожеланиям родителей, не бывает на свете! Один, максимум два вида поведения ребенка по - настоящему отравляют вам жизнь. Наша задача — сделать неприемлемое для нас поведение приемлемым. Не идеальным и удобным, а просто терпимым.

Шаг 4. Объясняем, что не так. Давайте спросим себя: к какому результату приведет гневная тирада? Поможет ли она ребенку вести себя лучше? Вызовет ли у него желание измениться? Улучшит наши отношения с ним? К сожалению, на все эти вопросы приходится отвечать: нет, нет и нет.

Шаг 5. Даем наступить последствиям. Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь — и задача взрослого человека просчитывать последствия своих действий и принимать решения.

Очень важно, когда это возможно, вместо наказания использовать естественные следствия поступков. Потерял, сломал дорогую вещь — значит, больше ее нет. Украл и потратил чужие деньги — придется отработать. Забыл, что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент — придется рисовать вместо того, чтобы смотреть мультик перед сном. Устроил истерику на улице — прогулка прекращена, идем домой, какое уж теперь гуляние.

Понятно, что есть ситуации, когда мы не можем позволить последствиям наступить. Но, согласитесь, таких случаев не так много.

Будьте изобретательны, помогайте ребенку находить новые способы решения проблем. Делитесь своим опытом, показывайте на примерах из книг и фильмов, как вышел из сходной ситуации кто-то из героев.

Помните: дети нам верят. Как вы скажете, так и будет.

Читайте также: