Как сделать немецкую каску

Обновлено: 04.07.2024

Предшественники стального шлема

С началом Первой мировой войны проблема защиты головы солдата встала перед всеми её участниками на новом уровне. Пулемётный и артиллерийский огонь во время массированных атак пехоты и кавалерии по-прежнему выкашивал людей сотнями и тысячами, и это стало обыденностью, с которой свыклись. Потери же, которые несли войска во время позиционной войны, находясь в траншеях, от шрапнели и осколков, камней, щепы и комьев земли, постоянно сыпавшихся сверху, вынуждали командиров на местах проявлять инициативу и обязывать солдат носить на голове импровизированную защиту, дававшую хоть какой-то эффект.

Впрочем, это не было каской в привычном для нас сегодня смысле слова – головной убор, представляющий собой четверть сферы, изготовленный из металла толщиной 5–7 мм и закрывающий переднюю верхнюю часть головы, с вырезом для глаз и пластиной, прикрывающей нос.

Стальной шлем образца 1916 года

Новый единый образец стального шлема был принят на вооружение в 1916 году под обозначением М16 или М1916. Он поставлялся странам-союзникам Германии в Перовой мировой войне, – в первую очередь Австро-Венгрии, – а затем попал и в другие страны, например, Турцию и Финляндию, вместе со шлемами других образцов.

Шлем образца 1916 года был разработан в 1915 году после исследования типичных ранений головы и причин, вызвавших их. Руководили работами профессор Фридрих Шверд (Friedrich Schwerd), отвечавший за техническую часть, и военный врач профессор Август Бир (August Bier). Работа велась в ганноверской Политехнической школе, имевшей права университета, сегодня известной как Ганноверский университет Вильгельма Лейбница.

Шверд и Бир разработали дизайн каски, впоследствии ставшей узнаваемой во всём мире. Сейчас в сознании людей она чётко ассоциируется с Германией и войнами, которые она вела в XX веке. М16 изготавливалась из закалённого кремний-марганцево-никелевого углеродистого сплава горячей штамповкой в шести стандартных размерах (60, 62, 64, 66, 68 и 70).


Пластина выполнялась из толстой (до 5 мм) бронированной стали и весила 2,0–3,5 кг, что делало невозможным её постоянное ношение. Использовали дополнительную броню часовые на посту и номера пулемётных расчётов. Солдаты не любили дополнительные пластины – считалось, что они обеспечивали защиту при попадании пули, но при этом якобы ломались шейные позвонки.

Каска М16 фиксировалась на голове посредством кожаного подбородочного ремешка, размер которого регулировался двумя скользящими пряжками. Подбородочный ремень пристёгивался внутри каски к специальным выступам, размещённым на уровне чуть выше ушей.

Подшлемник представлял собой кожаную конструкцию с тканевыми подушечками-амортизаторами, набитыми конским волосом. Он состоял из полосы толстой кожи, к которой были пришиты три кожаных лепестка с амортизирующими подушечками, стягивающимися вверху шнурком. Для крепления подшлемника использовались три больших кнопки-кламмера – одна в затылке и две на висках шлема.

Каски образца 1916 года использовались в послевоенном рейхсвере, а затем и в вермахте – отдельные образцы провоевали до 1945 года.

Австрийский вариант шлема образца 1916 года

Убедившись в эффективности немецкой новинки, австро-венгерское командование сначала приняло решение о закупке в Германии полумиллиона шлемов M16, а в ноябре 1917 была приобретена и лицензия на производство.

После аншлюса Австрии в 1938 году эта разновидность касок использовалась и в вермахте.

Стальные шлемы образца 1917 и 1918 годов

Шлем образца 1917 года (М1917, М17) отличался от M16 лишь креплением подшлемника. Это изменение, введённое весной 1917 года, заключалось в использовании металлического обода крепления всей конструкции вместо кожаного. Сфера, размеры и прочие элементы конструкции каски остались без изменений.

В следующем образце отказались от крепления подбородочного ремешка непосредственно к каске, а, соответственно, отпала и необходимость в детали, приклёпывавшейся к сфере шлема. Изменений в конструкцию каски больше не вносилось. Изменилось устройство подшлемника, стали использоваться D-образные кольца для крепления подбородочного ремешка по австрийскому образцу, которые приклёпывались к ободу-основе.

Прочие разновидности

В этом шлеме напротив ушей в боковых полях каски был сделан вырез для обеспечения лучшей слышимости. Шлем был разработан и испытан в августе 1918 года. Причиной разработки были жалобы на плохую слышимость в обычном шлеме, поступавшие с фронта. До окончания Первой мировой войны было произведено очень небольшое количество этих шлемов в одном-единственном 64-м размере, хотя план их выпуска был значительным.

Как и остальные образцы, эти шлемы использовались вермахтом до окончания Второй мировой войны.

В годы Великой Отечественной войны, встретить солдата Вермахта в советской каске СШ-40 — было обычным делом. Немецкие солдаты при первой же возможности старались обзавестись трофейным шлемом и поскорее избавиться от собственного.

О причинах такого мы поговорим ниже.

Когда началась Вторая Мировая война, на головах солдат Вермахта красовались каски Stahlhelm M35 и M40, ничем не уступавшие защитным средствам других стран. Однако в 1942 году на вооружение применяется новая модель — M42, которая отличалась некоторыми изменениями в конструкции, однако главной проблемой стало то, что новые шлемы изготавливались из более мягкой стали, что вылилось в большую проблему.

Защита M42 значительно ухудшилась. Пусть и прежние модели не лучшим образом держали пули (от шлемов этого и не требуется в принципе), но хотя бы справлялись с попаданиями осколков, в то время как M42 стал пробиваться всем подряд. В конце 1943 года, когда Германия начала ощущать нехватку ресурсов, качество касок стало еще хуже.

В итоге солдатам Вермахта не осталось ничего иного, кроме как добывать трофейные шлемы, чтобы хоть как-то защитить себя. Советская каска СШ-40 обладала высокой прочностью, даже избыточной. Она отлично держала осколки, пули, выпущенные из пистолета-пулемета, а иногда и из винтовки. Правда чаще всего это все равно не спасало солдат — такие попадания зачастую приводили к перелому шеи бойца.

Первым массовым советским стальным шлемом стал СШ-36. Уже к концу 1936 года (почти сразу после принятия на вооружение) оказалось, что у этой каски огромное количество недостатков: хрупкая сталь и слабая пулестойкость в гибких местах были только верхушкой айсберга. К 1939 году каску доработали. Она получила название СШ-39 и была лишена принципиальных недостатков США-36. И тут свое слово сказала Финская война. Оказалось, что носить СШ-39 с теплым головным убором не представляется возможным, а имеющийся подшлемник не спасает бойца от обморожения при низких температурах.

Сразу после этого начались работы по модернизации подтулейного устройства шлема. В итоге была создана каска СШ-40. Так, в РККА оказалось три вида шлемов. И хотя модели 36 и 39 сняли с производства, таковых в армии было пока большинство.

А что в Германии?

К моменту 1941 года у Нацисткой Германии был огромный набор разных шлем-касок как старых моделей М16, М17 и М18, так и более современных М35 и М40. Последние две модели были основным средством защиты солдат на начало 1941 года. Шлем 35-ой модели во многом напоминал старые немецкие каски времен Первой мировой войны. Отличался он более короткими полями и козырьком, сокращенной массой, иными вентиляционными втулками.

С началом войны Германия начала удешевлять производство касок, так как потребовалось расширять производство всего воинского снаряжения. Итогом серии модификаций стал новый шлем М42. Эти каски были более технологичными, но имели упрощенный состав стали. Каска М42 стала постепенно вытеснять популярные до этого модели 35 и 40, хотя все три использовались солдатами вплоть до конца войны.

Каски были слишком дорогими.

Работы по удешевлению производства касок велись и в СССР. Свои коррективы в промышленное производство вносил дефицит легирующих добавок. Первоначально для касок использовали сталь марки И-1, однако она была слишком дорогой в производстве и в 1942 году ее заменили на И-2 с меньшим содержанием никеля. И хотя при штамповке каски из И-2 почти не отличались по пулестойкости от касок из И-1, процент брака конечного изделия существенно возрос. Спустя некоторое время было решено вернуться к использованию старой стали при создании защитных шлемов.

Так, что же лучше?

Каски обстреливали из винтовки Мосина с дистанций 700-1000 метров, из револьвера системы Нагана с дистанции 10 метров, из пистолета-пулемета Шпагина с дистанции 115 метров, подвергали их взрыву осколочных гранат и минометному обстрелу.

В итоге было установлено, что советская СШ-40 является более пулестойким средством защиты, чем немецкие каски. В среднем, пробитие немецких касок было в три раза выше, чем у отечественных образцов. Однако, экспертная комиссия рекомендовала ужесточить нормы отбора для проверки касок на брак при производстве, а также продолжить поиски новых марок стали для улучшения качеств шлема и упрощения производственного процесса.

Пехотная каска в Германии со времен Первой мировой войны назывался штальхельм ( Stahlhelm) — стальной шлем — и применялась с 1916 года по 1945 год. Конструкцию шлема Stahlhelm разработал доктор Фридрих Шверд из Ганноверского университета. К началу 1916 года Stahlhelm первого образца (позже получивший обозначение M1916 или М16) начал массово поступать в войска.

Каска M1918 с ремешком.

Каска M1918 с ремешком.

Каска M1933.

Каска M1933.

В 1933 году был разработан шлем M1933, сделанный из вулканизированной фибры, но после того, как в 1935 году в качестве стандартного шлема вооружённых сил был утверждён Stahlhelm M35, каски M1933 были переданы частям гражданской обороны и полиции.

Каска М35.

Каска М35.

Подтулейное устройство касок, единое для M35, M40 и M42.

Подтулейное устройство касок, единое для M35, M40 и M42.

Каска М1935 была разработана при участии Фридриха Шверда. Она изготавливался путем прессования нескольких листов молибденовой стали. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм Козырек и закраины штальхельма были уменьшены, модернизированы вентиляционные отверстия. Шлем стал легче, что вместе с новым кожаным подшлемником сделало каску более комфортной. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например, обычными обувными шнурками). Шейный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове, изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надёжно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.

Парашютисты Люфтваффе использовали Stahlhelm M35 до 1936 года. Вариант для парашютистов изготавливался из стандартного шлема М1935 – от стандартного образца просто отпиливали загибающийся край каски. За это время выяснилось, что стандартный M35 не подходил, либо он слетал с головы парашютиста при неплотно зафиксированном ремешке, либо вызывал удушье парашютиста при очень плотно зафиксированном ремешке. Также выступающие поля шлема при приземлении били в виски парашютиста.

Каска парашютистов М38.

Каска парашютистов М38.

Каска парашютистов М38.

В 1936 году каска М35 была заменёна шлемом Fallschirmjägerhelm M38, специально разработанном для парашютно-десантных войск. Шлем был сделан округлым и обтекаемым, в сравнении с M35 его размеры и масса уменьшены, изменилась и форма ремешка, который стал Y-образным (дополнительный фиксирующий ремень крепился к затылочной части каски, что существенно увеличивало плотность посадки шлема на голове и теперь во время прыжка воздушные потоки не раскачивали голову парашютиста из стороны в сторону). Вместо армейского подшлемника стал применяться интегральный колпак с 11 большими отверстиями. Сшитый из двух кусков бараньей кожи (которую с 19 мая 1940 года, из-за дороговизны и сложности выделки, заменили свиной кожей) и армированный пробковым деревом, он вместе с каркасом-обручем обеспечивал дополнительную защиту от травм во время посадки. Вскоре вместо пробки в качестве амортизатора стали применять каучук (вспененную резину). Подшлемник стал наборным — семь разных по толщине резиновых сегментов, крепившихся к алюминиевому кольцу, ещё точнее отслеживали профиль головы десантника.

Первоначально, выпущенные шлемы окрашивали в стандартный серо-синий цвет Люфтваффе и получали эмблемы (трёхцветную государственную эмблему на одной стороне и орла люфтваффе на другой), после начала Второй мировой войны шлемы начали окрашивать под цвет местности (обычно в зелёный или тускло-жёлтый цвет), а эмблемы наносить перестали. После наступления зимы шлемы начали окрашивать в белый цвет, в дальнейшем среди военнослужащих получили распространение разнообразные маскировочные чехлы, а также закреплённая поверх каски маскировочная сеть или металлическая проволочная сетка (которая служила для крепления растительности или иных элементов маскировки).

Каска М40.

Каска М40.

Каска М40.

В 1940 году провели модернизацию общевойсковой каски М35: упростили изготовление вентиляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей; изменили состав стали, заменили молибден на менее дефицитные марганец и кремний. Эта модель получила наименование М40. Она имеет завальцованные края и практически повторяет форму шлема М-35. Основным отличием от предыдущей модели является устройство вентиляционного отверстия, которое у М-40 выштамповывалось и не имело дополнительной заклёпки. Также решено было отказаться от крепления подшлемника алюминиевой фурнитурой. Её заменили деталями из оцинкованного или покрашенного в серый цвет стального листа. Шлем изготовлен из стали с добавками силиката марганца. Отсутствие молибдена компенсировалось увеличением толщины стали. Шлемы окрашивались в стандартные цвета и имели декаль с указанием на род войск.

Каска М42.

Каска М42.

Летом 1942 года технология изготовления шлемов изменилась. Дорогостоящий и длительный процесс завальцовки края был заменён отбортовкой, одновременно ухудшилось качество стального листа, из которого изготавливалась каска, — он стал мягче. От легирования и от добавок молибдена и марганца пришлось отказаться по причине дефицита легирующих элементов в Германии. Новая модель получила наименование Stahlhelm M42. 1 августа 1942 года началось массовое производство шлемов нового образца.

Окраска шлема стала меняться в зависимости от времени года, места боев и рода войск. Наиболее широко к середине войны распространилось искусство камуфляжа шлема при помощи специальных чехлов и сеток. Простым решением стал ободок из резины от камеры автомобильной шины, под которым было удобно крепить листву и ветки.

Камуфляж Вермахта с рисунком Splittertarn.

Камуфляж Вермахта с рисунком Splittertarn.

Камуфляж войск СС с рисунком Platanenmuster (лето).

Камуфляж войск СС с рисунком Platanenmuster (лето).

Вермахт использовал чехлы с неярким камуфляжным рисунком таким как осколки (геометрические пятна) и грязь (расплывчатые пятна), а войска СС — более разнообразные варианты, такие как горох, платан, дубовый лист и пальма, имея с одной стороны рисунок для весны-лета, а с другой — на зиму-осень. Распространяются маскировочные сетки из веревок, колючей проволоки, металлической сетки для курятников.

Массовое производство касок М42 было прекращено в конце 1944 — начале 1945 года, после того, как большинство предприятий-производителей оказались под контролем стран Антигитлеровской коалиции или в прифронтовой полосе, а оставшиеся — переориентированы на выпуск иной продукции.

Каска М44 для фольксштурма.

Каска М44 для фольксштурма.

Каска М44 для фольксштурма.

Каска подразделений Luftschutz.

Каска подразделений Luftschutz.

Каска М45.

Каска М45.

Стальной шлем M45 имеет одинарный куполообразный раструб с широко выступающими боковыми краями без скоса с нижней стороны. Как и в более ранних моделях, передняя часть шлема поднята, чтобы обеспечить лучший обзор. Боковые стороны шлема менее крутые и менее затянутые, как у его предшественников. В результате более высокая энергия должна рассеиваться летящими осколками и снарядами. После войны, данный образец был взят за основу каски в ГДР.

Изготовлялись каски в период Второй мировой войны на разных заводах-производителях. Наиболее известными были заводы: Eisenhuttenwerke Thale (клеймо — ET), Sachsische Emaillerwerk Lauter (SE), Emaillirwerk A. G. Fulda (FS или EF), Quist Esslingen (Q). Из круглой листовой заготовки последовательной штамповкой вытягивали колпак, который дорабатывался, проходил закалку, отделку и оснащался подтулейным устройством и подбородочным ремнём. Подшлемники касок, например шлема М-35, изготовлялись из двух обручей, между которыми крепилась кожаная подкладка. На внешний обруч наносилось клеймо завода-производителя и размера шлема. Серьги (к которым крепился подбородочный ремешок) расположены по бокам. К шлему подшлемник крепился при помощи трёх кламеров: по бокам по одному и один сзади. Окрашивали каски в разные цвета: чёрный, тёмно-серый, серо-зелёный (фельдграу), оливковый, песочный, зелёный, хаки и т. д.

Стальной шлем для лётного состава

Поначалу для защиты экипажей немецких бомбардировщиков от осколков применялись общевойсковые каски М35, у которых выламывалась часть подтулейного устройства, а каска одевалась поверх штатного авиационного шлемофона. Из-за наушников такая импровизация оказалась мало приспособленной к реалиям боевых вылетов, тогда техники придумали выход — металл каски нагревался, и напротив ушей выколачивались выступы под наушники. Для того, чтобы такая кустарная переделка удобнее сидела на голове и не сползала на глаза, подбородочный ремешок был переделан — к нему пришивали еще одну деталь, из-за чего он стал иметь Y-образную форму. Крепёж ремешка тоже был перенесён — по бокам выступа для наушников просверливались отверстия под кламмеры крепления подбородочного ремешка. Впрочем, такая эрзац-переделка значительно ухудшала защитные свойства стали шлема, да и наличие козырька и широких полей в нижней части М35 мешали обзору и подвижности головы.

Авиационный шлем SSK 90.

Авиационный шлем SSK 90.

Авиационный шлем SSK 90.

При определённых условиях SSK 90 обеспечивал защиту от зенитной шрапнели, мелких осколков и пуль винтовочного калибра. Шлем имел сложную конструкцию. Основной купол полусферической формы был изготовлен из склёпанных друг с другом выгнутых лепестков-сегментов, которые сверху были приклёпаны к металлическому кругу. Пластины-лепестки изготавливались из хромоникелевой стали толщиной 1 мм. Снаружи сфера была обтянута чехлом из козьей кожи тёмно-коричневого цвета, идентичной той, что использовалась для обычных шлемофонов. Внутри к металлической части крепился амортизатор из вспененного материала, а поверх него была нашита подкладка из хлопчатобумажной ткани.

Шлем прикрывал затылок и лоб, а по бокам были сделаны вырезы для наушников. Снаружи в передней верхней части был пришит дополнительный гребень-амортизатор с набивкой, похожий на валики советских танковых шлемофонов — по замыслу конструкторов, он должен был предохранять голову от ударов при жёсткой посадке и тряске во время воздушного боя. Подбородочный ремешок пристёгивался снаружи на кнопки и при необходимости мог быть быстро снят. Сам ремешок был Y-образной формы, а фурнитура и способ застёгивания были идентичны немецкому парашютному шлему М38. Надевался SSK 90 поверх шлемофона. Был разработан и упрощённый вариант SSK 90, получивший обозначение LKH W. Отличие от исходного варианта заключалось в увеличенной площади затылочных пластин и отсутствии подбородочного ремешка.

Шлемофоны Люфтваффе

Шлемофоны Люфтваффе выпускались из кожи и брезента, были зимние и летние. Часть шлемофонов, например, зимняя модель FK33 не имел встроенного радиооборудования, и применялся для тренировок на планерах и самолетах. Часть моделей шлемофоном имела специальные лямки и клапаны для размещения радиооборудования, которое устанавливалось при необходимости.


1. Металлолом

Не пропадать же добру. /Фото: warspot.mirtesen.ru.

Металл высоко ценился как в годы войны, так и сразу после нее. Поэтому значительная часть металлических вещей, в том числе стальные шлема просто утилизировались и переплавлялись на что-нибудь более полезное для армии и народного хозяйства. За годы войны население и трофейные бригады РККА собрали 447 741 тонну металлолома на сумму 1.38 млрд рублей. Конечно же, далеко не все это были каски. В первую очередь собирались остовы уничтоженной техники. Тем не менее, за принесенные на металлолом каски населению платили по 3-5 рублей.

2. Военное применение

Старая каска в новой армии. /Фото: m.fishki.net.

После того как Третий рейх был разгромлен и в оккупированной Союзниками и СССР Германии началась процедура денацификации, оккупационные администрации начали создавать новые силовые структуры из самих немцев. А так как очень быстро началась холодная война между бывшими союзниками, то пришлось комплектовать из немцев и вооруженные силы двух новых Германий. На западе в 1955 году был создан Бундесвер. На востоке была создана Национальная народная армия в 1956 году. И здесь оставшиеся каски вермахта пришлись как нельзя кстати.

3. Конверсия

Из каски в горшок. /Фото: m.fishki.net.

4. Народное применение

Народное применение. /Фото: smolbattle.ru.

По сути, та же конверсия шлемов во что-то полезное, но только не централизовано на заводе, а силами отдельных граждан. Осуществляли домашнюю конверсию стальных шлемов как в Советском Союзе, так и в освобожденной от нацистов Германии. Предсказуемым и закономерным образом каски чаще всего переделывались в какую-нибудь тару.

5. Культурное применение

Часть касок отдали культурному сектору

Незначительная часть немецких касок была передана различным культурным учреждениям: киностудиям, театрам, музеям. Соответственно использование таких касок могло быть очень разным от реквизита в творческих постановках до обычного музейного экспоната, напоминавшего об ужасах самой кровопролитной войны в истории человечества.

А вот интересное видео с нашего канала:

Читайте также: