Как сделать нашу землю

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Как сделать глобус своими руками

Своими руками

Поделкой в виде животного или интерьерного украшения уже никого не удивить. Когда в школе или детском саду проходит конкурс мастеров-мастериц, хочется найти такую идею, которая сразит жюри, порадует посетителей-зрителей, станет поводом для гордости. Можно сделать своими руками миниатюрный макет Земли – глобус. Для работы подойдут те материалы, работа с которыми не будет сложной как для родителей, так и для ребенка.

Кто и когда сделал первый глобус

Первые карты

Старинный глобус

Сейчас есть множество глобусов – географические, лунные, небесные, их можно увидеть в школах, библиотеках, клубах и даже в домах. Оригинальную и точную модель можно сделать своими руками из пластилина, обычного мяча или шара, бумаги, в виде игрушки, сувенира, наглядного пособия.

Работаем с пластилином

Из этого пластичного материала можно сделать своими руками любую фигурку, в том числе и глобус. Более того, вместе с юным исследователем можно вылепить модель Земли с ее внутренним строением – ядром, мантией, земной корой.

Мастер-класс по изготовлению глобуса из пластилина

Для работы понадобится упаковка пластилина, как минимум, с 6 цветами:

  • желтый;
  • оранжевый;
  • красный;
  • черный,
  • голубой или синий;
  • зеленый.

Кроме этого, нужно подготовить дощечку, ножик из пластика, который продается вместе с материалом, карандаш, тонкую бумагу (кальку).

Мастер-класс по изготовлению глобуса из пластилина

Мастер-класс по изготовлению глобуса из пластилина

Можно приступать к оформлению материков. Для этого понадобится карта мира соответствующих шарику размеров, переведенная на кальку или газетную бумагу.

Мастер-класс по изготовлению глобуса из пластилина

Прорисовывать маленькие острова на ней не обязательно, достаточно обозначить материки.

Мастер-класс по изготовлению глобуса из пластилина

Можно добавить реалистичности, выделив на континентах пустыни, горы, ледники соответствующим цветом – коричневым, желтым, белым.

Для детей старше 8 лет подойдет другая техника изготовления – без ядер и мантии, земной коры. Голубой пластилин ровным слоем налепляют на основу (шар из пенопласта или другого материала), обозначают материки – поделка готова.

Заключительный этап работы – создание подставки.

Сувенир из пластиковых бутылок

Сделать своими руками такой макет глобуса можно за 20-30 минут.

Мастер-класс по изготовлению глобуса из пластиковой бутылки

Приступаем к работе:

  • из верхней части большой бутылки делаем основание поделки – обрезаем ее, берем деталь с крышкой;
  • в центре крышек обеих бутылок просверливаем или протыкаем отверстие, соединяем их болтиком и шайбой, но не туго;
  • прикручиваем к соединенным крышкам обрезок большой бутылки и маленькую;
  • основу красим черной краской, сферу (маленькую бутылку) белой;
  • обозначаем на макете Земли континенты, закрашиваем их желтым цветом, голубым или синим цветом обозначаем океаны.

Не обязательно придерживаться рекомендуемой цветовой гаммы. Материки могут быть зелеными, на синем фоне их можно дополнительно выделить ярким контуром.

Модель Земли из бумаги

Мастер-класс по изготовлению глобуса из бумаги

Материалы и инструменты:

  • шар для фитнеса или прочный воздушный шарик, пищевая пленка;
  • много старых газет, туалетной бумаги или бумажных полотенец (салфеток);
  • клей ПВА или клейстер, сваренный самостоятельно;
  • ножницы, карандаш, краски и кисти.

Клейстер можно сварить в домашних условиях, по рецептам наших бабушек – на 100-125 мл воды нужно 3 ст. л. муки или крахмала. Смесь провариваем до загустения, остужаем.

Бумагу измельчаем – газеты режем или рвем на ленты, туалетную бумагу, полотенца на небольшие кусочки.

Шар устанавливаем в миску или подвешиваем, начинаем оклеивать. Наносим клей (клейстер), укладываем материал. Каждый слой тщательно просушиваем. Для этого можно воспользоваться феном.

Мастер-класс по изготовлению глобуса из бумаги

Мастер-класс по изготовлению глобуса из бумаги

Материки можно обозначить не только красками. Покрытие может быть из чего угодно – кружочки из бумаги, крупы, макароны, бисер и даже пуговицы.

Мастер-класс по изготовлению глобуса из бумаги

Такая техника более сложная, но интересная. Поделка получается объемной, с выраженными материками, необычной поверхностью океанов.

Перед началом работы нужно подготовить:

  • воздушный шарик из плотного материала и 2 ватных диска;
  • два вида бумаги – зеленую бархатную, креп-бумагу (для подставки);
  • толстые швейные нитки 3-х цветов – голубые, синие, зеленые, иголку с толстым ушком;
  • пластиковый стаканчик с упругими стенками объемом не менее 0,5 л;
  • клей двух типов – моментального действия и ПВА в пластиковой тубе;
  • 6 длинных деревянных шпажек, проволоку, моток шерстяных ниток;
  • алебастр, синтепон, 2 пуговицы одного цвета диаметром не менее 1,5 см.

Шарик надуваем до нужного размера, смазываем вазелином или жирным кремом, устанавливаем на подставку. В качестве подставки можно использовать стеклянную банку, широкий бокал. В иголку вдеваем нитки, сразу три цвета, не отрывая их от бобин. Продеваем иголку с нитками сквозь тубу с клеем ПВА, начинаем обматывать основу.

Стараемся укладывать нити так, чтобы они не слипались между собой, а образовывали равномерный цветной слой в виде паутинки.

Пока шар из ниток просыхает, подготовим подставку-держатель. Для этого из проволоки формируем каркас нужной формы и размера, обматываем его шерстяной нитью в один слой, размещая витки спирали как можно плотнее. Делаем ось — деревянные шпажки склеиваем между собой клеем моментального действия и тоже обматываем нитью.

Вырезаем материки из зеленой бархатной бумаги, северный и южный ледники из ватных дисков. В центре ватных дисков делаем отверстия – через них будет проходить ось из деревянных шпажек. Приклеиваем заготовки на глобус моментальным клеем.

Приступаем к сборке поделки. Продеваем сквозь шар ось, вставляем деталь в подставку-держатель, фиксируем с обеих сторон пуговицами, приклеив их клеем-моментом.

Основание сделаем из креп-бумаги и пластикового стаканчика. Просто обернем стаканчик бумагой, обматываем шерстяными нитками. В стакан наливаем алебастр, разведенный водой, фиксируем в нем держатель с глобусом.

Такой глобус можно подарить ребенку, учителю-предметнику в его профессиональный праздник, использовать как в качестве наглядного пособия, так и в качестве интерьерного аксессуара.

Творчество, рукоделие – это увлекательные занятия. Фантазируйте, используйте в работе сразу несколько техник, привлекайте к созданию поделки детей. Вместе творить гораздо интереснее.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 39 человек(а).

Вас волнует здоровье нашей планеты? Что вы готовы сделать, чтобы спасти ее? С ежедневными плохими новостями о глобальном потеплении, мелеющих океанах и вымирающих животных трудно понять, с чего же начать. Возможно, вы подумаете, что один человек мало что может сделать, но на самом деле есть очень много способов помочь нашей планете. Начните с изменения личных привычек, обучайте окружающих вас людей, и вы сможете внести значительный вклад в спасение Земли-матушки.

Изображение с названием Be Greener Step 6

  • Проверьте, нет ли у вас утечек воды. Если есть — почините. Прохудившийся вентиль может привести к пустой трате большого количества воды.
  • Установите на вентилях и в ванных комнатах устройства для сбережения воды. Установка душевой лейки с уменьшенным расходом воды вполне сгодится для начала.
  • Не мойте посуду при постоянно включенной воде. Используйте метод, который позволит затрачивать на мытье посуды меньше воды.
  • Перекройте доступ к воде в посудомоечной машине во избежание утечек. Она не должна быть включена все время.
  • Замените старые унитазы новыми, которые позволяют сократить потребление воды.
  • Посудомоечные и стиральные машины следует использовать только при полной загрузке. В противном случае будет расходоваться избыточное количество воды.
  • Не используйте слишком много воды для полива лужайки.
  • Выключайте воду во время чистки зубов.

Изображение с названием Be Greener Step 7

  • Разузнайте об альтернативах домашним чистящим средствам, которые не содержат опасных химикатов. Например, средство, состоящее из белого уксуса и воды (1:1), подходит практически для всех видов уборки так же хорошо, как и средства из магазина. Пищевая сода и соль также являются дешевыми, нетоксичными средствами для уборки.
  • Если невозможно найти альтернативу химическому средству, постарайтесь использовать минимально необходимое количество для достижения требуемой чистоты и дезинфекции.
  • Вместо использования наполненных химикатами шампуней и мыла попробуйте изготовить их самостоятельно.
  • Вместо использования пестицидов и гербицидов попробуйте избавиться от сорняков и вредителей естественным путем.

Изображение с названием Be Greener Step 8

Избавляйтесь от токсичных отходов правильно. Краску, машинное масло, аммиак, а также множество других веществ нельзя просто смывать на землю или траву. Они проникают глубоко в землю и оказываются в грунтовых водах. Свяжитесь с местными очистными сооружениями, чтобы узнать о местоположении ближайшей свалки токсичных отходов. [1] X Надежный источник National Resources Defence Council Перейти к источнику

Модель земли из пластилина

Детское образование — важная составляющая развития культуры общества. Лучше всего проводить процесс овладения новыми знаниями в игровой форме. Ребёнок постепенно постигает новые сферы. Одним из таких направлений можно назвать географию. Прежде чем приступать к более углублённому изучению этой науки, нужно дать начальные знания. Один из лучших способов познакомиться с азами географии — изготовление модели Земли из пластилина.

Инструменты и материалы

Многие виды творчества требуют определённых затрат. Но для работы над моделью глобуса понадобится минимальный набор материалов и инструментов. Большинство из них имеются в широком доступе.

    пластилин белого, коричневого, чёрного, зелёного, жёлтого, оранжевого, красного и синего цветов;
  • доска для лепки;
  • нож для резки;
  • шпажка, зубочистка;
  • дополнительные материалы по желанию: бусины, бисер, стеклярус, зубная щётка для создания рельефной поверхности.

Подготовка к работе

Подготовка к работе

Перед тем как приступить к лепке, нужно выполнить ряд простых требований. Во-первых, хорошо вымыть руки. Во-вторых, подготовить рабочее место. Лучше всего приобрести специальную дощечку для работы с массой для лепки. На ней удобно отрезать кусочки необходимых размеров, раскатывать и вылепливать. В процессе работы под рукой должна быть влажная салфетка или мокрая тряпочка. Некоторые разновидности пластилина могут оставлять следы на руках.

Для маленьких детей желательно приобретать безопасные специальные массы для лепки. Они рассчитаны на то, что малыш может попробовать ее на вкус. Специальный состав такого пластилина абсолютно безвреден. Тем не менее, работая с маленькими детьми, желательно следить и по возможности избегать подобных инцидентов.

Разные виды поделок

Существует несколько разновидностей поделок из пластилина. Выбор варианта зависит от наличия и количества материалов, возраста детей и поставленных целей.

Если основная задача дать маленькому ребёнку базовые знания относительно планеты, можно начать с создания простейшей модели. Детям постарше можно предложить более детальное изучение географии посредством нанесения аккуратно вырезанных пластилиновых материков и островов на шар.

Простейший вариант

Создание простейшего варианта макета Земли из пластилина — лучший способ познакомить детей дошкольного возраста с базовыми основами географии и геологии. Для такой поделки потребуется минимальный набор материалов. Можно ограничиться тремя цветами пластичной массы. Нужны синий, зелёный и белый.

Процесс работы:

    Из синей массы скатать шарик небольшого размера.
  • Взять маленький кусочек зелёного цвета и раскатать плоскую лепёшку, толщиной не более 2 мм.
  • Теперь понадобится географический атлас. Пластмассовым ножом аккуратно вырезать материки, архипелаги и острова, стараясь приблизиться к оригинальному изображению.
  • Раскатать тонким слоем белую массу и нанести на шар изображение Гренландии, Антарктиды и расположенных на полюсах островов.

Планета с ядром

Для начала нужно взять небольшой кусочек жёлтого пластилина и сформировать шарик. Это ядро Земли. Далее берётся кусочек оранжевого цвета. Если в наборе такого оттенка нет, следует тщательно перемешать красный и жёлтый, хорошо разминая материал пальцами. Затем полученный кусочек раскатать и обернуть им жёлтый шар. Это внешнее расплавленное ядро планеты. После этого понадобится небольшое количество красного пластилина. Раскатать и обернуть по тому же принципу. Получается мантия Земли.

Планета с ядром

Далее по плану формирование внешнего слоя — земной коры. Для этой цели понадобится тонкий пласт раскатанного чёрного пластилина. Им оборачивается красный шар. После того как заготовка выполнена, можно приступать к оформлению внешних слоёв. Понадобится синий цвет, при помощи которого вылепливаются океаны, а также коричневый и зелёный — для материков и островов. Чем более детально будут нанесены изображения, тем качественнее получится модель.

В качестве дополнительных материалов можно использовать бусины, бисер, опилки. Это поможет обозначить рельеф или же схематически нанести местоположение крупных городов.

Для наглядности можно вырезать небольшой фрагмент, чтобы получилась планета в разрезе. Чтобы слои не смазались, предварительно макет следует поместить в холодильник. Чтобы показать ось вращения, модель помещается на длинную шпажку. Можно установить её в таком виде под углом на подставку.

Полая Земля

Этот вариант годится в тех случаях, если масса для лепки имеется в ограниченном количестве. Сделать макет Земли своими руками можно при помощи воздушного шара и небольшого количества клейкой массы.

Полая Земля

Мастер-класс:

  • Перед тем как приступать к лепке, нужно надуть воздушный шарик. Изначально следует подбирать фигуры шарообразной формы, а не продолговатой или овальной.
  • Из бумаги вырезать много небольших квадратных листочков. Подойдёт любой вариант, даже старые газеты или журналы. Их размер должен быть приблизительно 2 на 2 см.
  • Шар обмазать растительным маслом и покрыть первым слоем мелких листов.
  • Затем, последовательно намазывая клей ПВА на небольшой участок поверхности, приклеивать следующие слои листов. Таким образом желательно нанести 2 или 3 слоя.
  • После того как шар будет покрыт тремя слоями бумаги, его нужно хорошо высушить. Можно оставить возле обогревателя или же воспользоваться бытовым феном.
  • После высушивания нанести ещё несколько слоёв (два или три), а затем снова оставить на некоторое время. Такое количество бумаги необходимо для того, чтобы шар не деформировался в процессе создания модели.
  • Затем, воспользовавшись иголкой, шилом или зубочисткой, нужно лопнуть шар, расположенный внутри, а образовавшееся отверстие сразу же заклеить.
  • Если для нанесения слоёв на шарик использовалась газетная бумага, верхние листы должны быть чистыми.
  • Склеивание бумажных фрагментов займёт некоторое время, однако эта модель имеет свои преимущества. Перед тем как приступать к лепке, на бумаге можно нарисовать очертания материков и архипелагов.
  • Последующие этапы работы аналогичны тем, которые описаны в предыдущих разделах. Для создания рисунка понадобится синий, зелёный, коричневый, жёлтый и белый пластилин. Нужно последовательно наносить рисунок, постепенно переходя от общих элементов к более тонким деталям.

Плоская модель

Если основной целью было сделать модель поверхности земли, а не макет планеты, понадобятся немного другие материалы, а ход работы будет отличаться. Такой вид поделки представляет собой развёртку карты. В этом случае количество необходимого материала немного меньше. Для работы понадобится листок картона, пластилин, дополнительные инструменты (зубочистки, шпажки).

Ход работы:

    Вырезать круг из листа картона.
  • Простым карандашом нанести очертания материков и островов.
  • Последовательно формировать из пластилина необходимые кусочки, толщиной не более двух миллиметров, затем наносить на поверхность картона, аккуратно подрезая лишнее.
  • Оставшееся пространство заполнить синим или голубым цветом.
  • При желании на поверхность воды океана нанести изображения мелких островов, добиваясь максимальной детализации.

Виды карт

Виды карт

Существуют различные виды карт и глобусов. На физической карте нанесено схематическое изображение, соответствующее рельефным особенностям планеты. Воды мирового океана показаны при помощи синего или голубого цветов. Равнины, находящиеся приблизительно на уровне воды, обозначены зелёным. Пустыни и поверхность земли выше уровня моря соответствуют жёлтому оттенку. Материк Антарктида, ледники и крупные острова на полюсах, такие как Гренландия, помечаются белым цветом. А горные массивы — коричневым. Особенности физической карты заключаются в том, что оттенки помогают определить характер рельефа того или иного участка.

Ещё одна распространённая разновидность — политическая карта. По ней можно определить расположение и границы различных государств. Если целью было создание модели глобуса с политической картой, потребуется больше оттенков пластилина. Кроме того, эта работа более кропотливая, поскольку требует точности и аккуратности при нанесении изображения разных стран.

Дополнительные советы

Чтобы выполнить качественное изображение глобуса планеты и придать максимальную точность, можно использовать некоторые дополнительные материалы и возможности. Если основной макет выполнен, можно попробовать применить некоторые дополнительные методы:

    Практически на всех глобусах нанесено схематическое изображение меридианов и параллелей. Они помогают повысить точность карты. Чтобы повторить подобное и реализовать при изготовлении собственной поделки, можно воспользоваться тонкой шёлковой ниткой, аккуратно располагая её в нужном направлении и слегка фиксируя.
  • Крупные города на политической карте можно отметить при помощи бусин или бисера.
  • Если модель довольно крупная и детализированная, при помощи иголки или зубочистки можно нанести надписи некоторых стран и городов. Помимо творческого опыта, это поможет ребёнку повысить уровень своих географических знаний.

Польза лепки

Помимо пластилина, существует множество альтернативных материалов. Одной из лучших масс для лепки считается холодный фарфор. Его легко приготовить в домашних условиях. Можно использовать полимерную глину, которая впоследствии затвердевает. Для некоторых видов глины требуется термическая обработка.

Такие занятия, как изготовление различных поделок, очень полезны для развития умственных способностей у детей, а также для улучшения психоэмоционального состояния. Лепка из пластилина даёт массу преимуществ:

  • Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие речевых навыков и дикции. Поэтому очень полезно с детьми младшего школьного возраста заниматься лепкой из пластилина, изготовлением бумажных поделок, рукоделием.
  • Изготовление глобуса из пластилина своими руками поможет дать детям начальные знания об устройстве мира, а именно основы геологии и географии. Они познакомятся с такими понятиями, как планета, расположение материков и океанов, горные системы и равнины на поверхности Земли.
  • Процесс работы с пластилином активизирует творческие способности.
  • Работа с поделками помогает развить такие качества, как усидчивость, внимательность, аккуратность и сосредоточенность. Дети учатся концентрироваться на одном занятии.
  • Создавая новые формы из стандартных брусочков, активизируется пространственное, абстрактное и образное мышление. Когда ребёнок двумя руками разминает и катает между ладонями шарик, у него задействованы оба полушария мозга. Укрепляются межполушарные связи, что способствует гармоничному развитию малыша во всех направлениях.
  • Процесс вылепливания различных фигур и форм по образцу развивает память, умение сопоставлять предложенный вариант с собственным произведением.
  • Если малыш лепит, выдумывая собственные образы и формы, это помогает развить воображение и творческие способности.
  • Изготовление поделок учит детей ставить простые цели и достигать их, доводя начатое дело до конца.
  • Занятие такими видами творчества, которые требуют продолжительной концентрации внимания и усидчивости, благотворно сказывается на здоровье нервной системы человека. Улучшается его психоэмоциональное состояние.
  • Регулярное проведение спокойных игр способствует уменьшению чрезмерной активности, раздражительности и гипервозбудимости. Такие дети реже страдают синдромом дефицита внимания. К тому же у них нормализуется сон.
  • Если ребёнку удастся самостоятельно слепить несколько поделок, это поможет повысить самооценку и дать ему вдохновение для дальнейших достижений в области искусства и науки.

Модель земли своими руками

Образовательный процесс, который проводится в игровой форме и ненапряженной обстановке, наиболее эффективен. Маленький ребёнок постепенно постигает новое посредством доступного для него языка. Это пробуждает интерес и стимулирует желание обучаться в дальнейшем.

Макет Земли — достаточно распространённый сувенир. Существует множество разновидностей: глобусы из хрусталя или натуральных камней, деревянные поделки, модели, внутри которых спрятан бар, напольные, левитирующие, удерживающиеся в воздухе при помощи магнита, и многие другие. Пластилиновые поделки дополняют этот ряд необычных сувениров.

Как появилась Земля

Земля

Существуют различные гипотезы о том, как появилась Земля. Человечество на протяжении многих столетий пытается раскрыть тайну возникновения нашей планеты и жизни на ней, однако учёные до сих пор не приблизились к разгадке.

О ранних теориях происхождения

Учёные выдвигали разные теории о том, как появилась Земля. Например, в восемнадцатом столетии французские исследователи считали, что наша планета возникла в результате космической катастрофы, когда Солнце столкнулось с кометой. Английские учёные утверждали: астероид, пролетавший мимо светила, отсек его часть, из которой в дальнейшем образовались многие небесные тела. Германские исследователи полагали, что планеты, составляющие Солнечную систему, были образованы из огромного холодного пылевого облака. Из невероятного количества разрозненных теорий можно сделать только один вывод: создание Земли обладает неразрывной связью с процессом формирования всех планет и звёзд, составляющих систему Солнца.

Формирование Земли

Образование Земли связывают с туманностью, представлявшей собой обломки звёзд, относящихся к более ранним поколениям. Сформировали её микроскопические частицы железа, льда и прочих веществ, которые были сосредоточены в охлаждённых звёздных слоях и выброшены в космическое пространство. Благодаря силам притяжения частицы газовых дисков сталкивались и склеивались друг с другом. Данный феномен известен как аккреция.

Исследователи изучают происхождение Земли по горным породам, однако возраст древнейших из них насчитывает не более 3,7 миллиарда лет. По этой причине все предшествующие события, касающиеся эволюционного развития нашей планеты, являются всего лишь гипотезами и опираются на косвенные данные.

Следующий этап создания Земли характеризовался соединением мелких частиц в планетезимали (небесные тела, состоящие из частиц пыли протопланетных дисков). Сталкиваясь, разрушаясь и соединяясь, за несколько миллиардов лет планетезимали, выполняющие роль строительных блоков, образовали ядро, которое стало центром-зародышем будущей Земли. Крупнейшие зародыши начали конкурировать друг с другом за остававшиеся свободными планетезимали. Данный процесс длился от одного до десяти миллионов лет. На протяжении всего периода происходил захват газовых облаков зародышами планет, образующими внутреннюю часть Солнечной системы.

Многие современные учёные сходятся во мнении, что процесс формирования нашей планеты длился около 400 миллионов лет, сопровождался падениями метеоритов и столкновениями с астероидами. Земля продолжила эволюционировать и после своего рождения. Разогрев недр осуществлялся благодаря двум видам энергии: образованной во время склеивания частиц и высвобождавшейся при ядерных реакциях. Данное явление спровоцировало процесс интенсивного формирования ядра и внутренних оболочек планеты.

Образование Земли на начальном этапе сопровождалось высокой температурой внутренних слоёв. Поэтому даже на незначительной глубине пролегали пласты, которые составляли преимущественно расплавленные горные породы. Догеологический (начальный) этап продолжался около 900 миллионов лет, однако на данный момент он является плохо изученным и скрывает массу неразгаданных тайн. На протяжении всего периода возникало много вулканов, выбрасывающих водяной пар и газ. Учёные считают, что в течение догеологического периода произошло формирование важнейших оболочек: коры, мантии и ядра. Причиной расслоения была метеоритная бомбардировка земной поверхности и последующее плавление ее отдельных частей.

Вторая гипотеза утверждает, что основу железного ядра составляют части, оставшиеся от метеоритов, бомбардировавших поверхность молодой планеты. Она была покрыта каменными (силикатными) метеоритами, образовавшими мантию. Уязвимым местом данной теории является следующий фактор: такой феномен мог быть обусловлен исключительно поочерёдным падением железных и каменных метеоритов. Однако согласно данным исследований удалось выяснить, что метеориты, обладающие железной структурой, могли возникнуть только в результате разрушений уже сформированных планет. Таким образом, каждая из гипотез имеет ряд несогласований. Точной теории о том, как возникла Земля, на данный момент не существует.

Нельзя отрицать важность плотного внутреннего ядра планеты для всех живых организмов. Именно оно делает массу Земли достаточно большой для удержания водяных паров и атмосферных газов в гравитационном поле. Без них не могут существовать гидросфера и прочие слои. В случае, если наша планета лишится собственного ядра, на ней не останется воздуха и воды.

Устройство земного ядра, возникшего на ранних этапах существования планеты, предполагает наличие внешних и внутренних оболочек. Учёные считают, что расстояние от поверхности до внешнего слоя составляет примерно 3000-5000 километров. Физические свойства ядра максимально приближены к жидкости. В его состав входят расплавленный никель и железо, обладающие превосходными показателями электропроводности. Данный слой позволяет существовать магнитному полю, создаваемому по закону Фарадея (электромагнитной индукции), что обеспечивает постоянное движение проводников тока.

В состав внутреннего ядра входят: диоксид кремния (20% от общей массы) и железо (80% от общей массы), а само оно расположено между внешним слоем и центром земного шара. Ядро имеет очень высокую температуру и большую плотность. У внешнего ядра есть связь с мантией, тогда как существование внутреннего является более автономным. Сочетание огромного давления с высокими температурами позволяет веществу оставаться в твёрдом состоянии. Предполагается, что даже самый лёгкий земной газ водород в подобных условиях пребывает в твёрдой форме.

Вопрос о том, как появилась Земля, и по сей день является открытым. Существуют различные теории о внутренней структуре планеты, однако ни одна из них не имеет достаточного количества доказательств. Большая часть исследователей сходится во мнении, что центральная оболочка начала формироваться одновременно с появлением Земли.

Ядро покрыто мантией. Слой пространства на глубине 2900 километров от центра к коре заполнен пластическим (нетвёрдым, полурасплавленным) веществом. Мантия обладает массой приблизительно 67% от общего веса планеты. Слой считается неустойчивым из-за того, что он пребывает в пластическом состоянии и перманентном движении. Толщина коры (внешней оболочки) варьируется от нескольких десятков километров (под материковыми плитами) до нескольких километров (под океанами).

На начальных этапах возникновения Земли слой коры был довольно тонким и представлял собой расплавленный базальт в застывшем состоянии. В наши дни выделяют следующие слои:

  • базальтовый – пролегает на наибольшей глубине и состоит из самых твёрдых пород;
  • гранитный – его составляют преимущественно гранит и метаморфические горные породы;
  • осадочный – находится у поверхности, в нём преобладают осадочные породы.

Геологи хорошо изучили осадочный и гранитный слои, однако до базальтового пока что ещё никто не добрался. Из-за того, что он пролегает на больших глубинах, получить доступ к нему невозможно даже с помощью самой современной буровой скважины.

Получить косвенную информацию о том, как появилась Земля, можно используя новейшие сейсмические методы. При землетрясениях на глубине от нескольких десятков до семисот километров образуются сейсмические волны. Их скорость варьируется в зависимости от плотности среды распространения (к примеру, скорость звуковых волн в воздухе в разы ниже, чем в воде). Анализ скорости сейсмических волн позволяет получить вполне достоверные сведения о показателях плотности веществ на различных уровнях коры.

О том, как была сформирована поверхность древней Земли

Происхождение Земли на начальных этапах (4,5 – 4 миллиарда лет назад) сопровождалось расслоением внутренних материй. Метеориты бомбили поверхность, в результате чего образовывались кратеры. Удары высвобождали энергию, которая трансформировалась в тепловую. Метеоритный подогрев активировал вулканическое извержение и выход паров и газов из недр планеты. Внушительная площадь нашей планеты была покрыта расплавленной магмой, образовывавшей поля из базальта.

После возникновения Земли постепенно происходили метаморфозы в её внутренней структуре: кора, мантия и ядро неоднократно изменялись перед тем, как принять знакомую нам форму. После того, как возникла Земля, она обзавелась собственным спутником – Луной, над разгадкой появления которой бьются многие современные учёные. Наиболее убедительная гипотеза – Луна образовалась, когда два крупных небесных тела столкнулись друг с другом.

Луна сильно отличается от нашей планеты: на её поверхности отсутствует вода, однако оба небесных тела обладают похожими кислородными подписями (идентичным соотношением изотопов кислорода). Данные сведения наталкивают многих учёных на мысль, что Луна и Земля были сформированы из одинаковых планетезималей. Спутник оказывает существенное влияние на нашу планету, вызывая отливы и приливы как в океанах, так и в водах, скрытых под земной корой.

Об атмосфере и гидросфере

Создание Земли сопровождалось появлением базальтового слоя коры и расплавленной магмы, поднимавшейся по разломам вверх. В ней содержались газы. Высокие температуры и давление провоцировали бурное протекание химических реакций. В результате образовывался ряд привычных земных веществ, от угарного газа (монооксида углерода) и углекислого газа до водорода и азота. Таким образом? появление первичной атмосферы непосредственно связано с недрами планеты, однако она обладала массой отличий от современной.

После того, как появилась Земля, происходил активный выброс газовых облаков древними вулканами. Водородные и гелиевые поднимались на почтительную высоту и достигали космического пространства. Более тяжёлые облака удерживались притяжением планеты, поэтому они стелились вдоль поверхности. Именно эти газы образовали первичную атмосферу. Юную планету окружали: водород, метан, аммиак, углекислый газ, азот, инертные (благородные) газы, а также испарения плавиковой, борной и соляной кислот. Первичная атмосфера почти не содержала кислорода – его концентрация была ниже сегодняшней примерно в тысячу раз.

Кислорода во время появления Земли в свободной форме фактически не существовало, он входил в различные химические соединения. Атмосфера была ядовитой, непригодной для дыхания, и не имела озонового слоя, защищающего в наши дни всех живых существ от космического радиационного воздействия. Её обогащение осуществлялось последовательно за счёт продуктов сгорания метеоритных тел. После того, как появилась Земля, постепенно произошло изменение её атмосферы, а главными составляющими стали: кислород (20%), азот (75%) и аргон (чуть менее 1%). Значительно снизилось содержание водяных паров и диоксида углерода.

Происхождение Земли сопровождалось медленным охлаждением и формированием первичной атмосферы. В результате образовалась водная оболочка – гидросфера. Древняя атмосфера содержала водяной пар в больших количествах, вырывавшийся из глубины со слоями расплавленной лавы. Он конденсировался и выпадал в виде осадков. Водные потоки, собираясь на поверхности, скапливались в углублениях и постепенно становились озёрами. В результате циркуляции жидкости водоёмы увеличивались в размерах и превращались в океаны. В потоках присутствовали микрочастицы горных пород и ряд других веществ, что сделало морскую воду солёной.

Описание того, как появилась Земля, строится на гипотезах, поскольку учёные могут судить о том, как именно была сформирована гидросфера и первичная атмосфера исключительно по косвенным данным. Все существующие гипотезы как возникла Земля обладают противоречиями и неразгаданными по сей день тайнами. Современная наука располагает довольно незначительным количеством сведений, касающихся первого периода эволюции планеты.

Читайте также: