Как сделать насечку на металле в домашних условиях

Обновлено: 04.07.2024

Таушировка, она же инкрустация или насечка, – своеобразный древний прием украшения драгоценными металлами бронзовых и стальных предметов, преимущественно доспехов и оружия. В настоящее время этот способ применяют для декорирования цветными и драгоценными металлами художественных и бытовых изделий. Сущность процесса насечки заключается в том, что наружную поверхность инкрустируемого предмета специальным образом насекают (отсюда и название) и полученные щели набивают цветным или драгоценным металлом в виде узора или рисунка. В одних случаях это тончайший орнамент из завитков и стилизованных растений, в других – изображения животных, птиц или человека. Иногда методом насечки осуществляют надписи на металле, орнаментированные в той или иной манере.

И сейчас, кроме насечки золотом, серебром и драгоценными сплавами, широко применяют и обычные цветные металлы и их сплавы. В частности, весьма оригинально смотрится насечка алюминием по стали. Алюминиевая проволока хорошо держится в углублении, легко полируется и образует красивый светлый рисунок на темном стальном фоне, несколько напоминающий насечку серебром. Но поскольку насечка по металлу – техника трудоемкая, она постепенно стала применяться все реже и реже и в настоящее время встречается лишь у отдельных мастеров.

При насечке на поверхности основного металла делают углубления, которые сформированы так, чтобы можно было вложить и вковать в них более мягкий металл. Художественный эффект насечки заключается в различии цвета основного и вкованного металла. Они образуют на готовом изделии единую поверхность, и создается впечатление, будто на основном нарисован орнамент из цветного металла.

К материалу, применяемому для насечки, предъявляют такие требования:

• вкладка и основа должны иметь различные, желательно контрастные, цвета;

• вкладка должна быть мягче, чем основа.

Особенно хорошие результаты получаются, когда серебро или золото таушируют в сталь. Кроме того, для насечки по стали в качестве вкладки можно применять медь, латунь, мельхиор, железо, олово, свинец. Допустимо также использовать бронзу или латунь как основу, которая может быть украшена серебром или медью.

Несколько слов о применяемых инструментах. Поскольку работать придется с металлами с различной твердостью, нужно изготовить инструменты, имеющие разный угол заточки клиновидной режущей рабочей части зубилец и конусной – штихелей и сечек. Угол заточки инструментов для работы по твердой стали, а также бронзе и чугуну примерно будет равен 70°, для стали, имеющей небольшую твердость, – 60°, для латуни и меди – 45° и для алюминия – 35°.

С правой стороны на верстаке мастер постоянно держит два молотка: одним работает с зубильцами и чеканами, другой использует при вбивании металла в углубления и проковке элементов инкрустации. Ко второму молотку предъявляется очень важное требование: необходимо, чтобы рабочая поверхность бойка была тщательно отполирована и закалена. Он не должен оставлять на инкрустации царапин, вмятин и других механических повреждений, удалить которые часто бывает не так-то просто. Молоток, имеющий хорошо отполированный боек, одновременно уплотняет и выглаживает металл, облегчая последующую шлифовку и полировку.

Изделия или отдельные их детали в зависимости от формы и размеров либо закрепляют в тисках, либо кладут на массивную стальную плиту, укрепленную в толстом кряже. Используют также любые другие наковальни, всевозможные оправки из массивного металла. Например, кольцо или перстень насаживают на массивный стальной стержень, который закрепляют в тисках. Отдельные небольшие плоские предметы закрепляют мастикой на деревянной подложке, которую фиксируют в шаровых тисках, а те, в свою очередь, располагают на кожаной гравировальной подушке.

Инкрустация делится на два основных вида: плоскую и рельефную. В плоской инкрустации все вставные элементы находятся заподлицо с поверхностью изделия, в то время как у рельефной они несколько выступают, образуя небольшие бугорки. В одном изделии возможно сочетание этих двух видов насечки.

Поскольку плоская насечка более проста в исполнении, с нее и следует начинать осваивать приемы работы. Нет необходимости сразу же пытаться украсить какое-то изделие. Прежде всего нужно понять сущность технологии таушировки.

Небольшие кусочки металла толщиной не менее 3 мм вполне пригодны для упражнений. Сначала орнамент рисуют на бумаге в натуральную величину, после чего переносят на поверхность основного металла.

Для гарантированной устойчивости и качественной фиксации вкладка должна расширяться книзу, т. е. в сечении иметь форму трапеции. Такой же формы должно быть и углубление в основном металле. Чтобы получить необходимые углубления, применяют следующие технические приемы.

Положите стальную пластину на наковальню и установите зубильце на контур рисунка. Нанесите по нему несколько сильных и равномерных ударов. Как только зубило войдет в металл примерно на глубину 0,5–0,8 мм, нужно передвинуть, вновь нанести такое же число равномерных ударов (рис. 30, а). При этом зубило войдет в металл на ту же глубину, что и в первом случае. Таким образом, полученное углубление в металле будет иметь на всем протяжении одинаковую глубину. На первых порах число ударов можно подсчитать. В дальнейшем необходимость в этом отпадет, так как основным ориентиром будет ритмичное постукивание, за которым мастер ведет контроль как бы автоматически, не задумываясь над этим, поскольку все его внимание должно быть уделено точной и плавной стыковке получаемых зубилом углублений.

При погружении зубильца или чекана в металл образуются не только углубления. Часть металла под действием клина вытесняется и приподнимается по краям канавки над инкрустируемой поверхностью. Приподнятые острые кромки металла называют гартом или облоем. Именно облой и используют для закрепления металлических вставок. После проковки инкрустируемой поверхности они зажимают вставленную в канавку проволоку. Для того чтобы лучше прижать материал и этим повысить удерживаемость вкладки, шероховатым чеканом проводят по краю вертикальных стенок канавки.

Но такое крепление не очень прочное, так как после шлифовки и полировки часть прокованного облоя снимается. Чтобы повысить прочность вставных элементов инкрустации, на дне канавки насекают острым зубильцем дополнительно две канавки (рис. 30, б). Одну из них делают с наклоном вправо, другую – влево. Обработанные таким образом углубления в сечении будут представлять собой расширяющийся книзу трезубец. Забитый в такое углубление мягкий металл благодаря этому прочно соединится с основой.


Рис. 30. Таушировка: а – формирование канавки с помощью зубильца или чекана; б – нанесение дополнительных бороздок зубильцем; в – гравирование канавок шпицштихелем; г – выполнение канавок флахштихелем и болтштихелем; д – скашивание стенок шпицштихелем; е – вколачивание вкладки в канавки

Есть и другой способ дополнительного крепления элементов вставок в углублениях. Дно канавки насекают сечкой с остро отточенной рабочей частью, имеющей в сечении четырехугольник или треугольник. При такой обработке на дне канавки образуются углубления с облоем в виде острых заусенцев. При выполнении этой операции сечку наклоняют то в одну, то в другую сторону относительно поверхности обрабатываемого изделия.

Углубления под инкрустацию на небольших металлических предметах могут быть выполнены гравировальными инструментами (рис. 30, в – д). Контурный и обронный виды гравировки, имеющие при гравировании самостоятельное значение, здесь становятся первой подготовительной стадией инкрустирования. Но выполненная резцами или зубильцами гравировка требует дополнительной обработки. В контурных углублениях с помощью шпицштихеля скашивают с одной и другой стороны стенки так, чтобы в сечении вместо прямоугольника была трапеция. Стенки углублений скашивают также в других гнездах-углублениях, имеющих самую разную конфигурацию, например лепестка, цветка, всевозможных геометрические фигур.

Контурную резьбу, предназначенную специально для инкрустирования, можно выполнять сразу шпицштихелем, ориентируясь на линии рисунка, нанесенного на поверхность металла. Все линии рисунка гравируют шпицштихелем так, чтобы полотно клинка было наклонено под небольшим углом вправо. Затем, ориентируясь на тот же контур и держа штихель под тем же наклоном, гравируют в обратном направлении. Если посмотреть на полученную канавку в сечении, она будет похожа на ласточкин хвост.

Углубления для таушировки можно получить также химическим и электрохимическим методом. Сначала поверхность основного металла гравируют путем стандартного химического или электрохимического травления[7], после чего штихелем подрезают боковые стенки так, чтобы канавки имели трапециевидное сечение.

После этого можно приступать к собственно инкрустации. Если гнезда под инкрустацию выполнены на стальном предмете, для упражнений в таушировке можно использовать круглую медную или латунную проволоку.

Вместо проволоки применяют также нарезанные из листового металла узкие полоски с прямоугольным сечением. Всевозможные фигурные вставки вырезают из листового металла, толщина которого должна соответствовать глубине вырубленного в металле гнезда. Проволоку и пруток отжигают на огне до красного каления.

Работа по заполнению углублений, выполненных чеканом, зубильцами и гравировальными инструментами (рис. 30, е), идет в следующей последовательности. Конец проволоки вставляют в конце углубления и крепят легким ударом молотка с полированным бойком. Затем укладывают проволоку на следующем участке и вновь ударяют молотком. Так проволоку или пруток постепенно вколачивают в углубления легкими ударами молотка. Когда все углубления будут заполнены до конца, более сильными ударами молотка выступающие элементы инкрустации проковывают так, чтобы они оказались заподлицо с поверхностью инкрустируемого предмета, особенно по краям, чтобы сгладить возможные неровности и гарантировать прочное закрепление. Мягкий металл вставок, как пластилин, наполнит прорезанные и выбитые в металле углубления, вклинившись в них так, что выковырять его можно только с большим трудом, разрушив всю инкрустацию. Большое значение для прочного сцепления металлов имеют заусенцы на дне углублений. Они врезаются в мягкий металл вставок, затем при проковывании загибаются – и эти крючки надежно удерживают элементы вставок.

Ту же роль заусенцы, полученные с помощью острых сечек, играют при инкрустировании плоскими фигурными вставками, розетками, лепестками, бутонами фигур человека и животных. На дне гнезда, вырубленного в изделии по форме вставного элемента, насекаются канфарником[8] углубления под разными углами.

Если углубления сделаны зубилом, поступают следующим образом: после того как проволока на небольшом участке уложена в канавку, проходят шероховатым чеканом по основному металлу с обеих сторон рядом с вложенной проволокой. Благодаря этому выступы (облой), располагающиеся по краям углубления, прижимаются к вкладке с обеих сторон. Затем чеканом еще раз обрабатывают основной металл вокруг вкладки и окончательно прижимают вложенную проволоку.

После полного заполнения рисунка вкладкой поверхность изделия шлифуют и полируют. Если в качестве основы используют сталь, то ее тонируют в сине-серый цвет. Иногда насечку на изделии дополнительно рассекают туповатым зубилом. Эта операция придает изделию своеобразный вид.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Инкрустация из соломки

Инкрустация из соломки Соломка применяется для украшения изделий. Аппликация из мелких повторяющихся деталей соломки, использующихся в качестве декоративного материала, называется инкрустацией.Заранее подготовленную соломку надо разрезать острым скальпелем на


Прославленный мастер-ложевшик Том Шеллхаммер (Tom Shellhammer) часто говорил, что он не может понять, как человек может отдать уйму денег за ложу с превосходным рисунком древесины, а потом заплатить еще больше для того, чтобы скрыть этот рисунок насечкой. Полагаю, что у него были резоны для такого мнения, однако не многие могут отрицать, что оружие без насечки, как человек в смокинге без галстука.

101 Секрет насечки на ложе вашего оружия. Основные инструменты и советы начинающим

Нанесение насечки - нудное и длительное занятие, часто более 20 часов уходит на обработку шейки ложи и цевья. Хотя первоклассная насечка вызывает особое восхищение, очень немногие готовы заплатить за нее, поэтому большинство оружейников воздерживаются от изучения этого вида искусства. Тем не менее, поскольку читателю не придется затратить на эту науку столько же лет, сколько его ребенок проведет в колледже, почему бы не попробовать это ремесло?


Рис. Инструменты для этого ремесла весьма просты. Шаблон обеспечивает требуемый угол, линии наносятся мягким карандашом (который не повреждает древесину), нужны также линейки и чертилка, изготовленная из большой швейной иглы, но которую надето деревянная рукоятка. Большинство работ выполняется инструментом для насечки, однако треугольная стамеска помотает углублять линии контура и узких мест. Для удаления опилок лучше использовать старую зубную щетку.

Рис. Изготовьте шаблон, вроде приведенною здесь, из тонкою пластика. Ромб должен быть два дюйма высотой (5 см) и шесть дюймов (15.24 см) шириной, после чего ею необходимо разрезать пополам, чтобы получилось два треугольных шаблона.

Pointer - узкий напильник, предназначенный для углубления линий, в результате чего заостряются вершины ромбов. В дополнение к обычному pointer понадобится инструмент с коротким резцом и изогнутой рукояткой для обработки узких мест. Существуют и другие специальные инструменты, однако перечисленного оборудования (если оно в хорошем состоянии) вполне достаточно для начинающих резчиков.

Рис. Начинать следует со стандартною остроугольного контура, вроде приведенною здесь. Нижняя и верхняя границы могут быть начерчены при предварительной разметке, однако острые утлы контура (отмечены пунктиром) формируются линиями насечки.

Большинство резчиков применяет раму для фиксации ложи. Я не использую ее, так как она мешает мне установить ложу наилучшим образом и поворачивать ее при необходимости для максимально удобной работы. Однако я настойчиво рекомендую читателю как минимум начать свои опыты по насечке, используя раму. Стоит она порядка 40 долларов и поможет избежать множества проблем на этапе привыкания к инструменту. Инструменты и раму для насечки можно заказать у Brownells и Jantz Supply.

Следует воздержаться от искушения и не начинать с антикварного оружия, необходимо отдать дань тренировке. Возьмите из пакета лома ровную заготовку из ореха, вишни, клена либо другого дерева твердых сортов (сосна слишком мягкая), и обработайте наждачной бумагой с зерном №320 участок до гладкого состояния.

Затем необходимо взять spacer и короткими движениями по полсантиметра начать нарезать новые линии, сначала в одну сторону, затем в другую. Я согласен, что этот дьявольский инструмент обладает собственной злой волей и норовит двигаться куда угодно, но только не в положенном направлении. Однако есть маленькая хитрость, о которой я еще не упоминал. Учтите, что ваша рука может принять положение, при котором она естественным образом будет двигаться строго вперед и назад. Линия, нарезаемая вами, должна быть точно выровнена относительно этого естественного движения, поэтому необходимо подвинуться либо переместить заготовку, чтобы занять требуемое положение.


Рис. Инструмент spacer (справа) снабжен парой "ног". Одно скопытит по уже прорезанной линии, используя ее в качестве направляющей, вторая прорезает новую линию. После нанесения рисунка насечки ее линии углубляются при помощи инструмента pointer (слева).

Разметьте несколько десятков линий в каждом направлении, после чего переключайтесь на pointer. Легонько углубите линии, стараясь не переусердствовать на каком бы то ни было проходе, иначе противоположные лини будут стерты. Необходимо сделать от трех до пяти проходов для заострения вершин ромбов. Продолжайте тренироваться до тех пор, пока не научитесь прорезать ровные, одинаковые линии с минимальным усилием.

Следующий шаг - разметка границ насечки. При помощи мягкого карандаша начертите стандартный остроугольный контур вроде изображенного на иллюстрации к статье. Теперь следует научиться управлять инструментом на его подходе к контуру, чтобы избежать выхода линий за границы насечки.

Вначале прорежьте на небольшую глубину контур и опорные линии, затем разметьте и углубите линии насечки, как и раньше, только в этот раз при приближении к контуру слегка приподнимайте край рукоятки, чтобы определить, где находится передняя часть резца, а также укоротите шаг перемещения инструмента для более точного контроля.

Контур следует углублять одновременно с линиями на сечки. Довольно трудно углублять линии вблизи контура без риска выйти за границы насечки, поэтому после определенного количества проходов подровняйте глубину линий при помощи трехгранной стамески. Трехгранная стамеска также удобна при углублении линий в узких местах вроде углов контура.

Последним усилием будет отвыкание от удобной и плоской тренировочной доски и переход к реальным поверхностям вроде шейки ложа или цевья. Если у вас нет старой ненужной ложи для экспериментов, придайте тренировочной доске форму цевья. Проблема изогнутой поверхности заключается в том, что все на ней стремится принять форму кривой, а не прямой линии. Если просто обернуть линейку вокруг кривой поверхности, это приведет к изгибанию линии и как следствие - изменению угла, в результате ромбы превратятся в квадраты. Вместо оборачивания линейкой цевья необходимо удерживать ее в прямом состоянии и обвести ею изогнутую поверхность. Следует оценивать линии на предмет их параллельности.

Шкатулка, 25х8х25 см

Шкатулка, 25х8х25 см

Поясная сумка Tangcool TC906.

Поясная сумка Tangcool TC906.

Бабочка Приам - картина на зеркале

Бабочка Приам - картина на зеркале

Бабочка Лучезарный Аполлон - картина на зеркале

Бабочка Лучезарный Аполлон - картина на зеркале

Пейзаж - картина на зеркале.

Пейзаж - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Картина на зеркале - Пейзаж.

Картина на зеркале - Пейзаж.

Конечно, без специального инструмента будет крайне тяжело. И здесь есть два варианта: заказать импортный (фото 1 и 2),

Насечка - легко и просто.

Насечка - легко и просто.

Насечка - легко и просто.

Загибаю в тисках вокруг оправки с радиусом заведомо меньшим, чем потом потребуется (фото 4).

Насечка - легко и просто.

Надфилем с треугольным сечением прорезаю центральный паз и оформляю профиль гребенки. Потом хорошим ножом насекаю, на той же оправке, зубья будущей басочки с необходимой глубиной и шагом (фото 5).

Насечка - легко и просто.

Разумеется, образовавшиеся после такой процедуры заусенки на боковых гранях зубьев, надо убрать бархатным надфилем. Теперь остается разогнуть резец до требуемого радиуса и закалить (фото 6).

Насечка - легко и просто.

Насаживаю рукоять и всё. Можно приступать к работе.

Я большое внимание уделяю освещению рабочего места во время изготовления насечки. Мне удобней работать, когда лампа находится на высоте 10-13см над уровнем стола. В этом случае контрастный свет, идущий справа и спереди, лучше высвечивает все нюансы, неровности насечки.

Делаю прозрачный шаблон формы будущей насечки, чтобы на обеих сторонах приклада она была одинаковая. Прорисовываю на дереве контур и наношу пересекающиеся мастер-линии (фото 7).

Насечка - легко и просто.

Угол пересечения чаще всего 50-55 градусов. Для удобства дальнейшего резания стараюсь сориентировать нитки насечки так, что бы основное направление волокон древесины было параллельно биссектрисе угла их пересечения.

Далее басочкой делаю разметку (фото 8).

Насечка - легко и просто.

Насечка - легко и просто.

Если шаг выбран крупный, можно ускорить процесс прорезания (подъема пирамидок на полный профиль) при помощи крупного надфиля треугольного (60 град) сечения (фото 10).

Насечка - легко и просто.

Насечка - легко и просто.

Вроде ничего сложного и насечка готова (фото 12).

Насечка - легко и просто.

Насечка - легко и просто.

Насечка - легко и просто.

А после подрезки лишнего между чешуйками (фото 15),

Насечка - легко и просто.

Как сделать насечку на металле

Нанесение на различные предметы рисунка методом снятия вещества с его поверхности, известно человечеству на протяжении многих тысячелетий.

С появлением новых материалов, возникла необходимость в освоении методов работы позволяющих наносить гравировку на предметы, которые значительно твёрже дерева и камня.

Новые технологии позволяют полностью автоматизировать процесс гравировки при нанесении рисунка на металлическую поверхность, но для домашнего мастера наиболее подходящим вариантом является освоение ручного метода нанесения рисунка.

Гравировка по металлу своими руками возможна в домашних условиях, при наличии инструментов и подходящего помещения для выполнения этого вида работы.

Что необходимо для гравировки

Для ручной гравировки в домашних условиях понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • Штихель.
  • Металлическая заготовка.
  • Тиски либо аналогичное приспособление для удержания заготовки в неподвижном состоянии.

Заготовка для нанесения рисунка может быть использована из любого металла, но для начинающих мастеров лучше использовать алюминий или медь.

Штихель представляет собой стержень длиной до 120 мм. Один конец этого инструмента срезан под углом и заточен, другой — установлен в ручку из дерева или пластмассы.

Штихель может быть разной формы, а также отличаться по ширине рабочей поверхности. При отсутствии данного инструмента его можно изготовить самостоятельно при наличии подходящих для этой цели материалов.

Самостоятельное изготовление штихеля

Для изготовления штихеля необходимо использовать инструментальную сталь. Отлично подходит для этой цели металл, который используется в рессорах и шарикоподшипниках. Можно для изготовления режущей поверхности, применить старые напильники и надфили, а также различные фрезы, которые необходимо разрезать на тонкие полосы.

Идеальным материалом для изготовления штихеля для гравировки является сталь марки Р18. Из старых кругов для циркулярных пил можно изготовить большое количество заготовок для производства штихелей в домашних условиях. Далее рабочая часть заготовки затачивается под углом, который позволит сделать на металлической поверхности выемку определённой ширины.

Ручка штихеля изготовляется из древесины твёрдых пород, и должна быть такой ширины, чтобы мастеру удобно было держать инструмент в руке. Рекомендуемая длина этой части штихеля обычно составляет 50 мм.

Ручка в форме гриба, является наиболее подходящей для изготовления этого инструмента, но можно поэкспериментировать и изготовить несколько различных вариантов, и уже в процессе работы выбрать наиболее подходящий вариант.

Подготовка заготовки

Прежде всего следует выбрать заготовку на которой и будет отображаться рисунок. Подобранное изделие должно быть без ржавчины и сколов. Для подготовки поверхности потребуется:

  • Наждачная бумага P400.
  • Паста ГОИ №1 или №2

Вначале заготовка полируется с помощью наждачной бумаги. Затем производится финишная полировка с помощью пасты ГОИ.

Чтобы исключить повреждение поверхности, при проведении полировочных работ пастой ГОИ, рекомендуется использовать данное средство только №1 или №2.

Также следует произвести, перед финишной полировкой этим средством, следующие действия:

  1. Подготовить фланелевую ткань и смочить её уайт-спиритом
  2. Насыпать на смоченную ткань пасту ГОИ.
  3. Протереть тканью ненужный участок металла для извлечения крупных кусочков, которые могут поцарапать поверхность.

После такой подготовки, равномерными круговыми движения производится полировка заготовки. После окончания полировочных мероприятий, металлический предмет необходимо ополоснуть в керосине и высушить при комнатной температуре.

Процесс нанесения гравировки на металл

Если гравировка металлической поверхности осуществляется впервые, то прежде чем приступить к нанесению основного рисунка, рекомендуется потренироваться на ненужном куске металла.

Идеальным вариантом для таких тренировок, является использование медной пластины. Кусок меди следует надёжно закрепить на деревянной доске с помощью саморезов с широкими шляпками. Когда заготовка будет закреплена, доску укладывают на стол, включают, при необходимости, дополнительное освещение, зажимают режущий инструмент в правой руке, и делают ровную насечку на металлической поверхности.

Чтобы при выполнении ровной линии рука не соскользнула, на поверхности металлической пластины большие пальцы левой и правой руки должны быть соединены и касаться пластины в месте выполнения рисунка.

Указательный палец правой руки, в это время, ложится на резец инструмента, и полностью контролирует процесс нанесения линий. Рекомендуется вначале обучения сделать несколько прямых параллельных полос на заготовке.

Когда ровные участки будут получаться хорошо, можно перейти к выполнению полукруглых линий.

Чеканка по металлу своими руками

Выбивание рельефных изображений или надписей на поверхности металла называется чеканка по металлу. Этот вид прикладного искусства дизайнеры применяют для создания эксклюзивных декоративных предметов интерьера, украшений, посуды и пр. В прежние времена в казначействах были мастерские по чеканке монет.

Основы процесса

Изображение создают ударами молотка по инструменту, приложенному к поверхности металла. Конфигурация оттиска зависит от формы рабочей части инструмента. Затем его последовательно переставляют и повторяют операцию до тех пор, пока не будет выбит весь рисунок. Сложные изображения чеканят несколькими инструментами с рабочей частью разной формы.

В зависимости от предпочтений чеканку металла выполняют в разных стилях:

  • историческом;
  • древнерусском;
  • восточном;
  • грузинском;
  • марокканском;
  • узбекском;
  • современном.

Качество изображений зависит от степени подготовки чеканщика.

Сложные изображения чеканятся разными инструментами

Виды чеканки

В зависимости от формы предмета и сложности рисунка чеканка бывает:

  1. Ажурной, по виду похожей на металлические кружева. Работу начинают с высечения фона, затем по подготовленным линиям проводят завершающую высечку. Поскольку толщина ажурных перегородок невелика, при проведении отжига необходимо следить, чтобы они не расплавились. Ажурную чеканку часто наносят на объемные предметы как финишную отделку.
  2. Контурной, которая чеканится на листовом металле без заранее нанесенного рельефа. Визуально такая чеканка схожа с гравировкой, но отличается от нее выпуклыми или вогнутыми формами. Этот способ применяют для изготовления декоративных элементов интерьеров и для нанесения орнамента на плоские поверхности.
  3. На объемных предметах. Самый трудный по выполнению вид чеканки, так как рисунок выбивают на изогнутой поверхности. Однако опытные мастера справляются с работой без особых затруднений.
  4. Рельефной. Ее также относят к категории сложных видов. Работу начинают с выколачивания контуров рисунка, затем изображение делают рельефным. На завершающем этапе выравнивают детали изображения и полируют.

Используемые материалы

Ювелирные изделия с чеканкой традиционно делают из серебра и золота. Большинство же мастеров работают с более дешевыми металлами:

  1. Медью толщиной от 0,3 до 1,5 мм. Она пластична, легко обрабатывается, в зависимости от марки со светлым или темным оттенком красного цвета. Медь и ее сплавы чаще других металлов используют для декорирования помещений.
  2. Красной медью, листы которой можно раскатывать до толщины 0,05 мм. За счет мягкости легко выполняется рельефная чеканка даже на объемных изделиях сложной формы. Высокая стойкость к коррозии позволяет устанавливать декоративные элементы из чеканной меди на фасадах домов.
  3. Латунью различных марок с золотисто-желтым цветом разных оттенков. Высокое (до 50%) содержание цинка повышает твердость, снижает податливость. Однако, несмотря на меньшую чем у меди пластичность латунь легко чеканится.
  4. Томпаком ― разновидностью латуни с низким (до 10%) содержанием цинка. Из-за большой доли меди металл получается красного цвета с желтым оттенком. Сплав с добавкой алюминия до 5% приобретает окраску, неотличимую от цвета золота. Из томпака делают значки, медали к юбилеям, дешевую бижутерию, декоративные элементы интерьеров.
  5. Алюминием и его сплавами. Металл легко чеканится, но из-за низкой температуры плавления нужно соблюдать осторожность при термообработке, чтобы рисунок не деформировался. Дюралюминий хорошо имитирует серебро, однако работать с ним сложно, так как из-за малой податливости при выбивании рельефа возможно растрескивание металла.
  6. Жестью, на которой начинающие отрабатывают навыки чеканки. Однако мастера также не пренебрегают этим доступным материалом.
  7. Черными низкоуглеродистыми металлами. Заготовки предварительно отжигают и протравливают для получения декопира, на котором чеканят изображения с крупным рельефом или рисунки с мелкими деталями.
  8. Кровельным железом для чеканки контурных изображений с неглубоким рельефом без фона и мелких деталей.
  9. Нержавеющей сталью толщиной от 0,5 до 0,8 мм. Металл красиво смотрится, однако из-за высокой прочности и плотной структуры трудно поддается выбиванию. Высокая стойкость к коррозии позволяет делать из нержавейки чеканные мемориальные доски и таблички на монументы, памятники.
  10. Мельхиором и нейзильбером ― никелевыми сплавами с большим содержанием меди (81 и 65% соответственно), поэтому они пластичны, легко полируются. Химической обработкой поверхность делают золотистой, серебристой или имитацию под старинную бронзу.

Виды напильников и их назначение

Как и в любом другом инструменте – есть различия по исполнению, материалу и применению.

Размер зубьев

Самая распространенная классификация напильников – по плотности нарезки зубьев.

№1 – крупная насечка от 5 до 13 зубцов на 1 см.

№2 – средняя насечка от 14до 25 зубцов на 1 см.

Самый распространенный и наиболее универсальный вид инструмента. При классической обработке – этот напильник используют после драчевого, для сглаживания поверхности. В реальности – чаще всего работы выполняются только этим номером.

№3 — №6 – мелкая насечка от 26 до 80 зубцов на 1 см.

Предназначен исключительно для финишной обработки. При работе с мягким материалом моментально забивается стружкой, удалить которую трудно. Используется, в том числе для ювелирных работ. Отшлифованные поверхности практически не имеют следов обработки.

Виды насечек напильника

Для разных видов материала применяются специальные формы насечки. Наиболее распространенными являются штампованные зубцы.

Одинарная насечка (простая).
Применяется для обработки изделий из цветных металлов. Мягкий материал не сильно забивает поверхность инструмента, если это произошло – одинарная насечка легко чистится металлической щеткой.

Двойная насечка (перекрестная).
Используется для нелегированной стали, чугуна, твердых сплавов цветных металлов – например, бронзы. Относиться к числу универсальных.

Точечная нарезка (рашпильная).
Такими инструментами эффективно обрабатывается кожа, резина и дерево. Мягкие металлы стачиваются разве что для получения опилок.

Дуговая штампованная насечка.
Применяется для работ по дереву. Можно использовать для финишной обработки кожи.

Специализированные рабочие слои:

Алмазное покрытие.
Применяется для обработки закаленной стали, легированных сплавов, стекла и керамики. На гладкую поверхность инструмента при помощи напайки или склеивания наносится алмазная крошка требуемой фракции.

Рифели.
Надфили изготавливаются из специального магнитного сплава. Предназначены для прецизионной обработки ювелирных изделий – камней и металлов. Поверхность может быть выполнена в виде напыления

либо иметь сложную (так называемую швейцарскую) насечку.

Классификация напильников по форме сечения

Главный критерий при выборе инструмента – его форма.

Все виды напильников рассмотреть невозможно, поэтому остановимся на самых распространенных.

Имея в мастерской набор из 5-6 форм-факторов – вы сможете обработать любую деталь как снаружи, так и ее внутренние полости с отверстиями.

Популярное: Рассмотрим несколько способов, как точить керамический нож дома

  • №№ 1,2 – Плоский и плоский остроносый профиль. Таким инструментом обрабатывают плоские поверхности заготовок. Можно обтачивать как наружные, так и внутренние стороны. При определенном уровне квалификации, мастера обрабатывают выпуклые полукруглые наружные поверхности;
  • № 3 – Квадрат. Обработка и увеличение размеров прямоугольных и квадратных отверстий. Позволяет формировать внутренние прямые углы. Сгодится и для плоских наружных поверхностей;
  • №№ 4,5 – Трехгранные и трехгранные остроносые. Обработка внутренних острых углов в отверстиях, расточка углов в пазах. Работать можно на внутренних и наружных поверхностях заготовки;
  • № 6 – Круглые. Как правило, имеют не бочкообразную форму, а некоторое уменьшение диаметра от основания к носику. Предназначены для обработки круглых и полукруглых отверстий в заготовках. Также можно растачивать полукруглые углубления небольшого радиуса;
  • № 7 – Полукруглые. Имеют две рабочие поверхности. Плоская сторона работает по номеру 1, полукруглой обрабатывают отверстия большого диаметра и углубления большого радиуса. Сходящимися кромками можно ровнять острые углы;
  • № 8 – Ромб. Напильник узкой специализации, предназначенный для обработки зубчатых заготовок. Имеет две кромки – для острых и тупых углов;
  • № 9 – Ножовочный профиль. Предназначен для обработки углов, изготовления канавок, насечек или плоскостей в отверстиях треугольной или квадратной формы.

Твердость напильника – благо, или недостаток?

Казалось бы, чем тверже сталь – тем лучше качество инструмента. Это правило не работает для напильников. Из какой инструментальной стали делают напильники – зависит от их назначения.
Согласно ГОСТ России – для изготовления этого инструмента используются две разновидности стали (речь идет о напильниках и надфилях с насечкой):

  • Легированная сталь с высоким содержанием хрома ШХ-15, 13Х;
  • Высокоуглеродистая сталь У10А или У13А.

Заточка режущего инструмента при помощи напильника

Популярное: Как измерять штангенциркулем

Как правильно точить цепь бензопилы напильником

Прежде всего, разберемся в принципе работы зуба бензопилы.

Режущая поверхность одна, но заточка производится под углом. К тому же ограничитель глубины пропила должен иметь свою высоту. Поэтому для заточки применяется специальная насадка в виде лучковой пилы:

Однако такое приспособление стоит достаточно дорого, а изготавливать его самостоятельно, нет смысла. Не так часто мы производим заточку.

Если у вас твердая рука – можно заточить зубцы просто голым напильником. Главное – правильно выдержать угол и радиус закругления.

И все же для надежности следует изготовить или приобрести элементарный шаблон, который позволит выдерживать угол и глубину. А горизонталь напильника вы будете контролировать самостоятельно.

А если ваш напильник затупился, то восстановить его поможет концентрированный раствор лимонной кислоты, уксусная кислота или, как в этом видео ролике, хлорированное железо.

Как сделать насечку на металле?

Как сделать насечку на металле

С их помощью можно выполнять самые разные работы по металлу и другим материалам:

  • Удаление загрязнений, коррозии и различных покрытий;
  • Шлифовка поверхностей, от черновой до финишной
  • Придание необходимой формы изделию;
  • Удаление заусенцев, облоя;
  • Зачистка контактов, подготовка к покраске;
  • Заточка режущего и пилящего инструмента.

Принцип работы очень простой. С помощью насечек на поверхности (зубьев), снимается небольшой слой обрабатываемого материала. Глубина обработки регулируется усилием нажатия, количеством движений и скоростью.

Промышленность выпускает бесчисленное множество напильников и надфилей, предназначенных для самых разных работ и материалов, мы поможем разобраться в типах инструмента.

Эмаль для покрытия металлических изделий

Разбираемся в маркировках эмалей Для правильного применения эмалей потребителю важно знать, что означает маркировка,

Эрозионная обработка металла

Электроэрозионная обработка металла: принцип работы и технология обработки Электроэрозионную обработку металла достаточно широко применяют

Электроэрозионная резка металла на проволочном станке 1 Новые решения в металлообработке — газовая, лазерная,

Электрохимическая полировка металлов

Электрохимическая полировка: описание, применение, материалы Металлическая поверхность автомобиля изначально гладкая, но со временем может

Шлифовальный станок с ЧПУ по металлу

Шлифовальные станки — назначение, классификация, расшифровка Различаются шлифовальные станки с ЧПУ от устройств, имеющих

Оптимальная глубина мангала для шашлыка из металла

Размеры мангала для шашлыка: схема и чертеж Стандартные шашлычницы, изготавливаемые массово, не всегда устраивают

Читайте также: