Как сделать иммерсивную выставку

Обновлено: 07.07.2024

VR и AR и полное погружение в искусство – вплоть до запахов, звуков и ощущений. Какие инструменты сейчас доступны художникам и как они работают – разбираемся вместе.

Мы уже рассказывали о том, как на искусство повлияло обоняние и как ароматы стали в один ряд с кистями и красками. А как насчет новых технологий? Илон Маск уже чипирует поросят и шимпанзе, а Марк Цукерберг считает, что скоро мы будем телепортироваться на важные встречи и путешествовать виртуально. Самое время узнать, что в этот момент происходит в мире искусства.

Искусство в некотором смысле подобно экономике – может расти количественно и качественно. В первом случае – за счет расширения спектра органов чувств, которые оно захватывает. Сначала искусство либо слушали, либо смотрели. Потом еще читали. В какой-то момент стали и слушать, и смотреть. И нюхать. И ощущать. В конце концов мы получили иммерсивное искусство – полное погружение и особое взаимодействие автора и зрителя. Причем для этого необязательно использовать новые технологии. Рассказываем, как сейчас выглядит иммерсивное искусство в России и за рубежом.

Иммерсивное искусство в России

2017–2019, Москва

Санкт-Петербург

Москва

Москва

Еще один иммерсивный спектакль – в старинной усадьбе Поливанова XIX века. Цифры в названии даны неспроста: действия разворачиваются в 1907 году, а постановка начинается в 19:07. Один дом, восемь героев, их жизненные пути и истории любви и предательства. Погружение зрителей в атмосферу и события достигается не только благодаря историческим интерьерам, но и за счет новых технологий.

2021, Санкт-Петербург

Иммерсивное искусство в мире

2019–2020, США

2017–2018, Великобритания

Проект Modigliani VR: The Ochre Atelier с помощью технологии виртуальной реальности воссоздал парижскую мастерскую живописца Амедео Модильяни . Предметы (которых в комнате несколько десятков) не выдуманы организаторами экспозиции – они на самом деле находились в мастерской итальянского художника, это подтвердили историки искусства.

2016, США

В детстве мы с друзьями очень хотели остаться на ночь в школе – казалось, что под покровом тьмы там происходит что-то необыкновенное. А как вам идея переночевать внутри картины? Экспозиция в Чикагском институте искусств впервые показала зрителями сразу все три версии полотна, на котором изображена комната Винсента Ван Гога в Арле. А вместе с Airbnb (онлайн-площадкой для размещения и поиска краткосрочной аренды частного жилья по всему миру) музей воссоздал интерьер этой комнаты в реальной квартире, которая располагалась неподалеку от института. Там можно было переночевать.

© Art Institute of Chicago

Воссозданный в рамках выставки в Чикагском институте искусств совместно с Airbnb интерьер комнаты Винсента Ван Гога

© Art Institute of Chicago

Все же попробуем рассказать по отдельности о каждой технологии. При этом стоит помнить, что большинство из них как раз способствуют иммерсивности искусства.

Аддитивность

Виртуальная реальность

Дополненная реальность

В 2019 году нью-йоркский Новый музей вместе с компанией Apple работали над проектом [ AR ]T Walk. В нем приняли участие такие художники, как Карстен Хеллер, Джон Джорно, Пипилотти Рист, Ник Кейв , Цао Фэй, Натали Юрберг и Ханс Берг . Они создали дополненную реальность для бесплатных арт-прогулок по шести городам. Полтора-два часа (в зависимости от программы) участники смотрят, как преобразились Париж , Лондон , Нью-Йорк , Сан-Франциско , Гонконг и Токио благодаря арт-объектам AR .

Цифровое искусство и искусственный интеллект

Японский проект teamLab – это не только художники, но и инженеры, математики и дизайнеры интерфейсов. Все они исследуют и создают цифровое искусство. После того как выставки teamLab стали популярны и успешны, создатели основали постоянный музей – MORI Building DIGITAL ART MUSEUM: teamLab Borderless. Это пространство, где все заполнено проекциями, digital арт-объектами и искаженным пространством (например, кривые стены) – в общем, искусством, созданным с помощью новых технологий. Кстати, забавная отличительная черта не только этого проекта, но и многих других современных экспозиций – фотографировать можно. И даже нужно. Понятно, что старинные ценные полотна боятся вспышки из-за хрупкости своего материала. Но мне что-то подсказывает, что дело не только в этом. Когда речь идет о новых арт-объектах, зритель часто становится их неотъемлемой частью – и запечатлевает этот момент на камеру.

Кроме средств, эдаких новых инструментов, у современного искусства есть и новые черты – свойства. Основное – конечно, иммерсивность, с которой мы начали наш рассказ. Но вот еще один важный момент – интерактивность.

Это возможность взаимодействовать с объектом. Это о том, что можно трогать, щупать, на что можно влиять и так далее. Один из наиболее интерактивных музеев в Москве – Еврейский музей и центр толерантности. Там есть и панорамные кинотеатры, в которых история становится ближе, и аудиовизуальные инсталляции, и интерактивные экраны.

Машина времени уже существует

Получается, новые технологии в искусстве выполняют сразу две на первый взгляд противоречащие друг другу (на самом деле, вовсе нет) функции – отправляют зрителя как в прошлое, так и в будущее. Кроме того, есть и третий вариант – абсолютно новый мир, другая реальность, фантазия.

12 фильмово художниках и скульпторах, которые вдохновляют

Иммерсивный театр быстро завоевал российского зрителя — ни один прогрессивный фестиваль сегодня не обходится без какого-нибудь авангардного спектакля-приключения. Неудивительно, что вслед за иммерсивным театром к нам пришла и мода на иммерсивные выставки

Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Антон Белицкий / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин / купить фото

Фото: Дмитрий Блюглясс

Фото: Дмитрий Блюглясс

Фото: предоставлено пресс-службой музея

Фото: предоставлено пресс-службой музея

Фото: предоставлено пресс-службой музея

Фото: предоставлено пресс-службой музея

Фото: предоставлено пресс-службой музея

Фото: предоставлено пресс-службой музея

Фото: Иван Новиков-Двинский

Фото: Иван Новиков-Двинский

Фото: Иван Новиков-Двинский

Фото: Андрей Рыбачек/предоставлено пресс-службой музея

Фото: Андрей Рыбачек/предоставлено пресс-службой музея

Фото: Андрей Рыбачек/предоставлено пресс-службой музея

Фото: Андрей Рыбачек/предоставлено пресс-службой музея

Фото: Андрей Рыбачек/предоставлено пресс-службой музея

Фото: Андрей Рыбачек/предоставлено пресс-службой музея

Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Антон Белицкий / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин / купить фото

Фото: Дмитрий Блюглясс

Фото: Дмитрий Блюглясс

Фото: предоставлено пресс-службой музея

Фото: предоставлено пресс-службой музея

Фото: предоставлено пресс-службой музея

Фото: предоставлено пресс-службой музея

Фото: предоставлено пресс-службой музея

Фото: предоставлено пресс-службой музея

Фото: Иван Новиков-Двинский

Фото: Иван Новиков-Двинский

Фото: Иван Новиков-Двинский

Фото: Андрей Рыбачек/предоставлено пресс-службой музея

Фото: Андрей Рыбачек/предоставлено пресс-службой музея

Фото: Андрей Рыбачек/предоставлено пресс-службой музея

Фото: Андрей Рыбачек/предоставлено пресс-службой музея

Фото: Андрей Рыбачек/предоставлено пресс-службой музея

Фото: Андрей Рыбачек/предоставлено пресс-службой музея

Проехаться в инвалидной коляске с повязкой на глазах, воспринимая происходящее остальными чувствами, по хитро придуманному лабиринту, который в финале, когда повязка будет снята, окажется сравнительно небольшой комнатой, где, как на безупречно отлаженном конвейере, один за другим курсируют от станции к станции такие же временно незрячие зрители-колясочники. Блуждать в еле-еле освещенных руинах промышленного конструктивизма, переходить из цеха в цех, натыкаться в каждом на призраки первых пятилеток — ударников, героев, жертв, палачей, доносчиков, воздержавшихся — и, плотно обступая пятачок импровизированной сцены, выслушивать их истории. Открыть дверь уютного кабинета во франкфуртском офисе и немедленно попасть в горячую точку на Ближнем Востоке или в Африке, перемещаться не просто из комнаты в комнату, но из мира в войну, следуя подсказкам планшета, на ходу превращающего вас из военного врача в генерала, из торговца оружием — в боевика или беженца. Популярность иммерсивных спектаклей в России такова, что большому мастеру жанра — немецко-швейцарской компании Rimini Protokoll — впору давать российское гражданство. Москва, Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Южно-Сахалинск — все они видели спектакли Rimini Protokoll, вернее, становились их местом действия и принимали в них самое активное участие.

Чувства и участливость

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Внутри тотальной инсталляции

Театр как музей

Цифровой сторителлинг, напечатанные на 3D-принтере элементы и созданные роботами экспонаты — digital-технологии помогают музеям с точностью воссоздать контекст любой эпохи и любого региона. MuseumTech пока только формируется, но организаторы выставок уже внедряют новые разработки, с помощью которых можно погрузиться в прошлое и лучше понять настоящие. О музейных инновациях и их практическом применении рассказал Ян Визинберг, партнер и креативный директор творческой студии Lorem Ipsum.

MuseumTech: от сторителлинга до робототехники

Полностью аналоговые музеи давно остались в прошлом: даже выставки в небольших городах используют цифровые технологии, например, мобильные гиды и QR-коды, а иммерсивные проекты набирают популярность по всему миру — в том числе и в России. В целом посещаемость музеев растет: только в России она увеличилась в 1,7 раз с 2012 по 2019 год. Это связано не только с расширением музейных фондов, но и с применением новых технологий. Почти половина столичных и петербургских музеев проходит процесс цифровой трансформации, а еще 43% готовят план цифровизации. При этом большинство планирует экспериментировать с виртуальной реальностью и искусственным интеллектом.

Технологии становятся вспомогательным инструментом для воплощения замысла, но ключевую роль в 2020-е играет сторителлинг. Разработка музейной концепции начинается с построения истории, способной вовлечь посетителя как интеллектуально, так и эмоционально. Музеи анализируют поведение аудитории, ее интересы, привычки и предпочтения, чтобы создавать интерактивные экспозиции и вовлекающий контент. Для этого к проектам привлекают UX-дизайнеров и исследователей, а также экспертов по коммуникациям и сторителлингу. И только после этого команда определяет, какие решения использовать для реализации плана.

В случае с Ямалом перед нами стояла задача показать разные стороны региона: с одной стороны, его мощную транспортную инфраструктуру и развитую нефтегазовую отрасль, а с другой — суровую и дикую арктическую природу, промыслы и традиции народов Севера. Большинство экспонатов мы поместили в подобие снежных шаров, заполненных имитацией снега. Подобно капсулам времени, они хранят в себе концептуальные модули 90-летней истории ЯНАО, — как раз поэтому мы выбрали такой форм-фактор.

Для выстраивания сложных смысловых цепочек музеи обращаются к креативным студиям, которые владеют и цифровыми технологиями, и нарративными практиками — совместно они создают уникальные экспонаты, пишут сценарии выставок и занимаются их продвижением. К работе над музейными проектами сегодня подключаются и эксперты из смежных дисциплин: например, у Музея Пибоди в Эссексе в штате есть нейробиолог, который исследует влияние визуальных стимулов на мозг человека.

В последние годы пул специалистов, которые работают над экспозициями, расширился. К проекту подключаются исследователи и сценаристы, архитекторы и проектировщики, концептуальные художники и визуализаторы, промышленные дизайнеры, конструкторы и специалисты по 3D-моделированию. Весь процесс координирует технический директор, однако подбирает подходящие решения вся команда.

К подбору технологий в музейной среде следует подходить аккуратно. Модные и новые разработки не всегда обогащают опыт и часто привлекают излишнее внимание к технологическому решению, а не к сути экспозиции. Поэтому эксперты говорят о так называемом технологическом агностицизме. Команда в первую очередь формирует месседж, определяет тональность повествования и создает контент. А только потом подбирает подходящие технологии, например, задействует робототехнику или использует 3D-печать — как интерактивный элемент, как средство производства экспонатов или как и то, и другое одновременно. Например, художница Сугвен Чунг создает картины с помощью роботов-манипуляторов, которых она самостоятельно разрабатывает и программирует — до пандемии они даже участвовали в ее офлайн-перформансах. Но и в этом случае важно учитывать, насколько технологии отвечают замыслу экспозиции, ее цели и содержанию. На выбор влияет и жанр повествования — ведь выставку, как и текст, можно превратить и в увлекательный нон-фикшн, и в остросюжетный детектив.

Музейные залы в цифровую эпоху

Новые технологические решения влияют не только на музейную культуру, но и на инфраструктуру. Так, с появлением видеопроекций музеи стали чаще выбирать более приглушенное освещение. А интерактивные звуковые инсталляции изменили подход к проектированию выставочных помещений — дизайнеры начали уделять больше внимания акустике и зонированию.

Интерактивные экспозиции поменяли и траекторию перемещения по музею: гости стали передвигаться более свободно и самостоятельно выстраивать маршрут, не полагаясь на гида. Более того, появилась возможность посещать выставки удаленно. Так, в 2020 году некоторые музеи проводили дистанционные туры с использованием роботов для телеконференций. Посетитель удаленно управлял подвижным модулем с веб-камерой — это позволяло ему свободно передвигаться по залам и даже взаимодействовать с объектами и персоналом.

Впрочем, технологии все еще не могут заменить экскурсоводов и кураторов, поскольку они обладают уникальным опытом и дают авторскую интерпретацию фактов и событий. Поэтому сегодня посетитель сам выбирает наиболее комфортный формат взаимодействия: это может быть автономное знакомство с выставкой или погружение в контекст при помощи гида.

Технологии погружения

Безусловно, новые технологии усиливают эффект погружения. Например, звуковая дополненная реальность позволяет конструировать звуковые ландшафты (soundscapes), которые с точностью воссоздают обстановку определенной эпохи или среды. Иммерсивные элементы помогают формировать более цельную и объемную картину мира. Это особенно важно в случае с трагическими страницами истории, такими как Холокост или репрессии. Исследования доказывают, что VR и AR-решения усиливают эмпатию: даже у агрессоров они вызывают чувство сострадания к жертве. Дополненную реальность часто используют в историческом и этнографическом контексте, поскольку эти сферы пропитаны коллективной памятью, противоречиями и обидами. Иммерсивный AR-формат отражает разные точки зрения и дает возможность строить не линейное, а многомерное повествование.

Иммерсивные технологии также позволяют рассказывать истории от первого лица, создавая связь между очевидцами событий и посетителями музея. Интересный пример в музейной практике — серия интервью с людьми, выжившими в Холокосте, которую провели сотрудники Института визуальной истории и образования США. Беседы записывались на 23 камеры с охватом 360 градусов. Используя полученные записи, авторы проекта создали реалистичные голограммы героев. Посетители могут не только слушать монологи, но также задавать вопросы очевидцам: система на базе ИИ обрабатывает их запросы и подбирает наиболее подходящий по смыслу ответ.

Тач-панели, голосовые и тактильные интерфейсы устраняют барьер между посетителем и экспонатом. Впрочем, другие технологии с этой задачей тоже справляются. Так, с помощью 3D-печати музеи воссоздают объекты и позволяют людям прикоснуться к ним. Необычные тактильные артефакты изготавливает компания Factum Arte — недавно она воссоздала точную копию могилы Рафаэля Санти, используя напечатанные на принтере компоненты. Благодаря реалистичным репликам познакомиться с экспонатами могут в том числе люди с нарушениями зрения.

Экспонаты сегодня создаются с помощью целого комплекса производственных технологий, поэтому музеи обращаются к лабораториям, мастерским и контрактным производствам, которые располагают сварочным и малярным цехами, отделом широкоформатной печати, цехом по деревообработке и фрезеровке, а также 3D-принтерами и линиями сборки. Неотъемлемой частью любого проекта становится команда интеграторов и дистрибьюторов оборудования.

Ключевую роль в формировании новых музейных продуктов играют не технологии, а нарративные практики — они также эволюционируют и благодаря инновационным решениям становятся все более эффективными. Неважно, конструирует музей новые миры или воспроизводит исторический контекст, выставочные пространства становятся все более живыми и интерактивными. Все это позволяет погрузить посетителя в сконструированный контекст, а главное — подарить ему новый уникальный опыт.

В настоящее время большое количество предприятий и целых отраслей промышленности находятся на завершающем этапе Третьей Промышленной Революции. Ее характерные черты – развитие информационно-коммуникационных технологий, автоматизация и роботизация производственных процессов, модернизация инфраструктуры.

Несмотря на специфику различных отраслей промышленности и разный уровень проникновения в них технологий поколения 4.0, практически перед всеми предприятиями стоят общие вопросы, ответы на которые еще предстоит сформировать.

Читайте также: