Как сделать намаз в автобусе

Обновлено: 07.07.2024

Намаз мусульманина отправившегося в путь имеет два облегчения дарованных Всевышним, которых нет в других намазах – сокращение намаза и объединение намазов.

Сокращенный намаз

Доказательство дозволенности сокращения намаза

Какие намазы можно сокращать

Сокращать в пути можно только намазы в четыре ракаата, т.е. дневной (зухр), послеполуденный (аср) и ночной (ишаъ). Нельзя сокращать утренний (субх) и вечерний (магриб) намазы.

Сокращение намаза обязательно или нет

По мазхабу Абу Ханифа сокращение намаза в пути является ваджибом. Поэтому четырехракатные обязательные молитвы в пути надо совершать в два раката. Если совершить по забывчивости больше, то надо сделать в конце намаза суджуду-сахва (два земных поклона перед саламом). Если же совершить умышленно четыре ракаата, то если молящийся сидел после второго ракаата отрезок времени, за который можно прочитать молитву ат-ташаххуд, то молитва считается действительной. При этом последние два ракаата будут считаться желательными. Однако молящийся совершает при этом грех. Если же он не сидел после второго ракаата отрезок времени, за который можно прочитать молитву ат-ташаххуд, то молитва считается не действительной.

Условия сокращения намаза

Ученые выделяют следующие условия сокращения номаза:

  • Дорога должна быть длинной;
  • Пересечение границ населенного пункта, где живет путник, т.е. всех зданий, полей и прочего, относящихся к этому населенному пункту;
  • Иметь в начале пути цель, куда он хочет добраться и для чего;
  • Не совершать намаз, если ты путник за не путником или путником совершающим намаз без сокращения. Наличие намарение (ният) на путь перед намазом;
  • Быть половозрелым. Совершать сокращенный намаз детям нельзя.

Расстояние на котором можно сокращать намаз

Длинной дорогой считается путь проходимый путником в среднем за три дня (вместе с ночами) или три мархалата (1 мархалат - расстояние, которое путник, в среднем, проходит за день). Последнее определение более подходящее в наше время, так как, сегодня, используя меры длины, легче понять путник ты или нет. Если перевести это расстояние в километры – получится примерно 121 км.

Совершение намаза путником за не путником и наоборот

Пропущенный в пути намаз

Кто пропустит намаз в пути, восполнит его в два ракаата, без разницы находится ли он в пути или дома. А кто пропустит намаз дома восполнит его в четыре ракаата, без разницы находится ли он дома или в пути.

Возможность сокращать намаз отпадает, если путник имеет намерение остаться в определенном месте 15 полных дней подряд, или более 15-ти.

Объединенный намаз

Большинство ученых сошлись во мнении о дозволенности объединения намазов. Объединять можно дневной намаз с послеполуденным и наоборот, вечерний намаз с ночным и наоборот. Утренний намаз объединять нельзя.

Доказательство дозволенности объединения намаза

Дозволенность объединения намазов закрепляется в хадисах, пришедших на эту тему. Так, передается что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

Объединение намазов по трем мазхабам


Маликитский мазхаб

Причины и условия объединения намазов

Намазы можно объединять по следующим причинам:

  • Быть в пути. В пути можно объединять намазы, без разницы путь длинный или короткий. Однако путь должен быть по суше. Он также должен быть к чему-то дозволенному. Для объединения намазов путем приближения второго намаза к первому необходимо соблюдение двух условий: а) наступление времени первого намаза (дневного или вечернего), когда человек будет в месте отдыха на пути; б) наличие намерение на продолжение пути до наступления времени следующего намаза (послеполуденного или ночного).
  • Сильный дождь. Сюда также относится и сильный снег. Здесь можно совершать объединение намазов только с передвижением последующего намаза к предыдущему, при условии совершения намаза джамаатом в мечети. Это объединение относится только к вечернему и ночному намазу;
  • Сильная грязь вместе с темнотой, мешающая безопасно добраться до мечети. Здесь также можно совершать объединение намазов только с передвижением последующего намаза к предыдущему, при условии совершения намаза джамаатом в мечети. Это объединение относится только к вечернему и ночному намазу;
  • Болезнь на подобия эпилепсии, т.е. когда теряешь сознание. Можно объединять намазы, передвинув второй намаз к первому, если больной боится потерять разум (например, быть в сильном замешательстве) или это будет для больного более полезнее.
  • На Арафате. Можно объединить послеполуденный с дневным намазом;
  • В Муздалифе. Можно объединить вечерний намаз с ночным.

Шафиитский мазхаб

Причины и условия объединения намазов

Намазы можно объединять по причине пути, дождя (снега) и хаджа.

Во время дождя (снега) намазы объединять можно только путем переноса второго намаза к первому (например, послеполуденного к дневному). Это объединение дозволено при совершении намаза джамаатом в мечети, которая находится далеко от этого человека.

Можно также объединить намазы на Арафате - послеполуденный с дневным намазом, и в долине Муздалифа - вечерний намаз с ночным.

Что касается объединения намазов в пути, то их можно объединять как с переносом первого намаза к следующему так и наоборот, т.е. дневной намаз к послеполуденному, послеполуденный к дневному, вечерний – ночной, ночной вечерний. Путь должен быть длинным – 81км.

Однако для этого есть ряд условий. Чтобы совершить объединенный намаз с передвижением последующего намаза к предыдущему нужно соблюсти шесть условий:

Если же намаз совершается с переносом первого ко второму (например, вечернего к ночному), то должны иметься два условия:

  • Должно быть намерение перенести первый намаз к следующему до того как закончится время совершения первого намаза;
  • Быть путником пока не совершит полностью второй объединенный намаз.

Ханбалитский мазхаб

Причины и условия объединения намазов

Намазы (дневной - послеполуденный, вечерний - ночной) можно объединять, как с передвижением первого ко второму так и наоборот, в восьми случаях:

  • Быть в пути. Путь должен быть длиной в расстояние проходимое в среднем за два дня. Он должен не быть из категории запретного или нежелательного. В пути можно объединять намазы как с передвижением вперед так и назад;
  • Болезнь. Если болезнь создает сильные проблемы больному, если не объединить, то можно объединять намазы как с передвижением вперед так и назад;
  • Кормление грудью, так как это создает трудности в плане нахождения в чистоте от нечистот для каждого намаза;
  • Не иметь возможности совершить омовение водой или землей для каждого намаза;
  • Не иметь возможности определить время;
  • Хронические проблемы, приводящие к постоянным выделением нечистот. Например, постоянные кровотечения из носа, недержание мочи и т.п.
  • Наличие тех причин, по которым можно оставлять пятничную молитву, например, боязнь за свою жизнь или здоровье;
  • Работа, которая не позволяет отлучаться.

Только вечерний и ночной можно объединять, если:

  • Сильный дождь, снег, холод. Можно объединить вечерний намаз с ночным с переносом его к вечернему;
  • Сильная грязь, приносящая людям много проблем, чтобы добраться до мечети;
  • Сильный ветер;

Можно также объединить намазы на Арафате – с переносом послеполуденного к дневному, и в долине Муздалифа – с переносом вечернего к ночному.

Для того чтобы объединение намазов при перенесении последующего к текущему намазу было действительным необходимо соблюдение следующих условий:

  • Выполнение объединенных намазов по порядку – сначала тот, которого время настало (т.е. первый), затем тот, который к нему перенесли;
  • Ният (намерение) совершить намаз с перемещением последующего намаза к настоящему. Намерение должно быть при вступлении в первый намаз;
  • Последовательное выполнение намазов один за другим, без длинных перерывов. Допускается небольшой перерыв на омовение или къомат (призыв на молитву);
  • Наличие вышеперечисленных причин, по которым было возможно объединение молитв при вступлении в первую и вторую молитву и при совершении салама в конце первой молитвы;
  • Быть путником и больным на момент завершения второго намаза.

Объединение намазов при перенесении текущего намаза к последующему считается действительным при наличии трех условий:

Разрешается ли совершать молитву сидя в автобусе?

Вопрос. Как должен совершать молитву больной, если он не в состоянии совершать её стоя?

Ответ. Больному надо совершать обязательную молитву стоя, даже в согнутом виде, а если необходимо, опираться на стену, палку или иную опору. Если он не может совершать молитву стоя, то совершает ее сидя.

Больной должен совершать в молитве руку’ и суджуд, а если не в силах делать этого в полной мере, то просто склоняет голову вместо этих действий; при суджуде наклон – ниже, чем в руку’, однако, если он в силах совершить руку’, но без суджуда, то он выполняет его и кивает головой вместо суджуда, и наоборот, если он в состоянии выполнить суджуд, но не руку’, то делает его, а взамен руку’ склоняет голову.

Вопрос. Разрешается ли совершать молитву сидя в автобусе?

Если есть возможность, путники предварительно договариваются с водителем об остановках на необходимое для молитвы время. Если такой возможности нет, то путники выходят из автобуса в положенное время, исполняют очередную молитву, а затем едут дальше на другом автобусе. Если договориться об остановках автобуса в пути невозможно, то, в случае крайней необходимости, они могут совместить две молитвы.

Вопрос. Можно ли брать тахарат водой, если к ней прикасалась кошка?

Вопрос. Я слышала, что ахшам намаз надо читать очень быстро и не оставлять эту молитву на долгое время, потому что может выйти её время. Когда заканчивается время ахшам намаза?

Вопрос. Разрешается ли продавать воду?

Ответ. Воды морей, рек и озер предназначена для всех людей без исключения. Поэтому продажа воды, которая находиться в водоеме, созданном Аллахом, не разрешена.

Путнику дозволено сокращение и объединение намазов

Путешествие – это трудность, в которой человек остаётся без привычной для себя обстановки и комфорта, какими бы ни были средства передвижения и дела, по причине которых человек отправился в путь. Поэтому Всевышний Аллах облегчил путнику многие положения религии. К этим положениям относится и намаз. В сегодняшней статье мы поговорим о форме облегчения намаза, его условиях и о том, каким образом можно им воспользоваться.

Каким бывает намаз путника

Аллах установил в намазе путника два облегчения:

1. Сокращение

Сокращение заключается в том, что четырёхракатные намазы, такие как обеденный (зухр), послеобеденный (аср) и ночной (иша), совершаются в два раката вместо четырёх. Утренний (фаджр) и вечерний (магриб) намазы не сокращаются.

Для того чтобы сокращение намаза было действительным, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Сокращать намаз дозволено, когда человек находится в пути (сафар). Об условиях, которым такой путь должен соответствовать, будет сказано ниже.

3. Путник не должен иметь намерения оставаться четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда, в месте, в которое он отправляется.

Если же у него будет такое намерение, то город, в который он отправляется, станет подобным его родине и месту его проживания. И ему не будет дозволено сокращать в нём намаз. В таком случае право на сокращение намаза остаётся у путника лишь непосредственно в пути.

Если же он намеревается оставаться в городе, в который отправляется, менее четырёх дней, или же он не знает, сколько дней в нём проведёт, как, например, если он должен сделать там работу, срок завершения которой ему не известен, то в первом случае он сокращает намаз, пока не вернётся в пределы своего города, а во втором – сокращает намаз в течение 18 дней, не считая дня приезда и дня отъезда.

4. Путник, сокращающий намаз, не должен следовать в нём за местным жителем (в качестве имама), совершающим его в полной форме.

Если же путник совершает намаз за местным жителем, то ему необходимо следовать за ним в форме намаза, совершая его полностью (в четыре раката). В таком случае путнику не дозволено сокращать намаз.

Если же ситуация обстоит наоборот, когда путник является имамом в намазе для местного жителя, то для сокращения намаза нет препятствий, и путник имеет на это право. В такой ситуации после завершения двух ракатов и приветствия человеку желательно сразу сообщить молящимся за ним о том, что он является путником, и им необходимо завершить намаз.

2. Объединение

Смысл объединения уже был разъяснён выше.

Объединение намазов делится на два вида:

Объединение, при котором второй намаз переносится на время первого; и объединение, при котором первый намаз переносится на время второго.

Намазы, которые дозволено объединять

Из сказанного выше становится ясным, что объединять дозволено обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, а также вечерний (магриб) и ночной (иша). Не дозволено объединять утренний намаз с намазами, которые совершаются до и после него. Также не дозволено объединять послеобеденный намаз (аср) с вечерним (магриб).

Помимо этого для каждого из обоих видов объединений наличествуют условия, которые необходимо соблюдать. Далее мы упомянем условия каждого из них.

Условия объединения, когда второй намаз переносится на время первого

1. Соблюдение очерёдности между ними.

То есть сначала необходимо совершать первый намаз, время которого идёт в настоящий момент, а затем – после него – второй.

2. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до того, как он закончит совершать первый намаз. Желательным же (сунна) является наличие намерения на объединение до вступления на первый намаз.

3. Намазы необходимо совершить друг за другом. То есть ко второму надо приступить сразу по окончании первого, после приветствия. Намазы нельзя разделять зикром, другим желательным намазом или чем-то ещё. Если молящийся разделит их, совершив между ними что-то, что займёт время, которое будет считаться длительным по обыкновению, или же просто отложит второй намаз, не занимаясь ничем, объединение станет недействительным. В таком случае второй намаз будет необходимо совершить в его основное время. Это условие взято из практики Пророка.

4. Путешествие должно продолжаться до тех пор, пока молящийся не приступит ко второму намазу. Таким образом, если он достигнет своего города во время совершения второго намаза, это не повредит действительности объединения.

Условия объединения, когда первый намаз переносится на время второго

1. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до окончания основного времени первого. Если же, например, время обеденного намаза завершится, и молящийся не имел намерения на его объединение с послеобеденным, то обеденный намаз станет для него пропущенным, который необходимо возместить. Также человек в таком случае несёт грех за откладывание намаза от его времени.

2. Сафар (путешествие) должен продолжаться до тех пор, пока молящийся полностью не завершит совершение обоих намазов. Если же он достигнет своего города до того, как завершит оба намаза, то второй намаз будет считаться восполненным.

В данном случае не является условием определённый порядок совершения намазов. То есть молящийся может начать с любого из них. Также не является обязательным условием такого объединения совершать их подряд, без паузы между ними. Это является в данном случае лишь желательным (сунна).

Условия сафара (путешествия), при котором дозволяется сокращение и объединение намазов:

1. Расстояние, на которое выезжает путник, должно достигать 81 километра. Если расстояние будет меньше этой длины, то в таком путешествии сокращать и объединять намазы нельзя.

2. Путник, отправляясь в путь, должен намереваться достичь определённого места. Таким образом, если человек просто скитается, не направляясь куда-то конкретно, или же если он следует за кем-то и не знает, куда направляется, то его путь не будет считаться сафаром, в котором дозволено сокращать и объединять намаз.

Это касается ситуации, когда путник ещё не преодолел необходимого расстояния сафара. Если же он преодолеет его, то ему будет дозволено сокращать намаз, поскольку в таком случае он убедится в том, что его путь достигает необходимого расстояния.

3. Целью путешествия не должен быть грех. Если же человек отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать намаз. Как, например, если человек выезжает в путь для торговли опьяняющими напитками, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя. Поскольку сокращение намаза является шариатским облегчением, которое не призвано облегчать грех.

Также стоит отметить, что сокращать намаз в пути является более предпочтительным, чем совершать его полностью, поскольку Всевышний Аллах любит, когда пользуются Его облегчениями, как это передаётся в хадисе от Его посланника (ﷺ).


Если в поезде не нет возможности совершить намаз стоя, в сторону Киблы, то есть, Кибла находиться не поперек поезда, а в направлении движения поезда, то можно встать между двумя сиденьями выполняя кыям и руку как положено. Выполняя сажда, в такой ситуации, разрешается сесть на сиденье и делать сажда на противоположное сиденье. Поджимать под себя ноги во время сажда и упираться коленями в пол является сунной или ваджибом, поэтому в случае затруднения, им можно пренебречь. Подобным образом нужно читать намаз и в автобусе.

Если же стоя исполнять намаз в сторону Киблы не получается, то в таком случае, нужно совершить намаз так, как это представляется возможным. Например, сидя на сиденье обозначать руку и сажда наклонами (наклон, выполняемый для обозначения сажда должен быть немного ниже наклона во время руку), однако по окончанию путешествия, нужно восполнить намаз, прочитанный таким образом.

Заведующий отделом фатва Равшан ажы Эратов

Исп. Татиков Рафаил

МУФТИЙ


Замир кары Ракиев

Читайте также: