Как сделать намаз сидя

Обновлено: 04.07.2024

Человек, который покинул населенный пункт, чтобы совершить путь на расстояние более 90 км (то, что можно преодолеть пешком средним шагом не менее чем за 18 часов), считается путником.

Если у путника есть намерение остановиться в каком-либо населенном пункте не более чем на 15 дней, то он считается путником, как во время путешествия, так и во время пребывания в этом населенном пункте. Если же человек собрался остановиться в каком-либо населенном пункте более чем на 15 дней, то путником он считается только в дороге до этого населенного пункта.

Путнику необходимо сокращать 4-х ракяатные обязательные намазы-фарды – полуденный (аз-зухр), послеполуденный (аль-‘аср) и ночной (аль-‘иша’) до 2-х ракяатов.

Если у путника есть время для намазов-сунны, то он совершает их полностью, не сокращая.

Путник имеет право не совершать пятничный намаз (аль-джум‘а) и праздничные намазы. Но, если путник все же их совершит, они будут приняты, если того пожелает Всевышний Аллах. Если же в пятницу он не совершает пятничный намаз, то, вместо него путник должен совершить полуденный намаз (аз-зухр).

4-х ракяатный намаз, пропущенный в пути, возмещают сокращенным 2-х ракяатным намазом. Если 4-х ракяатный намаз пропущен дома, то, возмещая его во время пути, необходимо совершать намаз полностью, не сокращая.

Также срок действия протирания кожаных носков (масих) в пути увеличивается до 3-х суток.

В месяц Рамадан путнику разрешено не поститься. После возвращения он должен возместить каждый пропущенный день. Однако во время путешествия лучше соблюдать пост, если это не вредит здоровью.

Возмещение пропущенных намазов (када)

Оставление намаза намеренно, без уважительной причины является большим грехом. Если это случилось, то нужно покаяться.

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА СИДЯ И ГЛАЗАМИ

В религии Ислам нет трудностей. Создатель лучше всех знает положение Своих творений, поэтому Всевышний Аллах предписал людям различные формы поклонения (ибада) в соответствии с их возможностями.

Тот, кто по причине болезни не в состоянии совершать намаз стоя, должен совершать его сидя. То есть сидя совершаются те обязательные действия намаза (рукн), которые обычно совершаются стоя. Если человек не может совершить обычным образом поясной поклон (руку‘), то его совершают сидя, склонив тело вперед. Таким же образом, если нет возможности совершить как обычно земной поклон (суджуд), его делают сидя, склоняя тело с большей амплитудой нежели во время поясного поклона (руку‘).

Если у человека нет возможности наклоняться телом, то поясной (руку‘) и земной (суджуд) поклоны совершают наклоном головы, как бы имитируя их. При этом, так же как при выполнении намаза сидя, амплитуда наклона головы во время совершения земного поклона (суджуд) должна быть больше, чем во время поясного поклона (руку‘). В противном случае намаз считается неправильным.

Если больной не может сидеть, то совершает намаз лежа или полулежа, имитируя поясной (руку‘) или земной поклон (суджуд) движением головы. Если невозможно и это – имитирует движения намаза (руку‘ и суджуд) глазами. Если не может даже глазами, то совершает намаз сердцем или оставляет его на потом как долг.

Ответьте знающие, пожалуйста. Моя мама не может совершать земной поклон из-за боли в спине и не может сидеть на коленях, так как у нее знатный варикоз! Как ей правильно делать намаз? Вовремя совершения дуа, она меня удивила, из-за коленей, как в земной поклоне оставила позу и делала дуа. Я не знаю, что и делать. Как ей облегчить намаз.

Порядок выполнения намаза для тех, кто не может совершить земной поклон

Человек, который может стоять и может совершить поясной поклон (руку‘), но не может сделать земной поклон (суджуд), выполняет намаз следующим образом:

4. Возвращается в положение стоя и задерживается в этом положении на некоторое время (тумаънина).

5. Затем молящийся садится на стул (в кресло, на скамью), предварительно подготовленный для этого, и совершает земной поклон, то есть наклоняется вперед так, чтобы лоб был впереди колен, и находится в этом положениинекоторое время. При этом молящийся читает те же молитвы, которые обычно читаются при совершении земного поклона.

6. После этого необходимо сидеть между двумя земными поклонами, то есть вернуться в положение сидя и задержаться в этом положении на некоторое время.

7. Совершает второй земной поклон: наклоняется так же, как при первом земном поклоне, и находится в этом положении некоторое время.

8. Затем молящийся встает для выполнения второго ракаата.

Таким же образом он выполняет остальные намазы, добавляя соответствующее количество ракаатов.

Порядок выполнения намаза для тех, кто может стоять, но не может совершить поясной и земной поклоны

Кто может стоять при выполнении намаза, но не может совершить поясной и земной поклоны, тот делает следующее:

5. Совершает первый земной поклон, т. е. наклоняется вперед больше, чем наклонялся при совершении поясного поклона.

Таким же образом он выполняет остальные намазы, добавляя соответствующее количество ракаатов.

Порядок выполнения намаза для тех, кто не может стоять

Человек, который не может совершать намаз стоя, выполняет его сидя.

Молящийся сидит лицом к Кибле.

Делает поясной и земной поклоны так же, как описано выше, но так как он не может стоять, выполняет все сидя.

Каждый мусульманин обязан совершать ежедневный пятикратный намаз. Обязанность читать намаз распространяется на всех мусульман, независимо от их положения в обществе или материального положения. Определенные послабления допускаются лишь в тех случаях, когда читать намаз не позволяет здоровье.

Сделав намерение совершить малое омовение, нужно сказать:

С именем Аллаха

Промыть руки 3 раза вместе. Включая запястья и пространство между пальцами рук.

Прополоскать рот 3 раза. Наполнить правую ладонь, набрать воду в рот, сделать полоскание и выплюнуть.

Прочистить нос 3 раза. Наполнить правую ладонь, хорошо втянуть воду носом, а затем высморкаться левой рукой.

Помыть лицо от границы волос над лбом, до подбородка, а также от уха до уха. Вода должна попасть на всю отмеченную область. Данную процедуру можно делать как 1, так и 3 раза (Если у Вас есть борода, нужно набрать воду и промыть ей подбородок, а затем прочесать бороду мокрыми пальцами от начала до конца)

Помыть руки от кончиков пальцев до локтя 3 раза, начиная с правой.

Провести мокрыми руками от границы волос головы до затылочной области и обратно одним движением, протирая ее.

Протереть внутреннюю поверхность ушей влажными указательными пальцами 1 раз, а большими пальцами - заднюю поверхность ушей; оба уха протираются одновременно.

Трижды моет ноги до щиколоток включительно, начиная с правой ноги. Нужно также промывать промежутки между пальцами.

Совершение первого ракаата молитвы

Стоя, направьте свой взгляд на том место, которого коснется голова во время земного поклона, поднимите руки до уровня ушей или плеч и произнесите:

Сложите руки на груди, положив правую руку поверх левой, и произнесите:

А'узу би-Лляхи мин аш-шайтани р-раджим

Ищу у Аллаха защиты от проклятого шайтана

ﺃﻋُﻮﺫُ بِاللَّهِ ﻣِﻦَ ﺍﻟﺸَّﻴْﻄَﺎﻥِ ﺍﻟﺮَّﺟِﻴﻢ

Прочитайте суру "Аль-Фатиха"

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Би-сми Лляхи р-Рахмани р-Рахим بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ Хвала Аллаху, Господу миров, Аль-хамду ли-Лляхи рабби ль-‘алямин الْحَمْدُ لِلَّـهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ Милостивому, Милосердному, Ар-Рахмани р-Рахим الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ Властелину Дня воздаяния! Малики йауми д-дин مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Иййака на‘буду ва иййака наста‘ин إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ Веди нас прямым путем, Ихди-на с-сырата ль-мустакым اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших. Сырат аллязина ан‘амта ‘алей-хим гайри ль-магдуби ‘алей-хим ва ля д-даллин صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ

После этого произнесите:

О Аллах, ответь на наши мольбы!

Любую из приведенных ниже сур можно читать после "Аль-Фатиха" в первом и втором ракаатах молитвы.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Би-сми Лляхи р-Рахмани р-Рахим بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ Скажи: «Ищу защиты у Господа рассвета Куль а‘узу би-рабби ль-фаляк قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ от зла того, что Он сотворил, мин шарри ма халяк مِن شَرِّ مَا خَلَقَ от зла мрака, когда он наступает, ва мин шарри гасикын иза вакаб وَمِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ от зла колдуний, дующих на узлы, ва мин шарри н-наффасати фи-ль-‘укад وَمِن شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ от зла завистника, когда он завидует. ва мин шарри хасидин иза хасад وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ

Стоя, поднимите руки до уровня ушей или плеч, повернув их ладонями от себя, после чего произнесите:

Совершите поясной поклон и, остановившись в нем, 3 раза произнесите:

Субхана Раббийа ль-‘Азым

Пречист Господь мой Великий

ِﺳُﺒْﺤَﺎﻥَ ﺭَﺑِّﻲَ ﺍﻟﻌَﻈﻴﻢ

Вознесите руки до уровня плеч или ушей и выпрямитесь со словами:

Сами‘а Ллаху ли-ман хамидах

Слышит Аллах того, кто восхваляет Его

ﺳَﻤِﻊَ اللَّهُ ﻟِﻤَﻦْ ﺣَﻤِﺪَﻩُ

Полностью выпрямившись, произнесите:

Рабба-на ва ля-ка ль-хамд

Господь наш, Тебе хвала!

ﺭَﺑَّﻨَﺎ وَ ﻟَﻚَ ﺍﻟْﺤَﻤْﺪُ

Совершите земной поклон, сказав:

При этом нос и лоб касаются пола, ладони с прижатыми друг к другу пальцами лежат на полу, находясь на одной линии с плечами или с ушами. Предплечья приподняты так, что локти не касаются пола. Также в пол упираются колени и пальцы поставленных вертикально ступней. В таком положении произнесите 3 раза:

Субхана Раббийа ль-А‘ля

Пречист Господь мой Высочайший

سُبْحَانَ رَبِّيَ الأأعْلَي

Поднимите голову со словами:

Далее необходимо сесть в следующей позе: простираете левую ступню, садитесь на неё, а правую ставите вертикально, направляя пальцы в сторону киблы. Руки покоятся на коленях. Сев так, произнесите 3 раза:

Господь мой, прости меня

ﺭبِّ ﺍﻏْﻔِﺮْ ﻟِﻲ

Повторно совершите земной поклон, принимая положение, описанное в Шаге 10 , и произнося при этом:

В таком положении произносите 3 раза:

Субхана Раббийа ль-А‘ля

Пречист Господь мой Высочайший

سُبْحَانَ رَبِّيَ الأأعْلَي

Читает суру "Аль-Фатиха"

Молящийся поднимается из земного поклона, вставая со словами:

Повторите Шаги 3–14 из описания первого ракаата молитвы.

После этого нужно остаться сидеть, как между двумя земными поклонами Шаг 12 В положении сидя поднимите указательный палец сжатой в кулак правой руки, направляя его в сторону киблы, обратите на него взгляд и шёпотом произнесите ташаххуд:

Приветствия Аллаху, и молитвы, и лучшие слова, Ат-тахиййату ли-Лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибату لتَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَالصَّلَوَاتُ وَالطَّيِّبَاتُ мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха, и благословения Его, ас-саляму ‘алей-ка аййуха н-набиййу ва рахмату Ллахи ва баракяту-ху السَّلَامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ мир нам и праведным рабам Аллаха. ас-саляму ‘алей-на ва ‘аля ‘ибади Лляхи с-салихина السَّلَامُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Ашхаду ан ля иляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Что делать дальше?

Вы совершили два ракаата молитвы. Дальнейшие действия зависят от того, какую молитву Вы совершает и из скольких ракатов она состоит.

Завершение молитвы

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, кя-ма саллейта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! инна-ка Хамидун Маджидун إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин اللَّهُمَّ بَارِكْ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима كَمَا بَارَكْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! инна-ка Хамидун Маджидун إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

Ифтираш (букв. расстилание) — это когда молящийся как бы расстилает стопу левой ноги на землю и усаживается на её ступню, а стопу правой ноги ставит в вертикальное положение так, чтобы её пальцы были направлены в сторону киблы. В позе таваррук (букв. сидение на бедре) стопа правой ноги принимает такое же положение, как и при ифтираше, стопа левой ноги помещается под голень правой ноги, и молящийся упирается в землю левым бедром.

Однако законоведы разошлись во мнениях о том, как следует сидеть во время чтения ташаххуда в молитве. По мнению ханафитов, во обоих ташаххудах следует сидеть в позе ифтираш. По мнению маликитов, наоборот, в обоих ташаххудах следует сидеть в позе таваррук. Однако эти мнения не учитывают тех достоверных хадисов, в которых однозначно говорится о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, садился в молитве в обеих позах.

Между тем шафииты и ханбалиты разошлись во мнениях относительно того, как следует садиться в молитве, в которой есть всего один ташаххуд, например, в рассветной молитве.

По мнению ханбалитов, в таких случаях нужно садиться в позе ифтираш. В пользу этого мнения они приводят следующие доводы:

4. Если обратиться к умозрительным доводам, то можно предположить, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, садился во втором ташаххуде в позе таваррук для того, чтобы подчеркнуть разницу между первым и вторым ташаххудами. Это особенно актуально для тех, кто опоздал на начало коллективной молитвы: если они застали молящихся в ташаххуде, то по их позе они могут определить, какой из ташаххудов они совершают. Кроме того, различия между ташаххудами помогают молящемуся не запутаться в количестве совершенных ракатов. Что же касается молитвы, в которой есть только один ташаххуд, то в ней нет нужды садиться в разные позы, поскольку и так всё ясно.

По мнению шафиитов, в молитве с одним ташаххудом следует садиться в позе таваррук. Их аргументы следующие:

3. Смысл сидения в позе таваррук во время последнего ташаххуда заключается в том, чтобы уменьшить нагрузку на левую ногу, потому что перед произнесением таслима читаются молитвенные формулы, которых нет в первом ташаххуде. А поскольку эти мольбы принято читать перед таслимом во всех молитвах, то и сидеть в этих ташаххудах следует в позе таваррук, независимо от количества ракатов. Что же касается первого ташаххуда, то он короткий, и поэтому при его чтении нужно садиться в позе ифтираш.

Что же касается хадиса о том, кто плохо совершал намаз, то в нём ничего не сказано о втором ташаххуде. Кроме того, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обучил того человека только тем словам и движениям, без которых молитва не становится действительной, и возможно поэтому он не упомянул таваррук. Хадис ‘Аиши также указывает на то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, садился в позе ифтираш после каждых двух ракатов, но в нём ничего не сказано о сидении после последнего раката. Можно только догадываться о том, почему ‘Аиша не упомянула о сидении в позе таваррук, но нам достаточно того, что Абу Хумайд знал и сообщил о нём. Тем более что в полной версии хадиса Абу Хумайда говорится, что он совершил молитву в присутствии десяти сподвижников и все они подтвердили, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, молился именно так. Что же касается хадиса Ваиля ибн Худжра, то он не содержит многих подробностей и из него не ясно, был тот ташаххуд последним или же после него был ещё один.

Не лишним будет упомянуть, что обе эти позы являются желательными, но не обязательными. Если человек по какой-либо причине не может садиться в одну из них (например, если лишний вес мешает ему сидеть в позе таваррук или если боли в левой ноге не позволяют сидеть в позе ифтираш), то ему разрешается сидеть в другой позе. Во время коллективной молитвы следует учитывать положение других молящихся и садиться в позе таваррук только при условии, что это не причиняет неудобство сидящему рядом, так как нельзя совершать желательное действие ценой запрещённого. А Аллах знает лучше.

Читайте также: