Как сделать намаз ишрак

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Порядок совершения намаза в четырех мазхабах (богословско-правовых школах) Ислама имеет некоторые незначительные отличия, посредством которых интерпретируется, раскрывается и взаимообогащается вся палитра пророческого наследия. Учитывая, что на территории Российской Федерации и СНГ наиболее широкое распространение получил мазхаб имама Ну‘мана ибн Сабита Абу Ханифы[1], а также мазхаб имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и[2], мы подробно проанализируем лишь особенности упомянутых двух школ. В ритуальной практике мусульманину желательно следовать какому-либо одному мазхабу, но в затруднительной ситуации в качестве исключения можно поступить согласно канонам любого другого суннитского мазхаба[*].

В дополнение к этим аятам напомним, что в хадисе, в котором перечисляются пять столпов религиозной практики, упоминается и ежедневная пятикратная молитва. Для совершения молитвы должны быть соблюдены следующие условия:

1. Человек должен быть мусульманином[4];

2. Он должен быть совершеннолетним[5] (детей необходимо начинать приучать к молитве уже с семи-десяти лет);

3. Он должен находиться в здравом уме. Люди с психическими отклонениями полностью освобождены от выполнения религиозной практики;

5. Пребывать в состоянии ритуальной чистоты;

6. Одежда и место совершения молитвы должны быть чистыми;

7. Прикрывать аурат, то есть те части тела, которые обязательно должны быть прикрыты[6];

8. Обращаться лицом в сторону Мекки, где расположена святыня авраамического Единобожия – Кааба;

9. Должно присутствовать намерение совершить молитву (на любом языке).

Порядок выполнения утренней молитвы (Фаджр)

Время совершения утренней молитвы[7] – с момента появления рассвета и до начала восхода солнца. Утренняя молитва состоит из двух ракяатов сунны[8] и двух ракяатов фарда[9].

Два ракяата сунны Шаг 1. Азан[10].

للَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ ،

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ .

اَللَّهُمَّ هَذَا إِقْبَالُ نَهَارِكَ وَ إِدْباَرُ لَيْلِكَ

وَ أَصْوَاتُ دُعَاتِكَ فَاغْفِرْ لِي .

Шаг 2. Ният

Шаг 3

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تـَعَالَى جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ

وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَ الأَرْضَ حَنِيفًا مُسْلِمًا وَ مَا أَنَا مِنَ الْـمُشْرِكِينَ .

إِنَّ صَلاَتِي وَ نُسُكِي وَ مَحْيَاىَ وَ مَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ لاَ شَرِيكَ لَهُ .

وَ بِذَلِكَ أُمِرْتُ وَ أَنَا مِنْ الْمُسْلِمِينَ .

أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ العَالَمِينَ .

مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ .

إِيَّاكَ نَعْـبُدُ وَ إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ .

اِهْدِناَ الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ .

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيـْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَ لاَ الضَّآلِّينَ .

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ

لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ

وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ

Шаг 4

سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ

Шаг 5

Молящийся возвращается в прежнее положение и, поднимаясь, говорит:

سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

رَبَّناَ لَكَ الْحَمْدُ

مِلْءَ السَّمَاوَاتِ وَ مِلْءَ اْلأَرْضِ وَ

مِلْءَ مَا شِئْتَ مِنْ شَيْءٍ بَعْدُ

Шаг 6

سُبْحَانَ رَبِّيَ الأَعْلىَ

Шаг 7

Шаг 8

Шаг 9

اَلتَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَ الصَّلَوَاتُ وَ الطَّيِّباَتُ

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتُهُ

اَلسَّلاَمُ عَلَيْناَ وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ

اَلتَّحِيَّاتُ الْمُبَارَكَاتُ الصَّلَوَاتُ الطَّـيِّـبَاتُ لِلَّهِ ،

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتـُهُ ،

اَلسَّلاَمُ عَلَيْـنَا وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ ،

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ .

Шаг 10

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ صَلَّيْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ

وَ باَرِكْ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ باَرَكْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعاَلَمِينَ

إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

Шаг 11

رَبَّناَ آتِناَ فِي الدُّنـْياَ حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِناَ عَذَابَ النَّارِ

اَللَّهُمَّ إِنيِّ ظَلَمْتُ نـَفْسِي ظُلْمًا كَثِيرًا

وَ إِنـَّهُ لاَ يَغـْفِرُ الذُّنوُبَ إِلاَّ أَنـْتَ

فَاغْـفِرْ لِي مَغـْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ

وَ ارْحَمْنِي إِنـَّكَ أَنـْتَ الْغـَفوُرُ الرَّحِيمُ

اَللَّهُمَّ إِنيِّ أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ

وَ مِنْ عَذَابِ الْقـَبْرِ

وَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَ الْمَمَاتِ

وَ مِنْ شَرِّ فِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ .

Шаг 12

Шаг 13

أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّه أَسْتَغْفِرُ اللَّه أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّهَ

اَللَّهُمَّ أَنـْتَ السَّلاَمُ وَ مِنْكَ السَّلاَمُ

تَـبَارَكْتَ ياَ ذَا الْجَـلاَلِ وَ الإِكْرَامِ

اللَّهُمَّ أَعِنيِّ عَلىَ ذِكْرِكَ وَ شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِباَدَتـِكَ

Два ракяата фарда

Шаг 1. Икамат

Чтение икамата перед ракяатами фарда любой из обязательных молитв является желательным (сунна).

Шаг 2. Ният

Тасбихат (прославление Господа)

أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

اَللَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَىُّ الْقَيُّومُ

لاَ تَـأْخُذُهُ سِنَةٌ وَ لاَ نَوْمٌ

لَهُ ماَ فِي السَّماَوَاتِ وَ ماَ فِي الأَرْضِ

مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ

يَعْلَمُ ماَ بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَ ماَ خَلْفَهُمْ

وَ لاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِماَ شَآءَ

وَسِعَ كُرْسِـيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَ الأَرْضَ

وَ لاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا وَ هُوَ الْعَلِيُّ العَظِيمُ

2. Тасбих.

Затем молящийся, перебирая на сгибах пальцев или на четках[44], произносит по 33 раза:

После чего произносится следующее ду‘а:

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ

لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ يُحِْي وَ يُمِيتُ

وَ هُوَ عَلىَ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ وَ إِلَيْهِ الْمَصِيـرُ

اَللَّهُمَّ أَجِرْنِي مِنَ النَّارِ

Когда делать тасбихат

اَللَّهُمَّ اهْدِناَ فِيمَنْ هَدَيْتَ . وَ عاَفِناَ فِيمَنْ عاَفَيْتَ .

وَ تَوَلَّناَ فِيمَنْ تَوَلَّيْتَ . وَ باَرِكْ لَناَ فِيماَ أَعْطَيْتَ .

وَ قِناَ شَرَّ ماَ قَضَيْتَ . فَإِنـَّكَ تَقْضِي وَ لاَ يُقْضَى عَلَيْكَ . وَ إِنـَّهُ لاَ يَذِلُّ مَنْ وَالَيْتَ . وَ لاَ يَعِزُّ مَنْ عاَدَيْتَ . تَباَرَكْتَ رَبَّناَ وَ تَعاَلَيْتَ . فَلَكَ الْحَمْدُ عَلىَ ماَ قَضَيْتَ . نَسْتـَغـْفِرُكَ وَنَتـُوبُ إِلَيْكَ . وَ صَلِّ اَللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ اَلنَّبِيِّ الأُمِّيِّ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ وَ سَلِّمْ .

Полуденная молитва (Зухр)

Время совершения – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что за точку отсчета принимается тень, которая была у предмета в момент нахождения солнца в зените. Полуденный намаз состоит из 6 ракяатов сунны и 4 ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: 4 ракяата сунны, 4 ракяата фарда и 2 ракяата сунны.

4 ракяата сунны

4 ракяата фарда

2 ракяата сунны

Послеполуденная молитва (‘Аср)

Время ее совершения начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчет. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца[62]. Послеполуденный намаз состоит из четырех ракяатов фарда.

4 ракяата фарда

Вечерняя молитва (Магриб)

Время начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари. Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Вечерняя молитва состоит из трех ракяатов фарда и двух ракяатов сунны.

3 ракяата фарда

2 ракяата сунны

Ночная молитва (‘Иша’)

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[3] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 1. С. 128.

[4] Если человек был ранее неверующим (атеистом) или приверженцем иной религии, а затем принял Ислам, то молитва становится обязательной для него со дня принятия веры.

[6] ‘Аурат у мужчин – от пупка до колен включительно. Об этом пишут богословы-ханафиты. Согласно шафиитскому мазхабу колени не входят в область ‘аурата, хотя должны быть хоть частично прикрыты. Само собой разумеется, что здесь упомянут тот канонический минимум области тела, который подлежит обязательному покрытию для всех верующих. Однако сам человек с учетом реалий своего времени, национальных, географических, эстетических пристрастий и элементарных этических требований самостоятельно решает, что и как ему носить сверх установленного минимума. У женщин к области ‘аурата относится все тело, кроме лица и кистей рук.

[8] Есть несколько видов молитвы-сунны. Данная сунна в два ракяата и некоторые другие являются молитвами, которые Пророк совершал постоянно, крайне редко он оставлял их несовершёнными. Выполнение этого является для нас обязательной сунной. По истечении временного промежутка совершения одной из пяти молитв ракяаты сунны (в отличие от фарда) не читаются, за исключением двух ракяатов утренней молитвы. Если человек проспал, он может перечитать как ракяаты сунны, так и ракяаты фарда до того момента, когда солнце достигнет зенита. После смещения солнца с зенита перечитываются (восполняются) только два ракяата фарда.

[9] Фардом называются ритуальные нормы, выполнение которых строго обязательно для каждого мусульманина (пятикратная молитва, пост и т.д.). Если что-либо не было совершено вовремя, то обязательно должно быть восполнено позже, ибо невыполнение фарда является грехом, за который человек будет строго наказан в Судный День.

[10] Чтение азана, например, в домашних условиях относится лишь к желательным действиям. Подробнее см. в отдельном материале об азане и икамате.

[11] Аль-васийля – одна из степеней в Раю.

[13] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 683.

[15] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 476.

[17] При совершении молитвы, читая соответствующие формулы, предпочтительнее шевелить губами, точнее – задействовать соответствующие органы речи. Иначе человек может начать ограничиваться мысленным чтением, в сознании, а этого недостаточно.

[21] Женщины прижимают локти к туловищу и смыкают пальцы рук.

[23] Так говорили богословы-ханафиты, опираясь на Сунну Пророка. Ученые шафиитского мазхаба, основываясь на хадисе из св. х. имама Абу Дауда, сказали, что кисти рук опускаются на землю на уровне плеч. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 330.

[24] Кибла – направление к Каабе.

[26] Шафииты, прежде чем подняться, выжидают непродолжительную паузу в положении сидя. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 332.

[29] Шафииты в положении последнего сидения перед заключительным приветствием садятся, подбирая ступню левой ноги под правую. Оба положения возможны и являются правильными с точки зрения Сунны.

[32] Этим действием мусульманин приветствует двух ангелов, находящихся на его плечах и фиксирующих все благие деяния и прегрешения.

[34] При намерении выполнить молитву, время которой истекло, необходимо упомянуть, что она совершается с опозданием – кадаэн (араб.), каза (тюрк.).

[35] При совершении молитв с джама‘атом (сообща с другими) имам, произнося слова намерения, добавляет, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву вместе с ним.

[37] Женщины в случае необходимости (например, не успев присоединиться к общей молитве, возглавляемой мужчиной) могут сами совершить коллективную молитву. При этом одна из них, руководящая молитвой, располагается посредине в ряду молящихся, выступив вперед на расстояние ступни. Все молитвы читают про себя. Чтение вслух – нежелательно (макрух), но это никак не влияет на действительность самой молитвы. См., например: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [Среди людей. Беседы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 42.

[39] Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См., например: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 484, хадис № 1418.

[40] Престол (аль-курсий) – одно из величайших творений Всевышнего, великолепие и невообразимые человеческим разумом размеры которого указывают на нескончаемое величие его Создателя, сотворившего все и вся.

[42] Хадис от Хусейна ибн ‘Али; св. х. ат-Табарани. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 802.

[44] Оба варианта имеют подтверждения в Сунне Пророка. См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 650, 651.

[45] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 3, с. 426.

[47] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 8 т. Т. 1. С. 813.

[48] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 276.

[50] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 812.

[51] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1005; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 814; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 323–325.

[53] См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 260, 261.

[54] Хадисы о временных промежутках, в которые запрещено совершать молитву-намаз, см. в отдельной главе данной книги.

[56] Чтение азана, например, в домашних условиях относится лишь к желательным действиям. Подробнее см. в отдельном материале об азане и икамате.

[57] Последователи шафиитского мазхаба совершают данные четыре ракяата по два с разделительным приветствием между ними.

[59] По мнению богословов-ханафитов, четыре ракяата сунны должны совершаться подряд в одной молитве. Они также считают, что все четыре ракяата являются обязательной сунной (сунна муаккяда). Шафиитские же богословы утверждают, что надо совершать по два ракяата, так как первые два относят к сунне муаккяда, а последующие два – к дополнительной сунне (сунна гайру муаккяда). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С.1081, 1083, 1057.

[60]Чтение икамата перед ракяатами фарда любой из обязательных молитв является желательным (сунна).

[61] В случае, когда молитва совершается коллективно, имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми, а они, в свою очередь, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

[62] Время молитвы ‘Аср можно вычислить и математическим способом, разделив временной промежуток между началом полуденной молитвы и заходом солнца на семь частей. Четыре первые из них будут временем полуденной (Зухр), а три последние – временем послеполуденной (‘Аср) молитв. Данная форма расчета приблизительна.

[63] Чтение азана и икамата, например, в домашних условиях относится лишь к желательным действиям. Подробнее см. в отдельном материале об азане и икамате.

[66] Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См., например: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 484, хадис № 1418.

Тахаджуд намаз - намаз, совершаемый в последнюю треть ночи, особенно дорог тем мусульманам, которые хотят еще более приблизиться к Богу, соблюдая дополнительные акты поклонения.

Количество рака'ат: от 2 (лучше 4) до 12 рака'ат по желанию.
Время выполнения: желательно выполнять в последнюю треть ночи до наступления времени утреннего намаза (аль-фаджр).

Выполнять в сочетании двух или четырех рака'ат, а нията достаточно одного. Но если кто-то сомневается, что встанет ночью, то может сделать намаз-тахаджуд поздно вечером после пятого намаза (аль-'иша). Но вознаграждение в этом случае, конечно, будет меньше.

Изречения Посланника Аллаха (соллаллаху алейхи ва саллям):
"Лучший намаз из дополнительных намазов - это намаз, выполняемый глубокой ночью - намаз-тахаджуд" (передал Ахмад).

"Выполнение ночного намаза-тахаджуд приблизит читающего к Аллаху, защитит от зла и очистит от болезней".

"Вероятность принятия Всевышним ваших ду'а увеличивается к середине ночи".

"Здоровайся (т.е. говори ассаляму 'алейкум) с окружающими, корми бедных, поддерживай тесную связь с родными и выполняй намаз, когда люди спят - и ты войдешь в Рай с миром".

"В каждой ночи есть такой момент, когда все то, о чем попросит человек в ду'а, Аллах выполнит" (передал Муслим).

"Намаз-тахаджуд будет удерживать человека от совершения грехов и приблизит к Аллаху" (передал Тирмизи).

"Намаз-тахаджуд удалит ужасы могилы". (передал ибн Маджа)

"Намаз-тахаджуд равен 4 рака'атам, выполненным в Лейлятуль-Кадр (передал Тибрани).

"Если встаете ночью, зная, что есть кто-то еще, кто тоже хочет выполнить этот намаз, то разбудите его".

"Намерение (ният) лучше сделать перед сном и потом, даже если проспишь (неумышленно), то все равно получишь вознаграждение, инша-Аллах".

Намаз-ишрак

Количество рака'ат: от 2 до 4.
Время выполнения: через 15-20 минут после полного восхода солнца. Хадис: Кто выполнит утренний намаз (фаджр) с группой и, продолжая сидеть на том же месте, читает зикр до восхода солнца, а потом выполнит 2 рака'ата намаза-ишрак, тот получит награду как за один Хадж и одну Умру (передал Тирмизи).

В хадисе от Тибрани говорится о выполнившем намаз-ишрак, что все его грехи будут прощены, и если он умрёт в этот же день, то окажется в Раю. А в хадисах от Тирмизи и Абу Дауда сказано, что Аллах станет помогать в выполнении работы в течение всего дня тому, кто выполнил намаз-ишрак.
Лучше всего выполнить намаз-ишрак как описано в первом из приведённых хадисов, тем не менее намаз-ишрак можно также прочесть через 15-20 минут после восхода солнца, даже если после утреннего намаза и до намаза-ишрак занимался не зикром, а земными делами. Но в таком случае награда, несомненно, будет меньше.
Великий исламский шейх Султан Баху (рахматуллах 'алейх) передал в своём духовном наследии, что намаз-ишрак чрезвычайно важен. Своим последователям он советовал регулярно выполнять этот намаз, так как это приносит большое благословение - в моменты распространения первых солнечных лучей уровень духовности возрастает у тех, кто читает намаз-ишрак.

Намаз-духа' упоминается во многих хадисах.

Количество рака'ат: от 2 до 12. Лучше выполнять по 2 рака'ата отдельно.
Время: После полного восхода солнца, и желательно, чтобы 1/4 дня уже прошла до полудня. Время намаза продолжается до полудня.

Изречения Посланника Аллаха (соллаллаху алейхи ва саллям):
"Будут прощены прегрешения того, кто регулярно выполняет намаз-духа'. Кто выполняет 2 рака'ата намаза-духа', тот не будет считаться ленивым; кто выполняет 4 рака'ата - тот будет среди преданных; кто выполняет 6 рака'ат, тот будет свободен от всех волнений в течение всего этого дня; кто выполняет 8 рака'ат, тот будет среди благочестивых, а тому, кто выпоамаз - опора религии[79][79]'.

Намаз способствует очищению души и тела. Совершая намаз, мусульманин охраняется от грехов и становится чистым рабом Аллаhа, достойным попадания в Рай.

Пророк Мухаммад, мир Ему, спросил: 'Останется ли на вашем теле грязь, если вы будете пять раз купаться в реке, что течет у вас перед домом?' Они ответили: 'О Посланник Аллаhа, никакой грязи не останется'. На это Мухаммад, мир Ему, сказал: 'И пятикратный намаз подобен этому: Аллаh намазом стирает грехи[80][80]'.

Намаз, зарождая в сердцах людей любовь к Создателю и страх перед Ним, охраняет от греховных действий. Эта истина доказана в Священном Коране.

Означает: 'Читай (Мухаммад) Книгу Аллаhа и выстаивай молитву в совершенстве, ибо искренняя молитва удерживает от великих грехов и оберегает от всех прегрешений, которые законы Аллаhа запрещают[81][81]'

Тот, кто правильно выполняет намаз, отстраняет себя от грехов, укрепляет свою веру и открывает для себя путь в Рай. Так как мусульманин обязан соблюдать намаз, он также обязан научить намазу своих детей. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: 'Как только ребенок достигнет семи лет, требуйте от него выполнения намаза[82][82]'.

ВРЕМЯ НАМАЗОВ

Существует пять обязательных намазов. Это намазы ас-субх (утренний), аз-зухр (полуденный), аль-аср (послеполуденный), аль-магриб (вечерний) и аль-ишаа (ночной). У каждого из них есть свое определенное время, в которое они должны выполняться. Это одно из условий. Нельзя выполнять намаз раньше его времени, также как нельзя без уважительной причины выполнять намаз позже его времени. В обоих случаях это является большим грехом. Сказано в Священном Коране:

Означает: 'Поистине, верующим молитва предписана в установленное время[83][83]'

О времени намаза Аллаh Всевышний сказал также в Коране:
Означающее: 'Славьте Аллаhа, когда настанет вечер для вас и когда настанет утро. Ему - хвала на небесах и от вас на земле и ночью, и в полдень[84][84]'.

Время утреннего намаза ас-субх - начинается с появлением (истинный рассвет) светлой полосы на востоке параллельно горизонту, и заканчивается с появлением над горизонтом края солнечного диска.

Время полуденного намаза аз-зухр - начинается с момента, когда солнце отклоняется от зенита в сторону запада и тень начинает увеличиваться в сторону востока, и продолжается, пока длина тени от объекта не будет равна одной (или по высказыванию другого ученного - двум длинам) этого объекта.

Время послеполуденного намаза аль-аср - начинается, как только заканчивается намаз аз-зухр, и продолжается до полного захода солнца.

Время вечернего намаза аль-магриб - начинается после захода солнца и продолжается до исчезновения зарева заката или просвета после зарева.

Время ночного намаза аль-ишаа - начинается по окончании времени намаза аль-магриб и продолжается до наступления времени намаза ас-субх.

Время намаза аль-витр - это время ночного намаза, этот намаз читается после намаза аль-ишаа.

Время намаза аль-джум`а - это время намаза аз-зухр пятничного дня.

Время намаза ат-таравих - во время намаза аль-ишаа в месяце Рамадан.

Время праздничного намаза - начинается спустя примерно 50 минут после восхода солнца праздничного дня и продолжается до тех пор, пока солнце не достигнет зенита.

Время, когда нельзя читать намаз.

В сутках есть промежутки времени, в которые намазы не читаются. Время, когда нельзя читать:

1) во время восхода солнца;

2) когда солнце в зените;

3) при заходе солнца.
Примечание: во время захода солнца можно читать только намаз 'аль-аср' этого же дня, если он не был выполнен.

ВИДЫ НАМАЗОВ

1. Фард - обязательные намазы.

2. Ваджиб - необходимые намазы.

3. Нафиль - дополнительные намазы.

Намазы фард:

Это пять ежедневных намазов, пятничный намаз аль-джум`а и намаз аль-джаназа (по усопшему). Выполнение этих намазов обязательно.

1. Намаз ас-субх (утренний): 2 рака`ата сунны, 2 рака`ата фарда.

2. Намаз аз-зухр (полуденный): 4 рака`ата сунны, 4 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

3. Намаз аль-аср (послеполуденный): 4 рака`ата сунны, гайри муаккада[85][85], 4 рака`ата фарда.

4. Намаз аль-магриб (вечерний): 3 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

5. Намаз аль-ишаа (ночной): 4 рака`ата сунны гайри муаккада, 4 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

Намазы, которые также обязательны,
помимо пятикратного намаза:

1. Намаз аль-джум`а (пятничный, обязателен для мужчин): 4 рака`ата сунны, 2 рака`ата фарда, 4 рака`ата сунны.
3. Намаз аль-джаназа (по усопшему) - это фард кифайя.

Намазы ваджиб:

Это намазы, выполнение которых необходимо.

1. Намаз аль-витр: 3 рака`ата

2. Праздничные намазы: 2 рака`ата

Нафиль-намазы - это дополнительные намазы, которые можно выполнять сверх обязательных намазов (фард-намазов).

Нафиль-намазы делятся:

1) Нафиль-намазы, которые совершаются дополнительно к фард-намазам;

К этим намазам относятся сунны намазы, которые совершаются до или после фардов, и намаз ат-таравих, который совершается каждую ночь во время месяца Рамадана.

2) Нафиль-намазы, которые совершаются независимо от фардов;

Нафиль-намазы также называются мустахабом или мандубом. Они совершаются в разное время с целью получения дополнительного сяваба.

Вот некоторые из них:

а) намаз ад-духа, который совершается после восхода солнца по истечении времени когда запрещается читать намаз; он состоит минимум из 2-х рака`атов, максимум из 12-ти рака`атов;

б) намаз ат-тахаджуд, который совершается после полуночи и состоит минимум из 2-х рака`атов, максимум из 12-ти рака`атов;

в) тахиятуль масджид, который совершается при посещении мечети, если это не запрещенное время; он состоит из 2-х рака`атов.

ФАРДЫ НАМАЗА

Существует 12 фардов, которые необходимо выполнить, для того чтобы намаз был правильным: 6 из них - вне намаза, они являются условиями для совершения намаза; 6 фардов - в намазе, которые называются рукнами намаза.

Чтобы намаз был правильным, надо соблюдать все 12 фардов без исключения.

1. Очищение от хадаса[86][86], который удаляется совершением омовения (малым - вуду, или большим- гусулем).

2. Очищение от наджасы (нечистот) - это удаление нечистот с тела, одежды и места моления.

3. Прикрытие аурата. Мужчина должен быть прикрыт от пупка до колен включительно. У женщин должны быть прикрыты все части тела, кроме лица, кистей рук и стоп. (См. главу 'Тасяттур')

4. Направление на Кыблу. То есть - читать намаз, обратившись в сторону Кыблы. Кыбла - это Кааба, первое священное здание на земле, построенное для поклонения Аллаhу. Кааба находится в Мекке в мечети 'Аль-Харам'.

5. Время. То есть - совершение намаза своевременно. Нельзя читать намаз до наступления или после окончания его времени.

6. Намерение. То есть - знать, какой намаз совершается, и вспомнить сердцем о нем. Произнесение вслух намерения - сунна.

РУКНЫ НАМАЗА:

1. Такбиру-ль-ифтитах. Это произнесение такбира в начале намаза.

2. Кыям. Стояние во время намаза.

3. Кыраат. Чтение Корана во время стояния.

4. Руку'у. Поясной поклон настолько, чтобы руки были на уровне колен.

5. Суджуд. Земной поклон. Касание земли одновременно коленями, руками, лбом.

6. Ка`ида. Это сидение в конце намаза на протяжении времени чтения 'Ат-тахият'.

Дополнительные молитвы до и после обязательных

Шейх Мухаммaд Салих аль-Мунаджид

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Вопрос: Является ли совершение молитвы ишрак обязательным?

Ответ:

Молитва ишрак совершается после того, как взойдет солнце и поднимется на высоту копья. Человек, которые присутствовал на совместной утренней молитве в мечети, оставался в ней и поминал Всевышнего Аллаха, пока не взошло солнце и не поднялось, может совершить два рака’ата молитвы ишрак.

Эта молитва является желательной, но не обязательной. Она является частью молитвы духа. Так как время молитвы духа со времени, когда солнце поднимется (на высоту копья), и до начала полудня.


Что делать в Рамадане кроме поста?– План дня на Рамадан.– Пост в длинные дни.– Дуа и молитвы на каждый день о благах и успехе себе родным и близким и всем верующим.– Образец намаза для начинающих.Книга предназначена для ознакомления с правилами мусульманского поста. В увлекательной форме рассказывается о желательных обрядах в течении дня поста, с утреннего периода времени и до заката солнца.В конце книги имеется сборник молитв о благополучии и успехеи образец намаза для начинающих.

Оглавление

  • Введение
  • Благословенный месяц Рамадан
  • Перед Рамаданом. Как удачно начать свой Рамадан?
  • Утро Рамадана
  • День Рамадана – до обеда. Первая половина дня

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что делать в Рамадане кроме поста? Как успешно проводить каждый день Рамадана? Как читать намаз? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Намерение — ният поста

1) При посте важно своевременно вознамериться, иметь намерение — ният держать пост этого дня и этого месяца.

3) Допускается даже то, что человек, например, по болезни не знал точно, будет ли держать пост завтрашний день Рамадана. Но с утра ничего не ел и не пил и вот в 10—11 часов решает все-таки держать пост этого дня. Такой вариант также является допустимым, и пост ему засчитывается.

4) Намерение на пропущенный пост с вечера. Если человек хочет держать пропущенные дни поста вне Рамадана, то в таком случае обязательно нужно с вечера иметь намерение о посте завтрашнего дня.

2. Сухур — утренняя трапеза

Начинаем рассказ о том, как совершать сухур-утреннюю трапезу в Рамадане.

1. На сухур нужно все-таки вставать и получить баракат.

2. Правильный сухур, это когда человек покушает ближе к концу времени сухура. Т.е. не поступать так, чтобы рано, задолго до окончания времени сухура прекратить пить и кушать. Например, если время сухура до 02.00 и кто-то в 00.15 прекращает кушать и пить, это неправильно, и не по сунне.

3. Если человек вообще не проснулся на сухур — это не влияет на его пост. Он может продолжать держать пост до вечера.

3. После сухура, в ожидании утреннего намаза

1. Бывает, что человек уже закончил свой сухур и до утреннего намаза еще остается 10—15 мин. Кто-то в это время ложиться спать, чтобы немного вздремнуть. Но это неправильно, можно не проснуться на утренний намаз.

Это время — последняя треть ночи, когда Аллах Всевышний отвечает на наши молитвы и просьбы. Будет лучше, если человек в это время совершит 2—4—6 ракатов намазов нафиля (добровольных), а также прочитает много дуа за себя и близких и всех верующих.

2. Вопрос: Можно ли совершать утренний намаз сразу после наступления его времени, а потом ложиться спать, так как идем на работу?

Ответ: Да, конечно, после наступления времени намаза пусть пройдет 10—12 минут (для полной убежденности, что время намаза наступило), и можно совершить намаз.

4. Намаз по утрам в Рамадане

Утренний намаз, как известно, имеет 2+2 раката, сунна и фард.

1.Желательно совершить его по возможности в мечети, или если человек дома, то с кем-нибудь, чтобы получить саваб коллективной молитвы.

Даже если двое будут вместе совершать намаз (муж и жена, человек с сыном и т.д.), будет записан саваб — воздаяние как за коллективный — джамаа намаз (27-кратное увеличение благ).

2. Если человек до этого совершал и свой ночной намаз вместе с кем-нибудь или в мечети, то ему будут записаны ночные стояния в намазе киям-ул-лайл — тахаджут (Как будто он ночью выстаивал в ночном намазе и совершал тахаджут намаз).

3. Важно, что если вдруг человек после сухура немного заснул или вздремнул, даже сидя, то перед утренним намазом ему необходимо обновить омовение и, заново совершив тахарат, взбодриться.

4. По возможности на утренний намаз желательно прочитать суру подлиннее, а не самые короткие суры. Так же, как известно, на утреннем намазе Коран читается громко.

5. После утреннего намаза

Вопрос: Какие благие дела можно сделать после утреннего намаза?

1. После утреннего намаза, и зикров, и тасбихов, которые читаются после намаза, некоторые, как известно, идут спать до начала рабочего дня или учебы.

Если у верующего есть возможность, рекомендуется, оставаясь на месте, где человек завершил свой утренний намаз, совершать чтение дуа, салаватов, тасбихов или чтение Корана, делать дуа за родных и близких, за родителей и детей, за друзей и соседей, всех верующих и т. д.

2. Чтение Корана. Каждое утро или, по возможности, почти каждое утро прочитывать часть Корана, например, по 1-му джуз-у (часть Корана, 20 страниц). Кто-то медленнее читает, и может прочитать 1—2 страницы. Со временем будет увеличиваться его скорость чтения. Даже если человек не понимает значения слов, за чтение Корана — тилява, декламация — записывается ему благое дело. Как сообщается в хадисе, за каждую букву Корана один саваб (хасана), а каждый саваб имеет 10-кратное вознаграждение.

4. Чтение многократно дуа, молитв, и салаватов.

6. Время до и после восхода солнца

Как получить большой саваб после утреннего намаза?

(после восхода через 30—40 мин.)

Есть такой намаз, совершив который, можно получить саваб как за полную умру и хадж. Это ишрак намаз.

Если человек совершил утренний намаз, совместно с кем-нибудь или коллективно в мечети, затем продолжил сидеть на том же месте, где закончил свой намаз, например, читая Коран или дуа и салаваты, и дождался, пока взошло солнце, и еще 30—40 минут, а затем встал и совершил еще 2 раката добровольных намаза, то ему записывается саваб как за один хадж и за одну умру полных, полных, как приводится в хадисе.

Как называется этот намаз?

Количество ракатов: 2, 4 или 6.

Читайте также: