Как сделать национальный проект

Обновлено: 03.07.2024

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ НАЦПРОЕКТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ СЕКТОР / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / NATIONAL PROJECT / FINANCING OF THE NATIONAL PROJECT / GOVERNMENT PROGRAMS / SOCIAL SECTOR / BUDGET DEFICIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ажлуни А.М., Шарыгина О.Л.

Изучены основные категории национальных проектов России и их методологическая суть, реализуемых в период 2019-2024 гг. по 12 стратегическим направлениям: демография, здравоохранение, образование, наука, культура, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт; проанализирована экономическая структура национальных проектов относительно источников их финансирования и объема затрачиваемых бюджетных и внебюджетных средств на их реализацию; проведено ранжирование национальных проектов по масштабам денежного финансирования; поднят вопрос о целесообразности приоритезации одних национальных проектов над другими в отношении объема выделяемого финансирования на их реализацию; дана оценка экономических эффектов и последствий от реализации системы стратегического развития посредством реализации системы национальных проектов на экономику РФ и бюджеты ее субъектов; проанализирована степень целесообразности структуры одного из представленных национальных проектов ; проведена оценка рисков организации системы финансирования проектов по стратегическому развитию в том виде, в котором она представлена в паспортах национальных проектов , в частности, в отношении бюджетных и связанных с ними источников; выявлены гипотетические проблемы и недостатки в структуре как в системе стратегического развития, так и в отдельно взятых национальных проектах ; даны советы и рекомендации по устранению проблемных методологических аспектов в структуре паспортов национальных проектов , приводящие к возникновению ошибочной информации в применяемых базах данных.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ажлуни А.М., Шарыгина О.Л.

Подготовка региональных проектов и программ Алтайского края в рамках реализации национальных проектов

NATIONAL PROJECTS OF RUSSIA AND THEIR FINANCING

The main categories of Russian national projects and their methodological essence which would be implemented in the period of 2019-2024, in 12 strategic areas: demography, health, education, science, culture, housing and urban environment, ecology, safe and high-quality roads, labor productivity and employment support, digital economy, small and medium entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative, international cooperation and export were studied; the economic structure of national projects in relation to their sources of funding and the amount of budgetary and extra-budgetary funds spent on their implementation were analyzed; ranking of national project according to the scale of monetary financing was held; the question of the feasibility of prioritizing some national projects over others in relation to the amount of funding allocated for their implementation was raised; the assessment of the economic effects and consequences of the strategic development system's implementation through the system of national projects in relation to the economy of the Russian Federation and the budgets of its regions were given; the degree of expediency in relation to the structure of one of the submitted national projects was analyzed; risk assessment of the financial system' organization for financing strategic development projects in the form in which it was presented in the passports of national projects, in particular, with regard to the budgetary and related sources was held; hypothetical problems and shortcomings in the structure of both: in the system of strategic development and in individual national projects, were revealed; advice and recommendations in regard of the elimination of problematic methodological aspects in the structure of national project passports, leading to the appearance of erroneous information in the databases were given.

УДК / UDC 330.34:001.895(470+571)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

NATIONAL PROJECTS OF RUSSIA AND THEIR FINANCING

Изучены основные категории национальных проектов России и их методологическая суть, реализуемых в период 2019-2024 гг. по 12 стратегическим направлениям: демография, здравоохранение, образование, наука, культура, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт; проанализирована экономическая структура национальных проектов относительно источников их финансирования и объема затрачиваемых бюджетных и внебюджетных средств на их реализацию; проведено ранжирование национальных проектов по масштабам денежного финансирования; поднят вопрос о целесообразности приоритезации одних национальных проектов над другими в отношении объема выделяемого финансирования на их реализацию; дана оценка экономических эффектов и последствий от реализации системы стратегического развития посредством реализации системы национальных проектов на экономику РФ и бюджеты ее субъектов; проанализирована степень целесообразности структуры одного из представленных национальных проектов; проведена оценка рисков организации системы финансирования проектов по стратегическому развитию в том виде, в котором она представлена в паспортах национальных проектов, в частности, в отношении бюджетных и связанных с ними источников; выявлены гипотетические проблемы и недостатки в структуре как в системе стратегического развития, так и в отдельно взятых национальных проектах; даны советы и рекомендации по устранению проблемных методологических аспектов в структуре паспортов национальных проектов, приводящие к возникновению ошибочной информации в применяемых базах данных. Ключевые слова: Национальный проект, финансирование нацпроекта, государственные программы, социальный сектор, бюджетный дефицит.

The main categories of Russian national projects and their methodological essence which would be implemented in the period of 2019-2024, in 12 strategic areas: demography, health, education, science, culture, housing and urban environment, ecology, safe and high-quality roads, labor productivity and employment support, digital economy, small and medium entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative, international cooperation and export were studied; the economic structure of national projects in relation to their sources of funding and the amount of budgetary and extra-budgetary funds spent on their implementation were analyzed; ranking of national project according to the scale of monetary financing was held; the question of the feasibility of prioritizing some national projects over others in relation to the amount of funding allocated for their implementation was raised; the assessment of the economic effects and consequences of the strategic development system's implementation through the system of national projects in relation to the economy of the Russian Federation and the budgets of its regions were given; the

degree of expediency in relation to the structure of one of the submitted national projects was analyzed; risk assessment of the financial system' organization for financing strategic development projects in the form in which it was presented in the passports of national projects, in particular, with regard to the budgetary and related sources was held; hypothetical problems and shortcomings in the structure of both: in the system of strategic development and in individual national projects, were revealed; advice and recommendations in regard of the elimination of problematic methodological aspects in the structure of national project passports, leading to the appearance of erroneous information in the databases were given.

Key words: national project, financing of the national project, government programs, social sector, budget deficit.

Особенности финансирования национальных проектов. Утвержденный на начальном этапе объем финансирования составляет 25,7 трлн. руб., около 51% из которых будет выделено Федеральным бюджетом, около 29% будет покрыто средствами из внебюджетных источников, 19% ложится бременем на региональные бюджеты, а оставшаяся часть будет покрыта за счет средств, взятых из внебюджетных фондов (рис. 1) [7].

Федеральный Внебюджетные Бюджеты Внебюджетные бюджет источники регионов фонды

Рисунок 1 - Объемы финансирования национальных проектов по источникам, трлн. руб.

по значительному увеличению рождаемости, а также по увеличению продолжительности жизни до 67 лет, не может похвастаться столь же значительными суммами финансирования, - всего около 3 трлн. руб. планируется затратить на его исполнение (рис. 2) [7].

Национальные проекты — инструмент социально-экономического развития государства, призванный вывести приоритетные отрасли на новый уровень.

Проще говоря, под национальными проектами понимаются комплексные программы, имеющие общенациональную значимость и требующие масштабных вливаний государственных средств.

С 2019 года российские нацпроекты разделены по стратегическим направлениям социально-экономического развития:

  • здоровье;
  • образование;
  • демография;
  • культура;
  • безопасные и качественные дороги;
  • малое и среднее предпринимательство, поддержка ИП;
  • жильё и городская среда;
  • наука;
  • производительность труда и поддержка занятости;
  • международная кооперация и экспорт;
  • цифровая экономика;
  • экология;
  • модернизация и расширение магистральной инфраструктуры.

В обозримом будущем к этой группе добавится ещё одно направление, посвящённое туризму.

(Президент России Владимир Путин — о том, что нацпроекты не будут пересматривать.)

Цифры

На старте реализации федеральной программы воплощение в жизнь всех нацпроектов до 2024 года оценивалось в 25,7 трлн рублей. После корректировки национального плана из-за пандемии коронавируса только на 2021–2023 годы заложили 39 трлн рублей. В то же время достижение ряда показателей решили отложить до 2030-го.

Нюансы

Нацпроекты призваны улучшить жизнь российских граждан в разных аспектах, предполагая чётко обозначенный конечный результат. В частности, в национальном плане заложено достижение следующих целей:

  • повышение продолжительности жизни до 80 лет;
  • снижение уровня бедности в два раза по сравнению с 2017 годом;
  • вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, а также по объёму научных исследований и разработок;
  • объём жилищного строительства должен увеличиться не менее чем до 120 млн кв. м в год;
  • снижение в два раза выбросов опасных загрязняющих веществ;
  • реальный рост инвестиций в основной капитал в РФ должен составить 70% к показателю 2020 года;
  • появление электронных паспортов и трудовых книжек.

Критика

Нацпроекты в России подвергались критике представителями самых разных эшелонов власти. Одними из самых распространённых проблем в их реализации указывались:


Проект: Система кооперации "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СЕЛЬСОВЕТ"



Опрос: Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления


Инициатива: Сетевой консорциум социального партнерства


Инициатива: Декларация ФНС


Инициатива: Экспертное обсуждение проекта Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года



Паспорт проекта утверждён: 24 декабря 2018 года.

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
  • куратор национального проекта – заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова;
  • руководитель национального проекта – министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
  • в 2019 г. – 116 млрд 628,29 млн рублей;
  • в 2020 г. – 132 млрд 741,25 млн рублей;
  • в 2021 г. – 143 млрд 544,87 млн рублей;
  • в 2022 г. – 129 млрд 293,48 млн рублей;
  • в 2023 г. – 128 млрд 910,32 млн рублей;
  • в 2024 г. – 133 млрд 335,32 млн рублей.

723,3 млрд руб. — федеральный бюджет

45,7 млрд руб. — бюджеты субъектов РФ

15,4 млрд руб. — внебюджетные источники

О проекте:

Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание.

В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.

70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.

Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.
Будет создана сеть центров цифрового образования детей "IT-куб"

24,5 тыс. детей будут обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках городского типа, к концу 2023 г. (тыс.)

25 школ будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года

В 70% школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т.ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.

На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.

70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.

Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.

50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.

В 85 субъектах РФ будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.

Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико- ориентированных и гибких образовательных программ

Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс пройдет в г. Казани в августе 2019 г.

85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, к концу 2023 г.

35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них — будут сертифицированы в качестве экспертов — к концу 2024 г.

Место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов

80 вузов из 40 субъектов РФ будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.

20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню, к концу 2024 г.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%)

Для 935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом

Будут созданы100 центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в вузах

Не менее чем в 16 тыс. школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей

Ученикам 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий (%)

Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования (млн человек)

В 85 субъектах РФ будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах:

обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность;
будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;
будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);
нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности
25 тыс. специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.

До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества

1100 тыс. человек будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, к концу 2024 г.
Дополнительные результаты национального проекта
1,7 млн граждан примут участие в 35 конкурсах профессионального и карьерного роста к концу 2024 г.

Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости

60 университетов будут реализовывать не менее чем по 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, к концу 2024 г.

В 2 раза будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 г.

77,6 тыс. новых мест появятся в студенческих городках для проживания иностранных и иногородних студентов и преподавателей к концу 2024 г.

50 ресурсных центров будут созданы для детей и педагогов с обучением на русском языке в странах-партнерах к концу 2024 г.

18 тыс. иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах, в т.ч. на базе летних оздоровительных лагерей, к концу 2024 г.

В 85 субъектах РФ родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением НКО окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024 г.

Наибольшую тревогу главы Минпросвещения, по её признанию, вызывает определение показателя, который характеризует долю детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программой дополнительного образования. Ольга Васильева предложила определить Росстат координатором по сбору и расчёту данного показателя на переходный период до 2021 года. Это, по её мнению, позволит преодолеть риски задвоения информации о тех детях, которые одновременно посещают несколько организаций дополнительного образования.

Губернатор Нижегородской области Андрей Никитин предлагает с помощью внедрения и развития сетевой формы реализации образовательных программ привлекать к задачам образования и библиотеки, и музеи, и спортивные учреждения. Для небольших районов, по мнению главы региона, целесообразно создание единого центра, который мог бы объединить под одной крышей социальные учреждения, а также учреждения дополнительного и общего образования.

Андрей Никитин попросил Минпросвещения включить в нацпроекты ремонт общеобразовательных учреждений, а также дополнительно закладывать деньги в региональные бюджеты на содержание инфраструктурных объектов.

Зачем НКО участвовать в реализации национальных проектов и как это можно сделать? Об этом говорили на второй встрече GR-клуба для НКО.


Партнерами национальных проектов могут стать бизнес и НКО.


В том числе АНО составляет национальный рэнкинг компаний и организаций, участвующих в достижении национальных целей.

Как участвовать?

Все заявки оценивают, смотрят на масштаб организации и проекта. Организаторы обещают рассмотреть анкету в течение двух недель и дать обратную связь: подходит проект НКО для участия или нет.

Если есть сомнения и вопросы, можно написать организаторам лично.

Зачем это нужно НКО?

PR, GR и контакты с социально ориентированным бизнесом – это основные преимущества, которые получают НКО, участвуя в нацпроектах.


Фото: Aneta Pawlik / Unsplash

Опыт других организаций

Напомнить о себе

Как реализовать опыт организации в планировании нацпроектов и можно ли участвовать в уже существующих программах – актуальный для опытных НКО вопрос.

Любые национальные проекты в разных странах мира связаны с усовершенствованием технологий, улучшением качества жизни людей, созданием безопасной и экологически привлекательной среды. Не исключением в этом плане стала и Россия. Здесь также была разработана и запущена в реализацию целая группа нац. проектов, в список которой входят несколько основных направлений с разными целями. Финансирование национальных проектов происходит за счет федерального и местных бюджетов, так как в них вовлечены все, без исключения города РФ.


Что это

Национальные проекты России – под этим определением понимается целая совокупность программ, которые направлены на разные сферы экономики, промышленности и социальной политики государства. Приняты они были путем голосования парламентариями в 2018 году и подписаны президентом РФ В.В. Путиным. А реализация их предполагается в период с 2019 по 2024 год.


Финансирование 12 основных нацпроектов осуществляется из нескольких источников:

  • Бюджета страны.
  • Бюджетов областей и отдельных регионов.
  • За счет привлечения сторонних частных средств на основе конкурса.

Направления и цели

Перечень приоритетных национальных проектов развития России включает следующие основные разделы:


История формирования

В развитии национальных проектов в Российской Федерации были следующие этапы развития:

  • После инаугурации президента состоялось заседание Совета по стратегическому развитию, которое контролировалось и регулировалось главой государства. Здесь была поставлена задача определения приоритетных национальных проектов.
  • В заседании принимал участие также премьер-министр Д.А. Медведев, которому и была поручена функция контроля и оценки целевых показателей.
  • После этого при личной встрече президента и премьер-министра, как двух главных руководителей страны, были рассмотрены основные способы для максимально эффективного финансирования проектов.
  • Далее правительство России определило кураторов по реализации каждого направления.
  • После этого были разработаны паспорта нацпроектов и данные о них заведены на портал. Поэтому, чтобы ознакомиться с ними детально, достаточно зайти на официальный сайт и просмотреть на какую тему есть государственные программы по развитию и в каком направлении планируется будущее той или иной отрасли или сферы.
  • Государственные программы, которые включают в себя 12 национальных проектов, должны быть мобильными и гибкими. Чтобы обеспечить им это, правительством России в план были добавлены еще пункты касающиеся модернизации и расширения инфраструктуры.

Приоритеты

На 2020 год в приоритете остаются все разработанные направления и ключевые параметры национальных проектов. Наиболее финансируемыми являются:

  • Безопасная среда для жизни, включая качественные автодороги. .
  • Международная кооперация в совокупности с вопросами импорта и экспорта.


Реализация и будущее

На данный момент до сих пор принимаются указы и законы, которые способствуют реализации всех перечисленных программ. Это необходимая мера, которая позволяет регулировать некоторые моменты, связанные с реализацией и достигать оптимального результата.

Читайте также: