Как сделать набойку на ткани

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Конспект

мастер-класса "Комбинирование техник в изделии. Холодный батик и верховая набойка".

Цель: научить кустарным способам выполнения набойки по ткани.

1. Ознакомить с традиционной ручной набойкой;

2. Изучить современные подходы в процессе возрождения и сохранения традиционных художественных промыслов в области искусства набойки;

Для мастер-класса по верховой набойке необходимые материалы и инструменты:

- хлопчатобумажная ткань 20см х 30см. (лен, бязь, двунитка, бортовка и т.д.), различные небольшие отрезки ткани для черновой пробы;

- акриловая краска для ткани;

- ножницы, канцелярский нож;

- клей Момент Кристалл;

- картон плотный, формат А5 (толщиной 1.5-2 мм, чтобы штамп не прогибался);

- фоамиран, формат А5, толщиной 2 мм.;

- кисточка синтетика плоская 5-6 мм., кисточка синтетика круглая небольшая;

- салфетки для кухни (вискоза) или лист тонкого фетра;

Образование высшее. Закончила факультет искусств Удмуртского государственного университета. Трудовой стаж 21 год, педагогом дополнительного образования работаю 9-й год. Имею высшую квалификационную категорию.

За свою практику изучила различные техники, виды прикладного творчества, многие из которых использую в своей работе. Вот и сегодня хочу с вами поделиться с очень интересной техникой – техникой верховой набойки. Эта техника была популярна среди удмуртов в середине прошлого века. Хотя многие и не считают это искусство нашей традиционной техникой. Этот способ применяли и местные мастерицы, к примеру, одна из жителей д Чемошур Игринского района рассказывала, что ее отец вырезал из ольхи деревянные штампы и она набивала узор не только на своих полотенцах, но и жители деревни иногда обращались к ней.

Техника набойки родилась на Востоке, в странах, где много натуральных красителей, – в Индии, Индонезии, Китае. Набойку делали вручную, нанося красящий состав на вырезанную деревянную форму, использовать которую возможно было до 200 раз (в зависимости от ткани, на которую наносилась набойка). Батик, каким мы его сегодня представляем, в отличие от набойки, – это роспись по ткани, которая появилась намного позднее. На Руси набойка стала известна при царе Алексее Михайловиче в середине XVII века.

Что же изображали на набойках? Первые русские набойки были по большей части мелко­узорчатые, основой их были растительные мотивы, предельно обобщенные. Позднее появились резчики, достигшие виртуозного мастерства в резьбе манер. По мере освоения технологии резьбы и набивки рисунки усложнялись, и в XIX веке резные доски стали дополнять вставками из металлических полос, изогнутых в соответствии с рисунком, а также металлическими гвоздиками со шляпками и без них. Металлические полосы и гвозди обрамляли сочный красочный узор тонким контуром, дополняли мелким горохом, так называемым пико.

Сегодня в ручной работе произошел новый виток, и мы наблюдаем, как нарастает интерес к исконным ремеслам. Набойка на ткани - одна из них. К примеру, и я в своих объединениях Батик и ИЗО использую эту технику. Использование штампа хорошо подходит для изучения таких тем, как Композиция платка, Виды орнамента, Орнаменты народов России, Ознакомление с видами дкоративно-прикладного творчества и т.д.

Ну а я предлагаю кустарным способом изготовить заготовку для шоппера или сумочки-кармашка. Для этого нам нужно сначала сделать штамп.

Штамп - это инструмент, рабочая поверхность которого воспроизводит форму поверхности изделия. Простые штампы можно изготовить из резинового ластика, толстого линолеума, древесины, а также сырых овощей и фруктов. Если быть внимательным из любого предмета можно сделать штамп. Я нашла один из простых способов изготовления штампа с помощью картона и фоамирана. Но наша сегодня с вами задача не просто ознакомиться с техникой штампа, но и выполнить его на традиционный манер. Для этого используем знакомые нам удмуртские узоры и рисуем или чертим на фоамиране подобранный элемент, затем вырезаем и приклеиваем на картон.

Выпуклое изображение элементов по отношению к ровной поверхности проще всего сделать из картофеля, морковки, редиса, репы. Картофель можно разрезать на бруски так, чтобы в сечении получился квадрат или прямоугольник. Разделив квадрат по диагонали, можно получить треугольник. Морковь используют для получения круга или овала. Для этого рассекают ее поперек. При желании из моркови можно сделать шаблон более сложной формы, например цветка. Некоторые фрукты и овощи (яблоко, грушу, редис, свеклу) используют без изменения их формы, достаточно разрезать их пополам.

Для ручной набойки ткани нужны следующие материала и инструменты: гладкокрашеная ткань из натуральных волокон, акриловые краски для печати или тушь темного цвета, поролоновая губка, два листа бумаги или кальки, утюг и наши готовые штампы.

Последовательность выполнения работы на ткани

1.Подготовить эскиз росписи.

2.Намочить ткань в горячей воде и проутюжить ее с двух сторон горячим утюгом.

3. Скроить шоппер ( или другое изделие)

4.Разметить на ткани мелом или карандашом места нанесения узора в соответствии с эскизом.

5. Набойка будет качественнее, если под основную ткань положить мягкую подстилку для удаления пропитавшейся лишней краски и лучшей пропитки на основную ткань.

6.Сделать штампы нужной формы. Для этого:

- Подобрать необходимый вам рисунок, или нарисовать самим;

- Перевести рисунок на материал, из которого будете вырезать штамп (резина, дерево, линолеум, фоамиран, картон, овощи и т.д.. Может подойти даже обычный ластик)

- Вырезать и если у вас тонкий материал нужно обязательно приклеить на картон или деревянную основу на клей Момент ( я использую Момент Кристалл)

7.Пропитать краской поролоновую губку ( штемпельная подушка)

8.Сделать пробный оттиск на ткани (как правило он получается некачественным).

9.Выполнить набивку по всему рабочему полю согласно предварительной разметке, по необходимости добирая краску с губки на штамп.

10. Доработать рисунок способом свободной росписи

11.Закрепить изображение: вложить ткань между двумя листами бумаги (кальки) и проутюжить с двух сторон.

Если вы хотите заняться профессионально этим видом искусства, то нужно учесть советы от мастеров:

- чтобы купленные штампы исправно и долго служили. Первое, на что стоит обратить внимание - порода дерева, а точнее - его твердость. Вовсе не обязательно уметь отличать конкретный сорт древесины, просто проведите по штампу ногтем. Остался след? Значит, недолго прослужит. Чем мягче дерево, тем больше оно будет "размочаливаться", тонкие детали покоробятся и изотрутся;

- обратите внимание, качественные штампы вырезаются из твердых пород дерева, и дополнительно провариваются в масле;

- если вам предложат штамп из липы или фанеры, просто сопоставьте стоимость изделия и его качество. Такой штамп не прослужит долго;

- самые качественные штампы, выполненные на торце твердых пород древесины, но они и стоят дороже. Именно с такими штампами краска лучше сцепляется с поверхностью ткани, не скатывается и влияет на конечный результат.

Жизнь прекрасна и удивительна, когда есть увлечение и творческий потенциал. Милые женщины, я желаю вам творческих успехов, вдохновения!

И еще идеи штампов, оттисков, трафаретов и идей, про которые я рассказывала. Думаю, вам пригодится

Что нужно для изготовления штампов

Создание штампов своими руками позволяет сделать какие угодно вариации рисунков. Вы можете найти готовые идеи или прорисовать их самостоятельно.

Создание штампов для печати на ткани своими руками

Создание штампов для печати на ткани своими руками

Создание штампов для печати на ткани своими руками

Приступим. Главное в нашем рукотворном деле это, конечно, идея! Чем подробнее вы сделаете эскиз, тем лучше будет результат. Постарайтесь посвятить этому время.

Создание штампов для печати на ткани своими руками

Пошаговый мастер-класс

Создание штампов для печати на ткани своими руками

А теперь внимание! Чтобы наш пластик подвергся минимальной деформации при снятии с пленки, поместите пленку с вырезанным штампом на несколько минут в морозильную камеру! После затвердевания аккуратно снимите сначала подложку, а потом будущий штампик с пленки, для этого лучше воспользоваться лезвием из макетного ножа. Рабочая сторона штампа — это та, что прилегала к пленке! Она получится более гладкой и этой стороной укладываем изделие на ровную металлическую поверхность, на которой мы будем запекать штампики в духовке. Предварительно аккуратно накрываем штампик подложкой.

Создание штампов для печати на ткани своими руками

Выставляем указанный в инструкции температурный режим и запекаем штамп до состояния пластмассы. Аккуратно вынимаем из духовки и даем остыть.

Создание штампов для печати на ткани своими руками

Создание штампов для печати на ткани своими руками

Теоретически, можно избежать выпиливания из фанеры и сделать базу из той же пластики, раскатать ее более толстым слоем и запечь вместе с штампом. Просто понадобится гораздо больше пластики. 🙂 Для небольших штампов основание можно сделать из винных пробок, разрезая их вдоль или поперек. Если у вас завалялись куски пробкового покрытия, можно нарезать основания из него. Тут ваша фантазия, возможно, подскажет вам лучшее решение! Главное, чтобы материал базы был достаточно прочным и водоустойчивым.

Автор свой выбор не фанере, поскольку штампы с ней получаются прочные и при мытье, фанера не деформируется, как, к примеру, дерево.

И не сезон для грибов, но хочу поделиться опытом набойки фанерой.

мухоморы, для набойки по ткани

Каждый раз я облизываюсь на множество палисандровых штампов, и иногда хочется целых серий/досок/экспериментов/историй.
Хочется перевести и свои эскизы в древесину. Но ждать из теплой Индии долго, а то количество идей, которые роятся в скетчбуках уже тянет на заоблачную сумму в палисандре и целый шкаф в доме.
Поэтому начала делать себе штампы из фанеры: эскиз сканирую, картинку векторизую.

ручная набойка, для печати по ткани

Эскизы для трассирования
Отсылаю макет на лазерную резку (именно резку, гравировка сильно дороже).
Для самого рисунка фанера 4 мм, для основания (чтобы приятнее и на настоящие отдаленно похоже) 20-30 мм (меньше 1 см не советую, прочность у больших ниже).

штамп

Готовые штампы из фанеры, только что из резки
Собираю все слои на столярный клей (или ПВА uhu) и обязательно в струбцины (в тиски, давление должно быть очень сильное).

штамп для набойки

Готовый штампик, жрет пропитки

Это очень-очень важно: защитить от влаги! Пропитываю маслом: на сутки в льняное можно окунуть и недели 2-3сохнут. Лаком не вскрываю, т.к. он дает корочку, которая в процессе постоянного использования может скалываться. Масло же, полимеризуясь, дает гибкий внутренний защитный слой (увеличивает прочность) и проникает глубоко.

штамп своими руками

Так выглядят уже рабочие штампы.

грибы

Штампы из фанеры в ставнении с палинандровыми.

block print

Себестоимость такого штампа 190 р., при размере примерно 12х10 см.
Это очень приятный способ отработать некоторые рисунки. Например, теперь я точно знаю, какие из своих грибов буду доделывать (оказалось, не так просто разработать с нуля принт) и какие потом закажу в палисандре.
Печатаются так же, как и настоящие, износостойкие (предыдущие живут уже больше двух лет).
Настоящее дерево безусловно не заменят, но для тех кто хочет всего и сразу, это целая возможность ;)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Секреты ручной набойки по ткани


Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ручная набойка на ткани – это древнее ремесло, народный промысел и один из древних видов декоративно-прикладного искусства, который сегодня позволяет изучать историю и культуру многих народов.

Набойка, что означает само это слово, как далеко уводит нас ее историческое прошлое и чем связывает народы Древней Индии, Китая, и Руси, откуда пришла и какой след оставила в декоративно-прикладном искусстве славянских народов? Нас очень заинтересовал этот вопрос, и мы решили выполнить исследование по данной теме.

Цель работы: изучить историю возникновения искусства художественной ручной набойки на ткани и технологии ее выполнения.

Собрать, изучить и систематизировать материал об истории возникновения искусства художественной ручной набойки на ткани.

Изучить технологии выполнения набойки.

Найти и определить интересные и возможные варианты использования ручной набойки на ткани в современном текстильном дизайне.

Изготовить эксклюзивные изделия с применением техники ручной набойки.

Выявить востребованность и интерес в области искусства художественной ручной набойки в условиях современности.

Объект исследования: декоративно-прикладное искусство

Предмет исследования: ручная набойка на ткани.

Гипотеза: изучив технологию ремесла ручной набойки на ткани, мы сможем использовать ее в создании современных дизайнерских вещей.

Методы исследования:

- анализ литературы;

- встречи и беседы с мастерами декоративно – прикладного творчества;

-изучение экспозиций;

-наблюдение;

-сравнение;

Основная часть

История возникновения набойки по ткани

До недавнего времени самым древним образцом оттиска рисунка на ткани считалась туника IV в. н.э., найденная в 1894 году в Египте в детской гробнице. Сегодня самые ранние образцы набойки на ткани дотируются не позднее 220 г. н.э. (Приложение 1).

В 1946 г. в Государственную библиотеку СССР им. В.И. Ленина (ныне Государственную Российскую библиотеку), с целью возмещения ущерба нанесенного русской культуре во времена Второй мировой войны, поступила собирательная коллекция тканей с художественной ручной набойкой, с фамильным клеймом немецкого ученого и коллекционера Роберта Форрера.

В данном издании кроме подробного описания образцов ткани и техники набойки, приводится расшифровка символики в тех или иных сюжетах. Наибольшую ценность представляют штофы с набивными композициями из ситца.

Художественной набойка на ткани.

Первые архиологические находки в России датируются X в., но расцвет художественной набойки на ткани как народного промысла пришелся на XVII в. С развитием торговых путей, с Востока через территорию Сибири и Урала в Средневековую Русь проникает удивительный по составу и свойству краситель для ткани – индиго (Приложение 3), хорошо известный нам по синим джинсам, а вместе с этим и технология кубового крашения тканей. Уже в конце XVII в. набойка становится предметом повседневного обихода.

Вначале были широко распространены крупные узоры. Для этого вручную изготавливались большие деревянные формы - специальные набивные доски с рельефом (зеркальным изображением узора). Доски изготавливались из твердых сортов древесины (клен, береза). Для работы с такими досками требовались особое мастерство и сила. Приходилось за одним штампом работать нескольким мастерам одновременно. В XIX в. уже стали появляться штампы меньших размеров, их еще называли манерами. Они были различной формы, рисунок на манере как и прежде вырезался вручную. В начале это был не орнаментальный рисунок, изображались святые или религиозные символы [1].

Технология верховой набойки

Технология кубового окрашивание ткани

Таким образом, процесс кубового крашения ткани и набойки не просто сложный, он становится увлекательным и загадочным. В чем же заключается загадочная технология кубовой набойки?

Следует отметить, что красящий состав в кубе перед работой, имеет сложный химический состав. Кроме красителя индиго в него добавляют железный купорос, негашенную известь и воду. Приготовленную ткань погружают в куб на 30 минут, после чего вновь поднимают на воздух.

На первый взгляд может показаться, что окрашивание не дало ожидаемого результата. Впитанная в ткань краска вначале кажется грязной и ненасыщенной. Но вскоре происходит удивительное перевоплощение. Как только краситель вступает во взаимодействие с кислородом, ткань начинает меняться на глазах. Ткань приобретает наиболее яркий и насыщенный васильковый цвет. При повторном погружении цвет становится глубокий темно-синим.

После получения нужного оттенка мастер приступает к откваске. Для этого ткань несколько раз поласкают в кислом растворе, обычно это слабый раствор соляной кислоты. После откваски на ярко-синем фоне проявляются и оживают белоснежные невероятные узоры. Набойка оживает. (Приложение 5).

Такой метод окрашивания и украшения тканей при помощи набойки до сих пор сохранился и широко применяется в Индии. А производство краски индиго для многих является настоящим ремеслом и единственной профессией. В России же этот метод был полностью утрачен в 30-х годах в связи с появлением автоматизированной промышленности [4].

Живая набойка современности

Сегодня ручная роспись тканей методом художественной набойки вновь возрождается. Способ, правда, достаточно дорогостоящий, но тем не менее увлекательный. Рисунок всегда получается авторским и неповторимым. Для работы современные мастера используют дорогостоящие акриловые краски. Процесс изготовления деревянных штампов имитирующих старинные рисунки и орнаменты гораздо упростился, на помощь пришли современные технологии (фрезерные станки с числовым программным управлением, 3 D принтеры).

Также во время выполнения исследовательской работы мы общались с мастером художественной набойки Незнамовского Центра культурного развития - Девяткиной Светланой Викторовной. (Приложение 7). Светлана Викторовна познакомила нас с технологией поэтапного выполнения верховой набойки, научила как правильно ухаживать за набивными тканями и изделиями.

У каждого мастера свой индивидуальный подход к работе, но процесс одинаково захватывающих. Начинали мы с салфеток, затем были мешочки для хранения, наволочки на подушки. (Приложение 6). Сегодня мы создаем стилизованные сценические костюмы в которых участвуем в различных конкурсах и мероприятиях.

Традиции имеют свойство возвращаться. Ведь новое-это хорошо забытое старое. И хотя еще не так давно народные ремесла считались пережитком прошлого, сейчас они возвращаются в наш быт. Поклонников этнокультуры и просто ценителей народной культуры в России достаточно.

Технология – технологий, но без самой важной составляющей древнего ремесла – любви к своему делу и к людям, вряд ли набойка по ткани пережила бы столько столетий, выдержав конкуренцию с самыми современными технологиями. И у нас, к счастью, есть возможность сохранить эту часть русской культуры.

Изучив историю возникновения искусства художественной набойки на ткани, мы действительно прикоснулись к новому, интересному, загадочному образному и духовному миру наших предков. И кто знает, быть может именно сегодня познавая и возрождая их культуру и традиции, формируется новая страница нашей истории, рождается новая этнокультура.

По результатам проведённого исследования мы сделали следующие выводы:

Художественная ручная набойка на ткани зародилась в Древнем Китае, была широко распространена в Древнем Египте и Индии.

В России ручная набойка появилась в X веке, но расцвет как народного промысла пришелся на XVII век.

Таким образом наша гипотеза подтвердилась: изучив технологию ремесла ручной набойки на ткани, мы смогли использовать ее в создании современных дизайнерских вещей.

Список использованных источников и литературы:

Алпатова И.А. Узорные ткани. Русское декоративное искусство / И.А. Алпатова. - М., 1993. - 3 Т.

Немировский Е. Л., Горбачевский Б. С. С книгой через века и страны. - М., 1974.

Соболев K.H. Набойка в России / К.Н. Соболев. - М., 1997.

Трубникова Л.А. Красотa ремесла и творчества / Л.А Трубникова. - Ростов н/Д., 2000.

Интернет – источники:

Приложение 1

Египет, христианский период, около 4-го-6-го века н. э. Тонкая ткань двойного переплетения.

Приложение 2

Приложение 3

Краска индиго – сложный натуральный природный краситель, полученный путем переработки листьев индигоферы красильной (травянистое растение семейства бобовых. Кустарники индигоферы произростают в Индии, Египте, России, южных районах Европы и США). Листья замачиваются, бродят. Затем синий осадок полученного раствора смешивается с основой (как правило это щелок), затвердевая масса спрессовывается, а затем высушивается и превращается в порошок. Имеет сложный химический состав, не растворяется в воде. При приготовлении красильного состава имеет слабо проявленный синеватый цвет. Проявляется только при взаимодействии с кислородом.

Приложение 4.1

Приложение 4.2

Набойка на окрашенной ткани

Приложение 5

Кубовая набойка на ткани

Приложение 6

Приложение 7

Мастер художественной набойки на ткани Незнамовского Центра культурного развития - С.В. Девяткина

Читайте также: