Как сделать мягкий знак

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Темы " Мягкий знак - показатель мягкости " и " Разделительный мягкий знак " не такие уж и простые. Столько тонкостей надо запомнить. Впервые эти темы ребята начинают изучать во втором классе. Не все усваивают их хорошо, особенно трудно это даётся детям, для которых русский язык - не родной язык. Достаточно часто я встречаю в работах учеников одни и те же ошибки: пропуск мягкого знака в словах или постановка там, где это не нужно. Иллюстрация на фото.

У птицы перя.

Родители ему говорят: "А теперь прочти, что ты написал!" Ребенок читает правильно "перья" и искренне не понимает свою ошибку. Родители возмущаются: это же очевидно - какие перя? Неужели ты не слышишь и не чувствуешь, что надо писать перЬя?

Не слышит и не чувствует. Более того, такой подход родителей и не заставит ребёнка почувствовать мягкий знак. Дайте ему хоть сотню слов с этим знаком написать, он все равно будет из раза в раз делать ошибки.

Что же делать, чтобы ребенок понял, когда нужно писать мягкий знак, а когда нет

Для начала определить причину непонимания . Их может быть несколько:

1. Речевые или логопедические нарушения. Если ребенок хорошо говорит, это ещё не значит, что и в письменной речи у него будет всё хорошо. Возможно, у него снижен фонематический слух и нет "речевого чутья". У таких учеников наблюдается дисграфия, то есть нарушение письма и специфические ошибки на письме.

2. Русский язык - не родной язык

3. Нет понимания "мягкие" и "твердые" согласные звуки и неумение их обозначать на письме. Например: ден (вместо день), малчик (вместо мальчик), Ола (вместо Оля).

4. Не сформировано понимание звуковых образов слов, не понимает, какие звуки согласные, какие гласные, не слышит гласных звуков в слове, не слышит мягкие и твёрдые согласные звуки. Как следствие, не понимает мягкий и твёрдый знаки.

Каждая из этих причин имеет свои методы коррекции.

Первую причину должен корректировать логопед. Дисграфию сложно исправлять самостоятельно.

Вторая причина поддаётся коррекции при регулярных занятиях. Каждый раз заучивать правила о разделительном мягком знаке и о мягком знаке - показателе мягкости. Сделать много упражнений на эти правила.

Третью и четвертую причину не следует запускать. Всё это ребенок должен освоить уже на этапе подготовки к школе. Если этого не произошло, необходимо найти упражнения на различение гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков.

Ниже приведу несколько примерных упражнений для отработки безошибочного написания мягкого знака в словах. Это лишь малая часть работы по усвоению этой темы. Больше подобных упражнений можно найти в интернете.

Тренировочные упражнения для различения мягкого знака в словах

  • Рассказываем ребенку, что есть мягкие и твердые согласные звуки. На мягкость согласного указывают 1) гласные Е, Ё, Ю, Я, И и 2). Мягкий знак . Сравниваем: мал - мял, мыло- мило, кон - конь, уголки - угольки и т.д. Учимся различать разделительный мягкий знак в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. Для этого произносим слоги: ля - лья, ме - мье, пю - пью, ни ,- ньи и другие. Даём понять, что в слогах с мягким знаком гласный звук произносится с паузой, он как бы спотыкается об мягкий знак. Подключаем в это упражнение движение рук: руки вместе с ЛЯ, НЁ, ТЮ, МЕ; руки в стороны с слогами ЛЬЯ, НЬИ, ТЬЮ, МЬЕ.
  • Игра "Наоборот" с использованием мяча или машинки. Катаем их друг к другу. Взрослый произносит слог с гласным слитно и толкает мяч, а ребёнок должен произнести раздельно, возвращая мяч: МЯ - МЬЯ, ПИ - ПЬИ, МЯ - МЬЯ, ДЮ - ДЬЮ, ТЕ - ТЬЕ и другие. В этой игре важно донести до ребёнка, что мягкий знак перед Е, Ё, И, Ю, Я при произнесении даёт небольшую паузу.
  • Игра "Один-много" образовать и записать множественное число существительных от единственного, используя мягкий знак: стул - стулья, крыло - крылья, брат - братья, полено - поленья и другие.
  • Вставить, где это необходимо, мягкий знак:

Нержавеющая стал _, густая пыл _, белый мел _, длинный шест _, зеленая ел _, штрафной удар_, острый угол_, не лез_ на крышу, ел_ банан, учител_ положил мел_.

Правило -тся, -ться можно считать одним из самых простых и логичных в русском языке. Однако, люди часто сомневаются, какое окончание правильно, и это является одной из самых распространённых орфографических ошибок.

В этой статье вам будет предложено подробно ознакомиться и понять, в чем же разница между -тся, -ться и как не ошибиться в постановке правильного окончания.

Затруднение в выборе -тся, -ться? Вопрос вам в помощь.

Для того чтобы понять, как правильно пишутся окончания -ться и- тся достаточно задать к глаголу вопрос. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах. Внимательно прочитайте следующие предложения:

  • Я сегодня собираюсь заниматься йогой.
  • Сегодня вечером я хочу встретиться с Оксаной.
  • Осторожно! Эта собака может кусаться!
  • Чтобы все получилось, нужно много трудиться.
  • Мне бы хотелось развиваться в юридическом направлении.

Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:

  • Я сегодня собираюсь что делать? Заниматься йогой.
  • Сегодня вечером я хочу что сделать? Встретиться с Оксаной.
  • Осторожно! Эта собака может что делать? Кусаться!
  • Чтобы все получилось, нужно что делать? (Много) трудиться
  • Мне бы хотелось что делать? Развиваться (в юридическом направлении).

Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).

Рассмотрим примеры других предложений:

  • Они сегодня задерживаются.
  • Завтра она представится своим коллегам.
  • Смотри! Он приближается!
  • Моя доченька развивается очень быстро, молодец!
  • Пусть они хорошенько там повеселятся.
  • Они сегодня что делают? Задерживаются.
  • Завтра она что сделает? Представится (своим коллегам).
  • Смотри! Он что делает? Приближается!
  • Моя доченька что делает? Развивается (очень быстро).
  • Пусть они хорошенько там что сделают? Повеселятся.

Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.

-ТСЯ, -ТЬСЯ. Примеры вопросов и глаголов.

Что делать? Что сделать?

Что (с)делает? Что (с)делают?

Заберётся, забирается, заберутся, забираются

Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.

Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.

В учебнике русского языка 5-го класса (авторы: Ладыженская, Тростенцова) правило –тся и -ться в глаголах выглядит следующим образом:

Проще говоря, для того чтобы определить, как правильно пишется -тся, -ться в окончания глаголов нужно использовать следующий алгоритм.

  1. Необходимо определить, от какого слова зависит интересующий глагол.
  2. Поставить вопрос к глаголу. Примеры таких вопросов были рассмотрены выше.
  3. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в окончании будет писаться -тЬся.
  4. Если в вопросе не содержится мягкого знака, то и в окончании его не будет, т.е. пишем –тся.

Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.

Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.

Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.

Чтобы проверить, насколько вы усвоили правописание -тся и -ться в глаголах, после прочтения статьи, предлагается выполнить следующее задание:

Поставить вопросы к глаголам и вставить –тся, -ться в окончания. Если сомневаетесь, поставить -тся или –ться, см. образец выше.

  1. Я предпочитаю развлека___ с друзьями, нежели в одиночку. А моя сестра всегда развлекае___ одна.
  2. Занима___ спортом – значит воспитывать силу воли. Но он совсем не занимае___ спортом.
  3. Завтра он будет труди___ до поздней ночи. А я не привык так труди___.
  4. Посмотри, как она старае___! Этим можно бесконечно восхища___.
  5. Дети меня не слушаю___. Разве можно так балова___?
  6. Знаю, что одному мне не справи___. Она прекрасно справляе___ с этим заданием.
  7. Поезд до Петрозаводска отправляе___ сегодня в девять часов по московскому времени. Как же я могу отправи___ туда без тебя?
  8. Мне кажется, ей понрави___ мой подарок. Он всем должен понрави___.
  9. Разве можно так громко смея___? Скажи ему, пусть смеё___ потише.
  10. Они же совсем не хотят учи___! Вот не выуча___ и не смогут быть хорошими специалистами.

Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.

Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.

Мягкий знак пишется всегда:

  1. В неопределенной форме глагола (инфинитив). Эта форма, как уже было сказано выше, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Примеры: учиться, печь, помочь, стричься.
  2. В глаголах 2-го лица единственного числа (перед которыми стоит или мысленно можно подставить местоимение ТЫ). Примеры: почистишь, читаешь, намоешься, выучишься.
  3. В глаголах повелительного наклонения. Примеры: приготовься, приготовьте, намажьте.

Зная это, необходимо учесть и следующие правила:

Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.

  1. Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа настоящего времени: рисовать, изучать, понимать, прибегать, развивать, практиковать, думать, плавать.
  2. Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа будущего времени: придумать, выступать, позвать, пригласить, позвонить, рассказать.
  3. Определите неопределенную форму глаголов (инфинитив): бегу, решаем, меняет, планирую, развиваем, читает, играю, изучаешь.

Любите и изучайте русский язык! –Ться, -тся, в таком случае, как и многое другое, станет понятно и с легкостью покорится вам. Тем более, наша работа и ее качество — это хорошее знание русского языка и умение его правильно использовать.

Правописание мягкого знака Ь состоит в соблюдении 4 групп правил: 1) разделительный мягкий знак: правописание; 2) употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных; 3) мягкий знак после шипящих; 4) мягкий знак в некоторых падежных и глагольных формах.

1. Разделительный мягкий знак

Разделительный мягкий знак пишется:

  • перед е, ё, и, ю, я внутри слова, не после приставок, например: карьера, курьезный, воробьиный, вьюга, обезьяна ;
  • в сложносокращенных словах, если мягкий знак был в первом слове, например: мелькомбинат, Связьинвест;
  • перед О в следующих заимствованных (иноязычных) словах, почти полный список: батальон, бульон, гильотина, каньон, компаньон, котильон, кроманьонец, лосьон, медальон, миньон, монсеньор, павильон, папильотка, почтальон, сеньор, фьорд, шампиньон, шиньон, эспаньолка .

2. Употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных

  1. На конце слова знак Ь пишется после любого мягкого согласного, например: конь (ср. окон), уголь (ср. угол), фонарь, ударь (ср. удар).
  2. В середине слова мягкий знак пишется:
  • после мягкого Л, стоящего перед любым согласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, мальчик, пильщик ;
  • после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба ;
  • между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким, например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).
  1. Буква Ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, ларчик.
  2. Мягкий знак не пишется между двумя мягкими Л: иллюзия .

3. Мягкий знак после шипящих

После шипящих мягкий знак пишется:

  • в именах существительных женского рода единственного числа (им. и вин. падеж), например: речь, тишь, рожь, мышь, дочь, ночь;
  • в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте ;
  • в неопределенной форме глаголов: беречь — беречься, стричь — стричься ;
  • во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени, например: несёшь, возишь, бросишь, несёшься, бросишься, возишься;
  • в наречиях, например: невмочь, сплошь ( исключения : уж, замуж, невтерпёж );
  • в частицахвишь, бишь, лишь, ишь ( исключения : уж, аж ).

4. Остальные случаи

Мягкий знак употребляется:

  • в творительном падеже множественного числа некоторых существительных (например: детьми, людьми, четырьмя )
  • числительное восемь во всех падежах (например: восьми, восемью, восьмью );
  • в неопределённой форме глагола: возить — возиться, брить — бриться ;
  • в повелительном наклонении глаголов (см.Примечание 1): приготовь, приготовьте, приготовьтесь .
  • в конце следующих числительных (им. и вин. падеж) пять, шесть. семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, тридцать ;
  • перед буквой О в некоторых числительных (см.Примечание 2): секстильон, квадрильон, квинтильон, септильон и др.

Примечания:

(1) Обратите внимание на употребление в повелительном наклонении форм глагола, имеющего только две формы: форму 1 -го лица ед. числа — ляг и форму 2-го лицами, ч. — лягте .

(2) Существует вариантное написание следующих числительных: секстиллион, квадриллион, квинтиллион, септиллион и др.

(3) Заметьте: существительные дочь, кость и плеть в творительном падеже мн. ч. имеют окончание -ями ( дочерями, костями, плетями ), а устаревшие формы ( дочерьми, костьми, плетьми ) в современном языке можно встретить только во фразеологизмах ( лечь костьми, бить плетьми ).

(4) Запомните: если окончанию -ня предшествует буква л, то после неё пишите мягкий знак: купальня, колокольня, гладильня, коптильня и др.

(5) Запомните написание наречий: точь-в-точь и просторечного допрежь .

(6) Отличайте написание суффиксов -ть-(ся) и др, инфинитива от суффикса -т-(ся) формы 3-га лица настоящего времени. Сравните: Она хочет учиться в консерватории. Она там учится ?

(7) Обратите внимание на правописание следующих слов: то бишь (то есть, а именно), туш (музыкальное приветствие) и тушь (краска), тоньше и тончайший , нянька и нянчить .

(8) Обратите внимание на особенность написания слова любовь. Нарицательное существительное любовь в косвенных падежах теряет гласную букву о: нет любви, к любви, о любви. Собственное имя Любовь сохраняет эту гласную во всех формах: Молодой Блок проводил много времени у Любови Дмитриевны Менделеевой.

Почти все русские буквы можно написать на английском языке, используя правила транслитерации. Но с мягким знаком существует проблема.

Правило написания мягкого знака на английском

Картинки по запросу

Основная функция мягкого знака — смягчать стоящую перед ним согласную. В английском языке такой буквы нет, как и нет мягких согласных. Все согласные твердые. Поэтому, при написании русского слова, содержащего мягкий знак, английскими буквами, мы его не учитываем.

С отсутствием мягкого знака связаны трудности произношения русских слов представителями англоговорящего мира.

Мягкий знак в гла­го­лах пишет­ся в несколь­ких грам­ма­ти­че­ских фор­мах соглас­но пра­ви­лу орфографии.

Узнаем, в каких слу­ча­ях в рус­ском язы­ке пишет­ся мяг­кий знак в гла­го­лах, и при­ве­дём примеры.

Мягкий знак в глаголах


Инфинитив


2 л., ед.ч.


Повелительное накло­не­ние


Возвратная фор­ма с чься⁄
ться


3 л., ед. и мн. ч.
тся

Рассмотрим более подроб­но, когда исполь­зу­ет­ся мяг­кий знак в гла­го­лах в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфографии.

Мягкий знак в неопределённой форме глагола

В рус­ском язы­ке гла­гол, как само­сто­я­тель­ная часть речи, име­ет обшир­ную систе­му грам­ма­ти­че­ских форм. Его началь­ной фор­мой явля­ет­ся неопре­де­лён­ная фор­ма, или инфи­ни­тив, к кото­ро­му мож­но задать вопро­сы что делать? что сделать?

Эти вопро­сы ука­зы­ва­ют и под­ска­зы­ва­ют, что при напи­са­нии гла­го­лов в неопре­де­лён­ной фор­ме обя­за­тель­но сле­ду­ет поста­вить мяг­кий знак неза­ви­си­мо от того, каким соглас­ным, звон­ким или глу­хим, закан­чи­ва­ет­ся слово.

Понаблюдаем:

  • (что делать?) желать, полоть, сто­ро­жить, веять;
  • (что сде­лать?) сбе­речь, отвлечь, зажечь­ся, отпи­сать­ся.

Если гла­гол высту­па­ет в воз­врат­ной фор­ме, то ана­ло­гич­но зада­ём к нему соот­вет­ству­ю­щий вопрос. Мягкий знак сохра­ня­ет­ся в окон­ча­нии неопре­де­лён­ной фор­мы воз­врат­но­го гла­го­ла перед пост­фик­сом -ся:

  • воз­му­тить — возмутиться;
  • про­явить — проявиться;
  • радо­вать — радоваться;
  • стричь — стричься.

Отличаем напи­са­ние созвуч­ных бук­во­со­че­та­ний -тся и -ться в гла­го­лах соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии.

Мягкий знак в форме 2 лица глагола

  • ты (что дела­ешь?) по ёшь , слав ишь ;
  • ты (что сде­ла­ешь?) нари­су ешь , покорм ишь .

Мягкий знак в повелительном наклонении глагола

Повелительное накло­не­ние харак­тер­но тем, что гла­гол име­ет грам­ма­ти­че­скую фор­му 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла. В отли­чие от фор­мы гла­го­ла 2 лица изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния сло­во выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, при­ка­за, поже­ла­ния, запрета:

  • при­сядь рядом;
  • встань­те в ряд;
  • зана­весь­те, пожа­луй­ста, окно.

В орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка в напи­са­нии этих форм гла­го­ла не обой­тись без мяг­ко­го знака.

Мягкий знак пишет­ся в фор­мах един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла после соглас­ных и у воз­врат­ных глаголов:

  • повесь — повесьте;
  • прибавь- при­бавь­те;
  • доверь­тесь мне.
  • срежь — срежьте;
  • съешь — съешьте;
  • под­по­яшь­ся — подпояшьтесь.

Итак, в рус­ском язы­ке соглас­но пра­ви­лу мяг­кий знак в гла­го­лах пишет­ся в сле­ду­ю­щих грам­ма­ти­че­ских формах:

  • в неопре­де­лён­ной форме;
  • в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го лица насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го наклонения;
  • в фор­мах пове­ли­тель­но­го наклонения.

Чтобы усво­ить это напи­са­ние, поупраж­ня­ем­ся, вста­вив, где необ­хо­ди­мо мяг­кий знак.

Упражнение

Необходимо при­влеч… вни­ма­ние обще­ствен­но­сти к этой проблеме.

Будьте доб­ры, отправ…те это пись­мо заказ­ной почтой.

Мы ушли на реку, а вер­ный пёс остал­ся сте­реч… дом.

Съеш…те на зав­трак омлет и греч­не­вую кашу.

Как мне увлеч… сына игрой в теннис?

Обознач…те, пожа­луй­ста, каран­да­шом все труд­ные слу­чаи напи­са­ния слож­ных слов.

Видеоурок

Читайте также: