Как сделать мягкий свет

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Конечно же, при съемке в фотостудии мало знать только о схемах расположения источников освещения. У света достаточное количество характеристик, знание которых позволит лучше разобраться в процессе фотографирования.

Например, свет в фотографии можно классифицировать по следующим параметрам:

— характер освещения ( мягкий или жесткий свет);

— способ получения освещения ( направленный, рассеянный, отраженный);

— направление света относительно объекта съемки ( фронтальный, боковой, контровой, верхний, нижний);

— в зависимости от характера источника ( естественный и искусственный свет);

— по цветовой температуре ( теплый или холодный свет).

Можно до бесконечности выделять все больше и больше видов света, но мы остановимся на представленном делении.

Мягкий свет и жесткий свет


Жесткий свет имеет характерную картинку, которую легко распознать по резкому контрасту между светом и тенью, минимумом полутонов. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики — ярко выраженными. Также подчеркивается текстура объектов съемки. Самый простой пример жесткого света — это солнце в яркий полдень. Также жесткий свет можно создать при помощи вспышек, направленных на объект съемки без использования каких-либо насадок. Жесткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус


Мягкий свет характеризуется более спокойным рисунком — максимум полутонов и градиентов. Поэтому в классической портретной съемке основным источником является источник мягкого света — студийный прибор с фотозонтом или софтбоксом или же мягкий свет из окна. Также примером мягкого света может служить естественное освещение в облачную погоду или свет в тени здания в солнечный день.


Как получить нужный светотеневой рисунок

Светом можно управлять ( при съемках в студии или со вспышкой) или же использовать то, что есть вокруг ( при съемках на улице или в помещении без вспышки). Как бы то ни было, фотограф может использовать три разных по способу получения вида света.

Направленный свет получается при использовании довольно мощного источника, направленного на объект съемки с небольшого расстояния, часто с использованием сот или тубуса, что бы ограничить световое пятно по площади. Поэтому направленный свет — обычно жесткий с характерным светотеневым рисунком.


Отраженный свет получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности. Это может быть зеркало, белый однородный материал, серебристая поверхность или обычная выкрашенная в однотонный цвет стена. Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру ( т.е. сохраняют естественные цвета). Цветные поверхности при отражении света от них дают цветные рефлексы, поэтому их нужно использовать с осторожностью. Отраженный свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным.


Рассеянный свет — это свет от основного источника, который проходит через полупрозрачные субстанции, прежде чем попасть на объект съемки. В качестве рассеивателя могут служить кучевые облака на небе, кусок полупрозрачной ткани, лист бумаги, занавески или профессиональные приспособления ( зонты на просвет, софтбоксы ). Также рассеянный свет — это свет в тени в солнечный день. Рассеянный свет — наиболее мягкий, дающий плавные переходы между светом и тенью на объекте съемки.



Лучше всего с этой задачей справляется боковой свет ( на прошлом уроке мы выяснили, что у фотографов он называется рисующий и моделирующий), а в сочетании с акцентной подсветкой сзади ( контровой) он создает максимальный художественный эффект.


Только боковой свет — понятие довольно широкое, егоможно поставить под разными углами. То, как правильно выставить боковой свет, зависит уже от модели и особенностей ее внешности. Также красивый свето-теневой рисунок создает верхний свет, который часто используют для модельной съемки в студии.


А вот нижний свет используют в основном для заполнения теней или для создания специфического эффекта съемки для фильмов ужасов.

· Рисующий свет . Это любой свет, создающий на лице рисунок из света и тени.

Ну, или один мой пример:

739886.jpg

Рисующий свет может быть жёстким или мягким.

Жесткий рисующий: где тени имеют резкую границу, чаще всего тени значительно темнее светов (светлых участков). Например, прямой солнечный свет, свет от лампы или вспышки без рассеивателя.

примеры: ( Жесткий рисующий)

15076_76197322.jpg

1073522-jpg_944936.jpg

)

Мягкий рисующий: свет от окна, свет на улице без солнца (в тени или в пасмурную погоду), свет от софтбокса или осветительного зонта.

Но нужно помнить, что главное значение имеет относительная площадь источника света: зонт диаметром 1 метр при расстоянии от лица 1-1,5 метра – это мягкий свет, но если поставить тот же зонт на расстоянии 3-4 метра от лица – это уже не мягкий, а полужесткий свет J

Пример: ( с сайта http://35photo.ru. Авторов проставлю позже. а если кто поможет определить через "поиск по фото" - буду признателен)

2013973.jpg

а это мой " рисующий" ("полу-жёсткий" )

1596549.jpg

Как получить бестеневой свет?

Пример: (снято на открытой веранде)

1245511-34542.jpg

Бестеневой свет в помещении или в студии :

Или: на большую белую стену (2.5х4 м) с двух сторон светят два прибора (свет отражается от стены), фотограф стоит вплотную к стене (по центру), а модель в метре от него – получаем бестеневой свет.

1141173.jpg

Есть и отражатель с отверстием по центру для объектива…

Вот ещё несколько примеров бестеневого света :

Надоело о бестеневом свете, я его не слишком жалую J

Контровой свет .

Сзади за моделью или сзади-сверху. Создаёт контур на волосах и плечах, не попадет на лицо.

Моделирующий свет .

Тоже сзади, но сбоку, на уровне лица (обычно с теневой, противоположной от рисунка стороны).

1540112.jpg

1865115.jpg

5. Фоновой свет (подсветка фона) -

это последнее, о чём стоит думать при съёмке портретов: если у вас будет красивый фон, но при этом двойные тени от носа, портрет - на выброс.

. использую фоновый свет редко: если фон монотонный - делаю на нём полоску или пятна . Можно сделать разные эффекты на фоне проекционным прибором (извините за качество, это скрин из старого видео) .

Но я предпочитаю "активные" (но нерезкие, в расфокусе) фоны с самосветящимися объектами (настольная лампа, монитор, окно. сейчас грядёт Новый Год - буду ёлочные гирлянды использовать)

Иногда использую светодиодную ленту, она и на фон работает, освещая его "фантастическим" светом и одновременно работает как контровой.

1540489.jpg

Переходим к мягкому рисующему свету, к практическим занятиям.

Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, и я сегодня снял иллюстрации.

Обычно для таких целей снимают "неподвижную" модель, но мои взрослые "модели" приболели и снимал Сеню. А он никак не хотел сидеть с каменным лицом.

это "контрольки" ("иконки" исходных кадров)

6b884fc300c9.jpg

Пример 1: Зонт (диаметр1 метр) прямо над объективом. От зонта до модели ~ 1.5 метра. Меня в кадре нет, но я снимал просунув объектив вплотную к зонту, снизу.

a821d1ad4693.jpg

cfbf8199a6bd.jpg

На втором кадре включил моделирующий (чтобы рассказать и о нём) .

Не уверен, что "холодный" по цвету моделирующий тут нужен, но я снимаю "под обработку" и в финальном варианте лицо будет более оранжевым, а моделирующий - менее насыщенным и уйдём в сторону "teal" (цвет морской волны) и получится беспроигрышный teal&orange

Вот кадр после обработки:

962eab1558e0.jpg

5439a38c382c.jpg

Пример 2: Зонт под углом 45 °

f7439a964c77.jpg

0405a0fe000f.jpg

90884c866d27.jpg

Пример 3: зонт под углом 90°

В кадре моя жена Юлечка - "держит взгляд" ребёнка с помощью мультика на планшете :-)

eab71581ec60.jpg

получился не самый лучший свет

34cefb89100d.jpg

f6e65b90815e.jpg

Зонт сзади, под углом 135°

fa1df318896e.jpg

ecd014593de7.jpg

Пример 5: если у вас нет зонта - можно использовать отражатель

~ 45 ° Выключил синий светодиодник, включил настольную лампу (5вт)

b5ac8f18cd2b.jpg

результат: (отражатель далековато и свет стал жёстче )

ab7db10f4bb5.jpg

Пример 6: если нет и отражателя

fbbd9ca8cec1.jpg

результат (кстати, свет тоже вполне портретный… и уж точно – самый мягкий из всех J )

9c8b97275328.jpg

2ee82d81c8f5.jpg

PPS Для Sego : куклы не принимаются J нет модели? Поставь фотик на штатив и снимай автоспуском.

Вопросы – приветствуются, комментарии – тоже.

Сене скажи, приедет дядька с Германии, привезет много мультиков и шоколадку! И Юле большое спасибо передай (отчества не знаю).

отвечать буду в "теле" вопроса, так удобнее/понятнее. Вы не против?

1. объектив какой? диафрагма? объектив 70-200

Модель Canon EOS 5D Mark III

2. 1 пример, зонт прямо, 1,5 метра, у тебя получаются хорошие мягкие тени по лицу, у меня так не получалось. Смотрю на зонт и сравниваю с моим софт боксом, свет у бокса он по всей пощади равномерно, от зонта по др., т.е. от зонта идет более рассеивающий? Какая лампа в зонте (мощность)? лампа "no name", даже маркировки нет. Замерил прибором, потребляет 370 вт ЦТ - 2650 K ..

.Какое у тебя было расстояние от софта до лица и какая площадь у твоего софта? (и стоит ли самый плотный рассеиватель? Если полупрозрачный - вспышка его "пробивает": по центру небольшое яркое пятно, а края - тёмные.

У меня так не получалось - свет на твоем примере от зонта идет на заднюю стену и потолок , понимаю так - работает еще как заполняющий - так? Если у меня все стены белые - это влияет? Уменьшить мощность лампы? Выкинуть бокс - поставить зонт? (шЮтка) да, паразитный свет от зонта идёт во все стороны и в данном случае это неплохо, добавляет рассеянного да, светлые стены помогают добавить рассеянного света. Несколько раз снимал в "малахитовом" зале гост. "октябрьская" - вот это караул! Ядовито-зелёные стены: и как не свети, на лицах зелёные рефлексы прут(((

3. Про моделирующий, в принципе по результату понятно. Объясни пож, ты используешь лампу, она так и стоит на столе? Расстояние там получается метра два, лампа, как понимаю, мощность не регулирует, регулируешь мощность расстоянием? Какой он вообще по идее лучше - рассеивающий, направленный, вообще (как называется не знаю) - луч, точечный, как у прожектора? Или по ситуации , в зависимости от задачи? всё верно, светодиодник стоял там же где лампа , мощность на серединке, но нужно было чуть меньше. Регулирую либо расстоянием, либо "поворотом" - светит на стену, которая не в кадре и лишь краешком попадает на щёку. Я (и многие) предпочитаю "обволакивающий" моделирующий - зонт или отражатель (часто без прибора или с дедолайтом 75 вт на минимуме по диммеру). Но зависит от ситуации: если волосы прикрывают щёку, то сильнее. Если кожа жирная и блестит, то вообще отражатель без прибора, чтобы был лишь намёк на свет

4. (пож. не ругайся) - Направил свет на светлую стену - если попадаю в ситуацию, света c собой нет, можно такое провернуть со вспышкой (как я понимаю)(и теперь понимаю то, что ты говорил - не в потолок, в стену - спасибо!), т.е. подбираю приемлемую мощность и т.д. Или вариант не очень? отличный вариант! Пока я снимал с накамерной вспышкой, только так и работал: вспышку на 90 градусов в бок (не дай бог, чтобы краешек вспышки лицо зацепил, у вспышки угол большой) Пример: репортаж, накамерная вспышка вбок - в стену снимал кто-то из гостей, не профи, на мой фотик

5. КУКОЛ НЕ БУДЕТ, СДЕЛАЮ ОБЯЗАТЕЛЬНО, НО НЕ СОВСЕМ СКОРО. Сегодня тут местное Рождество, семейные посиделки, беру с собой ессно фотег, но. не вспышки, свет, решил так - оба софта, накамерный светодиодный для контрового, зонт для моделирующего. Буду пробовать. Жаль, что не успел потренироваться). Но . статья во время, все понятно, еще раз спасибо, и дай Бог тебе здоровья!

Володя, если зайдешь, ответь пож сразу, хотел бы прочитать ответы до своего отъезда на мероприятие, спасибо.

Прежде чем говорить о том, как снимать с мягким светом, стоит уточнить, а что же такое мягкий свет? Чем он отличается от жесткого? Как соотносится мягкость света и контрастность?

Мягкий свет сам по себе не определяет яркость светов и теней, при использовании мягкого света тени могут быть провально чёрными или светлыми, а яркость светов варьироваться от относительно темных до светлых тонов вплоть до белого. Соотношение яркости светов и теней определяет общую контрастность снимка, но не говорит о жесткости использованного света.

Мягкий или жесткий? В чем разница и какой свет лучше выбрать

© Влад Шутов. Модель Милана

Применение мягкого или жесткого света определяет только вид перехода от светов к теням. Если мы применяем жесткий свет, то переход от тени к свету будет представлять собой четкую границу. При использовании мягкого света переход от светов к теням будет представлять градиент, то есть плавный переход от светлого к темному.

Мягкий или жесткий? В чем разница и какой свет лучше выбрать

© Влад Шутов. Модель Милана

Мягкость или жесткость применяемого света зависит всего от одного параметра — размера источника света. При этом физический размер источника света практически не имеет значения, но имеет значение угловой размер источника света (измеряемый в градусах). При удалении одного и того же источника света от объекта его угловой размер уменьшается и свет становится всё более жестким. Если вы снимаете с портретной тарелкой, и расстояние до лица человека составляет, например, 50 см., то свет будет достаточно мягким. Но если мы отнесем тарелку на расстояние, скажем, 5 м, то свет станет жестким.

Мягкий или жесткий? В чем разница и какой свет лучше выбрать

Мягкий или жесткий? В чем разница и какой свет лучше выбрать

Какой же свет лучше — жесткий или мягкий? При адекватном использовании каждый свет хорош по своему, — жесткий позволяет подчеркнуть фактуру, создать более графичное изображение… Мягкий свет хорошо прорисует полутени, фактура будет мягче…

Мягкий или жесткий? В чем разница и какой свет лучше выбрать

© Влад Шутов. Модель Милана

Мягкий или жесткий? В чем разница и какой свет лучше выбрать

Мягкий или жесткий? В чем разница и какой свет лучше выбрать

Мягкий свет от большого источника позволяет модели изменять положение головы без катастрофических изменений светового рисунка. На мой взгляд, неподвижно сидеть и при этом вжиться в какие-то эмоции крайне сложно. Поэтому я считаю мягкий свет более универсальным. Такой свет позволяет модели двигаться, конечно, в некоторых пределах. Обычно я показываю на съёмке границы поворота или наклона головы при установленном свете, модель при этом чувствует себя достаточно свободно и комфортно, а я не должен переставлять свет при каждом повороте головы.

Мягкий или жесткий? В чем разница и какой свет лучше выбрать

© Влад Шутов. Модель Милана

Обычно я использую большие софты размером 100 на 150 или даже 120 на 180. Портретную тарелку использую не очень часто, а рефлектор совсем редко.
Об использовании светового оборудования и насадок мы поговорим в следующей статье более подробно.

Мягкий или жесткий? В чем разница и какой свет лучше выбрать

© Влад Шутов. Модель Милана

С давних пор пользуюсь импульсными приборами Hensel. Это очень надежные машины с удобным байонетом для крепления насадок, а по количеству и многообразию светоформирующих насадок Hensel, на мой взгляд, один из бесспорных лидеров.

Автор статьи: амбассадор Hensel, фотограф Влад Шутов
Модель: Милана

Модификаторы света легко и удобно использовать для контроля освещения, независимо от того, дневной ли это свет, постоянный свет или свет от вспышки.

Есть несколько факторов, которые влияют на выбор модификатора света. Прежде всего следует определиться, какой вид освещения нужно реплицировать.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Если свет мягкий, как ранним утром, или сумерки, пасмурно, тогда выберите модификатор света, который позволит получить мягкий свет: скрим, зонт или софтбокс

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Если вы находитесь в условиях жесткого освещения, как например, при ярком солнце, тогда выбирайте насадку, которая модифицирует жесткий свет. Соты (gridspot), портретная тарелка (beauty dish), линза Френеля (fresnel lens)

Фотозонт создает мягкий и очень обильный свет. Он отлично подходит, если вы хотите осветить большую площадь ровным световым потоком. Поскольку зонты довольно просты в использовании и относительно недорогие, они прекрасно подходят в качестве первого модификатора освещения.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Серебристо-золотой отражающий зонт. Такие зонты "проливают" свет повсюду. Они отлично подходят для освещения больших групп людей. Серебряный зонт даст вам более прохладный свет, в то время как золотой зонт создает теплый оттенок света. Оба создают немного более жесткий свет, чем белый отражающий зонт.

Белый отражающий зонт. Создает мягкий свет с чуть меньшим разбросом и контрастностью, чем у серебряных или золотых отражающих зонтов. Поскольку созданный таким зонтом стиль освещения позволяет людям много передвигаться в кадре и при этом быть хорошо освещенными, модификатор прекрасно подходит для съемки групп, например, на мероприятии.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Белый зонт "на просвет". Он идеально подходит в качестве первого модификатора света, поскольку рассеивает и равномерно распространяет свет.

  • Скрим/паук (рассеиватель) и отражатель

Отражатель - это прямоугольная или округлая пластина или рамка с натянутым на нее отражающим материалом. Пауки-отражатели удобны для создания заполняющего света и ослабления теней.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Скрим представляет из себя квадратную или прямоугольную раму с покрывающим ее диффузионным материалом. Это полупрозрачная панель, рассеивающая проходящий сквозь нее свет. Из всех модификаторов света, паук является, пожалуй, самым универсальным и обязательным в вашем наборе. Это действительно хороший способ создания больших областей мягкого рассеянного света, как если бы вы снимали в помещении рядом с большим окном или же на улице, когда солнце прикрыто легкими облаками.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих
Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Фотография гонщика была получена с помощью вспышки и небольшого софтбокса. Софтбокс - недорогой и универсальный модификатор, создающий красивый источник мягкого света, которым вы можете легко управлять. В этом случае фотограф только хотел осветить лицо и оставить черный фон. А если бы был использован зонт, то фон оказался бы освещенным.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Софтбокс дает мягкий, "лестный" для объекта свет. Изменение угла наклона и расстояния от софтбокса до объекта легко меняет жесткость света и направление тени. Чем больше софтбокс, тем более мягким будет заполняющий свет.

  • Съемка с использованием портретной тарелки

Портретная тарелка (beauty dish) - отличается от других модификаторов освещения тем, что дает отчетливый круговой мягкий контрастный свет, который идеально подходит для освещения лиц и выделения структуры костей лица, таких как скулы и линии подбородка. Она также создает круглое отражение в глазах вашей модели, благодаря чему глаза кажутся вполне живыми. Можно догадаться, почему эти модификаторы популярны у фотографов моды, красоты и знаменитостей.

Недостатком использования этих рефлекторов является то, что переход от светлого до темного происходит довольно резко, поэтому вы часто будете получать тени под подбородком и носом у модели. Вы можете компенсировать эти тени, добавив белый отражатель, чтобы отражать свет на лице объекта съемки.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Портретная тарелка придает портретам очень приятный и лестный вид, сглаживая недостатки внешности.

Съемка портрета показывает освещение без сотовой насадки

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Съемка портрета показывает освещение с сотовой насадкой

Соты (gridspot) - это конструкция с ячейками наподобие сот. Сотовая решетка используется для получения более узкого и направленного луча света. Ширина сетки и размер отверстий влияют на ширину светового луча, попадающего на объект съемки, получается ограниченный и направленный свет.

Такой свет хорошо использовать в портретах, он создает акценты в кадре, может добавить немного света на лицо и плечи, не влияя на фон.

Ранее свет Френеля использовался в маяках, затем была разработана технология освещения для кино и телевидения.

Линза Френеля - это студийный модификатор для контроля светового потока жесткого света, его можно точно сфокусировать, изменяя положение линзы в широком диапазоне, добиваясь тем самым контрастных границ светового пятна. Линза Френеля позволяет создавать узкий пучок относительно мягкого света с красивыми растушеванными границами, придает портретам мягкий, четкий, "киношный" вид.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

На этом портрете фотограф немного переместил свет Френеля вправо от камеры, чтобы создать тень, которую смягчил, используя зонт, создающий рассеянный мягкий свет и увеличивающий количество дневного света.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Такой "голливудский стиль" освещения напоминает портретное освещение 1940-х годов. Этот стиль стал очень популярным в последнее время, особенно среди фэшн-фотографов. Недостатком этого типа освещения является дороговизна оборудования.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих
Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Вот два разных способа использования глубокого октобокса Rotalux. Изображение слева снято с использованием глубокого октобокса в качестве модификатора. Источник света жесткий и быстро уходит в тень под подбородком, создавая жесткий контраст света и тени, который не только лепит черты человека, но и придает изображению драматичный вид.

Снимок справа снят с использованием того же глубокого октобокса Rotalux, который был использован в предыдущем снимке, но на этот раз были добавлены внутренние и внешние скошенные поверхности, дающие намного более мягкий свет, который сочетается с приглушенным светом и получается портрет в низком ключе, когда светом выделяется только самая значимая часть.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих
Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Октобокс отлично подходит для равномерного освещения больших групп.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Фотографы используют сразу несколько светоформирующих насадок, чтобы сделать фотографии более интересными. Например, тут в качестве основного был использован октобокс средней глубины и соты, фотозонт для заполняющего света от левой камеры, потому что нужно было показать больше деталей в тенях.

Экспериментируйте! У вас есть вся нужная информация об оборудовании.

Видеоканал Фотогора

Читайте также: