Как сделать монотипию

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Ведущий: 24 мая отмечается День святых Кирилла и Мефодия и День славянской письменности и культуры, этот праздник связан с созданием славянской азбуки. Этот праздник отмечают все, кто знают русский язык, пишет и читает на нем. В наши дни каждый житель нашей страны учится читать и писать, а начинается наше путешествие в мир книг с букваря и азбуки. Азбуку и создали братья Кирилл и Мефодий.
Сейчас книги доступны вы можете их покупать или брать бесплатно в библиотеках, но были времена. Когда книга была очень дорогой вещью, купить ее могли лишь богатые люди, да и прочитать мог не каждый, не все были грамотными.
Но люди тянулись к знаниям, хотели повеселиться, хотели читать, то, что они могли себе для этого купить был лубок. Кто слышал о лубке, поднимайте руки7 (Дети поднимают.)
Ведущий: Лубок появился в семнадцатом веке, был дешев, на нем изображали красивую картинку и писали пояснение к ней, в начале это были отрывки сказаний, и истории жития святых, позже веселые истории, мудрые пословицы, сказки. Он был понятен и содержателен. Поэтому он был очень популярен. Лубок рисовали народные мастера. Изначально их мастерили с использованием липовых досок. Липа по-старинному луб. Поэтому и картинка - лубок.
В старину мастер вырезал на доске сюжет, покрывал краской и отпечатывал. На дешевой серой, желтоватой бумаге отпечатывались черным прокрашенные выступающие части резьбы. Позже рисунок стали наносить на медь. Первые картинки были одноцветными, а потом кто то из мастеров догадался дать картинки раскрасить ребятишкам , так и пошло. Мастера печатали, а дети и женщины раскрашивали.
Как вы думаете, есть сейчас художники рисующие лубок? (Дети выдвигают версии.)
Говорим, что такие мастера есть. Показываем работу Марины Русановой.





(Младшие ребята могут рисовать на одном листке, получая изображения на лицевой и оборотной стороне, или могут рисовать обратной стороной кисточки (острой палочкой) - "невидимыми линиями", а потом, перевернув работу, увидеть отпечаток.)
1. Берем стеклянную(пластиковую ) пластину, наносим плотным слоем гуашь, подсушиваем слегка.



Накладываем два листа бумаги(в образце А5 с желтым оттенком).
(Младшие берут один лист, так как в процессе работы листы могут сдвигаться и детям сложно удерживать их, следить за смещением работы.)





Ниже ближе краю листа, но не касаясь краев, большой круг – тело. Соединяем точку на затылке, на загривке и на спине, получаем плавную линию шеи и спины.



Рисуем лапы. От передней точки на груди ведем прямую линию вниз, ближе к концу лапы закругляем, рядом рисуем параллельную линию – вторую лапку.




Добавляем детали на голове – треугольные уши; добавляем по центру две вертикальные линии, снизу замыкаем носиком – двухсторонняя спиралька.





Добавляем штриховку – шерсть.
3. Рисуем землю и растительные элементы.
Горизонтальной линией и короткими наклонными штрихами – землю.
Прямыми и изогнутыми линиями рисуем стебли растений, потом листья; цветы начинаем рисовать с круга, от него изогнутыми центральный лепесток, потом боковые.





Те, кто постарше, могут продолжить работу над рисунками, если верхний рисунок выполнялся карандашом, то обводят его пером и тушью, или восковым карандашом, делают надпись о коте.



Потом раскрашивают детали традиционными для лубка цветами.
Зеленым, красным, малиновым – листики, лепестки. Зеленым и красным – глаза кота.




Устраиваем выставку работ, обсуждаем, отмечаем, что понравилось в работах.
Те, кто раньше завершил работу, самостоятельно знакомятся с книгами с выставки, или слушают аудио сказки "Как мыши кота хоронили", "Сказка о Ваське-Муське".
Прощаемся.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Мастер-класс

Подготовлен учителем ИЗО Толкиной О.А.

Проведён на базе школы

для молодых специалистов района

Назначение: Мастер класс поможет тем, кто не умеет рисовать, но очень хочет поработать с красками. Монотипия развивает фантазию и воображение.


Цель: Создать рисунок в технике монотипия.

развивающая: развить творческую активность и творческие способности, путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками;

воспитательная: воспитание эстетического чувства, интереса к творчеству, изобразительному искусству, эмоциональная разрядка.

- Монотипия (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток) - одна из простейших графических техник. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание. наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием! Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.

Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер. Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе.

Материалы и инструменты.

Начнем с красок. Акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень. Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала Вашим задачам и целям.

Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну, и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову. Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок. Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки. Ну, и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до оффортной, цветная бумага, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии.

Основные стилистические направления в монотипии.

Оттиск с помощью оффортного или литографского станка . В этом приеме, как правило, чаще используют маслянные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения.

Оттиск масляными красками на холсте или картоне. Накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень.

Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Рисование ( исправления невозможны). Нарисовать и скомпоновать рисунок на листе до того, как положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая опускаете лист на накатанную краской поверхность, далее начинаете рисовать то, что наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую вы хотите получить. Руками на бумагу желательно не опираться, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать.

Монотипия с помощью типографских красок и растворителя. Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное : перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим.

Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе

. С мешанная техника . Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.

Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!

Мы с вами познакомимся с двумя способами монотипии с доработкой различными другими материалами:

Монотипия на стекле и на бумаге.

Первый способ . На поверхность стекла или бумаги наносится краска пятнами, линиями - как душе угодно или в зависимости от замысла. Берем бумагу, слегка намачиваем губкой, чтоб бумага у нас стала влажной. Сверху стекла накладываем бумагу, надавливаем ее сверху руками. Плавно снимаем лист. Исследуем полученную печать. Старайтесь увидеть образы. Посвятим эту работу предстоящему празднику Новому году.

Второй способ. Для этого нужны лист плотной бумаги, краски и кисточки. Сложи лист пополам, чтобы получился ровный сгиб. На одной стороне бумаги нарисуй красками цветные пятна, вторую половину смачиваем губкой. Влажную половину накладываем на первую половину с краской и проглаживаем. Разворачиваем – и любуемся. Теперь включайте фантазию! Вы можете в своих работах выразить настроение, как грустное, так и радостное, используя различные оттенки красок.

Несколько советов

• Размещая цветные пятна на стекле, экспериментируйте, вливайте одно пятно в другое, располагайте их на расстоянии.
• Пробуйте брать разные виды бумаги, это позволит поэкспериментировать не только с цветом, но и с фактурой.
• При печати оттисков, пробуйте убирать бумагу разными способами, рывком, стягиванием со стекла, приподнимая бумагу с противоположных краев листа и т.д.
• В ходе поиска в кляксе сюжета, старайтесь рассмотреть оттиск со всех сторон, лучше фантазировать в компании.
• Можно сначала напечатать несколько различных вариантов оттисков, а затем искать сюжет и заниматься прорисовкой деталей.
При работе с красками и водой будьте аккуратными. Краска должна быть густой.

При намачивании листа слегка выжимает губку, чтоб бумага получилась только влажной. При работе со стеклом соблюдаем технику безопасности. Сильно не давим, с места не двигаем.

– Желаю творческого успеха!

Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А с учениками вы можете попробовать все способы, которые мы прошли на занятии и создать новые образы. Желаю радости создания и успехов!

- Способы работы над монотипией вам понравились?

Свое отношение к занятию выразите, оставив на парте рожицу настроения. Спасибо.

- научить использовать технические приёмы на практике;

- развивать способность к анализу, технические навыки, моторику руки, образное мышление, творческие способности обучающихся;

Ход занятия.

1. Подготовка к занятию, организация внимания.

Эмоциональному настрою учащихся способствует организованная среда мастерской печатной графики.




2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия.

Вопрос: Но прежде, давайте вспомним, что же такое печатная графика? Какие виды печатной графики вы знаете?

3. Введение в тему.


Техника монотипии заключается в нанесении масляных или типографских красок от руки на идеально гладкую поверхность , в нашем случае – стекло, с последующим печатанием на бумаге с помощью специального пресса.

Оригинальность данной техники состоит в том, что полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В мире искусства монотипию считают способом свободы самовыражения. Монотипия - это своего рода проекция внутреннего мира. Эта графическая техника максимально пробуждает фантазию и интуитивное образное мышление.


Монотипия - эффектная и интересная графическая техника с большими возможностями, простором для фантазии и творческого исследования.

Выполнять монотипии можно несколькими способами:

- Первый способ: многоцветное изображение наносится на стекло и делается один отпечаток;

- Второй способ: нанести краску валиком на стекло, положить лист на стекло, по листу нарисовать рисунок, используя штрих, пятно и линию. При этом все эти движения отпечатываются на листе.

- Третий способ: на три стекла наносится краска валиком, при этом каждое стекло окрашивается одним цветом. Лист с предварительно подготовленным рисунком накладывается на первое стекло (работа ведется от светлого к темному). Различными предметами прорисовываются детали предполагаемого цвета. Далее лист снимается и накладывается на следующее стекло более темного цвета. Прорисовываются детали данного предполагаемого цвета. Далее лист снова снимается и накладывается на самое темное по цвету стекло. Это обычно бывает черный или синий цвет. На этом стекле идет обобщение изображения и прорисовка рамки.

В процессе объяснения педагог демонстрирует работы из методического фонда выполненных в технике монотипия и репродукции знаменитых художников работающих в данной технике.

4. Практическая часть занятия.

- Демонстрация педагогом основных этапов выполнения техники.

- Раскрытие графических и изобразительных возможностей и средств техники монотипия.

- Выполнение учащимися творческой композиции в данной технике.

-Что же должен учитывать художник, работая в данной технике? Прежде всего, то, что каждый мазок, нанесённый на стекло, его направление и движение обязательно отпечатается.

Поэтому, в зависимости от вашего замысла, а у нас с вами уже есть готовые эскизы по заданной теме, вы должны стараться правильно выбирать эти направления. Так же необходимо учитывать и толщину, слой наносимой краски. Если вы задумали передать какую-то лёгкость, воздушность в сюжете, то конечно слой краски должен быть более жидкими и напротив, если планируете показать, что-то более тяжёлое и глубокое, то конечно слой краски будет плотнее и насыщенней. Для разжижения краски мы, используем масло, так как краски у нас масляные.

Педагог показывает использование данных технических приёмов на примерах работ из методического фонда выполненных в технике монотипия.

- На примерах работ из нашего фонда мы с вами так же можем увидеть, как авторы композиций грамотно используют фон бумаги. Опять же, если по замыслу художника изображение должно быть более светлым, то здесь используется фон белого листа, местами даже не тронутого краской, но всё это, как я уже говорила, зависит от задачи поставленной перед собой художником.

Теперь, мне бы хотелось продемонстрировать на практике основные этапы работы над монотипией:

1.Рисунок наносится нейтральной краской, кистью, от руки на стекло (чаще всего охрой).

2.Далее наносится основные цветовые пятна в зависимости от вашего замысла (цвет должен быть сложным, не примитивным). Мазки наносятся продуманно и последовательно. И главное - не бояться работать масляными красками.

Педагог демонстрирует всё вышесказанное на практике.


-Теперь приступаем к выполнению своих композиций.

Учащиеся выполняют композиции в данной технике, взяв за основу натюрморт из живых цветов.




.

По ходу работы индивидуальная помощь и консультация педагога.


5. Подведение итогов занятия:

- Организация выставки выполненных работ.

- Краткий анализ выполненных работ.

- И так, работа закончена. Давайте проанализируем, как, мы справились с поставленными задачами, как использовали технические приёмы техники монотипия для выражения своего замысла.

Учащиеся высказывают свои впечатления о выполненных работах. Педагог дополняет своими комментариями.



Наглядные и дидактические материалы.

- Работы из методического фонда Детской художественной школы, выполненные в технике монотипия .

- Репродукции художников работающих в данной технике.

Оборудование.

Столы, стёкла, масляные краски, кисти щетина, масло для масляных красок, бумага, ветошь.

Использованная литература:

Упасть и вздрогнуть, сникнуть, расцвести,
Сливовой веткой, росчерком узора…
Так с чем еще бы мне соотнести
Игру шелков в сознаньи фантазера?

Портрет юного художника. Л.Зымалева

Портрет юного художника. Л.Зымалева

Крышка от банки рисует лучше, чем я

То, что отпечаталось на крышке и явственно выглядело, как красивый горный пейзаж являлось случайно получившейся монтипией.

Моноти́пия (от моно… и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).
Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей.

Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне (1616-1670)

Джованни Бенедетто Кастильоне Голова жителя Востока

Джованни Бенедетто Кастильоне Голова жителя Востока

Эдгар Дега. Концерт в кафе Амбасадор

Эдгар Дега. Концерт в кафе Амбасадор

Уильям Блейк. Исаак Ньютон. 1795 – около 1805.

Уильям Блейк. Исаак Ньютон. 1795 – около 1805.

В России начала XX века технику монотипии активно практиковала Елизавета Сергеевна Кругликова. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А.Добров, К.Е.Костенко, М.Н.Волошин, И.С.Ефимов, Н.Я.Симонович-Ефимова, Л.В.Яковлев, В.П.Белкин. Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавались ее ученикам, многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.

Репродукция 185068 Танго в Луна парке 1914г — Кругликова Елизавета

Если рассказывать кратко о процессе изготовления монотипии, то метод выполнения весьма прост: краска наносится на любую гладкую или фактурную поверхность, затем поверх накладывается лист бумаги или иного материала и с помощью надавливания руками, или валиком происходит печатание, также может быть и наоборот: поверхность с краской может быть оттиснута на лист. В итоге на бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые зачастую напоминают очертания холмов и рек, гор, ветки деревьев, водоросли и многое другое.

Краска на печатную поверхность может наноситься как спонтанно (рекомендуется для занятий с детьми с целью развития фантазии), так и осознанно, когда взрослый или достаточно опытный юный художник частично представляет, какой результат он бы хотел получить.

Материалы для монотипии используются самые разнообразные:

  • Оттиски можно делать с разнообразных поверхностей: бумага, картон, пластик, пластины из разных металлов, кафельные плитки, стекло, фанера и пр.
  • Выбор краски тоже разнообразен: акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские даже строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде — в зависимости от задач.
  • Краска наносится на печатающую поверхность также различными инструментами: кисти, мастихин, даже рука художника.
  • Виды поверхностей, на которых будет сделан оттиск: различные виды бумаги, картон, фанера, холст, ткани и пр.
  • Для создания отпечатка используют нажатие рук, прокатывание валиком, для печати с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.

В процессе практики и экспериментирования с различными сочетаниями краски и поверхности для оттиска у художника появляется понимание того, для решения какой именно задачи подходит то или иное сочетание и появляются свои личные предпочтения.

Не менее, чем материалы, разнообразны и способы получения монотипии, вот некоторые из них, подходящие именно для занятий с дошкольниками:

Кит на волне. Никита Петляков 5 лет

Кит на волне. Никита Петляков 5 лет

Жар-птица. Настя Воронова 6 лет

Жар-птица. Настя Воронова 6 лет

Второй способ

Полноценный рисунок на тему (или детали рисунка) выполняется плотными красками (гуашь, акрил, темпера) красками на листе или картоне. Затем бережно накладывается бумага или картон, аккуратно прокатывается валиком. Получаются довольно точные копии основы, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Подходит для занятий со старшими дошкольниками и школьниками, имеющими значительный опыт рисования.

Под крылом самолета. Федя Сильницкий. 6 лет

Под крылом самолета. Федя Сильницкий. 6 лет

Третий способ

В емкость (таз, фотографическая ванночка) наливается вода. Берутся типографские или масляные краски, в некоторых случаях акрил или темпера, наносятся на воду тонким слоем до создания плавающего на поверхности узора. Затем лист бумаги кладется на воду, как бы по дуге, сначала один, затем второй край и также снимается. Полученное изображение сушится и дорабатывается. Вариант с акрилом и темперой вполне подходит для занятий с детьми, тогда как масло не рекомендуется, не смотря на то, что именно с помощью масляных красок получаются самые качественные цветовые пленки на воде. Способ как довольно трудоемкий рекомендуется для занятий в небольших группах.

Четвертый способ

На пластик или стекло валиком накатывается плотный слой краски, по нему острым предметом (палочка, шпатель, карандаш и пр.) рисуется изображение. Затем накладывается лист и аккуратно прокатывается тем же валиком (руками при этом способе лучше не пытаться прижимать лист). Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит. Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны. Подходит для занятий со старшими дошкольниками и школьниками, имеющими значительный опыт рисования.

И пятый способ. Симметричная монотипия.

Бабочка. Майя Запуниди 5 лет

Бабочка. Майя Запуниди 5 лет

Забавное чудище. Леша Запаренчук 5, 5 лет

Забавное чудище. Леша Запаренчук 5, 5 лет

Как художник и как педагог я очень люблю монотипию, применяю ее в своей личной профессиональной художественной деятельности и на занятиях с учениками. Каждый раз создание монотипии – и для ребенка, и для взрослого захватывающий процесс, вдохновляющий не только на дальнейшее изобразительное творчество, но и на многое другое из творческой сферы, например на стихосложение:

Красота незаконченных линий
В ожерельях мерцающих пятен…
Цвет глубокий: фиалковый, синий
Притягателен и непонятен.

Читайте также: