Как сделать монокль из гелиоса

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Изготовление монокля для съемки своими руками

В связи со все большим распространением зеркальных цифровых фотоаппаратов и непрекращающимся прогрессом в области разработки и производства объективов, резкие и детализированные фотографии получили абсолютное количественное превосходство над изображениями, полученными с использованием мягкорисующей оптики. Поэтому сейчас многие фотографы, находясь в поиске новых художественных приемов, открывают для себя богатые изобразительные возможности объективов с простейшими оптическими схемами. Самым простым объективом, относящимся к классу мягкорисующей оптики, является монокль. Он имеет всего одну выпукло-вогнутую линзу, также называемую мениском. Благодаря простоте оптической конструкции получаются характерные изображения с ореолами вокруг ярких объектов, пониженной контрастностью и сохранением четкости контуров.

Причиной появления ореолов на снимках являются сферические аберрации, возникающие из-за того, что собирающая однородная линза не способна сфокусировать все лучи света, проходящие через ее края и центр, в одной точке. Таким образом, изображение светлой точки на темном фоне, полученное при помощи монокля, на пленке или цифровой матрице будет выглядеть как пятно, окруженное ореолом.



Поскольку особенностью фотографий, полученных при помощи монокля, является отсутствие мелких деталей изображения, чаще всего фотографы применяют его при съемке портретов, особенно крупноплановых, которые получаются очень живописными. Однако область применения монокля не ограничивается портретным жанром, его можно с успехом использовать, снимая пейзажи, натюрморты и даже макро.




Сначала необходимо выкрутить переднее кольцо с названием объектива, затем внутреннюю оправу, которая фиксирует переднюю и среднюю группы линз. Из оправы нужно вывинтить кольцо, крепящее переднюю линзу, потом — достать промежуточное кольцо и среднюю группу линз. Затем с обратной стороны объектива вывинтить заднюю группу линз и разобрать механизм диафрагмы. После этого для надежной фиксации передней линзы возвращаем на место промежуточное кольцо, сверху кладем перевернутую выпуклой стороной вниз переднюю линзу и заворачиваем в обратном порядке сначала крепежное, а затем и внешнее кольцо.




Внутреннюю поверхность объектива для исключения паразитных отражений лучше всего оклеить черной бархатной бумагой. Для монокля из любого непрозрачного черного материала необходимо изготовить внешнюю диафрагму. Для этого прекрасно подойдет пластик от древней пятидюймовой дискеты.

В заключение остается сказать, что снимать моноклем можно только в ручном режиме. Для фокусировки лучше всего выбирать детали изображения, не содержащие больших перепадов яркости. Фокусируясь, нужно помнить о том, что момент, когда вы видите максимальный контраст, не соответствует максимальной резкости контуров, которой необходимо достичь. Для получения оптимальной резкости требуется еще немного выдвинуть линзу вперед.


Прежде всего, хотелось бы договориться… Давайте не умничать! Ну, не буду я ничего из себя строить и навязывать разговор о сферических аберрациях! Уж столько об этом написано, что проще будет обратиться к другим источникам информации (их список есть внизу). Я же расскажу о том, как сделать простой монокль, более чем достаточный для того, чтобы попробовать с ним поработать…

Просто? Даже слишком… Но для начала, чтобы попробовать, более чем достаточно! По крайней мере, мне, мой монокль, пока не надоел…


iluxa


После прочтения многочисленных статей в RU.PHOTO, в журналах "Фото и Видео", "Советское фото" и на веб серверах я наконец решил сделать монокль из старого объектива Гелиос-44-2. Таковой был куплен по объявлению за 400 тенге (если с Вас будут прость больше 600 - гоните их в шею!). Из него были удалены все линзы кроме последней, находящейся ближе всего к пленке в заднем блоке линз. Далее для возможности наведения на бесконечность были навинчены 1-е и 2-е стандартные удлинительные кольца. Все. У нас готов монокль с фокусным расстоянием примерно 60-65мм и глубокой блендой. Такой можно использовать и для портретов и для пейзажей. Рекомендуется чернить глубоко черной матовой краской внутренность объектива, но я этого пока не делал. Самые красивые кадры получаются при полностью открытой диафрагме - 2. Пример Вы видете тут (для увеличения кликните мышкой по фотографии):

Таким образом за весьма умеренную плату мы имеем очень хорошее изобразительное средство. Любые смягчающие фильтры будут стоить дороже (как минимум раза в 2), а рисунок будет несколько хуже.

Дополнительную информацию по изготовлению монокля можно взять у меня на сайте


raptor

Я тоже сподобился сделать себе такой монокль. Меня не покадает ощущение некоторой незавершенности получившегося "изделия". Плюс еще я обратил внимание на цветовой сдвиг из-за хроматических аберраций. Все-таки надо как-нибудь заказать изготовление монокля в Москву Колосову.


Serge@NT


iluxa

Кома убирается не изменением диафрагмы а приближением и удалением ее к/от линзы.

В первой статье вроде написано как фокусироваться надо.


Serge@NT

цитата: Так сказал iluxa:
Кома убирается не изменением диафрагмы а приближением и удалением ее к/от линзы.
[/quote]
Спасибо iluxa за ссылку, я их уже читал. Вообще сайт довольно полезный. Так вот, именно исходя из статьи "Монокль в малоформатной камере", я решил развернуть линзу. Правильно ли это? Кстати, в статье "Монокль - это просто" упоминается, что некто Arthur Jonauskas успешно использовал такой же юпитер, но не говорится о том, что он разворачивал линзу.
Но вернемся к фокусу - в статье (N1) говорится - "Правило простое: на объекте нужно выявить самые тонкие штрихи, а выбрать их там, где нет большого перепада яркостей (пример: ресницы на погрудном портрете)." К сожалению это правило хорошо применять только с матовым видоискателем, но с фокусировочными клиньями и микрорастром это не работает. (кстати очень любопытно - почему?) К сожалению остальное поле матировано довольно грубо, что не позволяет разглядывать ресницы. Менять фокусировочный экран?

По поводу комы - забыл упомянуть, что диафрагму двигал в пределах от 5мм до 15см считая от линзы - не помогает. Дальше двигать смысла не вижу, так как штука выйдет, мягко говоря, не совсем мобильная. Странно все это

Нда, и еще вопрос возник - ты пишешь, что "Далее для возможности наведения на бесконечность были навинчены 1-е и 2-е стандартные удлинительные кольца" - то есть примерно +20мм. Это не очепятка? Я думал как раз наоборот, что кольца позволяют сократить минимальную дистанцию фокусировки, жертвуя бесконечностью. Во всяком случае рукотворный Т2 (15мм) именно к потере бесконечности и привел. Хотя это если верить изображению в видоискателе, в истинности которого я теперь уже совсем не уверен.


Serge@NT



Прооперированные и их "Костыли"

Итак, Акт Первый – предметная съемка с матовыми и бликующими поверхностями. Расстояние до фона – около метра. Освещение естественное.

Стрельбы проводились на следующих условиях: точка съемки во всех случаях неизменная, у каждого участника, кроме Индустара, по три выстрела - на максимально открытой диафрагме, на средней (5.6) и на закрытой.


Индустар, диафрагма здесь и далее постоянная


Гелиос 44-2, f 2.0


Гелиос 44-2, f 5.6


Гелиос 44-2, f 16


Гелиос 44М-6, f 2.0


Гелиос 44М-6, f 5,6


Гелиос 44М-6, f 16


Юпитер 37А, f 3.5


Юпитер 37А, f 5.6


Юпитер 37А, f 22


Это - как оно было (кэнон 50 мм)


Так увидел Индустар

Акт III – контровый свет на открытой диафрагме


Такова невыразительная действительность


Это ее интерпретация Индустаром


Оба Гелиоса нарисовали нечто маловразумительное, сугубо на любителя
Гелиос 44-2


А Юпитер - порадовал

Акт последний - цветочки, диафрагма 5.6


Просто цветочки, Canon 50 мм


У Гелиосов картинка одинаковая - вот такая:

Некоторые выводы:
Разглядывая картинки, сравнивая ХА и размытия, качество рисунка и "внимательность" объективов к деталям, я склонен отдать предпочтение Юпитеру. Кроме оптических качеств, у него есть еще одна вкусная штучка - наличие резьбы под бленду, которая идеально совпадает с фильтрами диаметром 52 мм. На другие объективы, здесь рассмотренные, фильтры не устанавливаются. Недостаток один - габариты. Оба Гелиоса, при внимательном и вдумчивом подходе, также достойны внимания. На умеренно прикрытых диафрагмах картинка очень даже неплоха.Их, к тому же, проще найти, стоят они недорого и превосходным образом подходят для экспериментов. Индустар - в моем варианте - с постоянной диафрагмой из резинки - бюджетный вариант, и очень компактный. Не имеет гелиосовской назойливости в ХА и размытии. Еще один плюс, не требует дополнительных колец, прекрасно фокусируясь на бесконечность только с одуванчиком. Остальные - прочие без колец не хотят.
К сему обзору для полноты картины надо бы приложить серию портретную. Со временем, я думаю, это пробел будет восполнен.


А в завершение обзора еще одна вкусная картинка от Юпитера

Pro Account

Blog / Malakhov  25.10.2013 23:53

Читайте также: