Как сделать мониторинг ууд в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

• тестирование;
• наблюдение;
• беседа.
2. Требования к методам и организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС и оценки сформированности УУД
1. Обоснование выбора диагностического инструментария.[/b]
Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:
– показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;
– учет системного характера видов УУД (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);
– учет возрастной специфики сформированности видов УУД. Показательность видов УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.
2. Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий.[/b]
• адекватность методик целям и задачам исследования;
• теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;
• адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;
• валидность, надежность применяемых методик;
• профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;
• этические стандарты деятельности психологов.
Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования. Система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам.
Теоретическая обоснованность методик. Психодиагностические методики должны иметь четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и того теоретического основания, которому они соответствуют. Понятия, с помощью которых в методике формулируются ее диагностические возможности, должны быть четко определены, что образует необходимое условие интерпретации полученных результатов.
Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка.
Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.
Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В состав диагностического комплекса для оценки УУД включены преимущественно те методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических
применялись. В то же время часть заданий, составленных специально для данной системы оценивания УУД, прошла необходимое опробование.
Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными специалистами–психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для правильного применения диагностического инструментария требуется достаточно длинный период обучения и специальной подготовки. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые условия для правильной процедуры проведения обследования и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.

3. Виды универсальных учебных действий, формируемых в рамках ОП

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение.

Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

3. Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО

I этап (1 класс)
Переход с дошкольной ступени образования на школьную ступень образования

II этап (2-4 классы)
Работа по сопровождению 2-4 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся, педагогов и администрации образовательного учреждения. В этот период осуществляется реализация решений итогового консилиума 1 класса. Проводится углубленная диагностика УУД совместно с педагогами. Ведется коррекционно-развивающая работа по формированию УУД - в рамках проведения спецкурсов дополнительного образования. В конце 4 класса проводят диагностику сформированности УУД соответствующих требованиям ФГОС ООО. В конце 4 класса проводится консилиум по готовности учащихся к переходу в среднее звено - 5 класс.
приложения Диагностический инструментарий
Тест на мышление "Третий лишний"

Автор: Юсупова Асылзат Уксукбаевна

Организация: МОАУ СОШ №2

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Ясный

Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).

Проблему эффективного формирования УУД можно отнести к числу актуальных. Особую актуальность она приобретает применительно начальной школе. Именно в первые школьные годы происходит становление ученика как субъекта нового вида деятельности (учебной), поэтому необходимо формирование общих способов действий, то есть универсальные учебные действия УУД. Данной проблеме посвящено немало работ, в которых описаны особенности различных систем обучения при формировании общеучебных умений и навыков ( В.В. Давыдов, Л.В. Занкав, Г.Ю. Ксензова, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, К.Д.Киррилова и др.).

Возрастает значение и необходимость формирования УУД в начальной школе. Но прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо определять уровень сформированности УУД у младших школьников. В связи с переходом обучения на стандарты второго поколения очень важной является система мониторинга сформированности предметных компетенций и УУД. Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо проводить мониторинг, который поможет увидеть реальную картину проблем и достижения ученика. Каждый ученик – индивидуальность, поэтому нужно определить сформированный уровень его умений действовать, чтобы составить для него индивидуальную учебную траекторию и программу педагогической помощи. Становится необходимым мониторинг отслеживания результатов освоения основной образовательной программы (ООП) на разных возрастных этапах начального общего образования (НОО) с целью возможной корректировки. В ходе реализации ООП НОО и анализа формирования УУД администрацией школы выявлено, что первоначально разработанная программа по формирования УУД является не достаточно эффективной, не позволяет охватывать весь спектр формируемых универсальных учебных действий. Подвело проблеме создания программы мониторинга уровня сформированности УУД как приложения к ООП НОО. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов второго поколения.

Мониторинг в образовании – система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Объекты мониторинга:

  1. Универсальные учебные действия младших школьников;
  2. Психолого- педагогические условия обучения;
  3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
  3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Ожидаемые результаты программы:

  1. повышение уровня качества знаний;
  2. создание условий для разностороннего развития личности;
  3. формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности;
  4. повышение учебной мотивации школьников.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу. Поэтому в начале учебного года в школе проводятся анкетирование родителей и первичная диагностика детей. Она основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению. Благодаря опросу родителей была проведена диагностика одаренности учащихся. Результаты диагностики позволили нам поставить педагогические задачи на адаптационный период. Аналогичная работа, была проведена и на параллели 2-х классов, с целью первичной проверки сформированности УУД.

По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов. Эти результаты отражаются в характеристике обучающегося, дают возможность педагогу, родителям и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения критериям оценки УУД, согласно возрасту, чётко определёнными новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания. Напомню, что включают эти характеристики.

На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.

Внедрение ФГОС второго поколения – новый этап в развитии общего начального образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.

Мониторинг в нашей школе представлен двумя уровнями.

Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).

Второй уровень (внутришкольный) осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).

Мониторингу первого уровня мы придаем большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия “учитель-ученик” и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.

Разработана система критериев и показателей уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы;

  • составлены карты наблюдений;
  • выбран диагностический материала для отслеживания сформированности УУД.
  • составлены таблицы обработки результатов диагностик по классу и индивидуальные карты развития УУД для каждого ученика.
  • формируется банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
  • сформировано и ведется портфолио учащихся, в котором фиксируются все достижения и результаты мониторинга;

Разработана циклограмма мероприятий, по каждому классу включающая следующие данные: проверяемые УУД, характеристика УУД, инструментарий, методы, периодичность проведения и сроки проведения. Разработана технологическая карта на каждое проверяемое УУД в начальной школе включающий нормативный показатель, уровни сформированности (низкий ,средний, высокий).

По результату мониторинга сформированности УУД у учащихся 1 класса мы получили следующие результаты:

По диаграммам видно, что к окончанию первого класса количество детей со среднем и высоким уровнем сформированности УУД повысилось, а с низким уровнем значительно понизилось.

По результату мониторинга сформированности УУД у учащихся 2 класса мы получили следующие результаты:


По диаграммам видно, что к окончанию второго класса количество детей со среднем и высоким уровнем сформированности УУД остается стабильным (коммуникативные, познавательные УУД), а с низким уровнем понизилось (регулятивные УУД).

По результату мониторинга сформированности УУД у учащихся 2 класса мы получили следующие результаты:



По диаграммам видно, что к окончанию второго класса количество детей со среднем и высоким уровнем сформированности УУД остается стабильным (коммуникативные, познавательные УУД), а с низким уровнем понизилось (регулятивные УУД).

Необходимость мониторинга велика, возможности мониторинга велики, но и требования по его проведению и анализу результатов тоже значительны. Нужно точно воспроизводить инструкции, не нарушая порядка и предложенного регламента, чтобы не исказить процедуру и, соответственно результаты.

Но все эти усилия окупаются. Ведь мы отслеживаем не только продвижение ребёнка по пути развития УУД, но и отслеживаем эффективность собственной работы.

Таким образом, я считаю, что постоянный мониторинг сформированности УУД, обучающихся позволяет грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика и класса в целом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Достоинства настоящей программы авторы видят

  • В ее мобильности и вариативности в зависимости от степени адаптированности, возраста, развития ребенка;
  • В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
  • В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся, отслеживая результаты, начиная с дошкольного возраста;
  • В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

Факультет повышения квалификации

Кафедра начального общего образования

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

Исполнитель:

Ватагина Л.А.,

учитель начальных классов

учитель начальных классов

Пояснительная записка ………………………………………………. 3

Циклограмма диагностических мероприятий ……………………. 8

Пояснительная записка

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности и развития компетентностей. Обучение будет ориентировано на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала [4] .

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока.

Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества [4]. Поэтому учителю необходимо владеть объективной информацией о состоянии и динамике уровня сформированности УУД.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Универсальные учебные действия младших школьников;

Психолого- педагогические условия обучения;

Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

  1. Наличие банка диагностических методик;
  2. Технологические карты;
  3. Кадровый ресурс (помощь психолога).

Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Методы сбора информации:

Данные, полученные в ходе мониторинга, используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса и обеспечивают возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность развиваться в своем индивидуальном темпе. Реализация программы способствует созданию положительной информационной среды для родителей, педагогов и выстраиванию эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.

Достоинства настоящей программы авторы видят

В ее мобильности и вариативности в зависимости от степени адаптированности, возраста, развития ребенка;

В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся, отслеживая результаты, начиная с дошкольного возраста;

В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Кроме этого программу отличает небольшой объем диагностических процедур. В ней выделены основные процессы, значимые для школьной успешности. Практически каждый диагностируемый параметр измеряется на протяжении обучения в начальной школе дважды. Это необходимо для того, чтобы установить динамику развития, переход из одного уровня в другой. Мы используем методики, которые можно применять в разные периоды обучения, а результаты соотносить друг с другом.

Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Программа открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.


Мониторинг - наиболее точный инструмент для отслеживания и оценки процесса развития УУД, позволяющий оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Проводить его необходимо раз в год по единой стандартной процедуре.

1. Уровень сформированности УУД показывает степень владения учеником определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления или оценки. Формирование УУД зависит от того, каким образом организована учебная деятельность ребенка, и происходит в ходе последовательных стадий, характеризующихся определенным уровнем осознания учащимся своей деятельности.

2. Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных заданий. Сформированность каждого УУД проверяется на материале двух и более учебных предметов.

3. Результаты мониторинга позволяют судить о продвижении к достижению планируемых результатов освоения начального общего образования, определенных стандартом, как отдельного учащегося, так и группы учащихся в целом.


В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности универсальных учебных действий является уровень выполнения по образцу. В мониторинге уже появляются задания на контроль и оценивание, но они пока не включены в учебную деятельность учащихся. Учащимся предлагается осуществить контроль результата и критериальное оценивание конкретного учебного действия.

С 1 по 4 класс происходит приращение в числе УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в первом классе их 8, во втором 13 и далее – более 20. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг в 1 или 2 классах, остаются в нем до 4 класса.

1 класс




2 класс



3 класс



4 класс



Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов.

Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 1 класса объединены игровым сюжетом о лесной школе. Во 2 классе задания мониторинга объединяют рассказы про второклассников и их учительницу.

Рабочая тетрадь включает:
- вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений. В тетради для 2 класса содержатся также тренировочные задания;
- диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по два модуля на разном предметном материале);
- бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради до выполнения ребенком мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель).

Все диагностические модули имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание. Каждый элемент диагностического модуля имеет свою специфику и назначение.

Во введении к каждому модулю приводится сюжетно-игровая ситуация, далее следует краткое описание образца и условий выполнения заданий. Каждый диагностический модуль занимает один разворот рабочей тетради.

Мониторинг сформированности УУД проводится в течение всего марта (допустимо завершение в середине мая).


- рабочая тетрадь для 3 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, М.Р. Битянова,Т.В. Беглова);
- методические рекомендации к рабочей тетради для 3 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова)

- рабочая тетрадь для 4 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, М.Р. Битянова,Т.В. Беглова);
- методические рекомендации к рабочей тетради для 4 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова)

Подробная аннотация к пособиям для 1 класса, для 2 класса.

Читайте также: