Как сделать мониторинг успеваемости и качества знаний

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Онлайн калькулятор для расчета СОУ (степени обученности учащихся), качества знаний, успеваемости (абсолютной и качественной), среднего балла оценок учащихся.

Формулы для расчета качество успеваемости и качества знаний:

- Процент успеваемости (абсолютная успеваемость) = (кол-во "пятёрок" + кол-во "четвёрок" + кол-во "троек") × 100% / общее кол-во учащихся;
- Процент качества знаний (качественная успеваемость) = (кол-во "пятёрок" + кол-во "четвёрок") × 100% / общее кол-во учащихся; - Степень обученности учащихся (СОУ) = (кол-во "пятёрок" × 100 + кол-во "четвёрок" × 64 + кол-во "троек" × 36 + кол-во "двоек" × 16 + кол-во "н/а" × 7) / общее кол-во учащихся;
Н/А - количество неаттестованных по не уважительной причине, неаттестованные по уважительной причине не должны учитываться при подсчете количества учащихся.

Для 10ти или 12-балльной шкалы, применяются те-же формулы, только каждый "уровень" успеваемости включает несколько баллов, например:

для 10-балльной шкалы:
"5" = 10, 9;
"4" = 8,7;
"3" = 6,5;
"2" = 4,3,2,1;

для 12-балльной шкалы:
"5" = 12,11,10;
"4" = 9,8,7;
"3" = 6,5,4,
"2" = 3,2,1;

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описано как применить мониторинг и динамику качества знаний учащихся по математике для повышения качества знаний по предмету. В работе представлен опыт работы за последние годы. Мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи. Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Сравнительный анализ мониторинга в школе по математике проходит:

- по итогам текущего контроля;

- по итогам четверти, полугодия;

- по итогам промежуточной и итоговой аттестаций.

Результаты мониторинга обрабатываются:

- по каждому ученику;

- по каждому классу;

- рассматриваются в динамике в течение учебного года, по сравнению с предыдущими годами.

Если использовать мониторинговую систему определения достижения учащихся, то процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным, что приведет к повышению качества знаний учащихся, повлияет на рост творческой активности.

МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ.

Качество образования — социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Одним из способов отслеживать качество обучения является педагогический мониторинг.

Мониторинг (англ. Monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Сравнительный анализ мониторинга в школе по математике проходит:

- по итогам текущего контроля;

- по итогам четверти, полугодия;

- по итогам промежуточной и итоговой аттестаций.

Результаты мониторинга обрабатываются:

- по каждому ученику;

- по каждому классу;

- рассматриваются в динамике в течение учебного года, по сравнению с предыдущими годами.

Уже несколько лет в нашей школе работает рейтинговая система. Мы используем программу, имеющую функции, позволяющие учитывать буквально каждую оценку учащегося по каждому предмету. За основу мониторинга я взяла результаты рейтинга по предмету. Обучающиеся видят результаты рейтинга по предмету и сравнивают себя не с соседом по парте, а с самим собой.( Приложение 1)

Выделив границу и работая именно с этими учениками по конкретным предметам, можно поэтапно из четверти в четверть сдвигать границу в нужном направлении. Таким образом экономятся силы преподавателей и сохраняется психологическое здоровье детей.

По полученным данным отслеживается мониторинг сложности предметам по результатам четверти. Если по результатам 2011-2012 учебного года математика стояла на 2 месте по сложности для обучающихся 5 класса месте, то по результатам первой четверти 2012-2013 учебного года математика уже стоит на 3 месте по степени сложности.

Ведется также и мониторинг успеваемости класса по предмету за несколько лет. Мониторинг также представляется в виде диаграмм качества знании учащихся, которые наглядно показывают диагностику качества знаний по математике. (Приложение 4)

Результаты мониторинга показывают стабильное качество знаний обучающихся 5 класса по математике, и можно говорить о том, что адаптационный период у ребят прошел спокойно и смена учителя не отразилась на качестве успеваемости, что является результатом подготовительной работы проведенной в 4 классе.

Я также провожу мониторинг результатов административных контрольных работ. Административные контрольные работы по математике в школе проходят по плану ВШК:

Сентябрь – входная контрольная работа;

Декабрь – контрольная работа за первое полугодие;

Март – контрольная работа за третью четверть;

Май – итоговая контрольная работа. (Приложение 5)

Мониторинг результатов административных контрольных работ показывает, что во всех классах качество знаний по алгебре в третьей четверти падает, что вероятнее всего связано с тем, что третья четверть в школе самая длинная и ребята к концу четверти устают больше, чем в остальных четвертях.

В течение всего учебного года веду мониторинг вычислительных навыков, ежемесячно провожу проверку техники вычисления. (Приложение 6) Полученные данные вносятся в личную карточку каждого обучающегося и строится график значений, где четко отслеживается картина за весь год.

Мониторинг вычислительных навыков показывает, что вычислительные навыки развиваются в 5 - 6 классах, в 7 – 9 классах идет спад значений вычислительной техники, значит на уроках алгебры и геометрии есть смысл уделять большее внимание на развитие вычислительных навыков. Ученики среднего звена плохо считают, предпочитая вычисления выполнять на калькуляторе, поэтому вычислительные навыки к концу 9-ого классы слабы, что сказывается на результатах ГИА. (Приложение 7)

В течение всего учебного года ведется подготовка к ГИА и ЕГЭ в 9 и 11 классах. Проводятся пробные экзаменационные работы в формате ГИ и ЕГЭ. По результатам этих работ проводится мониторинг готовности обучающихся 9-ого и 11-ого классов к ГИА и ЕГЭ. По результатам работ проводится анализ ошибок и намечаются шаги по устранению недочетов. Для проверки готовности учащихся 9 класса к сдаче ГИА была проведена исследовательская работа с использованием мониторинга и диагностики учебного процесса. Работа выявила, что в первой четверти 2012-2013 учебного года ГИА готовы сдать только 67% учащихся 9 класса.

Также провожу мониторинг результатов ЕГЭ и ГИА по годам, где, отслеживаю успеваемость, качество знаний, средний балл и наивысший баллы. (Приложение 8)

В 2012-2013 учебном году я начала применять тематический мониторинг в 5 классе. При завершении каждой большой темы, за несколько уроков до контрольной работы я провожу самостоятельную работу на 10 – 15 минут с ключевыми задачами этой темы. Проверка этих работ показывает, над чем нужно еще поработать, на что уделить внимание. После отработки возникших проблем у учащихся провожу контрольную работу и сравниваю результаты. Внося полученные результаты в таблицу, отслеживаю учащихся у которых данная тема вызывает затруднения.(Приложение 9)

Хотя обработка данных и требует большого количества времени, но полученные результаты помогают в работе учителя.

Для меня мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

Данная система работы позволила мне:

Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;

Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.

Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.

Проводить своевременно обработку полученных результатов.

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель обязан владеть педагогической диагностикой.

Мониторинг и диагностика дают мне возможности:

увидеть несформированные математические умения, знания, представления;

увидеть проблемные тематические блоки;

определить общий уровень математической подготовки;

увидеть преимущества той или иной программы;

проследить динамику обученности;

определить прочность усвоения знаний, умений и навыков;

проследить осознанность и обобщенность знаний;

провести сравнительный анализ результатов промежуточных контрольных работ с результатами итоговой работы;

определить соответствие обученности и обучаемости;

выявить обучающихся как с низкими учебными возможностями, так и с высокими и запланировать дальнейшую работу;

активизировать целенаправленную работу по преемственности со средней школой;

определить эффективность работы учителя в целом.

Если использовать мониторинговую систему определения достижения учащихся, то процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным, что приведет к повышению качества знаний учащихся, повлияет на рост творческой активности.

Рейтинг учащихся за декабрь месяц по предмету алгебра

место ¦ Фамилия имя ¦ класс ¦ средний балл ¦ "5"¦ "4"¦ "3"¦ "2"¦"1"

1 ¦ Ученик 1 ¦ 8 ¦ 5.000000 ¦ 8 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

1 ¦ Ученик 2 ¦ 8 ¦ 5.000000 ¦ 7 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

1 ¦ Ученик 3 ¦ 10 ¦ 5.000000 ¦ 11 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

2 ¦ Ученик 4 ¦ 10 ¦ 4.923077 ¦ 12 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

3 ¦ Ученик 5 ¦ 7 ¦ 4.857143 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

4 ¦ Ученик 6 ¦ 10 ¦ 4.727273 ¦ 8 ¦ 3 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0

Мониторинг качества знаний обучающихся 11 класса за первое полугодие по результатам рейтинга по алгебре.

Зоны ближайшего внимания обучающихся 5 класса по результатам 2011-2012 учебного года.


В обычной школе есть журналы и оценки. А что остается для преподавания на курсах и индивидуальных занятиях? Как выстроить процесс, чтобы информация об успеваемости ученика не терялась и доходила до ученика?

Сегодня расскажем, что такое мониторинг успеваемости учащихся, зачем и как его проводить на индивидуальных уроках с учениками.

Что такое мониторинг успеваемости?

Мониторинг успеваемости — это отметка успеваемости учащегося на протяжении определенного промежутка времени, регистрация этих результатов и использование полученной информации в процессе построения дальнейшей программы. Другими словами, сбор всех результатов тестирования и других показателей прогресса, четкое их фиксирование и корректировка программы в зависимости от этого. Если в школе, вузе и т.д. есть журналы, фиксирующие успеваемость студентов, а также табели с оценками, которые выдаются учащимся в конце года, то в частном преподавании, будь-то школа английского языка, или занятия с тьютором, такой мониторинг зачастую не проводится, и оценки как таковые не выставляются.

Зачем это надо?

При индивидуальных занятиях со студентами немаловажно отмечать успеваемость, пусть и не в строго формальной форме, как в общеобразовательной школе. В первую очередь, это показатель того, что происходит процесс обучения и продвижения в знании английского языка. Если есть оценка успеваемости — значит на ее основе можно понять, насколько хорошо усвоен материал и что делать дальше. Низкая оценка будет сигнализировать о необходимости поработать над темой дольше, тогда как высокая будет показателем, что можно двигаться дальше. Также фиксация прогресса в цифрах будет наглядно показывать ученику движение к собственной цели.

Как проводить?

Классической формой мониторинга успеваемости является тестирование. Способов проверки знаний существует немало, их можно использовать как по отдельности, так и в комбинации друг с другом для достижения более четкого показателя. Это могут быть: диагностический тест в начале обучения для измерения умений и навыков и определения направления в обучении, тесты в конце каждой из тем, короткие тесты в конце каждого урока, сборные тесты за несколько тем и финальный тест в конце. Результаты должны фиксироваться, например, в таблице в Excel, и демонстрироваться ученику. Например, так показана успеваемость учеников в Vimbox.

Как показывать прогресс?

Все показатели, которые собираются по успеваемости студента, должны обязательно демонстрироваться и анализироваться. Студент должен понимать, что у него получается, а на что нужно обратить внимание, кроме того, ученик должен видеть, что прогресс есть. Рассмотрим, как показать прогресс студенту:

  1. Сообщайте студенту тему и задачи урока. Желательно, чтобы они звучали практично, как достижения: Today, you will learn how to order food in a restaurant or By the end of this lesson you can ask directions in English.
  2. Подводите итоги урока. Это хороший способ показать прогресс. В индивидуальном обучении можно использовать такие вопросы: What have we done today? What words have we learnt today?
    Затем преподаватель проговаривает достижения, привязывая их к целям обучения студента: Now you can ask questions and answer questions politely at the job interview.
  3. Заведите форму обратной связи. Попросите студента дополнить предложения письменно сразу после урока. Утверждения могут быть такими:
    I feel confident about my progress at this lesson because….
    I learn new things such as…..
    I had some difficulties with…..
    Заполняя такой фидбек студент помогает себе осознать прогресс, а преподаватель может внести правки и дополнения в последующие уроки.
  4. Не забывайте о progress tests. Они проводятся раз в 6-8 занятий, обычно после окончания юнита. Полезно тестировать не только грамматику и лексику, но и другие виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо. Если вы не располагаете достаточным временем, часть заданий можно дать на дом.
  5. Визуализируйте прогресс. В начале курса сделайте рисунок: дерево, горы, дорожки для бега. Отмечайте, что уже выучено и на какой стадии студент. Показывайте, куда движется студент, что пройдено. Не легко увидеть прогресс, если нет понимания в какую сторону двигаться, поэтому важно понимать цель изучения языка студентом.
  6. Собирайте портфолио студента. Успехи в грамматике, лексике, аудировании очень легко проследить, потому что критерии оценки четки и ясны — 7 правильных утверждений из 10. Многим студентам сложно понять, насколько прогрессирует их говорение. Сделайте запись монолога студента на одном из первых занятий, в середине курса и в конце курса. Можно поместить в определенную папку примеры эссе студентов, их проекты, записи презентаций и т.д. и периодически показывать студенту, как он продвинулся в говорении и письме.
  7. Оценки. В школе преподаватели ставят детям и подросткам оценки. Однако при индивидуальном обучении взрослых поурочное выставление оценок не кажется естественным. Мы можем отмечать и фиксировать результаты по чтению, аудированию, письму, проверочных тестах в процентах и показывать их студенту. Заведите файл (register) на каждого студента, вписывайте туда информацию о его прогрессе, вносите новые слова, которые изучены, и ошибки, которые допускает студент. Можно создать диаграмму, отражающую прогресс в разных навыках.

Что с этим делать дальше?

Иметь информацию об успеваемости студента очень выгодно. Если возникают различные жалобы или meltdowns со стороны ученика, всегда можно показать ему диаграмму, сравнить запись его речи в начале обучения и на текущем этапе и т.д., что позволит эффективно работать с возражениями учеников, поднимать их самооценку и показывать реальное положение вещей упрямцам.

Вторая сторона медали — использование этой информации преподавателем для корректировки курса. Если результаты теста показали, что студент не усвоил Past Simple, нет смысла двигаться дальше к следующему разделу с Present Perfect. Есть смысл остановиться и доработать тему, в которой студент проседает, и лишь затем двигаться дальше. То же самое касается и навыков: если у студента начали проседать навыки аудирования — значит нужно уделить им больше внимания в следующих уроках.

мониторинг ученика

Даже при занятиях онлайн мониторинг успеваемости учащихся не должен пропускаться. Это отличный инструмент для отслеживания прогресса ученика, работы с возражениями и мотивации учащихся. Мы поделились лишь некоторыми из идей, как это делать на уроке.

А следите ли вы за успеваемостью ваших индивидуальных учеников? Как проводите мониторинг и как используете информацию?

Мониторинг качества знаний обучающихся

Данный документ содержит информацию о ведении мониторинга качества знаний обучающихся по всем предметам. Кроме этого здесь представлена сводная таблица всех мониторинговых исследований по классу за год, имеются также таблицы по четвертям и сводная диаграмма по классу по всем представленным мониторинговым исследованиям.Документ "Мониторинг качества знаний по классу"

Мониторинг качества обученности учащихся 5 класса по итогам I четверти 2015 – 2016 учебного года

Средний балл

Условные обозначения: Зелёный – 5 Жёлтый – 4 Синий – 3 Красный – 2

По итогам I четверти успеваемость составляет 100%; качество знаний по классу составляет 35%, что по сравнению с качеством на конец 2014 – 2015 учебного года ниже на 6%. Снижение качества знаний обусловлено переходом в основную школу, где появились новые предметы и учителя. Низкое качество знаний остаётся по русскому языку, хотя по сравнению с предыдущим учебным годом оно повысилось с 47% до 50%. Повысилось качество знаний также по географии (71% - 93%), биологии (71% - 79%), по истории (76% - 86%), по обществознанию (82% - 86%), по иностранному языку (41% - 79%). По математике качество знаний стало ниже (65% - 57%).

По русскому языку и математике необходимо усилить контроль за выполнением домашнего задания, при необходимости проводить дополнительные занятия по индивидуальным планам.

Мониторинг качества обученности учащихся 5 класса по итогам II четверти 2015 – 2016 учебного года

Условные обозначения: Зелёный – 5 Жёлтый – 4 Синий – 3 Красный – 2

По итогам II четверти успеваемость составляет 100%, качество знаний по классу остаётся по-прежнему низким и составляет 35%. Снизилось качество знаний по русскому языку (47% - 35%), по литературе (94% - 76%), по математике (71% - 65%), по истории (94% - 76%), по биологии (82% - 71%) и английскому языку (47% - 41%). Низкое качество знаний обусловлено периодом адаптации учащихся. Повысилось качество знаний по географии (59% - 71%) и физической культуре (94% - 100%). Стабильным остаётся качество знаний по музыке, изобразительному искусству, технологии.

Для повышения качества знаний необходимо усилить контроль за выполнением домашнего задания, провести беседы с родителями, со школьным психологом, при необходимости организовать дополнительные занятия по индивидуальным планам.

Мониторинг качества обученности учащихся 5 класса по итогам III четверти 2015 – 2016 учебного года

Условные обозначения: Зелёный – 5 Жёлтый – 4 Синий – 3 Красный – 2

По итогам III четверти успеваемость составляет 100%, качество знаний по классу остаётся по-прежнему низким и составляет 35%. Стабилизировалось качество знаний по русскому языку (47%), по математике (65%), по географии (59%), по биологии (71%) и английскому языку (41%). Повысилось качество знаний по литературе (76% - 88%), по обществознанию (88% - 94%) . Стабильным остаётся качество знаний по музыке, изобразительному искусству, технологии. Стабилизация качества знаний говорит об успешной адаптации обучающихся в основной школе.

Всё-таки в целом по классу качество знаний остаётся низким (35%). Для повышения качества знаний необходимо усилить контроль за выполнением домашнего задания, провести беседы с родителями, со школьным психологом, при необходимости организовать дополнительные занятия по индивидуальным планам.

Мониторинг качества обученности учащихся 5 класса по итогам IV четверти 2015 – 2016 учебного года

Условные обозначения: Зелёный – 5 Жёлтый – 4 Синий – 3 Красный – 2

По итогам IV четверти успеваемость снизилась и составляет 94%, один обучающийся имеет неудовлетворительную оценку по английскому языку. Качество знаний по классу повысилось (35% - 41%). Стабилизировалось качество знаний по русскому языку (47%), по математике (65%), по географии (65%), по биологии (71%), по литературе (88%) и английскому языку (41%). Повысилось качество знаний по истории (71% - 76%), Стабильным остаётся качество знаний по музыке, изобразительному искусству, технологии. Стабилизация качества знаний говорит об успешной адаптации обучающихся в основной школе. Повысилось качество знаний по обществознанию (88% - 94%) .

В целом по классу качество знаний повысилось (35% - 41%). Но снизилась успеваемость. Необходимо усилить контроль за выполнением домашнего задания, провести беседы с родителями обучающихся, имеющих потенциал в обучении, со школьным психологом, при необходимости организовать дополнительные занятия по индивидуальным планам.

Мониторинг качества обученности учащихся 5 класса по итогам 2015 – 2016 учебного года

Средний балл

Условные обозначения: Зелёный – 5 Жёлтый – 4 Синий – 3 Красный – 2

По итогам 2015 – 2016 учебного года успеваемость составляет 100%. Качество знаний по классу - 41%. Стабильное качество знаний обучающиеся показывают по русскому языку (47%), математике (65%), географии (71%), биологии (71%), литературе (88%) , английскому языку (41%) и по истории (76%). Стабильно высоким остаётся качество знаний по музыке, изобразительному искусству, технологии и физической культуре. Стабилизация качества знаний говорит об успешной адаптации обучающихся в основной школе. Немного снизилось качество знаний по обществознанию (94% - 82%) .

Хотя в целом качество знаний стабильно, оно всё-таки остаётся низким по русскому языку и английскому языку. Учителям этих предметов необходимо усилить контроль за выполнением домашнего задания, провести беседы с родителями обучающихся, имеющих потенциал в обучении, со школьным психологом, при необходимости организовать дополнительные занятия по индивидуальным планам.

Итого по классу

Стабилизация и рост качества знаний по всем основным предметам говорит о том, что обучающиеся в целом удовлетворительно прошли адаптацию в звене основного общего образования. Снижение качества знаний по математике указывает на то, что обучающиеся нуждаются в дополнительных занятиях по индивидуальным планам. Следует обратить внимание на учащихся, имеющих потенциал в обучении.



Сводная таблица

Комплексная работа по мета предметным результатам

Сведения данной таблицы позволяют сделать вывод о том, что в целом по классу успеваемость составляет 100%, качество знаний – 84%.

Самое низкое качество знаний учащиеся показывают по русскому языку и английскому языку. Необходимо уделять особое внимание данным предметам, тщательно следить за выполнением домашнего задания, проводить беседы с родителями, при необходимости организовать дополнительные задания со слабоуспевающими по индивидуальным планам.

Практически все обучающиеся прошли адаптацию в основном звене образования. Только 1 (6%) обучающийся имеет низкий уровень адаптации. Обучающиеся имеют достаточно высокий уровень мотивации к познавательной деятельности, хотя у 3 (18%) обучающихся низкая мотивация. В целом по классу самооценка средняя и высокая, т. е. в норме. Достигнуты достаточно высокие коммуникативные, регулятивные и познавательные результаты. Обучающиеся имеют хороший уровень достижения личностных результатов.

Особое внимание следует уделить подготовке учащихся к комплексной работе по метапредметным результатам, так как обучающиеся показали средний уровень её выполнения (53%)

Мониторинг образовательных достижений обучающихся 5 класса за 2015 -2016 учебный год

Читайте также: