Как сделать мониторинг по математике

Обновлено: 06.07.2024

Особенности мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности (далее МФФГ):

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA[1] (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей обучающихся, для которых предназначены задания мониторинга, но с ориентацией на концептуальные подходы (рамки) PISA-2021.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Обучающиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы обучающихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

  • Разработка учебно-методических материалов для адресной поддержки совершенствования функциональной грамотности: для обучающихся, демонстрирующих низкий уровень функциональной грамотности
  • Разработка учебно-методических материалов для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, проявляющих интерес к инновационным областям деятельности
  • Разработка программы повышения квалификации педагогических работников по функциональной грамотности в режиме онлайн с учетом результатов диагностики их обучающихся.

Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования российской системы образования.

Все материалы, которые разработаны и будут в дальнейшем разработаны в ходе мониторинга формирования функциональной грамотности (например, учебно-методические материалы), после доработки по результатам апробации будут открыты для использования в учебном процессе и повышения квалификации учителей, также для дальнейших работ по мониторингу системы образования.

Цели и задачи мониторинга и педагогической диагностики в образовательном процессе. Основные элементы управления качеством образования по М.М. Поташнику. Особенности проведения и обработки результатов мониторинга успеваемости в школе по математике.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.02.2015
Размер файла 25,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательное школа д. Нуркеево

Туймазинский район Республики Башкортостан

Мониторинг и диагностика знаний учащихся по математике как один из способов повышения качества знаний

Фарихьянова Алсу Рифгатовна

МБОУ СОШ д. Нуркеево

Мониторинг и диагностика в образовательном процессе

Качество образования -- социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Одним из способов отслеживать качество обучения является педагогический мониторинг. Мониторинг как управленческая технология в педагогике разрабатывается сравнительно недавно (В.А. Кальней, Д.Ш. Матрос, А.Н. Майоров, А.В. Сотов, С.Е. Шишов и др.), хотя в других областях человеческой деятельности применяется достаточно основательно и эффективно.

Управление качеством образования по М. М. Поташнику - это значит:

- создавать условия для удовлетворения потребностей учащихся и педагогов;

- организовать эффективный образовательный процесс;

- формировать эффективную систему отслеживания результатов образовательной деятельности на базе определенных критериев оценки.

Чтобы управлять качеством образования необходимо выявить причины и привести деятельность образовательного учреждения в систему на основе мониторинга и диагностики.

Мониторинг (англ. Monitoring - осуществление контроля, слежения) - комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы.

А. С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.

Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.

Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Организация системы мониторинга в нашей школе состоит из следующих шагов:

Анализ результатов мониторинга должен позволять учителю выявлять типы заданий, которые обучающийся хорошо усвоил, задания, требующие дополнительной подготовки, задания, выполнение которых на данном этапе для данного обучающегося без помощи учителя представляется невозможным.

Другими словами, проводя анализ статистики по итогам каждого конкретного занятия, учитель должен иметь возможность диагностировать, какую часть предметного содержания урока усвоил каждый отдельно взятый обучающийся. При этом, выявив какие задания усвоены большинством учащихся, преподаватель может сделать выводы об эффективности используемых на данном этапе форм организации учебной деятельности, приемов, методов.

Выявив задания, с которыми не справилась значительная часть обучающихся, учитель выявляет причины затруднений: сложность материала, неудачная форма организации обучения, отсутствие наглядности и т.д. После этого, педагог принимает решение о ходе дальнейших действий: составляет график индивидуальных занятий и консультаций, намечает проведение урока повторения и закрепления знаний, продумывает другие формы организации учебной деятельности.

Диагностика -- основа качественного управления образовательным учреждением. Она направлена на изучение и анализ состояния дел в образовательном учреждении, установление (и предупреждение) тех или иных недостатков, выявление их причин, определение путей их скорейшей ликвидации.

Педагогическая диагностика охватывает все диагностические задачи, возникающие в процессе образования.

Она должна ориентироваться на следующие цели:

1) внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;

2) определение результатов обучения;

3) планирование последующих этапов учебного процесса;

4) мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;

5) оптимизация процесса обучения.

Соответственно задачами диагностики являются:

1) выявление относительного уровня развития учащихся;

2) анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;

3) выявление потенциальных возможностей развития.

Аспекты педагогической диагностики:

3. Доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности.

Главная задача диагностики уровня обученности -- своевременное выявление конкретных пробелов учащихся и установление причин их появления, точная и объективная оценка знаний, умений с целью улучшения его качества.

Обученность -- это те характеристики развития ребенка, которые сложились в результате предыдущего обучения. Обученность включает в себя как запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучали. Обученность - это определенный итог предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником.

Обучаемость -- это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы его развития, будущие возможности. Обучаемость - это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Если обученность - это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.

мониторинг диагностика знание ученик

Мониторинг и диагностика в преподавании математики

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Сравнительный анализ мониторинга в школе по математике проходит:

- по итогам текущего контроля;

- по итогам четверти, полугодия;

- по итогам промежуточной и итоговой аттестаций.

Результаты мониторинга обрабатываются:

- по каждому ученику;

- по каждому классу;

- рассматриваются в динамике в течение учебного года, по сравнению с предыдущими годами.

Уже несколько лет в нашей школе работает рейтинговая система. В последнее время мы стали использовать более совершенную программу "Завуч", имеющую дополнительные функции по сравнению с использовавшейся ранее, позволяющую учитывать буквально каждую оценку учащегося по каждому предмету. За основу мониторинга я взяла результаты рейтинга по предмету. Обучающиеся видят результаты рейтинга по предмету и сравнивают себя не с соседом по парте, а с самим собой.

Выделив границу и работая именно с этими учениками по конкретным предметам, можно поэтапно из четверти в четверть сдвигать границу в нужном направлении. Таким образом экономятся силы преподавателей и сохраняется психологическое здоровье детей.

По полученным данным отслеживается мониторинг сложности предметам по результатам четверти. Если по результатам 2011-2012 учебного года математика стояла на 2 месте по сложности для обучающихся 5 класса месте, то по результатам первой четверти 2012-2013 учебного года математика уже стоит на 3 месте по степени сложности.

Ведется также и мониторинг успеваемости класса по предмету за несколько лет. Мониторинг также представляется в виде диаграмм качества знании учащихся, которые наглядно показывают диагностику качества знаний по математике.

Результаты мониторинга показывают стабильное качество знаний обучающихся 5 класса по математике, и можно говорить о том, что адаптационный период у ребят прошел спокойно и смена учителя не отразилась на качестве успеваемости, что является результатом подготовительной работы проведенной в 4 классе.

Я также провожу мониторинг результатов административных контрольных работ. Административные контрольные работы по математике в школе проходят по плану ВШК:

1) Сентябрь - входная контрольная работа;

2) Декабрь - контрольная работа за первое полугодие;

3) Март - контрольная работа за третью четверть;

4) Май - итоговая контрольная работа.

Мониторинг результатов административных контрольных работ показывает, что во всех классах качество знаний по алгебре в третьей четверти падает, что вероятнее всего связано с тем, что третья четверть в школе самая длинная и ребята к концу четверти устают больше, чем в остальных четвертях.

В течение всего учебного года веду мониторинг вычислительных навыков, ежемесячно провожу проверку техники вычисления. Полученные данные вносятся в личную карточку каждого обучающегося и строится график значений, где четко отслеживается картина за весь год.

Мониторинг вычислительных навыков показывает, что вычислительные навыки развиваются в 5 - 6 классах, в 7 - 9 классах идет спад значений вычислительной техники, значит на уроках алгебры и геометрии есть смысл уделять большее внимание на развитие вычислительных навыков. Ученики среднего звена плохо считают, предпочитая вычисления выполнять на калькуляторе, поэтому вычислительные навыки к концу 9-ого классы слабы, что сказывается на результатах ГИА.

В течение всего учебного года ведется подготовка к ГИА и ЕГЭ в 9 и 11 классах. Проводятся пробные экзаменационные работы в формате ГИ и ЕГЭ. По результатам этих работ проводится мониторинг готовности обучающихся 9-ого и 11-ого классов к ГИА и ЕГЭ. По результатам работ проводится анализ ошибок и намечаются шаги по устранению недочетов. Для проверки готовности обучающихся 9 класса к сдаче ГИА была проведена исследовательская работа с использованием мониторинга и диагностики учебного процесса. Работа выявила, что в первой четверти 2012-2013 учебного года ГИА готовы сдать только 67% обучающихся 9 класса.

Также провожу мониторинг результатов ЕГЭ и ГИА по годам, где, отслеживаю успеваемость, качество знаний, средний балл и наивысший баллы.

В 2012-2013 учебном году я начала применять тематический мониторинг в 5 классе. При завершении каждой большой темы, за несколько уроков до контрольной работы я провожу самостоятельную работу на 10 - 15 минут с ключевыми задачами этой темы. Проверка этих работ показывает, над чем нужно еще поработать, на что уделить внимание. После отработки возникших проблем у обучающихся провожу контрольную работу и сравниваю результаты. Внося полученные результаты в таблицу, отслеживаю обучающихся у которых данная тема вызывает затруднения.

Хотя обработка данных и требует большого количества времени, но полученные результаты помогают в работе учителя.

Для меня мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг - инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель - помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

Данная система работы позволила мне:

1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;

2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.

3. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.

4. Проводить своевременно обработку полученных результатов.

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель обязан владеть педагогической диагностикой.

Мониторинг и диагностика дают мне возможности:

· увидеть несформированные математические умения, знания, представления;

· увидеть проблемные тематические блоки;

· определить общий уровень математической подготовки;

· увидеть преимущества той или иной программы;

· проследить динамику обученности;

· определить прочность усвоения знаний, умений и навыков;

· проследить осознанность и обобщенность знаний;

· провести сравнительный анализ результатов промежуточных контрольных работ с результатами итоговой работы;

· определить соответствие обученности и обучаемости;

· выявить обучающихся как с низкими учебными возможностями, так и с высокими и запланировать дальнейшую работу;

· активизировать целенаправленную работу по преемственности со средней школой;

определить эффективность работы учителя в целом.

Гипотеза данного исследования звучала так: если использовать мониторинговую систему определения достижения учащихся, то процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным, что приведет к повышению качества знаний учащихся, повлияет на рост творческой активности. Я думаю, что в процессе работы я доказала вам, что гипотеза верна.

Список литературы

1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / Перевод с немецкого.- M., 1991.

2. Диканская Н. Н., Герасименко Е. В. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования / Н. Н. Диканская, Е. В. Герасименко // Стандарты и мониторинг в школе. - 2003. - №3. - с. 42.

3. Дормидонова Т. М. Диагностика обученности \ Т. И. Дормидонова // Педдиагностика. - 2004. - № 2. - с. 91- 101.

4. Зайцев В. Мониторинг как способ правления качеством обучения / В. Зайцев // Народное образование. - 2002. - №9. - с. 83-91.

5. Поташник М. М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие / М. М. Поташник, М. В. Левит. - М.: Педагогическое общество России. - 2003. - 112 с.

6. Поташник М. М., Ямбург Е. А., Матрос Д. Ш. и др. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. - Педагогическое общество России. - 2004. - 448 с.

Подобные документы

Особенности внедрения мониторинга качества образования в г. Салехард. Субъекты и объекты этого процесса и принципы формирования системы диагностирования знаний по конкретному предмету. Технология и этапы проведения тестирования знаний по математике.

статья [543,1 K], добавлен 16.08.2013

Проблема методов обучения и их классификация. Основные понятия, непосредственно связанные со способами отслеживания учебных результатов и повышения качества знаний. Сущность и типы педагогического мониторинга как средства повышения качества обучения.

дипломная работа [1,2 M], добавлен 08.06.2015

Место квалиметрического мониторинга качества обучения в системе контроля качества образования. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) как форма независимой оценки качества образования. Анализ образовательной статистики ЕГЭ по математике в Республике Саха.

практическая работа [95,4 K], добавлен 13.03.2014

Мониторинг с помощью стандартной программы Microsoft Office Access и прикладной математической программой MATLAB. Технология проверки качества знаний с помощью электронных таблиц. Использование информационных технологий в подготовке к ЕГЭ по математике.

дипломная работа [539,8 K], добавлен 20.07.2013

Проблема мониторинга в педагогической теории и практике, его основные функции и принципы. Мониторинг качества образования и единый государственный экзамен. Содержание понятия качества образования и его мониторинга. Критерии оценки качества образования.

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

При проведении педагогического мониторинга я поставила перед собой следующие дидактические задачи: * анализ результативности обучения; * оценка эффективности учебного процесса с точки зрения достижения государственных стандартов; * анализ успешности обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся; * повышение уровня познавательной активности; * повышение уровня обученности и обучаемости; * выработка рекомендаций;

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики. из опыта работы учителя первой категории Мусатовой М.Ю.

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Под педагогическим мониторингом я понимаю: * форму организации педагогического процесса; * сбор, хранение, обработку и распространение информации о деятельности учащегося; * отслеживание информации, уровня ее состояния; * прогноз развития ученика;

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Цели и задачи педагогического мониторинга , проводимого мною тесно связаны с ответами на следующие вопросы:  Какой результат я должна получить в ходе моей педагогической деятельности?  Какими способами я буду измерять этот результат?  И как повлиять на улучшение этих результатов?

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

При проведении педагогического мониторинга я поставила перед собой следующие дидактические задачи: * анализ результативности обучения; * оценка эффективности учебного процесса с точки зрения достижения государственных стандартов; * анализ успешности обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся; * повышение уровня познавательной активности; * повышение уровня обученности и обучаемости; * выработка рекомендаций;

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Виды деятельности учителя по достижению основных целей педагогического мониторинга . Организация Организация наблюдения наблюдения Сбор информации, Сбор информации, планирование, планирование, организация, организация, систематизация систематизация обобщение и обработка обобщение и обработка данных данных Формирование научного прогноза Разработка и отбор соответствующего инструментария Своевременное выявление изменений и вызывающих их факторов

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

В своей работе использую различные формы контроля ЗУНов: 1. Устная проверка знаний; 2. Взаимопроверка; 3. Тестирование; 4. Математические диктанты; 5. Домашние контрольные работы; 6. Конспектирование; 7. Самостоятельные работы; 8. Практические работы; 9. Лабораторные работы; 10. Творческие задания; 11. Зачеты;

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Схема мониторинга по работе над новой темой: Диагностическая работа Развитие Коррекция Самостоятельная работа Развитие коррекция итоговый

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Диагностический инструментарий, используемый в моей работе: Контрольно- измерительные материалы, наблюдение на уроке, внеклассные мероприятия анкеты, опросники Психологические тесты, диагностические карты учащихся, диагностика уровня обучаемости, методика определения уровня обученности.

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Для анализа результатов деятельности учащихся я использую следующую форму: Неравенства и системы 2 4 3 5 + + + Числовые функции 2 3 4 5 Прогрессии 5 2 3 4 5 Системы уравнений 2 3 + 4 + + Фамилия, имя ученика 1.Абрамов М 2.Аминов Х 3.Бабич Я И т.д. Успев­ть Кач­во

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Таблица результатов контрольной работы №… ошибка Расшировка ошибок Учащиеся по списку: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10…… В записи выражения В решении примеров В заданиях на логику Единицы измерения В записи числа В сравнении чисел 1 2 3 4 5 6 7 … В задании №1 ……. Геометрический материал

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Для фиксирования результатов выполнения диагностических работ использую форму: Фамилия, имя Квадратные корни Формулы сокращенного умножения Текстовые задачи 2014/2 2015/2 2014/2015 2015/2016 2014/2 2015/2 015 н + к 016 н + к 0 0 0 0 + 0 0 0 0 + н + 0 0 0 ­ 0 к н + 0 ­ 0 ­ 0 к 015 н + к 016 н 0 к 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1. Абрамов Михаил 2.Бабич Яна 3. Калашникова Мария 4. Перцева Эля 5. Еремеев Артем 6. Маврина Дарья + владеет хорошо 0 владеет ­ плохо владеет “н” – начало года, “к” ­ конец года

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Тема:прогрессия . Ф.и. Знание теории Умение примен ять формул ы Поиско вая деят­ть И т.д. Коррекционная работа

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Использую в этом учебном году. индивидуальная диагностическая карта ученика: Былинина Валерия – 9д класс Класс Прогно зируем ый рез­ т Получе нный рез­т Знание формул Вычисл ительн ые навыки Анализ и запись ответа Графич еская работа Сформ ирован ность позн.ин тересов + 4 + + + ­ + ­ 9д 10 11

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Продолжение: диагностическая карта ученика Навыки общения Отбор информации и ее анализ Участие в творческих мероприятия х Целеполаган ие своей деят­ти Рефлексия своей деят­ ти Решение проблемных ситуаций + + + + + +­

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

 Результаты моего педагогического мониторинга служат основой для составления рабочих программ на каждый класс и дает мне возможность работы как с отдельными учащимися, так и с классом в целом.  Педагогический мониторинг позволит мне создать индивидуальную образовательную траекторию каждого учащегося, в том числе одаренного ученика.  Объективность педагогического мониторинга повысится при совместной работе учителя­предметника с социально­ психологической службой, с психолого­педагогической службой.

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Педагогический мониторинг в работе учителя математики

Вывод: • Значимость педагогического мониторинга может быть определена при условии правильного ответа каждым педагогом на совсем простые вопросы : ­ Чего я хочу достичь, разрабатывая мониторинг? ­ Что я смогу изменить в организации учебного процесса? ­ Какая польза будет от этого ученикам и учителю?

Мониторинг по математике

Мониторинг по математике

Подготовил учитель математики Копылова Ж.В.

Мониторинг знаний учащихся - предназначен для формирования рейтинговой

оценки знаний. Основная задача – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, проводится через нулевой, промежуточный и итоговый срезы. Мониторинг профессионального мастерства учителей. Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах учебной деятельности педагога. Для учителя диагностической инфоpмацией являются pезультаты контрольных срезов и их динамика в пpодвижении от "нулевого” pезультата к "промежуточному”, от "промежуточного” к "итоговому Работа по полученным данным напpавлена на фоpмиpование у каждого учителя объективного отношения к знаниям ученика и их оценке, на преодоление негативного отношения к конфликтным, некоммуникабельным детям, на осознание убедительности выставленной оценки для ученика, создание у него стимула к дальнейшему познанию. Создание единого информационного пространства мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов.

Мониторинг осуществляется во всех классах с 1 -го по 11 -й по всем

предметам непрерывно в течение всего учебного года по мере прохождения учащимися основных блоков тем, при этом данная система независима от текущего контроля учителя, но учитывает специфику преподавания различных предметов в разных профилях школы, т. е. в зависимости от уровня преподавания предмета в конкретном профиле составляются разные по уровню сложности задания.

Все работы проводятся в тестовом виде в связи с тем, что современная

система образования в школе переходит на данный вид контроля: как в рам­ках итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ. В итоге при соответствующем оборудовании банк тестов должен быть сформирован в электронном виде, и все проверочные работы должны проводиться при помощи компьютеров.

Система мониторинга представляет собой инструментарий, предназначенный

для формирования рейтинговой оценки знаний как отдельного субъекта процесса обучения, так и коллектива обучающихся в целом на определенном временном интервале. Основная задача мониторинга состоит в непрерывном отслеживании состояния учебного процесса. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

• достигается ли цель образовательного процесса; • существует ли

положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований; • существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя; • соответствует ли уровень сложности учебного материала предмета возможностям обучающегося. Эта задача решается путем проведения нулевого, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов. Результаты срезов фиксируются с помощью рейтинговой оценки.

Нулевой срез рекомендуется проводить в первые две недели учебного года

Его цель - определение уровня знаний учащихся в начале цикла обучения (начальное диагностирование, готовность класса к данному этапу обучения). В ходе проведения нулевого среза учитель осуществляет: 1. Прогнозирование (совместно с учениками) возможности успешного обучения на данном этапе. 2. Разработку совместно с классом схемы действий для преодоления затруднений в обучении. 3. Согласование предметных требований при переходе учебного процесса от одного предмета к другому (например, математика-физика-информатика). 4. Оценку наличия интегрированных связей в обучении. 5. Оценку методической подготовленности учителя посредством экспертной оценки результатов среза (формирование цели нулевого среза, анализ результатов, план действий и требования к индивидуальному подходу в обучении).

Анализ результатов нулевого среза дает возможность: • выбрать учителю

адекватную методику обучения; • сформировать у учащихся установку на возможность позитивного результата обучения; • назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся; • провести коррекцию учебного графика.

Целями проведения промежуточного среза являются: • оценка успешности

продвижения учащихся в предметной области; • подведение промежуточных итогов обучения. Задачами промежуточного среза являются: 1. Оценка преподавателем успешности выбора методики обучения. 2. Корректировка учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения. 3. Формирование рейтинговой оценки учащихся. Промежуточный срез, как и нулевой, проводится в письменной форме или на компьютере. Результаты промежуточного среза анализируются и обсуждаются с учащимися. Учащимся, успевающим на "отлично", предлагаются творческие работы. Это могут быть элементы НИР, изучение дополнительных разделов предметного курса или работа на свободную тему.

Цель проведения итогового среза - подведение итогов года обучения

Задачи, решаемые при проведении итогового среза: 1. Анализ результатов обучения. 2. Оценка успешности освоения учащимися предмета. 3. Анализ действий учителя на данном этапе обучения. 4. Формирование итоговой рейтинговой оценки и заключение об успешности выполнения учащимися учебной программы. Итоговые срезы проводятся за две недели до окончания учебного года.

Результаты срезовых работ анализируются следующим образом: 1. Для

оценки динамики процесса обучения от начального диагностирования к текущему и далее к итоговому сравниваются данные по каждому классу по этим контрольным точкам в пределах установленного оценочного диапазона. 2. Для оценки прочности усвоения знаний результаты нулевого среза последующего года сравниваются с результатами итогового среза предыдущего года.

Результаты мониторинга обрабатываются как в целом по школе, по

параллели, по классу, по предмету, так и по каждому учащемуся и учителю в отдельности, причем все рассматривается в динамике, как в течение учебного года, так и по сравнению с предыдущим учебным годом. Ниже приведен образец анализа работы, проведенной в сентябре 2005г.:

Мониторинг не только оказывает методическую помощь учителю, и по

психологическую подготовку учащихся к тестовым формам контроля, и по выстраиванию индивидуальной траектории преодоления неуспешности различных участников образовательного процесса

Ожидаемые показатели:

повышение информированности и мобильности администрации школы; повышение педагогического мастерства учительского коллектива школы; повышение качества обученности учащихся; наличие в школе единого банка мониторинговых работ по всем предметам на электронных носителях и единого банка результатов мониторинговых работ на электронных носителях (результативность УВП и деятельности учителя, отчеты, электронные журналы классов, электронные дневники учащихся); наличие в школе единой компьютерной сети для осуществления как мониторинговых исследований, так и взаимосвязи участников данного процесса; системное проведение мониторинговых исследований на основе технологических карт учителя и карт управления процессом повышения педагогического качества образования.

Читайте также: