Как сделать мониторинг по физкультуре

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

В наше время общество не придаёт должного значения урокам физкультуры в школе. Кто-то считает, что в школе ничего интересного и полезного в уроках физкультуры нет и лучше, чтобы ребенок занимался дополнительными уроками, а кому-то просто лень и он/она не ходят на эти уроки из принципа. Еще более пугающей тенденцией является тот факт, что пропаганда стиля жизни, в котором спорту отведена важная и принципиальная роль, сошла практически на нет в нашей стране. Именно поэтому необходимо понимать и осознавать в чём же полезность уроков физкультуры в школе.

Примерные нормативы с 1 по 11 класс

Многие родители считают, что преподаватели физкультуры в школе, это люди, не имеющие ничего общего со спортом или спортивным образованием. Сразу важно отметить, что это утверждение в корни не верно. Прежде всего, необходимо осознавать, что в наши дни не будучи профессиональным спортсменом в прошлом или человеком имеющим спортивное образование, устроиться на работу в школу в качестве учителя физкультуры практически невозможно. Данный факт свидетельствует о том, что все те дети, которые будут заниматься физкультурой в школе под началом специалиста практика или теоретика (в зависимости от рода предыдущей деятельности учителя) уже как минимум смогут достичь неплохих результатов в определенных спортивных дисциплинах, в том случае если этого захотеть.

бег детей на соревновании

Очень важен тот факт, что люди, посещающие уроки физкультуры вырабатывают в себе и мотивационные качества. Если сравнивать в обычной жизни людей, которые уделяли спорту внимание и тех, кто никогда не одевал спортивный костюм, то разница в жизненной мотивации видна невооруженным глазом. Люди, занимающиеся физкультурой, а значит и большинство тех, кто посещает уроки физкультуры в школе, намного более успешные, так как еще в школьные годы на уроках физкультуры они вырабатывают такие качества как целеустремленность и преодоление себя.

Согласно статистике, те, кто не посещают уроки физкультуры на постоянной основе, во время эпидемий гриппа в два раза болеют чаще, чем те, кто регулярно ходит на уроки физкультуры. Как следствие, те, кто чаще болеют, имеют большое количество проблем с успеваемостью, по той причине, что посещают меньшее количество занятий в школе. Казалось бы, пропуск занятий в школе и нежелание посещать уроки физкультуры с первого взгляда никак не связанны. Однако если проследить причинно-следственную связь, описанную выше, то становиться ясно, почему так важно ходить на уроки физкультуры и не искать для себя оправданий для того, чтобы в очередной раз посидеть на лавке, в то время как одноклассники сдают нормативы или просто играют в спортивные игры.

Таблица нормативов по физкультуре для школьников 2020-2021 (физическая культура)

Если все вышеперечисленные аргументы не явились достаточно убедительными, то следует провести небольшой эксперимент. Школьнику требуется сравнить своё самочувствие за два месяца. Пусть один месяц он не ходит на занятия спортом в школе и отсиживается на лавке. В другой месяц необходимо посещать все уроки физкультуры и выполнять все предписания учителя. Каждый день из этих двух дней необходимо оставлять запись в специальном дневнике, в котором учащийся будет оставлять свои впечатления о самочувствии и общем состоянии организма. По истечению двух месяцев перечитайте дневник и сравните вои записи. Наверняка выводы для многих окажутся поразительными, ну а какими они будут можно выяснить, проведя данный эксперимент.

Конечно, назвать современную школьную физкультуру совершенной достаточно тяжело. Да и причин этого есть множество. Но если подходить к этому уроку более тщательно, рассмотреть то, что предлагают учителя, не пытаться увильнуть и спрятаться где-то в подворотне, то в будущем за это можно будет выразить педагогам огромное спасибо.

Теперь же отойдем от громких фраз и попытаемся разобраться, в чем же реальная польза нахождения в спортзале, либо же на спортивной площадке. Прежде всего, дело в физиологии. Растущий молодой организм требует подвижности, чтобы иметь возможность разгонять по телу кровь. Именно поэтому дети на переменах и сносят потолки в коридорах или классах. И чем больше вы пытаетесь держать их в строжайшей дисциплине, тем громче они будут кричать на перемене.

Таблица нормативов по физкультуре для школьников 2020-2021 (физическая культура)

Уроки физкультуры призваны уравновесить этот дисбаланс. Правильно построенная физическая разминка позволяет рассредоточить излишки энергии по всему телу. При этом отсутствует переутомление, а также опасность получить растяжение или другого рода травму. Более того, благодаря активным физическим упражнениям происходит моральная перезарядка организма, когда мозг на время отключается от сложных математических расчетов, либо мыслей о литературном сюжете, давая возможность человеку освежить мысли. В дальнейшем это помогает справляться со сложными задачами, которые вам оставили напоследок.

Кроме прочего занятие физкультурой иногда позволяет проявить у человека скрытые таланты, которые в другой обстановке он попросту будет стесняться засветить. Ведь здесь, по сути, все равны и все находятся в равных условиях, когда над твоими успехами мало кто будет шутить. А вот опытный педагог сможет оценить возможный потенциал и развить его в дальнейшем. Именно так и проявляются будущие футболисты, волейболисты, баскетболисты, легкоатлеты. Многие после посещения спортзала хотят развиваться самостоятельно, совершенствовать свое тело и укреплять здоровье. И именно это и ценно в школьной физкультуре, как источнике безграничных возможностей в будущем.

Цель только тогда может быть достигнута,

когда уже заранее само средство насквозь проникнуто

собственной природой цели.

Ф. Лассаль

Введение образовательных стандартов (Сборник нормативных документов. Физическая культура. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 3-е изд., доп. – М. Дрофа, 2007) и дополнительного часа по предмету физическая культура в Учебный план общеобразовательной школы, повышает ответственность учителя и предъявляет дополнительные требования к организации учебного процесса и результатам педагогического труда. Эффективность преобразований и результат педагогического труда при изменении условий образовательного процесса, зависит от совместных действий всех его участников (администрации ОУ, учителей, учащихся и их родителей). При этом оптимизация и рациональное использование имеющихся ресурсов, не возможно без глубокого анализа и контроля учебно-воспитательного процесса.

Одним из важнейших средств контроля и оценки эффективности преобразований является мониторинг физического развития и двигательной подготовленности учащихся. За основу системы мониторинга, взяты требования к развитию физических качеств и двигательной подготовленности учащихся из комплексной программы по физической культуре (Физическая культура. Авт.-сост. А.П. Матвеев, М., Просвещение, 2007).

В предлагаемой системе требования дифференцируются по годам обучения и возрастным особенностям учащихся и интегрируются с результатами внеурочной деятельности.

Использование такого подхода является оправданным, поскольку позволяет на протяжении всего периода обучения осуществлять как объективное оценивание успеваемости, так и контроль физического развития учащихся с учетом их возрастных особенностей и физических возможностей.

Исходя из программных требований, мы определили периоды проведения контрольных срезов по учебным четвертям и полугодиям. Главное, чтобы к концу периода обучения каждый учащийся смог выполнить программные требования, соответствующие данному возрастному уровню подготовки учащихся по физической культуре.

Предлагаемая разработка содержит описание комплекса мер, позволяющих провести мониторинг и его анализ на соответствие полученных результатов физического развития и подготовленности учащихся нормативным требованиям учебной программы (3-х часовой), в которой особое внимание уделяется периодам контроля (приложение 1).

В данной методике требования выполняют двойную функцию. С одной стороны, они являются критериями и показателями оценки успешности овладения учащимися программного содержания, а с другой – устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым учащимся (стандарты).

Большое значение в работе имеет соблюдение принципов постепенности (от простого к сложному) и систематичности. Только в системе можно дать объективную оценку процессам физического развития учащихся. То есть: все педагоги физической культуры гимназии должны работать в единой системе (по единой программе), соблюдая немаловажный принцип преемственности и завершенности (доведение всей работы до конечного результата).

Организация учебного процесса по физической культуре в школе, сдача контрольных нормативов стимулируют учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями и облегчают рациональный выбор спортивной направленности.

Во-первых, это дает возможность учащемуся определить знаковые виды спорта (где он способен набрать наибольшее количество очков) и продемонстрировать динамику развития своих физических качеств, исходя из собственных способностей, возможностей и желаний.

Во-вторых, это способствует осознанию учащимися системности занятий (без пропусков) и заинтересованности в конечном результате.

В-четвертых, это объективность оценивания результата, как со стороны учителя, так и со стороны ученика, осознанно принимающего условия и правила взаимодействия в достижении поставленной цели.

В-пятых, учащийся имеет возможность самостоятельно отслеживать динамику изменения своих достижений.

Что касается разделов программы гимнастика, аэробика и атлетическая гимнастика, то за основу взяты требования и правила проведения соревнований, но оценивание результатов в этих видах носит визуальный характер.

Оценивание осуществляется, как по итогам четверти, полугодия и года, так и по мере прохождения текущих разделов и тем программы по 70-ти бальной шкале за каждый зачетный вид. То есть, шкала очков от 1 до 70-ти дает возможность учащемуся к концу учебного года безболезненно набрать необходимую сумму очков, не теряя интереса к своему физическому развитию

За результат, показанный в конкретном виде, начисляется количество очков по таблице результатов, которые переводятся в оценочную 5-ти бальную систему.

В отдельных видах упражнений учащийся может выполнить норматив по максимуму, достигнув 70 очков за вид, что дает возможность компенсировать отставание в других упражнениях, где результат может соответствовать 1 очку. Эта система оценивания соответствует принципам: объективности, демократичности, системности, и не ущемляет честь и достоинство учащегося (приложение 4).

Учитель сам определяет предельно высокий и низкий уровень достижений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и физической подготовленности учащихся, но не ниже базового уровня (возможен индивидуальный подход).

Комплексный подход в реализации этих программ и оптимальное использование педагогических технологий в образовательном процессе приведет к системному решению поставленных задач и достижению цели.

Предлагаемая методика оснащена компьютерной программой подсчета очков, что делает ее востребованной в работе учителя.

В приложениях даются фрагменты мониторинга, которые в процессе реализации могут изменяться (совершенствоваться).

Автор излагает свою позицию на основе сорокалетнего опыта работы и приглашает к творческому сотрудничеству заинтересованных специалистов.

Данная методика была представлена руководителям образовательных учреждений на городском семинаре Санкт-Петербурга 15 февраля 2012 года и вызвала большой интерес даже среди не специалистов в области физической культуры.

Учебно-методические материалы ДЛЯ ФИЗ. ИНСТРУКТОРА В ДОУ.

Информационный ресурс для работников образования

В этой теме Вы сможете ознакомиться с учебно-методическими материалами ДЛЯ ФИЗ. ИНСТРУКТОРА В ДОУ. Напоминаем, что выложенные здесь материалы, предназначены только для ОЗНАКОМЛЕНИЯ. Все права принадлежат только АВТОРАМ книг. Если какие-то издания повторяются, большая просьба сообщить об этом.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Мониторинг физического развития школьников

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кругловская основная общеобразовательная школа

Мониторинг физического развития школьников

учитель физической культуры

Мониторинг уровня физического развития школьника

С целью изучения способностей и возможностей каждого учащегося Кругловской школы имени А.М. Жданова проводится мониторинг уровня физического развития школьника. Мониторинг отражает уровень физического развития учащегося на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении. Анализируя результаты отслеживания физической подготовленности школьников, педагогом были внесены некоторые изменения в содержание программного материала. С целью повышения мотивации учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями была разработана система оценивания школьников на уроке. Она основана на достижении собственных результатов на своем уровне. В период проведения мониторинга каждый ребенок провел самооценку своей подготовленности, составил программу своего дальнейшего физического развития.

Для разрешения данного вопроса педагогом были сформулированы задачи, включающие в себя следующее:

подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы;

ознакомление с опытом работы педагогов, работающих по данному направлению, и его изучение;

разработка и апробирование новых методических приемов обучения;

разработка технологии по проведению мониторинга физического развития школьников;

применение на практике наиболее перспективных педагогических технологий обучения учащихся, в частности технологии разноуровневого обучения;

При организации и проведении мониторинга были поставлены задачи:

Научить учащихся определять свой уровень физической подготовленности в соответствии с учебной программой и образовательным стандартом.

Научить каждого учащегося давать самооценку своих результатов для дальнейшего роста и повышения уровня физической подготовленности.

Вносить некоторые коррективы в учебный план в соответствии с анализом полученных результатов мониторинга.

Исходя из поставленных учителем задач, следует сделать вывод: педагогу предстояло научить детей тому, что они никогда не делали – самостоятельно определять уровень своего физического развития и выбирать индивидуальную траекторию обучения на уроках физической культуры.

Как же на практике осуществляются намеченные задачи?

Основным результатом медосмотра является определение медицинской группы (основная, подготовительная, специальная). Данная таблица отражает индивидуальные особенности детей, динамику их физического развития и дает учителю возможность дифференцированно работать над повышением физической подготовленности учащихся

Результаты обследования состояния здоровья школьников

Освобождённые от занятий ф/к

Сравнительные результаты уровня здоровья школьников

Данные диаграммы позволяют сделать вывод, что наблюдается тенденция увеличения уровня физического здоровья: уменьшился процент учащихся, занимающихся в специальной группе.

Для определения уровня физической подготовленности учитель также широко использует тестирование, которое помогает создать ситуацию критической самооценки путем сравнения результатов с нормой.

Такая диагностика проводится учителем четыре раза в течение учебного года, что позволяет отслеживать физическое состояние организма, поддерживать необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных программ, своевременно вносить определенные коррективы, решать проблемы личностноориентированного подхода к обучению школьников.

Достижению высоких результатов каждым учащимся, по утверждению педагога, способствует рабочая программа, составленная учителем при поддержки методистов , в основу которой положены Федеральный стандарт, авторская программа В.И. Ляха и внутришкольный образовательный стандарт. Учителем совместно с методистами проведена работа по корректировке содержания учебной программы, распределению учебного материала по четвертям, введению в режим дня школьников физкультурно-оздоровительных и других мероприятий, направленных на повышение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся. Научно-методическое обеспечение предмета отвечает современным требованиям, предъявляемым к выпускникам общеобразовательного учреждения.

Анализируя учебные достижения учащихся за последние три года, отмечаем положительную динамику роста обученности и качества знаний. Знания и умения учащихся соответствуют государственному образовательному стандарту, качество обученности соответствует возможностям учащихся.

Вот некоторые результаты, в которых просматривается динамика успешности учащихся Кругловской школы

Читайте также: