Как сделать литературный набросок

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Скетчинг изучает задачи настолько фундаментальные, что просто удерживая их в голове, вы сильно улучшите качество своего дизайна, учит Иван Смирнов. Ходарович Дарья

Скетчинг решает много разных задач: тренирует, ускоряет рисование, помогает найти нужный дизайн или позу для персонажа. В основе любой художественной работы лежат скетчи. Даже если очень опытные художники их не прорисовывают или не показывают, они все равно где-то есть — на отдельных листах или хотя бы в голове автора.

Что угодно в мире можно упростить до композиции из кубов, цилиндров, сфер и т.п. Научившись рисовать эти объекты в разных ракурсах, вы сможете нарисовать практически что угодно: людей, технику, предметы одежды, даже целые иллюстрации.

Вот так до примитивов упрощается фигура человека:

А так — автомобили:

Известный художник Скотт Робертсон рисует технику по этому методу, отталкиваясь от геометрических примитивов.

Скетчинг позволяет художнику мыслить формой — в голове или на бумаге. Что это значит?

Мы будто загружаем себе в голову пакет трехмерной графики или устанавливаем драйвера. Когда мы не знаем, как воплотить задуманный результат, то попадаем в тупик. Выйти из него можно, думая “через форму”, и скетчинг как раз позволяет нам ее понять. Мы не только можем выражать через форму свои идеи, мы и мир вокруг можем понимать через нее

Мы поняли, какие задачи решает скетчинг и зачем он нужен художнику. Начнем его изучать.

Это основная, но не единственная степень сложности этого задания. Если студенту она дается легко (что бывает не часто), он может попробовать изобразить вращение сразу по нескольким осям или покрутить более сложный предмет.

При этом действуют несколько правил:

Вращая предметы, студентам следить и за понятным изображением фигур, и за попаданием в перспективу. Часто на контроль пропорций просто не хватает запаса внимания - для начинающих это нормально. Часто ситуация усугубляется тем, что при рисовании каждого следующего состояния примитива студенты смотрят только на предыдущее, из-за чего погрешность растет с каждым шагом. В итоге предмет в конце упражнения сильно отличается от того, каким он был в начале

По мере вращения вашего кубика или цилиндра стоит возвращаться к изначальному примитиву и сравнивать, насколько они похожи с теми, что получились дальше.

В этом упражнении студенты крутят примитив вокруг одной оси, при этом по другим осям он должен быть жестко зафиксирован. Умение это отслеживать и контролировать в будущем позволит более качественно справляться со скетчингом пропсов или чего бы то ни было еще в пространстве.

Можно пометить себе стрелочками, по какой оси будет вращаться примитив. Еще можно прибегнуть к помощи 3д-редакторов или покрутить настоящие предметы в руках. Однако важно, чтобы в результате процесс построения не превратился в простое срисовывание.

Помимо примитивов, на первой лекции студенты создают абстрактные композиции . Как фигуру человека можно упростить до набора кубиков и цилиндров, так и сложную композицию можно свести к плоским формам. Это полезное упражнение: позволяет не отвлекаться на детали и думать только о том, как одна форма взаимодействует с другой и фокусирует внимание зрителя.

Абстрактные композиции — основа для блока по дизайну, который начинается на второй неделе обучения. В конце концов, скетчинг ради скетчинга — это скучно, а вот применять его для решения практических задач куда веселее.

Студенты знакомятся с основами композиции и потихоньку начинают осознавать, как добавляемые ими элементы влияют на ощущение от работы. Это упражнение здорово работает вместе с более техническим упражнением по вращению примитивов. Оно разбавляет сухость первой домашней работы и делает ее более многогранной

Иногда студенты забывают применять знания, полученные ранее: о композиционном центре, об иерархии элементов в дизайне, о чередовании зон детализации и отдыха и других полезных вещах.

Можно записать в чеклист основные принципы композиции, подкрепить их зарисовками из лекции и периодически обращаться к нему. Конспект в любом случае не помешает.

Итак, мы с вами поняли, как рисовать цилиндры, кубы и т.п. После разобрались, как сочетать формы на плоскости так, чтобы они выглядели цельной композицией. Что дальше?

Пора разобраться в основах дизайна и применить полученные знания, придумав свои первые предметы.

У нас нет ни одного курса в рамках школы, который был бы “только про рисование, и чтобы не дай бог мы еще людей при этом думать учили”. Ни один навык не нужен в вакууме. Нет, они нужны, конечно, но если у вас далеко идущие планы — найти работу, нарисовать свой проект и т.п., то знания в вакууме вам не нужны. Вам нужно то, что вы сделаете с помощью этих знаний.

На этом этапе студенты делают несколько десятков скетчей с разными игровыми предметами: сапоги, мечи, посохи магов, щиты, кубки.

Все состоит из примитивов. Молот — это куб и цилиндр, пивная кружка — дутый цилиндр, а рог — изогнутый конус. Работа студентки, Ходарович Дарьи

Правила в этом упражнении во многом похожи на правила предыдущего:

Студентам-перфекционистам стоит убедить себя попробовать новый метод работы и постараться не думать о том, что работа выглядит не так хорошо, как могла бы. Основная цель сейчас не сделать лайн для портфеля, а потренироваться для себя, по сути, в стол.

Тем же, кто пока не понял, как сделать формы читаемыми, стоит продолжать рисовать — за время курса и последующего челленджа скетчи обязательно улучшатся. Верьте в практику!

Некоторые студенты боятся рисовать пропсы сразу в объеме, минуя плоские проекции. Проблема в том, что без практики никак не получить необходимый опыт, так что как ни крути набивать шишки все-таки придется.

Лечение здесь простое и в то же время сложное: нужно просто начать это делать.

Некоторые студенты невнимательно работают с с референсами или вообще пренебрегают ими. Даже в задании, где на это идет упор. Возможно, кому-то кажется, что рефы — это “читерство”, но это не так.

Стоит уделять больше внимания подбору и анализу референсов — без них вы быстро упретесь в тупик и не будете понимать, куда двигать дальше.

Потренировавшись в основах дизайна и разобравшись с примитивами, можно переходить к серьезным задачам. Первая из них: нарисовать сто пятьдесят скетчей. Тридцать из них должны состоять из двух простых форм, следующие тридцать — из трех, после из четырех и так далее.

Выглядят они так:

Студентка цветом разделила разные формы, чтобы лучше понимать, где, что и как расположено по отношению друг к другу. Автор работы Екатерина Третьякова.

Зачем нужны эти 150 набросков? Чтобы точно понимать, как самые разные формы взаимодействуют друг с другом, отточить построение и привыкнуть рисовать быстро. Закончив 150 скетчей, студенты гораздо быстрее и качественнее выполнят следующее упражнение — дизайн разных пропсов, по несколько скетчей на предмет.

Теперь студенты переходят к созданию полноценных пропсов. В процессе учитываются все полученные знания: композиция, дизайн, понятные формы, правильная работа с референсами. Цвет все еще не вводится — хотя бы на время обучения его лучше отложить на потом, чтобы не думать обо всем сразу.

Количество референсов на один предмет может быть таким или много больше. Автор работы — студентка Цуканова Ксения.

Наверное, самая частая ошибка - игнорирование или недостаточное присутствие в дизайне одного из шагов формы (чаще всего среднего), что обычно не очень хорошо сказывается на итоговом результате.

Небольшой урок в помощь:

Работа с формой — мощнейший инструмент дизайна. Гармоничное сочетание крупных, средних и малых форм позволяет добиться максимально эффектного результата при минимальных затратах времени. Елена Курлыкова

Часто студенты упираются в определенный результат и, не зная как улучшить его, быстро переключаются с поиска базовой композиции форм на проработку мелкой детализации внутри них. Такой резкий скачок — прямой путь к не самым выразительным, а если деталек еще и много — к плохо считываемым решениям.

Отложить прорисовку деталей на самый конец поиска.

Цвет, тень и полировка вводятся в самом конце, на этом этапе. Почему? Художники с опытом могут думать обо всем сразу, начинающим же лучше разделять рабочий процесс на шаги.

Сейчас тоже действует несколько правил:

Хотя на курсе делается особый упор на то что линия должна быть корявой, и нужно думать о форме, а не о лайне, но за время практики лайнарт у студентов прогрессирует. Как так?

С чем связаны проблемы с лайнартов у новичков? С тем, что они не понимают форму и как она себя ведет. Поэтому они не уверены, где какую линию провести, и рисуют много лишнего: штрихов, линий, изгибов. Когда ты способен выразить свою мысль формой, без многочисленных огрехов, твой лайнарт через какое-то время сам по себе станет оптимальным.

Курс длится четыре недели. Это минимальный достаточный срок, за который можно дать самую емкую базу и приучить людей к регулярной работе и постоянному скетчингу. Желательно при этом, чтобы студент тратил хотя бы от шести до десяти часов в неделю на практику.

Естественно, скорость обучения и обстоятельства у всех разные, и даже отличникам нужно закрепить знания. Мы решили не делать курс дольше, и следовательно, дороже. Вместо этого придумали челлендж для выпускников, который должен помочь отточить навыки, полученные на курсе. Подобные челленджи есть на всех стартовых курсах.

Челлендж простой по сути — выпускники должны нарисовать 300 скетчей, сдать их преподавателю и получить бонусную лекцию в подарок.

Почему триста? Ответим словами автора курса Ивана Смирнова.

Вам нужно будет время на наработку механических и креативных навыков. Понимание некоторых вещей приходит с практикой, спустя далеко не первый скетч. Все упирается в количество контента. Мы могли бы продлить курс и включить эти 300 скетчей в программу, но это было бы дорого и не так эффективно. Большинство наших курсов устроены так, чтобы дать оптимальное количество знаний за адекватный период времени. После студенты могут в удобном им темпе осмыслить информацию. Мы пробовали более длинные форматы, но студентам сложно долго учиться так интенсивно. Практика показала, что формат “курс + челлендж” — самый эффективный.

Триста скетчей — вполне реальная цифра, учитывая что с практикой вы начнете рисовать намного быстрее. По признанию Ивана, чтобы начать быстро работать, ему нужна разминка, чтобы настроиться на нужный темп. После нее он сильно ускоряется и тратит в среднем по паре минут на поисковый скетч.

Желание! И еще несколько простых вещей:

  • Графический планшет, iPad с Apple Pencil или просто набор карандашей и альбом для рисования.
  • От шести до десяти свободных часов в неделю.
  • Готовность учиться рисовать быстро и что угодно.

Мне больно читать подобные статьи, ведь мои скетчи выглядят как рисунки ребенка с задержкой в развитии. Хотя мб и похуже слегонца

Так они и должны так выглядеть. Красивыми и прикольным они получаются если их постоянно рисовать. Рисование это не талант и не божья благодать, а всего- лишь навык, который вырабатывается, как любой навык, практикой. Поэтому в курсе ты должен нарисовать триста скетчей. И то это не финальная число я уверен, а просто для затравки, для начала, чтобы у тебя более менее начало получаться. А рисовать эти скетчи ты должен пока не помрешь.

Ну да, скетчи еще важно рисовать чтобы руку набить. И чтобы понимать как фиксировать на бумаге разные объекты так, чтобы отличить сову от собаки)

Это для аниматоров, да и то самого "чернового" профиля или инди-игр максимум, и то вряд ли. Вообще, таких "мастеров скетчей" - десятки тысяч, если не сотни. И одного от другого не отличишь. Так же как и "стандартных" художников манги. Любой ученик художки, если он не прогуливал и хоть немного старался. Учиться рисовать только скетчи - путь в никуда, честно говоря, если у вас нет связей или денег на привлечение внимание к себе. Если у вас нет узнаваемого стиля - вы никто. Да и просто переносить изображение - минимальный навык, если вы хотите быть художником широкого профиля. Нет никакого смысла "рисовать скетчи, пока не помрёшь". А вот искать новый, более необычный и удобный лично для себя стиль - в перерывах между заказами обязательно. Как и учиться "копировать" стили других для работы над большими проектами. И да, одного навыка без таланта вам не хватит, не обманывайтесь.

Научиться рисовать



Наброски (они же скетчи ) – это кратковременные рисунки, которые делаются бегло, свободно, для фиксации небольшого числа признаков натуры или идеи.

Наброски бывают разных видов, решают разные задачи и могут делаться разными материалами.

Но прежде чем перейти непосредственно к тому, как и чем лучше всего рисовать наброски, хочется уделить внимание и тому для чего это все вообще нужно.

Для чего нужно рисовать наброски

Функции у наброска на самом деле всего две.

1. Учебная

скетчи деревьев линером

В рамках этой функции мы решаем следующие типы задач:

  • учимся видеть пропорции, добиваться схожести;
  • верно отображать размеры и взаимное расположение пятен;
  • работать с тоном и цветом;
  • передавать динамику движения, пластический характер и фактуру объектов;
  • добиваемся живой, свободной, выразительной линии;
  • учимся вести работу целиком и в правильной последовательности
  • тренируем компоновку в лист и учимся чувствовать композицию.

Я специально выделила каждый из пунктов отдельно, потому что даже с учетом их взаимосвязи, тренировать эти навыки при помощи набросков нужно четко понимая, что и зачем делаешь. Но не буду забегать вперед.

2. Творческая

набросок карандашом

Делая наброски мы невольно схватываем общее впечатление от увиденного, атмосферу, характер предметов, их суть. Обращаем внимание на детали и особенности, которых раньше могли не замечать.

Все это отлично стимулирует наше воображение и творческое начало. А это для художника очень важно, да и не только для художника.

Также, наброски — отличный способ сбора материала для большой и длительной работы. Например, серии работ на конкретную тему.

Принципы выполнения наброска

Делать наброски с натуры

Говорю по своему опыту, самый большой и ощутимый прогресс, увеличение скорости рисунка, легкость, удовольствие от рисования, вот это вот все, я получила только после регулярного рисования с натуры.

И теперь я уже не боюсь пейзажей, архитектуры и многих других вещей в реальном трехмерном мире, а наоборот чувствую вызов и задор 🙂

К тому же рисование с натуры отличный способ сохранить в памяти личные впечатления. Всегда приятно, к примеру, осенью и зимой полистать свои летние зарисовки и погреться их теплом и атмосферой.

Длительность и количество


Ограничение по времени. Целесообразно отводить не более 5 минут на набросок, время можно увеличить до 10 минут в случае, если рисуются объекты сложной конструкции, либо люди.

Важно! Не смотря на то, что существует рекомендованная длительность быстрого наброска, не стоит подменять точность исполнения скоростью. Выбор всегда должен быть в пользу точности в наброске.

Количество набросков. Наброски делаются от 10 за раз. При этом нужно понимать, что первые наброски всегда будут хуже, чем последующие. Где-то к 5-му наброску человек как правило разрисовывается и дальше качество идет по нарастающей. Можно дробить рисование набросков в течение дня, допустим 5 утром, 5 днем или вечером. Тут важна регулярность. 4 раза в неделю по 15-20 минут лучше, чем 1 раз в неделю 3 часа. Для достижения заметных результатов, в неделю оптимально рисовать от 30 набросков.

Постановка задачи

наброски акварелью

Очень важно четко ставить задачу, которую хочешь решить делая наброски.

Например, есть желание улучшить глазомер, то есть видение пропорций. Тогда, делая 1-2 минутные наброски, нужно сосредоточиться именно на этой задаче. С возрастанием навыков задачи можно расширять и комбинировать.

Делая наброски по такому принципу каждый день, допустим по 10-15 за подход, в конце недели мы можем разложить перед собой всю имеющуюся красоту и оценить получившийся результат и прогресс по понятным и внятным критериям.

Если у набросков нет целей, то результаты работы и прогресс по ним оценить очень сложно, а значит и мотивация скорее всего довольно быстро сойдет на нет.

Поэтому, прежде чем приступить к наброскам, имеет смысл ответить на вопрос, какой результат я хочу, какой навык хочу приобрести/улучшить, например:

  • конструктивно верно рисовать натюрморт,
  • пропорционально верно рисовать людей (лица, руки, позы и тд ),
  • конструктивно верно рисовать людей (лица, руки, позы и тд ),
  • улучшить работу с тоном в пейзажах,
  • получить более живую линию,
  • улучшить работу с цветом в рамках рисования натюрморта, пейзажа, либо человека,
  • разнообразить варианты передачи текстур карандашом,
  • освоить основные приемы композиции и компоновку в листе,
  • сделать акварель более легкой и т д.

Это, конечно же, только небольшая часть вариантов, которые могут быть в личном списке задач. Главное не браться за все сразу, а трезво оценивать свои возможности и количество часов в сутках, которые реально без надрыва можно посвятить обучению. Как только с задачей определились, можно выбирать материалы, натуру и приступать к действиям.

Материалы

набор для скетчинга акварелью

Наиболее подходящие для набросков материалы: акварель, тушь, линеры, маркеры, брашпены, пастель, уголь, сангина, сепия, пастельные карандаши, цветные карандаши, мягкие графитные карандаши 6В-10В.

Можно комбинировать материалы — карандаш + маркер, к примеру. Цветные карандаши и акварель. Брашпены/маркеры и линеры. Линеры и акварель.

Очень способствуют рисованию продуманные наборы, которые удобно и ненапряжно носить с собой. На фото мой очень легкий наборчик для акварели, который себя прекрасно зарекомендовал в деле этим летом. Пришлось потратить время на его создание, но оно того однозначно стоило. В статье Пленэр акварелью, что брать с собой я рассказывала об этом подробнее.

Методы ведения работы в наброске

В зависимости от материала, задач и времени мы можем выбирать на чем сконцентрировать свое внимание:

скетчи спиртовыми маркерами

Обращаем внимание на конструкцию и осевые линии, контур объекта, линии движения, если объект движется, текстуру и фактуру.

Для рисования используются линеры, маркеры, брашпены, кисть с тушью и все что дает разнообразную выразительную линию.

В этих моих набросках и зарисовках черным спиртовым маркером, я как раз работала над линией и передачей фактуры в рамках городского скетчинга.

наброски пастелью

В данном случае мы обращаем наибольшее внимание на силуэт, основные массы и тон.

Такие наброски можно делать в монохромной гамме, или добавлять цвет, все зависит от уровня навыков и поставленных задач.

В качестве примера показаны мои наброски пастельными карандашами. Делала я их в скетчбуке с маленькими листами где-то 15х10 см, что позволило считывать с натуры общие массы объемов и не закапываться в деталях.

скетч дерева брашпеном

Обращаем внимание на конструкцию и объем. А лучше всего проявляет объем и форму конечно же свет, поэтому этот аспект обязательно нужно учитывать при выборе натуры.

То есть нужно помнить, что в течение дня освещение меняется, направление света тоже, соответственно форма объектов будет читаться по-разному.

Мой рисунок выполнен черным брашпеном и голубым карандашом, который я добавила фоном как раз для того, чтобы форма и объем дерева лучше проявились.

Самый простой путь

наброски цветными карандашами

Начать с небольших предметов, которые есть в ближайшем доступе дома или в помещении, где вы находитесь, они должны быть простой формы, с читающейся материальностью и фактурой (дерево, стекло, гипс, керамика, металл, ткань и т д ), без сильных декоративных изысков, усложняющих считывание формы. Например, это могут быть:

  • кружки, стаканы, кувшины, графины, солонки
  • лампы, торшеры, ночники
  • ботинки, сумки, пеналы, книги
  • предметы интерьера, драпировки
  • коробочки и емкости разных форм и размеров
  • батарейки, наушники, плейер, телефон, планшет
  • ручки, карандаши, кисти, мелки и другие графические материалы
  • пуговицы, нитки, ножницы, наперстки
  • тюбики разных видов и форм,
  • овощи и фрукты
  • природные материалы (шишки, желуди, каштаны, листья, веточки, цветы и др)
  • и т д.

Если составить свой такой список и повесить где-то на видном месте, периодически пополняя, то, при появлении кусочка свободного времени, не придется долго думать, что же порисовать, достаточно будет пройтись по списку взглядом и то, что откликнется больше всего, тому и повезло 🙂

Советы

  • Целенаправленно выбирать важное и второстепенное в натуре, расставлять акценты. Не зарываться в деталях.
  • Вначале лучше выбирать для набросков контрастные предметы (контрастные к фону и между собой), освещенные сбоку, чтобы более четко читалась форма, дальше можно переходить к более сближенным вариантам.
  • Если рисовать на улице, то первое время для набросков предпочтительнее брать небольшие формы: стволы, отдельные фрагменты деревьев, веток, цветов и т д.
  • В рисовании пейзажа в первую очередь нужно обращать внимание на большие формы, их соотношение, пропорции и тон.
  • Людей удобно рисовать в кафе, парке, общественном транспорте. Очень хорошее освещение для рисования человека в метро + временной ресурс ограничен, что для быстрого наброска только плюс. А если совсем туго с натурой, всегда можно воспользоваться зеркалом и нарисовать себя.

Книги по теме

  • Кэти Джонсон. Скетчбук художника. Отличная вдохновляющая книжка с действительно интересными примерами набросков и зарисовок в разных техниках. Также могу порекомендовать и другие книги этого автора, одну я купила, остальные нашла в свободном доступе, часть на английском языке.
  • Pencil sketching. Thomas Wang. Очень понравились книжки этого автора, их тоже несколько, посвящены скетчингу карандашом, на английском языке. Тоже можно найти на просторах интернета.
  • Скетчи. Как делать зарисовки повседневной жизни. Франс Бельвиль-Ван Стоун. Классная книжка с хорошими пояснениями и рисунками. Используемые материалы: линер и акварель. Рекомендую.
  • Академическое обучение изобразительному искусству. В. С. Шаров. Это большая такая увесистая книжка, которая мне очень нравится, потому что там материал преподносится подробно, поэтапно и системно, в том числе и по наброскам. Также я скачивала и изучала отдельные методички худ вузов по теме, тоже могу рекомендовать, очень много полезной информации.

Резюмируя

Для того, чтобы получить от быстрых набросков максимум пользы, не забываем

К ак начинающие, так и опытные художники используют в творчестве незаменимые наброски карандашом. Это отличный способ художественного поиска, неожиданных композиционных решений. А также результативное освоение рисунка и тренировка глазомера.

Но если для большинства мастеров карандашная рабочая графика – часть художественного процесса, то для отдельных художников – это самостоятельная, многогранная тема!

портрет балерины Карсавиной
женский портрет карандашом
эскиз танцовщицы

Что такое наброски карандашом?

Начинающим только рисовать бывает сложно оценить значение наброска, да и не всегда удаётся его создать. Чем же карандашный набросок отличается от длительного рисунка? В чём его сила?

Набросок – это короткая, быстрая зарисовка, без перегрузки лишними деталями и тоном. Его можно сделать в транспорте или гуляя по улицам города. Если решили заниматься этим профессионально – приобретите небольшой альбом для зарисовок с тонированной или белой бумагой. Ничего кроме набора мягких простых карандашей, ластика больше не нужно. В этом плюсы набросков:

  • экономия времени;
  • простота художественных материалов.

Ворона и Лисица
человек на скамейке
четыре стрижа эскиз
аллея деревьев

Прелесть быстрых зарисовок в их недосказанности, некоторой спонтанности, эмоциональности. Безусловно, это шарм стремительных, лаконичных линий, красота и образность, которую ценят все художники. Для ребят, обучающихся в школах рисования, студентов художественных училищ, вузов, карандашные зарисовки – неотъемлемая часть учебного процесса. Ни одна натюрмортная постановка, рисунок фигуры человека или композиционные поиски не начинаются без набросков, рисунков карандашом на небольших форматах.

Рубинштейн, набросок к большому портрету
женщина с ребенком
женщина в кресле-качалке
набросок Святого Николая

Эскизные разработки к своим картинам создавали все великие мастера живописи. Особенно любил рабочую графику В. И. Суриков, выполняя тщательные, изучающие зарисовки разных предметов быта, архитектурных строений, а также многочисленные наброски людей. Карандашом он выстраивал, уточнял малейшие нюансы своих грандиозных живописных работ.

Виды набросков карандашом для начинающих

Большую популярность среди начинающих и сложившихся художников обрёл особый вид быстрого наброска – скетч. Выполняемый любыми графическими материалами, он не будет претендовать на место законченной, художественной работы. Но в этом вся идея скетча! Да, впрочем, любой зарисовки. Удобство техники в лёгкости и практичности материалов. Небольшой формат блокнота, карандаш, маркер или ручка в кармане – для молниеносной фокусировки на интересующем объекте, важных записей и творческих размышлений.

Юлия Якуб, портрет-набросок
лист с набросками портретов и фигур
эскиз головы ребенка
эскиз жокея

Не менее увлекательный вид набросков карандашом от общего тонального пятна. Здесь художник работает по упрощённой схеме, начиная с самых основных конструктивных линий, а затем набирая тоном остальные поверхности или части изображаемых объектов. Выявляются свет, тень, полутень, рефлексы, блики. Благодаря мягким тональным переходам, растушёвкам, живым штрихам графический набросок получается сверхживописным и эмоциональным.

Вся работа ведётся при помощи одной линии. Вначале намечается общий контур, затем, уточняются детали. В теневых местах и на переломах формы – применяется более интенсивный нажим карандаша. Несмотря на кажущуюся простоту, линейный набросок требует от художника хорошо поставленной руки, острого глаза, смелости и непринуждённости исполнения.

портрет Элен Эртель
этюд драпировок
игрок в карты этюд

Здесь линия и тон составляют единое целое. Как в предыдущем случае, набросок начинается с общего тонкого силуэта, далее выявляются отдельные части объекта. Постепенно в работу включается тон с теневой стороны и на изломе форм, как бы подчёркивая, уточняя форму.

  • Набросок с конструктивным построением

Часто носит условный, чисто познавательный характер. Достаточно упрощён, схематичен, лишён мелких деталей и яркой индивидуальности. Если стоит задача конструктивно разобрать определённую позу человека, набросок карандашом начнётся с одной линии, обозначающей общее движение фигуры. После намечаются основные формы туловища, без прорисовки лица, волос, пальцев. Штрих в конструктивном наброске можно не применять.

набросок для Марди Гра
потеря невинности набросок
бессонница
в театре

Как делать наброски карандашом?

Начинающим художникам следует узнать довольно простой алгоритм ведения любого карандашного наброска.

  • Внимательно изучите форму и характер изображаемой модели (предмета). Обойдите со всех сторон объект вашего художественного исследования. Если это жанровая зарисовка или кусочек пейзажа – найдите самую удачную точку зрения, подчёркивающую особенности композиции или интересную сюжетную историю.
  • Короткими, едва заметными, штрихами обозначьте лёгкий контур изображаемого объекта или общую композицию какого-либо действия.
  • Постоянно сверяйтесь с натурой, быстро перемещая взгляд от рисунка к отображаемым предметам.

портрет мадам Жюли
две гондолы
цирковая наездница

амазонка.М. Ф. Мамонтова
немецкие студенты
этюд Микеланджело
набросок эскиза

  • Специальная литература, видеоуроки подробно расскажут как научиться делать набросок. А факультативные занятия и курсы в нашей школе помогут овладеть не только теорией, но и практическими знаниям.

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

sketch

Давно мечталось порассуждать на тему: что такое литературная зарисовка. Не хочется превращать эту страницу в еще одно поучительное словарное определение. А вот разобраться в нюансах использования в обыденности писателя, а может даже и копирайтера, пожалуй, вполне стоит. Кстати, интернет совсем не богат на качественные словарные определения для этого термина. Также есть несколько неплохих сайтов, как с литературным, так и с психологическим уклоном. Вторые в данном контексте не так интересны, как первые, поэтому зарисовка в литературе привлекла меня еще и с той точки зрения, как для себя уложить этот термин, чтобы не только грамотно пользоваться им в рассуждениях, но и научиться писать зарисовки самому, чтобы впоследствии превращать их во что-то законченное.

Определение

Чем отличаются эссе, очерк и литературная зарисовка


Еще интересной показалась мне параллель между жанровыми подразделениями: эссе, очерк и литературная зарисовка. Это сразу привлекло мое внимание, поэтому постараюсь, опять же для себя, разобраться и с этим вопросом. На эссе явно возлагается самая серьезная роль среди вышеперечисленных способов классификации литературных произведений. Эссе определяется, как небольшое прозаическое произведение без четко регламентированного построения, но выражающее индивидуальность человека в его желании эту индивидуальность передать другим. Словом, охват данного определения настолько велик, что спокойно вмещает, как философские размышления, так и просто мысли о том, о сем. Богато!

Про очерк написано много. Самым важным мне показалось следующее. Очерк – это писание с натуры, это художественное изображение некого явления, что так запало автору в душу, и он с ним, с этим явлением пытается разобраться. Глубоко и непонятно! Однако очерк считается одной из форм рассказа, о котором тоже замолвим пару слов, но уже в другой статье.

Наконец, литературная зарисовка на этом фоне выглядит некоей недоделкой, которую надо еще развивать, но которая, сама по себе, для пишущего несет определенную смысловую нагрузку. С этой нагрузкой придется еще поработать, либо как с планом для дальнейших раскопок, либо как частью самодостаточной истории. В общем, литературная теория интересна, и мы с нею на здесь обязательно будем разбираться, чтобы не только знать жанровое разграничение, но и пользоваться инструментарием, предоставляемым данным разделением. До новых встреч.

Читайте также: