Как сделать молодильные яблоки

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Делая свои первые шаги по Земле, человек удостоил своим вниманием некоторые растения и дикая яблоня относится к этим представителям счастливого мира. С древних времен яблоки считаются символом молодости, долголетия и даже бессмертия.

По всему земному шару, в умеренной зоне широколиственных и сосновых лесах можно встретить невысокое деревце с округлой кроной и довольно колючими ветками. Каждый год, прежде чем обрядиться в молодую листву, деревья сплошь покрываются молочно-розоватыми цветками.

Плоды диких яблонь съедобны, легкодоступны, долго висят на ветках, а опавшие яблочки сохраняются в листве всю зиму. Поэтому, яблоня была в числе первых растений, которые человек начал возделывать.

Полезные свойства молодильных яблок для организма

Мы привыкли к яблокам, как к вкусному фрукту, но всегда забываем, что они полезны и питательны, молодильные яблочки и их свойства народная медицина использует для лечения от многих заболеваний. Еще в древнем Риме яблоки использовали при заболевании кишечника, почек и сердца.

Любимые яблочки обладают противовоспалительными и противовирусными свойствами, противоаллергическими и антиоксидантными. Они чистят и укрепляют кровеносные сосуды, не содержат жира, натрия и холестерина, это просто незаменимое средство для стройной фигуры.

А сколько в них полезных и необходимых для организма человека витаминов: почти все из группы В, А, С, РР и углеводы в них присутствуют, что дает до 80 калорий.

2

А вот железо, которое содержат яблоки, прекрасно усваивается организмом. Кроме железа в яблоках много и других минералов: цинк, медь, марганец, калий. Пектины, содержащиеся в яблоках придают ему целебные свойства, благодаря им снижается вероятность заболевания раком толстой кишки, образования камней в желчном пузыре, уменьшается потребность инсулина при диабете.

Яблоки символ молодости, в мифах и легендах

О диких яблонях упоминается в древних мифах и легендах, а изображения яблок встречаются на многих памятниках Египта. В Древнем Риме было известно около 36 разных сортов яблони, которые возделывались в то время, об этом свидетельствуют рассказы писателей того времени.

Интересно, что яблоко у римлян и греков служило символом любви и посвящалось богине красоты. У германцев считалось, что яблоня пользуется покровительством всех богов, поэтому яблоко было их любимым яством. И даже бог зла и бурь Донар метал свои молнии в другие деревья. Это подметили предприимчивые германцы, они стали обсаживать свои жилища яблонями, чтобы в них не попала молния.

яблоки Гесперид 1

Легенда про яблоки Гесперид, дарующие молодость

В которой говорится, что у берегов реки Океан, на краю света, разбили греки необычный сад, где росли золотые яблоки, дающие вечную молодость. Охраняли этот волшебный сад сестры Геспириды, но однажды заснули крепким сном и бог Геракл, который прославился в мифологии своими подвигами, украл у них три золотых яблока, к сожалению, не знаю, кто написал эту картину.

Между богинями возник спор, кому же должно достаться это яблоко, ведь красотой славились все три гостьи царя Пелея: Афродта, Афина и Гера? Даже Зевс не мог отдать предпочтение кому – либо из них. По совету Зевса богини отправились к пастуху Парису, чтобы он решил затянувшийся спор.

Парис отдал золотое яблоко с надписью Афродите, а Афина и Гера с тех пор возненавидели пастуха, а за одно, и всех троянцев, поскольку Парис жил в Трое. Они решили погубить город Трою и весь его народ. Так чудесное золотое яблоко стало символом раздора.

Яблоки, дарующие бессмертие

В мифологии кельтов остров блаженного Авалона свое название получил от слова — afal, что в переводе с уэльского, означает яблоко. На затерянном западном острове Авалоне проживали прекрасные девушки, которые угощали всех мореплавателей, случайно попавших к ним на остров, молодильными яблоками бессмертия из своего сада.

богиня Идунн (картина Пенроуза)

А вот в скандинавском Асгадре, волшебную яблоню стерегли три мудрые норны — так называли богинь, определявших судьбу ребенка при рождении. Эти молодильные яблочки имела право собирать только богиня весны Идунн, которая раздавала их из своего ларца всем богам, одаривая их вечной молодостью и бессмертием (картина Пенроуза).

В ирландском поверье яблоки тоже являются символами вечной молодости и бессмертия. Вероятно, вы обращали внимание на поперечный разрез яблока, гдеего семена расположены в виде пентограммы – пятиконечной звезды. Такая пентограмма символизирует пять состояний человека от рождения до смерти и затем, новое рождение.

Во многих народах сложены легенды, что растут где-то серебряные яблони, с золотыми молодильными яблочками на ветках, и якобы, эти золотые яблоки дают бессмертие всем, кто его отведает. И мчались гонцы во все концы, чтобы разыскать эту чудо-яблоню.

Молодильные яблочки в русских сказках

В одной из сказок увидел царь сон молодильные яблочки, что де растут они в саду Елены – Прекрасной, в тридесятом царстве и каком-то государстве. Отправил царь своего младшего сына Ивана – царевича за молодильными яблочками. Привез царевич своему отцу яблоки, а себе молодую красавицу – жену.

Иван царевич 1

Другая сказка связана с мудростью, в ней повествуется: Подвели однажды молодого юношу к волшебной яблоне, на которой висело всего три плода: наливное красное яблочко богатства, сморщенное — мудрости и зеленое — счастья. Юноша выбрал сморщенное и зеленое яблочко, объясняя это тем, что если быть мудрым и счастливым, то богатство само в дом придет.

В культуру яблоню стали возводить более 4000 лет назад. В 18 веке в Европе насчитывалось уже около 60 сортов яблонь. Некоторые сорта сохранились и до наших дней, такие как кальвиль белый и штеттинское красное. На Киевской Руси яблоня появилась в монастырских садах в одиннадцатом веке.

Особенно славился на Руси яблоневый сад, который был заложен при царствовании Ярослава Мудрого, позже его называли садом Киево-Печерской лавры. А во второй половине 18 века, известный русский агроном А.Т. Болотов составил научное восьмитомное описание сортов яблонь, в которое вошло 600 наименований. Позднее большой вклад в плодоводство внесли ученые селекционеры: Л.П. Симиренко, И.В. Мичурин и др.

сибирские яблочки (2)

В наши дни, каких только нет великолепных сортов, среди 10 тысяч культурных яблонь! Яблоки символ молодости, растут от Онежского озера до Байкала, а так же и в Приморском крае.

Сибирская дикая лесная яблоня не боится никаких морозов, ежегодно дает обильные урожаи мелких, с горошину, яблочек. Они очень декоративны, имеют терпкий горьковато-кислый вкус, но после подмораживания, их вкус меняется на приятный с кислинкой.

В статье: Целебные свойства молодильных яблок, читайте при каких заболеваниях и как они применяются.

Фото к рецепту: Яблоки мочёные молодильные (особенности национальной заготовки)

Началось с того, что в очередной приезд на Украину довелось попробовать мочёных яблок с Лукьяновки - и до того это был сказочный вкус (ну царское блюдо!), неописуемо, как вкусно! медовые, наливные! Да, тоска так заела, так этих яблок хотелось… Но то, что туточки на чужбине о таком даже не слышали - это уже ясно. И до того тоска по этим яблочкам заедала, что решила я, преодолев все трудности и препятствия, впервые в жизни заквасить их самой… Ну, трудностей было немного, а так пустячок: бочку достать да стог сена найти. Вобщем, оказалось просто всё.

И вот - проба состоялась… видите блаженную дурацкую улыбку счастья на моём лице? Итак, рассказываю.

Перво-наперво, бочка! Куплена в русском магазине и заранее залита водой для набухания - чем дольше, тем лучше! Перед заготовкой бочку хорошо ошпарить кипятком.

Стог сена, да уж. валяется тут сено по полям "необозримым", токо не добраться до него - укатывают его наглухо в пластик. Пришлось идти в зоомагазин и покупать упаковку био-сена с альпийских лугов для кроликов. Сено тоже ошпарить кипятком.

Приготовить ржаной кисель: для этого ржаную муку разводим водичкой до состояния на "оладушки", затем, энергично помешивая, вливаем 1 л кипятка. Остужаем.

Бочку (дно и стенки) выкладываем сеном.

На дно кладём слой листьев, а затем яблоки хвостиками вверх, кладём слой яблок, слой листьев, слой сена, пересыпая сухой мятой.

Готовим рассол: на 10-11 кг яблок берём 9 л кипятка, 250 г сахара, 150 г соли и всё это кипятим. Остужаем и добавляем ржаной кисель и 1 ст.л. горчицы.

Заливаем яблоки, сверху накрываем листьями и соломой (кстати, поясните особо одарённой - сено и солома, это как? одно и то же? или две большие разницы?)…

Сверху кладём решёточкой веточки яблони, листочки, а затем марлечку, кружочек и груз на него. Забываем на пару-тройку месяцев, вернее не совсем забываем. Дело в том, что в первое время яблочки активно впитывают рассол, надо регулярно контролировать уровень рассола, если яблочки окажутся без рассола - то пропали. Поэтому регулярно подливайте сладкую водичку.

Обычно мочили яблоки (традиционно) после Покрова (14 октября), выдерживали до Рождества - и никаких авитаминозов не знали, никаких цитрусовых в глаза не видя!

Магазинные яблоки бяка, лучше взять у бабушки, не очень красивые, зато. то, что надо. Следить надо, чтоб всё же не было повреждений и никакой гад-червячок не надкусил!

Эх, держись Киев, нагрянем на Лукьяновку, и бум всё лопать… не боясь антисанитарии, ботулизма, отравлений и. перееданий, смерть диетам!

Перетрухала я , что не получится, всё думали и гадали, и как эксперимент закончится. впервой же. Эх, красота получилась! Вкусняка!

Пошаговые фото рецепта

Яблоки мочёные молодильные (особенности национальной заготовки): шаг 1

1. Началось с того, что в очередной приезд на Украину довелось попробовать мочёных яблок с Лукьяновки - и до того это был сказочный вкус (ну царское блюдо!), неописуемо, как вкусно! медовые, наливные! Да, тоска так заела, так этих яблок хотелось… Но то, что туточки на чужбине о таком даже не слышали - это уже ясно. И до того тоска по этим яблочкам заедала, что решила я, преодолев все трудности и препятствия, впервые в жизни заквасить их самой… Ну, трудностей было немного, а так пустячок: бочку достать да стог сена найти. Вобщем, оказалось просто всё. И вот - проба состоялась… видите блаженную дурацкую улыбку счастья на моём лице? Итак, рассказываю. Перво-наперво, бочка! Куплена в русском магазине и заранее залита водой для набухания - чем дольше, тем лучше! Перед заготовкой бочку хорошо ошпарить кипятком.

Яблоки мочёные молодильные (особенности национальной заготовки): шаг 2

2. Стог сена, да уж. валяется тут сено по полям "необозримым", токо не добраться до него - укатывают его наглухо в пластик. Пришлось идти в зоомагазин и покупать упаковку био-сена с альпийских лугов для кроликов. Сено тоже ошпарить кипятком. Яблоки вымыть.

Яблоки мочёные молодильные (особенности национальной заготовки): шаг 3

3. Листочки вымыть. Приготовить ржаной кисель: для этого ржаную муку разводим водичкой до состояния на "оладушки", затем, энергично помешивая, вливаем 1 л кипятка. Остужаем. Бочку (дно и стенки) выкладываем сеном.

Яблоки мочёные молодильные (особенности национальной заготовки): шаг 4

4. На дно кладём слой листьев, а затем яблоки хвостиками вверх, кладём слой яблок, слой листьев, слой сена, пересыпая сухой мятой. Готовим рассол: на 10-11 кг яблок берём 9 л кипятка, 250 г сахара, 150 г соли и всё это кипятим. Остужаем и добавляем ржаной кисель и 1 ст.л. горчицы. Заливаем яблоки, сверху накрываем листьями и соломой (кстати, поясните особо одарённой - сено и солома, это как? одно и то же? или две большие разницы?)…

Яблоки мочёные молодильные (особенности национальной заготовки): шаг 5

Яблоки мочёные молодильные (особенности национальной заготовки): шаг 6

6. Забываем на пару-тройку месяцев, вернее не совсем забываем. Дело в том, что в первое время яблочки активно впитывают рассол, надо регулярно контролировать уровень рассола, если яблочки окажутся без рассола - то пропали. Поэтому регулярно подливайте сладкую водичку.

Яблоки мочёные молодильные (особенности национальной заготовки): шаг 7

7. Обычно мочили яблоки (традиционно) после Покрова (14 октября), выдерживали до Рождества - и никаких авитаминозов не знали, никаких цитрусовых в глаза не видя! Магазинные яблоки бяка, лучше взять у бабушки, не очень красивые, зато. то, что надо. Следить надо, чтоб всё же не было повреждений и никакой гад-червячок не надкусил!

Яблоки мочёные молодильные (особенности национальной заготовки): шаг 8

8. Эх, держись Киев, нагрянем на Лукьяновку, и бум всё лопать… не боясь антисанитарии, ботулизма, отравлений и. перееданий, смерть диетам!

Календарную весну мы уже встретили. Сегодня отмечается начало весны астрономической, или День весеннего равноденствия. Это, с одной стороны, праздник весны, когда пробуждается природа, и одновременно с этим – день гармонии и равновесия, когда день равен ночи.

Отмечают день весеннего равноденствия и в Японии – там его называют Сюмбун но хи. В это время японцы посещают могилы предков, а в садах зацветает сакура.

У славян День весеннего равноденствия знаменует возвращение юной богини, дарующей жизнь. Это Леля, богиня Весны, почитаемая славянами как Дочь Великой Матери, босиком бегущая по начинающей оттаивать земле, перепрыгивая с проталины на проталину. Там, где ее ноги коснулись земли, тает снег, расцветают подснежники и проклевываются первые травинки.

Еще одно название праздника – Идуна, в честь северной богини, которая хранит яблоки жизни, придающие силу другим богам и дарящие им вечную молодость.

Особенно важен этот день для проявления и обновления женской Силы, так как Женщина с легкостью может обрести качества Богини Весны, одаривающей пришедшую к ней барышню волшебными подарками. Например, если в период весеннего равноденствия женщина начнет омолаживающий ритуал, то получит максимальный эффект от его проведения.

Современная наука признала правоту русских сказок, назвав яблоко одним из самых сильных антиоксидантов. Регулярное употребление яблок способствует нормализации работы сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, выводу из легких вредных воздушных примесей, сохранению ясности сознания, а также эффективному обновлению клеток в организме.

Молодильные яблоки будут поддерживать ваш жизненный тонус в нужном ритме и благотворно повлияют на сохранение молодости и привлекательности.

Читая русские народные сказки, мы то и дело сталкиваемся с сюжетами, связанными с омоложением, оживлением или физическим изменением человека. Почему их так много? И какой смысл вкладывает в них народная мудрость? Помочь разобраться в этом мы попросили Надежду Константиновну РОГОЖИНУ, научного сотрудника Российского Этнографического музея.

Фольклор – явление мировой культуры. Это – самовыражение души народа, проявление его творческой природы. Так что, чем наполнена эта душа, таково и содержание фольклора. Но понять его со временем становится все сложнее: сменяются все новые и новые поколения, и люди, включенные в контекст своего времени, имеют уже совсем иное мировоззрение. Например, гордость с христианской точки зрения – "мать всех грехов", а у Максима Горького "человек – это звучит гордо!"

Кроме того, мы зачастую забываем, что каждое произведение, как правило, имеет автора. И не только многие сюжеты профессиональной литературы и поэзии заимствованы из фольклора, но, бывает, что песни, сказки и поговорки, хоть и считаются народными, на самом деле имеют литературное происхождение. Но нам это и в голову не приходит. Это происходит тогда, когда личность автора как бы полностью растворяется, и остается только красота образов и свет истины. А где истина – там Бог. Но далеко не все фольклорные произведения обретают долгую жизнь, время отделяет зерна от плевел.

Практических советов по омоложению в русском фольклоре вы не найдете, в нем речь идет о другом. Вообще в мире существует всего тридцать три сказочных сюжета. О чем они? О добре и зле, о наказании и награде. Так в чем же награда? Для христиан – это достижение Царствия Небесного.

Но традиционная культура метафорична, и надо уметь считывать заложенную в ней информацию. Так, например, дорога символизирует жизнь, испытания в пути – трудности житейские, а то, что ждет человека в конце этого пути, показывает – достиг он Царствия Небесного или нет. В русской народной сказке границы добра и зла обозначены четко и подмены понятий не бывает. Награда всегда достается доброму, хорошему, справедливому. Но сказка – очень трезвый жанр, и дорога в райские сады всегда лежит через долгие испытания, терпение и труд. И когда в сказке говорится, что “падчерица идет в злате-серебре, так и сияет” (сказка “Морозко”) или Иванушка-дурачок предстает добрым молодцем, “что ни в сказке сказать, ни пером описать”, это означает не физическое преображение, а новое, “райское” состояние души.

На конька Иван взглянул

И в котел тотчас нырнул,

Тут в другой, там в третий тоже,

И такой он стал пригожий,

Что ни в сказке не сказать,

Ни пером не написать!

Царь велел себя раздеть,

Два раза перекрестился,

Бух в котел – и там сварился!

(сказка “Конек-Горбунок” П. П. Ершова)

При желании можно проследить корни этого сюжета. На Руси любили жития святых и хорошо их знали. А там, среди описаний мучений, которым подвергали первых христиан, достаточно часто встречаются упоминания о том, что их кидали в кипящие сосуды, и им это не вредило. Сказка говорит о том же, только другим языком. Котел – это образ ада, куда неизбежно приводит неуемная похоть. Понятно, что желаниям человека нет конца и удовлетворить их все невозможно. Рано или поздно все оканчивается порогом, перейдя который, человек оказывается либо “в злате-серебре”, либо “во тьме кромешной и скрежете зубовном”.

“Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой”(сказка “О молодильных яблоках и живой воде”). Молодильные яблоки – это мечта о вечной жизни. Но дело тут вовсе не в омоложении. Ведь не тот герой, кто за молодильными яблоками посылает, а тот, кто в конечном итоге добывает все: и Жар-птицу, и яблоки, и царевну.

“Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван-царевич ожил”. (сказка “Иван-царевич и серый волк”). Этот сюжет явно перекликается с православным праздником в честь иконы Божией Матери “Живоносный Источник”, который отмечается вскоре после Пасхи – в пятницу Светлой седмицы. История его появления связана с чудесным исцелением слепца, которое произошло в пятом веке у источника близ Константинополя. Кстати, в былинах монаха издревле символизировал ворон. Так что Иван-царевич оживает по воле Божией, просто мысль о том, что все в мире происходит по Его воле, сказка облекает в иносказательную форму.

Специальных исследований образов, связанных с продлением жизни или омоложением, в языческом фольклоре дохристианской Руси не проводилось, но я полагаю, что эти сюжеты, скорее всего, там были. Ведь культура народа не прерывается, она наследует все накопленное веками, но потом переосмысливает это наследие. Поэтому я считаю вполне корректным искать в русском фольклоре христианские корни и образы.

Иван-царевич – традиционный герой русских сказок. Некоторые исследователи связывают его с образом святого благоверного князя. А другой популярный персонаж – Иванушка-дурачок – явно напоминает блаженного, Христа ради юродивого. Действительно, почему дурак оказывается героем? Да потому, что на самом деле он самый умный, но умный не житейским умом. Он умудрен божественной премудростью, и действует не так, как подсказывает житейский опыт, а так, как Богу угодно. Поэтому в глазах окружающих он – дурак.

Часто в русских сказках сюжет завязывается вокруг исполнения той или иной заповеди. Например, послал отец своих детей вора изловить: один проспал, другой проспал, да еще и обманул. То есть, все начинается с нарушения заповеди “почитай отца твоего и мать твою”. И только тот, кто поступил по заповеди, в результате добывает и коня, и царевну, и царство.

Но фольклор всегда отражает свое время. В каком-то смысле мультфильмы – это современный фольклор. И если с этой точки зрения проанализировать хотя бы популярных “Бременских музыкантов”, на первый взгляд, воспевающих любовь и свободу, то окажется что, по большому счету, сюжетная линия строится вокруг того, что дочь нарушает заповедь Божию, бросает отца и уезжает с первым встречным. И ни раскаяния, ни расплаты за этим не следует. То есть происходит подмена понятий. Современный фольклор отличается от древнерусского, прежде всего, тем, что исходит из совершенно других категорий, и предлагает иную программу действий.

Раньше человека волновало не столько продление жизни, сколько посмертная участь души. Эта тема присутствовала в русских народных сказках и в языческие времена. С приходом Православия она была переосмыслена, и в иносказательной форме передаваясь из поколения в поколение, дошла до наших дней. Но к сожалению, современному человеку все труднее верно воспринимать и истолковвывать те образы, которые еще 150 лет назад были понятны каждому ребенку.

Омоложение: надежды не оправдались. Пока?

Говоря о культе молодости, невозможно обойти столь популярную в последнее время тему стволовых клеток. Наберите в Яндексе слово “омоложение” – и первые двенадцать найденных по этому запросу Интернет-сайтов будут посвящены волшебным перспективам применения стволовых клеток и перечислению компаний, предлагающих пройти с их помощью курс омоложения организма. Возможно ли действительно омолодить человеческий организм и существуют ли серьезные научные разработки в этой области? С этим вопросом мы обратились к академику РАН, главному редактору жрнала “Цитология”, президенту Общества клеточной биологии Николаю Николаевичу НИКОЛЬСКОМУ. Правда, он сразу предупредил, что он атеист, и спрашивать его о чем-либо, касающемся Православия, бессмысленно, но согласился поговорить о том, насколько научно обоснованны обещания вернуть человеку молодость.

Человечество всегда волновали вопросы омоложения и продления жизни, но их обсуждение происходило на разных уровнях. Каждый раз на новом витке развития науки возникали и возникают новые надежды (люди всегда надеются на чудо), которые порой используются недобросовестными людьми в корыстных целях. Но никогда не надо обещать чуда, наука – это, как правило, медленно развивающийся процесс, хотя бывают и взлеты. И всетаки большинство достижений – результат работы коллективов разных лабораторий по всему миру. Хотя порой лавры достаются кому-то одному.

Много лет назад я шел в науку как физиолог, мне хотелось заниматься тайнами мозга, но за время своей научной карьеры сменил несколько областей знаний и последние пять-шесть лет активно занимаюсь стволовыми клетками. В возможность омоложения с их помощью я не верю и не стал бы применять этот способ на себе или своих близких. А известные люди, которые с экрана телевизора рассказывают об использовании препаратов, изготовленных из стволовых клеток, и их замечательном эффекте, вызывают у меня подозрение, не вложили ли они в этот бизнес свои средства.

Безусловно, исследования стволовых клеток важны и перспективны, но возможность применять их для омоложения организма, думаю, маловероятна. Я считаю, что разговоры об этом ведутся зачастую исключительно в рекламных целях. На самом деле, основные значимые направления использования стволовых клеток: сохранение здоровья, стимуляция регулятивных процессов, восстановление поврежденных клеток и тканей.

Однако чрезмерный ажиотаж вокруг этой темы приводит к тому, что эмбриональными стволовыми клетками часто называют фетальные клетки, добытые из абортивного материала. И их предлагают использовать для омоложения организма, лечения инсультов и других заболеваний. Грубо говоря, берется клеточная смесь, иногда даже без проверки на зараженность вирусами, и вводится подкожной инъекцией в области живота. В этой смеси действительно может содержаться какой-то процент стволовых клеток, как и в костном мозге, и бывает, наблюдается положительный эффект, так как это некая стимуляция организма. Но ни с с омоложением, ни с научными перспективами в этой области она ничего общего не имеет. Более того, использование фетальных клеток из абортивного материала в большинстве стран запрещено. В том числе и у нас. Но недобросовестные люди продолжают раскручивать этот метод. В Петербурге такую инъекцию делают за 15 тысяч рублей, в Москве она стоит 15 тысяч долларов. А там, где начинают крутиться такие большие деньги, многим трудно сохранять научную добросовестность и врачебную этику.

С моей точки зрения, на данный момент развития науки никаких серьезных разработок, которые позволили бы говорить о возможности омоложения человеческого организма, не существует. Но это мое личное мнение, возможно, есть и другие.

Если у человека износился какой-либо орган, гипотетически его возможно восстановить, но это не будет омоложением организма. Можно говорить о восстановлении каких-то функций или поврежденных участков организма, но превратить семидесятилетнего человека в сорокалетнего нельзя. Для этого потребуется заменить в нем буквально все. Правда, у каждого свой биологический возраст, и определенное состояние организма может быть у одного в сорок, а у другого – в шестьдесят лет. Конечно, можно помочь человеку поддержать организм в рабочем состоянии, но вернуть утраченное, былую молодость невозможно.

И все-таки омоложение – вечная тема. Это тема надежд. И о ней говорили и будут говорить всегда, потому что здесь происходит столкновение интересов – и действительно жизненных, и политических, и морально-этических, и, как всегда, финансовых.

Старая молодость или молодая старость?

Многие думают, что Библия однозначно утверждает: старость в духовном отношении лучше молодости, молодой человек “по определению” незрелый и глупый, а старик, напротив, хорош уже в силу своего возраста. Между тем Священное Писание оценивает и молодость, и старость с точки зрения того, насколько молодой или старик смогли приобщиться Божественной истины и стать “мудрыми” – то есть не только теоретически знать, но научиться на практике соблюдать заповеди Божии. Об этом – комментарий священника Димитрия ЮРЕВИЧА, кандидата богословия, преподавателя Московской духовной академии.

То, что старость не является гарантом мудрости, отчетливо звучит во Псалме: “Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню” (Псалтирь, 117 :99–100). Соломон, вступая на царство, осознает себя “отроком малым” (3-я Книга Царств, 3 :7), однако он испрашивает у Господа не долгой жизни, не богатства или славы, не отмщения врагам, а “сердце разумное –. что-бы различать добро и зло”, чтобы праведно управлять народом Израилевым.

Именно в произведениях Соломона ценность и молодости, и старости измеряется житейской мудростью. Например: “лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь. ” (Екклесиаст, 4: 13–14). При исполнении этого условия – приобретения мудрости - Писание Ветхого Завета в качестве блага и дара Божия называет “долготу дней”, то есть достижение почтенного возраста. Поэтому к пожилым людям из народа Израилева уже закон Моисеев предписывает уважительное отношение: “пред лицом седого вставай и почти лицо старца” (Книга Левит, 19 :32). Более того, уже при Моисее вводится институт старейшин, который в различных формах существует и в последующее библейское время – собрание особых лиц в зрелом возрасте, которые являлись живыми носителями мудрости и потому принимали участие в общественных делах.

Однако ни старость, ни долгоденствие сами по себе не являются гарантом праведности человека: увы, именно в старости смогли склонить иноземные языческие жены мудрейшего Соломона к идолопоклонству (3-я Книга Царств, 11 :4).

Но это Ветхий Завет – а что же Новый? Там мы видим, что различия между молодым и старым возрастом умаляются перед верой в Иисуса Христа и даже возможной необходимостью отдать жизнь за Него. Величайший из “рожденных женами” – святой Иоанн Креститель – претерпевает мученическую кончину за истину в молодом возрасте, а “старейшины” народа Израилева вместе с первосвященниками идут арестовывать Иисуса, и вместе с книжниками – лжесвидетельствуют на Него перед Каиафой. Вместе с тем регулярная жизнь ранней Церкви, так же, как и в Ветхом Завете, среди верных своих членов отдает предпочтение достигшим зрелых лет. Именно словом “старейшина” (по-гречески – “пресвитер”) начинают называть тех, кто через особое благодатное действие “рукоположения” был удостоен апостолами служения Таин Церкви – то есть тех, кого сейчас мы привычно называем священниками.

Читайте также: