Как сделать модульную программу дополнительного образования

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

образования: классификация, нормативно-правовая основа.

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Дополнительная образовательная программа это:

нормативный документ, который отражает специфику содержания образования;

форма инновационной деятельности педагога;

инструмент развития познавательной мотивации, индивидуальных способностей учащихся.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Дополнительное образование детей является частью общего педагогического пространства, в связи с этим при проектировании образовательного процесса по дополнительной образовательной программе, необходимо реализовать его преемственность к ФГОС и при этом учитывать требования, которые предъявляются к результатам в системе общего образования, дополнять содержание общего образования и обеспечивать реализацию принципа вариативности образования.

При разработке программы важно проанализировать потенциал предмета дополнительного образования в рамках реализуемой направленности, выделить систему ценностей и универсальные учебные действия, которые необходимо формировать через усвоение содержания данного предмета. При этом важно изучить содержание обязательных предметов основной образовательной программы, чтобы избежать дублирования и обеспечить преемственное дополнение и межпредметные связи.

Разработка дополнительных общеобразовательных программ с опорой на положения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования способствует интеграции общего и дополнительного образования, как условия достижения новых образовательных результатов.

Любая классификация программ в образовании – это опыт самоопределения в содержании деятельности, образовательных технологиях и методиках, это и показатель цельности системы, скоординированности, единства еёсоставляющих: концептуальных идей, средств, реализующих в реальной практике.

Подходы к классификации образовательных программ отличаются выбором критерия – обязательного системообразующего фактора. Любая классификация образовательных программ всегда остается результатом некоторого упрощения действительных граней между типами и видами, т. к. они всегда условны и относительны.

С развитием теории и практики дополнительного образования детей уточнение и изменение классификаций неизбежно. В современной системе дополнительного образования детей программы классифицируютсяпо следующим критериям:

По уровню разработки:

Типовая (примерная) программа, утвержденная Минобрнауки РФ и рекомендуемая в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;

Модифицированная программа - это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения.

Авторская программа - это программа, обладающая актуальностью, оригинальность и обязательно новизной, полностью созданная педагогом (или коллективом авторов) и принадлежащая ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Авторская программа — это нормативный ориентирующий документ творческой деятельности педагога, фиксирующий содержание учебной дисциплины; должен отражать научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений.

Авторская программа в дополнительном образовании детей — это существенно новая программа, отличающаяся не только новизной замысла, но и собственной концептуальной основой и новыми методическими идеями. Авторская программа это не только самоценный тип образовательной программы, но и показатель качества деятельности организации.

По уровню организации процесса:

Комплексная программа - это совокупность самостоятельных образовательных программ, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих целей и задач. Комплексная программа, соединяет отдельные области, направления, виды деятельности, процессы в единое целое (например, программа профильной школы системы дополнительного образования, либо групп развития дошкольников с многоступенчатым обучением, набором разных предметов, форм организации деятельности и т. д.);

Интегрированная программа - это программа, объединяющая отдельные образовательные области на основе единого признака.

Модульная программа - это программа, составленная из самостоятельных, устойчивых целостных блоков (модулей).

Сквозные программы предполагают реализовать общую цель через несколько программ.

По цели обучения:

Познавательные программы. Учащиеся ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей.

Программы научно-исследовательской ориентации. Цель данных программ - выявление и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы.

Программы социальной адаптации направлены на успешную социализацию учащихся в условиях дополнительного образования. Данные программы предполагают освоение ребенком положительного социального опыта и выработку ценностных ориентации.

Профессионально-прикладные программы направлены на освоение навыков и умений в актуальной области науки или практической деятельности.

Спортивно-оздоровительные программы пропагандируют здоровый образ жизни.

Досуговые программы.

По уровню реализуемых функций: учебная, развивающая, воспитательная, комплексная, досуговая, программы оздоровления, социальной поддержки, социальной адаптации, коррекции, компенсации.

Адаптированная программа - программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Организации дополнительного образования осуществляют свою образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

В настоящее время цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих нормативных документах:

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

ФЗ №273 так же определяет перечень организаций, имеющих право реализовывать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ФЗ № 273 ст. 23, п. 3,4; ст. 31; ст. 77).

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на основаниях, указанных в Концепции (гл. IV).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ № 273, ст. 75, п. 1, но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ № 273, ст. 75, п. 3); в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Приказ № 1008, п. 15).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ № 273, ст. 2, п. 14, а только федеральные государственные требования по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам.

Существенными (качественными) характеристиками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является:

Разная направленность. Определение направленности (профиля) программ указано в ФЗ № 273 (ст. 2)

В системе дополнительного образования детей дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программыреализуются по шести направленностям: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

Общая целевая установка содержания направлено на развитие личности учащегося, развитии мотивации, творчества, положительного эмоционального состояния; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;

Адекватность современным образовательным технологиям.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.

Онлайн-книги

Цель программы - формирование у учащихся целостного представления
о народном творчестве, через изучение и освоение традиций и обычаев русского фольклора, и на этой основе – овладение способами научно-поисковой деятельности.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Отдел образования администрации города Кирсанова

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

педагогического совета директор МБУ ДО

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

(ознакомительный уровень)

Срок реализации – 1 год

Автор - составитель:

Ермошина Ольга Ивановна,

методист МБУ ДО ЦДТ

Кирсанов, 2018

Информационная карта программы

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Ф.И.О. должность составителя

Ермошина Ольга Ивановна

1 квалификационная категория

Сведения о программе

4.1 Нормативная база

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273

-Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ;

- Положение об учреждениях дополнительного образования;

4.2 Область применения

Дополнительное образование детей

4.4 Тип программы

4.5 Вид программы

4.7 Возраст обучающихся

4.8 Продолжительность обучения

Заключение педагогического совета

Пояснительная записка

Новизна данной программы заключается в том, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в нескольких видах художественного творчества, познакомиться с применением в этой сфере информационных технологий, выбрать приоритетное направление, максимально проявить и реализовать свои творческие способности. Отличительной особенностью данной программой является то, что она состоит из 4 модулей, каждый из которых имеет свои задачи и способствует развитию интереса к культуре своей малой Родины, истокам народного творчества.традиций и региональных особенностей в тесной взаимосвязи с современностью.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются источниками высокого художественного вкуса и творчества у детей и подростков. В этой связи данная образовательная программа актуальна , поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, творческих, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.

Педагогическая целесообразность заключается в способности создания единого информационного и эстетического пространства, открытого доступа к информации, знаниям и культурным ценностям посредством использования различных видов цифровых информационных ресурсов.

Программа разработана в соответствии с основными положениями

Содержание программы направлено на сохранение исторического и культурного наследия, сбережение традиций региона.

В детское объединение принимаются дети в возрасте от 8 до 12 лет. Группы комплектуются, по возможности, детьми с разницей в возрасте не более одного – двух лет. Это позволяет построить занятия соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий, правильно спланировать время для теоретических занятий и практической работы. Форма обучения – очная.

В проведении занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы. Коллективная работа является важным воспитательным моментом, способствует коммуникативному развитию учащихся, формированию нравственных качеств у детей. Необходимость проведения индивидуальной работы с одаренными учащимися вызвана желанием детей совершенствовать свое мастерство, создавать авторские работы, участвовать в различных конкурсах и фестивалях.

Курс программы рассчитан на 1 год обучения. Максимальное количество детей в группах – 10 -12 человек.

Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью по 2 академических часа. На учебный год отводится 72 часа.

В группу могут быть зачислены дети-инвалиды и дети с ОВЗ, не имеющие психических и умственных отклонений.

Формы проведения занятий: игра, игра-путешествие, виртуальные экскурсии, мастер-классы, видео-презентации.

Основные модули программы:

Цель программы - формирование у учащихся целостного представления
о народном творчестве, через изучение и освоение традиций и обычаев русского фольклора, и на этой основе – овладение способами научно-поисковой деятельности.

Задачи программы

- способствовать приобщению учащихся к историческим и культурным ценностям русского народа;

- развивать интерес ребенка к самому себе, как субъекту культуры;

- развивать память, наблюдательность, творческую фантазию, внимание, мышление;

- дать представление о народном календаре;

- познакомить с жанрами фольклора

- познакомить с устным народным творчеством разных регионов страны

- воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через народное творчество

- воспитывать интерес к изучению и познанию устного народного и прикладного творчества.

-формирование эстетического вкуса и познавательного интереса;

- развитие музыкально-эмоциональной сферы детей.

- дать представление о певческой и исполнительской традиций Тамбовской области

- познакомить с многообразием певческого и игрового фольклора России

- прививать любовь к родной земле;

- способствовать воспитанию уважения к традициям своего народа;

- формировать чувство сопричастности к культуре своей страны;

- развитие познавательных интересов через ознакомление с народным творчеством, историей возникновения народных промыслов;

- сформировать представление о быте крестьян России, о народных ремеслах и промыслах;

- прививать любовь к родной земле;

- способствовать воспитанию уважения к традициям своего народа;

- формировать чувство сопричастности к культуре своей страны;

- способствовать формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

- раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии

- расширение детского кругозора через знакомство с сетевыми сообщества;

- научить использовать соответствующие программные средства

- формирование чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

Данная программа была реализована в условиях загородного лагеря. Программа не имеет аналогов. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различных направлений деятельности, которые сможет освоить каждый ребенок центра. Каждый образовательный блок состоит из нескольких модулей. Каждый образовательный блок предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать собственные (авторские) модели. Занятия возможны практически с любого возраста (от 6 до 18 лет), при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление деятельности. Дополнительно образовываться - никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности. Новизна программы заключается в качественно новой организации процесса дополнительного образования в Центре, позволяющей охватить большее количество воспитанников различными видами деятельности.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: