Как сделать модель по окружающему миру

Обновлено: 08.07.2024

Модель земли из пластилина

Детское образование — важная составляющая развития культуры общества. Лучше всего проводить процесс овладения новыми знаниями в игровой форме. Ребёнок постепенно постигает новые сферы. Одним из таких направлений можно назвать географию. Прежде чем приступать к более углублённому изучению этой науки, нужно дать начальные знания. Один из лучших способов познакомиться с азами географии — изготовление модели Земли из пластилина.

Инструменты и материалы

Многие виды творчества требуют определённых затрат. Но для работы над моделью глобуса понадобится минимальный набор материалов и инструментов. Большинство из них имеются в широком доступе.

    пластилин белого, коричневого, чёрного, зелёного, жёлтого, оранжевого, красного и синего цветов;
  • доска для лепки;
  • нож для резки;
  • шпажка, зубочистка;
  • дополнительные материалы по желанию: бусины, бисер, стеклярус, зубная щётка для создания рельефной поверхности.

Подготовка к работе

Подготовка к работе

Перед тем как приступить к лепке, нужно выполнить ряд простых требований. Во-первых, хорошо вымыть руки. Во-вторых, подготовить рабочее место. Лучше всего приобрести специальную дощечку для работы с массой для лепки. На ней удобно отрезать кусочки необходимых размеров, раскатывать и вылепливать. В процессе работы под рукой должна быть влажная салфетка или мокрая тряпочка. Некоторые разновидности пластилина могут оставлять следы на руках.

Для маленьких детей желательно приобретать безопасные специальные массы для лепки. Они рассчитаны на то, что малыш может попробовать ее на вкус. Специальный состав такого пластилина абсолютно безвреден. Тем не менее, работая с маленькими детьми, желательно следить и по возможности избегать подобных инцидентов.

Разные виды поделок

Существует несколько разновидностей поделок из пластилина. Выбор варианта зависит от наличия и количества материалов, возраста детей и поставленных целей.

Если основная задача дать маленькому ребёнку базовые знания относительно планеты, можно начать с создания простейшей модели. Детям постарше можно предложить более детальное изучение географии посредством нанесения аккуратно вырезанных пластилиновых материков и островов на шар.

Простейший вариант

Создание простейшего варианта макета Земли из пластилина — лучший способ познакомить детей дошкольного возраста с базовыми основами географии и геологии. Для такой поделки потребуется минимальный набор материалов. Можно ограничиться тремя цветами пластичной массы. Нужны синий, зелёный и белый.

Процесс работы:

    Из синей массы скатать шарик небольшого размера.
  • Взять маленький кусочек зелёного цвета и раскатать плоскую лепёшку, толщиной не более 2 мм.
  • Теперь понадобится географический атлас. Пластмассовым ножом аккуратно вырезать материки, архипелаги и острова, стараясь приблизиться к оригинальному изображению.
  • Раскатать тонким слоем белую массу и нанести на шар изображение Гренландии, Антарктиды и расположенных на полюсах островов.

Планета с ядром

Для начала нужно взять небольшой кусочек жёлтого пластилина и сформировать шарик. Это ядро Земли. Далее берётся кусочек оранжевого цвета. Если в наборе такого оттенка нет, следует тщательно перемешать красный и жёлтый, хорошо разминая материал пальцами. Затем полученный кусочек раскатать и обернуть им жёлтый шар. Это внешнее расплавленное ядро планеты. После этого понадобится небольшое количество красного пластилина. Раскатать и обернуть по тому же принципу. Получается мантия Земли.

Планета с ядром

Далее по плану формирование внешнего слоя — земной коры. Для этой цели понадобится тонкий пласт раскатанного чёрного пластилина. Им оборачивается красный шар. После того как заготовка выполнена, можно приступать к оформлению внешних слоёв. Понадобится синий цвет, при помощи которого вылепливаются океаны, а также коричневый и зелёный — для материков и островов. Чем более детально будут нанесены изображения, тем качественнее получится модель.

В качестве дополнительных материалов можно использовать бусины, бисер, опилки. Это поможет обозначить рельеф или же схематически нанести местоположение крупных городов.

Для наглядности можно вырезать небольшой фрагмент, чтобы получилась планета в разрезе. Чтобы слои не смазались, предварительно макет следует поместить в холодильник. Чтобы показать ось вращения, модель помещается на длинную шпажку. Можно установить её в таком виде под углом на подставку.

Полая Земля

Этот вариант годится в тех случаях, если масса для лепки имеется в ограниченном количестве. Сделать макет Земли своими руками можно при помощи воздушного шара и небольшого количества клейкой массы.

Полая Земля

Мастер-класс:

  • Перед тем как приступать к лепке, нужно надуть воздушный шарик. Изначально следует подбирать фигуры шарообразной формы, а не продолговатой или овальной.
  • Из бумаги вырезать много небольших квадратных листочков. Подойдёт любой вариант, даже старые газеты или журналы. Их размер должен быть приблизительно 2 на 2 см.
  • Шар обмазать растительным маслом и покрыть первым слоем мелких листов.
  • Затем, последовательно намазывая клей ПВА на небольшой участок поверхности, приклеивать следующие слои листов. Таким образом желательно нанести 2 или 3 слоя.
  • После того как шар будет покрыт тремя слоями бумаги, его нужно хорошо высушить. Можно оставить возле обогревателя или же воспользоваться бытовым феном.
  • После высушивания нанести ещё несколько слоёв (два или три), а затем снова оставить на некоторое время. Такое количество бумаги необходимо для того, чтобы шар не деформировался в процессе создания модели.
  • Затем, воспользовавшись иголкой, шилом или зубочисткой, нужно лопнуть шар, расположенный внутри, а образовавшееся отверстие сразу же заклеить.
  • Если для нанесения слоёв на шарик использовалась газетная бумага, верхние листы должны быть чистыми.
  • Склеивание бумажных фрагментов займёт некоторое время, однако эта модель имеет свои преимущества. Перед тем как приступать к лепке, на бумаге можно нарисовать очертания материков и архипелагов.
  • Последующие этапы работы аналогичны тем, которые описаны в предыдущих разделах. Для создания рисунка понадобится синий, зелёный, коричневый, жёлтый и белый пластилин. Нужно последовательно наносить рисунок, постепенно переходя от общих элементов к более тонким деталям.

Плоская модель

Если основной целью было сделать модель поверхности земли, а не макет планеты, понадобятся немного другие материалы, а ход работы будет отличаться. Такой вид поделки представляет собой развёртку карты. В этом случае количество необходимого материала немного меньше. Для работы понадобится листок картона, пластилин, дополнительные инструменты (зубочистки, шпажки).

Ход работы:

    Вырезать круг из листа картона.
  • Простым карандашом нанести очертания материков и островов.
  • Последовательно формировать из пластилина необходимые кусочки, толщиной не более двух миллиметров, затем наносить на поверхность картона, аккуратно подрезая лишнее.
  • Оставшееся пространство заполнить синим или голубым цветом.
  • При желании на поверхность воды океана нанести изображения мелких островов, добиваясь максимальной детализации.

Виды карт

Виды карт

Существуют различные виды карт и глобусов. На физической карте нанесено схематическое изображение, соответствующее рельефным особенностям планеты. Воды мирового океана показаны при помощи синего или голубого цветов. Равнины, находящиеся приблизительно на уровне воды, обозначены зелёным. Пустыни и поверхность земли выше уровня моря соответствуют жёлтому оттенку. Материк Антарктида, ледники и крупные острова на полюсах, такие как Гренландия, помечаются белым цветом. А горные массивы — коричневым. Особенности физической карты заключаются в том, что оттенки помогают определить характер рельефа того или иного участка.

Ещё одна распространённая разновидность — политическая карта. По ней можно определить расположение и границы различных государств. Если целью было создание модели глобуса с политической картой, потребуется больше оттенков пластилина. Кроме того, эта работа более кропотливая, поскольку требует точности и аккуратности при нанесении изображения разных стран.

Дополнительные советы

Чтобы выполнить качественное изображение глобуса планеты и придать максимальную точность, можно использовать некоторые дополнительные материалы и возможности. Если основной макет выполнен, можно попробовать применить некоторые дополнительные методы:

    Практически на всех глобусах нанесено схематическое изображение меридианов и параллелей. Они помогают повысить точность карты. Чтобы повторить подобное и реализовать при изготовлении собственной поделки, можно воспользоваться тонкой шёлковой ниткой, аккуратно располагая её в нужном направлении и слегка фиксируя.
  • Крупные города на политической карте можно отметить при помощи бусин или бисера.
  • Если модель довольно крупная и детализированная, при помощи иголки или зубочистки можно нанести надписи некоторых стран и городов. Помимо творческого опыта, это поможет ребёнку повысить уровень своих географических знаний.

Польза лепки

Помимо пластилина, существует множество альтернативных материалов. Одной из лучших масс для лепки считается холодный фарфор. Его легко приготовить в домашних условиях. Можно использовать полимерную глину, которая впоследствии затвердевает. Для некоторых видов глины требуется термическая обработка.

Такие занятия, как изготовление различных поделок, очень полезны для развития умственных способностей у детей, а также для улучшения психоэмоционального состояния. Лепка из пластилина даёт массу преимуществ:

  • Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие речевых навыков и дикции. Поэтому очень полезно с детьми младшего школьного возраста заниматься лепкой из пластилина, изготовлением бумажных поделок, рукоделием.
  • Изготовление глобуса из пластилина своими руками поможет дать детям начальные знания об устройстве мира, а именно основы геологии и географии. Они познакомятся с такими понятиями, как планета, расположение материков и океанов, горные системы и равнины на поверхности Земли.
  • Процесс работы с пластилином активизирует творческие способности.
  • Работа с поделками помогает развить такие качества, как усидчивость, внимательность, аккуратность и сосредоточенность. Дети учатся концентрироваться на одном занятии.
  • Создавая новые формы из стандартных брусочков, активизируется пространственное, абстрактное и образное мышление. Когда ребёнок двумя руками разминает и катает между ладонями шарик, у него задействованы оба полушария мозга. Укрепляются межполушарные связи, что способствует гармоничному развитию малыша во всех направлениях.
  • Процесс вылепливания различных фигур и форм по образцу развивает память, умение сопоставлять предложенный вариант с собственным произведением.
  • Если малыш лепит, выдумывая собственные образы и формы, это помогает развить воображение и творческие способности.
  • Изготовление поделок учит детей ставить простые цели и достигать их, доводя начатое дело до конца.
  • Занятие такими видами творчества, которые требуют продолжительной концентрации внимания и усидчивости, благотворно сказывается на здоровье нервной системы человека. Улучшается его психоэмоциональное состояние.
  • Регулярное проведение спокойных игр способствует уменьшению чрезмерной активности, раздражительности и гипервозбудимости. Такие дети реже страдают синдромом дефицита внимания. К тому же у них нормализуется сон.
  • Если ребёнку удастся самостоятельно слепить несколько поделок, это поможет повысить самооценку и дать ему вдохновение для дальнейших достижений в области искусства и науки.

Модель земли своими руками

Образовательный процесс, который проводится в игровой форме и ненапряженной обстановке, наиболее эффективен. Маленький ребёнок постепенно постигает новое посредством доступного для него языка. Это пробуждает интерес и стимулирует желание обучаться в дальнейшем.

Макет Земли — достаточно распространённый сувенир. Существует множество разновидностей: глобусы из хрусталя или натуральных камней, деревянные поделки, модели, внутри которых спрятан бар, напольные, левитирующие, удерживающиеся в воздухе при помощи магнита, и многие другие. Пластилиновые поделки дополняют этот ряд необычных сувениров.

макет солнечной системы своими руками

Понятие о Вселенной, строение Солнечной системы, теория происхождения планеты Земля входят в школьную программу в разных классах и, в зависимости от Программы обучения, изучаются в рамках предметов окружающий мир и география.

Как замечено педагогами, выполнение макета Солнечной системы руками обучающихся формирует осознание у школьников места человечества во Вселенной, развивает воображение и ориентацию в пространстве.

Поэтому задание выполнить макет Солнечной системы своими руками для школы дают часто и оправданно. Рассмотрим, как это сделать.

Что нужно на предварительном этапе

Перед тем, как приступать к выполнению модели Солнечной системы, следует изучить теоретический материал, представленный в учебнике. На этом этапе для учащихся 1 и 2 классов важно запомнить последовательность планет, а 4 и 5 классов – постараться выучить последовательность, соотношения размеров, масс и расстояний между планетами и до Солнца. Эта задача не из легких.

После того, как теоретический материал изучен и усвоен, приступают к выбору материалов и технологии изготовления макета.

Виды макетов Солнечной системы

Макет небесных тел может быть двухмерным, трехмерным и комбинированным. Для младших школьников проще всего выполнить двухмерную модель из бумаги.

Трехмерные модели подразделяются на макеты:

  • с горизонтальными держателями;
  • на подвесных нитях;
  • на вертикальных стойках.

Комбинированные модели сочетают двухмерную карту размещения планетарных орбит в пространстве и трехмерные небесные тела с наглядным представлением пропорций их размеров, расстояний до Солнца, цвета и других особенностей строения.

Такую сложную модель целесообразно дополнить поясами астероидов, туманностями. Она подходит для 5 класса.

Разберем пошагово, как сделать макет Солнечной системы своими руками.

Двухмерная модель № 1

Материалы и инструменты для изготовления: основа из картона или плотной ткани темно-синего цвета, бумага или кусочки ткани, бархатная бумага желтого цвета, белая тесьма, клей ПВА, краски, кисти для красок и клея, ножницы. пресс.

Технология изготовления (фото1):

  • вырезать окружности в соответствии с характеристиками планет, раскрасить их;
  • на лист картона или тканевое полотно в центре наклеить Солнце;
  • орбиты изготовить из тесьмы, наклеивая ее в виде радиальных колец по числу планет, или нарисовать их белой краской, дать высохнуть;
  • на орбиты последовательно наклеить вырезанные окружности планет, высушить под прессом.


Фото 1 – Двухмерная модель № 1

Двухмерная модель № 2

Материалы и инструменты для изготовления:

Ячеистая основа, например их москитной сетки, пуговицы разных цветов и размеров, швейная игла, нитки, ножницы, полоски белой бумаги и для надписи названий, клей ПВА, белая краска.

Технология изготовления (фото 2):

  • из ячеистого материала вырезать округлую основу;
  • подобрать пуговицы по цвету и размеру в соответствии с характеристиками небесных тел;
  • пришить пуговицы, придерживаясь расстояний от Солнца до планет;
  • белой краской нанести орбиты;
  • приклеить надписи небесных тел.


Фото 2 – Двухмерная модель № 2

Обе двухмерные модели легко изготовить своими руками для 1 класса школы.

Трехмерная модель с горизонтальными держателями

Материалы и инструменты для изготовления: поролон, деревянные палочки разной длины, краски, кисти, полоски белой бумаги для надписи названий, клей ПВА, ножницы.

Технология изготовления (фото 3):

  • из поролона вырезать основу и шарики разного диаметра. Для формирования шара сперва вырезать кубики, затем срезать у них углы;
  • шарики – небесные сферы раскрасить в соответствующий цвет;
  • деревянные палочки, начиная от короткой и двигаясь к наиболее длинной окунуть на 0,5-1,0 см в клей ПВА и аккуратно вставить в центр шарика;
  • перед сферами наклеить бумажные полоски с названиями тела.


Фото 3 – Трехмерная модель с горизонтальными держателями

Такую модель с горизонтальными держателями из деревянных палочек несложно изготовить самостоятельно из пластилина. В качестве основы можно взять пластилиновую призму, спичечный коробок с песком поролоновый круг.

Поролоновые мячики разного диаметра иногда продают в магазинах для животных. Они также отлично подойдут для поделки такого типа.

Трехмерная модель на подвесных нитях

Материалы и инструменты для изготовления: для основы обувная коробка или картонный диск, нити или тонкая проволока, для шариков – пластилин, надувные шары, крахмальный клейстер, бумага или пряжа, краска, кисти, клей ПВА, ножницы, шило.

Технология изготовления (фото 4 а, б):

  • из обувной коробки или картонного диска заготовить основание, шилом проделать отверстия для подвесных держателей;
  • шарики выполнить из пластилина или надуть шары разного диаметра. С помощью клейстера обклеить их бумагой или нитями пряжи. Дать просохнуть в течение 16-24 ч. Часть надувного шарика, которая снаружи, аккуратно срезать ножницами. Остаток шарика постараться вынуть из сферы. Небесные тела раскрасить, дать краске просохнуть. Для приготовления клейстера взять 2 ст. ложки крахмала на 1 стакан воды, растворить крахмал в холодной воде, влить в кипящую воду, варить 3-4 минуты до загустения, остудить, наносить на бумагу или нити кистью;
  • Нити или проволоку одним концом закрепить на основании, другой коне пропустить по диаметру сферы.



Фото 4 а, б – Подвесные небесные тела

Такие прообразы Солнечной системы несложно сделать самостоятельно во 2 классе.

Поделка на вертикальных стойках

Материалы и инструменты для изготовления: пенопласт для основания, деревянные палочки или проволока для держателей, сферы из надувных шаров, обклеенные бумагой, пряжей, из поролона, краски, цветная бумага, крахмальный клейстер, кисти, полоски бумаги для надписи названий, канцелярский нож, ножницы.

Технология изготовления (фото 5):

  • канцелярским ножом вырезать основание, поверх наклеить цветную бумагу нужного цвета, при необходимости нарисовать красками звезды, туманности, млечный путь;
  • изготовить планетарные сферы путем обклеивания надувных шаров крахмальным клейстером (смотри рецепт выше), нанесенным на бумагу или пряжу;
  • закрепить планеты на основании с помощью держателей;
  • при необходимости наклеить бумажные полоски с надписями.


Фото 5 – Образцы на вертикальных стойках

Угловой прообраз (фото 6) – отличный макет Солнечной системы своими руками для 4 класса. Угловую основу можно выполнить из пластиковых прямоугольников, склеенных между собой по граням суперклеем. Раскаленным шилом выполняются отверстия, куда вставляется проволока – прообраз планетарных орбит.

Когда мы делаем макет вместе с детьми, это серьезный воспитательный момент. Они вовлекаются в созидательную деятельностью, учатся взаимодействовать со взрослыми. Доверяйте им ответственный, но несложный этап работы!


Фото 6 – Угловой прообраз

Комбинированные прообразы

Несложен для исполнения макет, в котором орбиты выполнены из бумаги, а небесные тела – каким-либо из вышеописанных способов (фото 7). Такой образец имеет ряд преимуществ: он занимает меньше места по сравнению с другими прообразами и его можно выполнить буквально за одну ночь.

Как показано на фото – Солнце выполнено из мячика, а другие тела – из пластилина.


Фото 7 – Наиболее компактный образец

На фото 7 показан более сложный комбинированный макет Солнечной системы. Сложность его заключается в том, что основание для этого образца выполнено из деревянного диска, в котором острым лезвием выдавлены орбиты.

Диск методично выкрашен в фиолетовый и черный (по орбитам) цвета. Небесные тела выполняются из любого материала. Легко вырезвать их из поролона, раскрасить в соответствующие цвета и приклеить к основанию суперклеем. Подойдут для такой модели диски планет, вырезанные из бумаги.


Фото 8 – Комбинированный прообраз Солнечной системы

Детям 10-12 лет целесообразно предоставить больше возможности для творчества, чем выполнять большую часть работы взрослому. Например, диски выполнить из белой бумаги и попросить ребенка раскрасить их таким образом, как было прочитано в теоретическом материале.

Для планеты Земля выполнить ее естественный спутник – Луну, нарисовав на ней кратеры. Пусть ребята самостоятельно вырезают кольца Сатурна, выполняют объемное Солнце, наносят на макет пояс астероидов.

Макеты для малышей целесообразно дополнить летящими кометами, ракетами, космонавтом, работающим в открытом космосе. Пусть ребенок сам проявит воображение и фантазию, указав что именно он хочет добавить в модель. Взрослому следует внимательно наблюдать, подсказывать ребенку его ошибки и выполнять только самые сложные этапы.

Нельзя допускать, чтобы в модели появлялись несуществующие вымышленные планеты и образы.

По возможности следует стремиться выдерживать правильность цвета небесного тела, его размеры в соотношении с другими сферами, а орбиты выполнять на расстояниях в действительных пропорциях.

Итак, для выполнения различных образцов макета Солнечной системы своими руками понадобится картон, белая и цветная бумага, клей, пластилин, краски, надувные шарики, поролон, пенопласт, клей. Выбирайте образец и смело принимайтесь за дело!

В книге много идей по лепке, и все связаны с изучением мира вокруг. Из чего состоит робот, как выглядели древние рептилии, какие виды облаков бывают… Один из самых интересных разделов — про человека. Ребенок слепит зубы, слои кожи, клетку и многое другое. В этой статье расскажем, как слепить внутренние органы человека.

Для лепки вам потребуется 9 цветов пластилина — черный, серый, желтый, синий, голубой, розовый, красный, фиолетовый и зеленый.

Для лепки вам потребуется 9 цветов пластилина — черный, серый, желтый, синий, голубой, розовый, красный, фиолетовый и зеленый.

На рисунке видно, как выглядит каждый из органов, лепить их довольно просто. А вот что можно рассказать о работе элементов человеческого тела.

Контролирует всё, что мы делаем, с утра до вечера. Благодаря мозгу мы двигаемся, размышляем, запоминаем, говорим и видим сны.

Неутомимый насос, который сначала отправляет кровь в лёгкие, чтобы она насытилась кислородом, а затем прокачивает кровь ко всем органам.

Фильтруют кровь, чтобы избавить её от отходов жизнедеятельности организма.

Накапливает пищу, обрабатывает её и продвигает в кишечник.

Фильтрует повреждённые клетки крови, бактерии и другие чужеродные вещества. Вырабатывает антибактериальные тела. Хранит запас крови.

Часть нервной системы, которая находится внутри позвоночного столба. Взаимодействует с головным мозгом, мгновенно передавая от него нервные импульсы даже к дальним уголкам нервной системы.

Очищает кровь, превращает питательные вещества в необходимые организму элементы. Производит жёлчь для ускорения пищеварения.

Обеспечивают дыхание. Снабжают организм кислородом и избавляют его от углекислого газа.

Здесь происходят процессы пищеварения и всасывания питательных веществ в кровь.

Отвечает за накопление жёлчи, которая очень важна для пищеварения.

Можно просто зачитывать из книги поясняющие комментарии, а можно добавлять что-то свое. С помощью лепки ребенок быстрее усвоит новое и разберется в сложных процессах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности человека: сегодня каждому необходимо обладать творческим мышлением, собственным мнением, гибкостью в различных жизненных ситуациях.

Требования к усвоению дисциплины

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные

свершения, открытия, победы;

2. Сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3. Освоение доступных способов изучения природы и общества;

Цель педагогической деятельности: организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие способностей, формирование активной жизненной позиции.

Цель педагогической деятельности:

деятельности ученика,

направленной на формирование

познавательной самостоятельности,

развитие способностей,

формирование активной жизненной

Задачи : добиваться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком; развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить; сохранять здоровье школьников; развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами .

  • добиваться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;
  • развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить;
  • сохранять здоровье школьников;
  • развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами .

Обучение в сотрудничестве

Метод проектов

Процесс моделирования включает

три элемента :

Александр Андреевич Самарский выделяет

четыре этапа построения модели:

* На первом этапе построение модели

предполагает наличие некоторых

знаний об объекте-оригинале.

* На втором этапе модель выступает

как самостоятельный объект

* На третьем этапе осуществляется

перенос знаний с модели на оригинал – формирование

практическая проверка получаемых с

помощью моделей знаний и их

использование для построения

обобщающей теории объекта, его

преобразования или управления им

Классификация видов моделирования на уроках окружающего мира: Моделирование, раскрывающее существенные признаки изучаемого объекта природы . Сюда можно отнести построение обобщенных моделей различных групп растений, животных. К этому типу можно отнести раскрывающие экологические связи при изучении сезонных изменений в природе, связи живых организмов со средой обитания .

Классификация видов моделирования на уроках окружающего мира:

Читайте также: