Как сделать минорную гамму

Обновлено: 04.07.2024

Уфа, Степана Кувыкина, 17

МЕЛОДИЧЕСКИЙ ВИД МИНОРА

Вспомним, что в мелодическом - при движении вверх повышается шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, при том, что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).

И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишнего.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому мелодично, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

На прошлом уроке мы познакомились с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры. Сейчас же наш урок будет посвящен минорным гаммам.




Параллельные тональности – это тональности, имеющие одинаковые звукоряды (одинаковое количество знаков). Тоники параллельных тональностей отстоят друг от друга на малую терцию: минор от мажора – на малую терцию вниз, мажор от минора – на малую терцию вверх. Соответственно, тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора, а тоника параллельного мажора – на III ступени минора. Знакомство с количеством знаков и параллельными тональностями начинается уже в первом классе музыкальной школы.


Для того, чтобы определить тональность в начале и в конце песни, нужно посмотреть на последнюю ноту (это тоника) и типовые мелодические обороты в начале: в примере они обрисовывают устойчивые звуки начальной тональности (ми- бемоль, до, ля-бемоль).


Изучая различные музыкальные произведения, посещая симфонические концерты, прослушивая музыку в записи – вы легко дополните этот список тональностей и их выразительных значений своими собственными наблюдениями.

На следующем уроке речь пойдет об аккордах из четырех звуков, которые называют септаккордами.

Гармоническая и мелодическая минорные гаммы на гитаре

Причин тому несколько.


Во-первых, они достаточно просты, и, в то же время, эффективны в использовании, во-вторых, вы без труда сможете комбинировать их с уже знакомой пентатоникой, в-третьих, они широко применяются в роке, джазе и фанке, поэтому особых проблем с примерами у вас не возникнет. Кроме того, освоив предложенный материал, вы с одинаковым успехом сможете применить гармонический и мелодический минор как при игре на гитаре соло, так и при исполнении гитарных риффов.

Итак, тема сегодняшней статьи – гармоническая и мелодическая минорная гаммы на гитаре. Мы научимся создавать их и использовать в собственных целях. Для понимания дальнейшего материала, вам, естественно, необходимо знать, что собой, в принципе, представляют минорная и мажорная гаммы на гитаре, а также обозначение нот буквами латинского алфавита.

Гармонический минор на гитаре

Каждая гамма, для гитары или же любого другого инструмента, состоит из семи нот (восьми, если, в конце гаммы, повторять ее первую ноту октавой выше), называемых ступенями гаммы. Формула гармонической минорной гаммы имеет следующий вид (символ b является бемолем и означает понижение на полтона, т. е. на 1 лад в сторону головки грифа).

Как мы с вами видим, особенностью гармонического минора являются пониженные на полтона третья и шестая ступени гаммы. Перейдем к примерам.

Давайте возьмем за основу C (до) мажорную гамму, и применим к ней уже знакомую нам формулу гармонического минора.

Гармоническая и мелодическая минорные гаммы на гитаре

Применив формулу гармонического минора, а именно, понизив третью и шестую ступени нашей C-мажорной гаммы (ноты E и A) на полтона, получаем гармоническую C-минорную гамму.

Гармоническая и мелодическая минорные гаммы на гитаре

Гармоническая и мелодическая минорные гаммы на гитаре

Гармоническая и мелодическая минорные гаммы на гитаре

Гармоническая минорная гамма очень похожа с натуральной минорной гаммой. Единственное принципиальное отличие заключается в мажорной седьмой ступени. В связи с этим, обыгрывая такие аккорды как доминантсептаккорд, например C7, или же малый минорный септаккорд, например Em7, вы обнаружите, что некоторые ноты гармонической минорной гаммы не звучат должным образом. Из-за пониженной третьей ступени могут возникнуть трудности те же при обыгрывании мажорных аккордов. Это никоим образом не значит, что вы, в принципе, не сможете обыграть эти аккорды с помощью гармонической минорной гаммы. Будьте изобретательны!

Мелодическая минорная гамма для гитары

Мелодическая минорная гамма для гитары фактически копирует мажорную, с той лишь разницей, что имеет пониженную третью ступень. Формула мелодического минора выглядит так:

Не мудрствуя лукаво, обратимся к старой доброй C-мажорной гамме.

Гармоническая и мелодическая минорные гаммы на гитаре

Гармоническая и мелодическая минорные гаммы на гитаре

Необходимо отметить, что предложенная формула мелодической минорной гаммы так же универсальна и применима к любой известной тональности. Вот, к примеру, гамма E.

Гармоническая и мелодическая минорные гаммы на гитаре

Гармоническая и мелодическая минорные гаммы на гитаре

Чаще всего мелодический минор используется в таких стилях как джаз и фанк. Привлекательность мелодической минорной гаммы для джазменов заключается в ее схожести с дорийской гаммой, которая, в свою очередь играет в джазе примерно такую роль, как пентатоника в рок-музыке. Что же касается фанка, то здесь мелодический минор звучит благодаря своему мажорному ощущению, но минорному звучанию.

Нисходящая и восходящая мелодическая минорная гамма

Само собой разумеется, что, желая научиться играть на гитаре мелодическую минорную гамму, вы должны одинаково хорошо владеть как нисходящим (от первой струны к шестой), так и восходящим (от шестой струны к первой) ее вариантами. В таком случае вы должны знать, что нисходящая мелодическая гамма для гитары идентична натуральной минорной гамме (1 2 b3 4 5 b6 b7).

Следующий пример демонстрирует поочередное исполнение восходящей и нисходящей мелодической минорной гаммы на гитаре.

Гармоническая и мелодическая минорные гаммы на гитаре

Работайте над этими гаммами, и вскоре они станут вашими друзьями. Попробуйте применять их там, где раньше играли обычные минорные гаммы или пентатонику, и позвольте им разнообразить звучание вашей гитары.

Соавтор(ы): Ron Bautista. Рональд Баутиста — профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре в More Music и музыкальной школе Лос-Гатос в Калифорнии. Имеет более 30 лет опыта исполнения музыки и более 15 лет опыта преподавания. Преподает джаз, рок, фьюжн, блюз, фингерстайл и блюграсс.

Гаммы являются инструментальной составляющей любого музыкального репертуара. Они образуют ключевые шаблонные элементы для музыкального произведения и импровизации практически в любом стиле и жанре. Именно уделение времени на освоение самым базовым гаммам отличает обычного музыканта от великолепного мастера. К счастью, когда дело касается гитары, изучение гамм обычно сводится к запоминанию простых шаблонов путем постоянной практики.

Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 1

Профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре

Рональд Баутиста — профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре в More Music и музыкальной школе Лос-Гатос в Калифорнии. Имеет более 30 лет опыта исполнения музыки и более 15 лет опыта преподавания. Преподает джаз, рок, фьюжн, блюз, фингерстайл и блюграсс.

Гаммы помогут улучшить вашу музыкальность, но на это потребуется время. Чтобы получить какой-то результат, над гаммами нужно работать долгое время. Думаю, некоторые ожидают, что научившить играть гаммы, они научатся музицировать, но это не так. Однако если вы будете практиковаться каждый день, то со временем заметите, что ваша игра стала мелодичнее.

Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 2

Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 3

  • ми (E, самая толстая) —ля (A) — ре (D) — соль (G) —си (B) —ми (E, самая тонкая)

Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 4

  • Полутон — это интервал в один лад ниже или выше. К примеру, если вы играете до (струна ля, третий лад), переход на один лад вверх даст вам ноту до-диез (струна ля, четвертый лад). Можно сказать, что ноты до и до-диез отличаются на полтона.
  • Тон — то же самое, только интервал будет в два лада. К примеру, если мы стоим на до и двигаемся на два лада вверх, мы берем ноту ре (струна ля, пятый лад). Таким образом, ноты до и ре отличаются на целый тон.

Изображение с названием Learn Guitar Scales Step 4

Профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре

Рональд Баутиста — профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре в More Music и музыкальной школе Лос-Гатос в Калифорнии. Имеет более 30 лет опыта исполнения музыки и более 15 лет опыта преподавания. Преподает джаз, рок, фьюжн, блюз, фингерстайл и блюграсс.

Думайте шире, чем просто об игре вверх и вниз. Гамма — это, фактически, диаграмма связанных нот, из которых можно составить мелодии или аккорды. Когда вы играете гаммы, вы создаете основу для понимания меложии и связанных аккордов. По сути, это диаграмма, отражающая устройство музыки.

Читайте также: