Как сделать микрорайон

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024


Примеры 20 городов со всего мира, приведенные в публикации, иллюстрируют, как успешные общественные пространства помогают городам укрепить социальную сплоченность; способствуют здоровью и благополучию горожан; поддерживают местную экономику; стимулируют джентрификацию и рост предпринимательства; и привлекают дополнительные инвестиции в городские кварталы.

В 2019 году центр городской экономики КБ Стрелка опубликовал исследование, в котором была проведена оценка валового городского продукта (ВГП) крупнейших российских городов. Вывод этой работы — инвестиционные вложения в повышение качества городской среды связаны с увеличением объема ВГП.

Развитие общественных пространств является одной из успешных политик для экономического благополучия городов.

Благоустройство должно быть экономически целесообразно, так как происходит за счет привлечения инфраструктурных инвестиций. При дефиците денежных средств городские администрации вынуждены полагаться на местный бизнес, частные инициативы и партнерство с муниципальными органами.

Для повышения качества городской среды необходимо искать решения, способные улучшить общественные пространства в условиях ограниченных бюджетов.

Преимущество тактического урбанизма — вовлеченность граждан в жизнь города. Подобная инициатива побуждает государственные органы власти и градостроителей налаживать контакт с неравнодушными жителями для совместного решения городских проблем.

Супер-кварталы в Барселоне

Фото:Urban Mobility Plan of Barcelona 2013-2018

Это проект рассчитан на 503 супер-блока. Для проверки эффективности такого решения власти города воспользовались тактическим урбанизмом и изменили пространство с помощью разметки, уличной мебели, деревьев в кадках и прочих передвигаемых объектов.

Это позволяет попробовать разные решения, перед тем как выбрать наиболее эффективное, и не нести издержки при реализации неудачных вариантов.

Общественное пространство на месте пустыря в Челябинске

Команда Льва Владова, известного как Челябинский урбанист, благоустроила общественное пространство, используя простые и дешевые материалы. С помощью паллет и небезразличных к городской среде людей они превратили пустырь в место рекреации и проведения досуга. Сам проект обошелся челябинским урбанистам в 25 тыс. руб.

Также командой Льва был реализован проект по созданию тротуара вместо парковки на площади перед зданием университета С помощью декоративных камней и клумб удалось организовать комфортный тротуар, практически не сократив количество парковочных мест, так как пространство на площади раньше использовалось неэффективно.

Сквер-перлога в Твери

Архитектор Никита Маликов договорился с городской администрацией, нашел спонсоров и организовал общественное пространство в историческом центре Твери на набережной Волги. Ему удалось создать сквер-перголу, где отдыхают люди и любой желающий может бесплатно провести свое мероприятие. Общая стоимость проекта составила 1 млн руб.

Качество общественного пространства измеряется не в количестве уложенной плитки или кубометрах залитого бетона. Можно создать пространство из доступных материалов с минимальным вмешательством в природу.

Набережная в Белгороде

Таким путем пошли в Белгороде при реконструкции набережной реки Везёлка. Вместо благоустройства из гранита и бетона, там решили сделать трехкилометровую прогулочную зону площадью 7,5 га за 164 млн руб.

Бюджет кажется внушительным, но для сравнения в Тюмени строительство 916 м гранитной набережной и зоны отдыха площадью 9,8 га стоит 535 млн руб.

Так выглядит набережная Везёлки после реконструкции:

А так выглядит набережная в Тюмени:

Фото:Varlamov.ru

Если городской бюджет не готов тратить деньги на благоустройство, то можно обратить внимание на общественные движения. Часто, чтобы сделать город лучше, достаточно не мешать людям.

На момент написания статьи фонд успешно собрал средства на 26 проектов и успешно завершил 19 из них. Оставшиеся семь находятся в работе, открыт сбор средств еще на восемь объектов.

За один год проект смог организовать общественное пространство на набережной, открыть несколько сцен рядом с университетом и драматическим театром для проведения мероприятий и разместить скамейки на центральных улицах города.

К сожалению, все построенные объекты были снесены в 2018 году. Срок службы деревянных сооружений без ухода составляет пять лет. Город не стал следовать рекомендациям по уходу за пространствами, и они обветшали.

Какие еще способы благоустройства есть в условиях ограниченных ресурсов

Fabrication Laboratories или Фаблаб — это небольшие мастерские, оборудованные ручными инструментами, приборами и ЧПУ станками. Они создаются для того, чтобы у каждого человека была возможность прийти в лабораторию и смастерить что-нибудь своими руками. При этом не обязательно придумывать проект с нуля, многие хорошие решения уже выложены в открытый доступ как Open Source проекты. Достаточно найти тот проект, который подходит под нужную цель, и изготовить его. Фаблабы расположены по всему миру, в том числе и в России.

Один из примеров — объединение фаблаб-мейкеров для изготовления бесплатных защитных щитков против COVID-19 для медицинских работников:

Думаю, вы не раз замечали, что города за границей выглядят гораздо лучше, чем наши. Это связано с тем, что мы мало знаем об урбанистике — науке о развитии городских систем. В советское время города строились одинаковыми и мало менялись. А тем временем мегаполисы в Европе и Северной Америке прошли тернистый путь, всё время совершенствуясь.


В европейской урбанистике были промахи. И сейчас наша страна повторяет тот же путь проб и ошибок вместо того, чтобы поучиться на чужих. Ведь существует много исследований о городском благоустройстве и примеры Запада. Как раз об ошибках в устройстве наших городов и о возможных улучшениях и пойдёт речь далее.

Автобусные карманы

Автобусная остановка, карман.

Автобусный карман

Каждый россиянин знает, что перед автобусной остановкой существует расширение проезжей части за счёт тротуара. Это называется автобусным карманом. Этот карман, по идее, помогает автобусам быстрее обслуживать людей, чтобы трафик не мешал автобусу. Но на самом деле эти карманы работают в точности до наоборот. Вместо быстрого обслуживания автобусы передвигаются медленнее, чем если бы кармана не было вовсе. Это происходит того, что автобусу нелегко снова влиться в трафик, особенно в час пик. Кроме того, и некоторые безответственные люди любят парковать машины в автобусных карманах. В отдельных странах делают даже антикарманы, чтобы такие не мешали пассажирам садиться в автобус. Но и здесь есть свои минусы. Так что лучшее решение — не делать карман вовсе. Тогда автобус подъедет к остановке, заберёт пассажиров и без проблем сольётся с трафиком.

Широкие автомагистрали


У нас во всех крупных городах улицы превратились в широкие автомагистрали. Расширяют дороги для того, чтобы пробок было меньше. И часто на этих улицах убирают светофоры и пешеходные переходы. Но в итоге все такие улицы и стоят в пробках, только ещё больших. Расширяя дороги, мы делаем город неудобным для пешеходов и способствуем автомобилизации города, провоцируя таким образом жуткие пробки. Так что надо не расширять улицы и магистрали, а напротив — сужать. Тогда жителям будет удобнее передвигаться пешком и на велосипеде, а машин станет меньше. Светофоры же, наоборот, помогают регулировке трафика и уменьшают пробки.

Приоритеты


Маршрутки


Каждый видел или регулярно пользуется у себя в городе таким видом транспорта, как маршрутки. Обычно это машины частных компаний, которые зарабатывают на том, что обеспечивают перевозки по маршрутам в час пик. этого страдают все. Всё бы ничего, если бы эти маршрутки ездили по расписанию, согласованным с городской администрацией. Но нет, надо больше заработать. В идеале маршрутки должны ездить вечером, чтобы не мешать расписанию городского транспорта и забирать пассажиров, которые не успели уехать по этому расписанию.

Пёстрые знаки

Знак пешеходного перехода

В наших городах знаки несовершенны. Обычно их много, и они говорят об одном и том же. Например, на одном столбе висит огромный знак о запрете парковки, а ниже висит знак, что вашу машину эвакуируют в случае нарушения. Эти обозначения отвлекают водителя от управления. Вместо двух знаков можно было бы сделать один небольшой. Во время движения он не будет бросаться в глаза, а когда водитель решит припарковаться, то увидит, что парковка запрещена. Похожая ситуация с пешеходными переходами. Они выделяются знаком и цветными полосами. И вместо того, чтобы смотреть на дорогу, водитель отвлекается на знаки и полосы и может не заметить самого пешехода. Лучше делать пешеходные переходы приподнятыми и без разметки, или же выделять полосками по границам без разметки.

Пешеходная улица

Улица Рубинштейна в Санк-Петербруге

Почти все улицы в мире — это компромисс между удобством пешеходов и автомобилистов. Но совсем недавно в городах начали делать полностью пешеходные улицы. Согласитесь, было бы приятно в центре крупного города гулять по улице, где нет машин. Пешеходная улица — это некая альтернатива парка. И она должна быть в каждом крупном городе. Это сделает город приятней и удобней.

Платные парковки

Часто в больших городах весь центр заставлен машинами. И обычное явление в микрорайонах — . И сейчас (благодаря широким автомагистралям!) каждый стремится купить себе машину. Никто не думает о том, что своим автомобилем он занимает место, территорию города. Введя платную парковку, мы добьёмся того, что люди начнут думать дважды, прежде чем покупать машину. Городу станет легче.

Микрорайоны

Историческая среда


Историческая среда очень важная составляющая города. Ведь, согласитесь, приятнее видеть центр города с красивыми историческими зданиями, а не высотными современными. Исторические здания делают город привлекательней для туристов. Очень важно сохранять историю, а не уничтожать. И желательно, чтобы была историческая среда (много исторических зданий без современных построек), а не просто исторические здания (вперемешку исторические здания и современные).

Внешний вид зданий

Урбанистика очень важная современная наука. Благодаря популяризации урбанистики мы добьёмся того, что наши города станут не хуже европейских, а, может, и лучше. Не стоит пренебрегать удобством и внешним видом городов.

В городе должно быть интересно. В начале девяностых, когда на прилавках появились пиратские кассеты с американскими фильмами в неповторимом гнусавом переводе, люди начали узнавать о разнообразных ярмарках, конкурсах, автомобильных кинотеатрах и поеданиях бургеров на скорость. Удивительно, но за пределами МКАД городские активисты, архитекторы и другие креативщики до сих пор не могут ничего нормально придумать и воплотить, постоянно возвращаясь к палаткам с пивом и ржавым аттракционам. Хотя при этом любая простая идея встречается жителями с огромным энтузиазмом. В этой статье мы представим вам внушительный список идей на тему улучшения городских пространств.



История улицы — …начинается прямо сейчас. Фотографий центральной площади вашего города из прошлого века, наверное, миллион. А попробуйте найти фотографию вашей улицы хотя бы тридцатилетней давности, если вы, конечно, не живете в историческом центре. А это, поверьте, очень интересно. Сами ведь замечали, что когда тебя не было дома хотя бы две недели, то есть ощущение, что все поменялось. Так начните документировать все, что происходит на вашей улице, например, в Instagram. Истории, сплетни, стройки, открытые люки, прилет птиц и прочие радости. Подобная ретроспектива всегда повышает интерес к вам и вашему району.


Посадите дерево — хорошо? Строить дом и выращивать сыновей пока никто не требует.

Уберите за собаками — если на вашей улице хозяева собак до сих пор не убирают собачьи экскременты, то проведите разъяснительную работу на этот счет. После этого посоветуйте другим собачникам убирать продукты жизнедеятельности не только своих собак, но и остатки чужих. Это не трудно, это облагораживает, а уровень брезгливости нисколько не повышается.

Район-раскраска — не останавливайтесь на пешеходных переходах. НКО почти всегда знакомы с художниками-волонтерами, которые готовы помочь везде и всюду. Воспользоваться их услугами можно для раскраски мусорных баков и урн, бытовых сооружений, канализационных люков, дверей и т.д. А детишки из соседнего детского сада или начальной школы с радостью покалякают мелом на асфальте.



Вооружитесь семенными бомбами — если городские власти не хотят озеленять ваш район, то сделайте это сами, снабдив своих единомышленников семенными бомбами. Лучше всего они подойдут для труднодоступных мест — свалки, стройки, пустыри и всякие огороженные территории. Делать их очень легко, а пользы от них масса.

Полезный вандализм — вы же любите, когда граффити не только символизируют название какой-то группировки подростков, а являются произведением уличного искусства. В вашем городе точно есть гений, который только и ищет место для демонстрации своего таланта. Как насчет той груды гаражей?


Дайте света — LED-лампочки отличаются своей красотой, яркостью и дешевизной. Если у вас в районе есть хоть какая-нибудь достопримечательность, поиграйте на ней цветом и светом. Пусть горит разными цветами, символизируя какой-нибудь праздник или событие.

Район на футболке — в некоторых городах и странах вошли в тренд футболки с названиями районов и улиц. Особенной популярностью пользуются так называемые неблагополучные районы. Так повышается их узнаваемость и даже привлекательность.



Присаживайтесь-2 — берете брошенные строительные палеты и красиво сгружаете их в виде лавочки на любом привлекательном участке.


Коворкинг везде — любой мост, пустырь, одиноко стоящее дерево или склон можно превратить в место для совместной удаленной работы, то есть коворкинга. Нужно лишь найти розетки и мебель (опять палеты?).

Аллея мечты — если в вашем районе есть аллея подходящей длины (между двух домов, например), то давайте превратим ее в миниатюрную пешеходную центральную улицу города. Достаточно найти единомышленников, промышляющих малым бизнесом в ресторанной сфере, прибить к стене баскетбольное кольцо или дартс, и люди потянутся к вам организованной гурьбой.

Надо подкачаться — договоритесь с любым из спортзалов о предоставлении вам помощи в виде нескольких ненужных или старых тренажеров. Установите их в подходящем месте. И спортзалу реклама, и район в восторге.

Логотип — да, скорее всего, у вашего района есть какой-нибудь нафталиновый герб, который вы видите только в здании администрации. Придумайте вашему району собственный логотип. Своеобразное брендирование еще никому не повредило.

Раскрасьте переходы-2 — а теперь взглянем в сторону многочисленных подземных переходов, коими славятся все страны на постсоветском пространстве. Разве не классно облагородить их, заручившись поддержкой какой-нибудь арт-группы!


Закрыто! — Бар, конечно, закрылся, но почему бы этому месту не поработать. Пустующие торговые и не очень торговые площади — идеальный плацдарм для вечеринок, выставок, быстрых рекламных проектов и прочих радостей. НКО легко может договориться с владельцем пустующих арендных площадей, чтобы пока это место свободно, его займете вы. Таким образом, вы можете быстро реализовать какой-либо проект, при этом подсобив арендодателю в поиске новых арендаторов.

В 2018 году Институт Генплана выполнил работу в рамках муниципального контракта на подготовку документации по планировке территории микрорайона 1А и 1Б в городском округе г. Саров Нижегородской области. По итогам были представлены пять вариантов архитектурно-планировочного решения микрорайона, расположенного восточнее улицы Силкина. Каждый вариант представляет оригинальные идеи и индивидуальный подход к развитию данной территории.

Карта города Саров. Сиреневым обозначена территория микрорайонов 1А и 1Б

Проект планировки территории микрорайонов Сарова. Вариант 1 — "Лучи". Автор — Колядина Неонила Владимировна

Предложенный вариант композиционно основан на введении в прямоугольную планировочную структуру кварталов дополнительных планировочных осей (лучей), образуемых пешеходными бульварами вдоль зоны существующих инженерных коммуникаций. Повернутые под углом в плане относительно сетки квартальной застройки коридоры озелененных общественных пространств создают динамичную композицию планировочной структуры района. При этом одна из осей ориентирована на объект культурного наследия, а другие в сторону существующих природных экосистем. К таким озелененным коридорам примыкают как кварталы жилой застройки, так и участки учебно-образовательных объектов – детских садов и школ, тем самым создавая единую развитую коммуникативную социальную зону общего пользования с рекреационными, спортивными и досуговыми площадками.


Данный вариант планировочного решения соответствует предложениям Генерального плана развития рассматриваемой территории. Жилые кварталы сформированы планируемой улично-дорожной сетью. Участок разработки проекта разделен улицами районного значения на четыре равных по форме квартала прямоугольной формы. На этих участках размещаются объекты среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки. В южной части планируемой территории сформированы трапециевидные участки для размещения индивидуальной жилой застройки.

Главная районная улица – продолжение улицы Шверника – разделяет район в направлении восток-запад. Вдоль нее предполагается создать линейную застройку с высотными доминантами и развитой общественно-деловой функцией в первых нежилых этажах. В северо-западной и центральной частях района располагаются объекты общественной и торгово-развлекательной инфраструктуры. Эти объекты расположены на узловых точках сети пешеходных маршрутов, что повышает их привлекательность и эффективность функционирования.

Проект планировки территории микрорайонов Сарова. Вариант 2 — "Бульварное кольцо". Автор — Черемисина Софья Андреевна

Данный вариант сочетает в себе архитектурно-планировочные приемы формирования модульной структуры квартальной застройки, характерной для района Центральный города Саров с принципом организации наиболее комфортной для человека жилой среды, предполагающей проведение комплекса мероприятий по благоустройству придомовых и дворовых территорий.


В основе этого варианта лежит идея создания единой для всего района рекреационно-парковой зоны. Система регулярных бульваров проходит по срединным частям каждого из микрорайонов, формирует замкнутую кольцевую структуру озелененных общественных пространств, что позволяет сохранить сложившийся на территории биогеоценоз в условиях строительства на данной площадке и дальнейшего воздействия абиотических факторов. Жилая застройка размещена вдоль улиц, таким образом – отделяет приватную дворовую территорию от негативного шумового воздействия автотранспорта. Свободная от автотранспорта придомовая территория органично перетекает в общую систему бульваров общего пользования с зонами отдыха, рекреационно-спортивными и досуговыми площадками. Основное место сосредоточения объектов общественно-делового назначения расположено вдоль улицы в центральной части района – в продолжении улицы Шверника. Вдоль нее размещается группа жилых домов башенного типа с цокольно-ступенчатым стилобатом. При размещении объектов общественно-социального назначения и предприятий по обслуживанию населения применяется принцип рационального размещения таких объектов относительно жилых зданий на пути движения основных пешеходных потоков.

Проект планировки территории микрорайонов Сарова. Вариант 3 — "Биосфера". Автор — Ладыгина Мария Андреевна


Для создания собственного, уникального образа в центральной части, размещены высотные доминанты – группы жилых домов-башен.

Несмотря на такой радикальный вариант архитектурно-планировочного решения, он полностью соответствует утвержденной документации территориального планирования и градостроительного зонирования в части проектируемых объектов улично-дорожной сети и размещения функциональных зон. Кроме того, учтены и предлагаются к сохранению существующие инженерные коммуникации.

Четвертый вариант – центральный парк. Идея проектировщиков подразумевает максимальное сохранение природного облика, масштабное благоустройство, формирование мест отдыха и досуга. Жилая застройка формируется группами жилых домов, расположенных вдоль улиц, которые создают приватное дворовое пространство.

Проект планировки территории микрорайонов Сарова. Вариант 4 — "Центральный парк". Автор — Котенков Александр Александрович

Данный вариант композиционно формируется на основе строгой ортогональной сетки проектируемой улично-дорожной сети, образующей кварталы прямоугольной формы. Композиционно территория района состоит из двух разновеликих частей. Западная (большая) часть примыкает к существующей жилой застройке района Центральный и являтся его логическим продолжением. Восточная часть района граничит с лесным массивом. В центре района, на оси юг-север создается большая рекреационно-парковая зона, объединяющая вокруг себя жилую застройку обеих частей. Основой этого варианта планировочного решения является сохраняемый природный комплекс существующего леса. Здесь будут проведены мероприятия по комплексному благоустройству территории, проложены аллеи, созданы места для досуга и отдыха, детские игровые площадки. При этом сохраняется восприятие историчности сложившейся городской среды, природного ландшафта и возникает эффект нетронутой дикой природы в традициях английского парка с его природным натурализмом.


Жилая застройка сформирована урбан-блоками – группами жилых домов с фронтальной застройкой вдоль улиц и прямоугольным в плане контуром, образующих приватную территорию дворового пространства.

При размещении объектов общественного назначения и предприятий по обслуживанию населения применяется принцип наиболее рационального их размещения на первых нежилых этажах вдоль улиц основной планировочной оси. В проекте предложена к формированию в северной и северо-восточной части коммунальная зона. В качестве буфера от коммунальной зоны – объектов нежелательного соседства (гаражей, объектов инженерной инфраструктуры) сохраняются существующие залесеные территории.

Проект планировки территории микрорайонов Сарова. Вариант 5 — "Матрица". Автор — Плеханов Александр Михайлович

В основе этого варианта лежит идея разбивки всей территории проектирования на равные модульные ячейки (кварталы), разграниченные улично-дорожной сетью с параллельными парковками вдоль внутриквартальных проездов. Организация придомовых территорий с размещением площадок для паркирования автомобилей, объектов инженерной инфраструктуры (ТП, ЦТП и т.п.), въездов в подземные паркинги (при необходимости и наличии).


Каждый модуль представляет из себя квадратный в плане участок, на котором размещается унифицированный урбан-блок (группа домов с приватной дворовой территорией и собственной инфраструктурой повседневного обслуживания). Развернутые в плане под разными углами относительно друг друга типовые модули создают динамичную планировочную структуру и позволяют избежать визуального однообразия застройки и среды. Следует отметить, что урбан-блоки могут реализовываться не только типовыми, но и выполненными по индивидуальным проектам. Использование малого числа типов урбан-блоков при различной компоновке на участке и вариации поворотов этих блоков, переменная этажность застройки позволяют создать многообразие вариантов жилой среды и подчеркнуть индивидуальность отдельных частей района. Таким образом, возможно реализовать гибкую вариантативность планировочных решений без потери основных планировочных идей.

В предлагаемой системе модульной планировочной структуры выделяются ячейки для размещения объектов образования и другой социальной инфраструктуры, которые могут объединяться и укрупняться, образовывать единый воспитательный кластер , например, расположение детского сада и школы на одном участке. В предложенном варианте детские дошкольные учреждения занимают по одному модулю, а школа с комплексом объектов спортивной инфраструктуры – два.

Основная масса объектов жилого фонда сосредоточена в центральной и северной частях района. Здесь расположена среднеэтажная и многоэтажная многоквартирная жилая застройка. Этажность застройки, как и рельеф территории, понижается от северной части участки к южной с учетом расположения южнее рассматриваемой территории объекта культурного наследия и сохранения его визуального восприятия.

Объекты рекреации, общественно-деловой и торгово-развлекательный комплекс располагаются в южной части проектируемой территории, в окружении благоустроенной парковой зоны с прудом.

Руководитель:
начальник АПО Территориального развития
Котенков А. А.
Авторы:
Колядина Н. В.
Черемисина С. А.
Ладыгина М. А.
Котенков А. А.
Плеханов А. М.

Сектор социально-экономического развития АПО ТР:
Солдатова А.А.
Иванова Н.В.
Дектярева О.А.


С разрешения издательства Enter публикует отрывок, посвященный появлению микрорайонов и тому, как эти территории отражают изменения в обществе. Полную версию можно купить онлайн или в независимых книжных.

…Счет принято предъявлять Ле Корбюзье, и есть за что.

У Корбюзье то общее с люфтваффе,
что оба потрудились от души
над переменой облика Европы.
Что позабудут в ярости циклопы,
то трезво завершат карандаши, —

российские архитекторы, в целом относящиеся к Иосифу Бродскому с трепетом, свойственным любому советскому интеллигенту, эти строки ему простить не могут, тем более что Роттердам, которому они посвящены, для них является городом образцовым.

Но он не проектировал микрорайонов. Даже городок Фирмини, где он работал с середины 1950-х, приобрел свой нынешний, вполне бирюлевский вид усилиями его последователей, а не его самого — он сделал только неописуемого вида церковь и две жилые пластины.

Это был ответ на вопросы города XIX века, не способного решить проблему массового жилья. Если в доходный дом XIX века заселить семьи с покомнатным расселением, из расчета три-четыре человека в комнате, то это прекрасное изобретение буржуазной Франции превратится в сущий ад, что мы прекрасно знаем по опыту коммунальных квартир в СССР. А именно так и строились новые дома для рабочих в Америке до индустриальной революции в домостроении.

Это был ответ на неспособность придумать жилье в городе, которое рабочий мог бы купить за свою зарплату даже в расчете на сумму этой зарплаты в течение всей жизни рабочего. На переуплотненный квартал, где рабочие снимали жилье. На дворы-колодцы, на отсутствие естественного света и воздуха, на антисанитарию, высокую смертность, низкую рождаемость, человеческую деградацию от нищеты, имущественную сегрегацию — на массу проблем.

И это действительно был ответ — проблемы были решены.

Идеальной формой такого дома была башня, или пластина, из одинаковых жилых ячеек, каждая из которых выходит окнами на открытое пространство, вентилируется и освещается. Что очень мешало такому дому — это соседние дома: они загораживали солнце и препятствовали движению воздуха. Поэтому лучше всего было располагать такой дом в лесу или в поле — чтобы рядом других не было. В микрорайонах они так и располагаются. Это было изобретение, поменявшее силовое поле города. До того его частицы — дома — тяготели друг к другу, стремились слиться соседними стенами. После — стали взаимно отталкиваться, чтобы не мешать друг другу потреблять свет и воздух.

В городе массового жилья это превратилось в нормы — законы. Нормируются метры, солнце, воздух, шум, инженерные системы. Минимальных показателей много где удалось достичь. За счет индустриализации. Как производство мебели, одежды, роскоши и так далее в ХХ веке превратилось из ручного в заводское, так и город превратился в завод по производству жизни. И именно поэтому идеи Корбюзье победили во всем мире. Его талант, дух авангарда и т. д. при всем их значении не победили бы миллионы людей и не увлекли бы сотни правительств. Победила индустриализация жизни, позволившая переселить в города половину населения мира.

Проблема в том, что этот завод умел производить только очень простые изделия на элементарных станках. А заработал он тогда, когда предшествующее кустарное производство достигло шедеврального уровня — великих улиц второй половины XIX — начала ХХ века.

Что проиграли? Понятно, что сильно проиграли в коммуникациях — дома, отталкивающиеся друг от друга, требуют затрат на связь. Транспорт, тепло, вода, электричество резко выросли в стоимости, но это было предсказуемо. Хуже, что мы получили город, которого никто не ждал. В городе из отталкивающихся друг от друга домов не образуется улиц, а только дороги между полянками, на которых стоят дома. Этот дом решил проблемы минимума жизни, но взамен разрушил морфологию традиционного города — кварталы, дворы, переулки, улицы, площади, бульвары, набережные. В его первых этажах не приживаются магазины или кафе, потому что нет потока людей около домов. Не получается выстроить площади с театрами, музеями, клубами. Среди типовых домов нет достопримечательных. Минимум жизни — он и есть минимум; все, что за его пределами, не выживает.

В России сегодня 80% населения живет в городах, а 70% жилой застройки в городах — это типовой индустриальный дом. То есть больше 50% населения живет в типовых квартирах в типовом индустриальном доме — это наш национальный тип жилья, как в Америке коттедж, а в Англии — таунхаус. И везде — минимум жизни.

Если пытаться спрямить углы, то можно сказать, что микрорайон — это дом Корбюзье, поставленный в городсад Эбенизера Говарда. Но Говард не виноват так же, как и Корбюзье, а может еще и больше. Его город состоял из индивидуальных коттеджей, а не из многоквартирных домов, и эти коттеджи были частной собственностью. Но территория планировалась не городскими формами — не улицами и площадями, — а по принципам английского живописного парка.

Вас все это не поражает? Решения, перекроившие города половины мира, зарождаются непонятно где, усилиями малоизвестных архитекторов, и приходится всеми силами подтаскивать туда великие имена — Корбюзье, Говарда, Мая, Весниных, — чтобы как-то объяснить, кто это придумал. И ведь что придумал?

Это удивительный, невероятный абсурд: типовое изделие домостроительных комбинатов, расставленное в английском парке. Это как бы Павловск, где вместо дворца, храма Дружбы, колоннады Аполлона и мавзолея Супругублагодетелю поставлены пятиэтажки.

Этот вопрос вообще не решается в архитектурной логике. Ни Корбюзье, ни Говард, ни Бенуа-Леви, ни Селлье — вообще архитекторы ни при чем. Это не архитектурное изобретение, а цивилизационное. Архитекторы просто попытались к нему пристроиться, найти в микрорайоне что-то авангардное в наивном желании славы.

А есть менее очевидное. Микрорайон — это территория без прошлого. В идеале при его строительстве сносится все, что стояло на этом месте. Это очень специфическое качество, в других частях города так никто не поступает (а если сегодня и поступает, то как раз под влиянием навыка строительства микрорайонов).

Микрорайоны — впервые в истории — это дома с фиксированным сроком годности. У пятиэтажек он был 25 лет. Такого никогда не было: дом мог портиться, разрушаться, даже сноситься, но в принципе предполагалось, что его можно чинить бесконечно. Здесь же изначально, по условиям задачи, нечто временное, упаковка, строительный мусор. Здесь нет будущего.

Микрорайон не оставляет по себе никаких следов. Возьмите районы пятиэтажек, которые сегодня снесены. Обычно при строительстве нового дома от предшествующего что-то остается, хотя бы пятно застройки или форма участка. Здесь не осталось ничего: то, что построено на месте этих районов, спланировано принципиально иначе. Как будто здесь никогда никто не жил. Общество не находит здесь ничего достойного сохранения. Историческая память отсутствует.

Микрорайоны не знают иерархии. Здесь не может быть дома благородного семейства или дома правителя, богатого дома, дома уважаемого лица — здесь все равны. Микрорайоны — воплощенный пространственный образ равенства.

Вам это ничего не напоминает?

Микрорайон — это не дома Корбюзье, вставленные в город-сад Говарда. Это трущобы рабочих кварталов, переработанные на фабрике. Те ценности, которые мы наблюдали в трущобах, — жизнь без прошлого, вне исторической памяти, вне социальной иерархии, жизнь временная, прелюдия к будущей жизни, которая не будет иметь никакой преемственности с нынешним способом расселения, — прошли через заводской конвейер и остались неизменными. Изменились технические характеристики — есть вода, свет, газ. Но если в трущобах никогда не было магазинов и кафе, улиц и площадей, клубов и театров, то нечего и начинать. Это не входит в порядок жизни, и фабрика этого не производит.

Все это означает, что они точно так же открыты к любым изменениям, как те рабочие кварталы, с которыми имели дело Оуэн и Фурье. Из этого можно делать что угодно, потому что в том, что уже сделалось, общество не находит никаких ценностей, которые нужно сохранить. Мы не знаем будущего спальных районов. Это поразительная ситуация: большая половина жилой застройки страны стоит в ожидании непредсказуемых революционных изменений.

Читайте также: