Как сделать методическую копилку

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационального и оперативного использования новых методик, приемов и форм обучения и воспитания.

Главное условие успеха методической работы в организации систематической и целенаправленной работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров. Задача каждого педагога - овладеть системой наиболее обоснованных в теории, проверенных практикой приемов и методов обучения и воспитания учащихся (воспитанников). Современный педагог - это образованный человек с высокой методической культурой.

Материалы странички "Методическая копилка" адресованы учителям, классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе, любознательным ученикам и их заботливым родителям.

"Всему свое время", - говорит старая пословица. Наступила пора и для виртуальных методических кабинетов. На страницах своего кабинета мы стараемся размещать все свои самые новые разработки, создавая тем самым информационную базу данных. И такой вид представления мы считаем самым лучшим для обмена опытом - так важным для работы в школе.

В этом разделе мы предлагаем Вам документы, разработанные учителями школы для своей профессиональной деятельности. Будем рады оказать посильную методическую помощь другим педагогам.

На странице нашего кабинета вы найдете разработки открытых уроков, внеклассных мероприятий.


Цель электронной методической копилки: внести качественные изменения в процесс использования инновационных образовательных технологий педагогами.

  • осуществлять обмен опытом и материалами педагогов по предметным направлениям;
  • популяризировать инновационные образовательные технологии;
  • демонстрировать достижения педагогов Логойского района;
  • развивать единое информационно-образовательное пространство учреждений образования Логойского района;
  • оказывать методическую помощь педагогам;
  • стимулировать творческую активность педагогов.

На страницах Электронной методической копилки можно найти очень много разнообразной информации, такой необходимой для проведения в школе обобщающих и открытых уроков, тематических дней и предметных недель, педагогических советов, классных часов, познавательных игр, праздников, конкурсов, олимпиад и различных досуговых мероприятий. Они помогут и детям учиться с радостью, с удовольствием и интересом. Здесь размещены разработки открытых уроков, внеклассных мероприятий, ученических проектных работ; презентации, видеоуроки, анкеты, тезисы, статьи и др.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

"БЫЛО, БЫЛО.."
ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. ПЕРВОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ.

"Все, что происходит в первый раз, всегда надолго остается в памяти.
Так и свое выступление на первом родительском собрании я помню очень отчетливо. Общее состояние на грани обморока. Дрожь в коленках. Сухость во рту. Пристальный взгляд в листочки с текстом, за которые пытаешься спрятаться от родителей. Навязчивый страх, что сейчас начнут задавать вопросы… Наверное, подобное испытывал каждый молодой, только начинающий педагог.

А если проанализировать методы и приемы того первого взаимодействия с родителями – банальная лекция, информирование. В итоге, я ушла с собрания неудовлетворенная, а родители – сомневающиеся в возможностях науки психологии.

Прошли годы, и, только получив некоторый опыт работы по психологическому просвещению родителей, я начала понимать, насколько малоэффективен лекционный (информационный) метод работы на родительском собрании. Он то и заставлял волноваться, переживать – а будут ли слушать меня родители, поверят ли в то, что я им буду рассказывать на родительском собрании, надолго ли запомнят рекомендации?

ОТКРЫВАЕМ НОВУЮ ТЕМУ. ДЕЛИМСЯ ПРИЕМАМИ, МЕТОДАМИ,КОТОРЫЕ ПРИГОДЯТСЯ ОЧЕНЬ МНОГИМ, КАК МОЛОДЫМ, ТАК И УЖЕ ОПЫТНЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ!

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Как показывает опыт, каждая аудитория слушателей (родителей) индивидуальна, и что подойдет для одних, может совершенно не пригодиться в работе с другими.

Мною же в статье рассматриваются отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:

– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,
– вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
– предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.

Все методические приемы сгруппированы в статье для использования на определенном этапе родительского собрания (мотивационном, диагностическом, основном – при изучении теоретической информации и отработке практических навыков, а также заключительном – рефлексивном).
В основе описываемых приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.
• Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания).
В начале занятия необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору.

Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
В своей работе я часто прибегаю к использованию этого приема, особенно на мотивационном этапе родительского собрания.

В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Оськина О.В.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.

В своей же работе я использую этот прием несколько по-иному – с самого начала стараюсь активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.

Для реализации этого метода Вам понадобится клубок ниток для вязания. Чтобы не запутаться в нём, необходимо рассадить людей по кругу. "Хвостик" клубка держит первый человек, затем передаёт его следующему, тому, кому он захочет и далее. Если коллектив взрослый, то клубок можно бросать, а, если детский, то передавать из рук в руки. В итоге, получается цветная паутина из ниток.

С каждым броском или передачей клубка люди сообщают о себе какие-либо сведения: имя и фамилию, возраст, любимое животное, любимое занятие, любимое время года и далее. Тематику выбираете Вы сами.

Поэтому данная методика хороша для первичного знакомства, так как несёт информативный характер об участниках.

2. Цветные ладошки

Вам понадобятся:

Этот метод очень интересно реализовать, когда участвуют и родители, и дети. Получается командная работа и взрослые ненадолго как бы забывают, что они "взрослые" и сами становятся детьми.

Итак, рассадите людей парами, можно группами по 4 человека. На стене (доске) крепко прилепите ватман, так, чтобы все могли до него дотянуться. Группы красят ладошку друг другу (можно обе), а затем подходят к доске и делают свой отпечаток на бумаге, говоря что-нибудь хорошее, например, любовь, счастье, добро, радость, семья, мир и далее. Когда все оставят свой след на ватмане, неплохо сделать коллективное фото с получившейся картиной и участниками с цветными ладошками. Обратите внимание , чтобы коллектив не использовал чёрную и коричневую краску, и чтобы старались не повторять одни и те же слова, а также предупредите людей, чтобы принесли с собой фартуки или старые футболки. Конечно, ватман нужно будет повесить на самом видном месте, чтобы сохранить эту позитивную энергетику.

3. Бумажные приветы

Этот метод направлен на сплочение коллектива. Применять его надо, когда люди уже знают имена и фамилии друг друга.

Вам понадобятся:

Работаем индивидуально. Каждый обводит свою ладонь на бумаге и вырезает её. Затем пишет своё имя и фамилию и передаёт соседу, а сосед - следующему человеку. Каждый должен написать что-нибудь хорошее на ладошке, например, пожелание или комплимент. Чтобы не было хаоса, необходимо передавать ладошки последовательно, а затем, сложить их все на общий стол в центре комнаты (кабинета). Когда все ладошки будут подписаны, учитель (руководитель) подходит к столу, берёт одну ладонь и вызывает того, чьё имя на ней написано. Человек (ученик) читает пожелания вслух. Метод достаточно затратный по времени, поэтому, чтобы ускорить процесс руководитель (учитель) может сам читать все "приветы", а затем отдавать тому, кому принадлежит бумажная ладонь.

И взрослым, и детям будет очень приятно прочитать о себе или для себя приятные пожелания. Будьте готовы, что при работе с детьми вместо слов Вам нарисуют смайлики)))

Все методические приемы сгруппированы в статье для использования на определенном этапе родительского собрания (мотивационном, диагностическом, основном – при изучении теоретической информации и отработке практических навыков, а также заключительном – рефлексивном). В основе описываемых приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.

  • Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания).


Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):

Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением (Приложение 2).

Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию – как главную мысль всей представленной информации (Приложение 3).

  • Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания).

Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, быстрее прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.

  • Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации).


А оставшиеся ассоциации, не отраженные в обобщенном выводе, используются как опора для объяснения нового теоретического материала.


Родителям, еще до предоставления педагогом теоретической информации по теме, предлагается самим попробовать составить портрет такого ребенка – описать его внутренний мир, а также внешние проявления поведения. Полученное описание при необходимости корректируется педагогом и дополняется неизвестной родителям информацией.

  • Вредные и полезные советы (основной этап родительского собрания – отработка практических навыков).
  • Подведение итогов (рефлексивный этап родительского собрания).

Понятно, что в рамках статьи невозможно описать все имеющиеся методические приемы для повышения эффективности родительского собрания. Уверена, что их множество не ограничивается представленными мною вниманию читателей. Педагог же, работая с родителями, должен постоянно вести поиск подобных приемов для использования их в своей практике.

Читайте также: