Как сделать метель на сцене

Обновлено: 02.07.2024

У каждого спектакля есть свой ангел-хранитель. Перед гастрольными показами этот ангел обычно сильно нервничает. Однажды Адомас Яцовскис - художник невероятно красивых постановок - на новой площадке провалился в прорубь, им самим же придуманную на сцене. Регимантас Адомайтис пришел на "Маскарад" гримироваться прихрамывая, и все думали, как же он, больной, будет играть Казарина. Последняя символическая вещь была обнаружена за два часа до начала гастрольного спектакля и могла вывести из себя кого угодно, только не литовскую труппу. Могильную ограду, чуть ли не центральную декорационную деталь, из Вильнюса отправили, а в Москве не получили.

Причины сего таинственного исчезновения выяснять было некогда: в пять часов поехали на кладбище, там, на свалке, нашли как раз то, что было нужно. И к семи в театре уже была могильная ограда. Очень даже приличная, в нужный момент без всяких накладок сомкнувшаяся вокруг Нины Арбениной - Адрии Чепайте, которая из героини перевоплотилась в живой памятник себе самой же, невинно погубленной.

С кладбища литовский "Маскарад" начинается и кладбищем заканчивается. Режиссер Римас Туминас считает, что в театр приходят люди, которые понимают свою смертность и всю жизнь балансируют между детством и смертью. Он открывает эстетику противоестественного ("Художественный полет пули - вот что интересно в дуэли", - говорит Римас Туминас), избегая города-космополиты и по возможности перенося столичные интриги в глубинку ("Классику нужно задвигать куда-нибудь подальше, в провинцию, где есть больше места для искусства", - он же). И всем существом пытается прорваться в новое театральное измерение - вертикальное.

В нем можно, как в рождественской сказке, запорошить всю сцену снегом-пухом, а потом, не опасаясь возгорания, отгородить актеров от всех язычками пламени, заключив в адский круг адское отродье. "Когда докапываешься до главного, до ада, его не хочется покидать, а когда тебя выбрасывает на землю, тогда и получается спектакль. Но мы не утверждаем, что мы видели ад". В этом пространстве позволительны уморительные коллективные пробежки из одной кулисы в другую (по горизонтали) и движение вверх, по вертикали, внешне - по ткани декорации, по сути - к театральным высям, от которых у неискушенных кружится голова. Там знакомые очертания героев, будто ластиком, чуть-чуть стирают, сбивая пафос классики и налипшие к ним ракушечные стереотипы. Конечно, велик соблазн в "Маскараде" вывести Нину как женщину-змею, вступившую на путь порока, таким способом смахнув вековую пыль с пьесы и заставив говорить - плохое ли, хорошее, но говорить. Но такие ловушки - для других. У Туминаса Арбенин (Арвидас Дапшис) вовсе не герой-любовник-красавец-искуситель, все попробовавший в жизни. У него Арбенин умен, силен, а Нина чиста и восторженна. Даже слишком. Под вальс Хачатуряна этот умный муж ей чуть шею не сворачивает: все в ревности одинаково глупы. К тому же отношения Нины - Арбенина выстраивались без экзотики: с любой парой могла случиться такая история. Рассказывали, что режиссер сначала даже задумывал, чтобы главных героев сыграли куклы, за которых что-то смогла бы рассказать потрясающая музыка (композитор Фаустас Латенас), что-то - другие персонажи, что-то - вещи. Ревность, например, там нарастала бы пропорционально снежному кому.

На этом спектакле любуешься буквально каждой мизансценой

На этом спектакле любуешься буквально каждой мизансценой. Когда метают друг в друга карты, лезут после бала на стену, в воображении проигрывают дуэли или кормят с рук рыбу - символ смерти. Когда стучит ложками о мороженицы "высший свет", и когда, пачкая губы, травится своим мороженым Нина. Отголоски Туминаса слышны у многих других, менее известных литовских режиссеров. В Москве, думается, тоже появятся его "последователи". "Вы тут больше воруете идей, а не одалживаете. Когда меня пригласили в Москву, я сначала подумал: ай, нет, не стоит, а то попросят все это отдать", - философски обронил режиссер.

Не зря, выходит, волнуется их ангел из Литвы. Который, как утверждает Туминас, непременно женского рода. "Она появляется на репетициях, устраивается на галерке и наблюдает, кто мы такие. Если все получается хорошо, она спускается к нам опять. Я знаю, наш ангел-хранитель разрешил нам так обращаться с Лермонтовым", - предупредил Римас все возможные вопросы насчет вольного режиссерского прочтения "Маскарада". С купюрами текстов и добавлением персонажей без слов. С жанровым переопределением лермонтовской трагедии в трагифарс, наитрагичнейший и наикомичнейший одновременно. С поистине кровосмесительным для искусства объединением самого высокого, что есть в театре, с самым китчевым, что есть в жизни. С высокохудожественными и вместе с тем легко прочитываемыми метафорами. И с расчетом на живую реакцию сопереживания - явление редкое среди постных правильных театральных вечеров, зачастую оставляющих зрителю только одну роль - равнодушного соглядатая.

Московский вариант литовского спектакля может оказаться на час короче оригинала. Это национальная особенность прибалтийского театра - спектакли длятся часа четыре, а то и больше. Вопрос, который сейчас больше всего волнует театроманов: сыграют ли сегодня вечером в "Маскараде" среди прочих актерских экзерсисов финальную сцену, когда разросшийся снежный ком (читай - ревность?) сметает всех, но Нина остается, и Арбенин в снежном коме находит лишь ее отпечаток - рельеф, брови, ресницы, потом за ленточку вытаскивает ее пуанту. По техническим причинам иногда это сделать просто не успевают. (Мило, не правда ли?) Но спектакль и без заключительного аккорда потрясает безоговорочно. Он собрал столько всевозможных наград, что у режиссера появилось право уже сейчас говорить о своем шедевре высоким штилем: "Мы превратили спектакль в легенду. Это прощальный вальс, прощальный маскарад театра, нас".

А ту ограду с Ваганьковского в прошлый приезд театра в Москву пришлось везти с собой в Литву. Хоть и есть примета плохая, что домой таких вещей с кладбища забирать нельзя. Но впереди была белорусская граница, на которой ведь обязательно спросили бы: куда дели задекларированную ограду?

Алексей СЕМЁНОВ

Алексей СЕМЁНОВ 18 декабря 2017, 19:45

Жизнь моя - кинематограф

Марья Гавриловна – бледная девица лет семнадцати (Ксения Тишкова), Прасковья Петровна, её мать (Ирина Смирнова), Гаврила Гаврилович, её отец (Виктор Яковлев), Владимир Николаевич, поручик (Максим Плеханов)… И тут же телевизор такой-то (марка, диагональ, цена). По ходу театрального действа в телевизоре что-то происходит. Мелькают кадры хрестоматийных фильмов о любви.

С вами говорит телевизор

Когда пересказываешь это, то сцена с телевизором выглядит как нечто надуманное. И действительно это было бы только бездушным игривым постмодернизмом, если бы не игра артистов, в первую очередь игра Ксении Тишковой. Наверное, это лучшая её роль на псковской сцене. И без психологического театра здесь всё-таки не обошлось. А что, если Марья Гавриловна в исполнении Ксении Тишковой и есть та самая Метель? Мятущаяся душа – чистая, наивная, верная.

Вам не хватало на сцене верности и чистоты? Так вот же они…

Но большинство читателей, в том числе и искушённых, после первой публикации восприняли эти маленькие повести как что-то исключительно серьёзное.

Сила судьбы

Лучше всего (глядя со стороны) чувствует себя в буффонадной стихии Анна Шуваева в роли некоей К.И.Т. - подруги корнета, пожелавшей остаться инкогнито. Она играет хищную манерную светскую львицу, оттеняя образ невинной девицы Марьи Гавриловны. Предполагается, под загадочной К.И.Т. зашифрована гpафиня Катеpина Тизенгаузен - фpейлина импеpатpицы Александpы Фёдоpовны, имевшая отношение к побегу под венец Ольги Строгановой.

Если режиссёр хотела сделать игривое смеховое начало, то оно не вполне удалось. Если же задача стояла другая – показать манерничанье, светские условности, подчёркивающие фальшь общества, то в таком случае цель была достигнута. Особо в этом преуспел Денис Кугай в роли отставного корнета Дравина. Ну и Анна Шуваева, конечно.

Важно, что Алессандра Джунтини не остановилась на одной лишь пародии. Её герои летят, подхваченные метелью, дальше. Все без исключения. Им на помощь приходят светящиеся контуры декораций и реквизита, включая светящиеся маски. Художник (Вера Соколова) в этом спектакле очень важная фигура, отвечающая за красоту.

Была метель, и прошла.

в фотошопе уже есть action "метель" (Blizzard в англицком) . плохонький, правда, как мне кажется. откройте палитру Actions щелкните маленький треугольничек меню в правом верхнем углу, выберите Image Effects (не помню, как в русском - эффекты изображения наверное) и в списке найдите этот Blizzard-метель. Запустите его - кнопка Play внизу палитры.
А правильнее будет соединить первый урок, который дал Дима Евсеенков с советом Дмитрия Колесникова, на мой взгляд))

Вот здесь подробно описано, только надо зареристрироваться. На этом ресурсе полно уроков про создание метели

Искусство сегодня проявляется в самых разнообразных формах. Одним из его частых атрибутов является цена, на которой, к примеру, ставятся спектакли в театре или группа играет свой концерт. И здесь само освещение становится частью искусства, оно может влиять и влияет на силу восприятия зрителями увиденного.

Освещение сцены требует грамотного и профессионального подхода, который включает не только правильное размещение светильников, но и выбор требуемого оборудования (прожекторы, софиты и т.д.). Без этого не получится создать своими руками подсветку сцены ни в театре, ни для актового зала или всего дома культуры. О том, чем нужно руководствоваться при самостоятельной организации освещения сцены самых разнообразных сооружений, расскажет наша сегодняшняя статья.

Принципы, которым необходимо следовать

Сценическое освещение представляет собой искусственный тип подсветки, но здесь существует большое количество нюансов, о которых стоит знать. Для того чтобы освещение на сцене дома культур или концертного зала соответствовало нормам и правилам, существуют конкретные принципы, которым нужно следовать. К ним относятся:

  • световое освещение здесь не является отдельным элементом. Оно служит основой для создания с его помощью визуального образа. Этот образ должен подчеркнуть в наиболее выгодном свете все, что происходит на сцене любого культурного сооружения (актового или концертного зала дома культуры и т.д.);
  • схема, по которой размещается световое оборудование (потолочные лампы, софиты, прожекторы и т.д.), должно учитывать специфику происходящего на подмостках;

Обратите внимание! Освещения сцены всегда должно отражать происходящее на ней. Иначе оно будет неуместным и не сможет в полном объеме осветить происходящее. Например, для рок-концерта и выступления народных артистов нельзя использовать одну и ту же схему освещения.

Возможный вариант освещения концертной сцены

Освещение концертной сцены

  • оценка габаритов. Для актового зала, дома культуры и других небольших площадок стоит использовать не очень мощное осветительное оборудование (прожекторы, софиты и т.д.). А вот для огромных залов может создаваться многоуровневая световая система, состоящая из большого количества оборудования;
  • отсутствие монотонности во время представления или концерта. Для того чтобы разнообразить световое сценическое освещение используется разное оборудование. К примеру, софиты, потолочные или настенные прожекторы и т.д. При этом обязательно следует учитывать особенности сцены актового или концертного зала. Благодаря этому принципу получается длительное время удерживать внимание зрителей на происходящем.

Стоит отметить, что для дома культуры и актового зала, освещение может быть как главным, так и дополнительным элементом. К примеру, при выступлении музыкантов большее значение будет играть акустика помещения, а световое сопровождение будет лишь дополнением.

Назначение сценической подсветки

Ориентируясь на приведенные выше принципы, можно своими руками организовать правильное световое сопровождение для различного рода представлений, театральных выступлений или концертов.
Прежде всего нужно знать, что используемое оборудование (прожекторы, софиты и прочее) должно отвечать определенным требованиям:

  • создавать необходимый уровень освещенности;
  • соответствовать требованиям ГОСТа;
  • быть безопасным для людей;
  • иметь простое обслуживание;
  • иметь высокую четкость подсветки, которая при необходимости позволяет рассмотреть даже незначительные детали;
  • потреблять минимум электроэнергии.

Источники света над сценой

Осветительное оборудование сцены

При этом все оборудование, включая софиты и прожекторы, должны выполнять соответствующие функции:

  • создать качественный и мощный световой поток;
  • формировать необходимую атмосферу, чтобы добиться у публики правильного настроя;

Обратите внимание! Световое освещение на сцене и в зале должно иметь возможность по мере разворачивания действия смещать световые акценты.

  • подчеркивать все действия, происходящие на сцене, чтобы они были видны со всех ракурсов и углов;
  • четко подсвечивать различные элементы: декорации, исполнители, оркестр и т.д. При этом само оборудование (прожекторы и софиты) может подсвечивать различные сценические элементы, в зависимости от надобности. К примеру, световой оператор в течение выступления может менять направленность светового потока, который излучают прожекторы.

Как видим, большую роль в организации освещения на сцене играет именно оборудование и все, что касается его размещения и использования.

Варианты освещения

Сегодня, в зависимости от различных факторов, световое оформление может реализовываться следующими способами:

  • с помощью одного источника света. Им может быть один мощный прожектор;
  • с помощью нескольких, а то и целой группы, источников света. Обычно в данной ситуации используется разнообразное оборудование (например, прожекторы и софиты).

Использование того или иного способа подсветки определяется несколькими параметрами:

  • габариты помещения (актового или концертного зала);

Вариант освещения актового зала

Освещение актового зала

  • предназначение: для проведения концертов, детских утренников, театральных выступлений и т.д.;
  • уровни освещенности, прописанные в регламентирующей документации для данного типа помещения (актового или концертного зала и т.д.);
  • технические характеристики, которые имеет используемое оборудование (софиты, прожекторы и т.д.);
  • мощность используемых источников света. Здесь можно использовать разнообразные источники света: светодиодные, люминесцентные, галогеновые и другие типы лампочек.

Рассмотрим каждый вариант подсветки более детально

Освещение одним источником света

Одинарный источник освещения

Освещение одним источником света

Данный вариант имеет достаточно сложную реализацию, так как требует щепетильного подбора оборудования по мощности.

Для того чтобы полноценно осветить площадь любого зала, осветительное оборудование в виде одного светильника (к примеру, прожектора) должно размещаться на значительном расстоянии от него. При этом световой поток, который излучает такой светильник, будет неуправляемым. Поэтому ни о каких световых акцентах в данном случае говорить не приходиться.

Обратите внимание! Максимально эффектно прием с использованием одного источника света будет смотреться, когда на площадке присутствует один исполнитель. В такой ситуации удастся акцентировать весь свет на нем, реализуя все задачи.

Но более актуальным и распространенным вариантом организации подсветки концертного или актового зала является использование нескольких источников света.

Освещение несколькими источниками света

Главным принципом сценического освещения является правильное соотношение размера осветительного прибора с получающейся от него тенью. Этого, в максимально полном объеме, можно добиться лишь в ситуации с использованием в системе освещения нескольких видов осветительного оборудования (например, софиты и прожекторы).

Обратите внимание! Чем меньше будет источник света, тем более резкой получится тень и наоборот. Резкость тени будет повышаться при увеличении расстояния от источника света.

Множественные источники света

Освещение несколькими источниками света

Полноценное освещение сцен имеет несколько планов:

  • передний и задний;
  • верхний и нижний;
  • боковой;
  • сочетающийся.

Каждый план системы освещения может быть реализован следующими видами осветительного оборудования:

  • точечные светильники. Это могут быть софиты, сканеры, прожекторы, приборы полного вращения и прочие;
  • световые панели, куда вмонтированы несколько источников света, которые к тому же имеют возможность давать световой поток в требуемом направлении.

Художественная подсветка

Работа художника по свету

Использование нескольких типов светильников дает возможность художнику по свету создать определенную схему подвески для каждого конкретного случая. Благодаря подвижности осветительных приборов он может быстро менять акценты, создавать тени или наоборот, освещать все пространство и т.д. Такие возможности являются незаменимыми практически при всех сценических действах.

Подходы к использованию светильников

Для того чтобы создать полноценное освещение на сцене, существует несколько подходов к использованию сразу нескольких типов осветительных приборов:

  • задействование определенной группы светильников для каждой отдельной сцены;
  • применение одного светового оформления для всех сцен;
  • использование дополнительных групп светильников наряду с основной подсветкой.

Вариант освещения концертного зала

Вариант сценического освещения

Использование разных вариантов светильников позволит подобрать художнику по свету оптимальный вариант подсветки.

Кого и что необходимо освещать

На сценах, в зависимости от типа помещений, в которых они установлены (дом культуры, концертный или актовый зал), могут происходить различные действия. Но, несмотря на это, обязательно нужно освещать:

Обратите внимание! Схемы освещения солистов и исполнителей для концертов, актовых залов и театров будут различными, так как они предназначаются для разных целей.

Световое выделение солиста

Подсветка солиста на сцене

Наряду с этим необходимо создание раздельного освещения сцены. Она включает в себя переднюю часть площадки, а также ее среднюю и заднюю часть. Очень часто они дополнительно разбиваются на отдельные участки.

Обратите внимание! Желательно, чтобы количество этих участков было нечетным.

В результате такого деления получается матричная структура, которая может состоять из 9 и более участков. Все зависит от площади пространства — количество участков может доходить до нескольких сотен. Такое деление необходимо для того, чтобы каждый световой прибор мог освещать свой конкретный участок.

Варианты схем сценического освещения

Как уже отмечалось ранее, схема освещения сцены может быть различной. Все зависит от размеров помещения, где она располагается, а также от количества установленных светильников. В качестве примера основного типа освещения может использоваться следующая схема.

Световое оформление сцены

Схема организации основного освещения сцены

Как видим, в данной ситуации использовались такие варианты светильников:

  • контрсофит для подсветки исполнителя;
  • рампа – для подсветки лица исполнителя;
  • софиты – они размещаются над площадкой, обеспечивая бестеневое освещение;
  • задники – создают фон.

А боковое освещение может организовываться по такой схеме:

Боковое освещение сцены

Схема для бокового освещения

Данная схема реализуется следующим оборудованием:

  • ложа – освещает передний план сцены;
  • портал – освещают глубь сцены;
  • боковые подсветы – дополняют порталы, обеспечивая объемное освещение.

Это основные, базовые варианты, но наряду с ними есть и другие схемы, которые также с успехом используются.

Заключение

Для того чтобы качественно и, главное, правильно организовать освещение на сцене, необходимо придерживаться определенных принципов и также рекомендаций. Также стоит правильно подобрать осветительное оборудование и расположить его по определенной схеме. Только таким образом можно добиться качественной подсветки сцены в любой ситуации.

IMG_1948

Я очень люблю снегопад. Снежинки, кружащиеся в воздухе, создают неповторимое настроение праздника, уюта. Воздух становится объемным и осязаемым. Когда идет снег, приятно тихонько посидеть у окна, укутавшись в мягкий плед с чашкой горячего глинтвейна. Здорово выйти на улицу и половить снежинки на пушистый воротник и рукавички. Но сегодня я хочу рассказать о том, как в снегопад можно еще и отлично поснимать, не навредив при этом ни аппаратуре, ни тонкому вкусу будущих ценителей вашего творчества.
1.

Существуют два основных способа съемки летящего снега: на короткой выдержке, чтобы заморозить или минимально размазать снежинки в полете, и со вспышкой на выдержке любой протяженности.
Рассмотрим вначале первый способ:
Снег обычно летит довольно быстро, особенно в ветреный день, поэтому этот способ лучше всего использовать, когда снежинки крупные и падают достаточно медленно - как бы парят в воздухе. Желательно абсолютно спокойная погода. В таких условиях выдержка может варьироваться от 1/500 до 1/800. Если есть ветер или снежинки мельче и сыплются быстро подойдет выдержка от 1/1000 и короче. При более длинных выдержках матрица не успевает зафиксировть снег в кадре - фотография выглядит как в обычный пасмурный день. При выдержке 1/400-1/500 снег может получится в кадре в виде белых линий, это может придать динамику снимку, но при этом снег выглядит не очень естественно. Лучше всего снежинки при этом типе съемки видны на темном фоне (как вы видите на фото), со светлым небом они сливаются. Следует также помнить, что при таких коротких выдержках в пасмурный день сцена может выглядеть недоэкспонированной, поэтому следут повышать значение ISO, около 640 обычно бывает достаточно.
2.

3.

Второй способ:
Съемка со вспышкой. При съемке со вспышкой можно снимать даже очень быстро летящий снег, при этом камера фиксирует снежинки, пролетающие в непосредственной близости от объектива, поэтому они выглядят крупнее. Также в данном случае фон не имеет значения - снежинки прорисуются даже на фоне облачного неба. Для такой съемки камеру переводим в режим приоритета диафрагмы, выставляем компенсацию экспозиции вспышкой на значении от +2/3 до +3 и желательно устанавливаем камеру на штатив, потому, что в снегопад освещенность обычно недостаточная даже днем, следовательно выдержка может быть довольно длинной. Значение ISO 100.
4.

В зависимости от мощности вспышки и заданного значения компенсации экспозиции снег может выглядеть в виде круглых крупных шариков (высокая мощность, компенсация экспозиции от +2), иногда в виде коротких белых полосок (более низкая мощность, дробное значение компенсации экспозиции). Сравните варианты на фото 5.
5.

снег

Во время снегопада в подавляющем большинстве случаев солнце спрятано за тучами, и картинка часто выглядит по цвету монотонной. Бывает неплохо захватить в кадр какой-либо объект теплого оттенка (оранжевый домик на фото 6).
6.

Однако, по-моему не менее эффектно выглядят снимки в снегопад переведенные в чб с холодным тонированием. Голубые и синие тона добавят атмосферности зимней сцене.
7.

8.

Хорошим решением будет также найти фонарь или другой источник искусственного света (освещенное окно, витрину, фары машины). В таком случае диафрагму стоит максимально зажать, чтобы получить симпатичные острые лучики-звездочки от источника света.
Во-первых, такой источник подсветит снежинки и отделит их от фона и друг от друга - контровой свет (источник света позади объекта съемки) может создать удачный золотистый ореол вокруг каждой снежинки; во-вторых такой свет добавит интересный теплый акцент в, как правило, полностью холодную (сине-голубовато-серую) тональность сцены. Контраст между цветовой температурой источника света и окружающей зимней картинкой бывает удачно подчеркнуть, используя совмещение двух кадров с разной цветовой температурой: на одном температура выставляется автоматически по источнику света, на другом вручную - на режим "вспышка" или опытным путем подобрать оптимальное на ваш вкус число цветовой температуры (выше 4000 К). На первом фото внизу (№8) вы видите сцену в исходной тональности. Вторая фотография (№9) представляет собой уже составленное из двух кадров изображение.
9.

10.

Последнее о чем хочется рассказать, как уберечь камеру в снегопад.
Во-первых, если снег сухой, на улице сильный мороз и снежинки не очень крупные, достаточно просто сразу прятать камеру в сумку после съемки и отряхивать ее кисточкой от снежинок.
Если снег мокрый и крупный, необходимо спрятать аппарат в кулек или защитный кофр, оставляя объектив открытым. Я иногда использую обычный зонтик - камера установлена на штатив, а зонтик я просто держу над ней.
Удачных и волшебных вам зимних снимков, и не стоит сидеть дома, только потому, что на улице идет снег!

Читайте также: