Как сделать метафору

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

В этом видео я расскажу о четырех шагах, которые позволяют выстроить удачную метафору, идеально вписывающуюся в ваш текст (расшифровку читайте ниже).

Основные мысли, изложенные в видео

Метафора работает она по следующему принципу:

Вы “берете взаймы” воспоминание, уже существующее в голове у читателя, и привязываете к нему образы из вашего произведения. В результате эмоции, относящиеся к тому, давнему опыту, переносятся на ваших героев.

Пример

Неудача — это специя, которая придает вкус успеху.

Трумен Капоте

Здесь автор позаимствовал наш прежний опыт, связанный с вкусной едой, и переложил читательские эмоции на понятия “неудача” и “успех”.

Как выстроить метафору

Шаг 1. Какую эмоцию мы хотим проиллюстрировать?

Шаг 2. С чем ассоциируется эта эмоция — с точки зрения ощущений, цвета, запаха, звуков и т.п.?

Шаг 3. Что объединяет эти ассоциации? Ищем закономерности и выбираем наиболее подходящий образ.

Сперва давайте разберёмся, о чём вообще идёт речь. Что это за тропы и куда они ведут?

Троп (от греческого τρόπος — оборот) - это слово или выражение, которое используется в переносном значении, чтобы усилить, разнообразить речь. Не будь тропов, наша речь была бы похожа на словарную статью или, ещё хуже, на какие-нибудь нормативные акты.

Вот в этих случаях тропы не используются вообще, потому что законы, словари, всякие инструкции, дела и справки должны быть не образными, а как можно более конкретными, не допускающими разночтений. Во всех остальных случаях: в разговоре, в литературе, в публицистике, авторы насыщают речь разнообразными тропами и фигурами. Это делает речь более художественной, выразительной, интересной, насыщенной.

К тропам относятся такие приёмы, как метафора — мы подробно расскажем про неё ниже, а также метонимия, эпитет, гипербола, сравнение, эвфемизм и так далее.

Метафора

Итак, перейдём ближе к теме. Концепция метафоры дана ещё Аристотелем, а это было довольно-таки давно. Тогда и зародились лексикология и филология. И большинство терминов заимствованы в современный русский язык именно из древнегреческого.

Аристотель

Аристотель

Функции метафоры

Учёным-лексикологам нужно не просто определить понятие. Им нужно ещё подробно описать, какие функции оно выполняет, с какой целью употребляется и существует. В своём исследовании в 1992 году В.К. Харченко выделил целых 15 (!) функций метафоры. Основными же, как говорит курс средней школы, являются текстообразующая, жанрообразующая и стилеобразующая функции.

Метафора

Метафора "Золотые руки"

Иными словами, с помощью метафор можно придать тексту окраску, присущую какому-то отдельному жанру, стилю. Что касается текстообразующей функции, то существует мнение, согласно которому именно метафоры создают подтекст (содержательно-подтекстовую информацию) любого произведения.

Метафора

Метафора "Серебряные волосы"

В разных контекстах метафоры могут нести различные функции. Например, в поэтических текстах они чаще всего несут функцию эстетическую. Метафора должна украшать текст и создавать художественный образ. В научных текстах метафоры могут иметь эвристическое (познавательное) значение. Это помогает описать, осмыслить новый объект исследования через знания об известных, уже описанных объектах.

Метафора

Метафора "Осень жизни"

Как создать метафору?

Самые длинные русские слова: от чисел от химических формул

На самом деле, писатели и поэты тратят часы, чтобы найти удачную метафору: меткую, образную, цельную. Не случайно мы так восхищаемся работами классиков литературы. Например, возьмём известное стихотворение Фета:

Как видно, в обоих четверостишиях не просто повествуется о каком-то явлении или человеке, а создаётся его объёмный, яркий образ, воплощающий мысль автора, передающий её красочно и художественно.

Метафора

Метафора "Плакала трава"

Так вот для чего нужны метафоры — для создания образов! Метафорами мы не просто украшаем речь, а создаём картинку для слушателя или читателя. Представьте речь без метафор как карандашный набросок, а обогащённую выразительными средствами — как объёмное изображение, и вы поймёте смысл метафоры.

Какие бывают метафоры?

В современном языкознании различают два вида метафор: диафору и эпифору.

Метафора

Метафора "Цветок Луны"

Примеры диафоры: “цветок луны”, “медоточивые уста”, “лить бальзам на душу”. Видно, что понятия для сравнения взяты из разных сфер, поэтому такие высказывания нельзя воспринимать буквально, но в контексте произведения их смысл станет ясным, добавив тексту выразительности и красоты.

Эпифора (стёртая метафора) - это привычное выражение, часто клишированное, которое мы уже не всегда воспринимаем как метафорическое. Например: “лес рук”, “как по маслу”, “прирасти к месту”.

Метафора

Метафора "Лес рук"

К эпифоре близка метафора-формула — ещё более стереотипная конструкция, которую уже вряд ли возможно сделать нефигуральной. Примеры: “ручка двери”, “носок ботинка”, “еловая лапа”. Метафоры также различаются по составу на развёрнутые и простые:

Простые метафоры состоят из одного слова, использованного в переносном значении, или фразеологизма: “сводить концы с концами”, “твои глаза — океан”.

Метафора

Метафора "Твои глаза — океан"

Другие тропы, которые относятся к метафорическим

К метафорическим относят тропы, в которых используется перенос смысла с одного слова на другое.

Гипербола (преувеличение): “я в сотый раз повторяю”, “миллионы человек не могут ошибаться”. Это именно те случаи, когда для усиления послания мы прибегаем к намеренному преувеличению масштабов. Мы не считали, действительно ли что-то говорим в сотый или всего лишь в десятый раз, но использование большого числа делает наше послание как будто более веским.

Метафора

Метафора "Этот дом похож на замок"

Простое сравнение: “этот дом похож на замок”. Мы видим перед собой просто дом, который просто похож на замок.

Олицетворение: “луна скромно сбежала за тучку”. Заведомо неодушевлённый предмет (луну) мы наделяем человеческими качествами (скромность) и приписываем человеческое поведение (сбежала). На этом приёме основано огромное количество детских сказок со всеми их Михаилами Иванычами, Лисичками-сестричками и Зайками-побегайками.

Метафора

Метафора "Луна скромно сбежала за тучку"

Метафора

Метафора "Советский солдат победоносно возвращается с войны"

Иногда к метафорическим тропам относят и аллегорию. Многие учёные не соглашаются с этим, относя её в отдельную категорию. Тем не менее, мы можем тут упомянуть о ней, потому что аллегория — это тоже представление одного понятия через другое. Но аллегория более всеобъемлюща, так например, на ней строится почти вся мифология. Аллегория — это представление понятия или идеи через определённый художественный образ. Все древние боги по сути — аллегории. Гром и молнии — это Перун, Зевс, Юпитер; война — Арес, любовь — Афродита, солнце — Ярило и так далее. Многие произведения являются аллегориями. Например, многие учёные верят, что Библия и Коран — это чистые аллегории, которые нельзя воспринимать буквально.

Механизм конструирования метафоры можно представить как ряд мыслительных операций, где на первом этапе происходит возникновение авторского замысла и идет поиск объекта (основания метафоры), позволяющего автору выразить свою идею. При этом по ассоциации возникают образы и понятия, из них автор выбирает те, которые работают на его замысел.

Итак, чтобы создать метафору, в мыслительном процессе должны присутствовать такие качества творческого мышления, как гибкость и способность к переносу (аналогизирование). А чтобы метафора была необычной и красивой, нужны оригинальность как способность по-новому взглянуть на вещи и восприимчивость, т.е. видение оттенков и нюансов. Процесс метафоризации может осуществляться только при допущении возможности подобия в реальной жизни несопоставимых сущностей, т.е. этот процесс опирается на творческое воображение. При создании метафоры проявляется тесная связь воображения и мышления: именно посредством оригинального и независимого мышления разум формирует осознанные представления и воображает нечто, в реальности не наблюдаемое.

Процесс создания метафоры состоит из последовательности творческих этапов и в целом требует от автора наличия комплекса качеств, являющихся компонентами креативного мышления.

Наличие компонентов творческого мышления при конструировании метафоры позволяет использовать этот процесс:

как показатель креативности;

для осознанного создания метафор;

как учебное задание для развития компонентов творческого мышления.

Алгоритм состоит из трех этапов (шагов):

1. Выявление признаков основного объекта.

Выпишите в столбик признаки объекта — существенные и несущественные.

2. Генерирование ассоциаций с целью поиска вспомогательного объекта.

Для каждого признака запишите те ассоциации, которые он вызывает. Поищите эти ассоциации в природе, в технике, в быту, среди сказочно-фантастических персонажей и объектов, в сфере деятельности человека.

3. Перебор вариантов для выбора необходимого сочетания признаков.

Из всех слов, которые вы написали, выберите те слова, которые помогут вам в осуществлении замысла — создать художественный образ объекта.

Выпишем в столбик признаки объекта:

самая длинная сторона треугольника;

зажата (ограничена, замкнута) катетами или, наоборот, соединяет их;

всегда напротив прямого угла.

Запишем ассоциации, возникающие по аналогии от каждого признака объекта, и образные аналогии, связанные с каждым признаком.

Варианты образных аналогий:

Принципиальная линия (всегда только против прямого угла).

Волшебная палочка превращает прямой угол в треугольник.

Гипотенуза, подобно весеннему лучу солнца, создала треугольник и пробудила к жизни геометрию.

Теперь можно сказать:

Бессонная ночь между катетами.

Отсюда могут возникнуть образные аналогии:

Третий, который не лишний.

Любовь, которая создала треугольник.

Тогда гипотенуза — это прямой угол в Зазеркалье.

В жизни много прямых углов, но мало гипотенуз.

Необходимо еще раз отметить, что метафорический процесс всегда субъективен, он отражает субъективное отношение автора к выбору вспомогательного объекта. А яркость создаваемых образов определяется диапазоном объектов и явлений, с которыми могут быть установлены связи, а также богатством и глубиной чувств, т.е. эмоциональным отношением, поэтому при создании метафоры очень важны интеллектуальный опыт автора, его индивидуальность.

You are currently viewing Как придумать метафору и зачем она нужна в убеждении?

Как придумать метафору и зачем она нужна в убеждении?

Крашеные яйца смысла не меняют, но есть их вкуснее.

Метафоры возбуждают воображение. Вы произносите матафору — Бац! – и она превращается в яркие картинки, вызывает эмоции, чувства, притупляет логическое мышление слушателя. Что это для нас значит? То, что слушатель становится более внушаемым и вырастает вероятность того, что он примет то решение, которое нужно нам. (Кстати, тут вы можете прочитать о еще одном приеме для того, чтобы с вами соглашались). Именно поэтому многие хорошие ораторы, политики, ведущие так активно пользуются этим приемом – метафорой.

Ну а если метафоры так прекрасны, то нужно учиться их составлять.

Как?Да запросто. Просто берешь и называешь жизнь – дорогой, любовь – огнем, книгу – миром. Но как же так вдруг придумать, что жизнь можно сравнить с дорогой?Ну, во-первых, многие образы уже есть в нашей голове, нужно просто немножко подумать. Мы ведь много читаем (особенно те, кто хочет уметь красиво говорить), много знаем и у нас у каждого есть какой-то свой опыт.

Если же метафоры сразу в голову не приходят, то давайте попробуем найти их.

1. Определитесь с тем, какую эмоцию вы хотите вызвать у слушателя?

Задание. Допустим, вам нужно рассказать о том, как полезны метафоры. Какие чувства будете будить у слушателя? С чем сравните метафоры?

2. С чем ассоциируется то, к чему вы хотите придумать метафору?

Задание. С чем у вас ассоциируется одиночество? Или нелюбимый начальник (если такой есть).

3. Какие есть общие свойства у двух разных предметов?

Если же все равно никак ваша фантазия не может родить метафору (это, кстати, тоже метафора), то обращайтесь за помощью к художественной литературе и живописи.

Если читаете что-то, то старайтесь искать метафоры, выписывать их и находить в течение дня возможность, чтобы ввернуть это сокровище в свою речь. Если так тренироваться каждый день, то постепенно вы сможете с легкостью придумывать образы самостоятельно.

Когда же вы ходите в музеи и картинные галереи, то читайте описание произведений искусства. Там всегда объясняют то, что хотел сказать автор. Присматривайтесь к картине, и ищите эту художественную метафору.

Ну, и в конце вот вам набор достаточно популярных метафор. И хоть они у всех на слуху, но если парочку из списка вы вставите в свою речь, то она от этого только выиграет.

Вам также может понравиться

Read more about the article Как вести себя с теми, кто все время перебивает

Как вести себя с теми, кто все время перебивает

Как правильно формулировать мысль

Как создавать большие метафоры 2022

Основы о метафорах

Примеры метафор

  • Любовь - поле битвы.
  • Боб - картофель-кушетка.
  • Ребенок, ты фейерверк.
  • Я титан.

Зачем использовать метафоры?

Метафоры могут оживить ваши слова. Часто вы можете использовать метафору, чтобы сделать ваш объект более релевантным для читателя или сделать сложную мысль легче понять. Они также могут оказать огромную помощь, если вы хотите улучшить свое письмо с помощью изображений. Как обычная фигура речи, метафоры появляются повсюду от романов и фильмов до выступлений президента и даже популярной музыки. Когда они особенно хороши, их трудно пропустить.

Знаменитые метафоры знаменитых людей

Упражнение метафоры

Это упражнение, адаптированное из книги Линней Джонсон в своей книге Практика поэзии, , является хорошим отправным местом, если вы хотите практиковать написание метафор.

Хотя на самом деле для поэтов это полезно для всех, кто хочет сосредоточиться на образном языке. Даже если ни одна из этих точных метафор и сходств не появится в вашем письме, ваш мозг с большей вероятностью сможет придумать их, естественно, после разогрева упражнения. (Не стесняйтесь проконсультироваться с этими примерами метафоры, прежде чем выполнять упражнение.)

Чтобы максимально использовать упражнение, не беспокойтесь о том, чтобы придумать что-то совершенное. Просто пиши. Идея состоит в том, чтобы заставить ваше подсознание сделать новые связи более новым, более творческим. Завершите каждую фразу ниже с помощью любой метафоры или сравнения сразу.

  1. Синяя краска пролилась на дорогу, как ___________________________.
  2. Отмененные чеки в заброшенном вагоне метро

Как создавать визитные карточки для студенческих стажеров

Как создавать визитные карточки для студенческих стажеров

Визитные карточки предлагают студентам возможность продавать себя и демонстрировать элемент профессионализма потенциальных работодателей.

Общие метафоры и симили добавить цвет в ваше письмо

Общие метафоры и симили добавить цвет в ваше письмо

Общие метафоры и сравнения знакомы читателям, поэтому они обладают высокой коммуникационной способностью. Вот как использовать их для хорошего эффекта.

Как правильно использовать метафоры и избегать клише

Как правильно использовать метафоры и избегать клише

, Метафоры - эффективные инструменты для написания, но они могут также бомбить при неправильном использовании. Вот как избежать использования клише.

Читайте также: